СТИЛЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СТИЛЬ
способ осуществления, выполнения чего-либо, характерный совокупностью своеобразных приемов.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Стиль
греч. stylos – стерженек для письма) – 1. вообще – совокупность признаков, черт, приемов, отличающих какую-либо вещь, предмет на фоне аналогичных и образующих их суть; 2. общность изобразительных приемов в искусстве; 3. индивидуальное своеобразие в той или иной деятельности человека; 4. способ осуществления чего-либо, характер деятельности, работы и в их отличительных признаках; 5. совокупность признаков общественной жизни, активности в тот или иной период; 6. функциональная разновидность литературного языка; 6. построение речи в соответствии с нормами литературного языка, манера словесного изложения; 7. способ летоисчисления. С 14.02.1918 г. В России введен григорианский стиль летоисчисления (прибавление к прежней дате 13 суток).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Стиль
(греч. stylos — стержень, палочка для письма на восковой дощечке, манера письма) — универсальное понятие, означающее структурное единство образной системы и приемов выражения, сложившаяся система принципов, закономерностей и правил определенного творческого метода, а также особенностей художественной формы, характеризующей своеобразие творчества художника, отдельного произведения, направления в искусстве. Понятие «стиль» служит связующим звеном в синтезе искусств, обнаруживая интегрирующую функцию (барроко, классицизм, романтизм). Современное понимание С. учитывает как исторический, так и теоретический его аспекты. Исторический аспект связан с характеристикой С. с точки зрения эволюции искусства. В этом смысле различают С. эпохи, исторического периода, С. направления, С. композитора, художника, архитектора, С. периода творчества: например, так называемый неоклассический период И. Стравинского, «голубой» период П. Пикассо. Теоретический аспект охватывает систему содержательно–языковых приемов, характеризующих определённую стилевую общность. В этом смысле С. принято рассматривать как единство содержательного смысла и его воплощения в категориях жанра, композиции, гармонии, ритма и других компонентов художественного языка. Определение устойчивых признаков С., отличающих ту или иную эпоху, школу или авторскую индивидуальность, является предпосылкой многообразных стилевых «диалогов» — таких, как стилизация, полистилистика. Цель и образный смысл этих явлений состоит в обращении к традиции, в воспроизведении исторического и национального колорита.
К основным признакам понятия «С.» можно отнести:
– целостность (С. формирует целостный образ личности, группы, художественной системы, произведения искусства, охватывая все вплоть до деталей);
– творческое открытие (инновация); характерность, узнаваемость (С. имеет такой момент своеобразия, который можно идентифицировать по константным признакам);
– индивидуальные качества, уникальность (С. это всегда индивидуальность, «демонстрация себя»; скрытая полемика (альтернатива). На психологическом уровне С. «свернут» на самых ярких, отличительных признаках (константах), не повторяющихся в других С.
Таким образом, проблема С. связана с понятием индивидуальности. С. художника является выражением его индивидуальности, но и сама индивидуальность его как художника формируется в его работе над С. произведения. Развитое чувство С., т. е. способность идентифицировать С., определять уникальные стилевые особенности явлений, индивидуальные качества личности (имидж), проявлять индивидуальную стилистику в продуктах творческой деятельности — показатель высокого уровня развития эстетических креативных свойств личности. (Барышева Т. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

СТИЛЬ
подсистема языка, функциональная разновидность речевой практики со своим характерным словарем и фразеологическим фондом, коммуникативными функциями и задачами, др. особенностями.
Любой С. связан с определенной сферой применения языка. Как вариант речи С. отличает определенную сферу общения от всех прочих. В XVII и XVIII вв. разрабатывалась "теория трех С." Язык и речь, согласно этой теории, делили на 3 сферы, 3 С. - высокий, средний и низкий. При этом предмет речи ("материя", как тогда говорили) тесно связывался с одним из этих С. и жанрами, т. е. более частными видами речи (подстилями) внутри 3 основных С. Напр., к высокому С. относили такие жанры литературы, как ода, героическая поэма и "прозаичные речи о важных материях". Соответственно, использовались высокие, торжественные слова и выражения. Низкий С. включал в себя все описания обыденного, быта, личную переписку (эпистолярный жанр), песни, комедии и эпиграммы. Средний С. (тогда не было в русск. яз. слова "нейтральный") предназначался для стихотворных дружеских посланий, элегий и "описания дел достопамятных и учений благородных" (т. е. исторических сочинений и научных трактатов). На базе "теории трех С." разработал свое стилистическое учение М. Ломоносов, обобщивший свои наблюдения над русской языковой культурой в сочинении "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" (1757 г.).
В этом филологическом трактате М. Ломоносов отнес наследие старославянского и церковнославянского языков (славянизмы, старославянизмы) к высокому С., закрепил за ним такие слова и выражения как "отверзаю", "взываю" и подобные (ср. СЛАВЯНИЗМ). "Российский язык" (т. е. литературный, правильный язык, речь грамотных людей) по М. Ломоносову образуется из среднего и низкого С., в последнем допускается живое просторечие. Современное деление лексики, слов и выражений на возвышенные, нейтральные и сниженные опирается на традиции "теории трех стилей".
Система С. находится в историческом движении, т. е. происходят изменения, трансформации разных С. языка и речи. Сегодняшние представления о С., что особо важно для НЛП, базируются на взглядах на основные функции языка - общение, сообщение, воздействие.
Выделяют общие функциональные языковые С. (или функционально-стилистические единства), самые большие из которых: разговорная речь, публичная речь, книжная речь, язык художественной литературы. Эти общие С. распадаются на более частные, напр., книжная речь - на научный С., публицистический С. (газетно-журнальный, газетный С.), официально-деловой С. Дальше уже идут не С., а жанры (или "подстили") речи. Напр., публицистика, публицистический С. выступает и проявляется в жанрах: интервью, очерка, передовой редакционной статьи, фельетона и т. д.
Язык (набор средств) и речь рекламы целесообразно рассматривать как новый С. в русск. яз., появившийся именно как функциональное явление в нач. 1990-х гг., корни которого уходят в эпоху до 1917 г. и "просматриваются" в советское время (эпоху ограниченного существования рекламы). Язык рекламы, рекламная речь обладают главным показателем самостоятельного стиля - своеобразным словарным инвентарем (набором клишированных слов и выражений) и синтаксическими конструкциями вполне определенной специфики. В принципе, "рекламный" С. (устная и письменная рекламная речь) вполне сопоставим с таким функционально-стилистическим единством, как "язык художественной литературы". Также может использоваться материал из любых других С. литературного языка и просторечия, вплоть до ненормативной лексики.
Помимо С. существует еще стилистика речи, т. е. ее выразительная, экспрессивная направленность. Стилистика речи может быть: нейтральной, официальной, фамильярной, шутливо-юмористической, насмешливо-сатирической, торжественной (риторической, приподнятой), сниженной и т. д.
Если выбор общего функционального С. и конкретного жанра внутри него говорящим и пишущим определяется задачами общения и сообщения, то стилистика речи связана, в первую очередь, с целью и способом воздействия, условиями и ситуациями речи. Так, если в присутствии одной аудитории и сообразуясь со статусом оппонента, его можно вышутить, то в др. ситуации речи - только вести корректную дискуссию в официально-деловых и нейтральных формах и стилистических тонах речи. С. и стилистика взаимно влияют друг на друга в процессе развертывания языка (языкового функционального С., определенного "запаса" слов, выражений, синтаксических конструкций и т. д.) в конкретную речь, речевой акт.
Важное для PR понятие -"С. произношения". Выделяют полный С. произношения ((англ. full oratorical) style of pronunciation) -отчетливое произнесение звуков, характерное для достаточно медленного темпа речи и связанное с публичной устной речью дикторов ТВ и радио, ораторов и т. п. Неполный С. произношения (англ. colloquial (careless) style) - неотчетливое, быстрое произнесение звуков, ведущее к их редукции, сокращению, "проглатыванию". Краткие, "скороговорочные" формы такого С. произношения обеспечивают фамильярный и сниженный характер стилистики разговорной речи. Ср. СТИЛИЗАЦИЯ.

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
260.17 кб

Психологические особенности трансформации адаптивного стиля поведения человека в преобразующий стиль

Сердюкова Елена Федоровна
В статье проанализированы психологические особенности трансформации адаптивного стиля поведения человека посредством психотренинга.
Читать PDF
341.29 кб

Изучение чувствительности показателей тестовой методики «Стиль саморегуляции поведения» при проведен

Тулынина Анна Юрьевна
В статье описывается исследование с использованием пиктополиграфического метода.
Читать PDF
540.30 кб

Гармоничный когнитивный стиль как оперирование словесно-логическими и образными компонентами мышлени

Порфирьева Наталья Михайловна
Проводится анализ когнитивных стилей в их связи с общими закономерностями мышления. Рассматриваются синистральный и декстральный модусы мышления как выбор когнитивной стратегии, опирающейся на понятия или образы.
Читать PDF
116.08 кб

«Индивидуальный стиль деятельности» будущего учителя музыки и его становление в условиях психолого-п

Калугина Наталья Андреевна
Психолого-педагогическая подготовка будущего учителя музыки, по мнению автора, должна быть направлена не только на профессиональную подготовку как педагога, но и на формирование личностных умений и навыков, которые позволяют лично
Читать PDF
300.12 кб

Профессиональная психологическая компетентность и стиль педагогической деятельности учителя

Щербакова Т. Н.
Читать PDF
256.82 кб

Профессиональная компетентность и стиль управления командира в экстремальных условиях

Смирнов В. Н.
Читать PDF
86.29 кб

Стиль жизни и личностная тревожность

Смирнов Юрий Алексеевич
Читать PDF
171.73 кб

Самооценка подростка и стиль объяснения событий родителями

Рахманкулова Светлана Анатольевна
Представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимодействия с родителями, именно в семье закладывается основа для благоприятного или неблагоприятного развития самоотношения ребенка.
Читать PDF
276.26 кб

Стиль привязанности и отношения с романтическим партнером у сиблингов

Круглова Елена Владимировна
Рассмотрено значение сиблинговой позиции индивида как фактора установления и развития романтической привязанности на этапах добрачных и супружеских отношений.
Читать PDF
430.61 кб

Стиль педагогической деятельности и его метаэффект в аспекте взаимодействия «Учитель младший школьни

Долгополова Ирина Владимировна
В статье рассматриваются структура и особенности стиля педагогической деятельности учителей начальных классов, а также структура стиля учебной деятельности их учащихся.
Читать PDF
2.27 мб

Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность

В.И.Шмыков
Читать PDF
287.30 кб

Стиль биоэлектрической активности головного мозга и его отражение в ЭЭГ

Вяткин Бронислав Александрович, Федотов Алексей Валерьевич
Читать PDF
359.31 кб

Стиль управления как фактор организационной лояльности

Головин Дмитрий Васильевич
Читать PDF
564.20 кб

Создание новой версии опросного метода "Стиль саморегуляции учебной деятельности - ССУДМ "

Моросанова В.И., Ванин А.В., Цыганов И.Ю.
Читать PDF
150.05 кб

Стиль биоэлектрической активности головного мозга и его отражение вээг

Вяткин Бронислав Александрович, Федотов Алексей Валерьевич
Аннотация. Предложен способ изучения свойств биоэлектрической активности мозга как целостной структуры взаимосвязанных параметров. Вводится понятие стиля биоэлектрической активности (БЭА) мозга.

Похожие термины:

  • Личностный стиль типа A

    Type A personality style) - личностный стиль, характеризующийся враждебностью, цинизмом, несдержанностью, нетерпеливостью, стремлением к противоборству и амбициозностью.
  • АДЕКВАТНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ

    стиль общения человека с людьми, который позволяет ему легко и быстро достигать поставленной цели, оказывать нужное влияние на людей и сохранять с ними хорошие отношения.
  • Академический стиль

    В академическом стиле преобладает абстрактно-теоретический компонент текста, обстоятельность и глубина описания. Это наиболее концентрированный научный стиль, в котором повышенное употреблени
  • Новаторско-аналитический стиль управления

    стиль, характеризующийся открытостью и чувствительностью к новой информации и идеям, склонностью к инновациям, генерированием большого числа собственных идей и альтернатив, хорошей интеграцией
  • Родительский стиль властной ассертивности

    поведение родителей по отношению к детям на основе установления иерархии, субординации, подчинения младших старшим, жесткого подавления их спонтанных желаний и поведенческих реакций.
  • Гендерный стиль

    стиль поведения индивида, соответствующий гендерным стереотипам для данного пола.
  • Любовный стиль

    преобладающий у индивида характер интимных отношений.
  • Разговорный стиль

    манера выступления, которую слушатели воспринимают как разговор.
  • Авторитарный лидерский стиль

    поведение лидера, характеризующееся сосредоточением у него всей полноты власти.
  • авторитарный стиль руководства

    стиль деятельности по руководству людьми, связанный с безоговорочным подчинением руководимых людей, подавлениемем их инициативы, ущемлением демократизма во взаимоотношениях с ними.
  • Авторитарный стиль управления

    стиль, характеризующийся максимальным сосредоточением всей полноты властных полномочий у руководителя и устранением других членов группы (организации) от решения основных вопросов управления,
  • Авторитарный стиль воспитания

    См. Стили воспитания детей.
  • Стиль человека

    устойчивая субъектно-специфическая система способов осуществления человеком разных видов активности; интегральная характеристика формально-динамической сферы индивидуальности, проявляющаяся
  • СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

    gt; лидерство: стиль.
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ

    совокупность характеристик жизнедеятельности человека, обусловливающих собой единство направления в жизни.
  • индивидуальный стиль профессиональной деятельности

    устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения профессиональной деятельности.
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.
  • стиль деятельности

    взаимосвязанная система индивидуальных устойчивых приемов и способов взаимодействия с объектом.
  • Делегирующий стиль управления

    совокупность приемов управле¬ния, манера поведения руководителя, основанные на передаче задач под¬чиненным, которые принимают на себя и часть ответственности за их вы¬полнение. Руководитель, пр
  • Демократический лидерский стиль

    поведение лидера, характеризующееся делегированием власти последователям, распределением ее между несколькими участниками.