МОТИВ
Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
Важнейший этап волевого акта — борьба М., заканчивающаяся принятием решения и его осуществлением посредством отдельного действия или деятельности в целом. М. формируется на основе потребностей, непосредственно связан с целями деятельности. М. как внутреннее побуждение к действию связан с внешним побудительным фактором — стимулом и, как правило, отражает его.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина
(от лат. movere – двигаю) – 1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
(от лат. movere – приводить в движение, толкать) – субьективная причина (осознанная или не осознанная) того или иного поведения, действия человека – психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве м. могут выступать инстинкты, влечения, направленные на определенный обьект эмоции, установки, идеалы, элементы мировоззрения и др. От м. следует отличать мотивировку.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Категория. Теоретический конструкт, обозначающий материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.
Специфика. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.
Диагностика.. Основными признаками мотива являются: активизация деятельность (энергетический потенциал), направление активности на определенную цель, селективное внимание (на определенный вид раздражителей), подготовка к типичным образцам реагирования, реализация деятельности до достижения цели или до смены более сильной мотивацией. Эти признаки фиксируются в типичных экспериментальных ситуациях:
1. Предпочтение ключевого раздражителя в ситуации выбора.
2. Владение информацией о средствах достижения цели.
3. Сопутствующие психофизиологические реакции (психогальванический рефлекс, сила рефлекса, повышение тонуса, кардиоваскулярные изменения).
4. Сенсорные волны.
5. Ретроактивное торможение.
6. Моторная готовность к достижению цели.
7. Сила нажима при письме.
8. Готовность восприятия в аспекте осознанного интереса - апперцепции.
9. Готовность восприятия в аспекте подпороговых признаков, не связанных с осознанным интересом.
10. Продуктивность произвольной памяти.
11. Продуктивность непроизвольной памяти.
12. Эффект торможения в симультанном восприятии.
13. Латентное научение.
14. Намеренное обучение.
15. Время реакции в ситуации выбора.
16. Конфликтующие действия.
17. Спонтанная активность.
18. Выдержка при достижении цели.
19. Защитные психологические механизмы.
20. Проекция собственных качеств на других.
21. Сферы мышления.
22. Темы фантазирования.
23. Нелогичность мышления (преобладание эмоциональных оснований при классификации).
24. Самооценивание.
Литература. Graumann C.-F. Methoden der Motivationsforschung // Thomae H. (Hrsg.). Handbuch der Psychologie in 12 Bd. Allgemeine Psychologie II. Motivation. Gottingen: Hogrefe, 1965
мотив (от лат.- двигаю) - движущая сила, повод, побудительная причина. Мотив на определяет действие, он только проявляется «в и через контуры действия» (Сартр); мотивация - система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Разработано множество противоречивых теорий для объяснения того, почему индивид действует, почему он выбирает именно те действия, которые совершает (К.ф.э. - С. 277-278).
При диагностическом анализе мы обращаем внимание в основном, на отдельные составляющие компоненты мотива и на его функции. В свете определения функций становится понятной содержательная сторона мотива: функция поддержания заданного направления; объяснительная функция мотива; побуждающая функция мотива; функция соотнесения. До тех пор пока действует один мотив, постоянно все остальные действия соотносятся с ним; функция мотива быть релевантным сознанию. Это означает, что все так называемые неосознаваемые мотивы могут быть только отнесены к побуждению и влечениям; организующая функция мотива. Мотив всегда предполагает определенную формулу: «Я делаю, потому что», «Я делаю для того, чтобы».
Мотивы применяются либо при анализе устойчивого поведения, при анализе поступков. Мы не анализируем деятельность, поскольку при диагностике она выступает как частный случай поведения.
При анализе коммуникативного поведения особое значение мы: придаем мотивам выбора значимого человека. Тот или иной мотив выбора значимого человека означает существование нереализованной тенденции приобретения каких-либо «благ» от другого человека либо презентации ему тех «благ», которые необходимы ему. В этом, как показали исследования Н.А. Ананьевой, состоит особая «миссия» человека. Поэтому мы рассматриваем, в какой мере он «отдает» себя другому.
Мотивация рассматривается также в особом аспекте - детерминации, в различной ориентации человека на те или иные значимые для общества «зоны» (сферы), которыми оправдывает человек свое поведение (см. Детерминант). При анализе изменений в системе конкретного человека рассматриваются также особенности трансформации его мотивов. Особенно существенно трансформация мотива общественно значимого (известного всем и имеющего постоянные и устойчивые формулировки) в мотив, имеющий индивидуальное значение. Последний является более важным и мощным стимулятором, поскольку он освобожден от обобщенного, «нейтрализованного» и стандартного действия общезначимого мотива. При анализе рассматриваются особенности трансформации мотивов. Диагностическое значение имеют формулировки и промежуточных этапов трансформации, и окончательного заключения или суждения.
Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.
2. Предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, - побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется.
3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.
В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотивов в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции мотива, детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивом, иерархия мотивов, стремление к равновесию, и напряжению как механизмы динамики мотивов (психоанализ, бихевиоризм, психология динамическая, психология топологическая, этология, психология гуманистическая и пр.). Недостаток этих исследований - отрыв от контекста деятельности человека и его Сознания.
В отечественной психологии как общий механизм появления мотивов рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы - "предметы потребностей". Отсюда - центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность.
У человека источник развития мотивов - это безграничный процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу ценности, интересы и идеалы, кои в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реальными мотивами.
Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования - придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности смысл личностный. Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности. Функция контролирования обеспечивается мотивами не прямо, а через механизм коррекции эмоциональной поведения: эмоции оценивают смысл личностный происходящих событий; при несоответствии этого смысла мотивы изменяют общую направленность деятельности личности. Динамика мотива в конкретных ситуациях обусловлена активностью надситуативной, приводящей к постановке личностью сверхзадач и к появлению новых мотивов деятельности. Изучение сферы мотивационно-смысловой - центральная проблема психологии личности.
Мотив рождается в акте опредмечения потребности (-> потребность: опредмечение). Определяется как предмет потребности. Это определение не нужно понимать слишком буквально: предмет потребности - не обязательно вещь, он может быть идеальным. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Согласно другому определению, мотив - то, ради чего совершается действие, деятельность.
Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения: если до этого оно было ненаправленным, поисковым, то теперь оно обретает направленность. Оно направлено на предмет или от него - если мотив отрицательно валентен.
Типичный признак мотива - множество, "гнездо" действий, кои собираются вокруг одного предмета. Эта совокупность действий, вызываемых одним мотивом, и называется деятельностью, точнее - деятельностью особенной.
Мотив может удовлетворяться набором разных действий; с другой стороны, действие может побуждаться разными мотивами. Если взять конкретного индивида, то обычно его действия побуждаются сразу несколькими мотивами. Эта полимотивированность - типичное явление.
По своей роли не все мотивы, побуждающие к некоей деятельности, равнозначны: один из них, главный, называется мотивом ведущим, второстепенные - мотивами-стимулами.
Мотивы осознаются далеко не всегда, и потому их нужно разбить на два больших класса: мотивы осознаваемые и мотивы неосознаваемые.
Мотивы образуют иерархическую структуру (-> сфера мотивационная).
Если при теоретическом анализе деятельности естествен путь потребность - мотив - цель - действие, то в реальной деятельности постоянно идет обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. То, как новые мотивы образуются в ходе деятельности - вопрос очень сложный. В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, названный механизмом сдвига мотива на цель.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Часто допускается, что у человека и животных могут возникать состояния побуждения (влечения) без переживания и осознания мотива. Это может означать 2 ситуации: 1) ситуацию "неопредмеченной" потребности; 2) ситуацию неосознанного мотива. 1-я ситуация возникает при отсутствии прошлого (индивидуального или инстинктивно-видового) опыта удовлетворения переживаемой потребности; лишь по мере приобретения такого опыта и формирования соответствующего знания у индивида формируются представления о предметах, способных удовлетворять ту или иную потребность. 2-я ситуация, с одной стороны, является общим случаем для животных, деятельность которых имеет неосознанный и непроизвольный характер; с др. стороны, и человек не всегда способен ясно отдавать себе отчет в истинных мотивирующих факторах своего поведения и деятельности.
Наиболее глубоко и последовательно раскрывал отношения в фундаментальной психологической триаде "потребность-М.-деятельность" А. Н. Леонтьев. Источником побудительной силы М. и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности. М. определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий деятельность. Деятельность всегда имеет М. ("немотивированная" деятельность - та, М. которой скрыт от самого субъекта и/или внешнего наблюдателя). Однако между М. и потребностью, между М. и деятельностью, а также между потребностью и деятельностью нет отношений строгой однозначности. Иначе говоря, один и тот же предмет может служить удовлетворению разнообразных потребностей, побуждать и направлять разные деятельности и т. д.
Нередко деятельность имеет сразу несколько М. (т. е. является полимотивированной); точно так же она может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Подобные мотивационные комплексы имеют собственную динамику, которая может сопровождаться кратковременной или, напротив, затяжной, едва заметной или же весьма драматической борьбой М. Но окончательное решение "что и как делать?" принимает, как правило, сознательный субъект на основе внутренней системы ценностей (ценностных ориентации). При этом, как тонко заметил Леонтьев, в ситуации полимотивированности один из М. становится основным, ведущим, а др. - подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции. Весь мотивокомплекс, как правило, не осознается, но он непосредственно проявляется в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, т. е. в форме сложного эмоционального отражения их субъективной ценности и в форме общего эмоционального настроения субъекта.
Формирование ведущего М. приводит к тому, что у него помимо функций побуждения и направления деятельности возникает особая смыслообразующая функция: он придает деятельности, действиям, целям, условиям деятельности определенный личностный смысл - осознанное внутреннее оправдание деятельности. Последнее, однако, может сильно отличаться от манифестируемого личностного смысла, называемого мотивировкой. В то же время у зрелой личности существует значительный ресурс произвольного и разумного управления своими М. (следовательно, смыслами), которые по большей части являются идеаторными, интеллегибельными образованиями (равно как и соответствующие потребности), напр., убеждениями. Личность способна не только осознавать стихийно и спонтанно формирующиеся ведущие М., ретроспективно решая т. н. "задачи на смысл" (Леонтьев), но и формировать ведущие М. в контексте той или иной ситуации и деятельности, придавая ситуации и деятельности определенный смысл на основе собственного понимания актуальности и значимости потребностей.
От вышеупомянутой полимотивированности необходимо отличать полимотивированность в др. значении. Хорошо известно, что "одинаковое" поведение может побуждаться крайне разными М. (и мотивокомплексами): у одного и того же индивида, тем более у разных. Поэтому понимание поведения представляет собой чрезвычайно сложную интерпретационную задачу. Тем не менее мотива-ционный анализ предполагается при юридической и моральной квалификации поступков человека. (Б.М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Мотивы военной службы / Матывы ваеннай службы / Military service motives– это совокупность М. военно-профессиональной деятельности. Она включает в себя М. выбора военной службы, М. учебно-боевой деятельности, М. конкретных действий и решений при выполнении служебных задач, М. действий в бою, в том числе М. подвига и самопожертвования. М. военной службы включают следующие три группы М. различного уровня: 1) М., обусловленные личными служебно-бытовыми проблемами (продвижение по службе, семейные, бытовые проблемы и т. д.); 2) М. военно-профессиональной деятельности и ее отдельных видов (служебной, учебной, общественной, боевой); 3) широкие социальные М. (идейные, социальные, политические, нравственные, эстетические и др.). Применение современной техники и оружия в войне усилило степень опасности, увеличило трудности и препятствия, связанные с выполнением боевых задач. Поэтому воину нужны очень сильные М., которые бы побуждали его проявлять боевую активность. Таковыми являются убеждения, взгляды, чувства, мировоззрение, внутреннее принятие требований воинских уставов и присяги и др. Боевая деятельность, следовательно, побуждается целой совокупностью М. Сила побуждающего влияния боевых М. зависит от прочности убеждений и сознательности, в которых не только отражена действительность, но и выражено отношение к ней. Ясно понимая общественное значение боевых действий, свою роль как защитника Родины, причины навязанной войны, будучи убежденным в ее справедливости с нашей стороны, воин стремится до конца выполнить свой долг на поле боя. Истинная убежденность и сознательность внутренне обеспечивают боевую активность воина, позволяют ему мобилизовать свои силы на выполнение боевых задач. Уверенность в своей правоте, ненависть к агрессору увеличивают активность и нравственную силу воинов в непосредственных схватках с врагами. Среди М. боевой деятельности важное место занимает чувство долга, в котором выражается положительное отношение воина к необходимости выполнения воинских обязанностей в ходе вооруженной борьбы. Чувство долга основывается на глубоком осознании значимости и требований воинской службы. Солдат, у которого чувство долга ослаблено, лишается сильного побуждения к активным боевым действиям, не испытывает переживаний, обогащающих и окрашивающих нелегкую походно-боевую жизнь. Чувство долга обостряет ответственность воина за свое поведение на поле боя.
Мотивы интринсивные (внутренние, процессуально-содержательные) и экстрин сивные (внешние) / Матывы iнтрынсiўныя i экстрынсiўныя / Intrinsic and extrinsic motivation. Экстринсивной (внешней) мотивацией называют детерминацию поведения физиологическими потребностями и стимуляцией среды, а процессуальносодержательной мотивацией– обусловленность поведения факторами, непосредственно не связанными с влиянием среды и физиологическими потребностями организма. Интринсивно мотивированное поведение осуществляется ради самого себя и не является только средством достижения внешней цели. Смысл деятельности человека может заключаться не только в получении результата, привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, т. е. проявление интеллектуальной или физической активности, поскольку активность (например, игра, спорт) сама по себе приносит человеку удовольствие. Экстринсивный мотив предполагает, что главной причиной поведения является получение чего-то, находящегося вне данной конкретной деятельности. Например, если студента побуждает к учебе стремление получить диплом или стремление избежать академической задолженности, то его учебные действия внешне мотивированы. А если он получает удовольствие от самого процесса познания нового, ощущения открытия, то мотивы учебы можно считать внутренними. Так и в трудовой деятельности. Таким образом, интринсивные М.– это всегда состояние радости, удовольствия от своего дела. При этом мотивирующим является ощущение эффективности, а результатом активности– рост компетентности. Интринсивно мотивированные формы активности производят впечатление отсутствия цели, поскольку мотивируется процесс, а не результат деятельности. Экстринсивная мотивация направлена на достижение конкретного результата, пусть даже далекого и комплексного, например получение власти, статуса. Интринсивные М. являются более сильными и устойчивыми, чем внешние, поскольку наиболее сильный и устойчивый М. тот, который обеспечивает лучшее удовлетворение потребностей человека. Только сам индивид может найти такой способ действий, при котором одновременно удовлетворяются, а не противоречат друг другу, потребности разного уровня. Ориентация человека на процесс, а не на конкретный результат позволяет ему добиваться нескольких разноуровневых результатов, согласовывать различные потребности в едином действии. То есть процессуально-содержательная мотивация связана с комплексами потребностей. Внешняя мотивация направлена на удовлетворение одной ограниченной потребности (конкретный «пряник» или конкретный «кнут»). Выявить все нюансы мотивационной структуры конкретного человека невозможно. А значит, невозможно в навязанном ему поведении согласовать все его потребности. Более того, велика вероятность того, что, заставляя избегать данного «кнута» или стремиться к данному «прянику», мы фрустрируем другие потребности этого человека. Р. де Чармс видит процессуально-содержательную мотивацию в том, чтобы ощущать свою эффективность, ощущать себя источником изменений в окружающем мире, стремиться быть причиной собственных действий (а не попадать под влияние других людей). Многочисленные исследования показали, что если к интринсивной мотивации, достаточной для побуждения к деятельности, добавляется еще и экстринсивная, то склонность к деятельности уменьшается (соответственно, и уровень процессуально-содержательной мотивации). Другими словами, постоянные вознаграждения (внешнее подкрепление) снижают интринсивную мотивацию к интересной деятельности. При этом снижается только интринсивная мотивация, т. е. интерес к процессу и содержанию первоначально привлекательной для человека деятельности, а общий уровень мотивации будет в течение некоторого периода достаточно большим. Однако после отмены внешнего подкрепления интерес к процессу и содержанию деятельности будет слабее, чем до предъявления подкрепления. Было также установлено, что материальное вознаграждение снижает показатели процессуально-содержательной мотивации сильнее, чем символическое или словесное (вербальное). Ожидаемые вознаграждения больше ослабляют процессуально-содержательную мотивацию, чем неожиданные. Все эти данные справедливы при условии, что деятельность вызывала у людей значительный интерес. Вознаграждение снижало удовольствие от интересного задания, но увеличивало удовольствие от задания неинтересного. Это связано с тем, что обещание вознаграждений приводит к осознанию возможностей удовлетворения потребностей. Если при этом возникает ощущение снижения компетентности и уменьшения самоутверждения, то интринсивная мотивация ослабляется. Существенным фактором развития процессуально-содержательной мотивации является ощущение человеком собственной компетентности. Это ощущение зависит от характера обратной связи как показателя успеха в данной деятельности. Позитивная обратная связь (одобрение) усиливает процессуально-содержательную мотивацию, негативная обратная связь (неудовлетворительная оценка, свидетельствующая о неуспешности или некомпетентности)– снижает. Если педагогическое воздействие воспринимается человеком как обратная связь (информация об успехах), то оно усиливает интринсивную мотивацию. Если же это воздействие приобретает содержание контроля над поведением (воспринимается как внешнее давление), то оно снижает процессуально-содержательную мотивацию. Таким образом, ответственным за усиление или ослабление интринсивной мотивации является характер воздействия– информирующий или контролирующий. С. Занюк относит к факторам, усиливающим интринсивную мотивацию, также и ситуацию свободного выбора. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, он отмечает, что выбор, который осуществляется самим учеником (например, выбор задач для домашней работы), дает ему возможность почувствовать самодетерминацию в учебе. А ощущение учеником постоянной регламентации и контроля со стороны учителя значительно ослабляет процессуально-содержательную мотивацию. Е. Г. Баранов