ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Индивидуальный стиль жизни

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Найдено 11 определений термина ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

индивидуальный стиль деятельности

(в труде, учении, спорте) – характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение.

Оцените определение:

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИСД)

способ деятельности, учитывающий индивидуальные качества (особенности) субъекта. Индивидуальный стиль Деятельности обладает следующими отличительными признаками:

а) он устойчив;

б) обусловлен определенными личностными качествами,

в) является средством эффективного, приспособления к объективным требованиям.

Индивидуальный стиль может формироваться целенаправленно или стихийно, сознательно или без четкого осознания предпосылок. Стихийное формирование индивидуального стиля не всегда и не у всех протекает успешно, поэтому встает актуальная задача формирования индивидуального стиля в процессе профессиональной подготовки. Решение данной проблемы имеет большое народнохозяйственное значение, так как способствует повышению производительности труда, качества продукции, росту удовлетворенности трудом работников.

Основные пути формирования индивидуального стиля заключаются: а) в максимальном использовании профессионально-важных качеств личности работника; б) в компенсации нежелательных, с точки зрения профессиональной деятельности, проявлений личностных факторов.

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Источник: Краткий словарь психологических терминов

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности. Он позволяет людям с разными индивидуально-типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, темперамента, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами, компенсируя при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в труде, учении, спорте) (англ. individual style of performance) - характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. Комплекс индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям к.-л. вида деятельности. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизуя свои ценные для данной работы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В результате создается И. с. д. - неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях. Так, при повышенных требованиях к темпу и ритму деятельности человек с подвижным типом н. с. успешно решает задачи за счет использования своей расторопности, способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к др. В тех же условиях человек инертного типа пользуется иными средствами. Он может избавить себя от необходимости быстро реагировать на сигналы за счет предусмотрительности, повышенного внимания к профилактическим мероприятиям. В процессе деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе и т. д.

И. с. д. к.-л. индивида не м. б. принят за универсальный "идеальный образец". Навязывание его "в порядке обмена опытом" др. (напр., побуждение инертного исполнителя работать в стиле подвижного) может привести к тому, что задачи деятельности станут для них неразрешимыми. Одна из важнейших задач обучения состоит в том, чтобы помочь человеку найти стиль деятельности, наиболее соответствующий его индивидуальным особенностям. См. Инертность, Свойства н. с. Ср. Манера.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТИЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ

устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения некоей деятельности. Достаточно устойчиво используемый способ достижения индивидом типичных задач, отличающийся от других возможных способов только своим процессом, но не результативностью. Возможность разных стилей деятельности индивидуальных заключена в существовании "зоны операциональной неопределенности", допускающей выбор разных способов выполнения деятельности. Интенсивность мотивации деятельности определяет наличие и степень выраженности стиля деятельности индивидуального. Он позволяет людям с разными особенностями системы нервной, разной структурой способностей, темперамента и характера добиваться равной эффективности при выполнении деятельности разными способами, компенсируя индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха, процессом, но не его результативностью. В то же время он может быть неоптимальным с позиции эффективности деятельности. Например, при надобности работать в повышенном темпе человек с подвижным типом системы нервной может решать задачи на основе своей способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому; а человек инертного типа может опираться на свою предусмотрительность, внимание, систематичность.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Индивидуальный стиль деятельности

Словообразование. Происходит от лат. indiduum - неделимое и stylos - стерженек для письма.

Категория. Достаточно устойчиво используемый способ достижения индивидом типичных задач, отличающийся от других возможных способов только своим процессом, но не результативностью.

Специфика. Так, при необходимости работать в повышенном темпе человек с подвижным типом нервной системы может решать задачи на основе способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому, а человек инертного типа может опираться на свою предусмотрительность, внимание, систематичность.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Индивидуальный стиль деятельности

индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметами и внешними условиями деятельности.

 

Источник: Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г

Индивидуальный стиль деятельности

это устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Это фенотипическое (приобретаемое прижизненно) качество, возникающее на основе свойств нервной системы в ответ на требования типов деятельности, привычных для субъекта; интегральный эффект взаимодействия человека со средой.

Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. Комплекс индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида деятельности. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизуя свои ценные для данной работы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В результате создается И. с. д.— неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях. Так, при повышенных требованиях к темпу и ритму деятельности человек с подвижным типом нервной системы успешно решает задачи за счет использования своей расторопности, способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому. В тех же объективных условиях человек инертного типа пользуется совсем иными средствами. Он может избавить себя от необходимости быстро реагировать на сигналы за счет предусмотрительности, повышенного внимания к профилактическим мероприятиям. В процессе деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе и т. д. И. с. д. какого-либо индивида не может быть принят за универсальный «идеальный образец». Навязывание его в порядке обмена опытом другим (например, инертного исполнителя побуждать работать в стиле подвижного) может привести к тому, что задачи деятельности станут для них неразрешимыми. Одна из важнейших задач обучения состоит в том, чтобы помочь человеку найти стиль деятельности, наиболее соответствующий его индивидуальным особенностям.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

индивидуальный стиль деятельности

устойчивая, индивидуально-специфическая система относительно однородных приемов, способов, методов, средств, навыков выполнения той или иной деятельности. И.с.д. становится возможным и необходимым в силу индивидуальных различий людей. Он позволяет достигать одинаковой эффективности деятельности при ее выполнении различными способами, приемами. И.с.д. может быть как оптимальным, так и не оптимальным с точки зрения эффективности деятельности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

«Индивидуальный стиль деятельности» будущего учителя музыки и его становление в условиях психолого-п

Калугина Наталья Андреевна
Психолого-педагогическая подготовка будущего учителя музыки, по мнению автора, должна быть направлена не только на профессиональную подготовку как педагога, но и на формирование личностных умений и навыков, которые позволяют личности студента уже сейчас использовать полученные знания на основе развития личностной рефлексии для самопознания, направленные на формирование индивидуального стиля деятельности.
Скачать PDF

Критическое мышление и индивидуальный стиль деятельности преподавателя вуза: вопрос взаимосвязи

Макарова Людмила Николаевна
Рассмотрены методологические предпосылки, конкретизирующие идеи интегративно-ресурсного подхода при выявлении сущности индивидуального стиля педагогической деятельности (ИСПД) преподавателя вуза. ИСПД преподавателя рассматривается как интегральная динамическая характеристика индивидуальности, представляющая собой относительно-устойчивую открытую саморегулируемую систему взаимосвязанных индивидуально-своеобразных действий и характеризующая специфику взаимодействия преподавателя со студентами в процессе педагогической деятельности. Доказано, что особенности развития и реализации ИСПД (неравномерность и неодинаковость) обусловлены психофизиологическими, возрастными, индивидуально-творческими характеристиками, имеющимся педагогическим опытом. Обоснована структура ИСПД как устойчивая, закономерная взаимосвязь внутренних и внешних компонентов, задающих качественную определенность и индивидуально-типологическое своеобразие стиля. Выделены особенности взаимовлияния индивидного и интеллектуального компонентов ИСПД. Раскрыто содержание интеллектуального компонента в структуре ИСПД, определено соотношение интеллекта и критического мышления, которое рассмотрено как профессионально-ориентированный вид мышления, определяющий индивидуальную рефлексивно-аналитическую позицию педагога и проявляющийся в понимании и анализе проблемных аспектов взаимодействия со студентами, оценке степени адекватности принимаемых мер для выполнения профессионально значимых задач, готовности к разумному отказу от стереотипов и поиску логично-альтернативных решений возникающих научно-педагогических проблем. Стиль критического мышления, как составляющий ИСПД, показывает степень интеллектуального развития преподавателя, уровень соответствия его когнитивной сферы требованиям профессиональной деятельности. Проанализировано влияние различных стилей мышления на процесс развития ИСПД.
Скачать PDF

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ФАКТОР НАДЕЖНОСТИ ВОДИТЕЛЯ

Лобанова Юлия Игоревна
В статье обосновывается влияние планирующего стиля деятельности на надежность деятельности водителя. Работа включает описание процесса создания и апробации опросника «Индивидуальный стиль деятельности водителя». Опросник содержит вопросы, оценивающие средства, используемые водителем для осуществления деятельности (в частности, обращение к сохранению информации относительно дорожной среды, схем организации дорожного движения на конкретном маршруте). Представлены данные по проверке надежности опросника (внутренней согласованности и ретестовой). Описана процедура оценки компенсирующего влияния планирующего стиля деятельности водителя на надежность деятельности при невысокой скорости переключения внимания. Компенсационный эффект определялся по соотношению уровня соответствия требованиям деятельности по скорости переключения внимания и сформированности планирующего стиля деятельности. Надежность деятельности водителей оценивалась группой экспертов посредством учета количества и типа аварий с участием водителей. Исследована корреляционная связь между надежностью водителя на протяжении жизни и в течение последнего года. Показана возможность прогноза надежности (безаварийности) водительской деятельности с помощью регрессионного уравнения, содержащего фактор, включающий такие переменные, как возраст, социальный статус, отношение к транспортной сфере, индивидуальный стиль деятельности, надежность на протяжении жизни. Более высокий уровень надежности водительской деятельности определяется сочетанием более высокого социального статуса водителя при большей его связанности с транспортной сферой, более зрелым возрастом, более выраженно планирующим стилем деятельности и более высоким уровнем надежности деятельности на протяжении жизни. Результаты могут быть использованы при подготовке водителей-любителей, так как данная категория участников дорожного движения многочисленна и очень дифференцирована по уровню пригодности к вождению. Стиль деятельности выступает залогом поддержания определенного уровня надежности.
Скачать PDF

Индивидуальный творческий стиль деятельности: теоретический аспект

Хурматуллина Резеда Камилевна
В статье дан анализ категории «стиль» как общекультурного понятия, рассмотрены содержание и структура индивидуального творческого стиля деятельности.
Скачать PDF

Стиль деятельности в экстремальных условиях как эмерджентное свойство интегральной индивидуальности

Вяткин Бронислав Александрович, Ковтун Елена Викторовна
C позиции теории интегральной индивидуальности впервые рассматривается возможность использования полисистемного подхода — интеграционного изучения стилей деятельности экстремального характера. Представлены результаты междисциплинарного исследования деятельности руководителей тушения пожаров. Описаны особенности совладающего поведения и саморегуляции в экстремальной деятельности. Выявлены структура стилей боевой деятельности, их детерминированность симптомокомплексом разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.
Скачать PDF

Стиль деятельности и интегральная индивидуальность учителей-предметников

Долгополова Ирина Владимировна
Данная работа продолжает цикл публикаций по проблеме полисистемного подхода в исследованиях стиля деятельности. В ней рассмотрены особенности стиля деятельности и интегральной индивидуальности учителей-предметников (на примере гуманитарного, математического и естественнонаучного направлений). Особое внимание уделено степени развития четырех компонентов стиля педагогической деятельности, а также проявлению свойств интегральной индивидуальности учителей, преподающих основные предметы. Выявлены специфические связи стиля деятельности и свойств индивидуальности.
Скачать PDF

Стиль деятельности в структуре интегральной индивидуальности учителей общеобразовательной школы

Долгополова Ирина Владимировна
Обобщены исследования по вопросам стиля деятельности и интегральной индивидуальности в образовательной среде. В русле исследований Пермской психологической школы показана важность изучения стиля деятельности педагогов как системообразующего фактора в структуре их индивидуальности. Представлены результаты исследования с использованием «Опросника стиля деятельности учителей», разработанного и адаптированного автором. Описана 4-компонентная структура стиля учителей-предметников, которая состоит из коммуникативных, организационных и самоорганизационных действий, а также действий, активизирующих интеллект учащихся. Выявлены их связи с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. На личностном уровне задействованы черты личности, коммуникативные и организаторские склонности. На психодинамическом уровне стиль деятельности связан с показателями эргичности, пластичности, темпа и эмоциональности, а на нейродинамическом разные компоненты стиля взаимодействуют с силой процессов возбуждения и торможения, подвижностью нервных процессов. В структуре стиля деятельности доказана ведущая роль самоорганизационных действий и действий, активизирующих интеллект учащихся, а также пластичности в общении с людьми. Приоритет данных компонентов опосредован спецификой профессиональной деятельности учителей-предметников. Обнаружено автономное положение интеллектуального фактора в изучаемой структуре.
Скачать PDF

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности и социализация личности

Гафуров Евгений Константинович
Скачать PDF

Индивидуальный стиль педагогической деятельности и мышление преподавателя вуза: вопрос соотношения

Макарова Л.Н.
В статье рассмотрены методологические предпосылки, конкретизирующие идеи интегративно-ресурсного подхода при выявлении сущности индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя вуза. Обоснована структура ИСПД как устойчивая, закономерная взаимосвязь внутренних и внешних компонентов, задающих качественную определенность и индивидуально-типоло-гическое своеобразие стиля. Раскрыто содержание интеллектуального компонента в структуре ИСПД, определено соотношение интеллекта и мышления. Проанализировано влияние различных стилей мышления на процесс развития ИСПД преподавателя вуза.
Скачать PDF

Профессиональная психологическая компетентность и стиль педагогической деятельности учителя

Щербакова Т.Н.
Скачать PDF

Стиль педагогической деятельности и его метаэффект в аспекте взаимодействия «Учитель младший школьни

Долгополова Ирина Владимировна
В статье рассматриваются структура и особенности стиля педагогической деятельности учителей начальных классов, а также структура стиля учебной деятельности их учащихся. На примере начальной школы обсуждается новый подход в исследовании стиля деятельности влияние стиля деятельности учителя на особенности стиля деятельности и индивидуальности его учащихся. Доказано присутствие двух аспектов метаэффекта стиля деятельности учителей: первый касается непосредственно стилевых характеристик деятельности учащихся, второй характеристик их индивидуальности.
Скачать PDF

Оптимистический стиль атрибуции как фактор мотивации и успешности педагогической деятельности

Далгатов Магомед Магомедаминович
Статья посвящена исследованию влияния атрибутивного стиля на мотивацию и успешность педагогической деятельности. Результаты проведенного нами эмпирического исследования показали различия в уровне мотивации и успешности профессиональной деятельности у педагогов с оптимистическим и пессимистическим стилями каузальной атрибуции достижений
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: