Позиция психотерапевта в общении это что такое Позиция психотерапевта в общении: определение — Психология.НЭС
ПОЗИЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Позиция психотерапевта в общении

Найдено 1 определение:

Позиция психотерапевта в общении

лат. positio установка, точка зрения, отношение к кому-либо, определяющее характер действий, поведения) - ролевые стратегии, принимаемые психотерапевтом во взаимоотношениях с клиентом. Ведущие параметры позиции психотерапевта (П. п.): а) «авторитарность - партнерство» в выборе целей и задач психотерапии (авторитарная позиция подразумевает отношение к клиенту как к объекту манипуляций со стороны психотерапевта, партнерство предполагает видение в клиенте равноправного партнера). Примером авторитарной ролевой позиции психотерапевта может служить позиция, занимаемая гипнотизером; б) «директивность - недирективность» в их технической реализации (является одновр. мерой разделения ответственности за результат психотерапии). При директивном О. психотерапевт занимает позицию опекуна, учителя, организатора лечебного процесса, при недирективном - партнера, консультанта, эксперта, помощника. Директивная психотерапия применима в том случае, когда клиент в силу личностных особенностей зависим, ищет опеки, не готов к самост. поведению. Пример директивного психотерапевтического направления - поведенческая психотерапия. Недирективная психотерапия оказывается продуктивнее руководства, когда речь идет о коррекции и изменении клиента в направлении его большей самостоятельности и ответственности. В такой парадигме строится О. в клиент-центрированной и экзистенциально-гуманистической психотерапии, логотерапии; в) «открытая - закрытая» позиция психотерапевта в О. с клиентом. Проявляется в доступности для клиента внутр. мира терапевта. При закрытой форме О. внутр. мир психотерапевта для клиента оказывается недоступен. В возможной в этом случае реакции переноса клиент приписывает психотерапевту желаемые или негативные черты значимого другого, а также благодаря механизму проекции - собственные психол. особенности, как правило, негативные. В контрпереносе психотерапевт проецирует на клиента психич. содержание, являющееся ответом на перенос, блокируя тем самым развитие терапевтических отношений. Выбор П. п. зависит от индивидуальных особенностей психотерапевта и установок клиента, диктуется концептуальной позицией психотерапевта и техническими особeннocтями используемых им методов психотерапии. Показателем профессионализма психотерапевта является его способность сознательно занимать разл. позиции, исходя из интересов клиента и требований используемых методов. В групповой психотерапии вслед за Р. Шиндлером выделяют альфа-позицию эмоционального лидера, бетапозицию лидера-эксперта, гамма-позицию пассивного конформиста и дельта-позицию отвергаемого «козла отпущения», объекта групповой агрессии. Каждую из этих позиций сознательно может занять групповой психотерапевт в зависимости от фазы развития психотерапевтической группы (эти же позиции может занять и каждый участник группы). Лит.: Карвасарский Б. Д. (общ. ред.). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998; Сидоров П. И., Парняков А. В. Клиническая психология. М., 2008. Н. Д. Творогова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Позиция психотерапевта в общении — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Статусно-позиционно-ролевой «Барьер» общения в процессе педагогического взаимодействия преподавателя

Шестакова А.В., Александрова Н.А.
Скачать PDF

Проблема диалога в психотерапевтическом общении

Русина Н.А.
Скачать PDF

Активная познавательная позиция как достижение психического развития младших школьников

Меньшикова Елена Александровна
Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активной познавательной позиции как центрального психологического новообразования детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции авторов, раскрывает компоненты данного феномена: познавательный интерес, радость познания, рефлексивный компонент и нравственно-волевые качества личности.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

профессиональная позиция руководителя и осуществление им функции мотивирования персонала

Иоголевич Н.И.
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников

Габуева Е.М., Непомнящий А.В.
Скачать PDF

Из опыта коррекционной работы в сфере детского общения

Борисова Н.П., Габуева Е.М.
Скачать PDF

Развитие рефлексивной позиции учащегося как стратегия предупреждения когнитивной депривации

Грязнова В.Ю.
Предметом статьи является развитие рефлексивной позиции учащегося как стратегия предупреждения когнитивной депривации.
Скачать PDF

Психофизиологическая адаптация военнослужащих по призыву к условиям военного труда с позиций восточн

Сюрис Николай Алексеевич, Дукальская Ольга Юрьевна
В данной статье описаны варианты оценки динамики психофизиологической адаптации военнослужащих по призыву к условиям военного труда с позиций восточной философии и медицины с целью оптимизации мероприятий психофизиологического сопровождения военной службы.In this article the variants of estimation of psycho physiological adaptation dynamics of the soldiers on the call to the conditions of military labor from the positions of eastern philosophy and medicine have been described, with the purpose of optimization of psycho physiological support of military service.
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия воспитания экогуманистической позиции младшего школьника

Капитонец Е.В.
В статье раскрываются философские и психологические основы воспитания у ученика младшего школьного возраста экогуманистической личностной позиции как устойчивой системы ценностных отношений к объектам природной и социальной реальности и самому себе. Ключевая идея обретение человеком себя (своей сущности) через общение с миром природы. Представлены педагогическая концепция воспитания экогуманистической позиции и результаты педагогического эксперимента по ее реализации.The article deals with the philosophical and psychological principles of upbringing a junior pupil as an eco-human personality resulting from a stable system of value relationships to nature, social reality and oneself. The key-idea of the article is finding oneself through the communication with nature. The article presents the pedagogical conception of upbringing an eco-human personality and the result of its experimental realisation.
Скачать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках. Предложена рисуночная методика «Квартира», предназначенная для диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в малой группе. Осуществлена психометрическая проверка методики, приводятся результаты данной проверки.
Скачать PDF

Похожие термины: