Экспериментальная психология

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Экспериментальная психология
общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Очень общий термин, который может быть употреблен относительно любого подхода к изучению психологических проблем, при которых используются экспериментальные процедуры. Ранее этот термин ограничивался "лабораторной" психологией, но сейчас он используется повсеместно.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Экспериментальная психология
Понятие ряда исследовательских областей и направлений в психологии, которое используется при применении экспериментальных методов. Экспериментальный метод с использованием контрольных групп пациентов применяется всегда, за исключением тех случаев, когда это невозможно ввиду моральных соображений и практических трудностей (напр., при исследовании некоторых социально-психологических проблем).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПСИХОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
область научных психологических исследований, в которой эксперимент выступает как основной метод получения знаний и как главный способ проверки достоверности научных знаний, тех или иных теоретических положений. П.э. появилась во второй половине XIX в. как альтернатива умозрительной и описательной психологии. Основоположником П.э. считается немецкий ученый В. Вундт, который в 1869 г. основал первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. См. эксперимент.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
область психологического знания, связанная с экспериментальными исследованиями психики на основе установления связи между двумя явлениями через заданные изменения в одном и наблюдаемые в другом. В Э. п. разрабатываются методы организации и проведения психологического эксперимента, а также методы обработки и анализа его результатов. Первоначально достижения Э. п. носили «академический» характер, не ставили своей целью приложение полученных результатов при решении практических задач. Постепенно эта картина изменилась, в настоящее время результаты экспериментально-психологических исследований находят применение в различных сферах человеческой деятельности. Весьма велика их роль и в исследовании деятельности оператора. Развитие теоретических схем и конкретных методик Э. п. тесным образом связано с общим прогрессом познания, наиболее интенсивно совершающимся на стыке биологических, социальных и технических наук.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
направление в психологии, целью которого является изучение психики. Впервые психологический эксперимент был проведен в XVIII столетии. Как научное направление Э. п. сложилась во второй половине XIX в. (Г. Эббингауз, Э. Вебер, В. Вундт, В. М. Бехтерев и др.). Принято считать, что с внедрением в психологию эксперимента начинается ее летопись в качестве самостоятельной науки. Открылась перспектива математически точного обоснования психологических закономерностей. Объективность, повторяемость, проверяемость становятся критериями достоверности психологического факта и основанием для его отнесения к разряду научных. Э. п. базировалась на теоретических принципах эмпирической психологии в результатах исследований психофизиологии органов чувств. Представителям Э. п. были присущи эмпиризм, методологическая ограниченность. С развитием психологии отпала целесообразность выделения Э. п. в отдельное направление психологической науки, поскольку экспериментальный метод стал применяться в психологических исследованиях.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
англ. experimental psychology) - общее наименование областей и разделов психологии, в которых эффективно применяется метод эксперимента, г. о. лабораторного эксперимента. Первые опыты лабораторных исследований по психологии были проведены не психологами, а астрономами (Бессель, 1823) и др. специалистами. Физиолог Э. Вебер экспериментально исследовал пороги ощущений (1834; см. Закон Вебера). Систематические экспериментальные исследования начаты были в Лейпцигской лаборатории В. Вундта (1879), но намного раньше теоретические и методологические основы психофизического эксперимента разработал Г. Т. Фехнер (1860). В России 1-я экспериментально-психологическая лаборатория была основана в Казани В. М. Бехтеревым (1885). С 1880 г. начинает вести экспериментальную работу в Одессе Н. Н. Ланге (см. Микрогенез). Во Франции (Париж) открывается лаборатория физиологической психологии (1889), вскоре (с 1895) ее директором становится А. Бине. В 1880-х гг. открываются экспериментально-психологические лаборатории в США, Англии и др. странах. Почти все психологи конца XIX - нач. XX в., сыгравшие сколько-нибудь значительную роль в развитии своей науки, были выдающимися экспериментаторами. В наше время происходит быстрое развитие Э. п., она завоевывает новые сферы изучения. Наряду с расширением и совершенствованием собственно психологических методов (лабораторного, естественного экспериментов, наблюдения, психометрики и др.) Э. п. использует методы смежных с ней наук - нейрофизиологии, биологии, социологии и др.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ПСИХОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
общее обозначение различных видов исследования явлений психических посредством методов экспериментальных. Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку.
Психология экспериментальная была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX в. в физиологических лабораториях изучением элементарных функций психических - ощущений, восприятий, времени реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания психологии экспериментальной как особой науки, отличной от философии и физиологии. Первый план ее разработки выдвинул В. Вундт, у коего получили подготовку многие психологи из различных стран, ставшие позднее инициаторами создания экспериментально-психологических учреждений.
Если первоначально главным объектом психологии экспериментальной считались внутренние процессы психические нормального взрослого человека, анализируемые с помощью интроспекции, то в дальнейшем эксперименты проводятся и над животными, исследуются душевнобольные, дети. Психология экспериментальная охватывает не только исследование общих закономерностей протекания процессов психических, но также индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и пр. Так в ее недрах зарождается новое направление - психология дифференциальная, предмет коей - индивидуальные различия между людьми и их группами.
Достижения психологии экспериментальной, носившей вначале "академический" характер, позднее получили широкое практическое применение в различных сферах - от педагогии дошкольной до космонавтики. Развитие ее теоретических схем и конкретных методик тесно связано с общим прогрессом теоретического познания, особенно интенсивном на стыках наук - биологических, технических и социальных.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
это денотация-обозначение дифференциальных видов исследования психофеноменов, психоявлений с ориентацией на экспериментально-праксиологическо-апостериорные методики-модусы; апробация-репродукция экспериментов сыграла базально-психологическую роль в реинкарнации-трансформации психологических тезисов-постулатов-положений-методик. а первые исследования-разработки, научные интерпретации, связанные с Э.п., кот. выдвинул Вундт, а впоследствии Торндайк, Кеттел и другие, позволили дать толчок к созданию дифференциально-экспериментально-психологическопсихотерапевтических учреждений, клиник; в Э.п. задействованы различные методики-способы экспериментально-генетических методов иссл. псих. эволюции, например, Леонтьев и Выготский, впервые применили такие методики в исследовании формировании высших форм-матриц внимания и памяти, а сущность этого метода заключалась в разработке-интерпретации искусственно-экспериментальных условий, кот. способствуют репродукции самого процесса возникновения высших форм псих. функции, а благодаря экспериментальным методикам обучения, можно подетально-нюансивно исследовать-интерпретировать эволюционный генезис восприятия, памяти, ментальных актов, других психических процессов, с ориентацией, к примеру, на разработки Занхова, Эльконина, Гальперина и др. иссл.; все эксперименты, как максима, должны отвечать определенно-специфическим требованиям-кондициям-методикам, в корреляции с онтологическо-экзистенциальными потребностями-целями испытуемых субъектов с фиксацией-дефиницией регистров-данных и результатов, к примеру, связанных с апостериорным усвоением той или иной информации-материала; в нынешнее время методики-модусы Э.п. позволяют расширять сферу своих научно-исследовательских задач в странах Запада, США, России, а в аддитивности-конвергенции с лабораторно-экспериментальными методами, методами интроспекции, методиками-модусами нейрофизиологии, психофизиологии, социологии, биологии, психоанализа, психотерапии, репродуцируются-создаются-выдвигаются оригинальные модусы, концепции, монографии, методы Э.п.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЭКСПЕРЫМЕНТАЛЬНАЯ ПСІХАЛОГІЯ / EXPERIMENTAL PSYCHOLOGY– по мнению В. Н. Дружинина, термин имеет, по крайней мере, четыре значения. 1. Научная психология как система знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных (В. Вундт, С. Стивенс и др.); противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной психологии. 2. Система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. 3. Научная дисциплина, занимающаяся проблемой методов психологического исследования в целом (широкое значение). 4. Теория психологического эксперимента, базирующаяся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включающая его планирование и обработку данных. Как научное направление Э. п. сложилась во второй половине XIX в. (Г. Эббингауз, Э. Вебер, В. Вундт, В. М. Бехтерев и др.). Принято считать, что с внедрением в психологию эксперимента начинается ее летопись в качестве самостоятельной науки. На фоне успехов психофизики и психометрии открылась перспектива математически точного обоснования психологических закономерностей. Объективность, повторяемость, проверяемость становятся критериями достоверности психологического факта и основанием для его отнесения к разряду научных. Э. п. базировалась на теоретических принципах эмпирической психологии в результатах исследований психофизиологии органов чувств.
Методология Э. п. включает методологические принципы:
– принцип детерминизма: поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, т. е. принципиально объяснимы;
– принцип объективности: объект познания независим от познающего субъекта;
– принцип фальсифицируемости (К. Поппер): требование наличия принипиальной возможности опровержения теории, претендующей на научность, путем постановки эксперимента;
– принцип единства физиологического и психического: нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, но психические явления не сводятся к физиологическим процессам;
– принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн): посредством изучения внешней, объективной деятельности возможно изучение внутреннего, субъективного сознания;
– принцип развития: психика субъекта– результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе;– системно-структурный принцип: психические явления– это целостные процессы, соответственно, любое воздействие производится на психику в целом, а не на какую-то изолированную ее часть. Б. Г. Ананьевклассифицировал методы психологического исследования: 1) методы организации исследования: сравнительный (метод поперечных срезов), лонгитюдный, комплексный (сочетание лонгитюдного метода и метода поперечных срезов); 2) эмпирические методы получения добывания данных: наблюдение и самонаблюдение (интроспекция); экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий (психолого-педагогический), патопсихологический); психодиагностические (социометрия, стандартизированные и проективные тестовые методики, вербальнокоммуникативные методы– беседа, опрос (анкеты и вопросники, личностные тесты)); методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (хронометраж, циклография, профессиография); метод моделирования, биографический метод; 3) методы и приемы обработки эмпирических данных: математической статистики, качественной характеристики полученного материала; 4) интерпретационные методы: генетический (анализ фаз развития); структурный (анализ систем и типов межсистемных связей). Э. п. решает четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Экспериментальная психология
experimental psychology) Э. п. - это научная психология (psychology as a science), и поэтому ее отличает способ, каким приобретает свое содержание, а именно, манипулирование (числовыми) значениями в одной области с тем чтобы проследить, как изменяются (числовые) значения в др. области. В общих чертах, ее цель заключается в обнаружении связи между реакцией и фактором в окружении, к-рым манипулирует экспериментатор. О таком факторе говорят как о стимуле. Т. о., содержание Э. п. формируется в результате изучения причин и следствий. Изучаемые факторы называют переменными, к-рые могут быть зависимыми или независимыми. Зависимой переменной называется явление или реакция, составляющие объект исслед., а условие, к-рым манипулируют с целью вызвать изучаемое явление или ожидаемую реакцию, называется независимой переменной. Такого рода процедура подразумевает предсказание: если независимая переменная яв-ся такой-то и такой-то, какова вероятность того, что значение зависимой переменной, обнаруженное в данном эксперименте, удастся воспроизвести в будущем эксперименте? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к математике. Лучшие образцы экспериментирования включают в себя использование статистических методов. Психологи хотят знать о том, как эксперим. мир связан с физ. миром, и как люди связаны друг с другом. Некоторые независимые переменные являются не физ., а эмерджентными (emergent) феноменами. Напр., психологи могут захотеть узнать, почему нечто воспринимаемое на слух звучит "мрачно", "жалостливо" или каким-то иным, выражающимся в чувствах, образом. Можно произвести эксперим. манипуляции параметрами звука, чтобы увидеть где и когда он воспринимается определенным образом - как жалостливый, напр. Хотя только что описанные эксперим. процедуры применялись в исслед. животных, Э. п., в основном, занималась исслед. сенсорных модальностей, научения и т. п. у людей. Психологи обращались к изучению тех аспектов челов. активности, к к-рым они могли применять эксперим. процедуры. Для эксперим. психологов характерно заниматься изучением конкретных проблем поведения, нежели поиском широких взаимосвязей между важными аспектами поведения. В этом они отличаются от тех психологов, к-рые пытаются составить общую картину челов. организма как сложного субъекта, или к-рые делают своей профессией помощь людям, попавшим в трудное положение. В психологии существуют пять основных проблемных областей: а) действие, его отклонение и цели - область, по большей части известная как изучение мотивации; б) связь или взаимодействие между организмом и окружением; в) формы изменения, к-рые организм проявляет в любом поведении (созревание, научение, акклиматизация, аддикция, толерантность, физ. подготовка и старение); г) челов. внутренняя дезорганизация и внутренний конфликт; д) неспособность удовлетворять требованиям (утомление, усталость, повреждение тканей, снижение работоспособности, и скука). Психология стала приобретать свой эксперим. характер лишь со второй половины XIX столетия. В 1860 г. Г. Т. Фехнер написал "Элементы психофизики" (Elemente der Psychophysik) - работу, ознаменовавшую собой начало Э. и. В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт организовал первую лабораторию Э. п. Герман Эббингауз провел первые важные исслед. в области памяти. Э. Б. Титченер изучал то, что по его мнению являлось ощущением, предполагаемым элементом психич., по аналогии с элементами в физ. науках. Несмотря на то, что он потратил на эту безрезультатную работу всю свою жизнь, он стал ярким примером раннего эксперим. психолога и воспитал многих замечательных представителей Э. п., к-рые пришли ему на смену. В те годы произошло важное изменение в описании предмета психологии - было проведено различие между сознанием и внешним поведением. Оно ознаменовалось возникновением исслед. поведения животных и сравнений между чел. и животными: сравнительной психологии. Метод Э. п. в его применении к животным получил название "бихевиоризм". Последний, в его наиболее широком смысле, яв-ся формой объективной Э. п. См. также Бихевиоризм, Методология (научных) исследований С. X. Бартли

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
729.36 кб

Основания экспериментальной психологии

Грот Н.Я.
Переиздание статьи из журнала «Вопросы Философии и Психологии», 1895, № 5 (30), с. 568-618. М., Кушнерев, 1896, 55 с.
Читать PDF
978.58 кб

Основания экспериментальной психологии** Николай Грот

Воробьев В.С.
Исторический экскурс создания психологической лаборатории ВюВундта
Читать PDF
203.86 кб

Психология эмоций: перспективы экспериментальных исследований

Иванова Екатерина Сергеевна, Люсин Дмитрий Владимирович
Сообщается об итогах работы одной из секций – «Психология эмоций» – на XIII международных чтениях памяти Л. С. Выготского. Предлагаются аннотации к докладам, вызвавшим интерес у участников конференции.
Читать PDF
350.92 кб

Состояние и перспективы развития экспериментальной психологии

Барабанщиков Владимир Александрович
Читать PDF
167.01 кб

Экспериментальный метод как путь к причинному объяснению в психологии

Корнилова Татьяна Васильевна
Опора на экспериментальную парадигму то общее, что объединяет научные школы в психологии.
Читать PDF
1.45 мб

Узость ясного сознания: исторический очерк по экспериментальной психологии

В. С. Серебреников
Читать PDF
5.18 мб

Психологические аспекты феномена анорексии (экспериментальное исследование)

Тарасова Татьяна Викторовна, Арсентьева Екатерина Владимировна
В настоящем экспериментальном исследовании получен материал, который отражает психологические проблемы современной молодежи. Пропаганда здорового образа жизни должна быть основой для формирования ценностных ориентаций студентов.
Читать PDF
81.22 кб

Психология жизненных ресурсов личности: опыт экспериментального исследования

Козельская Анна Владимировна
Читать PDF
264.54 кб

Критерии статистической значимости как неотъемлемая часть экспериментальной психологии

Слесарева Екатерина Александровна, Задохина Нина Владимировна
Рассмотрены задачи психологических экспериментов, решаемые математическими методами; исследованы способы применения критериев различия двух выборок посредством использования информационных технологий.
Читать PDF
278.31 кб

Экспериментальное исследование факторов развития психологической компетентности учителя

Каплунович С. И.
Представлены результаты экспериментального изучения взаимосвязи уровня психологической компетентности педагогов со стажем профессиональной деятельности, анализ психологической составляющей программ профессиональной подготовки в ву
Читать PDF
225.05 кб

Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме созерцания в современной психологии

Акопов Гарник Владимирович, Акопян Любовь Суреновна
Созерцание рассматривается как психическое явление, существующее в формах процесса, состояния и свойства личности индивидуальности.
Читать PDF
320.45 кб

Опыт экспериментально-психологического исследования учебно-важных качеств у детей 6-7 лет

Носкова Наталья Витальевна, Мингалева Ольга Борисовна, Асабаева Татьяна Геннадьевна
Исследование позволило привлечь внимание педагогов ДОУ к слабым звеньям в структуре психологической готовности к обучению в школе уже в начале учебного года и обеспечило целенаправленный характер работы в течение всего года.
Читать PDF
172.42 кб

Экспериментальные исследования психологической компетентности судебного психолога-эксперта

Дорошева Ольга Александровна
В статье рассмотрены представления о психологической компетентности у студентов 4-го, 5-го курсов факультета психологии и у судебных психологов-экспертов
Читать PDF
200.12 кб

Метод экспериментальной оценки психологической устойчивости в открытой информационной среде

Тытарь А. Д., Тытарь Е. Т., Тулынина А. Ю., Дорофеева Г. А., Евтушенко А. Ю.
Читать PDF
302.48 кб

Развитие экспериментальных исследований в советской педагогической психологии 1917 1936 годов

Киселева Надежда Анатольевна
В работе дан обзор развития экспериментальных исследований в педагогической психологии и в смежных научных направлениях по психолого-педагогическим проблемам периода 1917 1936 годов, когда происходила острая борьба за становление