КРИЗИС ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
КРИЗИС ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
задержка в психическом развитии человека, сопровождаемая депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера. Кризис возрастного развития обычно возникает при переходе из одного физического или психологического возраста в другой.
Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1999
КРИЗИС ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
период, когда развитие выражено в разрушении, распаде того, что сложилось в предшествующем опыте, – интересов и форм деятельности. К.в.р. – задержка в психическом развитии человека, сопровождаемая депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера. К.в.р. обычно возникает при переходе из одного психологического возраста в другой. Человек ощущает беспокойство, неудовлетворенность, «потерю себя». «Дети как бы выпадают из той системы педагогического воздействия, к–рая еще недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения» (Л.С.Выготский). Главное содержание К.в.р. в позитивных изменениях личности: появление новых интересов, новых отношений и форм деятельности. Известны К.в.р. у годовалого – ходьба и склонность к разрушительным действиям, у трехлетки – «Я сам!», в 6 – 7 лет переход от игры к учебе, перестройка отношений с людьми у подростков, переход от учебы к самостоятельной работе, а также создание семьи, переход от социальной активности к «пенсионному покою» и др. К.в.р. относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития (Э.Эриксон). Хронологические границы К.в.р. достаточно условны, что объясняется значительным различием индивидуальных, социокультурных и др. параметров. Значительно менее изучены К.в.р. зрелых периодов жизни и старости. Такие поворотные пункты у взрослых возникают заметно реже, чем в детстве и протекают, как правило, более скрытно, без выраженных изменений в поведении.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002