Кризис подростковый

Найдено 1 определение:

Кризис подростковый

1) в широком смысле — весь подростковый возраст; 2) в узком смысле — относительно короткий период перехода от младшего школьного возраста к подростковому (так наз. «кризис 11 — 12 лет»). В западной психологии более распространено расширительное толкование К. п. В соответствии с периодизацией психического развития, предложенной Л.С. Выготским и в дальнейшем развитой Д.Б. Элькониным, в качестве кризисного периода рассматривается только переход от младшего школьного возраста к подростковому. К. п. протекает на фоне начинающегося полового созревания, однако сроки наступления физиологических и психологических изменений иногда могут сильно расходиться (хотя некоторая корреляция между ними существует). У девочек как физиологическое созревание, так и психологические проявления К. п. наступают в среднем на один — два года раньше, чем у мальчиков. В период К. п. взрослый теряет функцию учителя, обладающего безусловным авторитетом, и, желая или не желая того, приобретает функцию партнера, подлежащего оценке. Основным содержанием совместной деятельности становится построение системы социальных отношений ребенка с другими людьми. Впоследствии эта деятельность продолжается в подростковом возрасте, выступая в форме интимно-личного общения со сверстниками (рассматривавшегося Д.Б. Элькониным как ведущая деятельность подросткового возраста), общественно полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн), но нередко также и в антиобщественных формах. Степень свободы и независимости ребенка при переходе к подростковому возрасту резко возрастает, причем это свобода, завоеванная ребенком, а не предоставленная ему взрослыми добровольно. Вместе с тем, негативные проявления К. п. — негативизм, грубость, нарушение многих правил и требований, даже хулиганство — воспринимаются взрослыми как некое неизбежное зло, естественно присущее данному возрастному периоду. Это говорит о том, что «взятая с бою» подростковая свобода представляет собой типичный элемент социальной ситуации развития ребенка в этот период. В современном обществе еще не выработан универсальный социальный институт, который обеспечивал бы адекватную реализацию подросткового стремления к вхождению в мир взрослых. Подростковые клубы и сообщества суть учреждения факультативные, далеко не всеобщие, в школе же воплощены взаимоотношения, соответствующие младшему школьному, а не подростковому возрасту. Именно поэтому взаимодействие подростка с обществом нередко оказывается не столько социальным, сколько антисоциальным, а негативные проявления К. п., в отличие от других возрастных кризисов, могут растягиваться на весь соответствующий период. А.Л.Венгер
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Найдено научных статей по теме — 12

Изменение смысложизненных ориентаций подростков под влиянием личностного кризиса

Жуков А.В.
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования изменения смысла жизни под влиянием личностного кризиса у подростков мужского и женского пола. Анализируются способы выхода из кризиса и концепции понимания смысла. Описываются авторские методики для изучения смысла жизни и особенностей переживания кризисов.
Скачать PDF

Методика для исследования смысложизненного кризиса личности в подростковом возрасте

Горбунова Валерия Сергеевна
В статье рассмотрены понятие «смысложизненный кризис», сущность смысложизненного кризиса, особенности подросткового возраста, проблема целостности ценностно-смысловой сферы личности. Приведены описание авторской методики и результаты психометрических исследований.
Скачать PDF

Молодежная субкультура в нивелировании подростковых и юношеских кризисов

Скрипник Т.В.
Скачать PDF

Интеллектуализация памяти как один из механизмов развития самосознания детей в подростковый кризис

Катеринина Анна Андреевна
В статье рассматриваются особенности изменения самосознания в контексте культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. Статья посвящена выявлению особенностей самосознания в период первого подросткового кризиса. Результат исследования позволили выявить изменения в самосознании младшего подростка вследствие «интеллектуализации памяти» осмысления центральной психической функции младшего школьного периода развития. Экспериментальное изучение памяти в контексте возрастных особенностей детей младшего школьного и младшего подросткового возрастов позволило выявить психологические характеристики детей разного психологического возраста.
Скачать PDF

Переживание кризисных ситуаций и смысл жизни в подростковом возрасте

Посохова Светлана Тимофеевна, Жуков Андрей Викторович
В статье представлены результаты эмпирического исследования трансформации смысла жизни под влиянием личностного кризиса у юношей и девушек. Анализируются кризисные ситуации как источник смысла жизни. Рассматриваются разные концепции понимания смысла жизни и риски дезадаптации, а также трансформация смысла жизни как риск дезадаптации. В качестве критериев риска дезадаптации авторами приняты определенные личностные свойства и копинг-стратегии.
Скачать PDF

Динамика мотивационных тенденций в период подросткового кризиса личности

Трофименко Галина Сергеевна
В эпоху современности обостряется ряд многочисленных психологических явлений, связанных с развитием личности и её жизнедеятельностью. Наиболее ярко это отмечается среди подрастающего поколения во время одного из самых острых периодов развития – подросткового кризиса, когда особенно актуальной становится проблема мотивации поведения, которая заставляет задаваться самыми разными вопросами педагогов, психологов, философов, ученых-исследователей. В статье рассматриваются особенности мотивационной сферы подростков 14.16 лет, представлены результаты исследования мотивационных тенденций, их преобразование и особенности проявления в период подросткового кризиса
Скачать PDF

Профилактика и коррекция кризисных состояний и суицидального поведения подростков

Васильченко Марина Владимировна
С целью повышения эффективности первичной профилактики самоубийств в подростковой среде, нами была разработана и эмпирически исследована модель психологического сопровождения подростков «группы риска развития кризисных состояний и суицидального поведения» в общеобразовательном учреждении. Она представ ляет собой метод превенции суицида, разработанный в соответствии с тремя общепринятыми направлениями деятельности педагога-психолога: выявление подростков с патологическим протеканием кризиса развития и повышенным суицидальным риском (психодиагностические мероприятия); психокоррекционную работу с подростками, входящими в «группу риска развития кризисных состояний и суицидального поведения»; консультативную работу с воспитывающими их взрослыми, с целью оказания психологической помощи семьям подростков с суицидальным поведением и предотвращения развития суицидальных тенденций у данной категории учащихся; просветительскую деятельность среди учащихся, педагогов и родителей, с целью повышения уровня психологической культуры и компетенции по заявленной проблеме.
Скачать PDF

Наркозависимость подростков в контексте их кризисов

Казанская Валентина Георгиевна
В статье рассматриваются причины наркозависимости подростков. На основе конкретных примеров показаны ситуации, спровоцированные участием взрослых. Предложены методики определения наркозависимости подростков
Скачать PDF

Деформации смысловой сферы подростков в кризисных жизненных ситуациях

Белова Е.В., Абакумова И.В.
Скачать PDF

Элементы лонгитюдного исследования особенностей личности в период подросткового кризиса

Орлова А.А.
Целью работы является изучение закономерностей индивидуально личностных изменений, которые ребенок приобретает в подростковом возрасте. Задачей является выявление факторов, влияющих на благополучное течение подросткового кризиса, возникающих в этот период. Статья содержит результаты исследования с применением методик следующих авторов: Кеттелла, Бека, Пантелеева, Роджерса и Даймонда, Спилбергера и Ханина и др. Работа представляет интерес для детских психологов и психотерапевтов, а также неспециалистов: родителей и учителей.
Скачать PDF

Роль кризисных состояний в развитии подростков

Молодцова Татьяна Даниловна
В статье рассматривается понятие «кризисное состояние» его положительный потенциал, возрастная специфика, дается методологическое обоснование использования данного явления в учебно-воспитательном процессе. Особое внимание уделяется значению компетенций в позитивном влиянии кризисных состояний на развитие личности.The article discusses the concept of "state of crisis" of its positive potential age-appropriate, given the methodological justification for the use of this phenomenon in teaching-educational process. Particular attention is paid to the value of competences in the positive impact of the crisis on the development of the individual states.
Скачать PDF

Психологическая готовность родителей к кризису подросткового возраста: коммуникативный аспект

Егорова Ульяна Геннадьевна
В статье представлен анализ эмпирического материала, показывающий динамику взаимоотношений в семье между родителями и подростками, составляющую коммуникативный компонент психологической готовности родителей к кризису подросткового возраста. Выявлены эффективные, по мнению родителей, позиции воспитания. Автором обозначены средства, входящие в обучающую программу для родителей и позволяющие добиться изменений в сфере родительско-детских отношений.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!