МОТИВАЦИЯ

Найдено 33 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Мотивация
Motivation) — сила, движущая людей к желаемому результату.

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002

Мотивация
(Motivation) – сила, заставляющая людей добиваться желаемых результатов.

Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002

МОТИВАЦИЯ
побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Мотивация
силы, действующие на организм извне и изнутри, которые инициируют и направляют поведение.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

Мотивация
Процесс формирования мотива, совокупность побуждений, вызывающих активность и определяющих ее направленность.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Мотивация
Motivation) — Сила побуждения индивида к действиям, определяемая как произведение его валентности, ожиданий и инст-рументальности.

Источник: Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. 2000

МОТИВАЦИЯ

— потребность конкретного индивида добиваться успеха и избежания неудачи, вызывающая активность человека в определенном направлении.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

МОТИВАЦИЯ
побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность совершать действия с целью удовлетворения своих потребностей

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

мотивация

(от лат. movere – двигаю) – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

мотивация

совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Мотивация
Субъективно окрашенное состояние, возникающее на основе активации мозговых структур, побуждающей совершать определенные действия, направленные на удовлетворение своих потребностей.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

МОТИВАЦИЯ
процесс действия мотива; совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации и определяющая ее деятельность. Формируется в процессе воспитания.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Мотивация
(от фр. Motif — побуждение) - побуждение к действию. Динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Источник: Словарь основных терминов по дисциплине Психология управления персоналом 2010

Мотивация
вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в наиболее широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Мотивация
система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека. Мотивационные состояния специфичны для определенных влечений и потребностей и должны всегда анализироваться в терминах определенных целей и направленности.

Источник: Психология человека в организации: схемы таблицы тесты тезаурус. Учебно-методическое пособие. -LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbrucken 2016

МОТИВАЦИЯ
комплекс императивных побуждений, к активности, возникающих в данной психике под влиянием ее внутренних причин и/или в ответ на раздражения и стимулы, приходящие из внешней среды, и определяющих направленность и содержание последующей активности субъекта (личности, группы). (Косолапов Н.А., с.104)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

МОТИВАЦИЯ
использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью; процесс побуждения людей для достижения целей организации; мотивация - это создание регулирующих трудовые отношения взаимно однозначных условий, обеспечивающих соответствие между конкретными интересами работника и работодателя, при котором у работника появляется потребность самоотверженно трудиться.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

мотивация

En.: Motivation
Один из факторов успешности гипноза - мотивация пациента, поэтому первостепенное значение имеют предварительные разъяснения.
Но мотивацию не следует смешивать со «стремлением к результату», которое блокирует процесс отстраненности или заставляет пациента подыгрывать терапевту. Сильная мотивация при хронических болях дает хорошие результаты даже у пожилых пациентов, у которых бывают слабо выражены внешние признаки гипноза.

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

Мотивация
процесс формирования мотива, т. е. основания действий или поступков, направленных на удовлетворение потребности. Процесс М. имеет ряд стадий: осознание потребности и понимание абстрактной (обобщенной) цели, выбор объекта удовлетворения потребности (цели) и способа ее достижения, возникновение побуждения достичь выбранной цели.
М. бывает внешне организованной («внешней», экстринсивной) и внутренне организованной («внутренней», интринсивной). В первом случае мотивационный процесс развертывается под давлением внешних факторов, которые оцениваются человеком как значимые (например, совет, приказ, просьба). Во втором — М. есть следствие возникшей у человека потребности, влечения, желания.
Литература
Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

МОТИВАЦИЯ
от латинского motivus – «подвижный» – система внутренних побуждений, повышающих активность субъекта, ориентированного на достижение цели путём проявления осознанного поведения. Мотивирующие факторы в регуляции поведения можно разделить на три типа: 1) потребности и инстинкты (или влечения по Р.С. Вудворту), как источники активности; 2) мотивы, как причины, определяющие выбор направленности, т.е. ради чего осуществлён выбор именно этого поведения; 3) стремления, желания, установки, сопровождаемые определёнными эмоциями, как следствием субъективных переживаний – это система психических проявлений, обеспечивающая регуляцию динамики поведения субъекта. В успешности преодоления человеком условий деятельности, требующей околопредельных физических и психических напряжений, мотивация играет важную роль и, прежде всего, её второй тип, где существенное значение имеет осознание смысла его будущих действий и поведения в целом, т.е. то, ради чего он «бросает вызов» себе и готов на самопожертвование.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

МОТИВАЦИЯ
вся совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели. М. следует отличать от мотивировки – объяснения человеком целесообразности и необходимости своих действий. Уровень М., при котором деятельность выполняется наиболее успешно, называется оптимумом мотивации. Согласно закону Иеркса – Додсона качество деятельности не является механическим следствием интенсивности М. Сначала наблюдается улучшение, а потом, по мере увеличения уровня М., показатели деятельности понижаются. В. Г. Асеев показал трехзвенное строение М., включающее: 1) активно действенную, 2) потенциальную и 3) экстремальную зоны. Соотношения актуальной и потенциальной зон М. детерминируют деятельность и поведение личности. Сверхвысокая и сверхнизкая значимости не стимулируют деятельность: когда одни события воспринимаются как нереальные, а другие как неотвратимые – деятельность и не нужна, и невозможна. Упрощением является деление М. «на дело» и «на себя». Деятельность полимотивирована. Любознательность, любопытство, познавательный интерес нередко включены в М. и представляют собой мотивы, стоящие выше, чем просто «на дело» или «на себя».

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

МОТИВАЦИЯ
ее составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющее их направленность и цели. В широком смысле термин используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных.
По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса:
1) при анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности;
2) если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих, а не других актов поведенческих, то исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения;
3) при решении вопроса о том, каким образом производится регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний и установок в поведении субъекта.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Мотивация
В наиболее общем смысле, мотивация рассматривается как внутреннее состояние организма, побуждающее его вести себя определенным образом. Существует три главных объяснения феномена мотивации: 1. Физиологические объяснения подчеркивают важность внутренних стимулов или потребностей. К примеру, животное, лишенное пищи, будет испытывать голод и стремиться к поискам пищи для удовлетворения своей физиологической потребности. Такие состояния, как голод, жажда и половое влечение, часто называются «первичным драйвом» из-за их важного значения для организма. 2. Бихевиористские объяснения опираются на внутренние стимулы, приобретенные в процессе научения. Пример — мотивационная тяга к обладанию деньгами. Мы испытываем мощную мотивацию к оплачиваемой работе из-за усвоенной ассоциации денег с такими состояниями «первичного драйва», как голод и жажда. 3. Психологические объяснения: концепция «первичного драйва», побуждающего нас к конкретным действиям, остается актуальной и при объяснении более сложных видов человеческого поведения. Примером сложной внутренней потребности служит мотивация к достижению, аффилиация или самоактуализация по А. Маслоу.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Мотивация
англ. motive - повод, мотив, побуждение) - 1. общий термин, обозначает сумму всех факторов, побуждающих индивида действовать тем или иным образом, - эмоциональных, рациональных, внешних либо внутренних; 2. общее побуждение, влечение, возбуждение без какой-либо определенной цели или направленности; 3. мотивационное состояние, возникающее в результате взаимодействия большого числа разных переменных (потребности, влечения, побудительная ценность цели, ожидания индивида, доступность соответствующих реакций, бессознательные факторы и др.). Ныне исследования мотивации распадаются на 3 широких направления: 1. физиологическое, которое ставит своей целью анализ неврологических и биохимических оснований поведения, таких, как голод, жажда, сексуальная потребность, поддержание стабильной температуры, избегание боли и т.д., словом, все то в поведении, что имеет органическую основу; 2. поведенческое, которое занимается, в основном, разработкой и усовершенствованием теории влечения и теории научения; это направление перекликается с предыдущим; 3. психологическое, которое претендует на объяснение сложных, усвоенных под влиянием воспитания и образования собственно человеческих моделей поведения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

МОТИВАЦИЯ
совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определенном направлении. Доминирующая в данный момент М. оказывает воздействие на содержание восприятия, мышления, памяти и других психических процессов. М. в значительной степени определяет эмоционально-оценочные реакции, формирует, как правило, предрасположенность или непредрасположенность к тем или иным действиям, поступкам, играет существенную роль в формировании установок человека. Мотивационная сфера человека представляет собой сложную систему разнохарактерных и тесно связанных мотивов. Профессиональная М.— только часть этой системы. Правильное понимание М. подчиненных является необходимой предпосылкой для успешного руководства людьми. Опытный руководитель всегда стремится сформировать личную заинтересованность работников в результатах своего труда, при этом ущемление внеслужебных мотивов подчиненных ослабляет и профессиональную М., снижает психологический климат в коллективе. От мотивов и создаваемой ими М. следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то или иное действие путем указания на побуждающие его объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могут не совпадать с действительными мотивами поступков или даже сознательно маскировать их.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Мотивация
(от англ. motive - повод, мотив, побуждение). Мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность. По психологическим критериям различают 3 класса мотивирующих факторов: 1. Потребности и инстинкты как источники психической активности. 2. Мотивы, определяющие направленность поведения, деятельности. 3. Эмоции, субъективные переживания (стремления, желания и т. п.) и установки, осуществляющие регуляцию поведения. В формировании деятельности человека участвуют одновременно несколько мотивов, из которых один является ведущим, а остальные - подчиненными, второстепенными, которые могут играть роль в дополнительной ее стимуляции. Ведущие мотивы определяют субъективный личностный смысл деятельности человека. Одновременное сосуществование в деятельности нескольких мотивов характеризуется сложными взаимоотношениями между ними - антагонистическими и синергическими. От мотивов существенно отличается мотивировка - объяснение своих действий, поступков. Мотивировка может не совпадать с мотивами и даже целенаправленно искажать их. Различают М. низшую (безусловную, биологическую, первичную) и высшую (социальную, идеальную, сложную). Первая обусловлена вещественными предметами, соответствующими элементарным потребностям человека, вторая - социальными факторами.
Мотивация в психотерапии - см. Психотерапия, мотивация в психотерапии.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

МОТИВАЦИЯ
побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «М.», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы м. б. разделены на три класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, речь идет о проявлении потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучаются вопросы, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, исследуются проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как и каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т. п.) и установок в поведении субъекта. В основе поведения или деятельности человека в конкретной ситуации, как правило, лежит не один мотив, а несколько. Система мотивов, определяющих активность человека, в т. ч. и в конфликте, называется М. Как правило, часть М. участия в конфликте человек осознает, часть – не осознает. Из осознаваемой части М. некоторые, нередко основные, мотивы человеком могут скрываться. Перспективы понимания причин возникновения конфликтов в большей степени связаны с изучением не отдельных мотивов конфликтного поведения, а ансамблей многих мотивов – М. Обычно конфликт полимотивирован.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

МОТИВАЦИЯ
Никто в производственной компании «Олбитс» не знал, что делать с Робом Смитом. Роб работал в проектно-конструкторском отделе и, в частности, занимался тем, что оценивал практическую осуществимость предлагаемых проектов. В последнюю пару недель поступали жалобы на низкие темпы его работы. Начальник Роба задался вопросом: что можно сделать, чтобы улучшить производительность труда своего подчиненного?
Мотивация — это важный вопрос в психологии труда; он связан с факторами, которые оказывают влияние на то, как мы ведем себя на рабочем месте. Существует ряд теорий, пытающихся объяснить мотивацию в терминах физиологических потребностей. Основная посылка этих теорий — то, что любое действие человека направлено на удовлетворение той или иной его потребности. Одна из ранних и наиболее известных теорий была предложена Абрахамом Маслоу. Он считал, что существуют пять категорий потребностей человека: биологические потребности, например в пище и воде; потребности в безопасности, например поиск укрытия от влияний среды; общения, например потребность ощущать рядом с собой другого человека; оценки со стороны других, например друзей и коллег; самовыражения, например потребность совершенствовать свои умения и реализовывать возможности. Из теории Маслоу следует, что для повышения мотивации нужно осознать, какие именно из своих потребностей пытаются удовлетворить служащие.
Иной подход предлагает теория цели, разработанная Эдом Локком и его коллегами в Соединенных Штатах. Теория цели основана на следующем наблюдении: когда люди принимаются за задание, они продолжают выполнять его до тех пор, пока не закончат. Согласно этой теории, если Робу поставить относительно трудную, но специфическую цель, то он, скорее всего, улучшит показатели своей работы.
См. также статьи «Психология труда», «Социальная психология», «Удовлетворение от работы».

Источник: 101 ключевая идея психологии

МОТИВАЦИЯ
1. В общем значении М.-область научных психологических исследований, имеющих дело с объяснением поведения человека и животных, с выявлением его истоков и факторов, определяющих активность и целенаправленность поведения. Специальное, узкое значение термина М. относится к причинам, лежащим в основе поведения отдельно взятого человека (или животного), т. е. к тому, что инициирует, направляет и поддерживает поведение организма в данной ситуации. Широкая трактовка термина М. предполагает включение в число мотивационных факторов почти всех психологических и физиологических особенностей человека, а также многих факторов из внешней среды, так как они в той или иной степени участвуют в регуляции и управлении поведением. Однако в этом случае термин М. вносит мало нового в общее психологическое понимание и объяснение поведения. История психологии показывает, что термин был введен в начале ХХ в. в научный оборот как раз для того, чтобы дополнить существующие знания о психологии человека и животных и о психической регуляции их поведения в целом знаниями о его источниках, отделить эти знания от тех, которые представлены в других областях психологии. Все другие психологические свойства человека, кроме М., принимают участие лишь в регуляции поведения, но не служат его началом или источником. Когда современные психологи пользуются термином М., то включают в это понятие представление именно об энерге тических первоисточниках поведения и факторах, направляющих и поддерживающих его активность на определенном уровне. При этом предполагается, что те же факторы, которые являются энергетическими источниками поведения, обеспечивают и его динамическое регулирование. 2. В необихевиоризме-под М. имеют в виду процесс или внутреннее состояние организма, которое образуется и действует между стимулом и реакцией и определяет реакцию организма на соответствующий стимул. Исследования М. идут в четырех основных направлениях: физиологическом, поведенческом, психологическом и социальном. Физиологическое направление имеет дело с изучением влияния органических потребностей на поведение человека. Поведенческое направление касается подкрепления реакций, вызванных воздействием внешних факторов (условнорефлекторное обусловливание), и спонтанных реакций (оперантное обусловливание) организма, и включает разнообразные теории научения. Психологическое направление касается влияния высших, социальных и духовных, потребностей человека на мотивацию его поведения, а также роли в мотивации других психологических особенностей человека, например, его познавательных процессов и психических состояний. Социальное направление имеет дело с воздействием внешних социальных факторов на поведение человека. См. научение условнорефлекторное, научение оперантное, научения теория, необихевиоризм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

МОТИВАЦИЯ
Наиболее типичный способ употребления этого чрезвычайно важного, но дефиниционно неуловимого термина связан с пониманием его как процесса вмешательства или как внутреннего состояния организма, побуждающего или ведущего его к действию. В этом смысле мотивация – побудитель поведения. Однако имеются некоторые вариации этой темы. Некоторые теоретики рассматривают состояние мотивации как состояние общего возбуждения без какой-либо определенной цели или направленности, но как то, что известно как общее побуждение или общее влечение. Фактически возникает такое поведение, как они утверждают, которое является доминирующим в этой конкретной ситуации. Большинство других теоретиков, с другой стороны, утверждает, что мотивационные состояния специфичны для определенных влечений и потребностей и должны всегдз анализироваться в терминах определенных целей и направленности. Действительно, в исследовании человеческой психологической мотивации этот аспект обычно принимается как аксиома. Следовательно, мотивация здесь часто характеризуется представлением о том, что определенное поведение или поведенческая тенденция наблюдаются по причине наличия определенного мотивационного состояния.
Обратите внимание, однако, что мотивация не является концепцией, которую можно использовать в качестве единственного объяснения поведения. Мотивационные состояния возникают в результате многочисленных взаимодействий большого числа других переменных, к которым относятся и потребности или интенсивность влечения, побудительная ценность цели, ожидания организма, доступность соответствующих реакций (то есть усвоенных моделей поведения), возможное наличие находящихся в конфликте или противоречии мотивов и, конечно, бессознательные факторы.
Наиболее современные исследования мотивации распадаются на три широких направления, (а) физиологическое, которое ставит своей целью анализ неврологических и биохимических оснований. Большинство работ здесь ограничено так называемыми первичными влечениями, такими как голод, жажда, поддержание температуры, избегание боли, секс и т.д., которые имеют чисто органическую основу. Например, см. гомеостаз влечений, лимбичес-кая система, (б) Поведенческое, которое занимается в основном разработкой и усовершенствованием теории влечения и теории научения. Обратите внимание, что эти два направления являются очень сильно взаимодополняющими. Например, см. влечение (и связанные статьи), побудитель, потребность, (в) Психологическое, которое ориентируется на объяснение сложных, усвоенных человеческих моделей поведения. За исключением использования многих сходных основных понятий, это последнее направление стоит совершенно отдельно от двух других. См. здесь потребность в достижении, потребность в аффилиации, потребность в иерархии, бессознательная мотивация.
В заключение обратите внимание, что проблема мотивации тесно переплетается с проблемой эмоций. Эмоциональные состояния имеют тенденцию обладать мотивационными свойствами, а побуждающие элементы мотиваци-онной диспозиции часто имеют сильную эмоциональную окраску. Кроме того, физиологические структуры, выделенные в одном контексте, имеют тенденцию быть вовлеченными и в другой.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Мотивация
Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. В современной психологической литературе существуют несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них- теория каузальной атрибуции. Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные – внутренними факторами. Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком. Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний. Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи – относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения. Локус контроля – характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля – локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае) – желаемый уровень самооценки личности (уровень "Я"), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек. Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти – стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм – стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод – эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность – стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. 2001

Мотивация
motivation) Попросту говоря, М. отвечает на вопрос "почему" в отношении поведения. Она указывает на внутренние состояния организма, к-рые стоят за побуждением, настойчивостью, энергией и направлением поведения. Обычно М. включает целенаправленность и активизацию поведения, поэтому проводят разграничение между М. как диспозицией, или тенденцией, и М. как активацией, или возбуждением. Организм может при определенных обстоятельствах испытывать тревогу, страх или голод как мотивационную тенденцию, но М. как активное состояние появляется только в тот момент времени или в той ситуации, когда данный организм действительно возбужден, т. е. мотивирован. Поскольку психологи заняты поиском законов, распростр. не только на поведение людей, но и на поведение низших животных, литература в области М. охватывает темы, к-рые касаются характеристик, универсальных для всех форм животной жизни (напр., голод), наряду с темами, к-рые ограничиваются исключительно челов. характеристиками (напр., стремление к достижению и совершенству). О М. говорят как об организменной переменной в том смысле, что она является состоянием индивидуума, а не внешней среды. О М. тж говорят как о направляющей и руководящей инстанции в том смысле, что она ведет к целенаправленному поведению. Это подчеркивает специфичность М.: испытывающие жажду животные ищут воду, переживающий профессиональный стресс чел. пытается спастись от этой неприятной ситуации. Цели всегда определялись двумя способами. Один способ описывает цели как объективные события или осязаемые, материальные изменения среды в рез-те поведения. Второй смысл, в к-ром используется термин "цель", подразумевает под нею скорее внутреннюю абстракцию, чем объективное внешнее событие. Напр., цель поиска менее напряженной работы является нек-рой идеей, представлением чел. о будущих событиях, когда он мотивирован освободиться от неприятной стрессовой рабочей ситуации. Цели направляют или управляют, так как, продвигаясь к ним, чел. совершает одни действия, а не др., и цели функционируют в любой данный момент времени, так как это внутренние "здесь-и-сейчас" репрезентации будущего, а не объективные, реальные, будущие события. М. может тж идентифицироваться по специфическим предшествующим событиям, а не только по рез-там деятельности или исходам поведения (реальным или существующим в виде когнитивных репрезентаций). Предшествующие события приводят к различным видам мотивационных состояний и очень часто поведение индивидуума различается соответственно тому, какие специфические предыдущие события имели место. Сила М. различается не только по виду, но тж и по силе. Мы можем говорить о существовании большей или меньшей жажды, большего или меньшего страха. В целом признается, что М. возбуждает или снабжает энергией, однако существующие теории различаются трактовкой того, как М. активизирует поведение. Различные источники М., благодаря эффекту суммации, могут оказывать совокупное влияние на поведение. Усиление мотивационного возбуждения может происходить в рез-те увеличения силы какого-то одного вида М. или суммации различных источников М. Во мн. случаях эффект активации организма вследствие возросшей мотивационной силы можно наблюдать скорее по изменению физиолог. показателей, нежели по внешним поведенческим реакциям. Для идентификации такого измерения М., как ее сила, обычно используют меры волновой активности мозга, электрической проводимости кожи, сердечного ритма и напряжения мышц. В состояниях сонливости и низкого возбуждения на ЭЭГ обычно появляются медленные и большие волны с регулярным рисунком, тогда как в состоянии возбужденного бодрствования паттерн мозговой активности представлен быстрыми, низкоамплитудными, нерегулярными волнами. В рез-те усилившегося возбуждения индивидуумы тж имеют тенденцию демонстрировать увеличение мышечного потенциала, регистрируемое на ЭМГ, и снижение кожного сопротивления. В целом, исслед. показали, что организмы оказываются тем более активными, чем более они мотивированы. Ответная реакция, проявляющаяся в простых формах поведения, подобных бегу или нажиманию на педаль, усиливается непосредственно вслед за усилением М., особенно у наивных подопытных животных. У животных и людей усиление М. в общем и целом влечет за собой увеличение усилий, настойчивости и чувствительности. Др. доказательством активирующего аспекта М. служит то, что при повышении М. наблюдается повышенная генерализации раздражителя, проявляющаяся в расширении спектра стимулов, на к-рые реагирует организм. Для физиолог. объяснения многочисленных, но не систематизированных активирующих эффектов повышенной М. принято ссылаться на ретикулярную активирующую систему. В своих ранних работах Моруцци и Мэгун, а позднее и Линдсли, описали систему, включающую в себя ретикулярную формацию, таламус и кору головного мозга, к-рая вроде бы объясняла, как организмы могут проявлять как специфическое, так и неспецифическое возбуждение. Однако мн. исследователи оспаривают - на уровне физиол. и на уровне поведенческих наук - возможность существования единой системы возбуждения. Различия между физиологическими и психологическими потребностями Хотя на первый взгляд может показаться, что психол. потребности как тип М. тесно связаны или идентичны физиолог. потребностям, различия между ними нередко оказываются разительными. Физиолог. потребности обычно связаны с выживанием или здоровьем индивида, поэтому их часто называют "органическими" нуждами. Исслед. разнообразных млекопитающих, особенно низших обезьян, показали, что психол. и физиолог. потребности существенно различаются. Напр., имеются эксперим. доказательства того, что для оптимального развития и облегчения научения новым формам поведения молодым лабораторным крысам необходима активность и внешняя стимуляция, к-рая не отражает "органических потребностей". То, что людям для оптимального развития и результативной повседневной жизни требуются эмоциональные, интеллектуальные и соц. виды удовлетворения, иллюстрирует общие, или присущие чел. как биолог. виду, психол. потребности. Иногда мотивы, наз. исследователями "потребностями", такие как "потребность в достижении", м. б. доступными объективному измерению и функционировать предсказуемым образом, но не оказываться действенными для людей в целом. Такой мотив может быть очень сильным и обладать качеством "потребности" для конкретного чел., но не представлять собой базовой психол. потребности, свойственной всем людям; к тому же он отличается от физиолог. потребностей, к-рые связаны с выживанием или физ. здоровьем индивида. Так же как психол. потребности могут не зависеть от физиолог., так и физиолог. потребности, или нужды организма могут не иметь никаких связей с психол. потребностями. Мн. токсические эффекты, к-рые создают физиолог. потребности, не имеют связи с психол. потребностями. Др. примером, в к-ром различаются физиолог. и психол. состояния, является голод. По мере того как проблемы ожирения и нервной анорексии становятся все более злободневными в совр. об-ве, это различие приобретает возрастающую отчетливость в мед. науке и общественном сознании. В целом - и это представляется особенно очевидным в отношении людей - физиологические потребности не являются ни необходимыми, ни достаточными в качестве основы для М., хотя и могут быть ее мощными источниками. Различия между поведением и мотивацией Нельзя делать вывод о существовании М. лишь на основании наличия определенных видов поведения. Поведение м. б. обусловлено множеством факторов. Поскольку М. является промежуточной переменной, гипотетическим внутренним состоянием индивида, чтобы ответить на вопрос о связи такой переменной с поведением, необходимы тщательные исслед. и наблюдения. При изучении животной агрессии специалистами по поведению животных (иногда наз. этологами) часто высказывалось предположение о том, что животные обладают врожденным драйвом (побуждением), или М., к агрессии. В поддержку этой т. зр. приводятся данные о том, что когда животные лишены возможности проявлять агрессивное поведение, они с большей вероятностью ведут себя агрессивно впоследствии, и что выросшие в изоляции животные демонстрируют специфическое для данного вида агрессивное поведение, даже если они никогда не контактировали с др. животными этого вида. Однако доказательства необусловленности агрессии врожденным драйвом появляются из мн. источников. Напр., лабораторные исслед. показали, что изоляция крысы от своих сородичей усиливает ее эмоциональное возбуждение и с большей вероятностью делает ее убийцей. Агрессия часто описывается как реакция на фрустрацию или боль. Из мн. исслед. становится очевидным, что ранний жизненный опыт и научение формируют тот способ, каким животные реагируют на стрессовые события. Страх и тревога Страх и тревога являются приобретенными М. Нек-рые исследователи указывали на случаи врожденных страхов у животных и младенцев, однако в целом челов. страх и тревога приобретаются в рез-те жизненного опыта. В исслед. изучается то, как приобретаются эти М., какие виды ситуаций их вызывают и как эти М. влияют на поведение. Научение играет двойную роль, поскольку приобретается и сам страх, и вызываемое такой М. поведение. Существует широкое разнообразие форм поведения животных и чел., к-рые появляются в ответ на раздражители, вызывающие боль или страх, напр., нападение, "оцепенение", припадание к земле, беганье и бегство, причем нек-рые из них являются видоспецифичными. Раздражители, ассоциирующиеся с болью, со временем начинают вызывать страх. Страх возникает в рез-те антиципации ситуации, связанной с болью. Страх и тревога, несмотря на имеющееся между ними родство, различаются уровнем специфичности. Страх возникает в ответ на специфическое событие, тогда как тревога является более генерализованной и неспецифической реакцией. Поскольку у людей связанные с болью ситуации часто являются символическими, а не просто физ., мн. исслед. в данной области посвящены изучению концептуальных процессов, таких как "боязнь неудачи" и "боязнь успеха". Если болезненную стимуляцию можно прекратить (спасение) или предотвратить (избегание), животное или чел. могут научиться новому поведению, к-рое приводит к такому спасению или избеганию. Поведение, приобретаемое через научение избеганию, обычно выучивается медленнее, но сохраняется гораздо дольше, чем поведение, приобретаемое через научение спасению. Долгое время считалось, что челов. тревога поддерживает избегающее поведение. На то, что тревога имеет гораздо больше отрицательных, чем положительных последствий, много лет назад указывал еще З. Фрейд, постулировавший, что первопричина челов. невроза кроется в тревоге. Данные клинических, полевых и лабораторных исслед. свидетельствуют, что защитные М., подобные страху и тревоге, могут вызывать поведение, к-рое препятствует эффективному выполнению задач и творческому решению проблем. Хотя и было обнаружено, что тревога облегчает выработку у чел. простейших условных рефлексов, наподобие мигательного, обычно она не облегчает научение сложному поведению. Тревога и страх активизируют поведение в качестве М., и в нек-рых ситуациях или при выполнении нек-рых задач могут приводить к целесообразному поведению. То, каким образом тревога и страх влияют на поведение, обычно зависит от конкретной сложившейся ситуации и от конкретного чел., поскольку в М. важна не только сила, но и направленность. Тревога измерялась и как черта, и как состояние, и обычно эти показатели обнаруживают сильную положительную корреляцию. Однако в нек-рых ситуация люди с сильно выраженной тенденцией к тревоге (высокая тревожность как черта) могут испытывать низкую тревогу (как состояние), и точно так же при нек-рых обстоятельствах люди с низкой тревожностью могут находиться в состоянии высокой тревоги. Тревога и страх не только влияют на поведение, но и могут также вытекать из действий чел., поэтому между М. и поведением существует не односторонняя, а двусторонняя связь. Хотя может показаться, что тревога и страх возникают только в ответ на аверсивные внешние события, люди способны сами генерировать эти М. Согласно теории Адлера и клиническим наблюдениям, эмоции обслуживают определенную цель и порождаются с определенной целью. Эмоции, обычно нарушающие челов. деятельность или адаптивное поведение, могут тж использоваться в качестве средства контроля над поведением. Ожидание, контроль и мотивация сближения Познания и убеждения людей играют доминирующую роль в М. Убеждения сказываются на ценностях, ожидании будущих рез-тов и апперцепции окружающих событий. Челов. М. всегда изучалась с учетом таких когнитивных процессов. Напр., литература no M. достижения показывает, что лица с высокой "потребностью в достижении" научаются стремлению достигать совершенства в выполнении уже в раннем возрасте. Уверенность в своих силах является ключевым аспектом их мотивационной тенденции. Мн. теоретики утверждают, что люди функционируют эффективно, когда они верят в возможность достижения положительных рез-тов и когда они считают, что обладают контролем над характером тех событий, к-рые с ними происходят. Одна из первых теорий, подчеркивавших важность воспитания у детей уверенности в себе и бесстрашия (готовности браться за новые вещи и прилагать усилия даже тогда, когда успех не гарантирован), была предложена А. Адлером. Литература по "локусу контроля подкрепления" свидетельствует, что люди, к-рые считают себя лишенными возможности контролировать происходящие с ними события, оказываются более тревожными и реже выбирают линии поведения, приводящие к положительным исходам. Дети, воспитываемые не столько с помощью похвалы и вознаграждения, сколько в духе поощрения инициативы и опоры на собственные силы, с большей вероятностью сохраняют социально конструктивное поведение. Лабораторные исслед. детей и взрослых показали, что внутренняя (интринсивная) М. и самоуправление подкрепляют поведение более эффективно, чем внешняя (экстринсивная) М. и регулируемые извне вознаграждения. Взаимосвязь соц. М., ожидания, усилий и рез-тов деятельности была обнаружена в отношении широкого разнообразия условий и решаемых задач. В частности, установлено, что дети с выраженной потребностью в достижении предпочитают ставить перед собой реалистичные и умеренно высокие цели и что постановка умеренно высоких целей приводит к более высоким рез-там деятельности как у детей, так и у взрослых. В отличие от них, дети с выраженной боязнью неудачи, как правило, выбирают нереалистичные цели: либо слишком высокие, либо слишком низкие. Т. о., соц. М. и М. задачи (task motivation) видоизменяют ожидания индивидуумов, а ожидания, как выяснилось, формируют поведение и в то же время являются одним из его рез-тов. В исслед. выученной беспомощности было обнаружено, что животные тж могут изменять свое поведение в зависимости от имеющихся у них возможностей контролировать ситуацию. Т. о., контроль как над отрицательными, так и над положительными исходами оказывает серьезное влияние на поведение и М. не только людей, но и животных. Однако именно у людей саморегуляция и символические процессы приобретают главное значение в определении М. и ее воздействия на поведение. Кроме того, альтруизм, любовь и мн. др. положительные пути сближения людей друг с другом предоставляют широкий простор и направление для челов. М. и деятельности. См. также Приобретенные побуждения, Вознаграждения, Самодетерминация Е. Д. Фергюсон

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

МОТИВАЦИЯ
МАТЫВАЦЫЯ / MOTIVATION– система мотивов индивида, определяющая особенности его поведения и деятельности. Она определяет характер ведущих мотивов индивида (силу, содержание, направленность), соотношение устойчивых и ситуативных мотивов. Теории М. разделяют на две группы: 1) содержательные– направлены на анализ потребностей человека; 2) процессуальные– исследуют влияние на поведение человека психических процессов и состояний, прежде всего восприятия и ожиданий. К первой группе можно отнести теории А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. МакГрегора, Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. Смысл такого иерархического построения заключается в том, что для человека приоритетны потребности более низких уровней, и это сказывается на его мотивации. Теория К. Альдерфера возникла как реакция на критику модели А. Маслоу. Он считал, что на актуализацию потребностей влияют индивидуальные особенности человека и специфика ситуации, а также выделил три типа потребностей (СВР): 1) потребности существования (existence) (С в аббревиатуре СВР)– еда, воздух, вода, зарплата, условия работы– физиологические потребности в безопасности; 2) потребности взаимосвязей (rela tedness) (В в аббревиатуре СВР)– значимые общественные и межличностные отношения, включают в себя стремление получить поддержку, признание, одобрение других людей; 3) потребности роста (growth) (Р в аббревиатуре СВР)– личный творческий или производственный вклад индивида, побуждают человека к реализации своих способностей к самоутверждению, самовыражению и т. п. Альдерфер считал, что в дополнение к прогрессивному процессу удовлетворения потребностей, предложенному Маслоу, действует также регрессивный процесс, связанный с разочарованием (неудовлетворением потребностей), и для человека важны рост (личный, творческий или производственный вклад индивида), родственность (значимые общественные и межличностные отношения), существование (еда, воздух, вода, зарплата, условия работы). Движение от потребности к потребности происходит не только снизу вверх, но и в обе стороны, и неудовлетворенная потребность более высокого уровня усиливает действие потребности более низкого уровня. Движение с более высокого уровня на более низкий– это регрессивный процесс, связанный с разочарованием, который К. Альдерфер называет фрустрацией (от лат. frustration– обман, тщетное ожидание), т. е. крушение надежды на удовлетворение.
Теория X и теория Y Д. МакГрегора формулируют основные подходы к пониманию природы человека, существующие в практике управления. Теория X предполагает, что человек в труде изначально ленив и пассивен, старается увильнуть от работы и избежать ответственности, не проявляет какой бы то ни было инициативы. Без регламентированной и иерархической системы принуждения такого работника в менеджменте не обойтись, т. е. он нуждается в постоянном контроле, наказании за промахи и поощрении за успехи (кнут и пряник), в повседневной опеке со стороны руководителя.
Теория Y считает, что человек изначально талантлив и стремится реализовать свои способности и возможности, готов брать на себя персональную ответственность, считая вопрос материального вознаграждения подчас вторичным. Вместе с тем такой человек жаждет признания, понимания и моральной поддержки. Сам Д. МакГрегор считал, что предположения теории Y более достоверны, чем предположения теории X. Поэтому он выступал за участие простых служащих в принятии решений наравне с руководителями высшего звена, поручение им ответственных и сложных работ, а также налаживание хороших отношений в коллективе. У. Оучи предложил свое понимание этого вопроса, получившее название «теория Z». Его теория отмечает непропорциональное внимание к технике и технологии в ущерб человеческому фактору.
Поэтому теория Z базируется на принципах доверия, пожизненного найма (как внимание к человеку) и групповом методе принятия решений, что дает еще и прочную основу для личностного развития в процессе профессиональной деятельности. Двухфакторная теория Ф. Герцберга появилась в связи необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. В ее основу положено понятие «удовлетворенность работой». Согласно Герц бергу, факторы, приносящие удовлетворенность работой, значительно отличаются от факторов, приносящих неудовлетворенность работой. Следовательно, менеджеры, которые стремятся устранить факторы, порождающие неудовлетворенность работой, могут принести мир, но М., как правило, не всегда. Они будут умиротворять и успокаивать своих подчиненных, а не мотивировать их. В результате рабочие условия, такие как качество управления, заработная плата, политика компании, рабочие условия, отношения с коллегами и гарантированная занятость, были охарактеризованы Герцбергом как гигиенические факторы. Когда эти факторы наличествуют, люди не чувствуют себя неудовлетворенными, как, впрочем, и удо в лет воренными тоже. Чтобы мотивировать служащих, по мнению Ф. Герцберга, акцент нужно сделать на факторах, ассоциирующихся с самой работой или с ее непосредственными результатами, такими как продвижение по службе, личный рост, признание со стороны коллег и руководителей, ответственность и успех. Однако Герцберг относит все эти потребности не к мотиваторам, а к гигиеническим факторам, которые, во-первых, как только удовлетворяются, становятся циклическими (т. е. возникают вновь), во-вторых, постоянно растут, в-третьих, в случае недостаточности вызывают неудовлетворенность и соответствующее ей фрустрационное поведение. Гигиенические потребности нужны для того, чтобы люди имели мотивы к деятельности, поэтому их нужно обязательно удовлетворять, но, как показывает практика, для многих работников этого недостаточно. Для того чтобы сделать эффективным взаимодействие, побудить людей к старанию и качественному выполнению своей деятельности, нужно удовлетворять и мотивационные потребности, т. е. в признании, в возможности учиться и развиваться, в уважении, в карьере, в дополнительной ответственности и сложной работе, в возможности осуществлять самореализацию. В рамках профессиональной деятельности такая удовлетворенность может быть обеспечена как предоставлением интересной и ответственной работы, возможностью личностного и профессионального роста, так и моральным стимулированием, новыми задачами, делегированием полномочий, расширением обязанностей, вовлечением в процесс принятия управленческих решений, эффективным взаимодействием. Герцберг считал, что некоторые факторы работы по своей сути способны вызывать внутреннее удовлетворение и мотивировать индивидов. К внутренним условиям мотивации, связанным с самим содержанием трудового процесса, относятся достижение, признание, ответственность, продвижение, собственно работа, ее сложность, творческий потенциал, возможность роста. Этот энтузиазм менеджеров, вызванный надеждами на повышение производительности труда за счет вышеперечисленных возможностей, сегодня практически потерян. Внешние условия в контексте работы– это вознаграждение (зарплата), гарантии рабочего места, условия труда, статус, деятельность компании, качество руководства, качество взаимоотношений с коллегами, начальниками, подчиненными. Согласно теории Д. МакКлелланда и Д. Аткинсона, структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, стремлению к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию– его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности. С целью проверки своей теории ученые использовали тематический апперцептивный тест (ТАТ), в котором ответы группировались по трем основным категориям, и за каждой из них стоял один из мотивов: потребность в причастности, аффилиации; потребность во власти; потребность в достижении, в успехе. Потребность в аффилиации (от англ. affiliation– соединение, связь)– потребность в общении, в эмоциональных контактах и дружественных связях, желание принимать помощь других и оказывать ее другим. Эта потребность проявляется в стремлении быть членом группы, участвовать в совместных действиях, целью которых является само общение. Потребность во власти– это потребность в достижении прежде всего личных целей (деньги, приоритеты, возможности и пр.), наличие авторитарных ценностей, стремление все решения принимать лично, не оставляя возможности другим проявить самостоятельность, инициативу и ответственность, порой дистанцирование и доминирование при взаимодействии. Стремление к власти– это стремление влиять на других, заставлять их делать то, что сами они не стали бы делать.
Потребность в достижении, в успехе заставляет человека нести ответственность за свои удачи и поражения. Такие люди любят рассчитанный, умеренный риск, ситуации, в которых немедленно получают обратную связь о том, правильно ли они действуют, при этом хотят получить позитивные отзывы о своей деятельности. Обычно они имеют высокоразвитое чувство ответственности, ориентированы на дело, предпочитают решать сложные проблемы и задачи; у них сильно развито стремление соответствовать определенным стандартам и добиться успеха. Процессуальные теории и механизмы мотивирования, в отличие от содержательных теорий М., рассматривают потребности как один из элементов поведенческого процесса, связанного с конкретной ситуацией. Здесь говорится о распределении усилий личности и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К другим элементам относятся способности человека, ролевые ожидания, индивидуальные особенности. Самые известные процессуальные теории– теория постановки целей Э. Локке, теория справедливости (равенства) С. Адамса, теория ожиданий В. Врума и др. Так, согласно теории постановки целей Е. Локке, мотивация человека определяется его целями и удовлетворенностью результатами труда по их достижении. Индивидуальные сознательные цели и намерения– первые детерминанты поведения. Сознательные цели– это основные цели, ради которых человек прилагает усилия и в которых отдает себе отчет, когда определяет поведение. Модель, описывающая процесс постановки целей, выглядит следующим образом. Работник определяет личные цели, задающие интенсивность и направленность его действий. При достижении планируемых результатов он получает удовлетворение. Уровень исполнения работ и их результаты в основном зависят от следующих характеристик целей: сложности– это степень профессиональности и уровень исполнения, необходимые для ее достижения; специфичности– ее количественная ясность, точность и определенность; выгодности (приемлемости)– это степень, до которой работник воспринимает цель как собственную; приверженности цели– готовность приложить усилия для ее достижения. Удовлетворенность или неудовлетворенность работника результатами труда определяют два рода процессов: 1) внутренние– оценка работником результатов труда с точки зрения соотнесения их с поставленными целями; 2) внешние– оценка результатов труда работника окружающими. Теория справедливости С. Адамса рассматривает М. не с точки зрения индивидуальных потребностей человека, а на основании процессов сравнения себя с другими. Работники пытаются установить справедливые отношения на основании сравнивания себя с другими и стараются изменять несправедливые отношения: 1) по вкладу (время, рабочие усилия, количество сделанного); 2) по результату (оплата, льготы, престиж). Здесь речь идет о субъективных оценках. Люди сравнивают отношение полученного результата к своему вкладу с отношением результат– вклад других людей, при этом возможны три варианта: недоплата, справедливая оплата, переплата. Люди, которым недоплатили, испытывают обиду, неудовлетворенность, раздражение. Те же, которым переплатили, испытывают чувство вины или неловкости. «Эталон», с которым работник сравнивает себя, представляет собой важную переменную в теории равенства. Существует три категории «эталонов»: «другие», «система» и «я сам». Категория «другие» включает коллег, занятых на аналогичных работах в той же организации, а также друзей, соседей и людей из других организаций.
Иными словами, общаясь с другими людьми, читая газеты и журналы, работник получает информацию о заработной плате, трудовых соглашениях с профсоюзами и т. п., на основе которой он может сравнить свою заработную плату с заработной платой других людей. Выбор «эталонов» осуществляется работником на основе информации о них, а также уместности и целесообразности их использования. Согласно теории справедливости, у работника, которому кажется, что по отношению к нему поступают несправедливо, есть пять вариантов выхода из сложившейся ситуации: 1) исказить собственный вклад и достигнутые результаты или вклад и результаты, достигнутые другими людьми; 2) попытаться склонить других к тому, чтобы они изменили свой вклад или достигнутые результаты; 3) попытаться изменить вклад или результаты, достигнутые другими людьми; 4) выбрать другой «эталон» для сравнения; 5) уволиться с работы. Теория ожиданий В. Врума утверждает, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек, совершая поступки, ожидает, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Ожидание– оценка личностью вероятности определенного события. Для анализа этой модели М. важны следующие термины: ожидания (экспектации) того, что усилия работника приведут к поставленной цели или желаемому результату (соотношение затраченных результатов и полученных результатов); инструментальность– понимание того, что выполнение работы и достижение требуемого результата являются основным условием (инструментом) получения вознаграждения (соотношения полученного результата и вознаграждения за этот результат); валентность– значимость награды для работника (удовлетворение или неудовлетворение от вознаграждения). Наиболее сильная М. достигается при высоких ожиданиях работника, отличных результатах его работы и большой степени удовлетворения полученным вознаграждением (валентность). Упрощенное представление модели ожиданий: индивидуальные усилия, индивидуальные трудовые показатели, организационные вознаграждения, индивидуальные цели. К числу распространенных недостатков, в наибольшей степени создающих неблагоприятную мотивационную среду, относятся: недостаточно четкие представления работников об ожидаемых от них результатах и отсутствие уверенности в объективности оценки их работы; отсутствие четко сформулированных критериев оценки достижения высоких показателей; неудовлетворенность справедливостью поощрения; недостаточная информированность о том, какие поощрения, за какие результаты даются; низкая привлекательность используемых форм поощрения. Модель Пор тера– Лоулера является комплексной процессуальной теорией М., включающей элементы теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами. Л. Портер и Э. Лоулер исследовали, от чего зависит достигнутый сотрудниками результат. В их модели фигурируют следующие переменные, между которыми отслеживается взаимо связь: затраченные работником усилия; ценность вознаграждения; оценка вероятности связи «усилия– вознаграждения»; способности и характер работника; полученные результаты работы; вознаграждение, воспринимаемое как справедливость; степень удовлетворения. Чувство выполненной работы (результат) ведет к удовлетворению. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что человек оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно им. Элементы теории справедливости проявляются в том, что человек имеет собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими людьми и, соответственно, степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения человека, а не наоборот. Концепция Дж. Р. Хакмана и Г. Р. Олдхема определяет оптимальные направления «реорганизации труда», «обогащения труда» или «расширения труда». Ими была сформулирована модель рабочей М., основанная на ключевых характеристиках работы.
Согласно этой модели, любую работу можно описать пятью базовыми характеристиками.
1. Разнообразие навыков– степень, в которой выполнение данной работы требует наличия у работника соответствующего спектра умений, квалификации и способностей. Например, работа учителя, который сам ищет и перерабатывает информацию, готовит методическое обоснование урока, работает в аудитории, используя разные модели общения (информационную, убеждающую, внушающую, экспрессивную), сам организует обмен информацией (коммуникацию) и взаимодействие (интеракцию), сам ведет переговоры с администрацией, родителями, детьми и пр., требует большого разнообразия ключевых компетентностей, умений и навыков. А работа уборщицы, например, ничего этого не требует.
2. Целостность задачи (идентифицируемость задания)– степень, в которой работа требует завершения целостной и определенной задачи или этапа работы от начала и до конца с видимым результатом.
3. Значимость задания– степень, в которой данная работа оказывает влияние на жизнь или работу других людей. Например, высокой значимостью характеризуется работа медсестры в отделении интенсивной терапии, а низкой значимостью– работа уборщицы, которая моет полы в школе. 4. Автономность– та степень, в которой данная работа предоставляет работнику свободу, независимость и самостоятельность в планировании своих действий и выборе конкретных процедур, используемых при ее выполнении. 5. Модель обработки социальной информации исходит из того, что отношение работников к тем или иным явлениям и их поведение представляют собой реакцию на социальные сигналы, подаваемые другими людьми– коллегами, начальниками, друзьями, членами семьи или клиентами (обратная связь). Так, мотивацией и удовлетворенностью работника можно манипулировать с помощью таких «малозаметных» действий, как высказывания начальников или коллег о том, является ли соответствующая работа трудной, сложной или автономной. Поэтому, согласно данной теории, менеджеры должны уделять восприятию служащими своей работы не меньшее (а иногда даже большее) внимание, чем ее фактическим характеристикам. Например, они должны постоянно напоминать подчиненным, какой интересной и важной работой те занимаются.
Мотивация достижения и избегания / Матывацыя дасягнення и пазбягання / Achie ve ment motivation, avoidance motivation. Многие исследователи подчеркивали двумодальное положительно-отрицательное строение М. Среди таких парных модальностей мотивов выделяются мотивы достижения и мотивы избегания. М. достижения– это разновидность М., связанной со стремлением человека добиваться успеха или желаемой цели. Для человека с доминирующей М. достижения характерно следующее: уверенность в успехе; стремление к поиску информации о своих успехах; готовность принять ответственность; решительность в неопределенных ситуациях; настойчивость при стремлении к цели; стремление к разумному риску; средний, реалистичный уровень притязаний; упорство при столкновении с препятствиями. Такие люди выбирают более или менее сложную, но реально выполнимую работу, избегают простых и сверхсложных задач. У них уровень притязаний повышается после успеха и снижается после неудачи. Если человек побуждается к деятельности угрозой наказания (ограничения возможностей удовлетворения потребностей), то его целью становится снижение этой угрозы. Такая мотивация имеет следующие особенности. 1. Стремление избежать наказания (действовать в соответствии с требованиями окружающих) продолжается до тех пор, пока существует угроза негативных санкций. После отмены негативных санкций (или уверенности в отсутствии контроля в данный момент) нежелательные действия, которые были запрещены, восстанавливаются. 2. Наказание вызывает псевдодеятельность (имитацию деятельности). В лучшем случае деятельность выполняется формально, с соответствующей эффективностью. 3. Ожидание наказания вызывает состояние повышенной тревожности, которая оказывает негативное влияние на деятельность человека. У человека формируется мотивация избегания. Это связано с тем, что при отрицательном подкреплении результат его не волнует, он стремится лишь избежать выбора альтернативы, ведущей к наказанию. Их ярко выраженная цель в деятельности состоит не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их мысли и действия по большей части подчинены именно этой цели. Субъект, изначально мотивированный на неудачу, чаще всего проявляет неуверенность в себе, также не верит в возможность добиться успеха и боится критики. При решении определенных задач, в особенности таких, где присутствует возможность неудачи, у такого человека обычно имеются отрицательные эмоциональные переживания. Людям с доминирующей М. избегания свойственен поиск информации о возможности неудачи. Они берутся за выполнение простых и сверхсложных задач. Деятельность такого человека направлена в основном на скрупулезное выполнение должностных инструкций. По сути, он постоянно находится в состоянии «итальянской забастовки». М. избегания можно считать видом экстринсивной М., которая имеет одну особенность: человека не интересует не только процесс, но и результат деятельности. Таким образом, М. избегания успеха понимается как сила, вызывающая у человека определенные действия, которые, исходя из его ожиданий, могут привести к успеху. Это проявляется в определенной направленности, интенсивности и настойчивости деятельности. Под М. избегания неудач понимают выработанный механизм избегания различных ошибок и неудач; т. е. для личности, мотивированной на неудачи, самым главным является не допускать ошибок, иногда даже ценой преобразования изначальной значимой цели, ее полного или частичного недостижения. Для диагностики М. достижения и М. избегания используют проективные методики (тест Хекхаузена, являющийся модификацией известного теста тематической апперцепции) и личностные опросники: опросник Элерса, тест-опросник «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» (МУН) А. А. Реана, тест мотивации достижения ТМД (Mehrabian Achieving Tendency Scale– MATS), разработаннный А. Мехрабианом и модифицированный М. Ш. Магомед-Эминовым. Е. Г. Баранов

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
130.87 кб

Мотивация объединения предпринимателей и показатели их социальной зрелости: тенденции взаимосвязи фе

Швеньк Е. В.
Приводятся данные пилотажного исследования мотивации объединения предпринимателей, раскрываются психологические особенности их личностей.
Читать PDF
106.09 кб

Мотивация и конкурентоспособность работников: проблемы взаимосвязи

Озерникова Татьяна Георгиевна
Рассматривается связь типа трудовой мотивации и уровня конкурентоспособности работников. Описывается связь вынужденной мотивации и низкого уровня конкурентоспособности.
Читать PDF
186.79 кб

Профессиональная мотивация как предмет социологического анализа

Сотникова А. В.
На основании обобщения имеющихся концепций, уточняется определение понятия «профессиональная мотивация», указываются факторы, влияющие на формирование и изменение профессиональной мотивации, ее результативность и удовлетворенность
Читать PDF
198.13 кб

Мотивация учебной деятельности курсантов и студентов

Бариляк И. А.
Читать PDF
218.58 кб

Мотивация командира подразделения вв МВД России в служебно-боевой деятельности

Камышанов А. А.
Читать PDF
188.38 кб

Мотивация и результативность деятельности

Шумилин А. П.
Читать PDF
232.14 кб

Мотивация: от теории к практике

Беркович Л. С., Копылова Т. В.
Читать PDF
150.24 кб

Мотивация в рамках правового аспекта

Леонтьева Юлия Андреевна
Читать PDF
148.04 кб

Мотивация участников дорожного движения как фактор безопасности на дорогах

Арбузова Елена Николаевна
Читать PDF
226.12 кб

Мотивация как социально-психологический фактор качества трудовой жизни

Егорова Е. Г.
Качество трудовой жизни является по существу мерой психологической вписанности человека в свои социум, выражением которой выступает его эмоциональное самочувствие и субъективное благополучие, чувство удовлетворенности или неудовле
Читать PDF
187.33 кб

Образовательная мотивация учащихся и критерии ее измерения

Примчук Н. В.
В статье раскрываются сущность понятия «образовательная мотивация» учащегося, структурные компоненты образовательной мотивации и критерии оценки степени активности учащегося в собственной образовательной деятельности.
Читать PDF
171.15 кб

Мотивация «На успех» и мотивация «На избегание неудач» в контексте позитивной психологии

Котов Святослав Васильевич
Рассмотрены мотивации в поведении человека. Преобладающие мотивы влияют на успешность деятельности каждого человека.
Читать PDF
387.19 кб

Мотивация и самоорганизация как взаимосвязанные интегративные свойства личности студентов

Ашихмина Е. А.
В статье рассмотрены основные подходы к проблеме самоорганизации и мотивации учебной деятельности студентов, представлены результаты диагностики мотивации обучения в вузе у студентов-спортсменов.
Читать PDF
150.38 кб

Эмоции, мотивация, потребностьв филогенезе психики и мозга

Вартанов А. В., Вартанова И. И.
Читать PDF
136.06 кб

Мотив и мотивация поведения как гражданско-правовые категории

Урукова Валентина Михайловна

Похожие термины:

  • Мотивация аффилиации

    стремление принадлежать к группе, стремлении к успеху во взаимоотношениях с другими людьми-.
  • Аффилиативная мотивация общения

    мотив аффилиативного О. носит ярко выраженный социальный характер, т. к. достижение целей, побуждаемых этим мотивом, может быть осуществлено лишь во взаимодействии с др. людьми. Потребность в О. явл
  • Атарактическая мотивация

    заключается в стремлении применения веществ с целью смягчения или устранения эмоционального дискомфорта.
  • БАЗИСНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛИЕНТА

    собственные интересы и потребности клиента, опираясь на которые, можно мотивировать, стимулировать клиента к достижению поставленных целей, к практическому выполнению психотерапевтических реко
  • Мотивация достижений

    стремление к успеху в деятельности.
  • ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ

    Задание выполняется ради получения награды или избежания наказания.
  • МОТИВАЦИЯ БОЕВАЯ

    система побуждений и стимулов, детерминирующих и направляющих боевую активность воина.
  • БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

    См. мотивация, бессознательная.
  • Бытийная мотивация

    Being motivation). Удовлетворение и удовольствие от настоящего или желание найти достойную цель (духовный рост или метамотивация). Хорошими примерами мотивации бытия могут быть любопытство и игривость (cu
  • Дефицитарная мотивация

    Deficiency motivation). Мотивация, истоки которой в фрустрированных потребностях, в чувстве неудовлетворенности. Сюда же относится и желание изменить существующее положение вещей.
  • ОПТИМАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    мотивация, обеспечивающая наилучшие результаты деятельности человека.
  • ДИЗЪЮНКТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ

    (в психоанализе)-стремление человека к достижению некоторой ограниченной или частично замещающей основной мотив цели. См. мотивация конъюнктивная, психоанализ, Салливан Гарри.
  • Дополнительная мотивация

    включение в основной мотив деятельности другого для усиления первого.
  • Мотивация к достижению

    Склонность к настойчивой работе над трудными задачами, бросающими вызов человеческим способностям. Различие в мотивации достижения позволяет объяснить, почему дети со средними умственными спос
  • МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ

    стремление к превосходству.
  • Мотивация к достижениям

    Achievment motivation) — Стремление индивида преодолеть все трудности и препятствия на пути к достижению цели.
  • Мотивация принадлежности к определенной группе

    Affiliation motivation) — Стремление некоторых индивидов к установлению социальных связей с другими людьми.
  • мотивация избегания неудачи

    выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. Для личности с преобладанием м.и.н. главное не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной
  • Избыточная мотивация

    лат. movеo - двигать, приводить в движение, шевелить, производить впечатление) – значительная переоценка масштаба смысла и/или значения возможного результата своей деятельности.
  • Мотивация к терапии

    Therapiemotivation). Характеристика установки пациента в отношении терапии, в особенности его готовности признать господствующую в определенной школе теорию болезни и лечения и связанные с ней нормы как