Экспериментальная психология

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Экспериментальная психология
общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Очень общий термин, который может быть употреблен относительно любого подхода к изучению психологических проблем, при которых используются экспериментальные процедуры. Ранее этот термин ограничивался "лабораторной" психологией, но сейчас он используется повсеместно.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Экспериментальная психология
Понятие ряда исследовательских областей и направлений в психологии, которое используется при применении экспериментальных методов. Экспериментальный метод с использованием контрольных групп пациентов применяется всегда, за исключением тех случаев, когда это невозможно ввиду моральных соображений и практических трудностей (напр., при исследовании некоторых социально-психологических проблем).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПСИХОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
область научных психологических исследований, в которой эксперимент выступает как основной метод получения знаний и как главный способ проверки достоверности научных знаний, тех или иных теоретических положений. П.э. появилась во второй половине XIX в. как альтернатива умозрительной и описательной психологии. Основоположником П.э. считается немецкий ученый В. Вундт, который в 1869 г. основал первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. См. эксперимент.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
область психологического знания, связанная с экспериментальными исследованиями психики на основе установления связи между двумя явлениями через заданные изменения в одном и наблюдаемые в другом. В Э. п. разрабатываются методы организации и проведения психологического эксперимента, а также методы обработки и анализа его результатов. Первоначально достижения Э. п. носили «академический» характер, не ставили своей целью приложение полученных результатов при решении практических задач. Постепенно эта картина изменилась, в настоящее время результаты экспериментально-психологических исследований находят применение в различных сферах человеческой деятельности. Весьма велика их роль и в исследовании деятельности оператора. Развитие теоретических схем и конкретных методик Э. п. тесным образом связано с общим прогрессом познания, наиболее интенсивно совершающимся на стыке биологических, социальных и технических наук.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
направление в психологии, целью которого является изучение психики. Впервые психологический эксперимент был проведен в XVIII столетии. Как научное направление Э. п. сложилась во второй половине XIX в. (Г. Эббингауз, Э. Вебер, В. Вундт, В. М. Бехтерев и др.). Принято считать, что с внедрением в психологию эксперимента начинается ее летопись в качестве самостоятельной науки. Открылась перспектива математически точного обоснования психологических закономерностей. Объективность, повторяемость, проверяемость становятся критериями достоверности психологического факта и основанием для его отнесения к разряду научных. Э. п. базировалась на теоретических принципах эмпирической психологии в результатах исследований психофизиологии органов чувств. Представителям Э. п. были присущи эмпиризм, методологическая ограниченность. С развитием психологии отпала целесообразность выделения Э. п. в отдельное направление психологической науки, поскольку экспериментальный метод стал применяться в психологических исследованиях.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
англ. experimental psychology) - общее наименование областей и разделов психологии, в которых эффективно применяется метод эксперимента, г. о. лабораторного эксперимента. Первые опыты лабораторных исследований по психологии были проведены не психологами, а астрономами (Бессель, 1823) и др. специалистами. Физиолог Э. Вебер экспериментально исследовал пороги ощущений (1834; см. Закон Вебера). Систематические экспериментальные исследования начаты были в Лейпцигской лаборатории В. Вундта (1879), но намного раньше теоретические и методологические основы психофизического эксперимента разработал Г. Т. Фехнер (1860). В России 1-я экспериментально-психологическая лаборатория была основана в Казани В. М. Бехтеревым (1885). С 1880 г. начинает вести экспериментальную работу в Одессе Н. Н. Ланге (см. Микрогенез). Во Франции (Париж) открывается лаборатория физиологической психологии (1889), вскоре (с 1895) ее директором становится А. Бине. В 1880-х гг. открываются экспериментально-психологические лаборатории в США, Англии и др. странах. Почти все психологи конца XIX - нач. XX в., сыгравшие сколько-нибудь значительную роль в развитии своей науки, были выдающимися экспериментаторами. В наше время происходит быстрое развитие Э. п., она завоевывает новые сферы изучения. Наряду с расширением и совершенствованием собственно психологических методов (лабораторного, естественного экспериментов, наблюдения, психометрики и др.) Э. п. использует методы смежных с ней наук - нейрофизиологии, биологии, социологии и др.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ПСИХОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
общее обозначение различных видов исследования явлений психических посредством методов экспериментальных. Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку.
Психология экспериментальная была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX в. в физиологических лабораториях изучением элементарных функций психических - ощущений, восприятий, времени реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания психологии экспериментальной как особой науки, отличной от философии и физиологии. Первый план ее разработки выдвинул В. Вундт, у коего получили подготовку многие психологи из различных стран, ставшие позднее инициаторами создания экспериментально-психологических учреждений.
Если первоначально главным объектом психологии экспериментальной считались внутренние процессы психические нормального взрослого человека, анализируемые с помощью интроспекции, то в дальнейшем эксперименты проводятся и над животными, исследуются душевнобольные, дети. Психология экспериментальная охватывает не только исследование общих закономерностей протекания процессов психических, но также индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и пр. Так в ее недрах зарождается новое направление - психология дифференциальная, предмет коей - индивидуальные различия между людьми и их группами.
Достижения психологии экспериментальной, носившей вначале "академический" характер, позднее получили широкое практическое применение в различных сферах - от педагогии дошкольной до космонавтики. Развитие ее теоретических схем и конкретных методик тесно связано с общим прогрессом теоретического познания, особенно интенсивном на стыках наук - биологических, технических и социальных.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
это денотация-обозначение дифференциальных видов исследования психофеноменов, психоявлений с ориентацией на экспериментально-праксиологическо-апостериорные методики-модусы; апробация-репродукция экспериментов сыграла базально-психологическую роль в реинкарнации-трансформации психологических тезисов-постулатов-положений-методик. а первые исследования-разработки, научные интерпретации, связанные с Э.п., кот. выдвинул Вундт, а впоследствии Торндайк, Кеттел и другие, позволили дать толчок к созданию дифференциально-экспериментально-психологическопсихотерапевтических учреждений, клиник; в Э.п. задействованы различные методики-способы экспериментально-генетических методов иссл. псих. эволюции, например, Леонтьев и Выготский, впервые применили такие методики в исследовании формировании высших форм-матриц внимания и памяти, а сущность этого метода заключалась в разработке-интерпретации искусственно-экспериментальных условий, кот. способствуют репродукции самого процесса возникновения высших форм псих. функции, а благодаря экспериментальным методикам обучения, можно подетально-нюансивно исследовать-интерпретировать эволюционный генезис восприятия, памяти, ментальных актов, других психических процессов, с ориентацией, к примеру, на разработки Занхова, Эльконина, Гальперина и др. иссл.; все эксперименты, как максима, должны отвечать определенно-специфическим требованиям-кондициям-методикам, в корреляции с онтологическо-экзистенциальными потребностями-целями испытуемых субъектов с фиксацией-дефиницией регистров-данных и результатов, к примеру, связанных с апостериорным усвоением той или иной информации-материала; в нынешнее время методики-модусы Э.п. позволяют расширять сферу своих научно-исследовательских задач в странах Запада, США, России, а в аддитивности-конвергенции с лабораторно-экспериментальными методами, методами интроспекции, методиками-модусами нейрофизиологии, психофизиологии, социологии, биологии, психоанализа, психотерапии, репродуцируются-создаются-выдвигаются оригинальные модусы, концепции, монографии, методы Э.п.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЭКСПЕРЫМЕНТАЛЬНАЯ ПСІХАЛОГІЯ / EXPERIMENTAL PSYCHOLOGY– по мнению В. Н. Дружинина, термин имеет, по крайней мере, четыре значения. 1. Научная психология как система знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных (В. Вундт, С. Стивенс и др.); противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной психологии. 2. Система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. 3. Научная дисциплина, занимающаяся проблемой методов психологического исследования в целом (широкое значение). 4. Теория психологического эксперимента, базирующаяся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включающая его планирование и обработку данных. Как научное направление Э. п. сложилась во второй половине XIX в. (Г. Эббингауз, Э. Вебер, В. Вундт, В. М. Бехтерев и др.). Принято считать, что с внедрением в психологию эксперимента начинается ее летопись в качестве самостоятельной науки. На фоне успехов психофизики и психометрии открылась перспектива математически точного обоснования психологических закономерностей. Объективность, повторяемость, проверяемость становятся критериями достоверности психологического факта и основанием для его отнесения к разряду научных. Э. п. базировалась на теоретических принципах эмпирической психологии в результатах исследований психофизиологии органов чувств.
Методология Э. п. включает методологические принципы:
– принцип детерминизма: поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, т. е. принципиально объяснимы;
– принцип объективности: объект познания независим от познающего субъекта;
– принцип фальсифицируемости (К. Поппер): требование наличия принипиальной возможности опровержения теории, претендующей на научность, путем постановки эксперимента;
– принцип единства физиологического и психического: нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, но психические явления не сводятся к физиологическим процессам;
– принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн): посредством изучения внешней, объективной деятельности возможно изучение внутреннего, субъективного сознания;
– принцип развития: психика субъекта– результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе;– системно-структурный принцип: психические явления– это целостные процессы, соответственно, любое воздействие производится на психику в целом, а не на какую-то изолированную ее часть. Б. Г. Ананьевклассифицировал методы психологического исследования: 1) методы организации исследования: сравнительный (метод поперечных срезов), лонгитюдный, комплексный (сочетание лонгитюдного метода и метода поперечных срезов); 2) эмпирические методы получения добывания данных: наблюдение и самонаблюдение (интроспекция); экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий (психолого-педагогический), патопсихологический); психодиагностические (социометрия, стандартизированные и проективные тестовые методики, вербальнокоммуникативные методы– беседа, опрос (анкеты и вопросники, личностные тесты)); методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (хронометраж, циклография, профессиография); метод моделирования, биографический метод; 3) методы и приемы обработки эмпирических данных: математической статистики, качественной характеристики полученного материала; 4) интерпретационные методы: генетический (анализ фаз развития); структурный (анализ систем и типов межсистемных связей). Э. п. решает четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Экспериментальная психология
experimental psychology) Э. п. - это научная психология (psychology as a science), и поэтому ее отличает способ, каким приобретает свое содержание, а именно, манипулирование (числовыми) значениями в одной области с тем чтобы проследить, как изменяются (числовые) значения в др. области. В общих чертах, ее цель заключается в обнаружении связи между реакцией и фактором в окружении, к-рым манипулирует экспериментатор. О таком факторе говорят как о стимуле. Т. о., содержание Э. п. формируется в результате изучения причин и следствий. Изучаемые факторы называют переменными, к-рые могут быть зависимыми или независимыми. Зависимой переменной называется явление или реакция, составляющие объект исслед., а условие, к-рым манипулируют с целью вызвать изучаемое явление или ожидаемую реакцию, называется независимой переменной. Такого рода процедура подразумевает предсказание: если независимая переменная яв-ся такой-то и такой-то, какова вероятность того, что значение зависимой переменной, обнаруженное в данном эксперименте, удастся воспроизвести в будущем эксперименте? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к математике. Лучшие образцы экспериментирования включают в себя использование статистических методов. Психологи хотят знать о том, как эксперим. мир связан с физ. миром, и как люди связаны друг с другом. Некоторые независимые переменные являются не физ., а эмерджентными (emergent) феноменами. Напр., психологи могут захотеть узнать, почему нечто воспринимаемое на слух звучит "мрачно", "жалостливо" или каким-то иным, выражающимся в чувствах, образом. Можно произвести эксперим. манипуляции параметрами звука, чтобы увидеть где и когда он воспринимается определенным образом - как жалостливый, напр. Хотя только что описанные эксперим. процедуры применялись в исслед. животных, Э. п., в основном, занималась исслед. сенсорных модальностей, научения и т. п. у людей. Психологи обращались к изучению тех аспектов челов. активности, к к-рым они могли применять эксперим. процедуры. Для эксперим. психологов характерно заниматься изучением конкретных проблем поведения, нежели поиском широких взаимосвязей между важными аспектами поведения. В этом они отличаются от тех психологов, к-рые пытаются составить общую картину челов. организма как сложного субъекта, или к-рые делают своей профессией помощь людям, попавшим в трудное положение. В психологии существуют пять основных проблемных областей: а) действие, его отклонение и цели - область, по большей части известная как изучение мотивации; б) связь или взаимодействие между организмом и окружением; в) формы изменения, к-рые организм проявляет в любом поведении (созревание, научение, акклиматизация, аддикция, толерантность, физ. подготовка и старение); г) челов. внутренняя дезорганизация и внутренний конфликт; д) неспособность удовлетворять требованиям (утомление, усталость, повреждение тканей, снижение работоспособности, и скука). Психология стала приобретать свой эксперим. характер лишь со второй половины XIX столетия. В 1860 г. Г. Т. Фехнер написал "Элементы психофизики" (Elemente der Psychophysik) - работу, ознаменовавшую собой начало Э. и. В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт организовал первую лабораторию Э. п. Герман Эббингауз провел первые важные исслед. в области памяти. Э. Б. Титченер изучал то, что по его мнению являлось ощущением, предполагаемым элементом психич., по аналогии с элементами в физ. науках. Несмотря на то, что он потратил на эту безрезультатную работу всю свою жизнь, он стал ярким примером раннего эксперим. психолога и воспитал многих замечательных представителей Э. п., к-рые пришли ему на смену. В те годы произошло важное изменение в описании предмета психологии - было проведено различие между сознанием и внешним поведением. Оно ознаменовалось возникновением исслед. поведения животных и сравнений между чел. и животными: сравнительной психологии. Метод Э. п. в его применении к животным получил название "бихевиоризм". Последний, в его наиболее широком смысле, яв-ся формой объективной Э. п. См. также Бихевиоризм, Методология (научных) исследований С. X. Бартли

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006