Кризис трех лет

Найдено 1 определение:

Кризис трех лет

возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному. Это относительно кратковременный этап онтогенеза (второе полугодие 3-го — первое полугодие 4го гг. жизни), сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребенка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. К. т. л. может сопровождаться обострением взаимоотношений с близкими взрослыми (конфликты, негативизм, упрямство), однако это обострение не является главным смыслом кризисной фазы развития или ее обязательным атрибутом. В среднем каждый третий ребенок проходит К. т. л. без симптомов трудновоспитуемое™. В то же время усиление негативизма и противодействия взрослому в указанном возрасте могут быть следствием педагогической запущенности, ошибок взрослых в воспитании детей, противоречий между повышением требований к ребенку и его объективной неготовностью им соответствовать. В данном случае у ребенка фиксируется невротический кризис (кризис недоразвития). Позитивными психическими приобретениями детей на этапе нормативного кризиса выступает в большей или меньшей степени осознанное стремление ребенка к психологической эмансипации от взрослого, выделение в самосознании своего собственного Я, своих желаний как отдельных, особых и не всегда совпадающих с желаниями других людей. Это находит свое выражение в формировании и отстаивании своих собственных замыслов (на начальном этапе кризиса — в виде негативизма, упрямства, дискредитации замыслов, исходящих от взрослого); в учащающихся попытках действовать автономно от взрослого, без его помощи; в обостренной эмоциональной реакции на критику своих собственных, «личных» действий. Т. В. Ермолова
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности семейного взаимодействия и кризис трех лет

Хитрина И. Ю.
На основании проведенного исследования кризис трех лет предлагается рассматривать как кризис семьи, недостаточно готовой к проявлениям самостоятельности ребенка и не решившей проблемы семейной иерархии на предыдущем этапе жизненного цикла. В результате исследования предложены схема наблюдения семейного взаимодействия и стратегия оказания психологической помощи семье, испытывающей трудности в воспитании трехлетнего ребенка.
Скачать PDF

Кризис «Трех лет» с точки зрения психосоциальной концепции развития - от теории к практике

Ильин Валерий Александрович
Кризис «трех лет», известный также в отечественной возрастной психологии как кризис «я сам», при том что к нему неоднократно обращались многие исследователи и специалисты-практики, по-прежнему остается, что называется, «горячей темой» дошкольного воспитания именно в практическом плане.
Скачать PDF

Кризис трех лет у детей: работа с родителями

Егорова У.Г.
В статье обосновывается необходимость психолого-педагогической работы с родителями в период проявлений кризиса возрастного развития детей трехлетнего возраста. В контексте этой работы представлены данные о результативности программы по формированию психологической готовности родителей к возрастному кризису детей трех лет. Исходя из возрастных особенностей детей, автор обосновывает и предлагает направление подготовки родителей в процессе тренинговой работы с ними. В статье акцентируется внимание на содержании деятельности психологов по подготовке родителей к кризису трех лет у детей.
Скачать PDF

Проявления кризиса трёх лет в связи с особенностями родительского отношения к ребёнку (кросскультурн

Василенко Виктория Евгеньевна
Статья посвящена проблематике кризиса трех лет и обсуждению результатов исследования проявлений этого кризиса в связи с особенностями родительского отношения к ребенку. Исследование включало кросскультурный аспект — в нем приняли участие 66 матерей: по 33 из России и Китая. Выявлено, что кризис более выражен у детей от 2 лет 10 мес. до 3 лет 6 мес. У российских детей чаще встречаются симптом обесценивания и строптивость, у китайских — негативизм и невротические реакции. Отвержение и установка на инфантилизацию ребенка взаимосвязаны с появлением невротических реакций у детей, а на китайской выборке — и с негативистскими симптомами. Контроль со стороны взрослых взаимосвязан как с невротическими симптомами, так и с конструктивной составляющей кризиса: изменением в отношениях ребенка к себе и ко взрослому.
Скачать PDF

Сравнительный анализ структуры экзистенциального кризиса и понятия «о трёх крестах» по свт. Феофану

Голубцова Елена Викторовна
Статья посвящена сравнительному анализу двух различных подходов в отношении критических жизненных ситуаций, возникающих у человека в экстремальных условиях существования. Один подход принадлежит свт. Феофану Затворнику Вышинскому (р. 10 января 1815 г.) фундаментальные труды святителя явились основанием христианской, православной психологии. В данной работе представлены систематизация духовного восхождения личности через кризисные испытания по свт. Феофану Затворнику и структура экзистенциального кризиса автора статьи. Эти два подхода имеют различия в терминологическом отношении, но и некоторые сходные черты в структуре, в содержательном аспекте и смысловой направленности, что позволяет провести аналогию между ними. Святитель Феофан Затворник описал метод совершенствования личности в Боге посредством «крестоноше-ния». В книге «О покаянии и причащении Святых Xристовых Таин и исправлении жизни» в беседе в неделю крестопоклонную, в проповеди, названной святителем «О трех видах крестов», находим образную метафору, названную святителем «крестами». «Крестов» всего три, они взаимосвязаны и имеют происхождение один из другого. В статье так же представлена систематизация экзистенциального кризиса, которая состоит из трех частей и демонстрирует общие психолого-философские аспекты прохождения и переживания человеком кризиса бытия. Каждый из этапов содержит в себе интенциональные и смысловые вопросы, которые закономерно возникают в сознании человека, находящегося на определенной ступени кризиса. Структура экзистенциального кризиса разрабатывалась на основании личного опыта автора при интроспекции внутренней психологической реальности в период прохождения кризиса и благодаря трудам мыслителей философов, писателей и богословов различных направлений, таких как свт. Феофан Затворник основатель христианской психологии, русский религиозный философ И.А. Ильин и датский философ, богослов и писатель, основоположник экзистенциализма Сёрен Кьеркегор и др.
Скачать PDF

Психологические особенности протекания кризиса трех лет у недоношенных детей

Поневаж Е.В.
Эмпирическое исследование протекания кризиса трех лет у детей, родившихся преждевременно. Исследование включает в себя анализ психического развития детей (доношенных и преждевременно рожденных), особенности поведения и эмоциональных реакций детей.
Скачать PDF

Протекание кризиса трех лет в связи с факторами возраста, пола, структуры семьи и социализации ребен

Уланова Юлия Юрьевна, Василенко Виктория Евгеньевна
В статье анализируются проявления кризиса 3 лет в связи с факторами возраста, пола, структуры семьи и социализации ребенка. В исследовании приняли участие 117 матерей детей (65 мальчиков и 52 девочек) в возрасте от 2 лет 1 мес. до 3 лет 11 мес. из Всеволожского района Ленинградской области. Средний возраст детей 3 года. Применялись психодиагностические методы. Выявлено, что кризис 3 лет более выражен после 2 лет 10 мес., период от 2 лет 1 мес. до 2 лет 9 мес. характеризуется признаками предкритической фазы. Большинство половых различий обнаружено при вхождении в критическую фазу. Механизм кризиса появление в речи слов «Я», «Я сам/сама», «хочу/не хочу», «буду/не буду». Более быстрый темп развития речи у девочек приводит к более раннему формированию у них конструктивной составляющей кризиса. Что касается факторов структуры семьи, то конструктивная составляющая кризиса лучше сформирована у единственных детей и в семьях, где матери активно включены в процесс воспитания. На негативистские проявления влияют факторы полноты семьи и количества детей в семье в полных семьях, а также в семьях с тремя детьми (по сравнению с двумя) родителям легче справляться с протестным поведением. У детей, имеющих сиблингов, чаще проявляются ревность и соматические реакции на кризис. Посещение дошкольных образовательных учреждений после периода адаптации способствует формированию конструктивной составляющей кризиса.
Скачать PDF

Влияние кризиса трех лет на психологическую адаптацию у детей к детскому саду

Спицына Валерия Вячеславовна, Ковылина Татьяна Николаевна
Анализируются осoбeннoсти кризисa трех лeт и осoбeннoсти психoлoгичeскoй aдaптaции к детскому саду. Выявляется уровень новообразования «гордость за достижения». Определяется значение психoлoгичeскoго сoпрoвoждeния дeтeй и взрослых пo aдaптaции дeтeй к дeтскoмy сaдy.The article deals with the three-year-old crisis and the features of psychologic adaptation to a kindergarten. The level of the phenomenon “pride in achievements” is determined. The meaning of the psychologic support of children and adults in adaptation of children to a kindergarten is found out.
Скачать PDF

Влияние типа привязанности в диаде «мать-ребенок» на уровень психического развития детей двух-трех л

Василенко Маргарита Анатольевна
На основании авторской модификации метода М. Эйнсворт, названного «Незнакомая ситуация», изучалось поведение ребенка младшего дошкольного возраста в новой ситуации, привязанность ребенка к матери, типы привязанности, их влияние на психическое развитие младших дошкольников. Основная гипотеза: дети с надежным типом привязанности имеют более высокий уровень развития по сравнению с детьми с ненадежным типом привязанности. В исследовании приняли участие 64 диады «мать-ребенок».
Скачать PDF

Образ себя в материнской роли у матерей, воспитывающих детей первых трех лет жизни с синдромом Дауна

Иневаткина Светлана Евгеньевна
В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных ожиданий, связанных с материнством, у женщин, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Обсуждаются содержание и возможные причины трансформации образа себя в материнской роли у этой категории женщин.
Скачать PDF

Становление уверенности и общительности студентов в период первых трех лет обучения в вузе

Акимова Анжелика Ринатовна, Волк Марина Игоревна
Статья посвящена изучению особенностей реализации уверенности и общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе. Проведен сравнительный анализ, раскрыта специфика корреляционных и факторных структур уверенности, общительности и результативных аспектов адаптации студентов в период первых трех лет обучения в вузе.
Скачать PDF

Влияние психофизиологических особенностей водителей со стажем вождения до трех лет на совершение ими

Мухин Евгений Михайлович, Прохорова Анна Махмутовна, Спирин Михаил Евгеньевич, Мазур Виктор Александрович, Федоров Александр Иванович
Изучение индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности и значения их в целенаправленном поведении в условиях разной степени воздействия среды открывает путь к пониманию биологических основ индивидуальных различий между людьми, расшифровке нейрофизиологических механизмов сложных психических явлений. Без знания реальных основ индивидуальных психофизиологических различий нельзя по-настоящему реализовать практическую деятельность человека.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!