КОМПЛЕКС ЭДИПА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Комплекс Эдипа
по имени мифического персонажа, который убил отца и женился на своей матери) - инцестуозное влечение сына к своей матери и ревность, ненависть к своему отцу. Согласно мифу, Эдип не знал, что его отец является сексуальным партнером его матери. Синоним: Отцовский комплекс.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

КОМПЛЕКС ЭДИПА
совокупность чувств и переживаний ребенка, испытывающего амбивалентное (двойственное) отношение к своим родителям. В классическом психоанализе под комплексом Эдипа понимается сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола и его стремление к устранению родителя своего пола (см. Эдипов комплекс).    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Эдипа комплекс
(нем. Oidipus komplex). По имени главного действующего лица трагедии Софокла «Царь Эдип», Эдип убивает фиванского царя Лая, не зная, что тот его отец, и женится на своей матери Иокасте, также не зная, что она его мать (от лат. oedipus - с «опухшими ногами»; от греч. oidao - раздуваться, опухать и pous, podos - ноги); психоаналитический термин, обозначающий отношение ребенка 3-4-летнего возраста к своим родителям: в ненависти и ревности к родителю того же пола и любовном стремлении к родителю противоположного пола.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

КОМПЛЕКС ЭДИПА
понятие, введенное в рамках классического психоанализа для объяснения формирования социальной, или моральной инстанции субъекта (Супер-Эго). В этом понятии воспроизводится античный миф об Эдипе, который убивает отца и женится на матери. В соответствии с этим происходит приписывание сыну сексуального влечения к собственной матери, обусловливающего агрессию по отношению к отцу, место которого стремиться занять ребенок. Амбивалентность отношения к отцу (агрессия и стремление к выполнению его роли) инициирует идентификацию, за счет которой происходит усвоение мужской социальной роли и системы моральных инструкций и запретов, свойственных взрослому, что и образует Супер-Эго (сверх-Я).

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Комплекс Эдипа
Словообразование. Происходит от лат. cоmplexus - сочетание и имени героя античного мифа, который в силу неведения убивает отца и женится на матери.
Категория. Теоретическое понятие классического психоанализа.
Специфика. Служит для объяснения формирования социальной, или моральной инстанции субъекта (Супер-Эго, Сверх-Я). В соответствии с этим происходит приписывание сыну сексуального влечения к собственной матери и связанной с ним агрессии по отношению к отцу, место которого он стремиться занять. Амбивалентность отношения к отцу (агрессия и стремление к выполнению его роли) инициирует идентификацию, за счет которой происходит усвоение мужской социальной роли и системы моральных инструкций и запретов, свойственных взрослому, что и образует Супер-Эго.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

КОМПЛЕКС ЭДИПА
/англ. Edip complex/ (эдипов комплекс), в психоанализе стадия развития либидо у мальчика в возрасте от трех до семи лет.
Назван по имени героя древне-греч. мифологии Эдипа /лат. Oedipus – опухшая нога/, сына царя Фив Лайя. Дельфийский оракул предсказал Эдипу стать убийцей собственного отца (1) и мужем (1) своей матери (1). Надеясь избежать пророчества, царь Лай приказал проколоть сыну ноги и бросить в лесу на растерзание диким зверям. Ребенка спасли пастухи, которые передали его коринфскому царю Полибу. Эдип вырос, не зная тайны своего рождения. Вернувшись на родину, юноша действительно убил родного отца в случайной ссоре. Затем отгадал загадку Сфинкса, женился на собственной матери Иокасте и воцарился в Фивах. Эдип узнал истину только через двадцать лет. Он ослепил себя и добровольно отправился в изгнание.
К.Э. – сложный психологический синдром, в основе которого лежит амбивалентность чувства ребенка по отношению к родителям. Заключается в том, что сын бессознательно стремится овладеть матерью как женщиной и при этом устранить соперника-отца. Иногда принимает гомосексуальную направленность на замещение родителя собственного пола. В дальнейшем вытесняется в сферу бессознательного, в большей или меньшей степени определяя всю последующую жизнь человека. См. также Инцест. Ср. Комплекс Электры.
Миф об Эдипе – постоянный сюжет мирового искусства (трагедии Софокла, Сенеки Младшего; живопись Ж. Энгра; оперы Г. Перселла, И. Стравинского; пьесы Ж. Кокто, Т. Элиота и др.). Э.К. нашел отражение в пьесе М. Круазе «Эдип и его мать»; фильме АХичкока «Психо» и др.
«Иногда спрашивают: откуда может быть комплекс Эдипа у человека, если он вообще не знал родного отца?». М. Мамардашвили. Введение в философию.

Источник: Словарь доктора либидо

КОМПЛЕКС ЭДИПА
англ. Oedipus complex) - одна из важнейших концепций фрейдовского психоанализа. Объясняет становление индивида как социального (морального) субъекта и формирование высшей психической инстанции (Суперэго), в результате чего индивид делается личностью. Интерпретирует также глубинные мотивы взаимоотношений между детьми и родителями. Концепция К. Э. не только отсылает к античному миру об Эдипе, но и сама, как и многие др. концепции психоанализа, в определенной степени является мифом. Мифологичность означает не ложность, но символически-аллегорическую форму выражения идеи, обычно для науки нехарактерную. Именно в виде мифа К. Э. вошел в контекст западной культуры XX в.
В наиболее известном варианте суть К. Э. такова: мальчик испытывает сексуальное влечение к собственной матери и агрессию к отцу, занимающему возле матери место, желанное для сына. Агрессия сочетается не только со стремлением, но и с невозможностью занять место отца. Это сочетание приводит в действие механизм идентификации (с отцом) - мальчик "становится" на его место и даже как бы преображается в него, но в идеально-символическом плане, а не в действительности. Идентифицируясь с отцом, мальчик перенимает черты взрослого мужского поведения (мужскую социальную роль), но главное - систему моральных инструкций и запретов, присутствующих у взрослого (отца). Эта система - моральная цензура сознания - образует т. н. Суперэго (Сверх-Я), представляющее в индивидуальной психике социальные нормы и являющееся одним из 3 основных элементов, образующих, согласно 3. Фрейду, структуру личности (Ид, Эго, Суперэго). Данная ситуация, происходящая внутри семьи, была ассоциирована с античным мифом об Эдипе, который убивает отца и женится на матери (инцест). Наличие мифологического сюжета, в котором выражался строжайший запрет на оба эти деяния, понималось Фрейдом как свидетельство того, что в раннем (первобытном) обществе сожительство с матерью и убийство отца были обычным делом (соответствующим естественной мотивации), на которое впоследствии, с развитием общества, был наложен запрет (табу), глубоко укоренившийся в культуре всех народов.
Изложенная концепция К. Э. представляет крайний и психологически упрощенный случай. В реальности, по Фрейду, ребенок идентифицируется не только с родителем, чье место хотел бы занять, но и с объектом своего влечения, т. е. с обоими родителями. При этом влечение мальчика к матери и агрессия к отцу могут не выражаться отчетливо. Одна из идентификаций (с отцом или с матерью) начинает доминировать лишь в подростковом возрасте, при нормальном развитии совпадая с полом ребенка. Вместе с тем, идентифицируясь с обоими родителями, ребенок усваивает черты обоих родителей, и его Суперэго складывается из моральных представлений как отца, так и матери.
Женская версия К. Э. - комплекс Электры. Здесь мифологическая ассоциация - сюжет, в котором микенская царевна Электра убивает собственную мать за то, что та убила своего мужа (отца Электры). В этом сюжете Фрейд увидел влечение Электры к отцу, хотя в мифе о нем речи нет. Комплекс Электры специально и подробно в психоанализе не рассматривается, т. к. считается во всем сходным с К. Э.
Критика концепции К. Э. в основном состоит в отрицании необходимости, всеобщности элементов К. Э. в развитии каждого индивида и в интерпретации К. Э. как психической аномалии. Др. вариант критики - утверждение, что сам К. Э., равно как и особая значимость сексуальных переживаний, "запретного плода", и их вытесняе-мость в бессознательное, наполненность бессознательного исключительно сексуальной мотивацией (пансексуализм), - феномены современных Фрейду семейных и общественных нравов, утратившие со 2-й трети XX в. конкретно-житейскую активность. Очевидно, обе критические версии, как и ряд эмпирических исследований, воспринимают К. Э. не как психоаналитический миф, а как научную идею. Представителям психоанализа более импонирует то, что концепция К. Э. активно используется в западной культурологии (начало чему положил сам Фрейд) и в искусстве (литературе, кинематографе). (Е. 3. Васина.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

КОМПЛЕКС ЭДИПА
комплекс Эдипов, комплекс Эдиповский) - понятие, введенное в рамках психоанализа классического, - имманентное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола и связанное с ним агрессивное чувство к родителю своего пола. Возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, преимущественно бессознательных, заключающихся в половом влечении мальчика к родителю противоположного пола и стремлении физически устранить родителя одного пола. Одна из основных категорий фрейдовского учения.
Комплекс Эдипа получил название по имени одного из героев древнегреческого мифа, царя Эдипа, который, ведомый роком, вопреки своей воле и не зная того, убил своего отца и женился на своей матери. Соответственно этому сыну приписывается сексуальное влечение к собственной матери, обусловливающее агрессию по отношению к отцу, место коего стремиться занять ребенок.
Понятие комплекса Эдипа служит объяснению формирования социальной, или моральной, инстанции субъекта (Супер - Эго). Согласно З. Фрейду, комплекс Эдипа извечно тяготеет над всеми мужчинами. Здесь есть усложняющее обстоятельство: комплекс у мальчиков имеет двоякую установку - активную и пассивную, соответственно бисексуальному расположению; так, мальчик и воспринимает отца как соперника по отношению к матери, и хочет заменить отцу мать в качестве любовного объекта. Амбивалентность отношения к отцу (агрессия и стремление к выполнению его роли) инициирует идентификацию, за счет коей происходит усвоение мужской роли социальной и системы моральных инструкций и запретов, свойственных взрослому, что и образует Супер - Эго (сверх - Я). Отголоски переживаний этого периода жизни можно видеть на протяжении всей жизни, и за огромным числом страданий и невротических проявлений взрослого можно увидеть нереализованные сексуальные устремления.
Личность формируется в зависимости от переживания этого комплекса; им же в значительной мере определяется и позднейшее поведение. Комплекс Эдипа - один из важнейших источников сознания вины и источник общечеловеческого сознания вины. Он составляет ядро неврозов, являя собой существенную часть их содержания. В нем завершается сексуальность инфантильная. Преодолеть его - задача, предстоящая каждому новорожденному; при неудаче возникает невроз. Различаются две формы комплекса Эдипа: нормальная - активная, и инвертированная.
У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс Электры, согласно мифу, убившей свою мать из мести за отца. Здесь он - вторичное образование, кое становится возможным и возникает благодаря подготовительным воздействиям комплекса кастрационного. У мальчиков он первичен и погибает вследствие комплекса кастрационного (=> комплекс Электры; инцест).
Справиться с комплексом Эдипа ребенку помогает одна из форм защиты психологической - идентификация; это происходит к пяти - шести годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Это ведет к развитию нормальной сексуальности. Итак, не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение комплекса Эдипа, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него.
Концепция комплекса Эдипа выражает общую тенденцию фрейдизма к универсализации отдельных патологических психических феноменов.
В современном психоанализе понятие комплекса Эдипа часто употребляется расширенно для обозначения и характеризации всей гаммы отношений "семейного треугольника" мать - отец - ребенок.
Согласно Э. Фромму, Фрейдовским выводам о комплексе Эдипа следует придать более общий характер и перенести их с сексуальной сферы на межличностные отношения. Сущность инцеста - не сексуальное стремление к членам одной семьи, но лишь одно из выражений гораздо более глубокого и фундаментального желания остаться ребенком, привязанным к оберегающим фигурам, среди коих мать - первая и важнейшая. Отсечение пуповины не в физическом, а в психологическом смысле, - великий вызов развитию человека и самая трудная его задача. Согласно А. Адлеру, наличие в семье сестер и братьев может существенно усложнить ситуацию Эдипа отношения (взаимодействия) и усилить долговременное воздействие его на поведение вне семьи.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998



Похожие термины:

  • КОМПЛЕКС ЭДИПОВ, КОМПЛЕКС ЭДИПА

    Oedipus complex) - сдерживаемое половое влечение ребенка к родителям противоположного пола, сочетающееся с соперничеством с родителем того же пола: согласно психоаналитической теории Фрейда, данное сос