ПСИХОТЕРАПЕВТ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ПСИХОТЕРАПЕВТ
профессиональный медицинский работник, врач, специализирующийся в области диагностики и лечения нервных и психических заболеваний, применяющих для этого по преимуществу методы психологии.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

ПСИХОТЕРАПЕВТ
1. Специалист в области медицины, профессионально подготовленный к использованию в диагностических и терапевтических целях психологических средств и методов. 2. Человек, который применяет методы психотерапии в практике. 3. Специалист-психолог, профессионально подготовленный и обученный использованию психотерапевтических методов. См. психотерапия.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Психотерапевт
в отечественной медицине – врач- психиатр, специализирующийся в области практического применения методов психотерапии. Это не означает, что только психотерапевты используют такие методы лечения. Профессионализм любого врача, как указывают многие исследователи, в значительной степени определяется тем, в какой мере он является также психологом и психотерапевтом.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Психотерапевт
Врач или клинический психолог, которому предоставлено право лечить пациентов посредством психотерапии. На практике психотерапией занимаются (и должны заниматься) все психиатры, а в еще более широком плане - и все врачи, причем при лечении не только чисто психических заболеваний, а и заболеваний соматического круга. В некоторых странах введено требование, чтобы проводящие психотерапию, т. е. психотерапевты, получали специальную квалификацию и чтобы это им считалось специальностью.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПСИХОТЕРАПЕВТ
Вообще – тот, кто практикует в области психотерапии, братите внимание, что фактически в некоторых случаях этот термин имеет оридическое определение и может формально отличаться от термина психолог. То есть некоторые правительственные органы и профессиональные советы по лицензированию признают за человеком с некоторым специальным образованием право работать в качестве лицензированного психотерапевта. Например, в качестве социального работника, школьного психолога или психолога-консультанта, в то время как термин психолог предназначается для тех, кто имеет докторскую (кандидатскую) степень и прошел обучение в признанной интернатуре.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПСИХОТЕРАПЕВТ
Это подготовленный специалист, умеющий диагностировать и лечить заболевания, преимущественно психогенного происхождения, целенаправленно применяя в качестве лечебного средства психологическое воздействие. Из-за специфики психотерапии он в той или иной мере привносит в лечебный процесс своеобразие своей личности, собственной системы ценностей, предпочитаемых теоретических ориентации и психотерапевтических технологий. Для разных направлений психотерапии характерны различные акценты в оценке значимости личностных качеств П. или психотерапевтических приемов для эффективности лечения. Это различие обнаруживается при сопоставлении клиент-центрированной, поведенческой, рационально-эмоциональной, психодинамической психотерапии.
В клиент-центрированной психотерапии П. во взаимоотношениях с пациентом является искренним, подлинным (аутентичным), стремится сохранять безусловную положительную позицию по отношению к больному, принимая (акцептируя) его с уважением как личность, включающую отдельные слабости и недостатки. При этом П. должен быть эмпатичным, способным вчувствоваться во внутренний мир пациента, уловить и вербализовать те эмоции, которые тот еще только начинает осознавать. Конечно, это идеальная модель поведения специалиста, в действительности чаще наблюдается лишь определенное приближение к ней. Большое значение придается более полному выражению чувств П. в лечебном процессе как фактору, усиливающему его эффективность. Повышение личностной включенности в процесс взаимодействия с пациентом составляет важную задачу П.
Противоположным является поведение П. в ходе поведенческой психотерапии. В этом случае врач, как правило, директивно управляет лечебным процессом и добивается желаемых целей, используя определенные психотерапевтические приемы. Важными свойствами П. является профессиональная манипуляция процессом взаимодействия с пациентом, умение поощрять и подкреплять его полезные реакции, убеждать и скрыто внушать. Вместе с инструкциями он дает советы и рекомендации, выступает в роли учителя.
Стиль работы П. в ходе рационально-эмоциональной психотерапии определяется необходимостью активного сотрудничества пациента по типу партнерства на всех стадиях психотерапии. Установлению оптимального взаимодействия помогают такие характеристики П., как способность к эмпатии, дозируемая открытость, умение сосредоточиться на конкретной проблеме и не уходить при необходимости от конфронтации. Взаимоотношения временами могут приобретать образовательный характер по типу учебного союза "учитель-ученик".
Особенности личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова диктуют П. активный, но гибкий стиль поведения, преимущественно с эмпатическим подходом, при котором удается избежать крайностей директивного и недирективного стилей.
В психодинамической психотерапии в соответствии с особенностями аналитической ситуации П. занимает позицию эмпатической объективности, сдержанности и нейтралитета. Термин "нейтралитет" не подразумевает безразличие, пассивность, он используется для описания общего отношения П. и включает в себя профессиональный кодекс, т. е. уважение к индивидуальности пациента, его праву быть хозяином своей жизни, не допускать, чтобы в нее вторгались или ее нарушали бы собственные предпочтения и потребности аналитика (Greenson R. R., 1965). В ходе классического психоанализа поведение П. определяется утверждением Фрейда (Freud S.), что аналитик подобен экрану или зеркалу по отношению к пациенту, отражает его проявления и не вносит собственных чувств и личностных ценностей, а также соблюдает "технический нейтралитет", чтобы предотвратить возможность переносных эротических притязаний на него больного. Контрперенос включает собственные чувства аналитика, его отношение притязаний к пациенту и является, согласно Фрейду, помехой в практической работе П., будучи проявлением его бессознательных потребностей и конфликтов. По мнению современных психоаналитиков, контрперенос - полезный практический инструмент анализа и осознания П. своих реакций; он обеспечивает дополнительные возможности для распознавания бессознательных процессов пациента. В психоаналитической психотерапии от врача требуется создание лечебного альянса, или рабочего союза, с пациентом, отражающего реальные рациональные и нерегрессивные отношения. В аналитической психологии решающую роль в успехе психотерапии играют не столько узкоспециальные знания П., сколько степень его развития как личности. По этой причине Юнг (Jung C. G.) первым ввел обязательный учебно-тренировочный анализ для всех желающих профессионально заниматься аналитической психологией. Он настаивал на необходимости рационального, разумного контакта между аналитиком и пациентом. Однако врач, стремящийся к пониманию больного, приближается в процессе анализа к своему собственному бессознательному и сталкивается с тем, что превращает его в "раненого целителя". Юнг был одним из первых, кто использовал контрперенос как терапевтический инструмент, он считал его важным источником информации для П. Аналитик способен настроиться на внутренний мир пациента в такой степени, что начнет чувствовать или вести себя в манере, которую позднее может осознать как продолжение внутрипсихических процессов последнего, спроецированных на него.
П. необходимо знать свои коммуникативные особенности, способы преодоления трудностей в жизни, свои проблемы. Нередко бессознательная потребность врача в подчинении и одобрении со стороны пациента, чрезмерное стремление руководить им и опекать его, нетерпимость к противодействию, негативным реакциям или агрессивности больного затрудняют установление надлежащего контакта. Отрицательно на ход психотерапии может влиять заниженная самооценка П., неуверенность, пассивность, поиск признания. Кроме того, сам процесс психотерапии может быть источником психологического дискомфорта для специалиста. С одной стороны, он не должен вовлекаться в переживания больного, чтобы объективно оценивать ситуацию, а с другой - следует быть открытым для его чувств, чтобы понять его. Врач обязан сохранять самообладание при отрицательных реакциях пациента по отношению к нему. П., как полагают психоаналитики, может освободиться от собственных неадекватных эмоциональных реакций и от неосознаваемой тенденции удовлетворять свои фрустрированные потребности (например, трудности выражения агрессии, потребность в признании, в удовлетворении сексуальных импульсов и т. д.) в общении с пациентами только с помощью длительного аналитического тренинга в качестве пациента.
В других направлениях психотерапии получили широкое признание различные тренинговые методы подготовки и совершенствования П. Интерперсональный вариант тренинга для П. ориентирован прежде всего на углубление осознания каждым участником путей формирования и развития группы, своего функционирования в ней, особенностей эмоциональной коммуникации с другими людьми, а при необходимости - и на изменение соответствующих аспектов своего восприятия, переживания и поведения. Терапевтический тренинг является формой кратковременной групповой психотерапии, предоставляющей участникам возможность анализа и коррекции своих эмоциональных проблем, освоения при решении этих проблем отдельных психотерапевтических приемов. В балинтовских группах П. проясняет собственные чувства, стереотипы поведения и "белые пятна", которые препятствовали и мешали ему в понимании и разрешении сложной ситуации при лечении пациента, в установлении эффективной коммуникации с ним. При этой форме тренинга речь идет не об изменении личности П., а о необходимой трансформации его профессионального "Я". Этой же цели могут достигать котерапевтическая (совместная психотерапия с опытным П.) и супервизорская (надзор опытного П.) модели подготовки П. В процессе тренинга существенное место занимают такие дисциплины, как психиатрия и медицинская психология.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Дидактическое взаимодействие «Психотерапевт-клиент» как предмет комплексного психологического исслед

Филатов Филипп Робертович
Цель данной статьи постановка проблемы комплексного изучения диадического взаимодействия в системе отношений «психотерапевт клиент».
Читать PDF
0.00 байт

Психотерапевт и его магия

Тхостов Александр Шамилевич
Обосновывается тезис об обязательной семиотической составляющей любого психотерапевтического процесса, обеспечивающей вклад в его эффективность.
Читать PDF
0.00 байт

Специфические факторы психотерапии при психотравматизации в зарубежной психотерапии и культурно-исто

Дорохов Михаил Борисович
Целью данного исследования является анализ специфических и неспецифических факторов психотерапии, обеспечивающих реализацию психотерапевтического действия и его клиническую эффективность.
Читать PDF
0.00 байт

Психотерапия алкогольной зависимости русскоязычных переселенцев в Германии

Юнг В. К.
Читать PDF
0.00 байт

Соотношение психологической поддержки и психотерапии

Лилиенталь И. Е.
Читать PDF
0.00 байт

От гуманистической к гуманитарной психологии и психотерапии

Карпова Н. Л.
Читать PDF
0.00 байт

Психотерапия и аттрактив-анализ

Сосланд А. И.
Читать PDF
0.00 байт

Провокативная психотерапия в психологии управления: мотивирование персонала

Хуртова Елена Алексеевна
Мотивация является одним из наиболее популярных и спорных предметов исследования психологической науки.
Читать PDF
0.00 байт

Психологическая коррекция, реабилитация и психотерапия сотрудников ОВД, вв и военнослужащих участник

Юдин В. В., Князева Н. И.
Читать PDF
0.00 байт

Психотерапевтические аспекты воспитания в народной педагогике адыгов

Кубашичева Люба Нануовна
Читать PDF
0.00 байт

Интегрированная системная психотерапия: вклад в межкультурное взаимопонимание

Гессманн Ханс-вернер
Целью статьи является анализ наиболее важных теоретических положений современной системной семейной психотерапии.
Читать PDF
0.00 байт

Эмпирический вклад в проверку эффективности психодраматической групповой психотерапии для пациентов,

Гессманн Ханс-вернер
В статье излагается эмпирическое доказательство эффекта от лечения в результате участия в группе психодрама-терапии.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ

    С точки зрения реализаций целей и задач П. г. является главной фигурой психотерапевтического процесса. Он привносит в процесс индивидуальные черты, обусловленные теоретической ориентацией, испол
  • Психотерапевт-зависимость от психотерапевта

    Представляет собой довольно распространенную особенность пациентов, проявляющуюся в процессе психотерапии. Большинство пациентов в начале лечения имеют неоднозначную мотивацию относительно ф
  • Уровни психотерапии и задачи групповой психотерапии у психически больных

    1й уровень – эмоциональная стимуляция, оживление психомоторики, активация общения, налаживание коммуникаций, установление эмоциональных связей между больными. 2й уровень – выработка адекватны
  • ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (ОПЫТНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ)

    иногда употребляемое в научной и практической литературе по психологии, но не вполне определенное (точное) по своему содержанию обозначение того, что называется экзистенциальной психотерапией. С
  • ПСИХОТЕРАПИЯ ИНТЕРПРЕТАТИВНАЯ (ПСИХОТЕРАПИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ)

    разновидность психотерапии, при которой психотерапевт определенным образом интерпретирует значение, смысл, символическое содержание суждений и высказываний клиента. См. интерпретация.
  • ПСИХОТЕРАПИЯ НАЗНАЧАЮЩАЯ (ПСИХОТЕРАПИЯ ПРЕДПИСЫВАЮЩАЯ)

    (assignment therapy-англ.)-методика групповой психотерапии, разработанная американским психологом Я. Морено. Суть П.н. заключается в следующем. После социометрического анализа положения людей в группе они
  • ПСИХОТЕРАПИЯ СЕМЕЙНАЯ (ПСИХОТЕРАПИЯ СУПРУЖЕСКАЯ)

    ряд психотерапевтических подходов и методик, предназначенных для решения психологических и других проблем, связанных с семьей. Цель П.с. состоит в решении проблем, возникающих в супружеских парах
  • ЦЕННОСТНО-АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ

    Система теоретических предпосылок для применения в психотерапии, психокоррекции и психологическом консультировании для лечении пациентов с неясной, интуитивной мотивацией, где затруднена диаг
  • ПСИХОТЕРАПИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

    Между состоянием полного здоровья и инвалидностью лежит широкий спектр переходных состояний. Он отличается непрерывностью в ряду: полное здоровье (норма) и варианты нормы - функциональные отклон
  • АДЛЕРА СИСТЕМА ПСИХОТЕРАПИИ

    Метод психотерапии, базирующийся на теории индивидуальной психологии и психоаналитическом подходе к неврозам, рассматриваемым как следствие присущего больному чувства неполноценности. В преод
  • Адлерианская психотерапия

    adlerian psychotherapy) Основы А. п. были разработаны А. Адлером еще в то время, когда он входил в состав группы З. Фрейда. После отделения от кружка Фрейда в 1911 г. Адлер быстро расширил осн. положения своей теор
  • Рационально-аффективная психотерапия

    форма когнитивной психотерапии, разработанная А.Эллисом. Основное значение в ней придается логическим, рациональным аспектам решения проблем при эмоциональных и поведенческих расстройствах и п
  • ЛИНДСЛИ-ВОЛЬПЕ-АЙЗЕНКА БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

    Lindsley, 1954; Volpe, 1958; Eysenck, 1959) - основана на представлении о том, что болезненное состояние есть проявление нарушения поведения, которое может быть исправлено научением с использованием классического и
  • ИВАНОВА МЕТОД АКТИВИРУЮЩЕЙ ПСИХОТЕРАПИИ

    Иванов Н.В., 1963]. Заключается в обучении больного проведению мотивированного самовнушения в целях противодействия определенным симптомам болезни.
  • КОНСТОРУМА МЕТОД АКТИВИРУЮЩЕЙ ПСИХОТЕРАПИИ

    Консторум, 1930) - трудовая терапия, устроенная таким образом, что она способствует компенсации, преодолению психических нарушений, гармонизации мировосприятия пациента, консолидации его сознания.
  • АКТИВИРУЮЩИЙ ПРИНЦИП В ПСИХОТЕРАПИИ

    Проблема активности человека всегда связана с его волевыми качествами, с уровнем его сознательного отношения к действительности. Для российской психотерапии прошлых десятилетий особенно характ
  • ВЕЛЬДЬЕШИ АКТИВНО-КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

    Volgyesi, 1959) - “школы” пациентов, реконвалесцентов и предрасположенных к болезням лиц, на занятиях в которых сообщаются научно-популярные медицинские сведения, проводится психотерапетическая работ
  • АКТИВНО-КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ВОЛЬГЕШИ

    Вольгеши сформулировал положение, согласно которому психотерапия необходима при лечении не только функциональных расстройств, но и соматических нарушений, в этиопатогенезе которых психический
  • АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ

    Активные методы обучения в последнее время начинают занимать все более существенное место в подготовке специалистов в самых различных областях общественной практики. Базовая подготовка в облас
  • АКТИВНАЯ ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ СЛАВСОНА

    (Slavson S.) (Activity group psychotherapy). Славсон, по образованию инженер, стал одним из ведущих специалистов в США в области аналитической групповой психотерапии. Аналитическая групповая психотерапия, в его пред