Функциональный мотив

Найдено 1 определение
Функциональный мотив
Словообразование. Происходит от лат. functio - исполнение и moveo - двигаю.
Категория. Элемент мотивационно-потребностной сферы.
Специфика. Побуждение к деятельности, в которой эмоциональное удовлетворение приносит сам процесс деятельности, а не достигаемый ею - в форме потребления предмета или его создания - результат.
Исследования. Развитие представлений о том, что деятельность может доставлять удовольствие сама по себе, можно проследить со времен античности. В "Никомаховой этике" Аристотеля такая деятельность рассматривается как признак счастливого, или блаженного, человека, а побуждение к такой деятельности - как побуждение к жизни, т.к. жизнь понимается как своего рода деятельность. В дидактической психологии 19 века функциональные потребности связывались с природно обусловленной необходимостью тренировки органов, будь то физический орган (телесно-функциональные потребности), или психологические качества (душевно-функциональные потребности), такие, как зрение, слух, речь, эмоции, воля и пр. (В.Ерузалем). В психологии 20 века исследованием были охвачены разные виды функциональных мотивов. Так, изучение детской игры привело к пониманию игрового поведения как имеющего целью само осуществление деятельности, а не практический результат (В.Штерн, К.Бюлер, А.Н.Леонтьев). Р.Вудвортс в 1947 г. привлек внимание исследователей к существованию такой потребности, как потребность в восприятии, что привело к проведению экспериментальных работ по ориентировочной деятельности (Д.Берлайн, Г.Харлоу) и феноменологическому описанию эмоции интереса (К.Изард). В исследованиях интринсивной мотивации также можно найти анализ субъективного ощущения "радостной поглощенности жизнью", при которой индивид как бы полностью растворяется в предмете, на который направлена его деятельность, и забывает о существовании собственного Я (М.Вертгеймер, А.Маслоу и др.).
Виды. При типологическом анализе функциональных мотивов различают:
- телесно-функциональные мотивы, ориентированные на собственную телесную организацию, связанные с удовлетворением от разрядки физического напряжения и двигательной активности ("мышечная радость") и имеющие, прежде всего, биологическую основу,
- предметно-функциональные мотивы (или предметные интересы), ориентированные на окружающий мир, к которым можно отнести опредмеченные потребности в игре, в общении и эмоциональном переживании, в познании, в художественном творчестве и в которых доминирующую роль играют представления, фантазия и, в конечном счете, социальные факторы.
Диагностика. В качестве средств индивидуальной диагностики функциональных мотивов, как правило, используют различные опросники интересов и личностные опросники, в которых личностные признаки выступают как косвенные свидетельства выраженности функциональных мотивов - к таким методикам можно отнести "Шкалу поиска ощущений" М.Цукермана и шкалу "Ориентации на игру" в опроснике PRF Д.Н.Джексона.
Синонимы. Содержательно близкими этому понятию являются понятия функционального удовольствия, функциональных потребностей, предметно-функциональных потребностей, интринсивной мотивации (intrinsic motivation).
Литература. Иерузалем В. Учебник психологии. М., 1911;
Эльконин Д.Б. Психология игры. М. 1978;
Хейзинга Й. Человек играющий. М. 1992;
Судзуки Д.Т. Основы дзэн-буддизма // Дзэн-буддизм. Бишкек. 1993

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000



Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
335.18 кб

Функциональные классы белков, содержащих АФП 14–20-подобные мотивы

Молдогазиева Нурбюбю Темкиевна, Мохосоев Иннокентий Маркович, Терентьев Александр Александрович
С помощью функциональной аннотации белков, представленной в базе данных Swiss-Prot, показано, что подавляющее большинство белков, содержащих АФП 14-20–подобные мотивы, так или иначе, участвуют в регуляции эмбрионального развития и
Читать PDF
243.53 кб

Мотивация и практический интеллект в функциональной регуляции рационального выбора

Чумакова М. А.
В работе ставится цель выявления интеллектуальных стратегий выбора из альтернатив в закрытых задачах и специфики интеллектуально-личностной регуляции этого выбора.
Читать PDF
355.55 кб

Маркетинговые исследования потребительских мотиваций и анализ сегмента рынка пищевых функциональных

Пахомов А. Н., Артемьев А. А., Казанцев А. В., Бутина Е. А.
Читать PDF
191.70 кб

Интеллектуальная игра в образовательном процессе: ценностно-целевой, мотивационный и функциональный

Певнев М. С.
Описаны актуальные ценностно-целевые, мотивационные и функциональные аспекты применения интеллектуальной игры в образовательном процессе, возможности использования интеллектуальных игр в качестве средства в процессе ролевого самоо
Читать PDF
465.45 кб

Мотивационная мобильность как составляющая функциональной структуры произвольного управления двигате

Артюшенко Андрей Александрович
Рассмотрена содержательная сущность понятия «мотивационная мобильность», которая определена как динамическая готовность до реализации собственных возможностей в разных видах учебно-физкультурной деятельности.
Читать PDF
367.51 кб

Формирование специфической мотивации и обучение методам функциональной коррекции остроты зрения у шк

Рабичев Игорь Энгелевич, Котов Александр Владимирович, Поляков Аруслан Равильевич
Разработаны оригинальные теоретические представления о системной организации бинокулярного зрения.
Читать PDF
152.36 кб

Изменения функционального состояния и эмоционально-мотивационных компонентов отношения к работе в за

Фефилов Антон Валерьевич
Отслеживается динамика функционального состояния и эмоциональных компонентов отношения к работе у «интеллектуальных работников» с помощью данных цветового теста М.
Читать PDF
394.28 кб

Функциональные закономерности мотивации научной деятельности и когнитивной активности у научных сотр

Разина Татьяна Валерьевна
This paper is written on the existence of scientific activity motivation function effects on cognitive processes. The experiment involves 60 R & D workers. The shape is not directly stimulating effect on cognitive activity.
Читать PDF
159.07 кб

Личностный смысл как функциональная составляющая мотивационно-смысловой установки деятельности учите

Александрова Тамара Ивановна
Мотивационно-смысловая сфера личности во взаимосвязи с профессиональной деятельностью учителя представляют на сегодняшний день достаточно важное направление.