ЛИБИДО
Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.
Источник: Балабанова Л. Судебная патопсихология. Изд-во "Сталкер". 1998
Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии
Метафорическая, гипотетическая психическая энергия, ответственная за подпитку сексуального влечения.
Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006
Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999
Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002
Категория. Половое влечение.
Специфика. Его уровень связан со стадией полового созревания, работой диэнцефального отдела мозга и желез внутренней секреции, наследственностью и индивидуальным опытом.
Веки ее прекрасных глаз полузакрылись, и во всем лице было что-то манящее и обещающее, и мучительно нетерпеливое. Оно стало бесстыдно прекрасным… (А. Куприн, Поединок)
Ср. похоть, вожделение.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
(от лат. libido – влечение, желание, страсть, стремление) – одно из основных концептуальных понятий, психоанализа, означающее психическую энергию, в основе которой лежит сексуальная потребность, она трансформируется в сфере бессознательного в различные виды психической активности. К.Г. Юнг в полемике с З. Фрейдом осуществил пересмотр данного понятия, лишив л. сексуального характера и рассматривая его как преимущественно психическую энергию вообще, скрытую в бессознательном.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Л., сексуальное (Libido sexualis) (от лат. sexus - пол). Половая страсть, половое влечение, плотское желание, стремление к половому сношению.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001
2) /нем. Sexuallust/ одно из основных понятий психоанализа.
З. Фрейд и его последователи выделяли три стадии развития Л.: нарцистическая – сосредоточение интереса на собственном теле (1); стадия комплекса Эдипа – влечение к матери и ревнивая ненависть к отцу; стадия зрелой сексуальности – влечение к лицам противоположного пола. Согласно психоанализу, психологические механизмы Л. формируются в раннем детстве и определяют всю последующую жизнь человека. Нарушения Л. способствуют возникновению импотенции, психических расстройств, извращений и др.
«Не по воле несчастного случая
а по времени – чаша выпита –
нас постигла беда неминучая:
лебедой поросло наше либидо.»
И. Губерман. Закатные гарики.
Либидинозный (-ая; -ое) (либидный; либицинозный) – свойственный или присущий Л.
Источник: Словарь доктора либидо
Первоначально 3. Фрейд понимал Л. только как энергию сексуального влечения, имеющего по преимуществу бессознательную форму. Затем оно было распространено и на другие формы поведения, связанные с отношениями к родителям, детям, самому себе. В силу того что Л. может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было высказано предположение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление энергии Л. в новое русло. Так, была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности Л. путем регрессии или сублимации.
Литература
Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1991.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
3. Фрейд сделал его популярным. Фрейдовское понимание Л. эволюционировало и расширялось параллельно разработке им психоаналитической концепции. Сначала Л. означало энергию сексуального влечения, г. о. бессознательного. Затем Л. стало причастно и к др. формам любви: к родителям, детям, себе самому. Поскольку одним из краеугольных камней концепции была идея о возможности вытеснения и замещения Л. путем регрессии или сублимации (см. Защита психологическая), Л. явилось одним из наиболее важных объяснительных понятий психоанализа, с помощью которых вскрывался механизм нормального и патологического развития. Еще позже Л. стало связываться с 2 основными влечениями человека: к удовольствию, жизни (Эрос) и к разрушению, смерти (Танатос).
В трактовке Л. К. Юнгом сказался его отход от Фрейда. Юнг не только очистил Л. от сексуальности, но и, рассматривая его как витально-психическую энергию, придал ему метафизический характер. Во всех психических феноменах - как сознаваемых, так и не сознаваемых субъектом - Юнг видел проявления единой энергии Л. При этом самим субъектом Л. переживается как бессознательное стремление или желание. В течение жизни Л. не остается неизменным: оно трансформируется и принимает разные символические формы. (И. А. Мещерякова.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
а) то, что Эго вычленяется из Ид - следовательно, энергия Эго должна быть дифференцированной формой энергии Ид;
б) то, что развитие Эго есть результат ФРУСТРАЦИИ со стороны родительских фигур и сопровождается ИДЕНТИФИКАЦИЕЙ с ними и их ИНТРОЕКЦИЕЙ; поэтому либидо, первоначально привязанное к ним, оказывается сцепленным с Эго, с ЛЮБОВЬЮ К СЕБЕ и с САМООСОЗНАНИЕМ, которые возрастают по мере того, как уменьшается привязанность к родителям. Эта формулировка подразумевает, что Эго является своим собственным объектом; отсюда - сделанное Federn (1952) различие между субъект-либидо, т.е. энергией, имеющейся у Я как у субъекта, и объект-либидо, т.е. энергией, предназначенной для вложения в объекты. Объект-либидо, вложенное в Эго, есть нарциссическое либидо. Те, кто верят в существование ИНСТИНКТА ЖИЗНИ и ИНСТИНКТА СМЕРТИ, логически вынуждены противопоставить либидо - энергии инстинкта жизни - другой вид энергии, характерный для инстинкта смерти. Хотя были сделаны попытки заполнить этот пробел введением понятий "МОРТИДО" и "ДЕСТРУДО", ни одно из них не привилось.
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
Источник: Клиническая психология. Словарь
Либидо, собственно, движет человеком: вся жизнь от рождения пронизана эротичностью. Первоначально эта энергия распределена в самом ребенке и он получает удовольствие от переживаний, связанных с отправлением естественных потребностей; ротовая полость и, позже, органы выделения выступают как основные зоны эрогенные. Но в возрасте около четырех лет эротический интерес выносится вовне и направляется на родителей - в основном противоположного пола. В такой ситуации родитель своего пола воспринимается как соперник, отчего ребенок бессознательно желает его ухода, смерти; а поскольку влечение к родителю противоположного пола и желание смерти родителю своего пола запретны, соответственные переживания вытесняются в бессознательное. У мальчика возникает комплекс Эдипа, у девочки - комплекс Электры. Возникает внутренний конфликт: ребенок зависим от родителя своего пола и одновременно агрессивен к нему, боясь При этом Наказания за запретные желания и поступки. Это, по сути, признание изначальной сексуальной развращенности ребенка было самым шокирующим в психоанализе классическом. Фрейд пытался обосновать филогенетическое происхождение либидо и считал, что оно, подобно голоду при влечении к пище, означает силу, с коей проявляется сексуальное влечение. В целом либидо - движущая сила сексуальной жизни, энергия сексуального влечения и потому иногда трактуется просто как сексуальное наслаждение или влечение к нему. Но оно может пониматься и как энергия психическая, имеющая сексуальную окраску, - то есть как продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Либидо имеет исключительно мужскую природу - даже у женщины. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидинозной энергии в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации. Либидо - доминирующий мотив человеческого поведения, проявляющийся в социально приемлемой форме благодаря сублимации, вытеснению и другим видам защиты психологической. Его воздействие на формирование, жизнедеятельность и поведение исключительно велико; сублимированное либидо имеет широчайший диапазон проявлений - от элементарных физиологических актов до творчества - и являет собой одну из важнейших характеристик деятельности психической. В более поздних работах Фрейд использовал понятие либидо как синоним влечения к жизни - Эроса. В окончательном варианте фрейдовского психоанализа под либидо понималась энергетическая основа двух основных влечений человека:
1) к удовольствию и жизни - Эрос;
2) к разрушению и смерти - Танатос. Идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе поведения, в том числе его "высших" форм, - центральная идея Фрейда, из-за коей он подвергался жестокой критике, в том числе от собственных учеников. Согласно Фрейду, за многими проявлениями фантазии, творчества и прочего лежит прежде всего скрытая сексуальная проблематика, все это - как бы символическое воплощение нереализованных желаний. Согласно Фрейду, либидо подразделяется на две основные формы:
1) объект-либидо - определенная часть либидо, в результате выбора объекта (партнера по любви и дружбе) направляемая на этот объект или объекты;
2) Я-либидо - другая его часть, направляемая на собственное Я. Могут также разделяться:
1) либидо платоническое - основные проявления: платонические мечты, фантазии, ухаживание и общение;
2) либидо сексуальное - основные проявления: сексуальные фантазии, мастурбация, начало половой жизни, эксцессы и регулярная половая жизнь;
3) либидо эротическое - основные проявления: эротические фантазии, ласки и игры. В психологии аналитической К. Г. Юнга либидо не связывается с сексуальностью и рассматривается как витальная психическая энергия метафизического статуса, переживаемая индивидом как бессознательное стремление, облекаемое в различные символические формы.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
o Энергия, которую Фрейд считает подосновой всех преобразований сексуального влечения в том, что касается его объекта (смещение энергетических нагрузок), его цели (например, сублимация) и источника сексуального возбуждения (разнообразие эрогенных зон).
У Юнга понятие "либидо" используется в расширенном смысле и означает "психическую энергию" как таковую, присутствующую во всем, что "устремляется к чему-либо"(лат. impetus).
o Слово "либидо" означает по-латыни "желание". Фрейд утверждает, что заимствовал его у А.Молля (Untersuchungen ?ber die Libido sexualis, vol.I, 1898). Оно многократно встречается в письмах и рукописях, посланных Флиссу, - впервые в Рукописи Е, написанной, по-видимому, в июне 1894 г.
Дать удовлетворительное определение либидо нелегко не только потому, что теория либидо развивалась параллельно с различными этапами теории влечений, но и потому, что само это понятие далеко не однозначно (а). Во всяком случае, Фрейд всегда подчеркивал две особенности влечений:
1) с точки зрения качественной, либидо, вопреки желанию Юнга, нельзя свести к психической энергии как таковой. Если эта энергия и может быть "десексуализирована", особенно при нарциссических нагрузках, то это лишь вторичный процесс, связанный с отказом от собственно сексуальной цели.
Кроме того, либидо у Фрейда - это вовсе не все поле влечений целиком. Поначалу оно противопоставлялось влечениям к самосохранению*. Но когда в конечном счете вся область влечений предстала у Фрейда как либидинальная по своей природе, тогда противопоставление сместилось, превратившись в противопоставление между влечениями либидо и влечениями к смерти. Юнговский монизм был чужд Фрейду, постоянно подчеркивавшему сексуальный характер влечения.
2) Либидо упрочивается как понятие количественное: оно "...позволяет измерять процессы и преобразования сексуального возбуждения" (la). "Его возникновение, его возрастание и убывание, распределение и перемещение позволяют нам объяснять психосексуальные явления" (1b).
Обе эти характеристики подчеркиваются в нижеследующем определении Фрейда: "Слово "либидо" взято из теории аффектов. Оно обозначает количественную (хотя в данный момент и недоступную измерению) сторону энергии влечений, связанных с тем, что понимается под словом "любовь"" (2).
Поскольку сексуальное влечение расположено на границе между телесным и психическим, либидо есть не что иное, как его психический аспект, или, иначе, "динамическое проявление сексуального влечения в душевной жизни" (3). В первых сочинениях Фрейда о неврозе страха* (1896) понятие "либидо" обозначало энергию, отличную от соматического сексуального возбуждения: нехватка психического либидо приводит к возрастанию напряжения на соматическом уровне и непосредственно, без всякой психической обработки, порождает симптомы. При "отсутствии некоторых психических условий" (4) внутреннее сексуальное возбуждение выходит из-под контроля; возникающее при этом напряжение не может плодотворно использоваться психикой и между психическим и соматическим возникает разрыв, порождающий состояние тревоги.
В первом издании "Трех очерков.по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) либидо, которое относится к любви так же, как голод к пищевому инстинкту, предстает как нечто подобное сексуальному желанию, нацеленному на удовлетворение, и позволяет проследить различные его превращения: правда, при этом речь идет лишь об объектном либидо, которое сосредоточивается, фиксируется на объектах или же оставляет их, переходя с одного объекта на другой.
Поскольку сексуальное влечение осуществляет давление, Фрейд определяет либидо как энергию этого влечения. Именно этот количественный аспект преобладает и в более поздней "теории либидо" с ее опорой на понятия нарциссизма и Я-либидо.
Понятие Я-либидо легло в основу обобщенной картины либидинальной экономии, которая включила в себя всю область взаимодействий между нагрузками и противонагрузками, приглушив тем самым субъективный смысл понятия "либидо"; Фрейд и сам считал, что теория либидо стала при этом отвлеченной и умозрительной. Быть может, вводя в работе "По ту сторону принципа удовольствия" (Jenseits des Lustprinzips, 1920) понятие Эроса* как основы влечений к жизни, как стремления организмов сохранять целостность живой субстанции и создавать новые единства, Фрейд стремился восстановить в этом биологическом мифе то субъективное, качественное измерение, которое поначалу было присуще понятию (либидо).
Источник: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. 1996
В ситуации отвращения к интимной близости или подавления Л. сильным страхом с соматовегетативными реакциями (обильным потоотделением, тошнотой, сердцебиением) можно говорить о феномене сексуальной аверсии. 3. Энергия сексуального влечения - одно из ключевых понятий психоанализа З. Фрейда. Л. исходно означало энергию сексуального влечения, детерминирующую психическую жизнь и поведение человека в норме и патологии; движущую силу сексуальной жизни и всего, связанного с любовью, проявляющуюся в непосредственных и символических формах; сексуальную энергию и движущую силу психики и жизни вообще. Согласно концепции либидо З. Фрейда, Л. как энергия (энергетическая основа) Эроса, присутствует во всех субстанциях организма и психики человека, но наиболее определенно проявляется в его гениталиях и эрогенных зонах. Изменения и преобразования Л. во время прохождения ребенком стадий психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной) образовала ядро ранних психоаналитических теорий психологии развития, психопатологии и клинической практики. З. Фрейд пытался обосновать филогенетическое происхождение Л. и считал, что оно, подобно голоду при влечении к пище, означает силу, с которой проявляется сексуальное влечение. Л. имеет исключительно мужскую природу даже у женщины. В силу того, что оно обладает не только энергетическим потенциалом, но и определенной направленностью, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление энергии Л. в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности Л. с помощью защитных механизмов - регрессии или сублимации, обеспечивающих чрезвычайно широкий диапазон проявлений Л. - от элементарных физиологических актов до творчества. В окончательном варианте психоанализа З. Фрейда под Л. понималась энергетическая основа двух основных влечений человека: с одной стороны, к удовольствию и жизни - Эрос; с другой - к разрушению и смерти - Танатос. Основными формами существования Л., как сексуальной, энергетической и динамической силы, по З. Фрейду, являются противоположные по направленности: объект-либидо - определенная часть Л. в результате выбора объекта (партнера по любви и дружбе) направляемая на этот объект и «привязанное» к нему; субъект-либидо (либидо-Я, Эголибидо, Я-либидо, нарциссическое либидо), ориентированное на собственное «Я». 4. В аналитической психологии К.Г. Юнга и его последователей понятие Л. не связывается с сексуальностью и употребляется преимущественно для обозначения витальной психической энергии вообще (т.е. энергии психики как таковой), переживаемой индивидом как бессознательное стремле ние, облекаемое в различные символические формы. В современной литературе понятие Л. употребляется в различных значениях, смысл которых, как правило, определяется по контексту.
Впервые термин "либидо" Юнг употребил в своей работе "Психология раннего слабоумия", написанной в 1907 г. (CW 3; РП). В дальнейшем он анализировал это понятие в ряде статей, большая часть которых собрана в 8-м томе его собрания сочинений (CW 8). В своем представлении о либидо Юнг сознательно дистанцировался от понимания последнего Фрейдом, для которого либидо сохраняло первостепенное и доминирующее сексуальное значение.
"Я должен допустить, что чисто сексуальная этиология неврозов оказывается слишком узкой. В такой критике я основываюсь не на каком-либо предрассудке или предубеждении против сексуальности, но на весьма близком знакомстве с проблемой в целом. Поэтому я предлагаю освободить психоаналитическую теорию от чисто сексуального подхода. Вместо этого я хотел бы внести энергетическую точку зрения в психологию неврозов. Все психические явления могут рассматриваться как проявления энергии, подобно тому как все физические явления понимаются как энергетические реализации с того момента, как Роберт Майер открыл закон сохранения энергии. Субъективно и психологически эта энергия воспринимается и переживается как сильное желание. Я называю ее либидо, используя это слово в его первоначальном смысле, никак не сводимом только к сексуальному значению. Саллюстий использует его точь-в-точь в том же значении, что и мы, когда говорит: "Они получали больше удовольствия (либидо) в красивом оружии и боевых лошадях, чем в проститутках и пирушках"" (Цит. по: Jung С. G. Selected Writings / Ed. Storr A. N. Y., 1989. P. 56-61; см. также КП, пар. 567 "Психоанализ и невроз").
"[Либидо] обозначает желание или импульс, которые не подчиняются никаким авторитетам, морали или чему бы то ни было. Либидо есть потребность организма в самом его естественном состоянии. С генетической точки зрения телесными потребностями, составляющими сущность либидо, являются голод, жажда, сон, секс и эмоциональные состояния или аффекты" (CW 5, par. 194; СТ, пар. 194).
В другом месте Юнг пишет:
"Психическая энергия есть интенсивность психического процесса, его психологическая ценность. Ценность в данном случае не представлена в своем качественном выражении, как моральная, эстетическая или интеллектуальная; психологическая ценность всегда имплицируется в своей определяющей (детерминирующей) мощи, выражающей себя в определенных психических эффектах. Я также не представляю либидо как психическую силу, недоразумение, сбившее с пути многих критиков. Я не гипостазирую понятие энергии, но использую его, чтобы определить интенсивность и значение. Вопрос о том, существует или нет особая психическая сила, не имеет ничего общего с понятием либидо" (Jung С. G. Dictionary of Analytical Psychology. L., 1983. P. 26-27).
Таким образом, в аналитической психологии либидо рассматривается как психическая энергия, которая направляет и побуждает личность к любому виду деятельности. Интерес, внимание, различного рода стимуляция являются разными выражениями либидо. Проявление либидо в отношении какого-либо объекта определяет степень ценности этого объекта для индивида. Либидо может быть сколь угодно трансформируемо или замещаемо, но ни в коем случае не разрушено бесследно. Если либидо, связанное с одним объектом, исчезает, следует ожидать его возникновения где-то еще. Собственно, оно является показателем динамики жизненного процесса, проявляющегося в психической сфере человека. (Рассматривая энергетическую концепцию Юнга в характеристике психических явлений, небезынтересно отметить сходную позицию по этому вопросу, высказанную в свое время нашим соотечественником Николаем Гротом. А именно, что понятие психической энергии так же правомерно в науке, как и понятие физической энергии, и что психическую энергию можно изменять подобно физической. (См., в частности: Грот Н. Понятие души и психической энергии в психологии // Вопр. философии и психологии. 1897. Т. 37-38)
"Либидо непостижимо никак иначе, кроме как в определенной форме, т. е. оно идентично образам фантазии. И мы можем вновь освободить его из бессознательного, лишь поднимая наверх соответствующие ему образы фантазий. Для этого мы даем бессознательному возможность доставить свои фантазии на поверхность" (ПБ, с. 286).
Наряду с убеждением, что психическое представляет саморегулирующуюся систему, Юнг связывал либидо с целеполаганием. В общем и целом оно "знает", куда ему следует направляться для обретения психического здоровья.
"Либидо имеет, так сказать, природную склонность, напоминая воду, которая должна иметь перепад, чтобы течь" (CW 5, par. 337; СТ, пар. 337).
Там, где налицо недостаток либидо, как, например, в случае депрессии, последняя направляется вспять, регрессирует для того, чтобы задействовать бессознательные содержания. Цель подобной реверсии - скомпенсировать установки сознания. Малый остаток энергии не позволяет себе быть использованным в сознательно избранном направлении.
"<...> мы не можем произвольно переводить "свободную" энергию на тот или иной рационально выбранный объект. То же самое в общем относится и к тем якобы свободным энергиям, которые мы получаем, с помощью редуктивных, выжигающих средств, разрушая их неподобающие формы <...> Такая энергия в лучшем случае лишь на короткое время может подчиняться управлению. Но по большей части она противится тому, чтобы сколь-нибудь длительный период придерживаться рационально навязываемых ей возможностей. Психическая энергия есть реальность прихотливая, которая хочет реализовывать свои собственные условия. Энергии может быть сколько угодно, однако мы не сможем использовать ее до тех пор, пока нам не удастся создать для нее надлежащий перепад или градиент" (ПБ, с. 89).
Аналитической задачей в такой ситуации является обнаружение естественного "перепада" личностной энергии.
"Что это, что в данный момент и у данного индивида представляет побуждение жизни? Вот в чем вопрос" (CW 7, par. 488).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
Понятие «либидо» было использовано Цицероном, по словам которого, «libido или необузданное желание» противно разуму и может быть встречено «у всех глупцов». В научную литературу оно было введено во второй половине ХIХ века в работах М. Бенедикта «Электротерапия» (1868), А. Молля «Исследование сексуального либидо» (1898) для обозначения сексуального влечения, полового инстинкта. В начале ХХ века термин «либидо» получил широкое распространение в рамках психоанализа для описания разнообразных проявлений сексуальности.
З. Фрейд использовал понятие «либидо» до того, как возник психоанализ. Если термин «психоанализ» был введен им в научный оборот в 1896 году, то его первое использование понятия либидо относится к середине 1894 года и находит свое отражение в его работе «Проект научной психологии», которая по частям посылалась его берлинскому врачу В. Флиссу (1858–1928) и которая не была опубликована при жизни З. Фрейда. Проводя различие между неврозом страха и меланхолией, он писал о том, что для первого феномена характерно накопление физического сексуального напряжения, в то время как для второго – накопление психического сексуального напряжения. Внешний источник возбуждения вызывает в психике такое изменение, которое, нарастая в количественном отношении, превращается в психическое возбуждение. Достигнув определенного количества, физическое сексуальное напряжение порождает «психическое либидо, которое затем ведет к коитусу». Невроз страха характеризуется дефицитом «сексуального аффекта, психического либидо».
Несколько месяцев спустя, в конце 1894 года З. Фрейд писал о том, что пациент, который объясняет свое нежелание есть отсутствием аппетита, на самом деле имеет другую причину, так как утрата аппетита в сексуальных терминах есть не что иное, как «потеря либидо». В этом отношении, как он полагал, меланхолия представляет собой «траур по утраченному либидо». Более двух десятилетий спустя эти идеи нашли свое дальнейшее отражение в его работе «Скорбь и меланхолия» (1917), где было подчеркнуто, что при меланхолии завязывается множество поединков за объект, в которых ненависть и любовь противостоят друг другу – «первая, чтобы освободить либидо от объекта, вторая, чтобы под натиском сохранить позицию либидо».
В письмах В. Флиссу 1897 года содержатся размышления З. Фрейда об инфантильной сексуальности, в соответствии с которыми отсрочка реализации либидо в раннем возрасте может вести к подавлению и неврозам. Впоследствии эти размышления получили свое дальнейшее развитие в его работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905), в которой при рассмотрении стадий психосексуального развития ребенка он соотносил либидо с сексуальным желанием человека по аналогии с голодом, соответствующим пищевому инстинкту. В последующих переизданиях данной работы З. Фрейд выдвинул психоаналитическую теорию либидо. В соответствии с ней под либидо понималась способная к количественному изменению сила, которая «может измерять все процессы и превращения в области сексуального возбуждения».
Для З. Фрейда либидо – это прежде всего особый вид энергии, отличающийся от энергии, положенной в основу душевных процессов. Ее специфика состоит в том, что либидо имеет особое происхождение, связанное с сексуальным возбуждением, и обладает характером психически выраженного количества энергии. Исходя из такого понимания либидозной энергии, З. Фрейд считал, что ее увеличение или уменьшение, распределение или сдвиг должны дать возможность «объяснить наблюдаемые психосексуальные феномены». Если либидо находит свое психическое применение, чтобы вступить в связь с сексуальными объектами, то в этом случае можно видеть, как оно фиксируется на объектах, переходит от одного объекта к другому и направляет сексуальную деятельность человека, ведущую к удовлетворению, то есть частичному и временному ослаблению, затуханию либидозной энергии.
В работе «О нарциссизме» (1914) теория либидо получила у З. Фрейда дальнейшее развитие путем различения «объект-либидо» и «Я-либидо», что было связано с тремя обстоятельствами: более тщательной, чем ранее, проработкой вопроса об отношении человека к собственному телу как сексуальному объекту; терапевтической деятельностью, в процессе которой психоаналитик сталкивался с нарциссическим поведением больных, чей нарциссизм являлся не перверсией, а либидозным дополнением к эгоизму инстинкта самосохранения; наблюдениями над жизнью примитивных народов и детей, позволившими сделать предположение, что первоначально либидо концентрируется на собственном «Я» (первичный нарциссизм), впоследствии часть либидо переносится на объекты (объект-либидо), но этот перенос может быть не окончательным, в результате чего либидо может снова обратиться внутрь (вторичный нарциссизм).
Говоря о различных видах психической энергии, З. Фрейд полагал, что «сначала, в состоянии нарциссизма, оба вида энергии слиты воедино, и наш грубый анализ не в силах их различить, и только с наступлением привязанности к объектам является возможность отделить сексуальную энергию в виде либидо от энергии влечений Я». В ранних работах основоположника психоанализа как раз и осуществлялось деление влечений на сексуальные и влечения Я, а под либидо понималась сексуальная энергия, в виде которой сексуальное влечение стремится к своей реализации и в конечном счете оставляет неизгладимый след в жизни человека.
Представленная в работе «О нарциссизме» теория либидо З. Фрейда была своего рода ответом на те новации, которые внес К.Г. Юнг (1875–1961) в психоаналитическое понимание либидо, что нашло свое отражение в его книге «Либидо, его метаморфозы и символы» (1912). Произошедший в 1913 году окончательный разрыв между ними был обусловлен рядом обстоятельств, среди которых важное место занимало расхождение во взглядах на либидо. Если в первой части «Либидо, его метаморфозы и символы» К.Г. Юнг еще придерживался фрейдовского понимания либидо, высказав лишь отдельные соображения о возможности использования понятия либидо для объяснения того, что он назвал «неврозом инверсии», то во второй части данной работы он уже недвусмысленно писал не только о необходимости перенесения фрейдовской теории либидо в психотическую область, но и о расширенной трактовке либидо как такового.
Ознакомившись с первой частью материала, позднее вошедшего в публикацию «Либидо, его метаморфозы и символы», З. Фрейд в одном из писем К.Г. Юнгу конца 1911 года заметил, что юнговские размышления о либидо показались ему интересными. В то же время он высказал опасения по поводу возможных недоразумений в связи с расширенной трактовкой либидо и подчеркнул, что для него либидо не идентично любому желанию и что, согласно его гипотезе, существует только два влечения (сексуальное и влечение Я) и «только энергия полового влечения может называться либидо». З. Фрейд был озабочен тем, что К.Г. Юнг может надолго исчезнуть, по его словам, «в клубах религиозно-либидозного тумана». Предчувствуя негативное отношение к его новациям, швейцарский психиатр не послал основателю психоанализа рукописный вариант второй части своей работы, в которой вместо «описательно-психологического» или «актуально-полового» понятия либидо предлагалось им «генетическое» определение, в соответствии с которым термин «либидо» стал обозначать выходящую за пределы сексуальности психическую энергию вообще. Юнговское понимание либидо означало фактически десексуализацию, поскольку в расширенной трактовке либидо охватывало, помимо сексуальности, другие формы «душевной энергии». Поэтому нет ничего удивительного, что, прочитав книгу К.Г. Юнга о либидо, З. Фрейд в очередном письме ответил ему, что эта работа «очень понравилась в частностях, но не понравилась в целом».
С точки зрения К.Г. Юнга, либидо представляет собой не столько сексуальность, сколько психическую, душевную энергию как таковую, проявляющуюся в жизненном процессе и субъективно воспринимаемую человеком в качестве бессознательного стремления или желания. Поскольку либидо претерпевает сложную трансформацию, принимая разнообразные символические формы, то расшифровка и толкование либидозной символики признается в качестве одной из существенных задач аналитической психологии, выдвинутой К.Г. Юнгом в противовес классическому психоанализу З. Фрейда.
В работе «Либидо, его метаморфозы и символы» К.Г. Юнг утверждал, что фрейдовская теория либидо оказалась несостоятельной применительно к больным, страдающим шизофренией, и именно поэтому ему пришлось прибегнуть к расширенному понятию либидо, тем более что, по его мнению, при анализе случая Шребера основатель психоанализа сам отказался от сексуального значения либидо и отождествил его с психическим интересом вообще. Подобное утверждение вызвало резкую критику со стороны венгерского психоаналитика Ш. Ференци, который попытался защитить фрейдовскую теорию либидо. В свою очередь, полемизируя по этому поводу со швейцарским психиатром, З. Фрейд в своей работе «О нарциссизме» заметил, что утверждение К.Г. Юнга слишком поспешно, приводимые им доказательства недостаточны, он «никогда и нигде не заявлял о таком отказе от теории либидо».
Полемика между К.Г. Юнгом и З. Фрейдом в связи пониманием либидо привела к тому, что долгое время основатель психоанализа не признавал расширенного толкования этого понятия. Правда, выступая против различного рода обвинений его в «пансексуализме», он подчеркивал, что в психоанализе действительно имеет место расширенная трактовка сексуальности, если понимать под этим исследование детской сексуальности и так называемых перверсий (сексуальных извращений). Но только в 20-е годы он стал использовать более благозвучное понятие Эрос. При этом он неизменно подчеркивал, что расширенная сексуальность психоанализа близка к Эросу «божественного» Платона и что «в своем происхождении, действии и отношении к половой любви «Эрос» Платона совершенно конгруэнтен нашему пониманию любовной силы психоаналитического либидо».
В целом, на начальном этапе становления и развития психоанализа термин «либидо» использовался З. Фрейдом при объяснении как причин возникновения психических расстройств, неврозов, так и хода психического развития нормального человека, его научной и художественной деятельности (сублимация). В более поздний период, в работах 20 – 30-х годов, психоаналитические представления о либидо стали составной частью его учения о влечении к жизни (Эрос) и влечении к смерти.
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001