Словообразование. Происходит от лат. functio - исполнение и moveo - двигаю.
Категория. Элемент мотивационно-потребностной сферы.
Специфика. Побуждение к деятельности, в которой эмоциональное удовлетворение приносит сам процесс деятельности, а не достигаемый ею - в форме потребления предмета или его создания - результат.
Исследования. Развитие представлений о том, что деятельность может доставлять удовольствие сама по себе, можно проследить со времен античности. В "Никомаховой этике" Аристотеля такая деятельность рассматривается как признак счастливого, или блаженного, человека, а побуждение к такой деятельности - как побуждение к жизни, т.к. жизнь понимается как своего рода деятельность. В дидактической психологии 19 века функциональные потребности связывались с природно обусловленной необходимостью тренировки органов, будь то физический орган (телесно-функциональные потребности), или психологические качества (душевно-функциональные потребности), такие, как зрение, слух, речь, эмоции, воля и пр. (В.Ерузалем). В психологии 20 века исследованием были охвачены разные виды функциональных мотивов. Так, изучение детской игры привело к пониманию игрового поведения как имеющего целью само осуществление деятельности, а не практический результат (В.Штерн, К.Бюлер, А.Н.Леонтьев). Р.Вудвортс в 1947 г. привлек внимание исследователей к существованию такой потребности, как потребность в восприятии, что привело к проведению экспериментальных работ по ориентировочной деятельности (Д.Берлайн, Г.Харлоу) и феноменологическому описанию эмоции интереса (К.Изард). В исследованиях интринсивной мотивации также можно найти анализ субъективного ощущения "радостной поглощенности жизнью", при которой индивид как бы полностью растворяется в предмете, на который направлена его деятельность, и забывает о существовании собственного Я (М.Вертгеймер, А.Маслоу и др.).
Виды. При типологическом анализе функциональных мотивов различают:
- телесно-функциональные мотивы, ориентированные на собственную телесную организацию, связанные с удовлетворением от разрядки физического напряжения и двигательной активности ("мышечная радость") и имеющие, прежде всего, биологическую основу,
- предметно-функциональные мотивы (или предметные интересы), ориентированные на окружающий мир, к которым можно отнести опредмеченные потребности в игре, в общении и эмоциональном переживании, в познании, в художественном творчестве и в которых доминирующую роль играют представления, фантазия и, в конечном счете, социальные факторы.
Диагностика. В качестве средств индивидуальной диагностики функциональных мотивов, как правило, используют различные опросники интересов и личностные опросники, в которых личностные признаки выступают как косвенные свидетельства выраженности функциональных мотивов - к таким методикам можно отнести "Шкалу поиска ощущений" М.Цукермана и шкалу "Ориентации на игру" в опроснике PRF Д.Н.Джексона.
Синонимы. Содержательно близкими этому понятию являются понятия функционального удовольствия, функциональных потребностей, предметно-функциональных потребностей, интринсивной мотивации (intrinsic motivation).
Литература. Иерузалем В. Учебник психологии. М., 1911;
Эльконин Д.Б. Психология игры. М. 1978;
Хейзинга Й. Человек играющий. М. 1992;
Судзуки Д.Т. Основы дзэн-буддизма // Дзэн-буддизм. Бишкек. 1993