КРИЗИС
(< гр. krisis решение, поворотный пункт, исход) - тяжелое, переходное состояние; резкий, крутой перелом. (Словарь, с. 124)
Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003
КРИЗИС
состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
КРИЗИС
в психологии - состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью собой и взаимоотношениями с внешним миром (=> кризис возрастной).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
КРИЗИС
от греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход] мед. перелом в течении болезни, сопровождающийся быстрым пони жением температуры и исчезновением всех признаков болезни.
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Кризис
(от греч. krisis - решение, приговор, решительный исход) - тяжелое переходное состояние, характеризующееся недостаточностью имеющихся возможностей для поддержания жизнедеятельности на оптимальном уровне.
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
КРИЗИС
от греч. krisis – переломный момент, решительный исход) – 1. Обостренное, неустойчивое положение в отношениях оппонентов в затянувшемся конфликте. 2. Тяжелое переходное состояние в развитии конфликта; 3. Острое затруднение в поиске взаимоприемлемого решения в ходе переговоров.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Кризис
переходный возраст в психическом развитии ребенка, в течение которого происходит целостное изменение личности ребенка; возникает при смене стабильных возрастов; характеризуется отмиранием прежних форм взаимодействия с окружающими и формированием новой социальной ситуации развития. К. - норма развития.
Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru
КРИЗИС
crisis) - 1. Переломная точка в ходе заболевания, после которой у больного наступает или улучшение или ухудшение состояния. Со времени открытия антибиотиков при инфекционных заболеваниях кризис наступает очень редко. 2. Внезапное возникновение сильной боли при некоторых заболеваниях. См. также Криз Дитля.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Кризис (возрастной)
критические эпохи в жизни человека, эпохи перелома и внутренней перестройки личности особенно богаты эмоциональными реакциями или жизнью чувства эпоха полового созревания – и является таким переломом, внутренним кризисом в развитии ребенка. Поэтому она характеризуется обострением и повышением возбудимости чувства. (11.1, 47) См. Личность, Развитие
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
Кризис
состояние душевного расстройства, вызванное неудовлетво¬ренностью человека собой, своими успехами и взаимоотношениями с окружающими.
Кризис, по Е. А.Климову, столкновение внешних и внутренних условий развития, сопровождающееся сильными эмоциональными переживания¬ми, нарушениями непрерывности развития и переходом психического склада человека к новой качественной определенности. Каждый кризис характеризуется появлением новообразований.
Источник: Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. 2003
КРИЗИС
1. Любое внезапное изменение чего-либо в худшую сторону. 2. Прерывание нормального хода жизни человека, которое ведет к деградации. 3. Переходный период в жизни человека, имеющий черты или признаки кризиса в указанном выше его понимании. 4. В истории науки К. может означать прекращение ее развития или ее возвращение на прежний, более низкий уровень развития. См. кризис возрастной, кризис идентичности, кризис подросткового возраста, кризис пожилого возраста, кризис психологический, кризис среднего возраста, кризис трехлетнего возраста.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
КРИЗИС
от древнегреческого κρίσις – «решение; поворотный пункт» – обострение противоречий, негативных явлений и тенденций, возникающее в результате воздействия, как минимум, трёх факторов: развившегося невроза, при переходе от одной возрастной группы к другой (возрастные) и вследствие травмы. К. характеризуется резкими психологическими изменениями: беспокойством, тревогой, несостоятельностью, беспомощностью, безнадёжностью, депрессией. К. всегда сопровождается аффективными состояниями, возникающими в процессе переживания субъективно значимой и тяжело переносимой психической травмы.
Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018
Кризис
1) в конфликтологии понимается как резкое нарастание остроты конфликта до такой точки, за которой наступает перелом ситуации: либо стороны отступают, либо прибегают к силе; 2) состояние душевного расстройства, вызванное неудовлетворенностью человека собой, своими успехами и взаимоотношениями с окружающими; 3) Процесс острого проявления социальных противоречий, затрагивающий, как правило, все сферы общественной жизни. Основная причина кризиса лежит в несвоевременном или ошибочном разрешении противоречий, приводящих к видимому и ощутимому ухудшению положения населения и к ослаблению социального контроля. Не всякий конфликт неизбежно ведет к кризису, но в основе кризиса - всегда лежит конфликт.
Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005
Кризис
греч. krisis) - 1. поворотный момент в течении болезни (внезапное улучшение или, напротив, внезапное ухудшение состояния пациента); 2. любое внезапное прерывание какими-то обстоятельствами нормального хода событий в жизни индивида или общества, которое требует от человека переоценки существующих моделей мышления, деятельности, эмоционального отношения к происходящему и создания других, более адаптивных способов реагирования, адекватных новым условиям существования; 3. состояние науки, в котором обоснованность ранее принятых в ней научных подходов и принципов подвергается сомнению, после чего следует очередной виток ее развития. Во всех значениях термина содержится коннотация, что кризис суть явление, не поддающееся контролю, которое начинается и продолжает так или иначе развиваться по каким-то своим собственным, свойственным именно ему законам динамики.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
КРИЗИС
состояние длительного личностного дисбаланса, которое является результатом сильного по степени воздействия или неожиданного события. Длительные и интенсивные эмоциональные реакции приводят к тому, что человек не способен справиться с ситуацией. У него наблюдаются неуверенность в себе, притупленность чувств, потеря стабильности в эмоциональных реакциях и т. п. Различаются кризисы возрастные, профессиональные, социализационные. Профессиональные кризисы могут происходить на фоне возрастных кризисов, имеющих объективный характер, и социализационных кризисов, связанных с переходом человека из одной социальной среды в другую и освоением новых социальных ролей. Взаимообусловленность этих кризисов и их проявлений создает достаточно сложную для человека проблему, когда для поиска ее решения зачастую не хватает собственных сил и опыта. Поэтому в целях восстановления нарушенного баланса требуется профессиональное вмешательство психолога. При неблагоприятном развитии событий профессиональные кризисы могут приводить к различного рода профессиональным заболеваниям и деформациям.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
КРИЗИС
1. Образовано из греческого слова, означающего поворотный момент, любой момент, влияющий на ход событий. Строго говоря, кризис может быть или внезапным улучшением или внезапным ухудшением. 2. В медицине – поворотный момент в течении болезни. 3. Любое внезапное прерывание нормального хода событий в жизни индивида или общества, которое требует переоценки моделей деятельности и мышления. Это общее значение потери обычных основ повседневной деятельности является главным в значении термина и широко используется. Например, принято говорить о том, что индивид переживает психологический кризис, когда возникают резкие отклонения от обычной жизни, например, смерть любимого человека, потеря Работы и т.п. 4. В философии и истории науки этот термин используется в подобном значении по отношению к обстоятельствам, при которых принятые в настоящее время научные принципы подвергаются сомнению и подтверждаются. Обратите внимание, что во всех этих моделях употребления присут
ствует дополнительный оттенок значения, что кризис – это явление, не поддающееся контролю, которое должно идти своим ходом.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Кризис (в психологии как науке)
Черты кризиса) Вот верные тезисы Ланге: 1. Отсутствие общепризнанной системы науки. Каждое изложение психологии у виднейших авторов построено по совершенно иной системе. Все основные понятия и категории толкуются по-разному. Кризис касается самых основ науки. 2. Кризис разрушителен, но благотворен: в нем скрывается рост науки, обогащение ее, сила, а не бессилие или банкротство. Серьезность кризиса вызвана промежуточностью ее территории между социологией и биологией. Существуют две психологии – естественнонаучная, материалистическая, и спиритуалистическая: этот тезис вернее выражает смысл кризиса, чем тезис о существовании многих психологий; именно психологий существует две, т.е. два разных, непримиримых типа науки, две принципиально разные конструкции системы знания; все остальное есть различие в воззрениях, школах, гипотезах, частные, столь сложные, запутанные и перемешанные, слепые, хаотические соединения. Причину кризиса мы понимаем как его движущую силу, а потому имеющую не только исторический интерес, но и руководящее – методическое – значение, так как она не только привела к созданию кризиса, но и продолжает определять его дальнейшее течение и судьбу. Причина эта лежит в развитии прикладной психологии, приведшей к перестройке всей методологии науки на основе принципа практики, т.е. к превращению ее в естественную науку. Этот принцип давит на психологию и толкает ее к разрыву на две науки; он обеспечивает в будущем правильное развитие материалистической психологии. Практика и философия становятся во главу угла. (1.1.15, 373, 381, 393) См. Наука
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
Кризис
от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — 1) тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой и т. п.; 2) эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни. К. различаются по длительности и интенсивности кризисного состояния. В психологии встречаются упоминания трех типов: невротические, кризисы развития и травматические. Невротические К., предпосылки которых складываются, как правило, в детстве (см. Возраст), могут прогрессировать даже без изменения внешних условий. Типичным является образование порочного круга внутренних защитных конфликтов, производных от основного конфликта, которые создают субъективное ощущение безвыходности и тупика, а объективно приводят к дезадаптации личности (З. Фрейд, К. Хорни). К. развития или возрастные К. возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота К. может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, педагогической системы в целом. Ряд исследователей считают возрастные К. нормативным процессом, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие — видят в К. девиантное, злокачественное проявление (С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец). Значительно менее изучены К. зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают значительно реже: перестройки смысловых структур сознания и переориентация на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности, происходят, как правило, более скрыто (Э. Эриксон, Ш. Бюллер, П. Жанэ, Б. Ливерхуд). К. травматические возникают в ответ на психотравмирующую ситуацию (см. Психическая травма) и зависят от ее личностной оценки и степени субъективной значимости. Личность и событие взаимно преломляются (К. Левин). Существуют также определенные личностные предиспозиции к кризисным реакциям (А. Амбрумова, Н. Кфир). Кризисы этого типа могут проявляться в форме острой реакции на непредвиденное несчастье, трагическую потерю или невосполнимый ущерб, горесть. Как психологический феномен К. рассматривается: 1) как социально-психологическая ситуация; 2) как особое состояние, имеющее свои субъективные и объективные характеристики; 3) как процесс переживания. Как социально-психологическая ситуация К. рассматривается в ряду таких явлений, как "временное отклонение", "хроническое отклонение" и "слом". Как особое состояние К. проходит 3—4 стадии: шок и оцепенение (игнорирование травмирующих событий), осознание действительности и поиск смысла (гнев, чувство несправедливости, попытки "разрушить реальность"), острое горе и отчаянье (душевная боль, трудности концентрации, утрата энергии), реорганизация и рождение нового (создание образа памяти). К. как процесс переживания понимается как поворотный пункт в реализации своего жизненного пути, внутреннего замысла своей жизни (Ф. Василюк). Он начинается с развертывания борьбы мотивов в процессе осуществления жизненного замысла и достигает апогея, когда индивид все так же остро ощущает актуальность своего сорвавшегося замысла и уверен в невозможности его реализации. Можно выделить две формы К.: в первом случае К. — это испытание, выйдя из которого человек сохраняет свой жизненный замысел, во втором — такая возможность утрачена и требуется метаморфоза личности, принятие нового жизненного замысла. Проблема оценки тяжести критической жизненной ситуации может получить разрешение при подходе к внутреннему миру человека как иерархическому соотношению "жизненных миров", в каждом из которых "К." приобретает различный вес и глубину.
Источник: Клиническая психология. Словарь
Кризис
(Crisis) (от греч. krisis - разделение, исход, окончание). В психиатрии - наступление резких, скоропреходящих расстройств психической деятельности в результате психотравматических переживаний.
К., аффективный (Crisis affectiva) (от лат. ad - при и facio - делать). Кризис с застойным напряженным аффектом (см.), характеризующийся взрывообразным психомоторным возбуждением.
К., ваготонический (Crisis vagotonicus). Характеризуется резкой брадикардией, одышкой, тошнотой, бледностью, обильным потоотделением, слабостью, болями в сердце. Часты психогенные, особенно кардиофобические, реакции.
К., вегетативный (Crisis vegetativa). Наступает при поражениях вегетативной нервной системы и характеризуется различными (ваготоническими, симпатико-тоническими и вагосимпатико-тоническими) симптомокомплексами.
К., возрастной (Crisis aetatis) (от лат. aetas - время, жизнь, возраст). Общее название преходящих психических отклонений, возникающих на границе возрастных периодов. См. Кризисы, возрастные.
К., гипертонический (Crisis hypertonicus). Наступает при гипертонической болезни или симптоматической артериальной гипертонии, характеризуется высоким подъемом артериального давления. Длится от нескольких часов до нескольких дней.
К., детский (Crisis infantium) (от лат. infans - ребенок) - см. Кризисы, возрастные.
К., истериоформный (Crisis hysterica). Разновидность эксцитомоторного синдрома, наблюдаемая в рамках экстрапирамидных расстройств при лечении нейролептиками. Рассматривается как проявление «экспериментального невроза» в связи с органическим поражением головного мозга, при этом придается значение и наличию публики, якобы предрасполагающей к истериформным реакциям. Включает в себя тризм, явления постуральной дуги, повышенную внушаемость, демонстративность, инфантильные реакции, подражательные действия, сужение поля сознания. Ср. Истероид, органический.
К., климактерический (от греч. klimax, klimakos - лестница) - см. Кризисы, возрастные.
К., мозговой (Crisis cerebri) - см. Кризис, сосудистий, Кризис, церебральный.
К., окулогирный (от лат. oculus - глаз и греч. gyros - складка) - см. Судорога взгляда.
К., психолептический (от греч. psyche - душа, leptikos - способный взять, воспринять). Приступообразно возникающие у психопатических личностей дисфорические состояния, характеризующиеся изменением мировосприятия, навязчивыми мыслями и нередко сопровождающиеся субъективными переживаниями страха.
К., пубертатный (Crisis pubertatis) (от лат. pubertas - возмужалость, половая зрелость). Возникает в возрасте наступления половой зрелости, в 13-15 лет, и характеризуется психической неуравновешенностью, аффективной лабильностью, гипотимическими проявлениями, повышенной конфликтностью в связи с пробуждающейся сексуальностью, несогласием с взрослыми (родителями, педагогами) и т. д. В этом периоде часты психогенные реакции и так называемые эндореактивные дистимии, к которым относят и нервную (психическую) анорексию.
К., сосудистий - см. Сосудистий кризис.
К., табетический - см. Табетический кризис.
К., церебральный. Характеризуется острыми нарушениями каких-либо функций головного мозга.
К., церебральный сосудистый. Характеризуется острыми предшествующими нарушениями мозгового кровообращения.
К., эксцитомоторный (от лат. excieo, excitum - возбуждать, подстрекать, motio - движение). Пароксизмальное возникновение различных видов тремора, хореоатетозных движений, истероподобных гиперкинезов в сочетании с эмоциональным оживлением и вегетативными нарушениями. Наблюдается при передозировке галоперидола, стелазина, мажептила и др.
К., эмоциональный, Монакова- Мурга (Monakov C., Mourgne R.). Наблюдается иногда в начальной стадии различных органических заболеваний центральной нервной системы и характеризуется испытываемым больными тягостным чувством, мыслями об угрозе какого-то несчастья или близкой смерти. При этом отмечаются дрожание всего тела, озноб, ускоренное дыхание, профузный пот и другие вегетативные проявления. Не смешивать с Кризом аффективным (ср.).
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
КРИЗИС
КРЫЗІС / CRISIS (от греч. krisis– решение, поворотныйпункт, исход)– это критический момент и поворотный пункт жизненного пути, когда реализация жизненного замысла серьезно затрудняется либо становится невозможной. К. предполагает наличие ситуации выбора. Он рассматривается как своеобразный поворотный пункт, момент выбора между регрессивным и прогрессивным развитием. Анализ динамики К. основан на идеях Л. С. Выготского о фазах критического периода. Выделяют три периода К.: период разрушения, промежуточный период и период созидания (Э. Йоманс). В период разрушения происходит ломка представлений о мире, о себе и об отношениях к окружающим. Промежуточный период связан с переоценкой ценностей, когда старые модели уже не работают, а новые еще не созданы. Период созидания характеризуется перестройкой смысловых структур сознания, переориентацией на новые жизненные задачи. В психологии существуют различные типологии К. По критерию результативности выделяют К. конструктивный и деструктивный. Классификация, предложенная Э. Ф. Зеером, включает два типа К.: нормативные (психического развития и профессионального становления) и ненормативные (необязательные). Нормативные К. характерны для всех людей, тогда как ненормативные (ситуационные) К. возникают в результате каких-либо внезапных или неожиданных событий в жизни отдельных людей. В подходе Э. Э. Сыманюк выделяются возрастные, жизненные, психологические, профессионально обусловленные К. Возрастные К. связаны с переходом от одной стадии развития к другой. Жизненные К.– это поворотные моменты личностного развития на протяжении всего жизненного цикла. Психологические К. обусловлены событиями, имеющими критический характер для личности. К. профессионального становления возникают при переходе от одной стадии профессионального развития к другой. К. носит глобальный характер и затрагивает различные подструктуры личности: эмоционально-волевую сферу (ощущение дискомфорта, повышенная тревожность); познавательную сферу (изменения в восприятии себя и своей жизни, временной перспективы будущего); направленность личности (ценности, убеждения, смысл жизни); подструктуру опыта (разрушение старых привычек и навыков); самосознание (разрушение существовавшего ранее представления о себе). Механизм протекания К. связан с возникновением противоречий во внутреннем мире личности. Если сначала противоречие воспринимается личностью как несущественное различие, то в период К., когда происходит «разрыв» жизни, противоречие видится как антагонизм. Чтобы понять сущность К., необходимо знать, какие противоречия нарушили баланс внутренней жизни личности. В зависимости от ведущего кризисогенного противоречия выделяют К. бессмысленности, смыслоутраты, К. нереализованности смысла жизни. Выделяют две стратегии преодоления К.: пассивную (ситуативную) и активную (инициативную). При пассивной стратегии преобладают механизмы психологической защиты и приспособления к окружающей действительности, экстернальная направленность личности. Инициативная стратегия обусловлена интернальным локусом контроля и предполагает деятельностное преодоление К. Деструктивные последствия К. выражаются в стагнации, апатии и пассивности личности. Критериями успешного проживания К. считают формирование новой картины мира, корректировку направленности и самосознания.
Кризисы возрастные / Крызісы ўзроставыя / Age-related crises– особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отечественной психологии проблема К. долгое время рассматривалась в контексте проблем развития и периодизации детства. По мнению Л. С. Выготского, К., или критический период,– время качественных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития, перестройка личности в целом. Содержание К.– это распад сложившейся социальной ситуации и возникновение новой. Выделяют К. новорожденности (акт возникновения психической жизни), 1 года, 3, 7, 13 лет, К. юности. Основные характеристики кризисных периодов, по Л. С. Выготскому, следующие: наличие резких изменений в короткие отрезки времени; отсутствие четких границ кризиса; конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребенка; наличие разрушения в развитии, т. е. «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии». Л. С. Выготский ввел разделение кризисного возраста на три фазы: предкритическую, критическую и посткритическую. В первой фазе возникает противоречие между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития (средой и отношением ребенка к среде). Во второй фазе это противоречие обостряется и проявляется, обнаруживая себя в негативной кризисной симптоматике. Она характеризуется внешним противостоянием действий ребенка и реакции окружающих. Действия взрослых проходят два этапа: 1) этап усиления, когда сохраняются попытки усилить старые формы взаимодействия, ужесточить их, установить равновесие привычным способом; 2) этап поиска, когда взрослые начинают искать новые способы взаимодействия с ребенком (Н. К. Поливанова). На третьей фазе противоречие разрешается через образование новой социальной ситуации развития, формирование новой ведущей деятельности. Проблематика К. детства поднималась в работах Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, Н. К. Поливановой, Д. Б. Эльконина. В отечественной и зарубежной психологии в настоящее время признается нормативность возрастных К. Идеи Л. С. Выготского применяют и для понимания возрастных К. взрослых. К ним относят кризисы 30, 40 лет, выхода на пенсию (окончания профессиональной деятельности). Возрастные К. взрослых менее изучены. Их конструктивное разрешение предполагает корректировку жизненных целей и ценностей взрослого, изменение Я-концепции. А. М. Поляков, Н. Ю. Клышевич
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.