РЕГРЕССИЯ
En.: Regression См.: раппорт.
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003
Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007
Источник: Словарь по психогенетике
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003
Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999
(в теории вероятностей и математической статистике) – зависимость среднего значения какой-либо величины от некоторой другой или от совокупности факторов. В отличие от функциональной зависимости в регрессионной одному и тому же значению Х могут соответствовать разные значения Y.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Категория. Форма психологической защиты.
Специфика. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны более ранней стадии онтогенетического развития.
Регрессия (от лат. движение назад) в наиболее распространенном значении – процесс, механизм, результат возвращения человека к ранее пройденным (возможно, детским) этапам, состояниям, формам и способам функционирования эмоциональной и интеллектуальной деятельности, объектных отношений, моделей поведения, психологических защит.
Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности
Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.
Процесс поиска удовольствия или использования поведенческих стереотипов, характерных для одной из прошедших стадий развития. Такое поведение наблюдается в периоды повышенного нервного напряжения или тревоги. Прежде в психоаналитической теории такие изменения поведения мыслились в терминах "возвращения" в определенной последовательности действий к точке фиксации, где имелась задержанная энергия.
Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
2. В общем плане - возвращение либидо к уже пройденным стадиям психосексуального развития. Согласно З. Фрейду, выделяются два типа регрессии:
1) возвращение к объектам инцестуального характера, кои были первыми захвачены либидо;
2) возвращение общей психосексуальной организации к пройденным ступеням развития. Оба вида встречаются при неврозах перенесения.
3. Некое движение вспять в явлениях сновидений, невроза и пр.
4. Регрессия поведения.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
В психоанализе эта защита рассматривается как неэффективная, поскольку индивид вместо того, чтобы искать решение проблемы, уходит от реальности. Теории творчества смотрят на Р. иначе, прежде всего выделяя ее целенаправленность, которая позволяет отыскать оригинальные решения при временно снятом социальном контроле на стадии генерирования идей. То есть при соответствующим образом организованных условиях Р. выступает способом поиска решений.
Взрослые люди нередко ведут себя вопреки их личностной зрелости. Причуды, ребячество помогают снизить эмоциональную нагрузку. Многие люди с эксцентричным поведением менее подвержены стрессам, полнее наслаждаются жизнью, активнее в творчестве. Им присущи внутренний психологический комфорт и физическое здоровье, у них сильнее развито чувство юмора, что позволяет им избегать внутренних и межличностных конфликтов.
Литература
Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
Термин, обозначающий возврат к менее зрелому уровню психического развития. Кок правило, регрессия возникает в. ситуации, когда нарушаются процессы психической организации, соответствующие данной фазе развития. При этом регрессия рассматривается кок один из механизмов защиты. Концепция регрессии тесно связана с положением о том, что психологическое развитие индивида проходит ряд фаз, каждая из которых характеризуется специфическими особенностями проявлений влечений Я, Я-идеала и Сверх-Я. Становление каждой фазы зависит от: 1) способа разрядки инстинктивных влечений, 2) функционирования Я; 3) присущих индивиду идеалов и проявлений совести.
Обычно понятие регрессии принято рассматривать в двух аспектах. Либидинозная регрессия (регрессия либидо) представляет собой возвращение к ранним фазам организации инстинктивной жизни, возникающее в ходе нормального развития, когда индивид не способен справиться с требованиями биологически детерминированного процесса достижения большей зрелости. В таких случаях неразрешенные конфликты и тревога, исходящие из более ранних уровней развития, образуют в структуре психического аппарата 'слабые место' (фиксации). Последние, как правило, и определяют тот уровень, к которому регрессирует психическая деятельность. В иных случаях регрессия проявляется в ответ на новые для индивида события и ситуации, возникающие в данной фазе развития, но оказывающие явно травматическое воздействие. В детском возрасте, когда развитие сексуальных влечений пока еще неустойчиво, либидинозные формы регрессии являются весьма распространенным механизмом. Так, например, пятилетний ребенок под влиянием стресса (соперничество с младшим братом или сестрой) прибегает к сосанию пальца, то есть к такому способу самоуспокоения, который он уже давно отбросил и позабыл.
Другой тип регрессии - регрессия Я- представляет собой отход от более развитых и зрелых стадий психической организации к способам деятельности, характерным для более ранних периодов жизни. Хотя регрессия Я проявляется чаще всего вместе с либидиноэной, первая из них сказывается прежде всего на вовлеченных в конфликт функциях Я. Регрессия Я проявляется в виде формальных характеристик процессов воображения, сопряженных с теми или иными дериватами конфликта влечений. Наиболее распространенными примерами регрессии этого типа являются утрата ребенком контроля над функциями мочевого пузыря, нарушения речи в ответ на выраженную стрессовую ситуацию и некоторые другие.
В определенных случаях (чаще всего у пациентов-мазохистов) может наблюдаться и регрессия Сверх-Я. Нередко регрессия этого типа являет собой специфический ответ но ситуацию, когда интернализированный авторитет родителей вновь экстернализируется, затем проецируется на аналитика, рассматриваемого пациентом в качестве садистской фигуры в процессе переноса.
Причины регрессии разнообразны. Некоторые ее формы встречаются в норме (как в детском, так и в зрелом возрасте) и рассматриваются как реакция на потребности индивида, которые подвергаются внешнему или внутреннему 'давлению*. Будучи неотъемлемой частью "колебательного' процесса развития, регрессия может способствовать переработке и последующей реинтеграции психического материала на более высоком уровне. В зрелом возрасте некоторые состояния могут служить запускающими механизмами для проявления архаических инстинктивных и поведенческих аспектов душевной жизни. К числу подобных состояний принято относить сновидения, любовь и вражду. Регрессия является одним из наиболее важных элементов психодинамического процесса. Именно она, возвращая пациента в более ранние и тем самым менее зрелые фазы психической организации, позволяет ему заново перерабатывать при переносе неразрешенные конфликты. Проявления регрессии усиливаются при возникновении разных состояний и расстройств: в случае чувства тревоги, вины, стыда, при депрессии, фрустрации или нарциссической обиде, выраженной астении, физических перегрузках, соматических заболеваниях и пр. Патологическая регрессия встречается при неврозах, психозах и перверсиях. В качестве основного динамического фактора регрессии выступает неразрешенный эдипов комплекс в сочетании со страхом кастрации и/или бессознательными сексуальными либо агрессивными побуждениями, провоцирующими чувство вины.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000
Например, главный редактор радио «Эхо-Москвы», как бы оправдываясь перед критически настроенными слушателями, утверждает, что «журналистика – профессия безответственная». Этот товарищ не говорит, правда, что безнравственными являются профессии врача, учителя, воспитателя или что мораль пора бы вытравить и их этих люлей. Он явно лукавит, лукаво не уточняя, перед кем именно журналисты (или может быть только он один) чувствуют свою безответственность. Скорее всего, что не перед аудиторией но вовсе не перед теми, кто их (или его) финансирует. И политика, как часто повторяют и даже считают аксиомой говорят, это «грязное дело», что-то вроде сродни древнейшей профессии. В действительности речь следовало бы вести в подобных случаях о профессиональной деформации личности, снижении уровня ее функционирования на ту ступень, на которой профессиональная деятельность воспринимается как отвечающая личным качествам павшего ангела, либо об изначальном нравственном дефиците. В конце концов имморализм – это не отсутствие морали, а специфическая, антисоциальная разновидность нравственности;
2. возвращение к более ранней (более примитивной, детской) модели поведения, при этом не обязательно, чтобы индивид ранее демонстрировал такое поведение. Например, если ребенок в 12 лет сосет палец, это не значит, что он это делал будучи младенцем (в протипоставление ретрорегрессии). Коннотация рецидива при этом присутствует, так как понятие о регрессии не относится к примитивным моделям поведения, которые никогда ранее не утрачивались;
3. в психоанализе – а) представление о том, что стресс или тревога заставляют индивида бежать от действительности в более инфантильное состояние, к более раннему состоянию или образу действия. Стадия, на которую происходит регрессия, определяется наличием точек фиксации, то есть сохранившимися в качестве альтернативных более ранних паттернов поведения. Существуют сомнения в том, что регрессия выполняет функцию защиты от тревоги, поскольку индивид возвращается к той тревоге, которую он испытывал в той стадии, на которую он регрессировал. б) в более специальном значении – защитный процесс, при помощи которого субъект избегает или пытается избежать тревогу путем частичного или полного возврата на раннюю стадию либидного и Эго развития, когда, как, повидимому считается, он чувствовал себя в полной безопасности. Сублимации также могут претерпевать регрессию, то есть возвращаться к своим инфантильным прототипам реагирования. Так, рисование становится пачкотней, интеллектуальная любознательность превращается в вуайеризм или естественное желание обладать чем-то полезным трансформируется в жадность. По поводу ценности терапевтической регрессии существуют сомнения. С одной стороны, утверждается, что это может обеспечить аналитику доступ к ранним фазам и уровням развития и способствовать перестройке личности по новому образцу. С другой стороны, что также утверждается, это может создать необратимую зависимость от аналитика и противодействовать вербализации и сублимации инфантильных тенденций; в) понятие регрессии используется также в теории сновидений, согласно которой психическая энергия, которая в состоянии бодрствования обеспечивает мускулатуру способностью к деятельности, в силу свойственному сну торможению высших функций регрессирует к органам чувств и тем самым вызывает галлюцинации;
4. в когнитивистике – временный возврат к более ранней форме мышления, чтобы сызнова начать изучать, как именно преодолеть новую степень сложности, поскольку прежний опыт этому помочь не в состоянии. Рассматривается в целом как этап прогрессивного когнитивного развития;
5. в статистике – отношение между отобранными значениями одной переменной («х») и наблюдаемыми значениями второй парной переменной («у»), позволяющее предсказать значение второй для любого значения («х»);
6. в генетике – закон регрессии потомков;
7. в чтении – любое движение глаза по уже прочитанному материалу;
8. в исследованиях обусловливания – повторное возникновение приобретенной ранее реакции, чаще наблюдается при отрицательном подкреплении доминирующей реакции.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
"Регрессия, со своей стороны, выступает как адаптация к условиям внутреннего мира, вытекающая из жизненной потребности удовлетворять требованиям индивидуации. Человек - не машина в том смысле, чтобы постоянно поддерживать тот же самый рабочий выход. Он в состоянии обеспечивать идеальным образом требования внешней необходимости только тогда, когда он также приспособлен и к своему внутреннему миру, т. е. если он пребывает в согласии с самим собой. Соответственно, он может приспособиться к своему внутреннему миру и достичь гармонии с самим собой лишь тогда, когда он адаптирован к условиям окружающей среды" (CW 8, par. 75).
"То, что лишает Природу ее очарования и радости жизни - это привычка оглядываться назад ради чего-то, что пребывает вовне, вместо того чтобы вглядываться вовнутрь, в глубины депрессивного состояния. Такое оглядывание назад ведет к регрессии и оказывается первым шагом на пути к ней. К тому же регрессия является непроизвольной интроверсией, поскольку прошлое является объектом памяти и составляет психическое содержание, эндопсихичсский фактор. В сущности, это обратное впадение в прошлое, вызванное депрессией в настоящем" (CW 5, par. 625; СТ, пар. 625).
Юнг считал, что блокировка поступательного движения энергии возникает вследствие неспособности доминирующей сознательной установки адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Однако тем самым активируются бессознательные содержания, несущие в себе семена новой прогрессии. Противоположная или подчиненная функция, потенциально способная модифицировать неадекватную сознательную установку, всегда "незримо присутствует за кулисами".
"Если мышление терпит неудачу в качестве функции приспособления, имея дело с ситуацией, в которой адаптация возможна лишь с помощью чувства, то бессознательный материал, активизировавшийся путем регрессии, будет удерживать недостающую чувствующую функцию, пусть даже и в неразвитой, эмбрионической, архаической форме. Аналогично, в противоположном типе регрессия будет активизировать мыслительную функцию, способную эффективно скомпенсировать неадекватное чувство" (CW 8, par. 65).
В отличие от фрейдовского, почти всегда отрицательного отношения к регрессии (регрессия для Фрейда то, что следует прогнать и преодолеть), Юнг считал, что регрессия энергии прежде всего ставит нас перед проблемой собственной психологии. Он настаивал на терапевтических и совершенствующих личность аспектах краткосрочной регрессии, не отрицая вреда продолжительной и непродуктивной регрессии. С телеологической (финальной) же точки зрения регрессия вообще оказывается столь же необходимой в процессе развития, как и прогрессия.
"Рассматриваемая причинно, регрессия определяется, так сказать, "фиксацией на матери". Но с финальной точки зрения либидо регрессирует в имаго матери, с тем, чтобы отыскать там ассоциации памяти, с помощью которых будет иметь место дальнейшее развитие, например из половой системы в интеллектуальную и духовную. Первое объяснение исчерпывается в подчеркивании важности причины и совершенно пропускает целевое назначение регрессивного процесса. Под этим углом зрения все здание человеческой цивилизации оказывается простым замещением невозможности инцеста. Но другое объяснение позволяет нам предвидеть то, что последует из регрессии, и в то же самое время помогает нам понять значение тех образов памяти, которые были реактивированы" (там же, par. 43f).
Юнг полагал, что за мирскими обывательскими симптомами регрессии лежит ее символическое значение, а именно потребность в психологическом обновлении. Последняя находит свое отражение в мифологии в форме путешествия героя.
"<...> в этом регрессивном страстном стремлении, которое Фрейд, как известно, рассматривал как "инфантильное закрепление" или "стремление к инцесту", заключены особая ценность и особая необходимость, выраженные, например, в мифах, когда именно самый сильный и лучший в народе, т. е. герой, следует за регрессивным страстным стремлением и умышленно подвергает себя опасности быть проглоченным чудовищем материнской праосновы. Но он - герой лишь потому, что не дает проглотить себя окончательно, а побеждает чудовище, и притом не просто один раз, а много раз. Только победа над коллективной психикой и выявляет истинную ценность - завладение сокровищем, непобедимым оружием, магическим защитным средством или еще чем-то иным, что миф считает благами, достойными стремления. Поэтому тот, кто идентифицирует себя с коллективной психикой, а выражаясь языком мифа, кто дает себя проглотить чудовищу и таким образом растворяется в нем, тот хотя и находится возле клада, который сторожит дракон, но отнюдь не по своей воле и к своему собственному величайшему ущербу" (ПБ, с. 232).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
Интерес к проблеме регрессии проявился у З. Фрейда в связи с рассмотрением природы и специфики сновидений. В работе «Толкование сновидений» (1900) он выдвинул положение, согласно которому «регрессия является, безусловно, одной из важнейших психологических особенностей процесса сновидения». Образование сновидения как раз и соотносилось им с процессом регрессии внутри предполагаемого психического аппарата, когда все соотношения мыслей исчезают или находят смутное выражение, а представления превращаются обратно в чувственные образы, на основе которых они ранее сформировались. В понимании З. Фрейда в бодрственном состоянии возбуждения и раздражения ориентированы на последовательное прохождение систем бессознательного, предсознательного и сознания. Во время же сна они протекают обратным путем, устремляются к актам восприятия. Тем самым сновидение, в котором, как считал З. Фрейд, осуществляется желание человека, регрессивным путем сохраняет образец примитивной и отвергнутой в виду ее нецелесообразности работы психического аппарата. «В ночную жизнь как бы изгнано то, что некогда господствовало в бодрствующем состоянии, когда психическая жизнь была еще молода и неопытна».
В «Толковании сновидений» З. Фрейд обратил внимание также на то, что регрессия свойственна не только сновидению, но и нормальному мышлению, когда, например, намеренное воспоминание соответствует обратному ходу какого-либо сложного акта представления к более простому материалу восприятия. Различные видения психически нормальных людей тоже соответствуют регрессиям, не говоря уже о галлюцинациях при истерии и паранойе, которые действительно являются регрессиями и представляют собой мысли, превратившиеся в образы. В этом смысле З. Фрейд различал регрессию нормальной душевной жизни и патологические случаи регрессии.
Впоследствии он неоднократно обращался к осмыслению феномена регрессии. В одном из дополнений к переизданию «Толкования сновидений» в 1914 году З. Фрейд выделил три вида регрессии: топическую, связанную с функционированием психического аппарата со свойственными ему системами бессознательного, предсознательного и сознания; временную, включающую в себя регрессии по отношению к либидозным объектам и стадиям психосексуального развития; формальную, соотнесенную с заменой обычных, развитых форм и способов образного представления и мышления более примитивными, древними.
По мере углубления психоаналитических представлений о психосексуальном развитии человека и этиологии невротических заболеваний З. Фрейд стал уделять все большее внимание процессам регрессии. В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он выделил два вида регрессии: возвращение к первым либидозным объектам нарциссического характера и возвращение общей сексуальной организации на более ранние ступни развития. Оба вида регрессии воспринимались им как типичные, характерные и играющие значительную роль в неврозах перенесения.
Рассматривая регрессию с точки зрения возвращения сексуальной организации на ранние ступени развития, З. Фрейд предостерегал аналитиков против того, чтобы они не путали регрессию и вытеснение. В общем плане, то есть в смысле возвращения на более раннюю, глубинную ступень развития психического акта, регрессия и вытеснение являются аналогичными друг другу процессами, которым он дал название топических. Но если понятия «регрессия» и «вытеснение» используются в специальном (психоаналитическом) значении, то следует иметь в виду, что между ними имеется, по мнению З. Фрейда, принципиальная разница, суть которой можно свести к следующему: регрессия – чисто описательное понятие, вытеснение – топически-динамическое; регрессия не является всецело психическим процессом, значительную роль в нем играет органический фактор, в то время как вытеснение – сугубо психический процесс, не имеющий «никакого отношения к сексуальности».
Подобные представления З. Фрейда о различии между регрессией и вытеснением носили не только теоретический характер, но и имели практическую направленность, связанную с пониманием этиологии неврозов и лечением невротических заболеваний. В частности, он исходил из того, что при истерии чаще всего наблюдается регрессия либидо к первичным инцестуозным объектам, но нет регрессии на более раннюю ступень сексуальной организации и, следовательно, при изучении истерии значение регрессии становится ясным позднее, чем роль вытеснения в этом заболевании. При неврозе навязчивых состояний, напротив, наряду с вытеснением регрессия либидо на раннюю стадию садистско-оральной организации является решающим фактором симптомообразования. «Регрессия либидо без вытеснения никогда не привела бы к неврозу, а вылилась бы в извращение».
В работе «Торможение, симптом и страх» (1926) З. Фрейд дал метапсихологическое объяснение регрессии, в соответствии с которым определяющую роль в ее образовании играют расщепленные, разъединенные влечения и выделенные эротические компоненты, с начальной фазы своего развития присоединяющиеся к деструктивным влечениям садистской фазы. В этой же работе он рассмотрел регрессию в качестве одного из защитных механизмов Я.
Фрейдовское понимание регрессии вызвало необходимость в дальнейшем изучении этого явления. Наряду с концептуальными разработками, лежащими в русле классического психоанализа, отдельными исследователями высказывались и такие соображения, которые свидетельствовали о пересмотре традиционно психоаналитического взгляда на феномен регрессии. Так, основатель аналитической психологии К.Г. Юнг (1875–1961) поставил вопрос о признании телеологического значения регрессии. Он считал, что возврат к инфантильному уровню – это не только регрессия, но и возможность нахождения нового жизненного плана, то есть «регрессия, по существу, есть также основное условие для творческого акта».
В современной психоаналитической литературе проблема регрессии обсуждается с точки зрения причин ее возникновения, этапов развития, глубины проявления, объекта и субъекта цели, результатов работы, целесообразности сдерживания или активизации в процессе аналитической терапии. Наряду с негативным значением регрессии, ведущей к симптомообразованию, рассматриваются и ее позитивные значения в качестве побуждения к восстановлению нарушенного равновесия, промежуточного состояния к осуществлению адаптивной переориентации. В центре внимания аналитиков оказывается также регрессия как механизм защиты Я, «плохая» регрессия как состояние дезинтеграции и «хорошая» регрессия как прогрессивный процесс, необходимый для жизнедеятельности человека.
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001
Нем.: Regression. -Франц.: r?gression. -Англ.: regression. -Исп.: regresi?n. - Итал.: regressione. - Португ.: tegress?o.
o Если представить психический процесс как движение или развитие, то рецессией называется возврат от уже достигнутой точки к одной из предыдущих.
С точки зрения топики, по Фрейду, регрессия осуществляется в ходе смены психических систем, через которые обычно возбуждение движется в определенном направлении.
С точки зрения времени, регрессия предполагает определенную генетическую последовательность и обозначает возврат субъекта к уже пройденным этапам развития (либидинальные стадии, объектные отношения, (само)отождествления и пр. ).
С точки зрения формальной, это переход к менее сложным, менее структурно упорядоченным и менее расчлененным способам выражения и поведения.
o Регрессия - это понятие, которое часто используется в психоанализе и современной психологии; обычно оно означает возврат к предыдущим формам развития мысли, объектных отношений, структуры поведения.
Поначалу Фрейд не интересовался возникновением регрессии. Впрочем, "регрессировать" - значит идти вспять, возвращаться назад, что можно себе представить как в логическом и пространственном, так и во временном смысле.
В "Толковании сновидений" (Die Traumdeutung, 1900) Фрейд ввел понятие регрессии для объяснения сущности сна: сновидные мысли предстают прежде всего в форме чувственных образов, которые преследуют субъекта почти как галлюцинация. Для объяснения этого феномена требуется подойти к нему с точки зрения топики*, чтобы психический аппарат имел вид ориентированной последовательности систем. В состоянии бодрствования возбуждения проходят сквозь эти системы, двигаясь вперед (т.е. от восприятия к движениям), тогда как во время сна мысли не способны разряжаться в движении и устремляются вспять, к системе восприятия (la). Таким образом, вводя понятие "регрессия", Фрейд понимал его прежде всего как понятие топики (а).
Временное значение регрессии, поначалу неявное, стало усиливаться в концепции Фрейда одновременно с выявлением новых моментов в психосексуальном развитии индивида.
В "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) термин "регрессия" не встречается, однако здесь мы уже видим указания на возможность возврата либидо на обходные пути удовлетворения (2а) и к прежним его объектам (2b). Заметим в этой связи, что те места текста, где речь идет о регрессии, были добавлены лишь в 1915 г. По сути, и сам Фрейд признавал, что мысль о регрессии либидо к предыдущему способу организации возникла лишь в более поздний период (За). В самом деле, для выработки понятия временной регрессии потребовалось (в 1910- 1912 г.) прояснить последовательность стадий детского психосексуального развития. В "Предрасположенности к. неврозу навязчивости" (Die Disposition zur Zwangsneurose, 1913), например, Фрейд противопоставлял те случаи, когда "...сексуальная организация, предрасположенная к неврозу навязчивости, раз возникнув, сохраняется до конца", и те случаи, когда "она поначалу замещается организацией более высокого уровня, а затем приходит в регрессивное движение - вниз от этой стадии" (4).
Таким образом, судя по отрывку, добавленному к "Толкованию сновидений" в 1914 г., Фрейду пришлось провести в понятии регрессии внутренние разграничения: "Мы различаем регрессию трех видов: а) топическую, обусловленную функционированием психического аппарата; б) временную, при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации; в) формальную, заменяющую обычные способы выражения и образного представления более примитивными. Эти три формы регрессии в основе своей едины, поскольку более давнее во времени оказывается одновременно и более простым по форме, располагаясь в психической топике вблизи восприятия" (1b).
Топическая регрессия особенно ярко проявляет себя в сновидениях, где она осуществляется до конца. Однако ее можно обнаружить и в патологических процессах, где она распространяется не столь широко (галлюцинация), или в нормальных процессах, где она идет не столь далеко (память).
Понятие формальной регрессии реже использовалось Фрейдом, хотя оно охватывает многие явления, при которых происходит возврат от вторичных процессов к первичным (переход от тождества мысли* к функционированию сообразно с принципом тождества восприятия*). Здесь напрашивается сравнение того, что Фрейд называл формальной регрессией, с нейрофизиологическим "разложением" (поведения, сознания и т.д.) джексоновского типа. Предполагаемый при этом порядок связан "е с последовательностью этапов развития индивида, но скорее с иерархией функций и структур.
В рамках временной регрессии Фрейд различает несколько линий: регрессию по отношению к объекту, регрессию по отношению к либидинальной стадии и регрессию по отношению к эволюции Я (Зb).
Все эти различия связаны не только с заботой о строгости классификации. Дело в том, что в некоторых нормальных или патологических структурах различные типы регрессии не совпадают друг с другом; Фрейд отмечал, например, что "...при истерии систематически наблюдается регрессия либидо к первичным сексуальным объектам инцестуозного типа, хотя регрессии к предыдущим стадиям сексуальной организации при этом не происходит" (Зс).
Фрейд настаивал на том, что прошлое ребенка - индивида, а тем самым и всего человечества - навсегда остается в нас: "Первичные состояния всегда могут возникнуть вновь. Первичная психика в собственном смысле слова неуничтожима" (5). Фрейд повторяет эту мысль о возврате к прошлому применительно к самым различным областям - психопатологии, сновидениям, истории культуры, биологии и пр. На обновление прошлого в настоящем указывает также и понятие навязчивого повторения. Для выражения этой мысли Фрейд использует не только термин Regression, но и смежные по смыслу термины - R?ckbildung, R?ckwendung, R?ckgreifen и т.д.
Понятие регрессии прежде всего описательное, как считал и сам Фрейд. И потому его недостаточно для понимания того, каким именно образом субъект осуществляет возврат к прошлому. Некоторые разительные психопатологические состояния подталкивают нас к реалистическому пониманию регрессии: иногда говорят, что шизофреник становится грудным младенцем, кататоник возвращается в зародышевое состояние и т.д. Однако, когда применительно к человеку, страдающему неврозом навязчивости, говорят о регрессии к анальной стадии, это понимается не так, как в предыдущих примерах. В еще более ограниченном смысле можно говорить о регрессии при трансфере, когда речь идет о поведении субъекта в целом.
Хотя все эти фрейдовские разграничения и не позволяют дать понятию регрессии строгое теоретическое обоснование, они по крайней мере запрещают нам мыслить ее как нечто всеобъемлющее. В результате мы видим, что понятие регрессии связано с понятием фиксации, вовсе не сводимым к закреплению поведенческих схем. Если понимать фиксацию как "запись" (см.: Фиксация; Представление как репрезентатор влечения), регрессия может быть истолкована как повторный ввод в действие того, что уже было "записано". Тогда, скажем, "оральную регрессию" (в особенности при прохождении психоанализа) стоило бы понимать так: в своих высказываниях и установках субъект заново открывает то. что Фрейд некогда называл "языком орального влечения"(6).
Источник: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. 1996