в конфликте) – переход от более высоких и сложных форм реагирования индивида на ситуацию взаимодействия к более простым. По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной сферы психики. Процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности. Он развивается не хаотически, а поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону. Первый этап Р. с. отражает развитие предконфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность. Меры, принимаемые одной стороной для изменения позиции оппонента, понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации. Второй этап – начало эскалации. Все надежды сосредоточиваются на действии, заменяющем диалог. Однако ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердости вызвать перемену позиции оппонента, тогда как никто не готов уступить. Зрелый, сложный взгляд на реальность жертвуется в пользу упрощенного подхода, который легче поддерживать эмоционально. Действительные проблемы конфликта теряют значимость. Личность противника оказывается в центре внимания. На третьем этапе функционирование психики регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего возрасту 6–8 лет. У человека еще присутствует образ «другого», но он больше не готов считаться с мыслями, чувствами и положением этого «другого». В эмоциональной сфере начинает доминировать черно-белый подход, т. е. все, что «не я» или «не мы», является плохим и поэтому отвергается. На четвертом этапе эскалации признаки поступательной Р. с. проявляются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной – себя. На карту ставятся «священные ценности», убеждения и высшие моральные обязательства. Сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противоположной стороны застывает в жестком образе врага. Враг обесценивается до состояния «вещи» и лишается человеческих черт. Однако те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Из-за этого неопытному наблюдателю трудно принимать во внимание их глубоко регрессировавшее восприятие других, принимая меры по урегулированию конфликта. Р. с. не является неизбежной для человека в трудной ситуации социального взаимодействия. Многое зависит от воспитания, усвоения моральных норм и всего того, что называют «социальным опытом конструктивного взаимодействия».