КРИЗИС ВОЗРАСТНОЙ Кризис первого года

Кризис идентичности

Найдено 7 определений термина Кризис идентичности

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Кризис идентичности

Identity crisis). В теории Эриксона - период времени, в течение которого молодой человек или девушка напряженно решает такие вопросы, как "что я собой представляю?", "куда я иду?" Молодым людям, мучительно переживающим кризис идентичности, часто недостает ясного представления о собственной социальной роли, и они строят предположения о том, какая роль наиболее подходит им в данной ситуации.

Оцените определение:

Источник: Л. Хьел, Д.Зиглер. Глоссарий к "Теории личности"

Кризис идентичности

Identity crisis). Потеря эго-идентичности. В таком состоянии исчезают или снижаются целостность, тождественность и вера человека в свою социальную роль.

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth"

Идентичности кризис

identity crisis). Период принятия решений в отношении таких важных вопросов, как «кто я и куда я иду?».

Источник: Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Кризис идентичности

identity crisis) Э. Эриксон описывает состоящий из восьми стадий процесс развития Эго в виде последовательности психосоциальных кризисов. В юности главной задачей развития становится разрешение конфликта, назв. Эриксоном "идентичность против ролевой диффузии". В процессе его разрешения может возникнуть К. и. Поскольку теоретики психоан. ориентации считают идентичность одним из самых важных аспектов силы Эго и его развития, К. и. придается особое значение. Эриксон толкует идентичность как интеграцию всех предыдущих идентификаций и Я-образов. Формирование идентичности - это процесс преобразования всех прежних идентификаций в свете ожидаемого будущего. Хотя развитие идентичности достигает критической точки, в к-рой возможно наступление кризиса, только в период юности, оно начинается в младенчестве. В сильно структурированных об-вах с обязательными ритуалами перехода к взрослой жизни или жестко определенными ролями для подростков К. и. менее выражен, чем в демократических об-вах. Пытаясь избежать К. и., нек-рые юноши и девушки слишком спешат с самоопределением, смиряются с сознанием предопределенности и потому не в состоянии раскрыть свой потенциал полностью; другие растягивают этот кризис и состояние расплывчатой идентичности на неопределенное время, растрачивая т. о. свою энергию в затянувшемся конфликте развития и сомнениях по поводу самоопределения. Иногда диффузная идентичность находит выражение в т. н. "негативной идентичности", при к-рой индивидуум принимает опасную или соц. нежелательную роль. К счастью, без сколько-нибудь серьезного кризиса, большинство развивает одно из неск. возможных позитивных Я. Тяжелый К. и. можно предотвратить разными способами. Родителям и значимым взрослым следует избегать чрезмерных требований к детям и не ставить перед ними слишком неопределенные цели. Взрослым следует тж поощрять детей преследовать собственные интересы, хваля за достижения; поддерживать их, когда они сталкиваются с трудностями; помогать раскрывать и развивать свой потенциал; приучать к ответственности, позволяя испытывать на себе последствия своих поступков, если, конечно, они не слишком опасны; уважать их как личностей и не унижать, когда им не удается жить согласно ожиданиям взрослых, и, наконец, способствовать росту их отзывчивости, к-рая ведет к развитию идентичности, позволяющей легко приспособиться к об-ву. Кроме того, подросткам нужно обеспечить широкий выбор вариантов позитивного образа жизни или функциональных моделей для подражания - с возможностью испытать неск. приемлемых ролей, лучше узнать себя и получить информ. о реальных шансах и вариантах, предоставляемых той культурой, в к-рой они развиваются. Было установлено, что неправильное прохождение К. и. коррелирует с широким спектром проблем - от трудностей психол. роста до патологии. Сильная диффузия идентичности связана с неспособностью принимать решения, запутанностью в проблемах, потерей индивидуальности на людях, трудностью установления удовлетворяющих отношений с тенденцией к изоляции, трудностями в работе и низкой способностью к сосредоточению. Поскольку идентичность не без основания считается одним из осн. элементов развития Эго и его силы, неудовлетворительное разрешение К. и. делает индивидуума менее способным справляться с насущными задачами приспособления. Хотя наиболее глубокий К. и. чаще всего приходится на годы юности, люди могут испытывать его в любом возрасте. Первонач. Эриксон употреблял термин "К. и." применительно к опыту ветеранов Второй мировой войны. Позже он наблюдал сходную спутанность идентичности у молодых людей, потерявших жизненные ориентиры, и пришел к выводу, что К. и. - это часть нормального юношеского развития. Кроме того, собственный опыт иммигранта позволил Эриксону предположить, что даже если человеку удалось разрешить юношеский К. и., последующие драматические перемены в жизни способны вызвать повторение кризиса. Помимо иммигрантов К. и. могут испытывать мн. др. категории людей: уволенные в отставку военные, прежде занимавшие положение всеобщих любимцев и имевшие соотв. статус; вышедшие на пенсию гражд. лица, чья идентичность была практически целиком построена на их работе; нек-рые люди, живущие на гос. пособие и потому считающие себя "пустым местом" из-за существующей в нашем об-ве тенденции определять идентичность через профессию; матери, чьи дети выросли и покинули родительский дом (синдром опустевшего гнезда); люди, оказавшиеся перед необходимостью менять свои планы на будущее вследствие неожиданной инвалидности, и т. д. Ряд др. исслед. посвящен кризису, переживаемому умирающим. Чувству идентичности человека в таком состоянии угрожают многочисленные потери: деловых связей, семьи, друзей, функций организма и сознания. Хотя распространение понятия К. и. на события взрослой жизни в известной мере оправдано, тенденция применять его к орг-циям и странам (напр., компания X претерпевает К. и.) ведет к чрезмерному расширению и, как следствие, искажению этого понятия. См. также Эриксонианские стадии развития, Формирование идентичности Д. Моутет

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Кризис идентичности

В наиболее распространенном употреблении термин обозначает чувство утраты собственной идентичности. Мы ощущаем отсутствие последовательности в своей жизни, как будто тот человек, которым мы являемся сегодня, — совсем не тот человек, которым мы были вчера.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ИДЕНТИЧНОСТИ, КРИЗИС

Остро переживаемая утрата ощущения соб-твенной идентичности, отсутствие у человека нормального чувства, что он

имеет историческую непрерывность, что он сегодня феноменологически такой же, как и вчера.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Идентичности кризис

остро переживаемое чувство размывания или утраты собственной идентичности, потери самотождественности (например, при переходе от одной стадии развития личности к другой, особенно заметное в период пубертатного криза; в условиях сильного социального давления, вынуждающего индивида действовать вопреки самому себе, или в связи с резкими переменами в устройстве общества). Нередко является также признаком нарушения самоосознавания (болезненное ощущение собственной безликости, см. Деиндивидуация), бреда апперсонализации, когда чувство утраты собственной идентичности как бы компенсируется бредом величия, возникает оно, возможно при фугах, множественной личности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Кризис идентичности студентов в свете проблемы психического здоровья

Жигинас Н. В.
В статье представлена проблема кризисных состояний в процессе формирования профессиональной идентичности у студентов в ракурсе стабилизации психологического здоровья. Кризисная ситуация представлена как возможность проявления творческой способности личности, фактор профессионального и личностного становления, периодом для развития основных социогенных потенций.
Скачать PDF

Кризис идентичности в современном российском обществе: исследование взаимосвязи структуры психосоциа

Ильин Валерий Александрович, Михайлова Е. А.
В статье приведены и проанализированы результаты выполненного в логике психосоциальной те- ории развития исследования взаимосвязи структуры психосоциальной идентичности и оценки базисных социаль- ных институтов российского общества представителями трех социально-возрастных категорий: студенчества, среднего класса, пожилых людей. На основе интерпретационного анализа полученных в ходе исследования данных, показано, что в современном российском обществе имеет место кризис идентичности, который выражается во- первых, в совершенно отчетливой оппозиционности психосоциального развития наиболее деятельной социально- возрастной категории современных россиян и существующей социальной структуры общества в ее ключевых со- ставляющих и, во-вторых, в «конфликте поколений» между представителями среднего класса современной России и представителями старших поколений. Вместе с тем показано, что данный кризис, при условии реального понима- ния его глубинной природы и адекватной оценки в социальной практике, объективно является ресурсом инноваци- онного развития российского общества.
Скачать PDF

Аккультурация как кризис идентичности

Кинунен Тамара Александровна, Гуриева Светлана Дзахотовна
Статья посвящена описанию существующих в настоящий момент моделей аккультурации: одномерных (M.Gordon) и двумерных (I. Zak, A. Der-Karabetian, N.Hutnik, F.Moghaddam, J. Szapocznik, J. Berry, R.Bourhis). Доказана возможность рассогласования стиля культурной адаптации и самокатегоризации индивида (N.Hutnik), а также использования различных стратегий аккультурации в разных сферах жизни (F.Moghaddam, M. Navas). Рассмотрены варианты взаимодействия стратегий аккультурации, выбираемых мигрантами и принимающим обществом.
Скачать PDF

Кризис идентичности личности в условиях глобализации

Пузько Вера Ивановна
Скачать PDF

Кризис идентичности в развитии самосознания личности в период адаптации к обучению в образовательном

А.И.Шутенко
Скачать PDF

«Кризис идентичности» и исследование культуры самосознания современного человека

Калашникова Елена Михайловна
В настоящей статье уточняется понятие «кризис идентичности», указывается на ограниченность его применения в изучении становления и функционирования самосознания, предлагаются способы минимизации спутанности сознания. Исследуется, каким образом отчужденное общество не только создает преграды в удовлетворении глубинных потребностей людей и возможностей самореализации, но и порождает кризисное сознание, которое в ХХ в. подробно изучается в экзистенциально ориентированной философии и социологии. В статье при понимании специфики современного индивидуального и массового сознания акцент переносится на установки представителей креативной, рефлексивной социологии XXI в., предлагающей переосмысление меняющегося мира, в котором неопределенность будущего не должна мешать в решении поставленных задач в настоящем. Исследуется понятие неопределенности ее форм и главная особенность любой формы - недостаток информации. Рекомендации, представленные в статье, состоят в следующем: чем неопределеннее будущее, тем определеннее и компетентнее должны быть решения, а для этого необходимо быстро определять вектор ближнего будущего и искать новые концептуальные инструменты: категории, методы, подходы, принципы. И несмотря на то что в современном обществе в условиях компьютеризации возможности для мнимых идентификаций бесконечно увеличиваются, адекватные и понятийные формы идентичности, формирующиеся в процессе коммуникативных связей людей, определяют культуру самосознания современного человека.
Скачать PDF

Кризис идентичности и поиски подлинного «я»: кросс-культурный диалог в глобальном информационном про

Кириллов Герман Михайлович, Орешкина Анастасия Александровна, Терина Наталия Алексеевна
Исследуется проблема кризиса идентичности, выражающаяся в растущей неустойчивости образа человека в современном, стремительно меняющемся мире. Отмечается важность присутствия фигуры Другого в онтогенезе личности, анализируются различные формы самоотчуждения в ситуации кросс-культурной коммуникации глобализирующегося общества. Сделан вывод о важности интерсубъективных отношений для процесса самоактуализации личности, а также фасилитирущей роли общества.
Скачать PDF

Кризис идентичности, как важная психологическая проблема студентов - мигрантов

Грамотунова Н.К.
В статье рассматривается проблема кризиса идентичности, как важнейшая психологическая проблема студентов мигрантов.
Скачать PDF

Психологическое содержание кризиса идентичности личности

Савельев Дмитрий Иванович
В статье исследуется содержание кризиса идентичности личности, приводятся результаты экспериментального исследования двух групп испытуемых: обратившихся за психологической помощью в трудных жизненных ситуациях и справляющихся с возникшими трудными ситуациями самостоятельно, предложены критерии диагностики внутреннего конфликта, лежащего в основе формирования кризиса идентичности личности.
Скачать PDF

Типология переживания кризиса профессиональной идентичности

Озерина Анна Александровна
Статья посвящена проблеме кризиса профессиональной идентичности у студентов-психологов, обучающихся по направлению бакалавриат. В результате эмпирического исследования выявлена и описана типология переживания кризиса студентами.
Скачать PDF

Исследование качеств личности старших школьников в период кризиса идентичности

Чижкова Марина Борисовна
Рассматриваются качества личности старших школьников, а также их взаимосвязи, обусловленные особенностями кризиса 15 лет. Показано, что характер взаимосвязей между ведущими качествами личности старших школьников отражает специфику переходного периода от подросткового к раннему юношескому возрасту, главным содержанием которого становится формирование у учащихся потребности в обретении социальной и личностной идентичности.
Скачать PDF

Особенности развития первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности

Трусова Наталья Владимировна
Представлены результаты исследования первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности. Описана модель развития первичной профессиональной идентичности
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!