ПСИХОТЕРАПЕВТ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ПСИХОТЕРАПЕВТ
профессиональный медицинский работник, врач, специализирующийся в области диагностики и лечения нервных и психических заболеваний, применяющих для этого по преимуществу методы психологии.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

ПСИХОТЕРАПЕВТ
1. Специалист в области медицины, профессионально подготовленный к использованию в диагностических и терапевтических целях психологических средств и методов. 2. Человек, который применяет методы психотерапии в практике. 3. Специалист-психолог, профессионально подготовленный и обученный использованию психотерапевтических методов. См. психотерапия.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Психотерапевт
в отечественной медицине – врач- психиатр, специализирующийся в области практического применения методов психотерапии. Это не означает, что только психотерапевты используют такие методы лечения. Профессионализм любого врача, как указывают многие исследователи, в значительной степени определяется тем, в какой мере он является также психологом и психотерапевтом.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Психотерапевт
Врач или клинический психолог, которому предоставлено право лечить пациентов посредством психотерапии. На практике психотерапией занимаются (и должны заниматься) все психиатры, а в еще более широком плане - и все врачи, причем при лечении не только чисто психических заболеваний, а и заболеваний соматического круга. В некоторых странах введено требование, чтобы проводящие психотерапию, т. е. психотерапевты, получали специальную квалификацию и чтобы это им считалось специальностью.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПСИХОТЕРАПЕВТ
Вообще – тот, кто практикует в области психотерапии, братите внимание, что фактически в некоторых случаях этот термин имеет оридическое определение и может формально отличаться от термина психолог. То есть некоторые правительственные органы и профессиональные советы по лицензированию признают за человеком с некоторым специальным образованием право работать в качестве лицензированного психотерапевта. Например, в качестве социального работника, школьного психолога или психолога-консультанта, в то время как термин психолог предназначается для тех, кто имеет докторскую (кандидатскую) степень и прошел обучение в признанной интернатуре.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПСИХОТЕРАПЕВТ
Это подготовленный специалист, умеющий диагностировать и лечить заболевания, преимущественно психогенного происхождения, целенаправленно применяя в качестве лечебного средства психологическое воздействие. Из-за специфики психотерапии он в той или иной мере привносит в лечебный процесс своеобразие своей личности, собственной системы ценностей, предпочитаемых теоретических ориентации и психотерапевтических технологий. Для разных направлений психотерапии характерны различные акценты в оценке значимости личностных качеств П. или психотерапевтических приемов для эффективности лечения. Это различие обнаруживается при сопоставлении клиент-центрированной, поведенческой, рационально-эмоциональной, психодинамической психотерапии.
В клиент-центрированной психотерапии П. во взаимоотношениях с пациентом является искренним, подлинным (аутентичным), стремится сохранять безусловную положительную позицию по отношению к больному, принимая (акцептируя) его с уважением как личность, включающую отдельные слабости и недостатки. При этом П. должен быть эмпатичным, способным вчувствоваться во внутренний мир пациента, уловить и вербализовать те эмоции, которые тот еще только начинает осознавать. Конечно, это идеальная модель поведения специалиста, в действительности чаще наблюдается лишь определенное приближение к ней. Большое значение придается более полному выражению чувств П. в лечебном процессе как фактору, усиливающему его эффективность. Повышение личностной включенности в процесс взаимодействия с пациентом составляет важную задачу П.
Противоположным является поведение П. в ходе поведенческой психотерапии. В этом случае врач, как правило, директивно управляет лечебным процессом и добивается желаемых целей, используя определенные психотерапевтические приемы. Важными свойствами П. является профессиональная манипуляция процессом взаимодействия с пациентом, умение поощрять и подкреплять его полезные реакции, убеждать и скрыто внушать. Вместе с инструкциями он дает советы и рекомендации, выступает в роли учителя.
Стиль работы П. в ходе рационально-эмоциональной психотерапии определяется необходимостью активного сотрудничества пациента по типу партнерства на всех стадиях психотерапии. Установлению оптимального взаимодействия помогают такие характеристики П., как способность к эмпатии, дозируемая открытость, умение сосредоточиться на конкретной проблеме и не уходить при необходимости от конфронтации. Взаимоотношения временами могут приобретать образовательный характер по типу учебного союза "учитель-ученик".
Особенности личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова диктуют П. активный, но гибкий стиль поведения, преимущественно с эмпатическим подходом, при котором удается избежать крайностей директивного и недирективного стилей.
В психодинамической психотерапии в соответствии с особенностями аналитической ситуации П. занимает позицию эмпатической объективности, сдержанности и нейтралитета. Термин "нейтралитет" не подразумевает безразличие, пассивность, он используется для описания общего отношения П. и включает в себя профессиональный кодекс, т. е. уважение к индивидуальности пациента, его праву быть хозяином своей жизни, не допускать, чтобы в нее вторгались или ее нарушали бы собственные предпочтения и потребности аналитика (Greenson R. R., 1965). В ходе классического психоанализа поведение П. определяется утверждением Фрейда (Freud S.), что аналитик подобен экрану или зеркалу по отношению к пациенту, отражает его проявления и не вносит собственных чувств и личностных ценностей, а также соблюдает "технический нейтралитет", чтобы предотвратить возможность переносных эротических притязаний на него больного. Контрперенос включает собственные чувства аналитика, его отношение притязаний к пациенту и является, согласно Фрейду, помехой в практической работе П., будучи проявлением его бессознательных потребностей и конфликтов. По мнению современных психоаналитиков, контрперенос - полезный практический инструмент анализа и осознания П. своих реакций; он обеспечивает дополнительные возможности для распознавания бессознательных процессов пациента. В психоаналитической психотерапии от врача требуется создание лечебного альянса, или рабочего союза, с пациентом, отражающего реальные рациональные и нерегрессивные отношения. В аналитической психологии решающую роль в успехе психотерапии играют не столько узкоспециальные знания П., сколько степень его развития как личности. По этой причине Юнг (Jung C. G.) первым ввел обязательный учебно-тренировочный анализ для всех желающих профессионально заниматься аналитической психологией. Он настаивал на необходимости рационального, разумного контакта между аналитиком и пациентом. Однако врач, стремящийся к пониманию больного, приближается в процессе анализа к своему собственному бессознательному и сталкивается с тем, что превращает его в "раненого целителя". Юнг был одним из первых, кто использовал контрперенос как терапевтический инструмент, он считал его важным источником информации для П. Аналитик способен настроиться на внутренний мир пациента в такой степени, что начнет чувствовать или вести себя в манере, которую позднее может осознать как продолжение внутрипсихических процессов последнего, спроецированных на него.
П. необходимо знать свои коммуникативные особенности, способы преодоления трудностей в жизни, свои проблемы. Нередко бессознательная потребность врача в подчинении и одобрении со стороны пациента, чрезмерное стремление руководить им и опекать его, нетерпимость к противодействию, негативным реакциям или агрессивности больного затрудняют установление надлежащего контакта. Отрицательно на ход психотерапии может влиять заниженная самооценка П., неуверенность, пассивность, поиск признания. Кроме того, сам процесс психотерапии может быть источником психологического дискомфорта для специалиста. С одной стороны, он не должен вовлекаться в переживания больного, чтобы объективно оценивать ситуацию, а с другой - следует быть открытым для его чувств, чтобы понять его. Врач обязан сохранять самообладание при отрицательных реакциях пациента по отношению к нему. П., как полагают психоаналитики, может освободиться от собственных неадекватных эмоциональных реакций и от неосознаваемой тенденции удовлетворять свои фрустрированные потребности (например, трудности выражения агрессии, потребность в признании, в удовлетворении сексуальных импульсов и т. д.) в общении с пациентами только с помощью длительного аналитического тренинга в качестве пациента.
В других направлениях психотерапии получили широкое признание различные тренинговые методы подготовки и совершенствования П. Интерперсональный вариант тренинга для П. ориентирован прежде всего на углубление осознания каждым участником путей формирования и развития группы, своего функционирования в ней, особенностей эмоциональной коммуникации с другими людьми, а при необходимости - и на изменение соответствующих аспектов своего восприятия, переживания и поведения. Терапевтический тренинг является формой кратковременной групповой психотерапии, предоставляющей участникам возможность анализа и коррекции своих эмоциональных проблем, освоения при решении этих проблем отдельных психотерапевтических приемов. В балинтовских группах П. проясняет собственные чувства, стереотипы поведения и "белые пятна", которые препятствовали и мешали ему в понимании и разрешении сложной ситуации при лечении пациента, в установлении эффективной коммуникации с ним. При этой форме тренинга речь идет не об изменении личности П., а о необходимой трансформации его профессионального "Я". Этой же цели могут достигать котерапевтическая (совместная психотерапия с опытным П.) и супервизорская (надзор опытного П.) модели подготовки П. В процессе тренинга существенное место занимают такие дисциплины, как психиатрия и медицинская психология.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено научных статей по теме — 12

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ

    С точки зрения реализаций целей и задач П. г. является главной фигурой психотерапевтического процесса. Он привносит в процесс индивидуальные черты, обусловленные теоретической ориентацией, испол
  • Психотерапевт-зависимость от психотерапевта

    Представляет собой довольно распространенную особенность пациентов, проявляющуюся в процессе психотерапии. Большинство пациентов в начале лечения имеют неоднозначную мотивацию относительно ф
  • Директивное и недирективное общение психотерапевта

    фр. directive - указание, от лат. dirigere - направлять) - классификация разл. методов психотерапии в зависимости от демонстрации психотерапевтом директивного или недирективного ролевого поведения. Данный
  • ДИРЕКТИВНОЕ И НЕДИРЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА

    Д. и недирективное поведение психотерапевта. Поведение психотерапевта во взаимоотношениях с пациентом может устойчиво или динамически проявляться в ходе лечения в виде директивного и недиректи
  • ПСИХОТЕРАПИЯ ИГРОВАЯ

    gt; терапия игровая.
  • Партнерские взаимоотношения психотерапевта и клиента

    взаимоотношения, достигаемые с помощью использования психотерапевтом техники присоединения и установления доверительных отношений. С целью присоединения используются такие средства, как присо
  • РОЛЬ ВРАЧА-ПСИХОТЕРАПЕВТА В ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

    В соответствии с современной концепцией организации психотерапевтической помощи в здравоохранении врач-психотерапевт - это специалист с высшим медицинским образованием, прошедший подготовку п
  • ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА

    В ранний период становления психоанализа, когда его применение исчерпывалось деятельностью Фрейда (Freud S.) и нескольких его последователей, требования, касающиеся подготовки кандидатов в психоана
  • Тактики психотерапевта Объединение

    С самого начала семейный психотерапевт должен занять лидирующую позицию. Присутствие семьи является признанием того, что она нуждается в помощи и приглашает эксперта, чтобы он вошел в ее систему
  • ОБЪЕМ РАБОТЫ ВРАЧА-ПСИХОТЕРАПЕВТА

    Приказом Министерства здравоохранения СССР № 750 от 31 мая 1985 г. в номенклатуру врачебных специальностей была включена специальность "61. Психотерапевт", а в номенклатуру врачебных должностей -
  • Позиция психотерапевта в общении

    лат. positio установка, точка зрения, отношение к кому-либо, определяющее характер действий, поведения) - ролевые стратегии, принимаемые психотерапевтом во взаимоотношениях с клиентом. Ведущие параме
  • ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХОТЕРАПЕВТА

    склонность пациента считать психотерапевта человеком, который обязан принимать ответственные или даже сиюминутные решения за него самого. Так, участники некоторых реабилитационных программ для
  • САМОРАСКРЫТИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА ПЕРЕД ПАЦИЕНТОМ

    (Self-disclosure). Прием, описанный в 1958 г. Джурардом (Jourard S. M.), заключается в раскрытии психотерапевтом своей личности перед пациентом. Степень раскрытия может быть различной: от сообщения о себе отдельны
  • ПОЗИЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА

    Ролевые стратегии, принимаемые психотерапевтом во взаимоотношениях с пациентами. Ведущие примеры: авторитарность - партнерство в выборе целей и задач психотерапии и директивность - недирективно
  • ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТРИАДА БЕХТЕРЕВА

    Метод психотерапевтического лечения алкоголизма, включающий в себя: 1) коллективные психотерапевтические беседы, во время которых осуществляется воздействие на больных, перевоспитание их при по
  • ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

    Основной метод получения (и обмена) информации, источник и способ познания и сознания психологических явлений на основе вербального (словесного) общения между психотерапевтом и пациентом. Б. п. в с
  • ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ НЕВРОЗАМИ ПО КРАТОХВИЛУ

    (Kratochvil S.). Разработанная система в качестве главных терапевтических факторов включает: комплексное воздействие управляемого терапевтического коллектива на больного в интеллектуальной сфере (ос
  • Психотерапевтическая работа с семьей с целью получения изменений

    Методика терапии семьи может быть проиллюстрирована тремя видами подходов к семейной терапии: 1) экзистенциальной школой; 2) стратегической школой; 3) структурной позицией. Экзистенциальная школ
  • ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ

    Такой мотивационный фактор, при котором осознается результат поведения. Для достижения Ц. п. психотерапевт должен каждый раз убеждаться в наличии у пациента мотивации, четко формулировать Ц. п., ан
  • Диагностика динамическая психотерапевтическая

    Ю. Б. Некрасова. Метод, сочетающий диагностическую и психотерапевтическую функции. ДДП разработана в системе логопсихотерапии (восстановление нарушенного речевого О.) Ю. Б. Некрасовой для людей с т