Кризис трех лет

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ
скачкообразная смена характера отношений ребенка со взрослыми, которая часто сопровождается проявлением негативных черт поведения (упрямство, негативная реакция, повышенное стремление к самостоятельности и т. п.). Воспитание ребенка на кризисных этапах его развития требует особого внимания со стороны педагогов и родителей.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

Кризис трех лет
возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному. Это относительно кратковременный этап онтогенеза (второе полугодие 3-го — первое полугодие 4го гг. жизни), сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребенка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. К. т. л. может сопровождаться обострением взаимоотношений с близкими взрослыми (конфликты, негативизм, упрямство), однако это обострение не является главным смыслом кризисной фазы развития или ее обязательным атрибутом. В среднем каждый третий ребенок проходит К. т. л. без симптомов трудновоспитуемое™. В то же время усиление негативизма и противодействия взрослому в указанном возрасте могут быть следствием педагогической запущенности, ошибок взрослых в воспитании детей, противоречий между повышением требований к ребенку и его объективной неготовностью им соответствовать. В данном случае у ребенка фиксируется невротический кризис (кризис недоразвития). Позитивными психическими приобретениями детей на этапе нормативного кризиса выступает в большей или меньшей степени осознанное стремление ребенка к психологической эмансипации от взрослого, выделение в самосознании своего собственного Я, своих желаний как отдельных, особых и не всегда совпадающих с желаниями других людей. Это находит свое выражение в формировании и отстаивании своих собственных замыслов (на начальном этапе кризиса — в виде негативизма, упрямства, дискредитации замыслов, исходящих от взрослого); в учащающихся попытках действовать автономно от взрослого, без его помощи; в обостренной эмоциональной реакции на критику своих собственных, «личных» действий. Т. В. Ермолова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005