КРИЗИС

Найдено 16 определений термина КРИЗИС

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КРИЗИС

состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.

Оцените определение:

Источник: Краткий словарь психологических терминов

КРИЗИС

(‹ гр. krisis решение, поворотный пункт, исход) - тяжелое, переходное состояние; резкий, крутой перелом. (Словарь, с. 124)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М РУДН, 2003 г

Кризис

переходный возраст в психическом развитии ребенка, в течение которого происходит целостное изменение личности ребенка; возникает при смене стабильных возрастов; характеризуется отмиранием прежних форм взаимодействия с окружающими и формированием новой социальной ситуации развития. К. - норма развития.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

КРИЗИС

crisis) - 1. Переломная точка в ходе заболевания, после которой у больного наступает или улучшение или ухудшение состояния. Со времени открытия антибиотиков при инфекционных заболеваниях кризис наступает очень редко. 2. Внезапное возникновение сильной боли при некоторых заболеваниях. См. также Криз Дитля.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

КРИЗИС

1. Образовано из греческого слова, означающего поворотный момент, любой момент, влияющий на ход событий. Строго говоря, кризис может быть или внезапным улучшением или внезапным ухудшением. 2. В медицине – поворотный момент в течении болезни. 3. Любое внезапное прерывание нормального хода событий в жизни индивида или общества, которое требует переоценки моделей деятельности и мышления. Это общее значение потери обычных основ повседневной деятельности является главным в значении термина и широко используется. Например, принято говорить о том, что индивид переживает психологический кризис, когда возникают резкие отклонения от обычной жизни, например, смерть любимого человека, потеря Работы и т.п. 4. В философии и истории науки этот термин используется в подобном значении по отношению к обстоятельствам, при которых принятые в настоящее время научные принципы подвергаются сомнению и подтверждаются. Обратите внимание, что во всех этих моделях употребления присут

ствует дополнительный оттенок значения, что кризис – это явление, не поддающееся контролю, которое должно идти своим ходом.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Кризис

состояние душевного расстройства, вызванное неудовлетво¬ренностью человека собой, своими успехами и взаимоотношениями с окружающими.

Кризис, по Е. А.Климову, столкновение внешних и внутренних условий развития, сопровождающееся сильными эмоциональными переживания¬ми, нарушениями непрерывности развития и переходом психического склада человека к новой качественной определенности. Каждый кризис характеризуется появлением новообразований.

Источник: Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Краткий словарь, 2003 г

КРИЗИС

от греч. krisis – переломный момент, решительный исход) – 1. Обостренное, неустойчивое положение в отношениях оппонентов в затянувшемся конфликте. 2. Тяжелое переходное состояние в развитии конфликта; 3. Острое затруднение в поиске взаимоприемлемого решения в ходе переговоров.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

КРИЗИС

от греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход] мед. перелом в течении болезни, сопровождающийся быстрым пони жением температуры и исчезновением всех признаков болезни.

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Кризис

1) в конфликтологии понимается как резкое нарастание остроты конфликта до такой точки, за которой наступает перелом ситуации: либо стороны отступают, либо прибегают к силе; 2) состояние душевного расстройства, вызванное неудовлетворенностью человека собой, своими успехами и взаимоотношениями с окружающими; 3) Процесс острого проявления социальных противоречий, затрагивающий, как правило, все сферы общественной жизни. Основная причина кризиса лежит в несвоевременном или ошибочном разрешении противоречий, приводящих к видимому и ощутимому ухудшению положения населения и к ослаблению социального контроля. Не всякий конфликт неизбежно ведет к кризису, но в основе кризиса - всегда лежит конфликт.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

Кризис

греч. krisis) - 1. поворотный момент в течении болезни (внезапное улучшение или, напротив, внезапное ухудшение состояния пациента); 2. любое внезапное прерывание какими-то обстоятельствами нормального хода событий в жизни индивида или общества, которое требует от человека переоценки существующих моделей мышления, деятельности, эмоционального отношения к происходящему и создания других, более адаптивных способов реагирования, адекватных новым условиям существования; 3. состояние науки, в котором обоснованность ранее принятых в ней научных подходов и принципов подвергается сомнению, после чего следует очередной виток ее развития. Во всех значениях термина содержится коннотация, что кризис суть явление, не поддающееся контролю, которое начинается и продолжает так или иначе развиваться по каким-то своим собственным, свойственным именно ему законам динамики.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Кризис (возрастной)

критические эпохи в жизни человека, эпохи перелома и внутренней перестройки личности особенно богаты эмоциональными реакциями или жизнью чувства эпоха полового созревания – и является таким переломом, внутренним кризисом в развитии ребенка. Поэтому она характеризуется обострением и повышением возбудимости чувства. (11.1, 47) См. Личность, Развитие

Источник: Словарь Л. С. Выготского. Коллектив авторов. Под ред. А.Н. Леонтьева

Кризис

от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — 1) тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой и т. п.; 2) эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни. К. различаются по длительности и интенсивности кризисного состояния. В психологии встречаются упоминания трех типов: невротические, кризисы развития и травматические. Невротические К., предпосылки которых складываются, как правило, в детстве (см. Возраст), могут прогрессировать даже без изменения внешних условий. Типичным является образование порочного круга внутренних защитных конфликтов, производных от основного конфликта, которые создают субъективное ощущение безвыходности и тупика, а объективно приводят к дезадаптации личности (З. Фрейд, К. Хорни). К. развития или возрастные К. возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота К. может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, педагогической системы в целом. Ряд исследователей считают возрастные К. нормативным процессом, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие — видят в К. девиантное, злокачественное проявление (С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец). Значительно менее изучены К. зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают значительно реже: перестройки смысловых структур сознания и переориентация на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности, происходят, как правило, более скрыто (Э. Эриксон, Ш. Бюллер, П. Жанэ, Б. Ливерхуд). К. травматические возникают в ответ на психотравмирующую ситуацию (см. Психическая травма) и зависят от ее личностной оценки и степени субъективной значимости. Личность и событие взаимно преломляются (К. Левин). Существуют также определенные личностные предиспозиции к кризисным реакциям (А. Амбрумова, Н. Кфир). Кризисы этого типа могут проявляться в форме острой реакции на непредвиденное несчастье, трагическую потерю или невосполнимый ущерб, горесть. Как психологический феномен К. рассматривается: 1) как социально-психологическая ситуация; 2) как особое состояние, имеющее свои субъективные и объективные характеристики; 3) как процесс переживания. Как социально-психологическая ситуация К. рассматривается в ряду таких явлений, как "временное отклонение", "хроническое отклонение" и "слом". Как особое состояние К. проходит 3—4 стадии: шок и оцепенение (игнорирование травмирующих событий), осознание действительности и поиск смысла (гнев, чувство несправедливости, попытки "разрушить реальность"), острое горе и отчаянье (душевная боль, трудности концентрации, утрата энергии), реорганизация и рождение нового (создание образа памяти). К. как процесс переживания понимается как поворотный пункт в реализации своего жизненного пути, внутреннего замысла своей жизни (Ф. Василюк). Он начинается с развертывания борьбы мотивов в процессе осуществления жизненного замысла и достигает апогея, когда индивид все так же остро ощущает актуальность своего сорвавшегося замысла и уверен в невозможности его реализации. Можно выделить две формы К.: в первом случае К. — это испытание, выйдя из которого человек сохраняет свой жизненный замысел, во втором — такая возможность утрачена и требуется метаморфоза личности, принятие нового жизненного замысла. Проблема оценки тяжести критической жизненной ситуации может получить разрешение при подходе к внутреннему миру человека как иерархическому соотношению "жизненных миров", в каждом из которых "К." приобретает различный вес и глубину.

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Кризис

(от греч. krisis - решение, приговор, решительный исход) - тяжелое переходное состояние, характеризующееся недостаточностью имеющихся возможностей для поддержания жизнедеятельности на оптимальном уровне.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. В 2 ч., 2014 г

Кризис

(от греч. krisis - решение, приговор, решительный исход) - тяжелое переходное состояние, характеризующееся недостаточностью имеющихся возможностей для поддержания жизнедеятельности на оптимальном уровне.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. В 2 ч., 2014 г

КРИЗИС

в психологии - состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью собой и взаимоотношениями с внешним миром (=> кризис возрастной).

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Кризис (в психологии как науке)

Черты кризиса) Вот верные тезисы Ланге: 1. Отсутствие общепризнанной системы науки. Каждое изложение психологии у виднейших авторов построено по совершенно иной системе. Все основные понятия и категории толкуются по-разному. Кризис касается самых основ науки. 2. Кризис разрушителен, но благотворен: в нем скрывается рост науки, обогащение ее, сила, а не бессилие или банкротство. Серьезность кризиса вызвана промежуточностью ее территории между социологией и биологией. Существуют две психологии – естественнонаучная, материалистическая, и спиритуалистическая: этот тезис вернее выражает смысл кризиса, чем тезис о существовании многих психологий; именно психологий существует две, т.е. два разных, непримиримых типа науки, две принципиально разные конструкции системы знания; все остальное есть различие в воззрениях, школах, гипотезах, частные, столь сложные, запутанные и перемешанные, слепые, хаотические соединения. Причину кризиса мы понимаем как его движущую силу, а потому имеющую не только исторический интерес, но и руководящее – методическое – значение, так как она не только привела к созданию кризиса, но и продолжает определять его дальнейшее течение и судьбу. Причина эта лежит в развитии прикладной психологии, приведшей к перестройке всей методологии науки на основе принципа практики, т.е. к превращению ее в естественную науку. Этот принцип давит на психологию и толкает ее к разрыву на две науки; он обеспечивает в будущем правильное развитие материалистической психологии. Практика и философия становятся во главу угла. (1.1.15, 373, 381, 393) См. Наука

Источник: Словарь Л. С. Выготского. Коллектив авторов. Под ред. А.Н. Леонтьева

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Духовный кризис как переход к субъектности на жизненном пути

Ляшук А.В.
Читать PDF

Кризис идентичности студентов в свете проблемы психического здоровья

Жигинас Н. В.
В статье представлена проблема кризисных состояний в процессе формирования профессиональной идентичности у студентов в ракурсе стабилизации психологического здоровья.
Читать PDF

Интеллектуализация памяти как один из механизмов развития самосознания детей в подростковый кризис

Катеринина Анна Андреевна
В статье рассматриваются особенности изменения самосознания в контексте культурно-исторической психологии Л. С. Выготского.
Читать PDF

Темпоральные свойства смысла жизни и смысложизненный кризис в развитии личности

Карпинский К.В.
Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования темпоральных свойств смысла жизни и их роли в детерминации смысложизненного кризиса в развитии личности.
Читать PDF

Человек, переживающий кризис «Потери зрения»

Шульмин М.П.
Представлена интерпретация понятия Бубера о связи «Я и Ты» применительно к проблеме человека, переживающего «кризис потери зрения».
Читать PDF

Кризис юности и его рефлексивное опосредование

Медведев Александр Михайлович, Судьина Ирина Сергеевна
Исследуется самосознание молодых людей при переходе от подростничества к юности.
Читать PDF

Рождение недоношенного ребенка — жизненный кризис семьи

Белоусова Марина Владимировна, Уткузова Марина Анатольевна, Карпов Анатолий Михайлович
В статье рассматриваются объективные и субъективные трудности, с которыми семья сталкивается при рождении недоношенного ребенка.
Читать PDF

Психология человеческого бытия и кризис культуры: к проблеме исследования

Мохова Светлана Юрьевна
Стержневой идеей статьи является идея о том, что бытие человека раскрывается ему в значениях и смыслах, запечатленных в культурной семантике.
Читать PDF

Особенности самореализации женщин, переживающих кризис среднего возраста

Бохан Татьяна Геннадьевна, Скрипачева Елена Николаевна
Приводятся эмпирические данные о системе ценностей и сферах их реализации у женщин, переживающих кризис середины жизни.
Читать PDF

Методологический кризис и типы научных парадигм в современной психологии

Дагбаева Соелма Батомункуевна
В данной статье представлен обзор проблемы методологического кризиса в современной психологии.
Читать PDF

Особенности самоотношения у женщин, переживающих кризис пожилого возраста

Крапивина Ольга Валерьевна
В статье речь идет о результатах исследования самоотношения у пожилых женщин.
Читать PDF

Кризис адаптации и опыт его преодоления в ситуации потери работы

Юрьева Татьяна Владиславовна
В статье рассмотрен кризис адаптации, кризисная ситуация потери работы. Описано исследование эмоционального состояния безработных женщин.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!