стиль деятельности
СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
взаимосвязанная система индивидуальных устойчивых приемов и способов взаимодействия с объектом.
стиль деятельности
взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
совокупность индивидуальных особенностей определенной деятельности личности, влияющая на способ достижения цели этой деятельности, обусловливающая своеобразие ее выполнения. В С. д. всегда проявляются индивидуальные и типичные особенности личности.
С. д.— интегративное проявление иерархии процессуальных особенностей динамической функциональной структуры личности (лучше всего изучено Е.А. Климовым влияние на С. д. темперамента), мотивов деятельности, привычных форм общения и руководства. По последнему критерию выделяют два стиля руководства: авторитарный и демократический.
С. д.— интегративное проявление иерархии процессуальных особенностей динамической функциональной структуры личности (лучше всего изучено Е.А. Климовым влияние на С. д. темперамента), мотивов деятельности, привычных форм общения и руководства. По последнему критерию выделяют два стиля руководства: авторитарный и демократический.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Стиль деятельности
устойчивая система особенностей деятелъности, приемов и способов ее организации и выполнения. Может формироваться не только сознательно, целенаправленно, но и стихийно. Это значит, что человек может обладать определенным С. д. и руководства, даже не подозревая об этом.
Стихийное формирование С. д. обусловлено, как правило, склонностью индивида выполнять деятельность определенным способом вследствие имеющихся у человека типологических особенностей проявления свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и темперамента (эмоциональной возбудимости, ригидности, тревожности, общительности). Стихийный путь — «пробы и ошибки»: человек прибегает к нескольким способам и останавливается на том, который ему больше нравится. Это не всегда целесообразно с точки зрения эффективности деятельности; нередко формируется стиль, удобный субъекту, но неэффективный для достижения поставленной цели.
Возможно также формирование С. д. как подражание авторитету, копирование особенностей его деятельности в качестве идеала профессионального мастерства. Это не лучший способ, так как он не учитывает особенности того, кто подражает.
Сознательное, целесообразное формирование С. д. может базироваться на учете сильных и слабых сторон человека, его типологических особенностей (см. Типологические особенности проявления свойств нервной системы). Однако такой способ требует либо глубокого самопознания, либо направляющих воздействий со стороны, например, более опытного педагога. Такое направленное созидание уменьшает время на поиск своего стиля.
Однако возможны случаи, когда целенаправленно формируемый педагогами С. д. не отвечает психическому складу, свойствам нервной системы и темпераменту обучаемого. Тогда тот сначала скрыто, а затем и явно может сопротивляться педагогу. В результате возникает их несовместимость.
Способствует формированию С. д. положительное отношение к ней и к профессии, а также высокий уровень интеллектуального развития.
Идеального стиля, лучшего среди остальных, нет. Каждый имеет свои плюсы и минусы, поэтому какой-то оптимален для одних условий и требований, предъявляемых деятельностью к человеку, и неоптимален — для других.
Литература
Илъин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2001.
Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000.
Стихийное формирование С. д. обусловлено, как правило, склонностью индивида выполнять деятельность определенным способом вследствие имеющихся у человека типологических особенностей проявления свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и темперамента (эмоциональной возбудимости, ригидности, тревожности, общительности). Стихийный путь — «пробы и ошибки»: человек прибегает к нескольким способам и останавливается на том, который ему больше нравится. Это не всегда целесообразно с точки зрения эффективности деятельности; нередко формируется стиль, удобный субъекту, но неэффективный для достижения поставленной цели.
Возможно также формирование С. д. как подражание авторитету, копирование особенностей его деятельности в качестве идеала профессионального мастерства. Это не лучший способ, так как он не учитывает особенности того, кто подражает.
Сознательное, целесообразное формирование С. д. может базироваться на учете сильных и слабых сторон человека, его типологических особенностей (см. Типологические особенности проявления свойств нервной системы). Однако такой способ требует либо глубокого самопознания, либо направляющих воздействий со стороны, например, более опытного педагога. Такое направленное созидание уменьшает время на поиск своего стиля.
Однако возможны случаи, когда целенаправленно формируемый педагогами С. д. не отвечает психическому складу, свойствам нервной системы и темпераменту обучаемого. Тогда тот сначала скрыто, а затем и явно может сопротивляться педагогу. В результате возникает их несовместимость.
Способствует формированию С. д. положительное отношение к ней и к профессии, а также высокий уровень интеллектуального развития.
Идеального стиля, лучшего среди остальных, нет. Каждый имеет свои плюсы и минусы, поэтому какой-то оптимален для одних условий и требований, предъявляемых деятельностью к человеку, и неоптимален — для других.
Литература
Илъин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2001.
Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000.