Самооценка

Найдено 32 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Самооценка
Self-esteem) —наша установка по отношению к самим себе.

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002

Самооценка
общая оценка человеком своей компетентности и ценности.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

САМООЦЕНКА
оценка человеком себя, своих собственных психологических качеств.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Самооценка
оценка человеком самого себя или его суждение о собственной ценности.

Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.

САМООЦЕНКА
Ценность, значимость, которой субъект наделяет себя. См. НАРЦИССИЗМ.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

САМООЦЕНКА
оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Самооценка
оценка человеком себя, своих Собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Самооценка
self-esteem). Отношение человека к самому себе, которое может колебаться от позитивного (высокая самооценка) до негативного (низкая самооценка).

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

САМООЦЕНКА
оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она оказывает важное влияние на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

Самооценка
Ценность, значимость, которой человек наделяет себя в целом или отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как компонент Я-концепции, самопознания.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Самооценка
компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Самооценка
(self-esteem) — глобальное суждение о качествах своего Я; насколько высоко вы оцениваете себя, каким вы себя самого воспринимаете; насколько успешно вы можете отстоять себя, когда кто-либо оспаривает качества или навыки, которые вы сами высоко цените.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

САМООЦЕНКА
Оценка субъектом своих личностных особенностей и поступков. Зависит от состояния аффекта, бредовых переживаний и др. Должна учитываться при анализе анамнестических сведений. С. является одним из наиболее частых методов экспериментально-психологического исследования.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Самооценка
Оценка собственной личности, ее значения, достоинств, недостатков, а также совершаемых поступков. Самооценка может меняться в зависимости от настроения. При психических заболеваниях такие изменения могут приобретать особенно выраженный характер. Особенно значительны нарушения самооценки при депрессии и маниакальном состоянии.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

САМООЦЕНКА
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. По результатам акмеологических исследований у лиц с акме уровень самооценки падает, так как профессионалы высшего уровня преимущественно сравнивают свои достижения не с достижениями окружающих, а с безграничной сложностью окружающего мира, с позиций самых высоких требований к себе своей профессии.

Источник: Акмеологический словарь.

САМООЦЕНКА
оценка личностью самой себя. Формирование правильной С.— важнейшая задача воспитания и самовоспитания. При этом, как писал К. Маркс, «...человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека» (т. 23, с. 62) и, лишь научившись правильно оценивать других, приобретает правильную С. и может избегать психологических барьеров. Большую роль в формировании С. играет собственный опыт личности и усваиваемый ею общественный, коллективный опыт.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Самооценка
Категория. Ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.
Специфика. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих достижений индивида и его личности.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Самооценка
Чувство ценности собственной личности, выражение самосознания личности. С. - это комплекс элементов настроенности к собственной личности, что касается ее значимости для общности, к которой она принадлежит. С. развивается в результате оценки самого себя в процессе конфронтации со средой и с собой. Неправильная С. (если она завышена или, наоборот, занижена) может наблюдаться у некоторых личностей с анормальной структурой мышления и при психотических болезненных состояниях (чаще всего при депрессивных или маниакальных расстройствах).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Самооценка
оценка своих достоинств и недостатков.
Четыре года бился Головлев в Петербурге и, наконец, должен был сказать себе, что надежда устроиться когда-нибудь выше канцелярского чиновника для него не существует (М. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы)
Вся его жизнь, исполненная кривлянья, бездельничества, буффонства, вдруг словно осветилась перед его умственным оком… Самый последний из людей может что-нибудь для себя сделать, может добыть себе хлеба – он один ничего не может (там же);
Даже впадая в самые тяжкие свои заблуждения, Толстой не теряет способности ясно видеть свои поступки и строго судить о них (Р. Роллан, Жизнь Толстого).
Ср. самоанализ.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

САМООЦЕНКА
оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С. является важным регулятором поведения, она тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, к–рые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). С. получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (напр., принижает их при завышении С.). Формирование правильной С. – важнейшая задача воспитания и самовоспитания. «...Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека» (К.Маркс) и, лишь научившись оценивать других, приобретает правильную С. и может избегать психологических барьеров. Большую роль в формировании С. играет собственный опыт личности и усваиваемый ею общественный опыт.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

САМООЦЕНКА
оценка человеком себя, своих психологических и физических особенностей, своего поведения, отношений с людьми, достоинств и недостатков. С. человека может быть адекватной (правильной), завышенной или заниженной. При адекватной С. человек верно воспринимает и оценивает себя; при завышенной С. ему начинает казаться, что он лучше, чем есть на самом деле; в случае заниженной С. человек, напротив, недооценивает себя, и у него складывается твердое впечатление, что он намного хуже других людей. С самооценкой тесно связаны уровень притязаний и ряд других психологических свойств человека, например, мотив достижения успехов или мотив избежания неудач, а также тревожность. С. начинает формироваться в раннем возрасте (ребенок 2—3-летнего возраста уже имеет определенную С.) и далее может изменяться под влиянием различных факторов: успехов и неудач, отношений и оценок со стороны окружающих людей и т. д. См. мотив достижения успеха (потребность достижения успеха), мотив избежания неудачи (потребность избежания неудачи), тревожность, уровень притязаний.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Самооценка
Наше мнение о себе. Оценивая свои способности, дети могут придерживаться высокого или низкого мнения о себе, в зависимости от собственного успеха и оценок окружающих людей. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем главным критериям: 1. Когнитивная компетентность: способность решать проблемы и достигать поставленных целей. 2. Социальная компетентность: способность поддерживать отношения с другими людьми. 3. Физическая компетентность: «что я умею (или не умею) делать» — бегать, играть в футбол и т. д. 4. Кодекс поведения: «хороший ли я мальчик (девочка)»? С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т. д. В некоторых теориях самооценка рассматривается как результат совокупного восприятия наших способностей во всех областях жизни. Поскольку некоторые области представляются более важными, чем другие (к примеру, нас может не беспокоить собственный внешний вид или физическая сила), мы склонны взвешивать важность каждого мнения, а не суммировать их. Согласно другим взглядам на развитие самооценки, в ее основу ложатся мнения и суждения других людей (см. Зеркальное «Я»).

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Самооценка
self-esteem) - 1. оценка своих собственных качеств с позиций каких-то стандартов, посредством сравнения себя с другими людьми или собственными ожиданиями от самого себя либо своими представлениями идеальной личности (то есть самооценка может быть разной по своему психологическому генезису). Например, индивид может быть удовлетворен собой в повседневном плане, но оущать недовольство собою в сравнении с тем, каким он должен или хотел бы быть; 2. общая, интегральная оценка индивидом собственной личности, формирующаяся в раннем возрасте в результате принятия родительского к себе отношения или отношения замещающих родителей людей. В случаях снижения самооценка проявляется стойким комплексом неполноценности, который до известной степени может быть компенсирован жизненными успехами, либо комплексом превосходства, нарциссизмом, обычно значительно труднее поддающимся коррекции.; 2. в психопатологии – самооценка, формирующаяся под влиянием психического и/личностного расстройства или обнаруживающая сильную зависимость от последнего, в первую очередь от аффективного расстройства настроения и механизмов бредообразования. Например, у депрессивных пациентов самооценка катастрофически снижается вплоть до бреда самоумаления, у маниакальных пациентов, напротив, она поднимается, достигая бреда величия; 3. в психоанализе – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя сам.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

САМООЦЕНКА
оценка личностью себя, своего места среди других, своих ценностных взглядов, поступков, успешности отдельных видов деятельности. Несоответствие между притязаниями индивида и его реальными возможностями является источником деформации, искажения С., в связи с чем у него возникает и усиливается раздражительность, неудовлетворенность, эмоциональные вспышки, повышение уровня тревоги и т.п. Например, у спортсмена-профессионала, который достигает высоких результатов и часто побеждает соперников, может сформироваться завышенная, неадекватная С., проявляемая в пренебрежении указаниями и рекомендациями тренера, в непринятии критики или оценок его деятельности руководством и в СМИ, в требовании особого отношения к нему и т.д., т.е. развивается «звёздная болезнь». С., формируясь на базе личностных смыслов индивида, принимается им как система ценностей. Выделяют две основные функции самооценки: 1) регуляторную, определяющую решение задач, касающихся личностного выбора и 2) защитную, детерминирующую относительную независимость и стабильность личности. Длительное выполнение профессиональной деятельности в опасных или экстремальных условиях повышает напряженность проявления обоих названных функций; так при завышенной С. регуляторная функция может ухудшиться вследствие высокого уровня удовлетворенности собой (самолюбования), а защитная, гипертрофируя собственную независимость субъекта от окружающих, приведет к ухудшению отношения его к ним, вследствие чего его поведение становится неадекватным.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

САМООЦЕНКА
оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди др. людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. С. тесно связана с уровнем притязаний человека. Расхождение между притязаниями и осознанием реальных возможностей человека ведет к тому, что он начинает себя неправильно оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, конфликты. Психологами установлена связь между адекватностью С. и адекватностью личности принятым в обществе моральным и правовым нормам поведения (А. Н. Алексеева, 1983). Неадекватная С. свойств личности способствует неадекватности поведения, провоцирует конфликты с окружающими, но не определяет склонности к противоправным деяниям. Заниженная С. может приводить к внутриличностным конфликтам между «могу» и «хочу». Человек хочет иметь более высокий статус, решать более сложные и интересные задачи, но считает, что он не сможет с ними справиться. Завышенная С. имеет много негативных последствий, одним из которых является конфликтогенность личности, ею страдающей. Человек с завышенной С. претендует на такое отношение со стороны окружающих, которым они не могут или не хотят ему ответить. Несоответствие притязаний реальности может порождать как межличностные, так и внутриличностные конфликты. Л. Н. Толстой писал, что ценность человека есть дробь, в числителе которой находится то, что человек действительно значит, а в знаменателе – то, как он сам себя оценивает, т. е. С.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Самооценка
оценка себя как личности, своих достоинств и недостатков, С. имеет две составляющие: знания о себе и отношение к себе, Вследствие этого она имеет две стороны — содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других или же с идеалом. В результате выносится суждение, что у меня лучше, а что хуже, чем у других или у идеала, Таким образом, С. — это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация своих особенностей, достигнутых результатов или имеющихся возможностей, Поэтому С. не сводима к самопознанию, Последнее — необходимая предпосылка С. но не больше,
В С. проявляется отношение к себе, уважение себя или недовольство собой, т.е. мнение о себе как о личности. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, гордость, тщеславие, честолюбие,
С. может быть адекватной, т.е. соответствующей имеющимся у человека возможностям и качествам, и неадекватной (завышенной или заниженной), Завышенная С. может приводить к конфликту с окружающими, если они дают человеку адекватную оценку, к зазнайству и снижению трудолюбия, У человека с завышенной С. много неоправданных притязаний (на лидерство, на более высокую оценку и т.п.), Заниженная С. сковывает активность и инициативность человека, не позволяет максимально использовать имеющиеся возможности, а успех объясняется таким человеком случайностью,
С, динамична: она возникает, удерживается, изменяется и исчезает, Формирование адекватной С. — процесс сложный, так как мнение людей о другом человеке тоже может быть субъективным, Поэтому следует ориентироваться на мнение не только одного человека, но многих, а также сравнивать свои достижения с достижениями других людей,

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

САМООЦЕНКА
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, - ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она - важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов личностных индивида.
Главные функции, выполняемые самооценкой:
1) регуляторная - на основе коей происходит решение задач личностного выбора;
2) защитная - обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
Самооценка имеет важное отличие от интроспекции (=> самопознание).
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека - степенью трудности целей, кои он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным - возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и пр. Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностей и достижений индивида.
В отечественной психологии показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач), место самооценки в системе отношений межличностных, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации - приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

САМООЦЕНКА
суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в соответствии их с определенным образцом, эталоном. С. выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т. д. Это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. С. связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основные средства С.: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимоотношения с людьми. С. зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим. Когда говорят о С. того или иного человека, как правило, подчеркивают ее результат: высокая или низкая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная. Важной основой С. являются принятые в обществе социальные и нравственные нормы, традиции и обычаи. Согласно К. Роджерсу, высокая, «забегающая вперед» реальных возможностей личности самооценка необходима для личностного роста. Именно при наличии высокой самооценки возможно реально понимать ситуацию, себя и окружающих людей. Поведение такого человека отличает слитность субъективного и реального. В структуре С. психологами выделяются два компонента: когнитивный – знание о себе, доводы, анализ, сравнение, синтез, суждение, умозаключение и эмоциональный – отношение к себе, удовлетворенность, раскаяние, одобрение. С. выражается в двух формах – общей и частной. С. может быть как более, так и менее категоричной («думаю», «наверное», «мне так кажется», «я так полагаю» и т. п.). Высокая С. прямо связана с достаточно низкой тревожностью. С. – основной структурный компонент самосознания личности. Она играет важную роль в саморегуляции и самовоспитании.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

САМООЦЕНКА
Тим и Рут медики. Тим всегда сомневается в своих способностях как врача, Рут же всегда уверена в своем умении поставить диагноз и назначить эффективный и подходящий метод лечения. В трудных случаях Тим волнуется и часто откладывает постановку диагноза. Рут же без труда справляется со сложными случаями и не думает, что они чем — то сильно отличаются от повседневных ситуаций. Тим и Рут имеют разные самооценки.
Степень самооценки (самоэффективность) — концепция, разработанная Альбертом Бандурой, она означает способность человека оценить свои силы и умение справляться со специфическими проблемами. Особенно Бандуру интересовало отношение между самооценкой и поведением. В случае с Рут и Тимом самооценка относится к их вере в свое профессиональное мастерство. Уровень самооценки человека не всегда постоянен, он зависит от конкретных ситуаций. Например, Тим может не доверять своим способностям как врача, но может быть уверенным в том, что он прекрасно катается на лыжах и хорошо играет на фортепьяно.
Существует ряд факторов, влияющих на степень самооценки человека в определенной ситуации. В их число входит и опыт человека в подобных ситуациях. Если Тиму в прошлом сопутствовал успех, то он, вероятнее всего, будет иметь более высокий уровень самооценки, чем в том случае, если бы в прошлом он часто сталкивался с неудачами. Самооценка зависит и от того, что другие люди говорят о наших способностях. Если они утверждают, что в данной области вы имеете способности, то, скорее всего, вы также будете оценивать себя положительно в этом аспекте. Если на уровень самооценки могут влиять другие люди, значит, он не является фиксированным. Согласно некоторым предположениям, некоторые фобии, например, боязнь змей, рассматриваются как реакция на низкий уровень самооценки. Другими словами, люди боятся из-за того, что не уверены в своих силах справиться созмеями. Один из методов лечения фобий состоит в том, чтобы пациент обрел уверенность в себе и осознал, что он может справиться с объектом фобии.
См. также статьи «Бандура, Альберт», «Контролирование стрессовые ситуаций», «Социальная психология», «Стресс», «Тревога и тревожные расстройства».

Источник: 101 ключевая идея психологии

Самооценка
self-esteem) С. относится к тому, какое мнение составляет о себе чел., включая степень самоуважения и самопринятия. С. отражает чувства личной ценности и компетентности, к-рые люди связывают со своими Я-концепциями. Потребности в оценке исследовались А. Маслоу, описавшем способы, к-рыми С. связана с процессом становления самоактуализирующейся личности. Согласно Маслоу, все люди обладают потребностью или стремлением к стабильному и прочному ощущению собственной ценности или самоуважению, и они нуждаются в такой оценке как от самих себя, так и со стороны окружающих. А. Адлер разраб. свою теорию личности, опираясь преимущественно на понятия мотивирующей силы первичной неполноценности и компенсации. Адлер не рассматривал этот процесс в негативном аспекте; он утверждал, что каждый чел. развивает уникальную личность в стремлении преодолеть реальные или воспринимаемые несоответствия. К. Хорни тж писала о предпосылках С. Она считала, что дети, лишенные родительской любви, принятия и одобрения, склонны развивать группу ненасыщаемых потребностей (к-рую она рассматривала как невротическую). Как и следовало ожидать, было доказано, что любовь, тепло и принятие крайне важны в плане развития высокой С. Это ощущение доверия становится важным гарантом против тревоги в противостоянии окружающему миру, обеспечивая ребенку чувство базовой безопасности, необходимое при столкновении с требованиями окружения. В своем исслед. базовых компонентов С. С. Куперсмит обнаружил, что высокая С. яв-ся рез-том родительского принятия, установления определенных ограничений и предоставления субъекту свободы действия в пределах этих реалистических ограничений. В итоге решающим для формирования С. фактором оказалось качество и количество родительского внимания и принятия, получаемого в детстве. С. - многомерное понятие, так как она существует в виде степеней сравнения. Она яв-ся жизненно важным компонентом Я-концепции чел. Напр., индивидуум может иметь высокую С. в межличностных отношениях и в то же время низко оценивать свои успехи в обучении. Оценка тж связана с личной идентичностью. Наличие любви и принятия непосредственно связано с "идентичностью успеха"; недостаток любви и принятия связан с "идентичностью неудачи". См. также Чувство неполноценности Дж. Кори

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

САМООЦЕНКА
САМААЦЭНКА / SELF-ESTEEM– суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств личности в соответствии с принятой системой ценностей. С. представляет собой оценочное отношение человека к себе, своему характеру, поведению, внешнему виду, речи и т. д. Это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Споры о природе, значении и механизмах С. не прекращаются до сих пор. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. С. связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основные средства С.: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимоотношения с людьми. С. зависит от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим. Когда говорят о С. того или иного человека, как правило, подчеркивают ее результат: высокая, средняя или низкая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная. Важной основой С. являются принятые в обществе социальные и нравственные нормы, традиции и обычаи. Согласно К. Роджерсу, высокая, «забегающая вперед» реальных возможностей личности С. необходима для личностного роста. Именно при наличии высокой С. возможно реально понимать ситуацию, себя и окружающих людей. Поведение такого человека отличает слитность субъективного и реального. С. выражается в двух формах– общей и частной. С. может быть как более, так и менее категоричной («думаю», «наверное», «мне так кажется», «я так полагаю» и т. п.). Высокая С. прямо связана с достаточно низкой тревожностью. С.– основной структурный компонент самосознания личности. Она играет важную роль в саморегуляции и самовоспитании.
Самооценка студента / Самаацэнка студэнта / Student’s self-esteem– оценка студентом себя, своих возможностей стать специалистом, своих качеств и места среди других студентов. Относясь к ядру личности будущего специалиста, С. студента является важным регулятором его поведения и учебной деятельности. Под С. специфических интересов и способностей студента понимается осознание им своего отношения к обучению и к своим успехам в овладении учебным материалом или видом учебной деятельности. Под влиянием С.студента в зависимости от направленности, характера, способностей складывается или правильное, или неправильное отношение к себе, вследствие чего С. может стать либо стимулом, либо тормозом развития личности. С. студента тесно связана с уровнем его притязаний. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями студента ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение и учебная деятельность становятся неадекватными. С. студента получает объективное выражение в том, как он оценивает и сравнивает способности, возможности и результаты деятельности других студентов. Р. В. Александрова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

САМООЦЕНКА
англ. self-esteem) - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концещии, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу С. составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.
С. выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, С. создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция С, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицат. влияние на развитие.
С. развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую С, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные С, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. С. м. б. разного уровня осознанности и обобщенности.
С. характеризуется по след. параметрам: 1) уровню (величине) - высокая, средняя и низкая С; 2) реалистичности - адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) С; 3) особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная С; 4) временной отнесенности - прогностическая, актуальная, ретроспективная С; 5) устойчивости и др.
Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая С. сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными С. разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая С. (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицат. влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная С, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность С. может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность С. возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.
С. формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной С. становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др. См. также Зеркальное Я. (А. М. Прихожан.)
Добавление ред.: Рос. психологи нередко называют С. любое суждение человека о себе: возрасте, способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т. д. Напр., в сб. с амбициозным названием "Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации" предлагается "тест" под названием "Шкала самооценки" (Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина), который считается методом С. уровня тревожности (как состояния и свойства личности). "С." здесь противопоставляется, напр., экспертной оценке.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Самооценка нравственных качеств личности младших школьников

Холодкова Ольга Геннадьевна
Статья посвящена проблемам развития личности в младшем школьном возрасте. Кратко анализируются различные подходы к пониманию нравственного развития младших школьников.
Читать PDF
0.00 байт

Самооценка внешнего облика и удовлетворенность межличностными отношениями женщин, изменяющих свой вн

Наровская Я. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Самооценка учащихся с детским церебральным параличом

Вагина М. В.
В статье представлен обзор литературы по вопросам изучения самооценки у здоровых детей и детей с ДЦП. Описывается и анализируется исследование самооценки у детей с ДЦП.
Читать PDF
0.00 байт

Самооценка в структуре социально-психологической компетентности студента вуза

Колесникова Екатерина Ивановна
В статье проанализированы научные подходы определения структуры социально-психологической компетентности.
Читать PDF
0.00 байт

Самооценка персонала

Кузьмицкий А. Е.
Самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное сравнение своих возможностей с предъявляемыми жизнью требованиями.
Читать PDF
0.00 байт

Самооценка группового субъекта

Гайдар Карина Марленовна
В статье излагаются некоторые итоги теоретического и эмпирического анализа проблемы самооценки группового субъекта.
Читать PDF
0.00 байт

Самооценка подростка и стиль объяснения событий родителями

Рахманкулова Светлана Анатольевна
Представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимодействия с родителями, именно в семье закладывается основа для благоприятного или неблагоприятного развития самоотношения ребенка.
Читать PDF
0.00 байт

Самооценка лиц средней взрослости в контексте социальных изменений

Молчанова Ольга Николаевна, Чурикова Ирина Юрьевна
В статье рассматриваются два эмпирических исследования, посвященные особенностям самооценки лиц средней взрослости (36-60 лет): первое исследование было проведено в 80-х годах прошлого века, второе спустя двадцать лет.
Читать PDF
0.00 байт

Самооценка психического состояния младшими школьниками как показатель психологического благополучия

Мензул Елена Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Социальный интеллект и самооценка как факторы профессиональной успешности будущих психологов

Барабанщикова Татьяна Алексеевна, Рязанова Марина Михайловна
В статье социальный интеллект рассматривается как необходимое условие успешности профессиональной деятельности будущего психолога.
Читать PDF
0.00 байт

Самоотношение и самооценка как предикторы психологического благополучия личности студентов-психолого

Козьмина Людмила Борисовна
В статье показаны особенности самоотношения и самооценки у студентов психологического факультета c разным уровнем психологического благополучия личности.
Читать PDF
0.00 байт

Морфоконституциональные особенности и самооценка у детей и подростков

Ступина Ксения Сергеевна, Бахолдина Варвара Юрьевна
Изучение связи между особенностями конституции и психики человека традиционно представляет собой одно из главных направлений антропологических исследований.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • САМООЦЕНКА АДЕКВАТНАЯ

    реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои с
  • Актуальная самооценка

    отражает в настоящем времени самопроявления личности, констатирует степень адекватности поведения, что способствует его коррекции или оптимизации.
  • Негативная самооценка

    низкий уровень самоуважения, ощущения собственной ценности, формирует негативное отношение к своей личности.
  • профессиональная самооценка

    системное образование,представляющее собой форму отражения индивида самого себя как особого объекта познания,репрезентирующего принятые им смыслы профессиональной деятельности,меру ориентац
  • Прогностическая самооценка

    уровень возможных достижений человека в какой-либо актуальной ситуации.
  • Ретроспективная самооценка

    самооценка, обращенная к прошлому, посвященная рассмотрению опыта.
  • Социальная самооценка

    оценка своей способности выполнять социальные роли, общаться и взаимодействовать с окружающими.
  • Заниженная самооценка

    неадекватное недооценивание себя субъектом.
  • Завышенная самооценка

    неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.
  • Дембо-Рубинштейн метод исследование самооценки

    Dembo, 1962; Рубинштейн, 1968) - исследование самооценки по 10 параметрам, отражающим разные качества личности, характера, интеллекта, при этом испытуемый оценивает свои качества так, как он представляет и
  • ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ

    (Dembo T., Рубинштейн С. Я.). Экспериментально-психологическая методика для исследования свойств личности по самооценке. Разработан и вариант, в котором характеристика личностных свойств дается по ко
  • Диагностика самооценки волевых качеств

    В. А. Иванников, Е. В. Эйдман. Метод прямой самооценки является одним из наиболее распространенных способов изучения волевых качеств личности. Его неоспоримыми достоинствами являются простота и эк
  • САМООЦЕНКИ, КАРТА

    Любой прием для изучения самооценки (чаще всего в форме опросника), в котором субъект отмечает те черты личности или характеристики, которые, как он считает, соответствуют ему. См. самоотчетный опр
  • Когнитивный компонент самооценки

    комплекс убеждений о себе, которые могут быть как обоснованными, так и необоснованными. Показатели когнитивного компонента самооценки: мера реалистичности, способ ориентации при обосновании сам
  • КОНФЛИКТ НЕАДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ

    тип внутриличностного конфликта. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой св
  • САМООЦЕНОЧНЫЕ МЕТОДЫ

    методы исследования, в основу которых положены самооценки человеком своих психологических свойств.
  • УГРОЗЫ САМООЦЕНКИ, МОДЕЛЬ

    обобщение того, как помогающее поведение рассматривается тем, кому оно адресовано. Если помощь расценивается как поддерживающая Я-концепцию, она принимается, если же она вызывает ощущение зависи
  • Тест на самооценку

    любой тест с заданием оценить собственные физические, умственные и личностные качества.
  • СПИЛБЕРГЕРА ШКАЛА САМООЦЕНКИ

    тест по выявлению уровня тревожности личности в данный момент. Разработан Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю. Л. Ханиным (Россия). С. ш. с. включает 40 позиций, разделенных на 2 части (1-20 для оценки
  • Теория сохранения самооценки

    self-evalution maintenance theory) – теория, согласно которой поведение другого человека может угрожать нашей Я-концепции и что уровень угрозы зависит как от близости этого человека, так и от того, в какой степен