Стимул это что такое Стимул: определение — Психология.НЭС
Стиль эмоциональной коммуникации СТИМУЛ КЛЮЧЕВОЙ

Стимул

Найдено 18 определений термина Стимул

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Стимул

цель, которая дает мотивацию.

Оцените определение:

Источник: Психология общения. Глоссарий по книге

стимул

(от лат. stimulus – острая палка, которой погоняли животных) – внешнее воздействие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Стимул

stimulus) Словом С. (раздражитель) обозначается все, что оказывает воздействие и производит эффект. Психология изучает чел. как субъекта (person), пытаясь объяснить, каким образом индивидуум ведет себя как единое целое. Как ученый, психолог изучает челов. активность на индивидуальном уровне, в том виде как она детерминирована физ., физиолог., фармакологическими и др. энергетическими явлениями внутри индивидуума и явлениями, вызванными внешними событиями. Определение стимула в психологии должно соответствовать этому. Челов. организм чувствителен к ограниченному количеству видов энергии. Эта чувствительность опосредована десятью чувствами или модальностями ощущений, а именно: хим. ощущениями вкуса и запаха; механическим ощущением проприоцепции в мышцах и сухожилиях; тактильными, болевыми и температурными рецепторами кожи; зрением, активируемым световым излучением, и слухом, активируемым энергией механических колебаний в ограниченном диапазоне частот. Существует также то, что называют общим хим. чувством, функции к-рого редко изучались. Хотя эти модальности можно изолировать друг от друга в условиях эксперимента, в повседневной жизни они функционируют в группировках, называемых перцептивными системами. Дж. Дж. Гибсон первым описал эти системы как зрительную, слуховую, обонятельно-вкусовую (запах-вкус), гаптическую и вестибулярную. С. X. Бартли привлек внимание к гомеостатической системе, к-рую не удавалось описать как систему, хотя в течение многих лет ее компоненты по отдельности выделялись физиологами. Концепция перцептивных систем яв-ся составным элементом предположения о том, что причина - следствие (стимул - реакция) - это такое отношение, к-рое подразумевает гораздо большую активность внутри организма вследствие воздействия энергии на органы чувств, чем это проявляется в явной форме. Чтобы перцептивная система действительно была системой, отдельные сенсорные модальности определенного вида должны взаимодействовать друг с другом на нейронном уровне, хотя терминология маркирует только ведущий сенсорный отдел в этой системе. Прослеживая разветвления внутренних причинно-следственных цепей активности, психологи используют термин "стимул" так, как его использовали бы физиологи. Только при достижении конечного результата, персоналистической (личностной) реакции, становится применимым психол. ярлык стимула. Эймс ввел полезное разграничение. Он назвал энергию, достигающую органов чувств, воздействием (impingement). В некоторых случаях, эффект воздействия не выходит за пределы самого органа чувств. Следовательно, для целей физиологов, воздействие можно назвать стимулом, когда оно приводит к результатам той категории, к-рая составляет часть предмета их науки. Тем не менее для психологов воздействие не эффективно, если оно не переходит в те последствия, которыми интересуются психологи. Оно не создает действий организма как субъекта. Однако, если это произошло, входной сигнал явился стимулом, будучи одновременно простым воздействием. Некоторые психологи стали разграничивать дистальные и проксимальные стимулы. То, что они называют дистальным стимулом, есть по сути воспринимаемый объект. Хотя наблюдатель действительно видит объекты, они не яв-ся причинами видения, но только его результатами или содержанием. Проксимальные стимулы - это виды энергии, достигающей органов чувств, и потому - потенциальные стимулы. Они становятся актуальными стимулами, когда энергия производит эффект за пределами рецепторов органа чувств и вызывает в итоге личностную реакцию. Лучше называть их воздействиями (impingements), если результат не распространяется дальше органа чувств. См. также Зрение, Слух С. X. Бартли

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

СТИМУЛ

лат. stimulus - остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) - воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию.

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

СТИМУЛ

воздействие, обусловливающее динамику состояний психических индивида (реакцию) и относящееся к ней как причина к следствию. В физиологии и психофизиологии это понятие тождественно понятию раздражения.

В бихевиоризме отношения между стимулом и реакцией понимались механистически: к стимулам относились преимущественно изменения среды (внешние воздействия), а к реакциям - двигательные ответы организма.

В действительности стимул - это побуждение, эффект коего опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями и пр. Стимул не тождествен мотиву, хотя иногда может превращаться в него.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

СТИМУЛ

внешнее побуждение активности работника, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, интересами, стремлениями и т.д.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

СТИМУЛ

англ. stimulus).

1. Физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор).

2. Проксимальный С. (термин Дж. Гибсона) - физическая энергия, на которую реагирует орган чувств в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой. См. Дистальный стимул.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Стимул

Термин с трудом поддается определению, хотя и является центральным в области научной психологии. Стимулы обычно имеют следующие характеристики: - Обладают физической реальностью (например, звуки или запахи). - Могут стимулировать органы чувств воспринимающего организма. - Должны вызывать некую реакцию организма. - Имеют преимущественно внешнее происхождение, но могут, в определенных пределах, возникать в самом организме. Среди стимулов, удовлетворяющих этим критериям, можно назвать события в окружающей среде (тепло или шум) и телесные ощущения (боль или дискомфорт).

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

СТИМУЛ (S)

Попытки многих психологов дать точное определение этого термина оказались неудачными. Так как это основной термин в теоретическом направлении, которое, исторически, рассматривается как одно из наиболее объективных из порожденных психологией (см. теория стимула-реакции), можно было бы ожидать, что появится относительно однозначное определение этого термина или, по крайней мере, хотя бы общепринятый способ его употребления. Увы, ни того ни другого обнаружить не удалось. Однако среди различных значений и моделей употребления, приведенных ниже, можно выделить несколько общих моментов: (а) стимул должен характеризоваться, или в принципе иметь возможность характеризоваться, в физических терминах – призрак не может быть стимулом; (б) стимул должен находиться в диапазоне восприятия рассматриваемого организма – звуковой тон в 40 000 Гц может быть стимулом для летучей мыши, но не для человека; (в) стимул должен вызвать реакцию со стороны рецептора, или должен возбуждать или "стимулировать" некоторое действие или поведение организма и (г) стимул должен быть внешним, либо по отношению к самому организму, либо к некоторой внутренней, но ограниченной части организма. Помня об этих моментах, рассмотрим шесть наиболее распространенных значений этого термина, от наиболее общего до наиболее специфического. 1. Что-либо (то есть любое событие, любое происшествие, любое изменение в предмете, любой образ восприятия или понятие, внутреннее или внешнее), что воздействует на организм так, что его поведение изменяется некоторым заметным образом. Хотя во всех следующих определениях содержится попытка ограничить область определения этого термина в той или иной степени, в конечном счете, это чрезвычайно всеобъемлющее определение представляет коннотативное значение, которое имеется у этого термина почти неизменно. Обратите, однако, внимание, что, как и термин реакция, он часто употребляется с уточняющими словами, которые вводятся для того, чтобы определить пределы применения этого термина. 2. Любое событие или изменение в событии, которое возбуждает организм или приводит его в состояние готовности. Это значение предпочитается некоторыми потому, что несет в себе первоначальный смысл термина стимуляция (2). 3. Любое изменение, достаточное для того, чтобы возбудить рецептор или рецепторную систему. Это значение чаще всего встречается в исследованиях сенсорных процессов и иногда в изучении восприятия. 4. Сигнал к действию. Здесь фокус определения приходится на роль стимула как сигнала или инициатора поведения. 5. Некоторое психическое или внутреннее событие, которое провоцирует или побуждает организм, побуждение. Это значение редко встречается в научных работах, но оно распространено в популярных текстах. 6. Обстоятельства окружающей среды, регулярно представленные во время возникновения определенной реакции. Это определение предпочитается скиннеровскими бихевиористами, потому что акцент здесь делается на объективной, физической среде; например, см. различительный стимул, вызывающий стимул, подкрепляющий стимул – термины, которые отражают это значение. В заключение обратите внимание, что в любом или всех этих определениях имеется теоретически важный вопрос, который замалчивается. А именно какова связь между физическими характеристиками стимула в объективной форме и во внутреннем представлении этого стимула в организме? На этот вопрос нет простого ответа, но есть специализированные термины, значения которых отражают попытки найти этот ответ. Например, см. адекватный стимул, функциональный стимул, неадекватный стимул, закодированный стимул.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Стимул (stimulus)

Событие, которое запускает специфическое поведение или управляет им. )

Источник: Теория и практика семейной психотерапии. Глоссарий к книге

СТИМУЛ (STIMULUS)

начало коммуникации в какой-то отдельной трансакции (ответом на которую является реакция).

Источник: Современный транзактный анализ, глоссарий по книге

Стимул

от лат. - остроконечная палка, которой погоняли животных) - средство воздействия/влияния для побуждения к действиям, определенно¬му поведению. То есть стимулы - это внешние побудители (относительно «человека работающего», групп, коллективов) в труде, деятельности, ра¬боте.

Источник: Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Краткий словарь

СТИМУЛ

от лат. stimulus - букв. остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало] - побуждение к действию, побудительная причина

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

СТИМУЛ

от лат. stimulus — остроконечная палка, которой погоняли животных) — воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция] и относящееся как причина к следствию. В физиологии и психофизиологии понятие С. тождественно понятию раздражения. В бихевиоризме отношения между С. и реакцией понимались механически: к С. относились преимущественно изменения среды (внешние воздействия), а к реакциям — двигательные ответы организма. В действительности С. в психологии — это побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями и т. д. С. не тождествен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив. В инженерной психологии С. часто употребляется в значении, близком к понятию сигнала. В этом плане говорят об одномерном (который изменяется только по одному параметру; напр., положение стрелки на шкале прибора) и многомерном (который изменяется по двум или более параметрам) С; рассматривают С. различных модальностей (зрительные, слуховые, тактильные и др.); различают адекватный (соответствующий задаче или возможностям анализатора) и неадекватный (не соответствующий им) С. Часто используют понятие нервной модели С., под которой понимают отражение в нервной системе свойств действующего объекта (сигнала), а также понятие входного алфавита (алфавита С.) как алфавита сигналов, воспринимаемых оператором. Понятие С. изучается и используется также в психологии труда, которая участвует в решении задачи повышения уровня мотивации трудовой деятельности, от характера которой существенно зависит эффективность морального и материального стимулирования труда. Однако иногда здесь понятия мотив и С. отождествляют, хотя это не одно и то же. Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, он же является внутренней силой поведения. С.— это внешнее воздействие. Действие С. опосредовано психикой человека. Поэтому он лишь тогда становится реальной побудительной силой, когда он превращается в мотив. Поэтому важнейшей задачей психологии труда является изучение такого превращения, его механизмов, факторов и условий, влияющих на него.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Стимул

греч. stymulus – стрекало, остроконечная палка, которой погоняли животных) – 1. любое воздействие на организм, возбуждающее или изменяющее его поведение заметным образом. Синоним: Раздражитель; 2. любое воздействие на рецепторную систему, достаточное для ее возбуждения; 3. сигнал к действию; 4. некоторое внутреннее событие, играющее роль побуждения к действию. В психопатологии, например, это императивная галлюцинация; 5. в бихевиоризме – обстоятельства окружающей среды, регулярно представленные во время определенной реакции организма; 6. в психоанализе – согласно метапсихологии З.Фрейда, различаются внутренние и внешние стимулы. Внутренние стимулы рассматриваются как инстинктивные стимулы, приходящие изнутри организма и воздействующие на психический аппарат. Внешние стимулы представляются как сенсорные впечатления, получаемые из окружающей среды. Стимулы повышают напряжение, вызывают неудовольствие, которое ослабляется с помощью разрядки в соответствии с принципом удовольствия или принципом реальности. Термином стимульный барьер обозначается та часть психического аппарата, которая защищает Эго от чрезмерного возбуждения как со стороны внутренних, так и внешних стимулов. Предполагается, что травматические переживания разрушают стимульный барьер. Термином стимульный голод обозначается страстное желание возбуждения, поскольку считается, что живым организмам требуется оптимальное количество стимуляции, и они ищут его источники; 6. в этологии – сигнал особи (стимульный знак), который действует как стимул для дополняющего поведения другой особи того же вида. Улыбка и плач рассматриваются как наиболее важные стимульные знаки у человека.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

стимул

(от лат. stimulus – погонялка) – побуждение к действию, толчек, побудительная причина.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Стимул

1. Физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор). 2. Физическая энергия и информация, на которую реагирует сенсорная система в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой (Дж. Гибсон).

Источник: Материалы к курсу психология личности. В 2 ч.

Стимул

это любое событие, внешнее или внутреннее, которое изменяет поведение человека или животного (организма).

Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге

Найдено рефератов по теме Стимул — 0

Найдено книг по теме — 14

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности дифференцирования стимул-объектов разной сложности у полезависимых и поленезависимых исп

Сукталиева Э.В.
В статье представлены результаты реализованного автором в 2016 г. айтрекерного исследования особенностей дифференцирования стимул-объектов разной сложности полезависимыми и поленезависимыми испытуемыми. Выявлены статистически значимые различия в дифференцировке стимул-объектов разной сложности в группах испытуемых по доминирующему когнитивному стилю. Имеет место наличие превышения показателя среднего суммарного времени фиксации взгляда в зоне расположения стимул-объекта исключения. В целом итоги айтрекерной диагностики подтверждают гипотезу о причинно-следственной зависимости эффективности вычленения внешних полезных сигналов разной степени сложности от когнитивного стиля.
Скачать PDF

Использование задачи зрительного поиска для измерения субъективных различий между стимулами

Едренкин Илья Владимирович
В статье обсуждаются ограничения метода прямого оценивания различий при построении субъективных пространств различения стимулов. Предлагается новый метод, основанный на использовании «эффекта выскакивания» в зрительном поиске. Приводятся результаты его апробации и валидизации. В экспериментальном исследовании выявлено, что показатели эффективности зрительного поиска (время реакции и относительная частота ошибок) являются адекватными мерами различия между стимулами, монотонно связанными с субъективными оценками. Также обнаружено, что в задаче зрительного поиска ориентационные полоски различаются в трехмерном сферическом пространстве.
Скачать PDF

Изучение памяти методом двойной стимуляции

Мельникова Наталья Николаевна, Полев Дмитрий Михайлович
В статье описывается методика МДС, предназначенная для изучения уровня функционирования памяти через оценку глубины обработки информации при запоминании и основанная на процедуре исследования опосредованного запоминания Л.С. Выготского А.Н. Леонтьева. Предлагается классификация ассоциативных связей, используемых при запоминании, соответствующая трём уровням обработки информации, описанным в теории Ф. Крэйка и Р. Локхарта. Приводятся сведения о разработке и психометрической проверке методики МДС.
Скачать PDF

Влияние специально организованного стимулирования на изменение выраженности показателей самоактуали

Маркелов Владимир Иванович
В статье анализируется структура профессионально-творческой самоактуализации (ПТС) студентов. Приводятся результаты эксперимента по стимулированию процесса ПТС у студентов помогающих профессий. По результатам выполнения респондентами (N=126) Самоактуализационного теста (САТ) до и после эксперимента обнаружена эффективность лекционно-практической формы подачи стимулирующего материала; выявлены изменения в двух жизненных сферах личности - ценностной и самопринятии; между студентами очной и заочной форм обучения отмечены различия в независимости поведения и поступков от воздействия извне, в стремлении руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами.
Скачать PDF

Количественные показатели осознаваемой и бессознательной памяти, формирующейся на одни и те же стиму

Мещеряков В.П.
The author studies the dynamics of the threshold of visual stimulus identifying and detecting in regard to the estimated ones after its conditioned-reflexive remaining in memory by means of its momentary reinforcement by a stimulus of pain or, when sweet-deprived, by sugar. He establishes the fact of the forming and autonomous functioning of conscious and unconscious memory for complex characteristics of the consciously-remembered stimuli. In the responses of which one is aware, he distinguishes some unconscious components reflecting the processes of conscious and unconscious memory taken separately. The indices are revealed to reflect every individual process of remembering information and extracting it from unconscious memory. The author also ascertains it is only the consciously-remembered information that is forgotten. Awareness is substantiated to become localized in the vegetable cortex.
Скачать PDF

Место и роль оценочно-стимулирующей деятельности родителей в системе детско-родительских отношений

Елисеева Алла Сергеевна
В статье представлены результаты исследования оценочного акта, как основания для применения методов стимулирования ребенка в процессе семейного воспитания. Метод поощрения и наказания как оценочный акт рассматривается автором в системе детско-родительских отношений и выступает основой формирования стиля родительского воспитания, как образа действий по отношению к ребенку, где эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты являются неотъемлемыми чертами родительского отношения и оказывают прямое влияние на его формирование. В работе теоретические положения подтверждаются экспериментальными данными.
Скачать PDF

Профессиональное «Выгорание» как фактор, стимулирующий конфликтное поведение банковских специалистов

Мясищева Юлия Николаевна
Результаты исследования позволяют рассматривать профессиональный стресс как фактор, стимулирующий конфликтное поведение банковских специалистов, что позволяет использовать результаты исследования для изменения существующей системы профессионального отбора, расстановки персонала банка, занимающегося обслуживанием клиентов, а также способствуют разработке антистрессовых программ обучения с учетом специфики профессионального стресса в банковской среде.
Скачать PDF

Мотивация и стимулирование преподавателей

Корзенко Наталья Ивановна, Тимофеенко Марина Сергеевна
Рассматриваются преподавательская деятельность и ее мотивация. Также приводятся различные опросы преподавателей с целью выявления отличительных особенностей манеры преподавания. Изучается влияние мотивационного комплекса на профессиональную удовлетворенность.
Скачать PDF

Применение интеграционного моделирования управления качеством в мотивации и стимулирование персонала

Шабаев Андрей Владимирович, Сыщиков Владимир Александрович
Рассмотрен один из вариантов решения проблемы мотивации и стимулирования персонала в современных условиях. Предложена интеграционная модель, дифференциальным принципом которой является система взаимодействия, направленная на позитивное решение производственных и личностных проблем, включающая работу проектных групп по решению конкретных производственных задач
Скачать PDF

Психофизика восприятия времени: обнаружение неодновременности стимулов

Шляхтин Г.С.
Изучаются закономерности восприятия человеком неодновременности событий в микроинтервалах времени. Результаты экспериментального исследования обсуждаются в рамках предложенной теоретической модели обнаружения разновременности с расщепленными критериями, разработанной в рамках теории статистических решений. Показано, что стандартные пороговые меры чувствительности являются в данной области неприменимыми, а выявленная дискретизация вызвана не особенностями протекания перцептивного процесса, а может быть обусловлена закономерностями принятия решений.
Скачать PDF

Различение стимулов при восприятии их в автостереографическом изображении

Владыкина Наталья Петровна, Карпинская Валерия Юльевна
Исследован процесс различения стимулов при восприятии их в автостереографическом изображении. Восприятие несуществующей глубины в автостереограмме оказывает влияние на оценку размера, предъявленного объекта, и сказывается на способности к различению. Показана возможность перехода из зоны различения в зону неразличения путем изменения не физических параметров объекта, а способа его осознания субъектом.
Скачать PDF

Принятие сенсорных решений при предъявлении неопределенных и иллюзорных стимулов

Карпинская В. Ю.
Исследование направлено на выявление работы сознания при обнаружении сигнала. Изучалось влияние иллюзорного изменения стимула на абсолютные и дифференциальные пороги. Значение порога меняется в соответствии с иллюзорными представлениями о его величине. Это свидетельствует о том, что осознанное обнаружение сигнала возможно только после принятия специального решения об осознании данного стимула.
Скачать PDF