КАТЕКСИС

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Катексис
Cathexis). Направленность психической энергии на объект, идею или поведение.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

КАТЕКСИС
согласно З. Фрейду - "энергетический заряд", своеобразный квант психосексуальной энергии.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Катексис
перевод на английский язык слова Besetzung (букв. — вложение, вклад) — количество энергии, сцепленной с любым объект-представлением или психической структурой.

Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999

КАТЕКСИС
(в психоанализе)-превращение либидозной энергии в деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. См. либидо, объекта катексис, психоанализ, эго катексис.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Катексис
Категория. Психоаналитическое понятие, обозначающее направленность психической энергии (либидо) на объект и фиксацию на нем.
Специфика. В качестве объекта может выступать реальный предмет, идея, форма поведения.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

КАТЕКСИС (CATHEXIS)
в теории энергии) психическая энергия, которая постулируется Берном для объяснения смещений из одного эго-состояния в другое; (как название) название института, основанного Шиффами и одна из школ ТА, которая использует данный подход.

Источник: Стюарт Я. Современный транзактный анализ. 1996

Катексис
Cathexis). Процесс, посредством которого имеющаяся в наличии либидозная психическая энергия "прикрепляется" или вкладывается в человека, идею или вещь. Как только эта энергия освобождается, она может быть перенаправлена и становится пригодной для удовлетворения других потребностей.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

КАТЕКСИС
Из греческого, обозначает сохранение, удержание. В психоаналитической теории – направление энергии либидо на какую-то деятельность, объект или человека. Таким образом, можно встретить упоминания цели или чьего-то эго, являющихся объектами катексиса. Фрейд понимал катек-сис как вид психического аналога электрического заряда, и часто используемая терминология отражает это. В языке катексиса используются такие выражения, как "заряд" и "ток", говорят, что он "протекает" и может "направляться" на объекты, и даже используется выражение "противоположный заряд" (антикатексис). Глаголы: катектировать.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

КАТЕКСИС
англ. cathexis) - термин динамической психологии, соответствующий нем. слову besetzung (букв, "инвестирование", "вложение", "вклад"). Последним пользовался З.Фрейд для обозначения энергии бессознательного (ид), которая переключается и прочно сцепляется с некоторыми объектами (точнее, с образами этих объектов). В более широком смысле катектируемые объекты - это небезразличные для субъекта предметы, люди, знаки, действия, идеи; иначе говоря, это объекты, вызывающие интерес и имеющие для него личностный смысл. Напр., к первым объектам, катектируемым ребенком, обычно относятся родители. Сильным катексис-стимулом является собственное имя, которое способно нарушить даже биоэлектрическое молчание коматозного мозга. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Катексис
англ. catexis - сохранение, удержание) - в психоанализе - направленность энергии либидо на определенную деятельность, объект или человека, то есть на некую цель (точнее – объект-представление). З.Фрейд проводил аналогию целенаправленной деятельности человека с известными ему сведениями по электродинамике (такими, как электрический заряд и движение электрического тока). В терминологии, связанной с катексисом, используются, в частности, такие выражения, как «заряд», «противоположный заряд», «ток» и при этом иногда говорят, что он, этот ток, «протекает» и может «направляться» и переключаться (катектировать, декатектировать, гиперкатектировать) с одной психологической структуры на другую до тех пор, пока он не становится, наконец, «связанным» (или, подобно войскам, передислоцироваться с одной позиции на другую). Синонимы: Besetzung (нем. – вложение, вклад), Инвестиция (лат. investire – облачать), Интерес, Смысл, Реальность.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

КАТЕКСИС
cathexis) НЕОЛОГИЗМ, введенный переводчиками Фрейда на английский, для перевода немецкого слова "besetzung" (букв. "вложение", "вклад"), использованного Фрейдом для обозначения КОЛИЧЕСТВА ЭНЕРГИИ, сцепленной с любым ОБЪЕКТ-представлением или с психической структурой. Полагают, что катексис аналогичен электрическому заряду, который способен перемещаться от одной структуры к другой до тех пор, пока не становится связанным; или подобен войскам, которые могут передислоцироваться с одной позиция на другую. Отсюда глаголы катектировать, декатек-тировать и гиперкатектировать. Последний относится к защитному маневру (см. ЗАЩИТА) вложения энергии в один процесс с тем, чтобы способствовать ВЫТЕСНЕНИЮ другого. Отсюда также - отвод катексиса, характеризующий процесс декатексиса. Термин объект-катексис относится к энергии, вложенной во внешние по отношению к себе объекты. Понятия эго-катексис и ид-катексис двусмысленны: они относятся к катексисам, где ЭГО и ИД могут быть как субъектами, так и объектами катексиса. Отсюда возникли также контркатексис и антикатексис: энергия, вложенная для поддержания вытеснения катектированного процесса. Большинство выражений, содержащих слово "катексис", можно переформулировать, пользуясь терминами "интерес", "СМЫСЛ" или "РЕАЛЬНОСТЬ".

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

КАТЕКСИС
англ. cathexis). Неологизм, предложенный S. Freud для обозначения в английском языке понятия Besetzung (нем. захват, инвестирование). Под К. понималось количество энергии, затрачиваемой на представление объекта в психической структуре. К. - как бы подвижный заряд, перемещаемый с одной структуры на другую. Эта энергия затрачивается на формирование, сознательное или бессознательное, таких представлений, как понятие, идея, образ или символ. В зависимости от "локализации" в психике различаются Эго-К., К.-фантазия (Ид-К.) и К.-объект. Эго-К. представляет собой концентрацию психической энергии на сознательном членении либидо; К.-фантазия питает процессы формирования желаний, влечений; К.-объект представляет собой энергию, направленную на предметы окружающего мира или их образы в сознании. Понятия Контр-К. и Анти-К. должны обозначать психическую энергию, необходимую для подавления К. Понятие К. в психоанализе применяется и для обозначения ряда гипотетических психических процессов, связанных с перемещением психической энергии, - катектирования, декатектирования, гиперкатектирования (последнее применительно к психологической защите). Гипер-К. - перенасыщение объекта психической энергией, тогда как ее недостаточность обозначается как гипо-К. Существуют понятия аффективного, либидонозного, эротического, инстинктивного К., а также К.-слово, К.-мысль, К.-вещь. Многие понятия, включающие термин К., в психоанализе могут быть расшифрованы через понятия "интерес", "значение", "реальность" [Rycroft Ch., 1979].

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

КАТЕКСИС
CATHEXIS)
Термин греческого происхождения, изобретенный и введенный в употребление английскими переводчиками Standard Edition для передачи смысла обиходного немецкого слова 'Besetzung', не имеющего удовлетворительного английского эквивалента (наиболее близким является понятие 'occupation'). Хотя Фрейд никогда не давал определения понятию 'Besetzung', он часто использовал его при формулировке представлений о психической энергии, способной к возрастанию и уменьшению, смещению и разрядке, распространяющейся на хранящиеся в памяти следы идей подобно тому, как электрический заряд распространяется по поверхности тела.
Катексис - метафорическое количественное понятие, не относящееся к какой-либо реально измеряемой силе; оно отражает скорее относительную интенсивность бессознательных психических процессов. Катексис, таким образом, обозначает интерес, внимание или эмоциональный вклад. Либидинозный катексис означает эротический интерес к определенному лицу или проблеме.
В различных контекстах Фрейд по-разному использовал описательные образы, и хотя фигуры его речи живы и ясны, английские издатели его трудов, очевидно, сочли, что непоследовательность его терминологии не соответствует требованиям научности. Они явно считали, что научные термины должны быть стандартизованы и отличны от обыденного языка. Английские издатели Фрейда стремились к согласованию и интеграции различных терминов. Они объединили катексис, катектическую энергию и психическую энергию в синонимический ряд при помощи понятия антикатексис, или контркатексис, сочли возможным выразить психический конфликт в количественной метафоре, определили изъятие катексиса или декатексис как отвлечение интереса, внимания, эмоциональной направленности или энергии от какого-либо человека или проблемы, из-за чего происходит реинвестиция в самого себя или другую область.
Свободный катексис представляет собой относительно "сырую' энергию или нарождающиеся способности, что соответствует фрейдовским парциальным влечениям, включенным в первичные процессы. В ходе развития многие желания фрустрируются, и человек вынужден создавать все более дифференцированные компромиссы. В приспособлении такого рода рождаются фантазия, язык, мышление.
Некоторые аналитики описывают специфические области интересов и внимание к определенной деятельности как связанные, а не свободные. Так, устойчивое чувство любви по отношению к постоянному партнеру будет 'связанным' в сравнении с интенсивными, но кратковременными чувствами любви, обращенными в прошлом к новорожденному.
Если несколько различных побуждений или потребностей способствуют развитию одного общего интереса (например, комбинация эротической любви, ревнивой ненависти, страха вины, гордости за свое умение и настойчивого любопытства мотивируют контроль над безопасностью начинающего ходить), то некоторые аналитики приписывают подобное гиперкатексису (Uberbesetzung). Активность, проистекающая из различных источников, служит сверхдетерминированной психической организации, интегрирующей и даже сублимирующей отдельные элементы.
В современных исследованиях уточняются различия между гибкими представлениями Фрейда и более поздними попытками строгих метапсихологических рассуждений, часто основывающихся на работах Фрейда в издательском варианте Стрейчи. Правомерность экономического подхода все более подвергалась сомнению, особенно после того, как было описано множество видов катексиса или энергии. Те, кто до сих пор используют эти термины, часто имеют в виду, что осуществляют относительное описание или грубое сравнение тех или иных интересов или 'вкладов'. Таким образом, современное применение термина катексис стало напоминать простую метафору Фрейда.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

КАТЕКСИС
количество энергии, подобное электрическому заряду и относящееся к либидо, к психосексуальному энергетическому потенциалу.
   Понятие «катексис» было введено в психоаналитическую литературу в 1922 году, в результате перевода работ З. Фрейда с немецкого на английский язык. Трудности, связанные с адекватностью перевода немецкого слова «Besetzung» («вкладывание», «вложение» и ряд других значений, зависящих от контекста его использования) привели к тому, что за неимением лучшего переводчики работ основателя психоанализа использовали греческое слово «cathexis».
   Если введение этого понятия в психоаналитическую литературу первоначально воспринималось З. Фрейдом с большой настороженностью, то впоследствии он, судя по всему, примирился с тем, что данный термин использовался при переводе его работ на другие языки. Во всяком случае в 1926 г. он опубликовал в Британской энциклопедии статью «Психоанализ: фрейдовская школа», в которой фигурировал термин «катексис». Позднее, в этой же статье, опубликованной на немецком языке под названием «Психоанализ» (1934), З. Фрейд писал: «С экономической точки зрения психоанализ предполагает, что психические представители влечений обладают зарядом (катексисом) определенного количества энергии». Со временем понятие «катексис» настолько прижилось в психоаналитической литературе, что стало неотъемлемой частью психоаналитического описания психических процессов.
Термин «катексис» используется для обозначения тех представлений З. Фрейда, которые относятся к его пониманию количественной характеристики психической энергии вообще и психосексуальной энергии в частности. С точки зрения основоположника психоанализа, подобно электрическому заряду, эта энергия может распространяться по поверхности тела, обладает свойствами увеличиваться и уменьшаться, способна к накоплению и разрядке, может изменять направление движения и претерпевать различные замещения. Происходящие в психике человека изменения зависят от подвижности его либидо, от способности этой энергии вкладываться, вбираться в те образы и представления, которые формируются у него.
   Количественная характеристика либидо имела важное значение в классическом психоанализе для понимания невротических заболеваний. Вместе с тем в отличие от электрического заряда, для которого в физике была найдена единица измерения, психическая энергия не фиксировалась в точных количественных соотношениях и рассматривалась З. Фрейдом в качестве гипотезы, приемлемой для описания различных психических процессов и объяснения таких феноменов, как вытеснение, сцепленность с тем или иным объектом, отщепленность от него, перемещение из системы сознания в системы предсознания и бессознательного, соотнесенность с различными уровнями психики или взаимодействие с отдельными структурами психического аппарата типа Оно, Я, Сверх-Я.
   При рассмотрении связности или подвижности либидо основатель психоанализа говорил о заторможенности, фиксации, пластичности, способности к дальнейшему развитию влечений человека, обладающих определенным энергетическим потенциалом. Иногда, как это имело место в работе «Из истории одного детского невроза» (1918), он использовал понятие «психическая энтропия». Но чаще всего его размышления о психической энергии касались рассмотрения энергетического потенциала различных психических систем или двух форм энергии, а именно «текущей свободно, стремящейся к разряду и покоящемся запасе психических систем (или их элементов)». При этом в поле его зрения оказывались прежде всего количественные аспекты психической энергии.
   Подобный интерес проявлялся у З. Фрейда и в его ранних фундаментальных работах, и в исследованиях более позднего периода. Так, в «Толковании сновидений» (1900) при характеристике бессознательных и сознательных процессов он писал о том, что в бессознательном отдельные заряды энергии могут быть смещены, сгущены или перенесены на другие объекты, в то время как системе сознания «удается сохранить большую часть энергии и использовать для отодвигания лишь небольшое количество ее». Два десятилетия спустя в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) З. Фрейд воспроизвел, по сути дела, ту же самую мысль, когда он писал о том, что процесс возбуждения в элементах психических систем «совершается с количественно различной энергией». Во всяком случае в своей исследовательской и терапевтической деятельности основоположник психоанализа действительно уделял значительное внимание пониманию того, что количественные изменения психической энергии оказывают существенное воздействие на расщепление психических процессов, возникновение внутрипсихических конфликтов, образование невротических симптомов.
   Термин «катексис» используется и в русскоязычных изданиях работ З. Фрейда. Правда, не все переводчики прибегают к соответствующему англоязычному неологизму, в результате чего в переводах одной и той же работы З. Фрейда немецкие выражения «Besetzung», «Libidobesetzun-gen» и другие могут переводиться по-разному. Показательным в этом отношении являются три перевода работы З. Фрейда «Конечный и бесконечный анализ» (1937): в двух из них, переведенных с английского и немецкого языка, в тексте перевода используется термин «катексис», в третьем, переведенном с немецкого языка, этот термин не фигурирует. Речь идет о фрагменте работы, в котором З. Фрейд рассматривал различные типы людей, с точки зрения «клейкости» и подвижности их либидо. При переводе этого фрагмента с немецкого языка на русский в одном из изданий («Конечный и бесконечный анализ» Зигмунда Фрейда». М., 1998) как раз и использовался термин «катексис»: у одних людей приводящие в действие лечение процессы проистекают намного медленнее, чем у других, поскольку «они никак не могут решиться на то, чтобы снять либидинозный катексис с одного объекта и переместить его на новый, хотя невозможно отыскать какие-либо особые причины для такой катектической преданности»; у противоположного типа людей либидо кажется особенно подвижным, оно «быстро входит в предлагаемые анализом новые катексисы и ради них отказывается от прежних». В контексте данного текста, прибегнув к образному сравнению, З. Фрейд пояснял, что подобное различие можно соотнести с ощущением скульптора, работающего с твердым камнем или с мягкой глиной. При этом он подчеркнул, что, к сожалению, аналитические результаты у второго типа людей (с подвижным либидо) часто оказываются недолговечными: «возникает впечатление, что работаешь не с глиной, а пишешь по воде».
   Понятие «катексис» широко используется в современном психоанализе, особенно в англоязычной психоаналитической литературе, где употребляются такие термины, как «объект-катексис» (направленность либидо на объект, вложение в него психической энергии), «ид-катексис» и «эго-катексис» (связанность энергии с Оно или Я), «контркатексис» и «антикатексис» (энергия, способствующая вытеснению психических процессов или подавлению аффектов), «гиперкатексис» и «гипокатек-сис» (увеличение или уменьшение количества энергии), «катектирование» и «декатектирование» (определенная направленность или отвод энергии). Правда, в последнее время в некоторых новых английских переводах вместо термина «cathexis» стало использоваться понятие «investment».
   В переведенных на русский язык изданиях психоаналитической литературы наряду с термином «катексис» (и его производным «катектирование») используются такие понятия, как «вложение», «инвестиции», «нагрузка». Поскольку русский эквивалент немецкому «Besetzung» остается проблематичным и не является общепринятым, то в некоторых переводах работ З. Фрейда наблюдается тенденция к тому, чтобы каким-то образом обойти грамматические выражения, содержащие немецкое «Besetzung» и английское «cathexis».  

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Вновь открывая г. Маркузе: модели репрессивного катексиса в пост-индустриальных сообществах

Ванг Майкл, Лёффлер Марк
Центральная идея учения З.

Похожие термины:

  • ЭГО КАТЕКСИС

    Направление или сосредоточение либидо на объекте, располагающемся внутри области ориентированного на реальность эго.
  • КОНТР-КАТЕКСИС

    counter-cathexis)См.КАТЕКСИС.
  • ОБЪЕКТА, КАТЕКСИС

    В психоанализе – инвестиция энергии в объект (4). См. выбор объекта.
  • ПОТРЕБНОСТЬ В КАТЕКСИСЕ

    Более "механический" способ употребления понятия катексис, чем обычно встречается в психоаналитической теории. Он передает ту же самую общую коннотацию, но вместо либидо рассматриваются физиолог