ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА

Найдено 1 определение:

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА

В ранний период становления психоанализа, когда его применение исчерпывалось деятельностью Фрейда (Freud S.) и нескольких его последователей, требования, касающиеся подготовки кандидатов в психоаналитики, были невелики. Беседы со своими учениками в то время Фрейд считал достаточной формой учебного анализа. Он же отмечал ограничивающее влияние психологических "белых пятен" аналитика на эффективность психотерапевтической работы. В этот период Фрейд был сторонником постоянного самоанализа для аналитика, однако в последующем вынужден был признать трудности, вызываемые сопротивлением самопониманию. В 1910 г. Фрейд в письме к Ференци (Ferenczi S.), с которым работал как психоаналитик, просил извинения за то, что не сумел преодолеть контрперенос, помешавший ему осуществить адекватный анализ. Далее он отмечал, что психоаналитику не следует обсуждать с больным свой врачебный опыт и профессиональные недостатки, а также посвящать его в подробности своей личной жизни.

Однако с самого начала Фрейд признавал потребность предварительной терапии каждого психоаналитика. В эти же годы он указал на необходимость трехмесячного анализа для будущего аналитика. Требование тренировочного анализа обосновывалось важностью достижения инсайта неосознаваемых эмоциональных проблем и бессознательных конфликтов, преодоления сформировавшихся под их влиянием нежелательных стереотипов переживания и поведения. Тем не менее эту первую П. м. о. п. Фрейд расценивал как возможность открытия аналитику своего бессознательного, анализу же придавалось меньшее значение. Именно поэтому он считал тогда, что такой вступительный этап позволит далее аналитику провести самоанализ. Однако эти его представления не получили развития в П. м. о. п.

Первые официально установленные принципы обучения были объявлены в 1924 г. в Берлине на конгрессе психоаналитиков. В его решениях указывалось, что продолжительность личной тренинговой терапии должна составлять не менее 6-12 месяцев. Но уже в 1928 г. Ференци констатировал, что тренинговый анализ ничем не должен отличаться от лечебного, только должен быть глубже и продолжительнее. Первоначально акцент делался на анализе личности психотерапевта и его работе с пациентами. В ранний период формирования П. м. о. п. возникла дискуссия между Венской и Венгерской школами психоанализа по поводу учебного и лечебного тренинга. Представители психоаналитического института в Вене настаивали на том, что личный аналитик обучающегося психотерапевта не должен осуществлять супервизию при терапии своих первых пациентов. Обосновывали они эту позицию полезностью для обучающегося иметь разные мнения от ведущих отдельно лечебный и учебный тренинг. Любые личностные вопросы, возникающие в период супервизии, адресовались аналитику психотерапевта. В Венгерской школе психоанализа считали, что иррациональные чувства психотерапевта относительно пациента должны рассматриваться в процессе тренингового анализа тем же аналитиком. Дискуссия закончилась согласием с позицией венских психоаналитиков. По мере развития психоанализа, увеличения срока лечения больных возрастали и требования к обучению. В 1932 г. на конгрессе психоаналитиков в Висбадене был образован Международный тренинговый комитет и установлена продолжительность личного анализа в течение не менее 1,5 года с последующим проведением психоаналитической психотерапии не менее 2 больных под контролем супервизоров. В 1947 г. Лондонский институт психоанализа определил длительность обучения - не менее 4 лет личного тренинга, а затем проведение 2 больных в условиях супервизии и теоретической учебы в течение 3 лет (последняя могла осуществляться одновременно с предыдущими формами обучения). В 1937 г. Фрейд предложил повторять личный анализ психотерапевта каждые 5 лет. Но эта рекомендация обычно не соблюдалась, возможно, из-за того, что тренинговые анализы стали намного продолжительнее и - как следствие этого - более тщательными. Однако повторные личные анализы и в настоящее время встречаются среди аналитиков, особенно если они ощущают трудности в своей работе или вне ее. Обучающийся психоаналитик может выбирать и менять своих учителей. В автобиографической книге Перлса (Perls F. S.) "Внутри и вне помойного ведра" автор упоминает нескольких аналитиков, проводивших с ним анализ (5 раз по 50 минут в неделю в течение 4 лет), в частности Райха (Reich W.), а также руководителей его теоретического образования (Хорни (Horney K.); Фенихель (Fenichel О.); Дойч (Deutsch H.) и др.). Первый Российский государственный психоаналитический институт был закрыт по идеологическим мотивам в 1925 г. На протяжении последующих десятилетий упоминание о психоанализе в литературных источниках допускалось лишь в критическом плане, доступ в библиотеках к работам Фрейда и его последователей был ограничен, отсутствовали психоаналитическая практика и преподавание психоанализа.

В условиях общественных и политических перемен в жизни страны в 1988 г. была основана Российская психоаналитическая ассоциация, а в 1991 г. учрежден первый в России Институт психоанализа (в 1994 г. он был переучрежден в качестве Восточно-Европейского института психоанализа) для подготовки специалистов в области философского, клинического и прикладного психоанализа (4-летний курс на базе высшего образования). За основу образовательных программ Восточно-Европейского института психоанализа были взяты программы Лондонского института психоанализа.

В 1994 г. в соответствии с принципами Международной психоаналитической ассоциации совместным решением Российской психоаналитической ассоциации Восточно-Европейского института психоанализа, Фонда возрождения Русского психоанализа и Государственного отделения психоаналитической медицины был установлен "Российский стандарт подготовки (сертификации) психоаналитиков". Этот стандарт определяет:

1) наличие предшествующего высшего образования;

2) как минимум 4-летний курс теоретической и практической подготовки, включающей не менее 1132 часов инструктивных занятий (для клинических аналитиков - плюс дополнительный 2-летний курс);

3) как минимум 100 часов личного анализа;

4) опыт (описание) как минимум двух собственных случаев (одного короткого и одного пролонгированного), проработанных как минимум в течение 100 часов с одним или двумя обучающими аналитиками (супервизорами);

5) наличие как минимум 300 часов собственной супервизорской практики.

Для аналитика-супервизора дополнительными требованиями является как минимум 5-летний стаж психотерапевтической аналитически ориентированной практики.

В Москве открыт Институт гуманитарного образования и психоанализа Академии гуманитарных исследований (обучение платное). Институт готовит специалистов по следующим направлениям: психоанализ (клинический, теоретический, прикладной и детский); психологическое консультирование, семейное и индивидуальное консультирование, социальная работа). Срок обучения: 5 лет на базе среднего образования; 3 года на базе высшего (медицинского и психологического) образования. В Москве также открыто психоаналитическое отделение в Высшем психологическом колледже при Институте психологии РАН. Это отделение имеет программу подготовки, рассчитанную на 2 года дневного обучения по 24 аудиторных часа в неделю и включает 3 блока:

1) общая психологическая подготовка;

2) теории современной психотерапии, куда входят курсы общей и частной психоаналитической психотерапии;

3) психотерапевтическая практика - личный клиентский опыт, работа в психотерапевтической мастерской и др., супервизия.

В 1997 г. создана Федерация психоанализа России. В этом же году была разработана (с одобрением Комитета Международной психоаналитической ассоциации) теоретическая программа обучения Рабочей группы по образцу нескольких институтов психоанализа США и Германии в течение 5-летнего срока.

См. также Психоанализ в России.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Вероятностная модель эффекта повторений в обучении

Буймов Аркадий Георгиевич, Буймов Борис Аркадьевич
Разрабатывается вероятностная модель принципа повторений и выводится формула обобщенной функции забывания, сформированной в результате произвольного числа циклов обучения.
Скачать PDF

О роли моделирования поведения личности в процессе обучения студентов

Перепелицына М. Ю.
Скачать PDF

Психологические, психолингвистические и лингвометодические основы обучения моделированию научного те

Вишнякова Светлана Алексеевна
Рассмотрены лингвометодические и психолингвистические основы моделирования научного текста. Они касаются единиц текста, внутритекстовых связей и элементов модели. К последним относятся: тема текста, его коммуникативная задача, микротемы, данная и новая информации текста. В контексте моделирования в статье рассмотрены новые функции предложения функции обеспечения прогрессии текста, функции обобщения, функции двунаправленного развития информации в тексте.
Скачать PDF

Модель обучения психологическому знанию в контексте детско-родительских отношений

Каменцева Е.С.
Скачать PDF

Значение супервизии в психотерапевтическом образовании (на примере обучения методу понимающей психот

Щукина Юлия Владимировна
Скачать PDF

Математическая модель для обучения и самообучения эксплуатации объектов авиационной техники

Коптев А.Н., Тихонова А.А., Чернышов В.П.
В статье рассматриваются вопросы моделирования, обучения и самообучения эксплуатации сложных систем. Особое внимание уделено формализации взаимодействия в системе "человек-среда".
Скачать PDF

Информативность математической модели процесса обучения

Степанов Игорь Игоревич, Ефремов О. М., Суворов Николай Борисович, Даниловский Михаил Михайлович, Майданов Николай Петрович, Шклярук Сергей Павлович
Приводится обзор известных математических моделей кривых обучения. Математическая модель, предложенная в статье, основана на передаточной функции линейной системы первого порядка. Разработанная модель является универсальной и пригодна для описания кривых обучения и запоминания как в экспериментах на животных, так и при оценивании состояния памяти у человека.
Скачать PDF

Модель и содержание программы обучения взрослых женщин рациональному питанию

Каирова Мадина Темуркановна
В статье представлены возможности оптимизации пищевого поведения среди взрослого здорового населения. Дается характеристика понятий рациональное питание, экстернальный, эмоциогенный, ограничительный тип пищевого поведения. Представлена модель и содержание программы обучения взрослых женщин рациональному питанию. Обозначены мишени психологопедагогического воздействия, выделенные в ходе эмпирического исследования. Конкретизируются психолого-педагогические коррекционные задачи для специализированной работы в группах женщин с разными типами нарушений пищевого поведения.
Скачать PDF

Модель формирования профессиональной Я-концепции будущих учителей в дистанционном обучении

Ковалгина Ю. Е.
В статье представлены результаты психологического моделирования процессов формирования профессиональной Я-концепции будущих учителей в условиях дистанционного обучения с использованием аудиовизуальных технологий. Дается научное обоснование и описание разработанной автором психологической модели, прошедшей апробирование в ходе формирующего эксперимента.
Скачать PDF

Разработка модели самопроизвольного обучения крыс в условиях свободного выбора различных условных си

Клюев Константин Игоревич, Голуб Дмитрий Сергеевич, Муртазина Елена Павловна, Гурковский Борис Вячеславович, Журавлев Борис Васильевич
Данная работа посвящена созданию модели самопроизвольного обучения крыс в условиях свободного выбора условных сигналов на сенсорном экране для получения пищевых подкреплений различной ценности, что позволит в дальнейшем исследовать нейрофизиологические и нейрохимические механизмы процессов активного выбора и принятия решений. Главным отличием разработанной модели является нестатичность выводимых на экран стимулов. Созданная модель предполагает два движущихся с разной скоростью стимула. Соответственно более быстрый, для нажатия на который требуется приложить более усилий гарантирует большую награду. Эксперименты проводились в стандартном боксе производства Lafayette Instruments. Программная часть реализована с использованием программного обеспечения ABET II. Полученные в экспериментах данные обрабатывались с помощью программ Excel и MathLab, в которых были построены паттерны поведения, позволяющие делать выводы о процессе выбора. В целом результаты, полученные в экспериментах говорят о большом потенциале данной модели для дальнейших опытов.
Скачать PDF

Экспериментальная проверка метода обучения и математической модели процесса формирования навыка у пи

Барабанов Максим Валентинович, Коваленко Геннадий Владимирович, Михальчевский Юрий Юрьевич
Для преодоления недостатков индикации авиагоризонтов (АГ) типа «вид с воздушного судна (ВС)», при использовании которых пилоты нередко допускают ошибки при ведении пространственной ориентировки, авторами предложен метод обучения, в процессе которого, на первом этапе, используются только изображение ВС. На последующих этапах по изображению ВС и по показаниям АГ. Обучение состояло из пяти упражнений, целью которых было обеспечить наглядность и постепенность процесса обучения данному навыку с одновременным повышением надежности его реализации в полете. Кроме того, был построен вариант математической модели накопления информации в процессе предложенного метода обучения. Построение, структура и результаты апробации математической модели приведены в статье. Результаты эксперимента свидетельствуют об увеличении вероятности безошибочной работы студентов-пилотов, обучавшихся по предложенной методике (экспериментальная группа) до 0,892, в контрольной группе вероятность составляла 0,726. Таким образом, статистически достоверно была повышена надежность ведения пространственной ориентировки у обучавшихся студентов-пилотов по предложенной методике.
Скачать PDF

Модель психологической поддержки эмоционального благополучия в процессе обучения

Гордова Еленавалерьяновна
Рассмотрены коррекционные аспекты музыкальной деятельности. На их основе представлена модель организации совместной музыкально-игровой деятельности первоклассников как средства поддержки эмоционального благополучия и коррекции эмоциональной сферы.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: