Аффилиативная мотивация общения

Найдено 1 определение:

Аффилиативная мотивация общения

мотив аффилиативного О. носит ярко выраженный социальный характер, т. к. достижение целей, побуждаемых этим мотивом, может быть осуществлено лишь во взаимодействии с др. людьми. Потребность в О. является общечеловеческой, она строится на фундаментальных основаниях стремления людей к сообществу и сотрудничеству. Известно деление мотива аффилиации (А.) на такие составляющие, как направленность на А. и боязнь отвержения (чувствительность к отвержению). Термины предложены А. Меграбяном, в основе их формирования лежит обобщенный жизненный опыт установления контактов и сформированные ожидания успешности или не успешности межличностного взаимодействия. Вместе с тем, ориентировка на собеседника порождает поиск в нем позитивных качеств, что способствует раскрытию личностного потенциала человека, с к-рым мы общаемся. У человека может быть также устойчивая ориентация и на поиск отрицательных черт у др. людей, замечающих больше слабости и недостатки, чем хорошие качества. Мотив А. представлен и в др. известных классификациях потребностей. Так, А. Маслоу в структуре человеческих потребностей рассматривает потребность в принятии, в эмоциональной близости, различая аффилиативную потребность (потребность в любви) 2 видов: дефицитарная (основанная преим. на удовлетворении собственных потребностей) и бытийная (удовлетворение собственных потребностей с учетом интересов и потребностей собеседника). Тесная связь между ожиданием и поведением отличает мотив А. от прочих мотивов, подобно мотиву достижения. Она оказывает также своеобразное обратное действие, приводящее к связи мотивов ожидания и привлекательности в случаях, когда партнером выступает незнакомый человек: чем сильнее ожидание успеха, тем выше положительная привлекательность. Т. о., привлекательность удачной или неудачной А. становится, в конце концов, величиной постоянной. Р. Бирн и его соавторы предложили перекрестную классификацию мотивов А., выделив 4 типа возможных мотивов. В первом случае, когда направленность на А. выше боязни отвержения, человек будет стремиться к др. людям и искать в них товарищей, будет доверять им и высоко их ценить. Если ожидание успеха относительно невысоко, а ожидание неудачи велико, это мотив второго типа субъект будет избегать др. людей, относиться к ним с подозрением и низко их оценивать. Индивидуальный опыт к-рого носит смешанный характер и, в силу этого, высоки ожидания обоих родов, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии практически постоянного конфликта. А человек, у к-рого оба вида ожиданий низки, будет проявлять в ситуациях межличностного О. безразличие и незаинтересованность. При этом наличие высоко развитой потребности в эмоциональных, доверительных отношениях еще не говорит об однозначном достижении теплых, доверительных отношений, т. к. это процесс взаимный. Необходима не только высоко развитая потребность, но и умения, навыки, опр. личностные черты (бескорыстие, внимание), в результате чего собеседник отвечает взаимностью, т. е. необходимо аффилиативное поведение. Лит.: Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб., 2003. И. В. Кузнецова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках.
Читать PDF

К вопросу о мотивации Интернет-общения

Ейкина А.Н., Чивкина Е.Г., Чудова Н.В.
Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком.
Читать PDF

Детерминация межличностного общения: потребностно-мотивационный аспект

Васильева Т.В.
Представленное исследование посвящено изучению особенностей человеческого общения и его психологических детерминант.
Читать PDF

Влияние чтения иноязычных художественных текстов на формирование мотивации студентов

Канищева Т.В.
Читать PDF

Проблема мотивации учебной деятельности студентов

Емалетдинов Б. М.
В статье с позиции деятельностного подхода рассматривается влияние различных факторов на мотивы учения студентов.
Читать PDF

Проблема формирования профессиональной мотивации в процессе подготовки менеджеров здравоохранения

Павлова Ольга Петровна
В статье говориться о необходимости формирования профессиональной мотивации в процессе обучения.
Читать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Читать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом.
Читать PDF

Структурные и содержательные аспекты исследования феномена мотивации в юридической психологии

Арбузова Е.Н.
Наиболее важными проблемами исследования мотивации на данный момент являются проблемы, связанные с определением ее основного содержания и структуры.
Читать PDF

Теоретические и методические аспекты формирования профессиональной мотивации педагогической деятельн

Мелетичев В.В.
Статья посвящена актуальной для военной педагогики проблеме формированию профессиональной мотивации педагогической деятельности у адъюнктов технических военно-учебных заведений, являющемуся одним из н
Читать PDF

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников

Габуева Е.М., Непомнящий А.В.
Читать PDF

Из опыта коррекционной работы в сфере детского общения

Борисова Н.П., Габуева Е.М.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: