Эдипов комплекс

Найдено 33 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эдипов комплекс (в женском варианте – комплекс Электры)
Эротическое влечение мальчика к матери (а девочки к отцу) и чувство враждебности и соперничества к родителю своего пола.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

эдипов комплекс (в психоанализе)

возникающий в раннем детстве преимущественно бессознательный комплекс привязанности сына к матери и ревности к отцу; его следствием являются чувство вины и эмоционального конфликта в сфере бессознательного.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Эдипов комплекс
Oedipus complex) - в теории Фрейда это паттерн желаний, появляющийся во время фаллической стадии, когда мальчики испытывают влечение к своей матери как к сексуальному объекту и видят своего отца как соперника, которого они бы хотели оттолкнуть.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
комплекс, который проявляется в переживании чувства стыда, испытываемого при осознании ребёнком своего полового влечения к родителю противоположного пола. Э.к. был выделен и описан 3. Фрейдом в психоанализе, получил своё название по сюжету трагедии Софокла «Царь Эдип».

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Эдипов комплекс
термин З. Фрейда - совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей. Э.к. - либидоносная привязанность мальчика к матери и враждебное отношение к отцу. Получил название по имени царя Эдипа; у ребенка проявляется на пике фаллической фазы (между тремя и пятью годами).

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Эдипов комплекс
Oedipus complex). Согласно Фрейду, в течение фаллической стадии развития у мальчиков развивается сексуальное влечение к своей матери, а также связанный с ним страх того, что отец кастрирует его за такие желания; у девочек развивается сексуальное влечение к своему отцу, но без движущей силы, создаваемой тревогой возможной кастрации.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Эдипов комплекс
упорядоченная совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей. Позитивная (простая) форма — желание смерти сопернику того же пола и сексуальное желание, направленное на родителя противоположного пола. Негативная форма — любовь к родителю того же пола и ревнивая ненависть к родителю противоположного пола.

Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999

Эдипов комплекс
возникновение ревности у мальчиков к отцу (по имени мифического персонажа царя Эдипа, в неведении женившегося на своей матери и убившего своего отца).
Э. к. проявляется в сексуальном влечении к матери и в ревности к отцу, которого мальчик начинает рассматривать как соперника в борьбе за мать, несмотря на имеющиеся к нему нежные чувства.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Эдипов комплекс
в психоанализе - совокупность бессознательных (вытесненных) отношений ребенка к своим родителям. У мальчиков - сексуальное влечение к матери и враждебное отношение к отцу. Получил название по имени царя Эдипа. У девочек эдипову комплексу соответствует комплекс Электры - бессознательное сексуальное влечение к отцу и враждебность к матери. (21)

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Комплекс Эдипов
Фрейдистское (см. Фрейдизм) представление о том, что у психопатизированных юношей и молодых мужчин могут быть возможны любовь к матери, стремление к половой жизни с ней, сочетающаяся с ревностью, подчас ненавистью к отцу. Название дано по имени героя драмы древнегреческого драматурга Софокла царя Эдипа, который убил своего отца и женился на матери.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
в психоанализе особенности эмоциональных отношений ребенка в возрасте 3–4 лет к своим родителям. Это комплекс детских переживаний, заключающийся во влечении мальчика к своей матери одновременно с ревностью и недоброжелательностью по отношению к отцу. У девочек он характеризуется особенной привязанностью к отцу и направленностью на него сексуального влечения (см. Комплекс Электры). Согласно этой теории, в выборе сексуального партнера играют роль те его свойства и качества, которые присущи образу родителя противоположного пола.

Источник: Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии. 2007

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
OEDIPUS COMPLEX)
Конфигурация отношения ребенка к родителям, основанная на фантазии и возникающая обыкновенно в разгаре инфантильной генитальной стадии. Она подразумевает идентификацию ребенка с родителем своего пола и либидный интерес к родителю противоположного пола. Фантазия ребенка о заступании на место одного из родителей, чтобы играть его роль по отношению к другому родителю, обычно сопровождается целым рядом конфликтов, так как у него имеются восхищение родителем одного с собой пола и преданность ему, а также страх кары за то, что он занял не свое место.

Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
Oedipus complex; Odipuskomplex) - психоаналитический термин, означающий группу чувственно-тонированных идей, как правило бессознательных, концентрирующихся вокруг желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола.
В классическом психоанализе эдипов комплекс возникает на этапе эдиповой фазы развития либидо и эго, т. е. в возрасте от 3 до 5 лет, хотя эдиповы проявления могут присутствовать и раньше.
Название комплекса связано с мифологическим царем Эдипом, который убил своего отца и женился на своей матери, не зная, что они были его родителями.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Эдипов комплекс
Oedipus complex). Конфликт, имеющий место в фаллической фазе развития. Для мальчиков отец представляется в качестве соперника в борьбе за внимание со стороны матери. В то же время мальчик хочет любви и привязанности со стороны отца, в этом случае мать представляется соперницей. Чувства мальчика отчасти подавляются из-за страха кастрации. Для девочек существует подобная проблема, но она отличается по способам проявления и разрешения. Так как подавление желаний происходит менее тотальным и суровым образом, девочке позволяется оставаться в этой ситуации в течение неопределенного периода времени.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Эдипов комплекс
Термин, введенный Фрейдом для описания сексуального влечения детей мужского пола к своей матери, в сочетании с ревностью и соперничеством с отцом за материнские чувства. Когда сын осознает, что отец сильнее его, он начинает бояться наказания — в особенности кастрации за свои чувства к матери. Когда комплекс кастрации становится особенно интенсивным, ребенок подавляет свои чувства к матери и идентифицируется с отцом. Этот процесс называется отождествлением с агрессором. Страх перед кастрацией уменьшается, так как по мнению ребенка отец больше не видит в нем соперника. Идентифицируясь со своим отцом, мальчик интернализирует его моральные принципы и развивает свое Супер-Эго.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Эдипов комплекс
Согласно Фрейду, как филогенетически (наследственно), так и онтогенетически закрепленная фаза развития (в возрасте от 3 до 5 лет), выступающая в двух версиях - позитивной, характеризуемой любовью и сексуальным желанием, направленным на родителя противоположного пола, и ненавистью к однополому родителю, и негативной, в которой дело обстоит противоположным образом. Обе формы в своих различных модификациях образуют так называемый полный эдипов комплекс. С вступлением ребенка в латентный период эдипов комплекс сходит на нет, а с началом половой зрелости вновь возрождается. Формирующееся благодаря эдипальной констелляции триангулярное поле отношений является главной ареной возникновения неврозов.

Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии

Эдипов комплекс
по З. Фрейду, фаза раннего психологического развития индивида, когда ребенок ощущает сильное чувство любви к своей матери и одновременно чувство ненависти к своему отцу, потому что отец обладает сексуальными правами на мать. Комплекс преодолевается, когда мальчик подавляет эротическое (не сексуальное) влечение к матери и антагонизм по отношению к отцу. По мнению Фрейда, преодоление Эдипова комплекса является рубежом в развитии ребенка и означает освобождение от ранней зависимости от родителей, его становление как автономного существа. Этот период наступает в возрасте 4-5 лет (Эдипова стадия), когда большинство детей учится обходиться без постоянного присутствия своих родителей. С вступлением ребенка в латентный период эдипов комплекс сходит на нет, а с началом половой зрелости вновь возрождается. Этот может породить невроз.

Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
от лат. complex – связь, сочетание) – возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, главным образом бессознательных, заключающийся в половом влечении к родителю противоположного пола, и стремлении физически устранить родителя одного с ним пола, одно из центральных понятий фрейдизма. Э. к. вызывает у индивида чувство вины, приводящее к конфликту в сфере бессознательности. Разрешение конфликта состоит в идентификации с родителем того же пола и тем самым ведет индивида к нормальной сексуальности. Э. к. получил название по имени одного из героев древнегреческого мифа, царя Эдипа, который, по преданию, убил своего отца и женился на матери, не зная, что это его родители. У девочки Э. к. соответствует «комплекс Электры» (термин введен Г. Юнгом), согласно мифу, убившей свою мать из мести за отца. Э. к. создает условия или м. б. непосредственной причиной конфликтов в семье между родителями и детьми, а именно между дочерью и матерью или между сыном и отцом.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
(от лат. complexus – связь, сочетание) – имманентное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола и связанное с ним агрессивное чувство к родителю своего пола, возникающее в раннем детстве как комплекс представлений и чувств. Э.к. – одна из основных категорий учения З Фрейда. Э.к. получил название по имени одного из героев древнегреческого мифа, царя Эдипа, к–рый, ведомый роком, вопреки своей воле и не зная того, убил своего отца, женился на своей матери. Э.к. вызывает у индивида чувство вины, приводящее к конфликту в сфере бессознательного. Справиться с этим комплексом ребенку помогает одна из форм психологической защиты – идентификация; это происходит к 5–6 годам, когда ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение Э.к., и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него. Это ведет к развитию нормальной сексуальности. У девочки Э.к. соответствует комплексу Электры.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Эдипов комплекс
лат. complexus — связь, сочетание) — одно из центральных понятий психоанализа, введенное 3. Фрейдом: возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, главным образом бессознательных, заключающихся в половом влечении ребенка к матери и стремлении физически устранить отца как конкурента. Э. к. вызывает у индивида чувство вины, приводящее к конфликту в сфере бессознательного. Разрешение конфликта лежит в идентификации с отцом и тем самым ведет индивида к нормальной сексуальности. Следствием идентификации является интроекция образа отца, служащая основой формирования суперэго — высшей моральной инстанции, регулирующей поведение индивида. Э. к. получил название по имени одного из героев древнегреческого мифа, царя Эдипа, который, по преданию, убил своего отца и женился на матери, не зная, что это его родители. В силу детской бисексуальности, влечение к матери и, следовательно, Э. к. существует также у девочек, хотя и в менее выраженной форме, чем у мальчиков. У детей обоего пола (но в большей мере у девочек) существует и влечение к отцу, сопровождаемое ревностью к матери (так наз. комплекс Электры). В.С.Юркевич

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Эдипов комплекс
от имени мифологического Эдипа, который, не желая того, убил своего отца и женился на своей матери) – бессознательные желания, чувства, мысли «обладать» родителем противоположного пола и «устранить» родителя своего пола. Это изображено в романе «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, в романе «Овод» Э.Л. Войнич (Артур, его мать, Монтанелли). В системе психоанализа, с точки зрения эдипова комплекса, заменителями отца как объекта неприязни могут быть старшее поколение в целом, аристократия (социальная элита), общественное мнение, начальник или правитель, у богохульников – Бог, т. е. подсознательная неприязнь или ненависть может направляться у мужчин и на них (см. Р.Э. Мани-Кирль, Развитие сексуальных импульсов). История Гамлета (в трагедии Шекспира) – то же, что и история Эдипа, но более сложная.
Ср.:
Объекты для любви часто выбираются девочкой-подростком схожие с ее отцом, она избегает знакомства с героем ее фантазий (X. Дейч, Психология женщины).
Отец часто переносит любовь к жене на дочь в сублимированном виде. Особенно часто и сильно он любит третью дочь (там же).
Девочки ненавидят матерей как любовные объекты своих отцов и стараются им подражать и уподобиться, чтобы завоевать его любовь (там же).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
(в классическом психоанализе)-совокупность бессознательных влечений, чувств и идей ребенка, сфокусированных на желании «обладать» родителем противоположного пола и «убрать», как конкурента, другого родителя того же самого пола, что и сам ребенок. Э.к. проявляется в переживании чувства стыда, испытываемого при осознании ребенком своего полового влечения к родителю противоположного пола, и одновременно с этим-желания устранить соперника. Сам Фрейд заимствовал название Э.к. из трагедии Софокла «Царь Эдип», жизнь и судьба которого оказались тесно связанными с половыми отношениями между ним и его матерью. Царь Эдип, согласно легенде, положенной в основу трагедии Софокла, убил своего отца и женился на матери. По мнению самого Фрейда, Э.к. наиболее ярко проявляется на так называемой эдиповой стадии психосексуального развития, которая в его теории примерно соответствует возрасту от 3 до 5 лет и характеризуется как универсальный компонент, независимый от культуры. Этот комплекс, как предполагал Фрейд, в раннем детстве частично разрешается через идентификацию ребенка с родителем одного с ним пола, а полностью разрешается лишь тогда, когда родитель противоположного пола «вновь обнаруживается» («воплощается») в зрелом, взрослом сексуальном объекте. В Э.к. Фрейд видел основу почти всех психологических неврозов. В современной психоаналитической теории, однако, Э.к. уделяется гораздо меньше внимания, чем в классическом психоанализе Фрейда. См. психоанализ, Эдипов комплекс инвертированный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Эдипов комплекс
название по имени мифического Эдипа (судя по имени, страдавшего, повидимому, слоновостью ног или сердечной недостаточностью), который убил отца и женился на своей матери, не зная, что они были его родителями) – в психоанализе (впервые этот комплекс упомянут З.Фрейдом в 1897 г. в частном письме своему другу) - группа в значительной степени бессознательных идей и чувств, концентрирующихся вокруг желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя противоположного пола, будто бы свойственная мальчикам от 3 до 5 лет (у девочек называется комплексом Электры). Существование Эдипова комплекса установлено ретроспективно, посредством интерпретаций так называемых свободных ассоциаций взрослых людей. Лица с фиксацией на Эдиповом комплексе обнаруживают его впоследствии, при выборе сексуальных партнеров, таких, которые явно напоминающих им их родителей. Термин оставался краеугольным камнем психоаналитической теории где-то до 1930 г., с тех пор внимание аналитиков все более смещается на мать и преэдиповые отношения младенца с матерью. Современная тенденция состоит в рассмотрении Эдипова комплекса как психической структуры, которая сама требует интерпретации скорее с позиции более ранних конфликтов, чем как первичный источник неврозов. Однако даже самые восторженные сторонники психопатологических систем, центрирующиея вокруг фигуры матери, вынуждены учитывать тот факт, что дети имеют двух родителей, что в некоторых обществах они растут в непосредственной близости с ними обоими и сталкиваются со свидетельствами их совместной половой жизни и с тем, что сами они исключены из нее. Исследований Эдипова комплекса у пациентов, которые с младенческого возраста воспитывались в детских учреждениях, в неполных семьях, в традиционных семьях в литературе, повидимому, нет, как нет, впрочем, и самого этого комплекса у таких детей.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
Группа или собрание (то есть комплекс) бессознательных желаний, чувств и идей, сфокусированных на желании "обладать" родителем противоположного пола и "устранить" родителя своего пола. С традиционной фрейдистской точки зрения, возникновение этого комплекса отмечается во время Эдиповой стадии, которая приблизительно соответствует возрасту от 3 до 5 лет и характеризуется как универсальный компонент развития, независимо от культуры. Этот комплекс считается частично разрешенным, в классической теории, когда ребенок соответствующим образом идентифицируется с родителем своего пола, а полное его разрешение, теоретически, достигается, когда родитель противоположного пола "повторно открывается" в зрелом взрослом сексуальном объекте (4). Фрейд считал Эдипов комплекс ядерным комплексом всех психоневрозов, и, согласно его точке зрения, ряд невротических фиксаций, сексуальных отклонений, и изнурительное чувства вины теоретически восходят из "неразрешенного" Эдипова комплекса. Интересно, что теоретическим источником этого комплекса (своим названием обязанного мифической фигуре, герою двух трагедий Софокла, Эдипу, который, не зная что делает, убил своего отца и женился на своей матери) был собственный самоанализ Фрейда, который он проводил после смерти своего отца. Сначала имя Эдипа соотносилось только с мужским комплексом, а имя Электры использовалось для обозначения женского. Сегодня, однако, оба варианта объединяются под названием Эдипов, в значительной степени для удобства, хотя следует отметить, что грехи Электры отличались от грехов Эдипа. Она непосредственно не убивала свою мать, а убеждала своего брата сделать это. Современные психоаналитические теории придают несколько меньшее значение этому комплексу, чем это делал Фрейд и его последователи. В этих теориях большее внимание уделяется ранним отношениям ребенка и матери, и Эдипово поведение теперь рассматривается как производное от предыдущего опыта и конфликтов.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
по имени мифического древнегреческого царя Фив, который в соответствии с предсказанием дельфийского оракула убил своего отца и женился на матери, не подозревая о том, что они – его родители и что пророчество оракула сбылось) – бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола и ненависть к родителю собственного пола. Одно из основных понятий классического психоанализа; предложено в 1910 его основоположником – австрийским неврологом, психиатром и психологом З. Фрейдом (S. Freud, 1856–1939) для обозначения психологического комплекса, который формируется у мальчиков в результате вытеснения в раннем детстве враждебных импульсов по отношению к отцу (мальчики, по его мнению, испытывают сексуальное влечение к матери, воспринимая своего отца как сексуального соперника). Эдипов комплекс максимально выражен в возрасте 3–5 лет и в пубертатном периоде, после чего он преодолевается в результате выбора сексуального объекта. Если в силу каких-то причин преодоление Эдипова комплекса не состоялось, то он становится источником невротизации личности, т. е. со временем у такого человека развивается та или иная форма невроза. Швейцарский психиатр и психолог К. Г. Юнг (C. G. Jung, 1875–1961), считая, что предложенная Фрейдом концепция Эдипова комплекса имеет односторонний (фаллоцентрический) характер, создал концепцию женского варианта комлекса – комплекс Электры (по имени дочери мифического древнегреческого царя Микен Агамемнона, которая поглощена жаждой мести убийцам отца, т. е. матери Клитемнестре и ее любовнику Эгисфу, и страстным ожиданием брата Ореста, который должен осуществить эту месть). Многие современные исследователи (в том числе представители психоанализа), признавая факт существования Эдипова комплекса, пересматривают первоначально приписывавшиеся ему универсальность и особую роль в процессе развития личности и в патогенезе невротических расстройств. Понятие Эдипова комплекса сохраняется в психологии и в некоторых видах психотерапии; в других направлениях клинической практики не используется.

Источник: Тополянский А.В., Бородулин В.И. Синдромы и симптомы в клинической практике. 2010

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
oedipus complex) Группа в значительной степени БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ идей и чувств, концентрирующихся вокруг желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, комплекс появляется во время ЭДИПОВОЙ ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ЛИБИДО и ЭГО, т.е. в возрасте от 3 до 5 лет, хотя эдиповы проявления могут присутствовать и раньше: согласно Мелани Клейн (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ), во время первого года жизни. Название комплекса связано с мифологическим Эдипом, который убил отца и женился на матери, не зная, что они были его родителями. Согласно Фрейду, эдилов комплекс - универсальное явление, филогенетически встроенное (см. ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЙ) и ответственное за основную часть бессознательного чувства ВИНЫ. разрешение эдипова комплекса достигается обычно путем ИДЕНТИФИКАЦИИ с родителем своего пола и (частичным) временным отказом от родителя противоположного пола, который "вновь открывается" в его (ее) взрослом сексуальном объекте. Лица с фиксацией на эдиповом уровне считаются фиксированными на матери или фиксированными на отце, что обнаруживается при выборе сексуальных партнеров, явно напоминающих их родителей). Эдипово соперничество с отцом - причина КАСТРАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ.
Фрейд впервые упомянул об эдиповом комплексе в письме к своему другу Флиссу в 1897 г. Данная идея родилась в процессе самоанализа, проведенного Фрейдом после смерти отца. Впервые появилось в печати в "толковании сновидений" (Freud interpretation of dreams, 1900). Эдипов комплекс оставался краеугольным камнем психоаналитической теории приблизительно до 1930 г., но с тех пор психоанализ становится все в большей степени ориентированным на мать и занимается преэдиповыми отношениями с матерью. Современная тенденция состоит в рассмотрении Эдипова комплекса как психической структуры, которая сама требует интерпретации скорее с позиций более ранних конфликтов,чем как первичный источник невроза. Однако даже самые восторженные сторонники психопатологических систем (см. ПСИХОПАТОЛОГИЯ), центрирующиеся вокруг фигуры МАТЕРИ, вынуждены учитывать тот факт, что дети имеют двух родителей, что по крайней мере в нашем обществе они растут в непосредственной близости с обоими и сталкиваются со свидетельствами их совместной половой жизни и с тем, что сами они исключены из нее.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Эдипов комплекс
«Если малыша-дикаря в возрасте несмышленыша предоставить самому себе, то он, сочетая примитивный разум ясельного ребенка с насилием и напором влечений тридцатилетнего мужчины, свернул бы шею своему отцу и переспал бы со своей матерью» (Дидро). Инцест и убийство… Эдипов комплекс состоит не просто из игры в маму и папу. Успех фрейдовского открытия, его широкое признание в значительной степени способствовали ослаблению уровня насилия и страдания в эдиповой трагедии. Безусловно, эдипов комплекс помогает структуризации, дифференциации и интеграции запретов, но только при условии его преодоления . Он не относится к «нормативному кризису», прежде всего потому, что связан с проблесками безумия. Желание обладать своей матерью или убить своего отца еще никогда никого не структурировало. Эдиповы фантазмы являются носителями любви и ненависти в их последней крайности, невозможно быть уверенным, что страсть «тридцатилетнего мужчины» сильно превышает страсть «малыша-дикаря». Слово «комплекс» порядком избито, но его сложность не раскрыта. Ребенок не только любит и желает родителя другого пола, ненавидя и отвергая родителя того же пола, что и он сам, он может почувствовать и обратное, а иногда одновременно и то, и другое. Просты ли эти желания ? Какова доля деструктивности, находящейся в центре инцестуозного желания, насколько в преступлении присутствует сексуальность? И это еще не все: адресуя взрослому свою любовь или ненависть, ребенок никогда не делает этого, не получая чего-то взамен. Однако зачинщиком является не дитя. «Кого ты предпочитаешь? папу или маму?» Взрослый делает первый шаг, как в любви, так и в ревности. Допустим, Эдип не знал… но Иокаста-то знала, ибо она, стараясь уменьшить его тревогу, говорит своему любовнику: «Не опасайся гимена матери: многие смертные в своих снах уже не раз делили постель со своей матерью. Кто придает меньше значения таким вещам, тот легче проживает свою жизнь». Взрослый начинает и только он может закончить. Ребенок всегда будет просить «хочу еще», ибо он сам остановиться не может, у него нет конечной точки; если мы не убедим его остановиться, он закончит тем, что испачкает прекрасный рисунок, который готов завершить. Жизнь того, кто никогда не слышал слова «нет!» и потому не смог его интегрировать, будет несравненно сложней. Отказ не может произойти без отчаяния, но чем позже он произойдет, тем весомее будут его последствия.

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
одно из ключевых понятий теории З. Фрейда, в которой рассматривается как центральный механизм психосексуального развития личности.
Символика этого понятия заимствована Фрейдом из древнегреческого мифа о царе Эдипе. Согласно этому мифу, так звали мальчика, который родился в семье фиванского царя Лая. Еще до рождения ребенка оракулы предрекли Лаю, что тот погибнет от руки собственного сына. Поэтому по приказу отца слуги унесли младенца из дворца и бросили его на верную смерть в пустынной местности. Ребенок, однако, не погиб, а был подобран и воспитан совершенно чужими людьми, которых до поры считал своими родителями. Повзрослевшему Эдипу какимто образом открылось касавшееся его пророчество, и он в испуге покинул дом, не желая, чтобы оно сбылось. Судьба (по мнению древних греков, неумолимая и всесильная) столкнула его на дороге с незнакомцем – Лаем, которого он и убил в результате завязавшейся ссоры. Позднее неподалеку от города Фивы ему удалось совершить чудесный подвиг и уничтожить чудовище, наводившее ужас на горожан. Восторженные фиванцы провозгласили Эдипа царем, и по заведенной традиции он женился на вдове Лая, не подозревая, что его родная мать.
Миф об Эдипе получил неожиданную трактовку в трудах Фрейда. Для Фрейда центральной движущей силой поведения человека выступали глубинные неосознанные влечения, сексуальные по своей природе. Поскольку такие влечения считаются недопустимыми, для них не находится места в сознании и они «вытесняются» оттуда в сферу бессознательной психики, продолжая тем не менее влиять на мироощущение и поведение человека. Фрейд считал, что у мальчиков формируется комплекс Эдипа в результате вытеснения в раннем детстве влечения к матери и соответственно враждебности к отцу как к сопернику. Девочкам свойственен аналогичный комплекс Электры (по имени героини еще одного мифа); это совокупность враждебных чувств к матери, которые обусловлены ревностью к сопернице, мешающей безраздельно владеть отцом.
Многие специалисты, не разделяющие воззрения Фрейда, скептически относятся к понятию Э. к. Существует гипотеза, что данный комплекс – социально обусловленный механизм. На бытовом уровне очевидно, что похожее явление может возникнуть в семье, где отец суров, властен и даже жесток, а мать – любящая и нежная. В таких обстоятельствах естественна сильная привязанность к матери и настороженное и недоброжелательное отношение к отцу.
Вопрос о существовании Э.к. и о его роли в становлении личности по сей день остается дискуссионным. По всей вероятности, возможности использования данного понятия для объяснения развития и поведения детей весьма ограничены.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
присущее представителям обоего пола характерное сочетание инстинктивных влечений, целей, отношений, страхов и идентификаций, универсально проявляющихся на пике так называемой фаллической фазы психосексуального развития ребенка (от 2 до 5-6 лет) и сохраняющее свое организующее значение на протяжении всей жизни. Формирование Э.к. происходит в конце первого - начале второго года жизни младенца, когда его психологическая энергия направлена на родителей. При нормальной последовательности событий, Э. ситуация представляется следующим образом: мальчик неосознанно испытывает влечение к матери и агрессию к отцу, а девочка, наоборот, - влечение к отцу и агрессию к матери. До момента полового созревания, Э.к. скрывается за внешними действиями и интересами ребенка. В период половозрелости, эдипова ситуация возникает вновь, однако, психосексуальное влечение теперь направлено не на родителей, а на других лиц. Разрешение ее заключается в выборе сексуального объекта, наделенного символическими признаками (физическими или психологическими) родителя противоположного пола. В этом случае, Э.к. оказывает позитивное влияние на формирование гетеросексуальной, успешно адаптируемой в обществе личности. Если же человеку не удается преодолеть Э.к., то это бессознательно порождает различные конфликты в отношении лиц противоположного пола, родительских чувств и несоответствия требований реальности (социума) и инстинктивных импульсов, как правило, инцестуоз- ных (кровосмесительных). В связи с присущей ребенку противоречивостью и потребностью в защите наряду с позитивными Э. стремлениями существует так называемый негативный Э.к., когда ребенок идентифицируется с родителем своего пола и в связи с этим проявляет соперничество с родителем противоположного пола. На бессознательном уровне привязанность девочки к матери, равно как желание мальчика сдаться на милость отца в надежде пассивного обретения мужественности, бесконечной любви и защиты, оказывают глубокое влияние на формирование психики ребенка и последующий выбор им объекта любви. То, как впоследствии ребенок реализует эту привязанность и освободится от нее, напрямую отразится на его личностных особенностях и сексуальной жизни. Э.к. частично осознается; он проявляется в детской речи, поведении и иных способах коммуникации. В дальнейшем он становится по большей части бессознательным, но в зависимости от степени разрешения в той или иной мере обнаруживает себя в поведении, установках, при выборе объекта любви. Впоследствии исследователи, описывавшие аналогичное явление у девочек, ввели понятие комплекс Электры (в греческой мифологии Электра, дочь Агамемнона, намеревалась убить собственную мать).

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

Эдипов комплекс
oedipus complex) Э. к. - фундаментальное понятие психоаналитической теории личности, разраб. Фрейдом. Происхождение термина связано с именем древнегреческого мифологического персонажа, который - не ведая что творит, - убил своего отца и женился на своей матери. Мужчины. Э. к. у мальчика состоит из парного набора аттитюдов к обоим родителям: а) сильная любовь и сильное желание, испытываемые мальчиком по отношению матери, сочетается у него с сильной ревностью и гневом, испытываемым по отношению к отцу (этот набор аттитюдов обычно сильнее следующего); б) сильная привязанность к отцу в сочетании с ревностью к матери. Этот набор аттитюдов возникает вследствие врожденной бисексуальности чел. (в силу чего мальчик ведет себя иногда как девочка) и может, в случае необычайно сильной конституциональной склонности к феминности, стать господствующим. Вполне возможно, что Э. к. - это самое сильное эмоциональное переживание в жизни чел., ибо он включает все характеристики подлинной любовной связи: взрывы страсти, приступы ревности и нестерпимое томление. Отец становится соперником, к-рого нужно уничтожить, чтобы сын мог наслаждался безраздельным обладанием матерью. В конечном счете, однако, Э. к. ведет к тяжелым конфликтам. Мальчик боится, что его запретные желания будут стоить ему любви и защиты со стороны отца, что Фрейд считал сильнейшей потребностью ребенка. Мальчик приходит к мысли, что девочки первоначально обладали половым членом, к-рого были лишены в наказание, и боится, что всемогущий - в его глазах - отец накажет его таким же образом, если он будет продолжать испытывать эдиповские желания. В конце концов, мальчик отказывается от осознаваемых эдиповских стремлений, чтобы ослабить сильную тревогу кастрации. В возрасте 5-6 лет он углубляет свою идентификацию с отцом. Формируется также внутренний запрет делать какие-то вещи, к-рые делает отец (напр., пользоваться какими-то привилегиями в отношениях с матерью). Эти идентификации и запреты становятся компонентом структуры личности, к-рый Фрейд обозначил как Сверх-Я. Женщины. Девочки, как и мальчики, демонстрируют в раннем детстве сильную привязанность к матери. Однако, в возрасте 2-3 лет обнаружение у себя отсутствия полового члена вызывает сильное чувство неполноценности и ревности (зависть к пенису). Девочка реагирует усилением завистливой привязанности к отцу, обладающему желанным органом, и возмущенной обидой на мать, имеющей тот же очевидный дефект, которая позволила ей родиться в том же состоянии и теперь начинает выглядеть соперницей, претендующей на любовь отца. Поскольку девочка тж бисексуальна от рождения и имеет парный набор аттитюдов (любви и ревности) к обоим родителям, ее комплекс (иногда называемый комплексом Электры) обычно принимает форму желания, испытываемого к отцу, и враждебности по отношению к матери. Девочка в конечном счете пытается компенсировать свой предполагаемый физ. дефект желанием завести ребенка от своего отца, предпочтительно мальчика, к-рый будет обладать долгожданным половым членом. Поскольку девочка не испытывает тревогу, связанную с непосредственной угрозой кастрации, она остается во власти Эдипова комплекса дольше, чем мальчик, а ее Сверх-Я, формирующееся в результате менее травматичного разрешения Эдипова комплекса, оказывается более слабым. Поэтому девочка испытывает большие трудности в сублимации запретных побуждений и имеет большие шансы невротизации. Тогда как Фрейд считал Э. к. фундаментальным открытием, такого мнения сейчас мало кто придерживается за пределами круга ортодоксальных психоаналитиков. В особенности взгляды Фрейда об относительной неполноценности женщин оказались решительно отвергнутыми большинством психологов. Семья Фрейда состояла из красивой, снисходительной матери и холодного, справедливого отца; этот детский опыт мог оказать очевидное влияние на его воззрения. См. также Психоанализ Р. Б. Юэн

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
Термин, навеянный известной античной драмой, впервые появляется у Фрейда (Freud S.) в 1910 г. Означает сочетание любви и враждебности, испытываемое ребенком по отношению к его родителям. Впервые описан в "простой", или "позитивной", форме в соответствии с сюжетом драмы. Позитивный Э. к. понимается как желание смерти соперника - родителя того же пола - и сексуальное побуждение к родителю противоположного пола. Позднее Фрейд обнаружил более сложный характер Э.к. и описал так называемый "негативный" его вариант, проявляющийся в любви к родителю того же пола и враждебности к родителю противоположного пола. Эти тенденции могут быть представлены одновременно в причудливых диалектических сочетаниях, так что на практике Э. к. проявляется в виде комбинации вариантов вдоль оси между его позитивным и негативным типом. В период Э. к. отношение мальчика к отцу не является простым соперничеством за обладание матерью, а представляет собой сложное взаимодействие гетеро- и гомосексуальных тенденций.
Первоначально Фрейд не определял точного времени возникновения Э. к., допуская, что выбор сексуального объекта окончательно формируется лишь в пубертатном периоде. Выделение генитального или фаллического периода развития (т. е. когда направление аффективных побуждений начинает детерминироваться не достигшей еще полного развития генитальной сферой) и исследования инфантильной сексуальности, обнаружившие активацию Э. к. в этот период, привели к признанию того, что феномен Э. к. наблюдается в наиболее интенсивных проявлениях в возрасте 3-5 лет, т. е. во время фаллической стадии развития, теряет свою актуальность в последующей латентной фазе и вновь реактивируется в пубертатном периоде вплоть до завершения полового созревания. Эдиповому периоду предшествует так называемый преэдиповый период развития, в течение которого у детей обоих полов доминируют прегенитальные, т.е. асексуальные отношения с матерью, тогда как отец играет гораздо меньшую роль в семейной динамике. В школе Кляйн (Klein M.) принято считать, что проявления Э. к. прослеживаются и в период, предшествующий генитальной фазе, начиная от момента распознавания ребенком лиц ближайшего окружения в качестве отдельных объектов.
В самых ранних версиях теория Э. к. была предложена на модели чувств, испытываемых маленьким мальчиком. Фрейд долгое время полагал, что она справедлива и для девочек, с соответствующей поправкой на пол родителей. Позднее были обнаружены существенные полоролевые различия в психодинамике Э. к. в связи с разным протеканием фаллического периода у обоих полов и характерным для девочек перемещением направления любовных побуждений от материнского объекта в преэдиповом к отцовскому в эдиповом периоде развития.
С точки зрения Фрейда, феномен Э. к. является универсальным, проявляясь в любых культурах, в том числе и там, где супружеская семья как элемент социальной организации общества не является доминирующей. Он играет фундаментальную роль в структурировании личности и ориентации инстинктивных побуждений. Определяется это тремя основными причинами: 1) Формирование полоролевой ориентации в пубертатном периоде универсально включает в себя проблему нормативного выбора пола объекта, с которым в дальнейшей жизни будут связаны сексуальные побуждения и идентификация с объектами своего пола. Родители при этом неизбежно являются первыми доступными ребенку полоролевыми моделями, на которых он приобретает индивидуальный опыт различения полов и осознания своей половой идентичности. Этот сложный процесс всегда включает формирование социокультурно фундированного психологического запрета на кровосмешение. 2) Половое созревание индивидуума не обеспечивается одним только формированием генитальных морфологических и нейроэндокринных структур организма и должно сопровождаться организацией соответствующих психологических структур. 3) Половое созревание имеет решающее значение в формировании таких личностных структур, непосредственно не связанных с половым поведением, как Сверх-Я и Идеал-Я.
Разрешение Э. к. в норме не должно представлять собой лишь подавление или вытеснение в сферу бессознательного социально неприемлемых сексуальных побуждений, так как в этом случае непреодоленный Э. к. сохраняет свою активность в бессознательной жизни индивидуума, создавая предпосылки для возникновения неврозов. Идеалом является завершение этого процесса, при котором отсутствуют конфликтные напряжения между такими структурными элементами личности, как "Я", Сверх-Я, Идеал-Я. Механизм разрешения Э. к. сложен и далеко не во всем определяется реальными отношениями внутри треугольника мать - отец - ребенок. Значительной здесь является роль архетипического запрета на кровосмешение, являющегося, с точки зрения так называемых "культуралистов" (Леви-Стросс (Levi-Strauss С.)), универсальным общечеловеческим законом и минимальным условием дифференциации "культуры" от "природы". Велика роль и типичных детских фантазий того периода - фантазия возможной кастрации как мести отца за кровосмесительные помыслы у мальчиков и фантазия родить отцу их общего ребенка, который компенсировал бы невозможность принадлежать отцу вместо матери, у девочек. На взаимодействие семейной группы в этот период могут оказывать влияние и бессознательные кровосмесительные фантазии родителей при неудовлетворительном разрешении у них Э. к., поскольку в структуру личности ребенка закладывается не только сам по себе образ родителя, но и тип отношений с ним.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

Присущее представителям обоего пола характерное сочетание инстинктивных влечений, целей, объектных отношений, страхов и идентификаций, универсально проявляющееся на пике фаллической фазы (от 2/5 до 6 лет) и сохраняющее свое организующее значение на протяжении всей жизни. В фаллический период ребенок стремится к сексуальному единению (по-разному представляемому в зависимости от его когнитивных способностей) с родителем противоположного пола и желает смерти либо исчезновения родителя своего поло. В связи с присущей ребенку амбивалентностью и потребностью в защите наряду с этими позитивными эдиповыми стремлениями существует так называемый негативный эдипов комплекс, то есть ребенок желает также сексуального единения с родителем своего пола и в связи с этим проявляет соперничество с родителем противоположного пола. В типичном случае позитивный эдипов комплекс преобладает над негативным при формировании гетеросексуальной ориентации и идентичности хорошо адаптированного взрослого. Однако на бессознательном уровне привязанность девочки к матери, равно как желание мальчика сдаться на милость отца в надежде пассивного обретения мужественности, бесконечной любви и защиты, продолжают оказывать глубокое влияние на психическую жизнь и последующий выбор объекта.
Понятие комплекс Электры было использовано Юнгом для обозначения существования у девочки желаний и установок, аналогичных комплексу Эдипа у мальчиков. Однако Фрейд не признал этот термин полезным, и понятие эдипов комплекс стало общепринятым для описания тройственных отношений между ребенком и родителями независимо от поло ребенка.
Ребенок боится возмездия (страх возмездия) за запретные инцестуозные и отцеубийственные желания, связанные с комплексом Эдипа. Конкретно, мальчик боится кастрации или удаления пениса, девочка - менее специфических повреждений гениталий и детородных органов. Этот страх объединяет более примитивные страхи, связанные с родителем-соперником, - страх утраты объекта и потери любви объекта. Последний может острее переживаться девочками; правда, современные аналитики оспаривают мнение Фрейда о большей нарциссической ранимости и зависимости девочек.
С генетической точки зрения или с точки зрения развития, эдипова ситуация - узловая точка, отмечающая единение или консолидацию Сверх-Я. При идентификации ребенка с эдиповыми объектами идеализации трансформируются в Я-идеал, а страх перед наказанием - в чувство вины. С топографической точки зрения, комплекс частично сознателен; он проявляется в детской речи, поведении и иных способах коммуникации. В дальнейшем он становится по большей части бессознательным, но в зависимости от степени разрешения в той или иной мере обнаруживает себя в поведении, установках, при выборе объекта. Он опирается также на структуру характера, природу объектных отношений и сексуальную идентичность, формирование фантазий и позднейшие сексуальные паттерны и практики.
Эдипов комплекс стоит в одном ряду с другими фундаментальными открытиями Фрейда (бессознательное, детская сексуальность). Первые теоретические соображения по этому поводу Фрейд сформулировал через год после смерти отца в 1896 году, но в настоящем виде полную формализацию концепции он завершил лишь четырнадцать лет спустя. Фрейд развивал теорию, борясь против несоответствий своей ранней теории неврозов, где подчеркивалась роль обольщения ребенка взрослым, и с сомнениями по поводу новой науки. Признав истерические симптомы у себя и членов своей семьи, Фрейд вступил в длительный период интенсивной интроспекции/ назвав ее самоанализом. В знаменитом письме Вильгельму Флиссу, датированном 15 октября 1897 года, Фрейд так описывает свои находки: 'И в моем случае я обнаружил чувство любви к матери и ревность по отношению к отцу, так что теперь я уверен - это общий феномен раннего детства... В каждом человеке... хоть раз в жизни взрастал Эдип' (Freud, 1887-1902, с. 223). Публикуя впервые эти идеи в 1900 году в работе 'Толкование сновидений', Фрейд, использовал примеры не только чужих, но и собственных сновидений, и пытался связать миф о царе Эдипе с бессознательными желаниями каждого мужчины.
Классический миф, использованный Софоклом в драме 'Царь Эдип', рассказывает о фивонском царе Лае, которому оракул предрек, что он будет убит своим еще не рожденным сыном. Когда царица Иокаста родила мальчика, царь велел отвезти ребенка в горы и бросить его там, чтобы мальчик погиб. Однако младенца нашел пастух и отнес его царю Полибосу, усыновившему мальчика. Став юношей, Эдип покинул Коринф; случай свел его с Лаем на перекрестке дорог. В споре, кому пройти первым, Эдип убил царя, своего отца. На пути в Фивы он встречает Сфинкс, преграждавшую дорогу в город и требовавшую от всякого путника разгадать загадку. В случае неудачи путник должен умереть. Эдип разгадал загадку, и униженная Сфинкс умерло. Благодарные Фивы отдали Эдипу царский престол и сделали мужем Иокасты. Однако боги не могли смириться о кровосмешением, даже неосознанным, и наслали но Фивы тяжкий мор. Согласно предсказанию оракула, для избавления от мора нужно найти убийцу Лая. В пьесе Софокла Эдип, поклявшийся раскрыть преступление и тем спасти город, узнает, что убийца - он сам и женился он на своей матери. Конец Софокловой драмы трагичен: Иокаста вешается, а Эдип выкалывает себе глаза заколкой от ее хитона.
Кок свидетельствуют биографы, знания Фрейда о вариантах мифа не отличались особой точностью. Дальнейшие психоаналитические интерпретации подчеркивают грех Лая - высокомерное богохульство, что и навлекло на него столь ужасную судьбу. Юный наследник фиванского трона, Лай бежал от дяди-узурпатора. Во время странствий Лай нашел пристанище у царя Пелопса. Когда Лай похитил и развратил незаконного сына Пелопса, его былой хозяин потребовал мести за поругание гостеприимство и покровительства. Пелопс, вместе с Зевсом и Герой, проклял Лая за поругание священных ценностей гостеприимства и покровительства. Они обрекли Лая его судьбе - быть убитым собственным сыном и уступить ему свое место на супружеском ложе. То, что Фрейд опустил этот фон в своем пересказе, могло привести его последователей к переоценке 'положительных' эдиповых элементов драмы и конфликта, не принимая во внимание мотивы гомосексуальности и детоубийства, служащие противовесом отцеубийству. Впоследствии Фрейд поправил свои представления, отразив их в описаниях случаев и автобиографическом приложении к книге о сновидениях.
С эдиповым комплексом связан целый ряд терминов. Некоторые авторы рассматривают эдипову фазу развития (от 2,5 до 6 лет) в качестве эквивалента фаллической фазы, другие используют этот термин для обозначения конечного этапа фаллической фазы, когда эдипов комплекс оформляется структурно и динамически. В этот период фаллические цели направлены на специфический объект, а не на нарциссические заботы; они становятся объектом интрапсихических конфликтов, в котором участвуют Оно, Я и императивы Сверх-Я; с ними справляются посредством основанных но вытеснении защит высокого уровня. И фаллические устремления сами по себе, и треугольник объектных отношений, и психические структуры, в которые они включены, имеют предшественников в развитии. Многие исследователи выделяют доэдипову генитальную организацию, первичную женственность и мужественность, родительские амбиции, кастрационные реакции и др.; все это возникает до собственно фаллической эдиповой фазы. Некоторые обсуждают наличие на втором году жизни соперничества и прототипических конфликтов, включающих дифференцированные и специфические для пола реакции на мать и отца и идентификации с матерью и отцом.
Следует также добавить, что эдипово организация индивида меняется в течение всей жизни (особенно в подростковом возрасте).
Многочисленные конфликтные характеристики комплекса принято обозначать термином эдипов конфликт. Стремление к сексуальному единению (исходящее из Оно) вступает в конфликт с ограничениями, налагаемыми Я и Сверх-Я, что в итоге приводит к возникновению страха кастрации. Кроме того, существуют конфликты, коренящиеся в антитетических положительной и отрицательной фазах комплекса, активных и пассивных целях влечений, мужской и женской идентификациях в фантазиях о сексуальном единении. Эти конфликты могут питать друг друга. Так, например, страх кастрации кок страх возмездия со стороны отца может накладываться на страх кастрации, связанный с желанием родить от него ребенка. Хотя в эвристическом плане возможно выделить специфические единицы конфликтов, фактически интер- и интрасистемные конфликты переплетены. Кроме того, влияние на их проявления оказывают кок предшествующие, так и более поздние особенности и дефекты развития, могущие либо усиливать, либо маскировать эдипову внутрипсихическую борьбу. Многие авторы считают, что эдипов конфликт играет решающую роль в каждом клиническом анализе.
В клинических дискуссиях часто употребляются еще два термина меньшей концептуальной значимости. Говорят, что, когда ребенок завоевывает большую часть любви и внимания родителя противоположного пола, появляется эдипов триумф. Например, мать, будучи агрессивным членом семьи, обожает сына, одновременно проявляя презрение к мужественности своего мужа. Другая ситуация, приводящая к эдипову триумфу, - переживаемая в детстве смерть родителя своего пола. Многое авторы, особенно Эрнест Джонс в 'Гамлете и Эдипе' (1949), подчеркивают трагичные и фатальные последствия 'вознаграждения' этого вытесненного и сознательно неприемлемого желания. Термин эдипова ситуация достаточно произвольно относят к конгломерату фазы, конфликта и комплекса; она специфична для психического развития конкретного человека, проявляясь в его фантазиях при мастурбации, семейных любовных историях. Еще одно применение термина касается отдельных жизненных ситуаций или событий, пробуждающих фантазии, чувство и формы поведения, вытекающие из эдиповой фазы развития.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
одно из основных понятий классического психоанализа, использованное З. Фрейдом для обозначения амбивалентного отношения ребенка к своим родителям. Под эдиповым комплексом понимается проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям.
   Впервые представления об эдиповом комплексе были выражены З. Фрейдом в 1897 г. в одном из писем к берлинскому врачу В. Флиссу (1858–1928). На основе самоанализа, включающего детские воспоминания, он выявил в себе ранние смешанные чувства любви к матери и ревности к отцу. При этом основатель психоанализа соотнес свои личные переживания с древнегреческим мифом, содержание которого было отражено в древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип».
   В трагедии Софокла повествовалось о несчастной судьбе Эдипа, который, не ведая того, сперва убил своего отца Лая – царя Фив, потом женился на своей матери Иокасте, затем, узнав от оракула о совершенных им непреднамеренных деяниях, он ослепил себя.
   Известно, что на выпускном экзамене в гимназии в 1873 г. З. Фрейд переводил с древнегреческого языка отрывок из трагедии Софокла «Царь Эдип». В 1885 г. во время пребывания в Париже с целью стажировки у знаменитого психиатра Ж. Шарко (1825–1893) он смотрел театральную постановку этой трагедии.
   Почерпнутая из древнегреческого мифа тема отцеубийства и запрета на инцестуозную связь переросла у З. Фрейда в идею эдипова комплекса, присущего каждому человеку. Согласно З. Фрейду, наши сновидения убеждают в том, что, вероятно, всем суждено направлять свое первое сексуальное чувство на мать и первое насильственное желание – на отца.
   Наблюдения за детьми и изучение воспоминаний взрослых о своем детстве подвели З. Фрейда к выводу о всеобщем, универсальном проявлении эдипова комплекса. Мальчик эротически привязан к матери, хочет обладать ею и воспринимает отца как помеху ему в этом; девочка испытывает нежные чувства к отцу и потребность в устранении матери, чтобы занять ее место в отношениях с отцом.
   Представления об эдиповом комплексе содержались в таких работах З. Фрейда, как «Толкование сновидений» (1900), «О психоанализе» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1916/17), «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Гибель эдипова комплекса» (1924), «Некоторые психические следствия анатомического различия между полами» (1925), «Сопротивление психоанализу» (1925), «Проблема дилетантского анализа» (1926), «Очерк о психоанализе» (1940).
   В своем понимании эдипова комплекса З. Фрейд исходил из того, что бисексуальность (мужское и женское начало) человека приводит к такому положению, когда ребенок может занимать как активную, так и пассивную позицию. Сексуальное предпочтение родителя противоположного пола и ненависть к родителю того же пола составляют, с точки зрения З. Фрейда, позитивную форму эдипова комплекса. Любовь к родителю того же пола и стремление устранить из жизни родителя противоположного пола характерны для негативной формы этого комплекса. В процессе психосексуального развития ребенка проявляются обе формы, образуя так называемый полный эдипов комплекс.
   Данный комплекс характеризуется двойственным отношением ребенка к своим родителям. Он одновременно любит и ненавидит каждого из них, боготворит их и желает им смерти; хочет быть похожим на них и боится быть наказанным за свои бессознательные желания. Мальчик не только проявляет эротические чувства к матери и стремится устранить отца, но и испытывает свойственные девочке нежность к отцу и враждебность к матери. Аналогичная картина наблюдается и у девочки: она не только имеет сексуальное влечение к отцу и ревностное чувство к матери, но и враждебно настроена к отцу и испытывает сильную эмоциональную привязанность к матери.
   В представлении З. Фрейда эдипов комплекс проявляется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, и перед каждым ребенком встает жизненная задача, связанная с развитием и преодолением этого комплекса. Разрушение и гибель эдипова комплекса в процессе психосексуального развития ребенка, характеризующегося переходом от фаллической (символизирующей значение пениса) фазы детской сексуальности к ее латентному (скрытому) периоду – нормальный путь развития человека: «в норме в конце этого раннего сексуального периода эдипов комплекс должен быть преодолен, основательно смягчен и переформирован, а результатом такого превращения будет возможность хороших успехов в последующей душевной жизни». Вытеснение же эдипова комплекса и сохранение его в бессознательном чревато невротизацией ребенка, впоследствии сказывающейся на психических расстройствах взрослого: благополучное преодоление этого комплекса, как правило, не осуществляется основательно, и тогда «пубертатный период вызывает реанимацию комплекса, что может иметь плохие последствия».
   З. Фрейд считал, что, несмотря на универсальность эдипова комплекса, развитие и изживание его у мальчика и девочки проходят по-разному. Угроза кастрации и страх мальчика перед возможностью наказания за инцестуозные влечения приводит к отвращению его от эдипова комплекса. Связанные с этим комплексом эротические влечения мальчика десексуализируются и сублимируются, то есть переключаются на социально приемлемые цели. В случае идеального осуществления этого процесса эдипов комплекс разрушается и упраздняется. Стало быть, эдипов комплекс у мальчика погибает вследствие угрозы кастрации.
   Развитие и преодоление эдипова комплекса у девочки имеет иной характер. Обнаружив, что в отличие от мальчика она не имеет пениса, девочка воспринимает кастрацию как уже свершившийся факт. Это приводит к тому, что «в то время как эдипов комплекс мальчика погибает вследствие кастрационного комплекса, эдипов комплекс девочки становится возможным и возникает благодаря кастрационному комплексу».
   По мнению З. Фрейда, девочка испытывает зависть к тому органу, который у нее отсутствует. Она переходит символическим путем от пениса к ребенку, желает получить его в подарок от отца. Это желание сохраняется на протяжении длительного времени, в результате чего девочка медленно расстается с эдиповым комплексом. В форме желания обладать пенисом и родить ребенка эдипов комплекс девочки долгое время сохраняет свою действенность и способствует подготовке женщины к ее половой роли. Преодоление этого комплекса у девочки связано с угрозой утраты родительской любви.
   В процессе гибели эдипова комплекса внешний авторитет родителей как бы перемещается вовнутрь детской психики. Он становится внутренним достоянием ребенка, приводя к образованию такой психической инстанции, как Сверх-Я. Так, по мнению З. Фрейда, Сверх-Я становится наследником эдипова комплекса. Отныне Сверх-Я выступает в роли недремлющего ока или карающей совести, вызывая у человека чувство вины. По выражению основателя психоанализа, эдипов комплекс оказывается одним из самых важных источников сознания вины, доставляющей особое беспокойство невротикам.
   Согласно З. Фрейду, в эдиповом комплексе завершается инфантильная сексуальность. Кто оказывается не в состоянии нормальным образом пройти эдипову фазу психосексуального развития, тот заболевает неврозом. Эдипов комплекс составляет ядро неврозов.
   З. Фрейд не утверждал, что эдипов комплекс исчерпывает отношение детей к родителям, которое может быть сложным и многообразным. Более того, он считал, что этот комплекс может претерпевать изменения. Вместе с тем он исходил из того, что эдипов комплекс является значительным фактором душевной жизни ребенка и существует опасность «скорее недооценить его влияние и обусловленное им развитие, чем переоценить его».
   На основе этого комплекса возникает, как полагал З. Фрейд, человеческая культура, связанная с соответствующими нормами и запретами на инцест. В эдиповом комплексе совпадают начало религии, нравственности, морали, социальных институтов общества и искусства.
   Что касается возможности реализации эротических и деструктивных влечений, связанных с эдиповым комплексом, то она может находить свое воплощение в сновидениях. Не случайно в сновидениях нередко содержатся разнообразные сцены, сюжеты и образы инцестуозного характера, сопряженные с убийством и смертью родителей, родственников, близких людей.
   Признание или отрицание эдипова комплекса – своего рода лакмусовая бумажка, позволяющая проводить различие между сторонниками и противниками психоанализа. Как замечал З. Фрейд, ничто другое не навредило психоанализу столь сильно в отношении к нему современников, как «рассмотрение эдипова комплекса в качестве общечеловеческой судьбоносной структуры». Между тем представление об этом комплексе содержалось в работах некоторых мыслителей задолго до того, как аналогичная идея была высказана основателем психоанализа. Не случайно в ряде своих публикаций он ссылался на исторические источники и писал о том, что «более чем за столетие до появления психоанализа французский философ Дидро указывал на значение эдипова комплекса».
   Вместе с тем подлинное открытие эдипова комплекса З. Фрейд рассматривал в качестве одной из наиболее существенных заслуг психоанализа. Так, в одной из последних своих работ «Очерк о психоанализе» (1940), написанной в 1938 г., но опубликованной после его смерти, он подчеркнул: «Я осмелюсь сказать, что если бы психоанализ не мог похвастаться никаким иным достижением, кроме открытия эдипова комплекса, лишь одно это давало бы ему право быть включенным в разряд выдающихся достижений человечества».
   Психоаналитическая концепция эдипова комплекса вызвала резкую критику со стороны тех, кому претила сама идея отцеубийства и инцеста, распространенная как на историю развития человечества, так и на психосексуальное развитие ребенка. В частности, высказывались возражения, что легенда о царе Эдипе не соответствует той конструкции, которая была предложена основателем психоанализа, поскольку Эдип не знал, что убил своего отца и женился на своей матери.
   Действительно, судьба Эдипа была таковой, что он оказался как бы без вины виноватым. Оракул предсказал, что фиванский царь Лай падет от руки своего еще не рожденного сына. После того как царица Иокаста родила мальчика, его отвезли в горы, связали лодыжки (отсюда название Эдип – стреноженный), бросили и обрекли на смерть. Нашедший мальчика пастух передал его коринфскому царю Полибосу, который усыновил ребенка. В юношеском возрасте Эдип узнал о предсказании дельфийского оракула, согласно которому ему суждено убить своего отца и стать супругом своей матери, и ушел из Коринфа, чтобы избежать этой участи. На перекрестке дорог он повстречался с Лаем и в споре с ним убил его, не зная, что стал убийцей своего отца. По дороге в Фивы Эдип разгадал загадку, которую всем путникам задавала Сфинкс и в случае неправильного ответа умерщвляла их. Благодарные жители Фив предложили ему царский престол и отдали в жены царицу Иокасту. Не ведая того, он стал мужем своей матери и отцом четырех детей. После того, как Фивы оказались подвержены мору и от оракула стало известно, что это – кара за убийство царя Лая, Эдип начинает расследование с целью поиска убийцы. Расследование приводит к тому, что он узнает о совершенном им самим двойном преступлении – отцеубийстве и инцесте. Иокаста прибегает к самоубийству, а Эдип, воспользовавшись наплечной заколкой повешенной царицы, ослепляет себя и удаляется из Фив. Такова трагедия Эдипа, ставшего жертвой судьбы, предпосланной ему до рождения, и совершившего два тяжких преступления, о которых он ничего не знал.
   К этому следует добавить, что несчастная судьба Эдипа была как бы расплатой за грехи его отца. Будучи наследником царского трона, юный Лай бежал от дяди, нашел пристанище у царя Пелопса, но вместо благодарности совратил его незаконного сына, то есть вступил в гомосексуальные отношения с ним, за что и был проклят Богами, которые обрекли его на гибель от руки собственного сына.
   Исходя из этой версии древнегреческого мифа, некоторые исследователи подчеркивали то обстоятельства, что в момент совершения преступлений (отцеубийство и инцест) Эдип не обладал знаниями о действительном положении вещей и, следовательно, представления об эдиповом комплексе не соответствуют подлинному содержанию мифа. Отвечая на подобные возражения, З. Фрейд замечал: «Незнание Эдипа является правдоподобным изображением бессознательного состояния, в которое для взрослых погрузилось это переживание; и убеждающая сила пророчества, которое делает или должно сделать героя невиновным, является признанием неизбежности судьбы, которая приговорила каждого сына пережить эдипов комплекс».
   В теории и практике психоанализа эдипову комплексу уделялось и до сих пор уделяется большое внимание. Тем не менее фрейдовская трактовка эдипова комплекса разделялась далеко не всеми психоаналитиками. Многие из них пересмотрели идеи З. Фрейда о природе эдипова комплекса: одни психоаналитики внесли уточнения в понимание содержания этого комплекса; другие переосмыслили временные рамки его развития и разрушения; третьи подвергли сомнению исторические параллели З. Фрейда, согласно которым лежащее в основе эдипова комплекса отцеубийство было реальным событием, имевшим место в первобытной орде и свидетельствовавшим об универсальности этого комплекса во всех культурах.
   Так, А. Адлер (1870–1937) исходил из того, что представление, согласно которому мать является единственным сексуальным объектом для ребенка, удовлетворяющего свои сексуальные желания в борьбе с отцом, это – фиктивная идея. Рассмотрение эдипова комплекса позволяет, как он считал, говорить о том, что данный комплекс выдает уродливое, часто выраженное в асексуальной форме, стремление ребенка к превосходству над отцом и матерью. Соответственно эдипов комплекс – «это символ желаемого господства».
   В отличие от Фрейда К.Г. Юнг (1875–1961) по-иному взглянул на победу Эдипа над Сфинкс, полагая, что Сфинкс, представляющая собой двойственность образа матери (привлекающая, достойная любви верхняя часть с головой человека и страшная, звериная нижняя часть, вызывающая ужас), является олицетворением страха перед матерью. Согласно легенде, Сфинкс – дочь Ехидны, появившаяся на свет в результате кровосмесительной связи матери со своим сыном (собакой Орт). Сфинкс – кровосмесительно отщепленная часть либидо из отношения к матери. Опираясь на данную легенду, К.Г. Юнг пришел к точке зрения, согласно которой в первооснове кровосмесительных связей заложено не влечение к половому акту, а стремление стать снова ребенком, очутиться в материнском лоне.
   В понимании В. Райха (1897–1957) эдипов комплекс возникает в условиях патриархальной семьи. Опираясь на исследование английского антрополога Б. Малиновского, показавшего, что структура семейных отношений в некоторых примитивных обществах имеет иной характер, чем рассмотренная З. Фрейдом схема амбивалентных влечений ребенка к матери и отцу, он подверг сомнению тезис об универсальности эдипова комплекса. В. Райх считал, что форма эдипова комплекса изменяется вместе с общественным строем и в будущем, в условиях коллективного воспитания речь не будет идти об этом комплексе.
   С точки зрения Э. Фромма (1900–1980), основатель психоанализа неверно интерпретировал миф об Эдипе. Фрейд опирался на трагедию Софокла «Царь Эдип», в то время как необходимо принимать во внимание всю трилогию Софокла, включая такие его части, как «Эдип в Колоне» и «Антигона». С учетом трилогии Софокла миф об Эдипе можно рассматривать, по мнению Э. Фромма, не как символ инцестуозной любви между матерью и сыном, а как символ протеста сына, восставшего против власти отца в патриархальной семье. Главное в этом мифе не сексуальная подоплека, а отношение к власти, что составляет основу межличностных отношений.
   Однако подобная критика взглядов Фрейда на эдипов комплекс вовсе не означала, что в рамках психоаналитического движения возникло неприятие основной идеи, составлявшей остов классического психоанализа. Речь шла не об устранении идеи эдипова комплекса, а о различной интерпретации ее. Не случайно К.Г. Юнг замечал, что современный человек просто не понимает, что бессознательно предается кровосмешению, но только в других областях, например, в религиозных символах. В. Райх подчеркивал, что, хотя эдипов комплекс ограничивается формой общественных отношений, истина одного из основных положений психоанализа вовсе не отменяется. Э. Фромм исходил из того, что открытие З. Фрейдом инцестуозной связи с матерью является одним из наиболее значительных в науке о человеке.   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001