ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

индивидуальный стиль деятельности

(в труде, учении, спорте) – характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Индивидуальный стиль деятельности
индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметами и внешними условиями деятельности.
 

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Индивидуальный стиль деятельности
это устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Это фенотипическое (приобретаемое прижизненно) качество, возникающее на основе свойств нервной системы в ответ на требования типов деятельности, привычных для субъекта; интегральный эффект взаимодействия человека со средой.

Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности. Он позволяет людям с разными индивидуально-типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, темперамента, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами, компенсируя при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

индивидуальный стиль деятельности

устойчивая, индивидуально-специфическая система относительно однородных приемов, способов, методов, средств, навыков выполнения той или иной деятельности. И.с.д. становится возможным и необходимым в силу индивидуальных различий людей. Он позволяет достигать одинаковой эффективности деятельности при ее выполнении различными способами, приемами. И.с.д. может быть как оптимальным, так и не оптимальным с точки зрения эффективности деятельности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов и способов решения задач в разных областях деятельности, которая обеспечивает ему более успешное ее выполнение. Индивидуальный стиль деятельности помогает человеку более эффективно использовать свои хорошо развитые качества личности и компенсировать те, которые развиты недостаточно. В результате формируется неповторимый вариант типичных для данного человека способов жизнедеятельности, которые отражают особенности его нервной системы и не могут быть образцом для подражания.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

Индивидуальный стиль деятельности
Словообразование. Происходит от лат. indiduum - неделимое и stylos - стерженек для письма.
Категория. Достаточно устойчиво используемый способ достижения индивидом типичных задач, отличающийся от других возможных способов только своим процессом, но не результативностью.
Специфика. Так, при необходимости работать в повышенном темпе человек с подвижным типом нервной системы может решать задачи на основе способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому, а человек инертного типа может опираться на свою предусмотрительность, внимание, систематичность.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
система устойчивых, индивидуально-своеобразных способов и приемов решения разнообразных задач. В процессе обучения надо помочь человеку выработать такой стиль деятельности, который в наибольшей степени соответствовал бы его индивидуальным особенностям и избранной профессии. Выраженный И. с. д. позволяет людям с разными способностями, темпераментами, характерами добиваться примерно равной эффективности при осуществлении одной и той же деятельности. Соответствие И. с. д. требованиям учебной и трудовой деятельности может быть повышено целенаправленной профессионально-психологической подготовкой, профориентационной работой и профотбором.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Индивидуальный стиль деятельности
устойчивая индивидуально–специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности. Возможность разных И.с.д. заключена в существовании “зоны операциональной неопределенности”, допускающей выбор разных способов осуществления деятельности. Интенсивность мотивации какой–либо деятельности определяет наличие и степень выраженности И.с.д. Он позволяет людям с различными индивидуально–типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, темперамента, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами, компенсируя при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха. Наиболее выражен поэтому
И.с.д. в деятельности творческой. (Котова С. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
от латинского individuum – «атом», от individuus – «неразделённый, неделимый»; от латинского stilus – «заострённый кол, острая палочка»; из древнерусского дѣлати – «делать» – свойственная конкретному человеку совокупность методов, навыков, способов и приёмов успешного решения задач определённого вида деятельности. Сущность И.с.д. сводится к тому, что человек стихийно или сознательно, актуализируя свои важные для данной деятельности качества, одновременно (особенно при повторном выполнении данной деятельности) актуализирует или компенсирует недостающие качества, при этом преодолевая, затормаживая активность качеств, мешающих успешному решению поставленной цели. Поэтому в сложных, опасных и экстремальных условиях деятельности очень важен не опыт вообще (т.е. общепринятые способы достижения цели или решения задачи), а индивидуально приобретённый, т.е. выработанный самим индивидом способ решения подобных задач.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИСД)
способ деятельности, учитывающий индивидуальные качества (особенности) субъекта. Индивидуальный стиль Деятельности обладает следующими отличительными признаками:
а) он устойчив;
б) обусловлен определенными личностными качествами,
в) является средством эффективного, приспособления к объективным требованиям.
Индивидуальный стиль может формироваться целенаправленно или стихийно, сознательно или без четкого осознания предпосылок. Стихийное формирование индивидуального стиля не всегда и не у всех протекает успешно, поэтому встает актуальная задача формирования индивидуального стиля в процессе профессиональной подготовки. Решение данной проблемы имеет большое народнохозяйственное значение, так как способствует повышению производительности труда, качества продукции, росту удовлетворенности трудом работников.
Основные пути формирования индивидуального стиля заключаются: а) в максимальном использовании профессионально-важных качеств личности работника; б) в компенсации нежелательных, с точки зрения профессиональной деятельности, проявлений личностных факторов.

Источник: Узнадзе Д.Н. Основные понятия психологической теории деятельности.1966

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТИЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения некоей деятельности. Достаточно устойчиво используемый способ достижения индивидом типичных задач, отличающийся от других возможных способов только своим процессом, но не результативностью. Возможность разных стилей деятельности индивидуальных заключена в существовании "зоны операциональной неопределенности", допускающей выбор разных способов выполнения деятельности. Интенсивность мотивации деятельности определяет наличие и степень выраженности стиля деятельности индивидуального. Он позволяет людям с разными особенностями системы нервной, разной структурой способностей, темперамента и характера добиваться равной эффективности при выполнении деятельности разными способами, компенсируя индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха, процессом, но не его результативностью. В то же время он может быть неоптимальным с позиции эффективности деятельности. Например, при надобности работать в повышенном темпе человек с подвижным типом системы нервной может решать задачи на основе своей способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому; а человек инертного типа может опираться на свою предусмотрительность, внимание, систематичность.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
определяется, в узком смысле, как обусловленная индивидуальностью субъекта устойчивая система приемов, способов деятельности, которая складывается у субъекта, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности; в широком смысле - как индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.
Исследование С.д.и. - направление, разработанное отечественными психологами.
В развитии концепции С.д.и. можно различать три этапа.
1. Типологический (1950-1960 гг.), основными задачами которого было выделение и изучение основных стилей в массовых профессиях.
2. Эмпирический (1970-1980 гг.), характеризующихся изучением более широкого спектра психологических «переменных», определяющих или связанных со стилем, использованием многомерных методов математической статистики, изучением проблемы высших достижений на модели спорта.
3. Естественно-научный (с конца 1980-х гг.), характеризующийся стремлением обобщения многочисленных эмпирических данных, сравнительным анализом разных направлений (когнитивного стиля, стиля руководства, общения), построением интегральных моделей стиля, критическим анализом «исходных посылок» и состояния проблемы.

Источник: Акмеологический словарь.

СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
устойчивое сочетание индивидуальных особенностей выполнения человеком различных видов деятельности. С.д.и. можно определять по-разному: и самостоятельно, и в его сравнении с темпераментом человека. Для самостоятельного определения С.д.и. это характерный для человека способ поведения в типичных жизненных ситуациях. Для определения С.д.и. в сравнении с темпераментом это результат приспособления природного типа темперамента человека к особенностям его деятельности или общения с людьми. Таких факторов несколько, и они могут действовать в разные периоды жизни человека. В период формирования на С.д.и. человека влияют те виды деятельности, которыми занимается ребенок, и наблюдения со стороны ребенка за деятельностью взрослых людей. У взрослых людей С.д.и. складывается под воздействием их профессиональной деятельности. Особенности С.д.и., которые приводят человека к успехам, сохраняются (стабилизируются, укрепляются) в нем; те особенности, которые порождают неудачи, напротив, устраняются (исчезают, стираются). Оптимальным, соответствующим особенностям темперамента человека индивидуальный стиль его деятельности становится обычно уже в зрелые годы, когда человек накапливает достаточно большой опыт жизни, и перед ним возникает задача оптимизировать свою деятельность, добиваться в ней наилучших результатов при минимальных затратах усилий и времени. См. темперамент, стиль жизни индивидуальный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в труде, учении, спорте) (англ. individual style of performance) - характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. Комплекс индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям к.-л. вида деятельности. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизуя свои ценные для данной работы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В результате создается И. с. д. - неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях. Так, при повышенных требованиях к темпу и ритму деятельности человек с подвижным типом н. с. успешно решает задачи за счет использования своей расторопности, способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к др. В тех же условиях человек инертного типа пользуется иными средствами. Он может избавить себя от необходимости быстро реагировать на сигналы за счет предусмотрительности, повышенного внимания к профилактическим мероприятиям. В процессе деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе и т. д.
И. с. д. к.-л. индивида не м. б. принят за универсальный "идеальный образец". Навязывание его "в порядке обмена опытом" др. (напр., побуждение инертного исполнителя работать в стиле подвижного) может привести к тому, что задачи деятельности станут для них неразрешимыми. Одна из важнейших задач обучения состоит в том, чтобы помочь человеку найти стиль деятельности, наиболее соответствующий его индивидуальным особенностям. См. Инертность, Свойства н. с. Ср. Манера.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ІНДЫВІДУАЛЬНЫ СТЫЛЬ ДЗЕЙНАСЦІ / INDIVIDUAL STYLE OF ACTIVITY– система устойчивых индивидуально-своеобразных способов и приемов решения разнообразных задач, методов деятельности, обусловленная индивидуально-специфическими качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. И. с. д. позволяет людям с разными индивидными особенностми, разной структурой способностей, характера адаптироваться и добиваться высокой эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами. Механизмами реализации И. с. д. являются адаптация, компенсация и коррекция. И. с. д. можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. В отечественной психологии И. с. д. рассматривался в работах В. М. Теплова, Е. А. Климова, В. С. Мерлина, А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса и др. Структура И. с. д. включает: 1) ядро стиля– состоит из качеств человека, базирующихся на свойствах нервной системы и проявляющихся непроизвольно или без заметных усилий. Ядро состоит из особенностей деятельности группы А (благоприятствуют успеху) и группы Б (препятствуют успеху). Ядро обеспечивает первый уровень приспособления, затем в ходе практики, сознательных или стихийных поисков возникает другая группа особенностей деятельности– 2) пристройка к ядру– здесь также две группы особенностей: одни связаны с использованием положительных возможностей субъекта, другие направлены на преодоление негативных качеств и имеют компенсаторный характер (группа В). Кроме того, в структуре «перестройки» значительное место занимает интегральная индивидуальность, включающая всю совокупность свойств (интеллектуальных, эмоциональных, поведенческих и др.) и обеспечивающая индивидуальное своеобразие в процессуальной и результативной сторонах деятельности человека. Особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей, относятся к группе Г. Выработка стиля деятельности, неадекватного психофизиологическим особенностям человека, приводит к замедлению роста мастерства– худшему усвоению определенных техник, более медленному формированию двигательных навыков, общей неудовлетворенности процессом обучения, большей утомляемости, временным и энергетическим затратам. В процессе обучения необходимо помочь человеку выработать такой стиль деятельности, который в наибольшей степени соответствовал бы его индивидуальным особенностям и избранной профессии. Соответствие И. с. д. требованиям учебной и трудовой деятельности может быть повышено целенаправленной профессионально-психологической подготовкой, профориентационной работой и профотбором. Сегодня теории И. с. д. продолжают развиваться, в частности, с опорой на основные положения системно-генетического подхода в ходе макроуровневого анализа профессиональной и различных видов метапрофессиональной деятельности. Выделены индивидуальные стили и способы профессиональной и метапрофессиональной деятельности, парциальные и интегральные индивидуальные стили и способы деятельности профессионала. Проводятся исследования И. с. д. в различных видах профессиональной деятельности, в первую очередь в деятельности учителя и преподавателя вуза. Продолжаются исследования И. с. д. в спорте. Значительное внимание уделяется изучению И. с. д. в творческих видах деятельности, а также в научной. Разрабатываются методики диагностики И. с. д. для различных видов деятельности, в том числе Ю. И. Лобановой создан опросник И. с. д. водителя (ИСДВ)– что позволит предотвратить аварийность и травматизм. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
815.47 кб

Индивидуальный стиль деятельности музыканта

Рязанцев Алексей Алексеевич, Остапенко Ксения Александровна
Для выработки индивидуального стиля деятельности, который является актуальным в жизни любого творческого человека, тем более музыканта, необходимо уметь противостоять различным проявлениям стресса и «сценического волнения», изучит
Читать PDF
257.45 кб

Индивидуальный творческий стиль деятельности: теоретический аспект

Хурматуллина Резеда Камилевна
В статье дан анализ категории «стиль» как общекультурного понятия, рассмотрены содержание и структура индивидуального творческого стиля деятельности.
Читать PDF
242.63 кб

Индивидуальный творческий стиль музыкально-педагогической деятельности

Хурматуллина Резеда Камилевна
В процессе анализа музыкально-педагогической деятельности выделены содержательные компоненты индивидуального творческого стиля музыканта-педагога.
Читать PDF
260.31 кб

Стиль деятельности и интегральная индивидуальность учителей-предметников

Долгополова Ирина Владимировна
Данная работа продолжает цикл публикаций по проблеме полисистемного подхода в исследованиях стиля деятельности.
Читать PDF
664.87 кб

Индивидуальный стиль деятельности как прогностический фактор надежности водителя

Лобанова Юлия Игоревна
В статье обосновывается влияние планирующего стиля деятельности на надежность деятельности водителя. Работа включает описание процесса создания и апробации опросника «Индивидуальный стиль деятельности водителя».
Читать PDF
136.14 кб

Индивидуальный стиль деятельности и когнитивные стратегии изучения иностранного языка

Черенкова Белита Валентиновна
Рассматривается проблема влияния индивидуально-психологических особенностей учащихся на индивидуальный стиль деятельности и личностные стратегии, используемые ими в процессе изучения иностранного языка.
Читать PDF
242.74 кб

Индивидуальный стиль педагогической деятельности при подготовке конкурентноспособного инженера

Крутина Е. В.
В статье поднимается вопрос подготовки конкурентноспособного инженера. Разбираются особенности формирования у студентов необходимых качеств.
Читать PDF
306.25 кб

Индивидуально-творческий стиль деятельности студента-хореографа как сложная многомерная система

Радченко С. В.
В статье рассмотрены наиболее значимые компоненты индивидуально-творческого стиля деятельности студента-хореографа: индивидный, мотивационный, креативный, интеллектуальный, эмоциональный.
Читать PDF
185.65 кб

Индивидуальный стиль педагогической деятельности: сущность, структура и основания существования

Снигирева Елена Михайловна
В статье раскрыты современные взгляды на сущность, структуру индивидуального стиля педагогической деятельности; обоснована необходимость развития индивидуального стиля педагогической деятельности учителя в условиях модернизации ро
Читать PDF
539.87 кб

Образовательные парадигмы и индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя вуза

Макарова Людмила Николаевна
В статье обоснованы возможные варианты развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя вуза в зависимости от господствующих образовательных парадигм.
Читать PDF
313.82 кб

Критическое мышление и индивидуальный стиль деятельности преподавателя вуза: вопрос взаимосвязи

Макарова Людмила Николаевна
Рассмотрены методологические предпосылки, конкретизирующие идеи интегративно-ресурсного подхода при выявлении сущности индивидуального стиля педагогической деятельности (ИСПД) преподавателя вуза.
Читать PDF
419.39 кб

Индивидуальный стиль педагогической деятельности и мышление преподавателя вуза: вопрос соотношения

Макарова Л.Н.
В статье рассмотрены методологические предпосылки, конкретизирующие идеи интегративно-ресурсного подхода при выявлении сущности индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя вуза.
Читать PDF
93.54 кб

Индивидуальный стиль педагогической деятельности как фактор развития профессиональной индивидуальнос

Рослякова Надежда Ивановна
В статье рассматривается актуальная проблема современного образования: развитие профессиональной индивидуальности в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе.
Читать PDF
376.81 кб

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности преподавателя высшей школы: акмеологический аспек

Алексеева Ю. В.
В предлагаемой статье рассматриваются индивидуальный стиль профессиональной деятельности преподавателя высшей школы как интегральная динамическая характеристика, а также акмеологическая образовательная среда как важнейшее условие
Читать PDF
110.61 кб

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога дошкольного образования: подходы к опред

Белкина В. Н., Ориничева Р. В.
В статье представлен анализ основных подходов к определению индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.

Похожие термины: