КОМПЛЕКС

Найдено 24 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОМПЛЕКСЫ
аномальные черты характера человека, его недостатки, тяжело переживаемые им самим и обычно скрываемые от окружающих людей.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

КОМПЛЕКС
лат. complexus - связь, сочетание) - соединение отдельных психических процессов в целое, отличное от суммы своих элементов.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Комплексы
аномальные черты характера человека, его недостатки, тяжело переживаемые им самим и обычно скрываемые от окружающих людей. Комплексы, как правило, существуют и действуют на подсознательном уровне.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Комплекс
совокупность эмоционально окрашенных элементов (мыслей, интересов, установок), складывающаяся в период раннего детства, вытесненная в бессознательное и оказывающая воздействие на актуальную психическую жизнь индивида.

Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999

КОМПЛЕКС
complex) Группа взаимосвязанных сознательных и бессознательных идей и чувств, которые оказывают динамическое влияние на поведение. В психоанализе Фрейда лишь два комплекса получили такое название: ЭДИПОВ КОМПЛЕКС и комплекс КАСТРАЦИИ. КОМПЛЕКСЫ превосходства и НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - АДЛЕРИАНСКИЕ термины.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Комплекс
(лат. complexus связь, сочетание) — совокупность, сочетание предметов. Нейрофибриллы представляют собой комплексы белковых молекул. Комплекс Гольджи, или пластинчатый комплекс, — одна из мембранных органелл, объединяющих несколько элементов: пузырьки, пластинки, трубочки, мешочки. Син. Внутриклеточный сетчатый аппарат Гольджи.

Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.

КОМПЛЕКС
complex) - (в психоанализе) эмоционально нагруженная и подавляемая группа идей и убеждений, которая способна воздействовать на поведение человека. В таком понимании данный термин был впервые использован Юнгом, однако в настоящее время он широко применяется в более свободном понимании, обозначая неосознанные мотивы поступков.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

КОМПЛЕКС
от лат. complexus - связь, сочетание] - 1) совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое (напр., К. артикуляционных упражнений, К. физических упражнений и т.д.); 2) психол. соединение отдельных психических процессов в некое целое; в узком смысле - группа разнород ных психических элементов, связанных единым аффектом

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Комплекс
(Complexus) (от лат. complector - охватывать, от complexus - соединение). В психологии - группа представлений, объединенных каким-либо переживанием, обычно сильно эмоционально окрашенным. Во многих случаях комплекс определяет целостное поведение больного, а может стать и причиной развития психических заболеваний (в основном невротических, иногда - психотических). См. Эдипов комплекс,

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

КОМПЛЕКС
/англ. Complex/, комбинированное сочетание психологических синдромов. См. Комплексы сексуальные.
Центральное понятие психоанализа. Группа взаимосвязанных сознательных и бессознательных идей и чувств, подвергшихся вытеснению и формирующих программу поведения.
«Моя жена говорит: – Комплексы есть у всех. Ты не исключение. У тебя комплекс моей неполноценности.» С. Довлатов. Соло на ундервуде.

Источник: Словарь доктора либидо

Комплекс
Используемый в психопатологическом смысле, этот термин обозначает группу идей или представлений, обладающих определенным эмоциональным зарядом. Иными словами, человек с тем или иным комплексом «зацикливается» на чувствах или идеях, характеризующих этот комплекс, и испытывает эмоциональное расстройство, когда пытается разобраться в них. Наиболее известными для студентов-психологов являются Эдипов комплекс и комплекс Электры. В качестве хорошо известного примера можно назвать комплекс неполноценности — термин, введенный в употребление Альфредом Адлером.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

КОМПЛЕКС
Скопление или совокупность эмоционально окрашенных идей или отношений. Психоаналитическая теория предлагает описания большого числа комплексов (например, Эдипа, Электры, неполноценности и т.д.). Хотя первоначально это понятие имело прежде всего описательное значение, постепенно в значении появился оттенок патологичности, так как основная идея теории комплексов заключается в том, что комплексы часто подавляются и находятся в конфликте с остальным поведением. Термин, однако, не обязательно передает наличие патологии. Он должен употребляться осторожно, потому что часто понимается неправильно.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

КОМПЛЕКС
от лат. complexio - связь, соединение; совокупность; рассказ; вывод).
1. В самом широком смысле К. - это совокупность разнообразных и в то же время чем-то (напр., функционально, генетически) сходных "предметов", составляющих одно целое (спортивный К., К. упражнений, культурный К., симптомо-К., if. оживления и т. д.).
2. Один из видов допонятийных обобщений, представленных в мышлении комплексном.
3. Понятие К. широко используется в глубинной психологии. В аналитической психологии, разработанной if. Юнгом психологической концепции, К. - вытесненные в подсознание ("личное бессознательное") аффективно окрашенные (эмоционально заряженные) воспоминания и мысли; др. словами, К. - стабильное соединение, сочетание аффекта (чувства) и представления. 3. Фрейд воспользовался юнгианским понятием К. и ввел в свою теорию 2 К. - эдипов К. и К. кастрации. Кроме того, в индивидуальной психологии (А. Адлера) разработаны понятия о К. неполноценности и превосходства. В фолк-психологии под "К." нередко понимается исключительно "К. неполноценности". (Б.М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Комплекс
лат. complexus - связь, сочетание) – 1. группа симптомов, образующая синдром, симптомокомплекс, паттерн проявлений какого-либо расстройства; 2. группа факторов, вызывающая появление определенного расстройства; 3. соединение явлений психического в некое функциональное целое; 4. у К.Юнга - вытесненное эмоционально значимое побуждение, влечение; 5. в психоанализе З.Фрейда – вытесненные в детском возрасте неприемлемые для взрослых сексуальные побуждения ребенка. Психоаналитическая теория представляет большое числа комплексов, большей частью считающихся патологическими, хотя некоторые психологические комплексы выделяются вне связи с психоанализом. Обычно, в психоанализе, наблюдения, указывающие на существование некоего комплекса, сводятся к указанию на определенный патологический паттерн сексуального поведения и его описания, вместо объяснения природы которого приводятся мифологические реминисценции. Далее, с уточнениями, приводятся упоминания об основных из этих комплексов; 6. в психопатологии – термин, обозначающий некие скрытые, обычно неосознаваемые пациентами причины искажения психологических процессов и вызывающие развитие некоторых психических расстройств, главным образом, бреда (Е.Блейлер, 1929).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

КОМПЛЕКС
1. Совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющий единое целое. 2. Соединение отдельных процессов психических в целое, отличное от суммы своих элементов (-> принцип системности). В этом смысле понятие комплекса употребляли многие психологи. 3. Специфическая интерпретация комплекса дана в психоанализе, где он понимается как группа процессов психических, объединенная единым аффектом, сформированная на основе глубинных филогенетических структур (-> филогенез). Здесь этот термин введен К. Г. Юнгом.
Согласно З. Фрейду, комплекс - это группа представлений, связанных одним аффектом; совокупность взаимосвязанных элементов - эмоционально окрашенная группа представлений, чаще всего вытесненная в предсознательное и бессознательное и влияющая на поведение. Неосознаваемое образование, обусловливающее структуру и направленность сознания; одна из задач - доведение комплекса до сознания клиента (-> комплекс неполноценности; комплекс Эдипа). Этот термин предназначен для описательной формулировки психологических актов. Согласно Юнгу - система черт, образов и переживаний, выстраиваемых вокруг определенного "центрального" переживания и существующих бессознательно и автономно, подобно самостоятельной личности, независимой от сознания и других комплексов.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Комплекс
лат. complex — связь, сочетание) — понятие предложенное К. Г. Юнгом, которым он обозначал формирующуюся в бессознательном (или вытесненную в него) эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека. По З. Фрейду, К. — это "группа представлений, связанных одним аффектом" (З. Фрейд "О психоанализе". Пять лекций). В общем З. Фрейд понимал К. как понятие, предназначенное для "описательной формулировки психологических актов" (З. Фрейд "Очерки по психологии сексуальности"). Традиционно для обозначения тех или иных К., как правило, используются имена персонажей мифов, сказок и художественной литературы. В классическом психоанализе особое значение в формировании, развитии и функционировании психики и личности придается комплексу Эдипа и комплексу кастрации. В современном психоанализе и психологии с разной степенью достоверности и обоснованности утверждается существование нескольких десятков различных комплексов, значительная часть которых вводится в оборот без достаточных на то оснований и без более-менее внятных определений. В общем, в психоаналитической традиции (при наличии тех или иных оговорок) принимается существование К. бога, К. Ионы, К. кастрации, К. мужественности, К. неполноценности, К. Поликрата, К. Терсита, К. Эдипа и К. Электры.

Источник: Клиническая психология. Словарь

КОМПЛЕКС

Термин, означающий совокупность образов, имаго, мыслей, идей, концентрирующихся вокруг ядра, производного от одного или нескольких архетипов, и характеризующихся общей эмоциональной окраской. Если комплексы приводятся в действие (констеллируются), они влияют на поведение, независимо от того, осознает это индивид или нет. Рассмотрение комплексов является важным средством для понимания сущности неврозов.
Одно время Юнг считал это понятие столь важным, что предлагал назвать свою школу 'психологией комплексов". Он рассматривал комплексы как 'царскую дорогу' к бессознательному и называл их также 'архитекторами сновидений'. Современная аналитическая психология пересмотрела это положение: комплексы расцениваются в большей мере как связующее звено между личностным и архетипическим компонентами разнообразных индивидуальных переживаний, в частности, тех, что возникают в младенчестве и детстве. Концепция комплексов была разработано Юнгом между 1904-м и 1911 годами с помощью теста словесных ассоциаций! Открытие Юнга Фрейд расценил как эмпирическое подтверждение его собственной теории бессознательного. Хотя в современном психоанализе термин комплекс используется редко (за исключением эдипова комплекса и комплекса кастрации), некоторые авторы считают, что сама структурная теория представляет собой теорию комплексов и что Оно, Я и Сверх-Я являются примерами комплексов.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

КОМПЛЕКС
1. Ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, как правило, преувеличение этих недостатков, сопровождающееся глубокими внутренними, но тщательно скрываемыми от посторонних людей переживаниями по поводу этих недостатков. 2. Аномальная черта характера, включающая устойчивое, не всегда точное и правильное представление человека о том, что он обладает серьезными недостатками. При наличии и осознании своего К. человек стремится избавиться от него. Нередко К. у человека возникает, когда окружающие его люди в существенном и ценном превосходят его самого, или когда данному человеку окружающие люди постоянно указывают на его недостатки. 3. В теории К. Юнга К.-непосредственный, внутренний, неосознаваемый источник поведения человека, зависимый от архетипа. К., по Юнгу, имеет сложную внутреннюю структуру, в которой выделяются так называемые ядерные и периферические элементы. Сила К. и его влияние на поведение человека зависят от мощности ядерного элемента и количества периферических психологических объектов, объединенных с ним ассоциативными связями. К. могут проявляться в открытом поведении человека, в его словесных ассоциациях и ошибках. На силу К. указывает также интенсивность эмоциональных реакций человека на событие, связанное с проявлениями данного К. См. аналитическая психология (личности) К. Юнга, архетип, Икаруса комплекс, компенсация, комплекс вины, комплекс Дианы, комплекс защиты, комплекс неполноценности, комплекс нуклеарный (конфликт ядерный), комплекс превосходства, комплекс универсальный, личность невротическая, партикуляный комплекс, черта характера.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Комплекс
Комплекс отличается от понятия отношением, которое устанавливается между индивидуальным предметом и групповым именем в комплексе индивид сохраняется как таковой, а сам комплекс объединяет различные элементы не на основании внутренней существенной связи между ними, а на основе фактической, конкретной, существующей в действительности между ними смежности в том или ином отношении. (9.1, 105) Существенным признаком, отличающим комплекс от понятия, является то, что в основе его лежат связи, объединяющие группу различных предметов в одно целое, так же, как и при понятии, но эта связь носит конкретный, фактический характер в отличие от абстрактного и общего характера тех связей, на основе которых строится понятие. (6.2, 484) Любая связь может повести к включению данного элемента в комплекс, лишь бы она фактически была в наличии. (1.2.1, 141) Самое существенное для построения комплекса то, что в основе его лежит не абстрактная и логическая, но конкретная и фактическая связь между отдельными элементами, входящими в его состав лежит в плане конкретно-фактического мышления. (1.2.1, 140) наши исследования намечают следующие пять основных форм комплексной системы Первый тип комплекса мы назовем ассоциативным в его основе лежит любая ассоциативная связь с любым из признаков Вторую фазу разнородность состава, взаимное дополнение и объединение на основе коллекции. Цепной комплекс строится по принципу динамического, временного объединения отдельных звеньев в единую цепь и переноса значения через отдельные звенья этой цепи четвертого типа комплекса объединяющийся с помощью диффузных, неопределенных связей наглядно-конкретной группы предметов диффузный комплекс псевдопонятием по внешнему виду совершенно совпадает с понятием по генетической природе отнюдь не является понятием. (1.2.1, 141 – 148) См. Понятие

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Комплекс
(лат. - связь, сочетание) - совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое; комплексный - представляющий собой комплекс чего-либо, охватывающий группу предметов, явлений, процессов (С.с.и.с.-С.295-296); Complex (от лат. - связывание, соединение) - с точки зрения психологии нерасчлененное целое (в противоположность гештальту, являющемуся расчлененным целым), например, комплекс представлений. Качествами комплекса называют свойства, присущие некоторому комплексу как таковому, или сам комплекс. Комплекс часто возникает благодаря целостному восприятию объединенных в нем частей. (К.ф.э. - С.217). Термин применяется в тех случаях, когда нужно подчеркнуть возникшие зависимости между компонентами (а не связи, как в комплекте). Предполагается, что в комплексе всегда имеют место иерархия между компонентами и зависимости друг от друга (прямые непосредственные), но не через компонент. В комплексе всегда выделяется системообразующий признак, который как сигнал отражает все, что связано с зависимостями. Как правило, системообразующий признак является «броским», т.е. выделяющимся. Одновременно он является символом или знаком какого-либо комплекса, претендующего на систему.
Таким образом, в комплексе есть: 1) иерархия, 2) зависимости, 3) опосредованные связи. Комплекс может превратиться в систему в том случае, если он приобретет характеристики взаимодействия со средой и собственные границы (см. Система). При диагностике пользуются следующей схемой. Вначале выделяют (по признакам и показателям) отдельные наборы, затем, продолжая многократно обращаться к наборам компонентов, выделяют связи между ними, т.е. комплект. В зависимости от особенностей соединений между компонентами (наборами компонентов) могут быть выделены разные по типу комплекты - варианты будущих комплексов. При диагностике применяют принцип «сепарации». Определяют комплексы путем многократного повторения одного и того же материала. Наконец, повторение (т.е. многократное «прохождение по одному и тому же материалу» с использованием тех же самых признаков) может вычленить особенности системы с ее основными показателями - границей и возможностью пребывать в разных состояниях (состояние защиты, адаптации и экспансии).
Система последовательного анализа комплекта и комплекса применяется, например, при анализе собранных ассоциаций: вначале отбираются сходные или противоположные представления (набор), затем представления объединяются в темы, проблемы, зоны, сферы (комплект), в дальнейшем определяется последовательность зависимостей между отдельными ассоциациями (образуется общая картина - комплекс), наконец, выявляются пределы этого набора (границы системы).

Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.

Комплексы
complexes) Понятие "К." использовалось мн. теоретиками психоан. направления. Оно было введено и разработано К. Юнгом. Юнг, однако, заимствовал термин и оригинальную формулировку понятия у Т. Цигена. Изучая вербальные ассоциации, Циген обнаружил, что время появления индивидуальной реакции часто удлинялось, когда стимульное слово относилось к чему-то неприятному для испытуемого. Он считал, что такой стимул был связан с эмоционально окрашенным комплексом представлений. Юнг поступил на работу в клинику Бургхельцли, где его руководитель, Э. Блейлер познакомил его с тестом словесных ассоциаций и предложил провести исслед. с использованием этого теста. Юнг вскоре стал видеть своей задачей обнаружение и изучение К. Он полагал, что наличие К. можно предположить не только по задержке ответа, но и по таким физиолог. реакциям на нек-рые стимульные слова, как кожно-гальванический рефлекс и изменения ритма дыхания. Юнг рассматривал К. как констелляцию связанных между собой мыслей, чувств и образов. Центром этой констелляции часто оказывался образ, соответствующий ядерной для К. идее или ситуации. Центральная идея, или образ, К. обычно оказывались в какой-то мере несовместимыми с привычными установками сознания. Поскольку К. относительно неосознаваем и связывает часть энергии, к-рая без него осталась бы на службе сознания, он действует как относительно автономная часть психики. Юнг наблюдал влияние, оказываемое К. на сознательное выполнение заданий. Он предположил, что К. может аналогичным образом воздействовать на поведение и физиолог. процессы в др. ситуациях. Он считал влияние К. причиной оговорок, выпадений из памяти, забывания имен, несчастных случаев - короче, разнообразных феноменов, описанных З. Фрейдом в "Психопатологии обыденной жизни" в качестве очевидных признаков действия неосознаваемых мотивов. Юнг полагал, что К. могут образовываться разными способами и принимать разные формы. Они могут быть следствием травматических событий или возникать в результате морального конфликта. Юнг рассматривал невроз как диссоциацию личности вследствие образования К. и считал, что невротические симптомы могут пониматься как выражение К. В работе Фрейда понятие К. адаптировано к теорет. системе, акцентирующей сексуальность. В работе А. Адлера это понятие адаптировано к системе, подчеркивающей стремление к власти и чувство неполноценности вследствие недостатка власти. Наиболее важным у Адлера является К. неполноценности, к-рый он считал характерной чертой невроза. Юнг развил понятие К. еще до своего вхождения в психоан. движение. После того как он познакомился с трудами Фрейда и сотрудничал с ним неск. лет, он попытался увязать свои представления о К. со взглядами Фрейда на бессознательное. См. также Аналитическая психология, Архетипы, Тест словесных ассоциаций Р. В. Коан

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

КОМПЛЕКС
Complex; Komplex) - эмоционально заряженная группа идей или образов (см. также ассоциативный тест), сгруппированных вокруг сердцевины, имеющей своим источником один или более архетипов и характеризующейся общим эмоциональным настроем; образуя действующую констелляцию, комплексы накладывают отпечаток на поведение и характеризуются аффектом, вне зависимости, сознает это человек или нет. Они всегда относительно автономны.
"Как известно, комплексы - это прежде всего такие психические величины, которые лишены контроля со стороны сознания. Они отщеплены от него и ведут особого рода существование в темной сфере души, откуда могут постоянно препятствовать или же содействовать работе сознания <..:> Комплексы всегда содержат в себе нечто вроде конфликта или, по крайней мере, являются либо его причиной, либо следствием. Во всяком случае, комплексам присущи признаки конфликта, шока, потрясения, неловкости, несовместимости. Это так называемые, "больные точки", по-французски "betes noires", по-английски "sceletons in the cupboard", о которых не очень-то хочется вспоминать и еще меньше хочется, чтобы о них напоминали другие, но которые, зачастую самым неприятным образом, напоминают о себе сами. Они всегда содержат воспоминания, желания, опасения, обязанности, необходимости или мысли, от которых никак не удается отделаться, а потому они постоянно мешают и вредят, вмешиваясь в нашу сознательную жизнь. Очевидно, комплексы представляют собой своего рода неполноценности в самом широком смысле, причем я тут же должен заметить, что комплекс или обладание комплексом не обязательно означает неполноценность. Это значит только, что существует нечто несовместимое, неассимилированное, возможно даже какое-то препятствие, но это также и стимул к великим устремлениям и поэтому, вполне вероятно, даже новая возможность для успеха. Следовательно, комплексы являются в этом смысле прямо-таки центром или узловым пунктом душевной жизни, без них нельзя обойтись, более того, они должны присутствовать, потому что в противном случае душевная деятельность пришла бы к чреватому последствиями застою. Но они означают также и неисполненное в индивиде, область, где по крайней мере сейчас он терпит поражение, где нельзя что-либо преодолеть или осилить, т. е. без сомнения, это слабое место в любом значении этого слова.
Такой характер комплекса в значительной степени освещает причины его возникновения. Очевидно, он появляется в результате столкновения требования к приспособлению и особого, непригодного в отношении этого требования свойства индивида. Так комплекс становится для нас диагностически ценным симптомом индивидуальной диспозиции" (Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993. С. 94-96).
"Сегодня каждый знает, что люди "имеют комплексы". Что не так хорошо известно, но гораздо более важно теоретически, - это то, что комплексы могут иметь нас" (CW 8, par. 200).
Юнг подчеркивал, что комплексы сами по себе не представляют ничего отрицательного - таковым зачастую оказываются следствия их деятельности. Аналогично атомам и молекулам, являющимся невидимыми компонентами физических объектов, комплексы представляют строительные блоки психического и являются источником всех человеческих эмоций.
Идентификация с комплексом, в особенности с анимой, анимусом или тенью, является постоянным источником невроза. Цель анализа в таких случаях: не пытаться избавиться от комплекса - что само по себе бессмысленно и не нужно - а стремиться к минимизации его отрицательного воздействия путем понимания той роли, которую он играет в стереотипах поведения и эмоциональных реакциях.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

КОМПЛЕКС
широко используемое в обыденной жизни и в психологической литературе понятие, служащее для обозначения совокупности бессознательных представлений, аффективно окрашенных воспоминаний, связанных между собой ассоциаций, разнообразных личностных черт, специфических и общезначимых переживаний, возникающих у человека на основе межличностных отношений.
   В классическом психоанализе З. Фрейда наблюдалось двойственное отношение к использованию понятия «комплекс». С одной стороны, «комплекс Эдипа» и «комплекс кастрации» составляли остов его психоаналитической теории и практики. С другой стороны, З. Фрейд настороженно относился к повсеместному использованию термина «комплекс», который не отличался, на его взгляд, ни понятийной строгостью его употребления, ни адекватным отражением различных аффективных состояний человека. Последнее обстоятельство отчасти было связано с тем, что он соотносил введение этого термина в психоанализ с именем К.Г. Юнга (1875–1961), первоначально разделявшего психоаналитические идеи, но впоследствии порвавшего с З. Фрейдом и создавшего собственное учение, получившее название аналитической психологии.
   Осуществленный в Цюрихской психиатрической школе ассоциативный эксперимент позволил К.Г. Юнгу сделать предположение, в соответствии с которым временные задержки в ответной реакции человека на слово-стимул не являются случайными, а связаны с психическим комплексом, затрагивающим его соответствующие представления и переживания. Понятие «комплекс» было использовано им как в его работе «Диагностическое исследование ассоциаций» (1906), так и в его письмах к З. Фрейду, когда, в частности, в ноябре 1906 года он писал о том, что «два одновременно существующих комплекса должны с точки зрения психологии всякий раз сливаться, в каждом комплексе уже должна присутствовать констелляция другого».
   Основатель психоанализа обратил внимание на новацию К.Г. Юнга, связанную с понятием комплекса. В статье «Диагностика фактов и психоанализ» (1906) он отметил, что под комплексом теперь принято понимать «содержание представлений, определяющих ответную реакцию на слово-стимул». Четыре года спустя в работе «О психоанализе» (1910) он высказал предположение о том, что на основе нежных и враждебных чувств между родителями и детьми, братьями и сестрами возникает определенный комплекс, который вместе со своими производными является «ядерным комплексом всякого невроза». При этом З. Фрейд подчеркнул, что неврозы не имеют какого-либо только им свойственного содержания, которое психоаналитик не мог бы обнаружить у здорового человека или, «как выразился К.Г. Юнг, невротики страдают теми же самыми комплексами, с которыми ведем борьбу и мы, здоровые люди». По его словам, «ядерный комплекс» не менее действенен и в других областях душевной жизни, иллюстративным подтверждением чего могут служить миф об Эдипе и «Гамлет» Шекспира, в основе которых лежит «комплекс инцеста».
   В дальнейшей своей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд придавал особое значение «комплексу Эдипа», осмысление которого нашло свое отражение во многих его работах. Вместе с тем еще до разрыва с К.Г. Юнгом он высказывал такие соображения о комплексах вообще, которые свидетельствовали как о неприемлемости юнговского подхода к ним, так и его специфическом взгляде на них. В частности, в одном из писем к венгерскому психоаналитику Ш. Ференци, датированном 1911 годом, З. Фрейд писал, что, по-видимому, его коллега страдает от боязни комплексов, связанной с «мифологией комплексов Юнга». Одновременно он сформулировал положение, которое, судя по всему, осталось недооцененным теми, кто усматривал задачу психотерапии в устранении комплексов пациентов: «Человеку не следует стремиться искоренять свои комплексы, а следует прийти с ними в согласие: они законно являются тем, что направляет поведение человека в мире».
   После разрыва с К.Г. Юнгом в 1913 году З. Фрейд стал особенно критически относиться к чрезмерно широкому использованию понятия комплекса как такового. Этому разрыву предшествовали взаимные обвинения, когда основатель психоанализа саркастически замечал, что К.Г. Юнг разрешил загадку своей мистики, базирующейся на «символическом использовании отслуживших свой срок комплексов», в то время как швейцарский психиатр, в свою очередь, писал об уничтожающем достоинство венском критерии жажды к власти и «инсинуациях из сферы отцовского комплекса».
   На ранних этапах развития психоанализа у З. Фрейда встречались такие выражения, как «личный комплекс», «комплекс самосохранения», «отцовский комплекс», «семейный комплекс», «меланхолический комплекс» и другие. Впоследствии его обращение к проблеме комплексов ограничилось использованием понятий «комплекс Эдипа» и «комплекс кастрации». В современной психоаналитической литературе понятие комплекса чаще всего используется в двух последних значениях, хотя некоторые психоаналитики прибегают и к иным его смысловым значениям.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

КОМПЛЕКС
лат. complexus - связь, сочетание). 1. Группа соотносимых или ассоциируемых факторов. Например, группа симптомов, объединяемых понятием симптомокомплекса, синдрома; 2. В психологии памяти - группа тесно связанных воспоминаний [Muller G.E.]; 3. Синоним понятия "чувственно окрашенный комплекс представлений" [Ziehen Th.] 4. В психоанализе: группа ассоциированных эмоционально значимых идей и импульсов, подавляемых или вытесняемых сознанием, так как они находятся в конфликте с Эго и (или) Супер-Эго. Понятие впервые введено S. Freud и E. Breuer [1895] в работе об истерии, затем разрабатывалось как в ортодоксальном психоанализе, так и, особенно, в школе C. Jung.
К. АНТИГОНЫ - проявляется в неосознаваемом сексуальном влечении девочки к отцу. Согласно древнегреческой мифологии, осознавший все свои преступления и ослепивший себя Эдип был изгнан фиванцами на чужбину и, будучи слепым и дряхлым, погиб бы, не выдержав невзгод, если бы не любовь его дочери Антигоны, добровольно отправившейся в изгнание с отцом. Рассматривается как причина некоторых форм неврозов и перверсий.
К. ГРИЗЕЛЬДЫ - проявляется в желании отца сохранить дочь для себя и в обусловленном этим отказе всем претендентам на ее руку. Такого рода инцестное влечение отца к дочери рассматривается как поздняя форма комплекса Эдипа, сменяющая влечение мужчины к собственной матери. Гризельда - героиня Д. Боккаччо ("Декамерон"), являющаяся олицетворением женской добродетели и бесконечного долготерпения.
К. ДЕДА - присущ мужчинам и заключается в мечтаниях быть собственным дедом. Связывается с замечаемым человеком обстоятельством, что его родители, старея, становятся все меньше. Отсюда - желание стать над отцом. Интерпретируется различно: указывается на зависимость между К.д. и геронтофилией; по E. Jones связан с инцестными желаниями.
К. ДИАНЫ - возникает в развитии либидо у девочек, будто бы характеризует регрессивное желание женщин быть мужчиной. Обнаружив у себя отсутствие пениса, девочка якобы воспринимает это как наказание за что-то, и у нее возникает зависть к мальчику. Рассматривается как причина невротических состояний и некоторых видов перверсий.
Диана (древнеримское имя древнегреческой богини Артемиды) - богиня-охотница, которой, согласно некоторым мифологическим представлениям, были присущи мужские увлечения и отсутствие интереса к противоположному полу.
К. ЙОКАСТЫ [De Sansurre R., 1920] - заключается в патологическом влечении матери к сыну. Основой послужил образ Йокасты, героини древнегреческой мифологии, полюбившей своего сына Эдипа. См. К. Эдипа.
К. КАИНА - основан на зависти брата к брату. Каин, по Библии, старший сын Адама и Евы, убивший своего брата Авеля из зависти. К.К. рассматривается как результат обделенности одного из детей, в отличие от других, родительской любовью. Интерпретируется психоаналитиками как причина возникновения неврозов.
К. КАСТРАЦИОННЫЙ [Freud S., 1908] - связывается с детскими кастрационными фантазиями. Мальчик испытывает страх, что отец в наказание за сексуальную активность отрежет ему пенис. Девочка замечает у себя отсутствие пениса и мечтает восстановить его. Фантазии эти возникают с открытием ребенком различия полов и тесно связаны с К. Эдипа.
К. МЕДЕИ. Характеризуется стремлением матери убить собственных детей, чтобы отомстить мужу. Медея, согласно древнегреческой мифологии колхидская царевна, помогла Ясону и аргонавтам овладеть золотым руном. Страшась мести отца, она бежала с Ясоном в Грецию, но Ясон обманул ее и взял в жены другую. Не ограничившись отравлением соперницы, Медея убила и своих детей от Ясона.
К. НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - К. ПРЕВОСХОДСТВА. Два сопряженных альтернативных понятия Адлера индивидуальной психологии (см.). Оба они являются устойчивыми и неадекватными способами преодоления якобы свойственного каждому человеку чувства неполноценности. При К.н., присущем больным неврозами, субъект уходит от необходимости преодоления жизненных трудностей и стремится избежать самих переживаний чувства неполноценности. При этом у больного доминируют мысли о своей ничтожности, несостоятельности, которые не скрываются им от окружающих. К.п. определяется иной, но также неадекватной позицией больного, который также уходит от решения сложных для него проблем, но при этом демонстрирует свою исключительность в других областях деятельности. При этом подчеркивается "никчемность" игнорируемых невротиками проблем. Это механизм своеобразной гиперкомпенсации.
По A. Adler [1920], чувство неполноценности присуще всему периоду развития ребенка, ощущающего свою инадекватность в отношении родителей и окружающего мира. Способ, избранный невротиком для определения К.н., определяет весь его "стиль жизни".
К.н. и К.п. рассматриваются в отечественной психологии как проявление заниженной или завышенной неадекватной самооценки.
К. ОРЕСТА - проявляется в подавляемом или неосознанном желании убить собственную мать. См. К. Электры.
К. ФЕДРЫ - проявляется в кровосмесительном сексуальном влечении матери к сыну. Рассматривается как причина некоторых невротических расстройств и перверсий.
Федра - жена афинского царя Тесея, испытывавшая преступную страсть к своему пасынку Ипполиту. Древнегреческий миф о Федре различно интерпретировался в одноименных драмах Еврипида, Сенеки и Расина.
К. ЭДИПА - характеризуется влечением сына к матери и недоброжелательным отношением к отцу. Психоаналитики рассматривают ситуацию Эдипа ("семейный роман") как неизбежную стадию сексуального развития личности, когда в периоде позднего детства ребенок переносит часть своей энергии в половое влечение к родителям. S. Freud рассматривал К.Э. как основную идею неврозов, кульминационный пункт детской сексуальности. Невроз трактуется как регрессия либидо на одну из стадий инфантильной сексуальности. Понятие К.Э. распространяется на все психические заболевания: например, проявлением его считается утверждение больного шизофренией того, что он не сын своих родителей, а его мать - его жена, его братья и сестры - его дети и т.д. К.Э., как и другие комплексы, является типичным примером пансексуалистского подхода психоаналитиков к интерпретации клиники психических расстройств. Эдип - герой древнегреческой мифологии - убил фиванского царя Лая, не зная, что это его отец, женился на своей матери Йокасте и завладел фиванским престолом.
К. ЭЛЕКТРЫ - якобы возникает на одной из стадий либидинозного развития девочек и характеризуется ненавистью к матери и сексуальным влечением к отцу. Электра - в древней мифологии дочь царя Агамемнона и царицы Клитемнестры. Она убедила своего брата Ореста, вернувшегося в Микены после длительного отсутствия, отомстить их матери и ее новому мужу, прежде любовнику, за то, что они совместно убили Агамемнона.
Син.: женский комплекс Эдипа.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Комплекс недостаточности старших школьников как признак различия их карьерных и ценностных ориентаци

Рубцова Анна Викторовна
В исследовании особенностей карьерных и ценностных ориентаций старших школьников в специфике различных показателей самооценки выявлен такой интегральный показатель самооценки как комплекс недостаточности
Читать PDF

Учебно-методический комплекс по курсу «Этнопсихология» (для студентов психолого-педагогического факу

Бучек А. А.
Читать PDF

Комплекс педагогических условий социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведе

Зайдуллина Г. Г.
В статье рассматривается комплекс педагогических условий эффективности социальнопедагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье.
Читать PDF

Комплекс показателей для характеристики количественно-качественных изменений в процессе развития сис

Краснова Оксана Викторовна
В данной работе представлен комплекс показателей, при помощи которых можно формализованно представить сложный механизм развития систем педагогических взаимодействий на уровне микропроцессов эволюции структуры и функции.
Читать PDF

Мультимедийное издание «Музейный историко-просветительный образовательный комплекс г. Котовска»

Клыгина Е. В., Лаптев С. Ю.
Читать PDF

Концепт — дискурс — дискурсивно-идеологический комплекс: инструментарий исследования народничества

Фурман Ф.П.
Читать PDF

Диагностический комплекс «Направленность на военно-профессиональную деятельность»

Губин Владимир Алексеевич, Загорюев Анатолий Леонидович
В соответствии с разработанной авторами моделью конструкта направленности на военно-профессиональную деятельность предложен диагностический комплекс для ее определения, состоящий из Опросника и Проективной методики «20 определений
Читать PDF

Невидимый Эдипов комплекс

О'Шонесси Эдна, Алиханян Гаяне
В статье приводится доклад автора на конференции, посвящённой Мелани Кляйн и проблеме Эдипова комплекса (Лондон, 1987).
Читать PDF

Комплекс эмоциональных переживаний, соответствующих проявлениям вдохновения

Стариков Павел Анатольевич, Порхачева Евгения Павловна, Лыкова Светлана Николаевна
Цель исследования, основные результаты которого описаны в статье, изучение структуры эмоциональных переживаний, связанных с проявлением вдохновения в творческой деятельности студентов вузов. Методика и методы.
Читать PDF

Указатель «Методика-автор»: комплекс ПД-триада (Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров. , М.

Завоеванная Н.С.
В материале рассматривается суть и цель онлайн-проекта указатель «Методика-автор», реализуемого на площадке форума «Экспертное сообщество профессиональных психологов» ЭСПП и содержание этого указателя на примере методического комп
Читать PDF

Аппаратно-программный комплекс для экспресс-оценки функционального состояния человека оператора

Козловский В.В.Лютов Э.А., Кострица В. Г.
Читать PDF

Рефлексодиагностический аппаратно-программный комплекс «Диатер-2»

Чернецов А. А., Варфоломеев В. А.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Комплекс Антигоны

    по имени дочери Эдипа, добровольно отправившейся в изгнание вместе с отцом) - проявляется неосознаваемым сексуальным влечением дочери к отцу. Лежит, как предполагается психоаналитиками-фрейдиста
  • АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

    от лат. complexus - связь, сочетание] - совокупность речедвижений, необходимых для осуще ствления данного звука или более сложной произносительной еди ницы
  • АВТОНОМНЫЙ КОМПЛЕКС

    Термин Юнга для обозначения любого комплекса, который складывается бессознательно, но со временем прокладывает путь в сознание.
  • Комплекс бога

    лат. complex — связь, сочетание и Бог — в религиозно-мистических представлениях сверхъестественное верховное существо, управляющее миром) — совокупность различных характерологических и поведенчес
  • Комплекс деда

    желание мужчины стать своим дедом с тем, чтобы оказаться в положении над собственным отцом, приобрести власть над ним. Связан, как предполагают, с инцестуозными желаниями и геронтофилией.
  • ДИАНЫ КОМПЛЕКС

    Психоаналитический термин для обозначения (предполагаемого) вытесненного желания женщины быть мужчиной.
  • Эдипов комплекс

    см. Комплекс Эдипа.
  • ЭГО КОМПЛЕКС

    группа эмоциональных реакций человека на себя самого. Э.к. называется также «чувством себя». См. Юнг Карл, Эго.
  • КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРЫ

    См. Эдипов комплекс.
  • СПИД-деменция комплекс

    Он проявляется: прогрессирующей субкортикальной деменцией, психомоторной заторможенностью, апатией, амнезией, дезориентацией, галлюцинациями, спутанностью сознания, мутизмом, а также атаксией,
  • Комплекс испытаний для получения водительских прав

    driver"s license testing) В целом на протяжении челов. истории лицензии использовались правительством в трех осн. целях - для предоставления особых привилегий, установления контроля за определенным повед
  • КОМПЛЕКС ЭДИПОВ, КОМПЛЕКС ЭДИПА

    Oedipus complex) - сдерживаемое половое влечение ребенка к родителям противоположного пола, сочетающееся с соперничеством с родителем того же пола: согласно психоаналитической теории Фрейда, данное сос
  • КОМПЛЕКС ЭДИПА

    по имени мифического персонажа, который убил отца и женился на своей матери) - инцестуозное влечение сына к своей матери и ревность, ненависть к своему отцу. Согласно мифу, Эдип не знал, что его отец
  • Эдипов комплекс или комплекс Электры

    Oedipus or Electra complex). Процесс, развертывающийся на фаллической стадии, когда ребенок стремится к сексуальному соединению с родителем противоположного пола, чувствует угрозу от родителя одного с ним по
  • ИОКАСТЫ, КОМПЛЕКС

    назван по имени матери, полюбившей своего сына, Эдипа) - инцестуозное влечение матери к своему сыну.
  • КОМПЛЕКС МАДОННЫ

    обожание, преклонение перед конкретной женщиной, граничащее с ее обожествлением.
  • ИНВЕРТИРОВАННЫЙ ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

    В психоанализе – Эдипов комплекс, при котором объектом либидинальной привязанности становится родитель одного с ребенком пола.
  • НЕГАТИВНЫЙ ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

    negative oedipus complex) Вид ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА, при котором субъект желает обладать родителем одного с ним пола и рассматривает родителя противоположного пола как своего соперника.
  • ПОЗИТИВНЫЙ ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

    POSITIVE OEDIPUS COMPLEX) Отождествление ребенка с родителем одного пола, когда либидный интерес имеется к родителю противоположного пола.
  • Комплекс Федры

    (по имени Федры - жены афинского царя Тезея, испытавшей преступную страсть к своему сыну Ипполиту). Психоаналитический комплекс, проявляющийся кровосмешением в результате полового влечения матер