Кризис идентичности

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Идентичности кризис
identity crisis). Период принятия решений в отношении таких важных вопросов, как «кто я и куда я иду?».

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Кризис идентичности
Identity crisis). Потеря эго-идентичности. В таком состоянии исчезают или снижаются целостность, тождественность и вера человека в свою социальную роль.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

ИДЕНТИЧНОСТИ, КРИЗИС
Остро переживаемая утрата ощущения соб-твенной идентичности, отсутствие у человека нормального чувства, что он
имеет историческую непрерывность, что он сегодня феноменологически такой же, как и вчера.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Кризис идентичности
В наиболее распространенном употреблении термин обозначает чувство утраты собственной идентичности. Мы ощущаем отсутствие последовательности в своей жизни, как будто тот человек, которым мы являемся сегодня, — совсем не тот человек, которым мы были вчера.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Кризис идентичности
Identity crisis). В теории Эриксона - период времени, в течение которого молодой человек или девушка напряженно решает такие вопросы, как "что я собой представляю?", "куда я иду?" Молодым людям, мучительно переживающим кризис идентичности, часто недостает ясного представления о собственной социальной роли, и они строят предположения о том, какая роль наиболее подходит им в данной ситуации.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

кризис идентичности
[identity crisis] Состояние психологической дезориентации и ролевого смешения, связанное со значительным психосоциальным сдвигом, происходящим за относительно короткий период времени. Может возникать на протяжении переходных периодов жизненного цикла (например, подросткового возраста, периода отцовства/материнства, ухода на пенсию) или в связи с институциональными, культуральными или социальными изменениями.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ
понятие, введенное и использованное в теории личности Э. Эриксона. К.и.-это неудача, постигшая человека в его попытке интеграции представлений о себе как о личности в единое, непротиворечивое целое (поиск ответа на вопросы: Кто я есть? Каким я хотел бы стать?). Период возникновения К.и. приходится обычно на возраст от 12 до 20 лет и сопровождается обостренным чувством утраты человеком того, что он продолжает оставаться прежней, целостной личностью. См. идентичность, Эриксон Эрик.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Идентичности кризис
остро переживаемое чувство размывания или утраты собственной идентичности, потери самотождественности (например, при переходе от одной стадии развития личности к другой, особенно заметное в период пубертатного криза; в условиях сильного социального давления, вынуждающего индивида действовать вопреки самому себе, или в связи с резкими переменами в устройстве общества). Нередко является также признаком нарушения самоосознавания (болезненное ощущение собственной безликости, см. Деиндивидуация), бреда апперсонализации, когда чувство утраты собственной идентичности как бы компенсируется бредом величия, возникает оно, возможно при фугах, множественной личности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Кризис идентичности
identity crisis) Э. Эриксон описывает состоящий из восьми стадий процесс развития Эго в виде последовательности психосоциальных кризисов. В юности главной задачей развития становится разрешение конфликта, назв. Эриксоном "идентичность против ролевой диффузии". В процессе его разрешения может возникнуть К. и. Поскольку теоретики психоан. ориентации считают идентичность одним из самых важных аспектов силы Эго и его развития, К. и. придается особое значение. Эриксон толкует идентичность как интеграцию всех предыдущих идентификаций и Я-образов. Формирование идентичности - это процесс преобразования всех прежних идентификаций в свете ожидаемого будущего. Хотя развитие идентичности достигает критической точки, в к-рой возможно наступление кризиса, только в период юности, оно начинается в младенчестве. В сильно структурированных об-вах с обязательными ритуалами перехода к взрослой жизни или жестко определенными ролями для подростков К. и. менее выражен, чем в демократических об-вах. Пытаясь избежать К. и., нек-рые юноши и девушки слишком спешат с самоопределением, смиряются с сознанием предопределенности и потому не в состоянии раскрыть свой потенциал полностью; другие растягивают этот кризис и состояние расплывчатой идентичности на неопределенное время, растрачивая т. о. свою энергию в затянувшемся конфликте развития и сомнениях по поводу самоопределения. Иногда диффузная идентичность находит выражение в т. н. "негативной идентичности", при к-рой индивидуум принимает опасную или соц. нежелательную роль. К счастью, без сколько-нибудь серьезного кризиса, большинство развивает одно из неск. возможных позитивных Я. Тяжелый К. и. можно предотвратить разными способами. Родителям и значимым взрослым следует избегать чрезмерных требований к детям и не ставить перед ними слишком неопределенные цели. Взрослым следует тж поощрять детей преследовать собственные интересы, хваля за достижения; поддерживать их, когда они сталкиваются с трудностями; помогать раскрывать и развивать свой потенциал; приучать к ответственности, позволяя испытывать на себе последствия своих поступков, если, конечно, они не слишком опасны; уважать их как личностей и не унижать, когда им не удается жить согласно ожиданиям взрослых, и, наконец, способствовать росту их отзывчивости, к-рая ведет к развитию идентичности, позволяющей легко приспособиться к об-ву. Кроме того, подросткам нужно обеспечить широкий выбор вариантов позитивного образа жизни или функциональных моделей для подражания - с возможностью испытать неск. приемлемых ролей, лучше узнать себя и получить информ. о реальных шансах и вариантах, предоставляемых той культурой, в к-рой они развиваются. Было установлено, что неправильное прохождение К. и. коррелирует с широким спектром проблем - от трудностей психол. роста до патологии. Сильная диффузия идентичности связана с неспособностью принимать решения, запутанностью в проблемах, потерей индивидуальности на людях, трудностью установления удовлетворяющих отношений с тенденцией к изоляции, трудностями в работе и низкой способностью к сосредоточению. Поскольку идентичность не без основания считается одним из осн. элементов развития Эго и его силы, неудовлетворительное разрешение К. и. делает индивидуума менее способным справляться с насущными задачами приспособления. Хотя наиболее глубокий К. и. чаще всего приходится на годы юности, люди могут испытывать его в любом возрасте. Первонач. Эриксон употреблял термин "К. и." применительно к опыту ветеранов Второй мировой войны. Позже он наблюдал сходную спутанность идентичности у молодых людей, потерявших жизненные ориентиры, и пришел к выводу, что К. и. - это часть нормального юношеского развития. Кроме того, собственный опыт иммигранта позволил Эриксону предположить, что даже если человеку удалось разрешить юношеский К. и., последующие драматические перемены в жизни способны вызвать повторение кризиса. Помимо иммигрантов К. и. могут испытывать мн. др. категории людей: уволенные в отставку военные, прежде занимавшие положение всеобщих любимцев и имевшие соотв. статус; вышедшие на пенсию гражд. лица, чья идентичность была практически целиком построена на их работе; нек-рые люди, живущие на гос. пособие и потому считающие себя "пустым местом" из-за существующей в нашем об-ве тенденции определять идентичность через профессию; матери, чьи дети выросли и покинули родительский дом (синдром опустевшего гнезда); люди, оказавшиеся перед необходимостью менять свои планы на будущее вследствие неожиданной инвалидности, и т. д. Ряд др. исслед. посвящен кризису, переживаемому умирающим. Чувству идентичности человека в таком состоянии угрожают многочисленные потери: деловых связей, семьи, друзей, функций организма и сознания. Хотя распространение понятия К. и. на события взрослой жизни в известной мере оправдано, тенденция применять его к орг-циям и странам (напр., компания X претерпевает К. и.) ведет к чрезмерному расширению и, как следствие, искажению этого понятия. См. также Эриксонианские стадии развития, Формирование идентичности Д. Моутет

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
128.96 кб

О кризисе идентичности

Гребенюк М. Н.
в статье анализируются причины кризиса идентичности в России в постсоветский период
Читать PDF
216.60 кб

Кризис украинской идентичности

Голованов Б.Д., Фролова О.В.
Читать PDF
97.06 кб

К вопросу о кризисе идентичностей

Крылов Александр Николаевич
Читать PDF
145.17 кб

Кризис идентичности: пути преодоления

Очиров М. Н.
В статье излагается сущность современного кризиса идентичности человека. Рассматриваются проблемы экоцентрической, этнокультурной и профессиональной самоидентификации личности в контексте образования.
Читать PDF
863.88 кб

Аккультурация как кризис идентичности

Кинунен Тамара Александровна, Гуриева Светлана Дзахотовна
Статья посвящена описанию существующих в настоящий момент моделей аккультурации: одномерных (M.Gordon) и двумерных (I. Zak, A. Der-Karabetian, N.Hutnik, F.Moghaddam, J. Szapocznik, J. Berry, R.Bourhis).
Читать PDF
144.54 кб

Преподаватель вуза: кризис идентичности

Лейбович О.
Читать PDF
256.94 кб

Идеальный человек и кризис идентичности

Казаков Евгений Фёдорович
На примере эволюции образа совершенного человека в статье исследуется роль общественного идеала в истории. Идеал понимается как образ должного, позволяющий оценить сущее и задать направленность его развития.
Читать PDF
25.13 мб

Кризис европейской идентичности и brexit

Еремина Наталья Валерьевна, Борисовская Юлия Алексеевна
Цель статьи определить, что собой представляет европейская идентичность в современных условиях евроинтеграции, и каковы ее перспективы. Методы исследования сравнительный анализ и конструктивистские подходы.
Читать PDF
65.15 кб

Современный кризис этнической идентичности

Курбанов Нариман Исрафил-Оглы
Статья посвящена анализу социальных причин этнической идентичности. На широком материале философской, социологической и культурологической литературы рассмотрена проблема кризиса.
Читать PDF
441.99 кб

К ВОПРОСУ О КРИЗИСЕ МОЛДАВСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Степанов В.П.
Рассматривается феномен молдавской идентичности, единственной в своем роде на постсоветском пространстве, когда мобилизованная часть этнической элиты после распада СССР отказалась от собственной идентичности и провозгласила главен
Читать PDF
239.70 кб

Негативные коммуникации и кризис идентичности

Павлова Наталия Владимировна
В статье обсуждается кризис идентичности современного социального субъекта в контексте интенсивных негативных коммуникаций.
Читать PDF
643.73 кб

Экзистенциальный вакуум и кризис идентичности

Кальницкий Э.А.
По мнению большинства философов, смысл жизни определяет глубокую внутреннюю мотивацию, дает основания, которые формируют счастье в «своей высшей форме».
Читать PDF
319.11 кб

Молодежь России: кризис гражданской идентичности

Коряковцева Ольга Алексеевна, Бугайчук Татьяна Владимировна
Статья посвящена проблеме «экзистенциального кризиса» и кризиса индивидуальных и коллективных идентичностей в условиях общественной трансформации.
Читать PDF
70.30 кб

Кризис идентичности личности: основания и пределы

Ермаков Валерий Иванович
В статье рассматриваются варианты потери идентичности личности на индивидуальном и социальногрупповом уровнях.
Читать PDF
184.04 кб

Кризисы женской идентичности и пути их преодоления

И. Е. Романова
В статье рассматриваются проблемы кризиса женской идентичности, анализируются их причины и последствия.