Самооценка

Предыдущий термин:
САМООТЧУЖДЕНИЕ

Следующий термин:
САМООЦЕНКА АДЕКВАТНАЯ

Содержание:

Найдено 19 определений термина Самооценка

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Самооценка

self-esteem) С. относится к тому, какое мнение составляет о себе чел., включая степень самоуважения и самопринятия. С. отражает чувства личной ценности и компетентности, к-рые люди связывают со своими Я-концепциями. Потребности в оценке исследовались А. Маслоу, описавшем способы, к-рыми С. связана с процессом становления самоактуализирующейся личности. Согласно Маслоу, все люди обладают потребностью или стремлением к стабильному и прочному ощущению собственной ценности или самоуважению, и они нуждаются в такой оценке как от самих себя, так и со стороны окружающих. А. Адлер разраб. свою теорию личности, опираясь преимущественно на понятия мотивирующей силы первичной неполноценности и компенсации. Адлер не рассматривал этот процесс в негативном аспекте; он утверждал, что каждый чел. развивает уникальную личность в стремлении преодолеть реальные или воспринимаемые несоответствия. К. Хорни тж писала о предпосылках С. Она считала, что дети, лишенные родительской любви, принятия и одобрения, склонны развивать группу ненасыщаемых потребностей (к-рую она рассматривала как невротическую). Как и следовало ожидать, было доказано, что любовь, тепло и принятие крайне важны в плане развития высокой С. Это ощущение доверия становится важным гарантом против тревоги в противостоянии окружающему миру, обеспечивая ребенку чувство базовой безопасности, необходимое при столкновении с требованиями окружения. В своем исслед. базовых компонентов С. С. Куперсмит обнаружил, что высокая С. яв-ся рез-том родительского принятия, установления определенных ограничений и предоставления субъекту свободы действия в пределах этих реалистических ограничений. В итоге решающим для формирования С. фактором оказалось качество и количество родительского внимания и принятия, получаемого в детстве. С. - многомерное понятие, так как она существует в виде степеней сравнения. Она яв-ся жизненно важным компонентом Я-концепции чел. Напр., индивидуум может иметь высокую С. в межличностных отношениях и в то же время низко оценивать свои успехи в обучении. Оценка тж связана с личной идентичностью. Наличие любви и принятия непосредственно связано с "идентичностью успеха"; недостаток любви и принятия связан с "идентичностью неудачи". См. также Чувство неполноценности Дж. Кори
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

САМООЦЕНКА

ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - РЕГУЛЯТОРНАЯ, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и ЗАЩИТНАЯ, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Самооценка

self-esteem). Отношение человека к самому себе, которое может колебаться от позитивного (высокая самооценка) до негативного (низкая самооценка).

Источник: Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

САМООЦЕНКА

Ценность, значимость, которой субъект наделяет себя. См. НАРЦИССИЗМ.

Источник: Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995 г

САМООЦЕНКА

оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, - ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она - важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов личностных индивида.

Главные функции, выполняемые самооценкой:

1) регуляторная - на основе коей происходит решение задач личностного выбора;

2) защитная - обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Самооценка имеет важное отличие от интроспекции (=> самопознание).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека - степенью трудности целей, кои он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным - возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и пр. Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностей и достижений индивида.

В отечественной психологии показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач), место самооценки в системе отношений межличностных, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации - приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

САМООЦЕНКА

Оценка субъектом своих личностных особенностей и поступков. Зависит от состояния аффекта, бредовых переживаний и др. Должна учитываться при анализе анамнестических сведений. С. является одним из наиболее частых методов экспериментально-психологического исследования.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

САМООЦЕНКА

англ. self-esteem) - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концещии, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу С. составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

С. выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, С. создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция С, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицат. влияние на развитие.

С. развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую С, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные С, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. С. м. б. разного уровня осознанности и обобщенности.

С. характеризуется по след. параметрам: 1) уровню (величине) - высокая, средняя и низкая С; 2) реалистичности - адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) С; 3) особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная С; 4) временной отнесенности - прогностическая, актуальная, ретроспективная С; 5) устойчивости и др.

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая С. сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными С. разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая С. (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицат. влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная С, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность С. может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность С. возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.

С. формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной С. становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др. См. также Зеркальное Я. (А. М. Прихожан.)

Добавление ред.: Рос. психологи нередко называют С. любое суждение человека о себе: возрасте, способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т. д. Напр., в сб. с амбициозным названием "Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации" предлагается "тест" под названием "Шкала самооценки" (Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина), который считается методом С. уровня тревожности (как состояния и свойства личности). "С." здесь противопоставляется, напр., экспертной оценке.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Самооценка

Self-esteem) —наша установка по отношению к самим себе.

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология: глоссарий к книге

Самооценка

Наше мнение о себе. Оценивая свои способности, дети могут придерживаться высокого или низкого мнения о себе, в зависимости от собственного успеха и оценок окружающих людей. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем главным критериям: 1. Когнитивная компетентность: способность решать проблемы и достигать поставленных целей. 2. Социальная компетентность: способность поддерживать отношения с другими людьми. 3. Физическая компетентность: «что я умею (или не умею) делать» — бегать, играть в футбол и т. д. 4. Кодекс поведения: «хороший ли я мальчик (девочка)»? С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т. д. В некоторых теориях самооценка рассматривается как результат совокупного восприятия наших способностей во всех областях жизни. Поскольку некоторые области представляются более важными, чем другие (к примеру, нас может не беспокоить собственный внешний вид или физическая сила), мы склонны взвешивать важность каждого мнения, а не суммировать их. Согласно другим взглядам на развитие самооценки, в ее основу ложатся мнения и суждения других людей (см. Зеркальное «Я»).

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Самооценка

Категория. Ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.

Специфика. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих достижений индивида и его личности.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Самооценка

общая оценка человеком своей компетентности и ценности.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К.Психология общения. — СПб., 2003, глоссарий по книге

Самооценка

компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.

Источник: Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г

САМООЦЕНКА

оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди др. людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. С. тесно связана с уровнем притязаний человека. Расхождение между притязаниями и осознанием реальных возможностей человека ведет к тому, что он начинает себя неправильно оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, конфликты. Психологами установлена связь между адекватностью С. и адекватностью личности принятым в обществе моральным и правовым нормам поведения (А. Н. Алексеева, 1983). Неадекватная С. свойств личности способствует неадекватности поведения, провоцирует конфликты с окружающими, но не определяет склонности к противоправным деяниям. Заниженная С. может приводить к внутриличностным конфликтам между «могу» и «хочу». Человек хочет иметь более высокий статус, решать более сложные и интересные задачи, но считает, что он не сможет с ними справиться. Завышенная С. имеет много негативных последствий, одним из которых является конфликтогенность личности, ею страдающей. Человек с завышенной С. претендует на такое отношение со стороны окружающих, которым они не могут или не хотят ему ответить. Несоответствие притязаний реальности может порождать как межличностные, так и внутриличностные конфликты. Л. Н. Толстой писал, что ценность человека есть дробь, в числителе которой находится то, что человек действительно значит, а в знаменателе – то, как он сам себя оценивает, т. е. С.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Самооценка

Оценка собственной личности, ее значения, достоинств, недостатков, а также совершаемых поступков. Самооценка может меняться в зависимости от настроения. При психических заболеваниях такие изменения могут приобретать особенно выраженный характер. Особенно значительны нарушения самооценки при депрессии и маниакальном состоянии.

Источник: Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г

Самооценка

Ценность, значимость, которой человек наделяет себя в целом или отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как компонент Я-концепции, самопознания.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Самооценка

оценка человеком себя, своих Собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

Самооценка

оценка своих достоинств и недостатков.

Четыре года бился Головлев в Петербурге и, наконец, должен был сказать себе, что надежда устроиться когда-нибудь выше канцелярского чиновника для него не существует (М. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы)

Вся его жизнь, исполненная кривлянья, бездельничества, буффонства, вдруг словно осветилась перед его умственным оком… Самый последний из людей может что-нибудь для себя сделать, может добыть себе хлеба – он один ничего не может (там же);

Даже впадая в самые тяжкие свои заблуждения, Толстой не теряет способности ясно видеть свои поступки и строго судить о них (Р. Роллан, Жизнь Толстого).

Ср. самоанализ.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

Самооценка

self-esteem) - 1. оценка своих собственных качеств с позиций каких-то стандартов, посредством сравнения себя с другими людьми или собственными ожиданиями от самого себя либо своими представлениями идеальной личности (то есть самооценка может быть разной по своему психологическому генезису). Например, индивид может быть удовлетворен собой в повседневном плане, но оущать недовольство собою в сравнении с тем, каким он должен или хотел бы быть; 2. общая, интегральная оценка индивидом собственной личности, формирующаяся в раннем возрасте в результате принятия родительского к себе отношения или отношения замещающих родителей людей. В случаях снижения самооценка проявляется стойким комплексом неполноценности, который до известной степени может быть компенсирован жизненными успехами, либо комплексом превосходства, нарциссизмом, обычно значительно труднее поддающимся коррекции.; 2. в психопатологии – самооценка, формирующаяся под влиянием психического и/личностного расстройства или обнаруживающая сильную зависимость от последнего, в первую очередь от аффективного расстройства настроения и механизмов бредообразования. Например, у депрессивных пациентов самооценка катастрофически снижается вплоть до бреда самоумаления, у маниакальных пациентов, напротив, она поднимается, достигая бреда величия; 3. в психоанализе – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя сам.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

САМООЦЕНКА

оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.

Источник: Краткий словарь психологических терминов

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Самооценка нравственных качеств личности младших школьников

Холодкова Ольга Геннадьевна
Статья посвящена проблемам развития личности в младшем школьном возрасте. Кратко анализируются различные подходы к пониманию нравственного развития младших школьников. Рассматриваются вопросы, связанные со становлением самооценки нравственных качеств личности младшего школьника. Приводятся результаты экспериментального исследования связи нравственных представлений с самооценкой нравственных качеств младших школьников.
Скачать PDF

Самооценка учащихся с детским церебральным параличом

Вагина М. В.
В статье представлен обзор литературы по вопросам изучения самооценки у здоровых детей и детей с ДЦП. Описывается и анализируется исследование самооценки у детей с ДЦП. Выявляются различия и особенности формирования самооценки у детей с ДЦП.
Скачать PDF

Самооценка в структуре социально-психологической компетентности студента вуза

Колесникова Екатерина Ивановна
В статье проанализированы научные подходы определения структуры социально-психологической компетентности. Исследованы особенности самооценки студентом социально-психологической компетентности в зависимости от курса обучения и пола. Получены взаимосвязи самооценки с личностными качествами и ценностями, а также с социометрическим статусом и экспансивностью
Скачать PDF

Самооценка персонала

Кузьмицкий А.Е.
Самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное сравнение своих возможностей с предъявляемыми жизнью требованиями. Самооценка позволяет реализовать умения самостоятельно ставить перед собой цели, оценивать течение своей жизни и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий.
Скачать PDF

Самооценка группового субъекта

Гайдар Карина Марленовна
В статье излагаются некоторые итоги теоретического и эмпирического анализа проблемы самооценки группового субъекта. На материале студенческих групп обсуждаются особенности групповой самооценки в динамике изменений от 1-го к 5-му курсу, а также ее возможное соотношение с индивидуальными самооценками.
Скачать PDF

Самооценка подростка и стиль объяснения событий родителями

Рахманкулова Светлана Анатольевна
Представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимодействия с родителями, именно в семье закладывается основа для благоприятного или неблагоприятного развития самоотношения ребенка. Рассматривается возможность взаимосвязи cамооценки подростка с тем, насколько позитивно интерпретируются происходящие события эмоциональнозначимым родителем.
Скачать PDF

Самооценка лиц средней взрослости в контексте социальных изменений

Молчанова Ольга Николаевна
В статье рассматриваются два эмпирических исследования, посвященные особенностям самооценки лиц средней взрослости (36-60 лет): первое исследование было проведено в 80-х годах прошлого века, второе спустя двадцать лет. Анализируются выявленные отличия в содержании, уровневых характеристиках и структурной организации самооценки современных людей средней взрослости в сравнении с их сверстниками 20-летней давности. Обсуждается проблема влияния конкретно-исторических, социально-экономических условий на особенности самооценки людей средней взрослости.
Скачать PDF

Самооценка психического состояния младшими школьниками как показатель психологического благополучия

Мензул Елена Владимировна
Скачать PDF

Социальный интеллект и самооценка как факторы профессиональной успешности будущих психологов

Барабанщикова Татьяна Алексеевна, Рязанова Марина Михайловна
В статье социальный интеллект рассматривается как необходимое условие успешности профессиональной деятельности будущего психолога. Первокурсники психологического факультета испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что, как было установлено, связано c недостаточно адекватным отношением к себе. Корреляционный анализ установил пары между компонентами социального интеллекта и проявлениями самооценки и уровня притязаний, опора на которые сделает процесс профессионального обучения более эффективным.
Скачать PDF

Самоотношение и самооценка как предикторы психологического благополучия личности студентов-психолого

Козьмина Людмила Борисовна
В статье показаны особенности самоотношения и самооценки у студентов психологического факультета c разным уровнем психологического благополучия личности. Выявлена роль самоотношения и самооценки в актуальном статусе психологического благополучия личности.
Скачать PDF

Самооценка и психометрический интеллект в прогнозе эффективности учебной деятельности

Бороздина Лидия Васильевна
Исследовалась эффективность учебной деятельности в связи с величиной коэффициента интеллекта (IQ), высотой самооценки и ее сочетаниями с уровнем притязаний. Показано, что средний балл успеваемости достоверно упорядочивается по параметру высоты самооценки: при ее снижении продуктивность учебной деятельности падает. Подъем притязаний над уровнем самооценки способствует улучшению академических успехов, обратное расхождение конструктов - ухудшению. Самооценка оказывается значимым предиктором эффективности учения, однако показатель IQ не теряет своей прогностической силы.
Скачать PDF

Самооценка как психолого-педагогическая категория

Брель Павел Юрьевич, Шпорин Эдуард Григорьевич
Раскрывается психолого-педагогическая категория самооценки личности как основа саморазвития студента в ходе профессионального становления студента как будущего специалиста. Рассмотрен и изучен феномен саморазвития личности в научной отечественной и зарубежной литературе. Изучены основные психолого-педагогические категории, представленные как "осевая" структуры личности человека, его индивидуальности. Для достижения успеха в профессиональном становлении важно владеть высоким уровнем компетентности. Исследовался сложный процесс личностно-профессионального саморазвития студента и роли в нем профессионального становления с позиции самооценки в структуре Я концепция. Личностный и профессиональный рост выражается не только в сумме полученных знаний и умении применить их в определенной деловой ситуации, а в потребности в постоянном раскрытии личностно-профессионального потенциала.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!