КОМПЛЕКС КАСТРАЦИИ
КОМПЛЕКС КАСТРАЦИИ
В классической психоаналитической теории – страх, связанный с потерей гениталий. У мужчин комплекс, предположительно, проявляется как беспокойство, связанное с возможностью утраты, у женщин как вина в связи с тем, что уже пережили утрату. Первоначальное положение относительно мужчин, конечно, довольно серьезно критиковалось, но оно все еще является частью стандартной психоаналитической теории; положение относительно женщин подвергалось таким яростным нападкам, особенно аналитиками-женщинами, что сейчас оно редко воспринимается серьезно.
Комплекс кастрации
понятие, веденное психоанализом, обозначающее фантазии о кастрации. Они могут развиться у мальчика из-за страха перед более сильным соперником-отцом, вызванного направленным на мать сексуальным желанием (кастрация как наказание, возмездие отца). Могут появиться у девочки, у которой возникают ощущения, что она уже пережила кастрацию. Если она пытается отрицать свой недостаток, компенсировать его или восстановить, то у нее могут развиться фантазии о кастрации мужчин и/или возмездии и воздаянии матери, которая отказалась дать ей пенис или отняла его у нее.
Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"
Комплекс кастрации
Kastrationskomplex). Из-за анатомического различия полов и его интерпретации мальчиком (у лишенной пениса маленькой девочки пенис отняли) и из-за страха перед более сильным соперником-отцом, вызванного направленным на мать сексуальным желанием мальчика, у него развиваются фантазии о грозящем ему наказании (кастрация как возмездие отца-соперника). Маленькая девочка, у которой возникают ощущения, что она уже пережила кастрацию, пытается отрицать свой недостаток, компенсировать его или восстановить, и у нее могут развиться фантазии о кастрации мужчин и/или о возмездии и воздаяний матери, которая отказалась дать ей пенис или отняла его у нее.
Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии
КОМПЛЕКС КАСТРАЦИИ
/англ. Сastration anxiety/ (кастрационный комплекс), у мальчика страх перед возможной утратой пениса; у девочки – неосознанная зависть и стремление иметь пенис. См. также Вагина зубатая.
Одно из центральных понятий психоанализа, согласно которому все мужчины и дети муж. пола подвержены тревоге по поводу кастрации. К.К., как правило, развивается в результате повторяющихся угроз наказания за мастурбацию. У девочек и женщин К.К. проявляется в представлении о собственной неполноценности, стремлении доказать, что у них есть адекватная символическая замена муж. половому органу.
«Не много есть вопросов, столь же часто обсуждаемых психоаналитиками, как знаменитый женский «комплекс кастрации». С. де Бовуар. Второй пол.
Одно из центральных понятий психоанализа, согласно которому все мужчины и дети муж. пола подвержены тревоге по поводу кастрации. К.К., как правило, развивается в результате повторяющихся угроз наказания за мастурбацию. У девочек и женщин К.К. проявляется в представлении о собственной неполноценности, стремлении доказать, что у них есть адекватная символическая замена муж. половому органу.
«Не много есть вопросов, столь же часто обсуждаемых психоаналитиками, как знаменитый женский «комплекс кастрации». С. де Бовуар. Второй пол.
Источник: Словарь доктора либидо
Комплекс кастрации (кастрационный комплекс)
Термин психоанализа, который используется для обозначения своеобразной детской реакции на приписываемое отцу сексуальное запугивание или подавление раннеинфантильной сексуальной деятельности. Считается, что комплекс кастрации возникает как часть Эдипова комплекса, когда мальчик видит обнаженную женщину и, возможно, впервые в жизни осознает, что женщина не имеет пениса. Из-за соперничества с отцом у ребенка развивается страх, что то же самое может произойти и с ним (что понятно, учитывая важность пениса на фаллическом этапе психосексуального развития). Подавляя свое влечение к матери и отождествляясь с отцом (см. Отождествление с агрессором), он избегает возможности ужасного события. Тот факт, что очень немногие люди имеют какие-либо воспоминания об этом эпизоде, не представлял проблемы для Фрейда. Во-первых, он утверждал, что вся драма разыгрывается на уровне подсознания, а во-вторых, в возрасте приблизительно шести лет у человека развивается детская амнезия, в результате чего многие воспоминания раннего детства оказываются забытыми.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
КОМПЛЕКС КАСТРАЦИИ
(от лат. complexus - связь, сочетание и castratio - оскопление) - термин психоанализа, используемый для обозначения своеобразной детской реакции на обнаружение анатомического различия полов, проявляющейся в форме страха у мальчиков (боязни лишиться пениса) и зависти у девочек (они завидуют пенису у мальчиков и ощущают себя кастрированными). Согласно З. Фрейду, К.к. возникает как часть Эдипова комплекса (комплекса Электры). У мальчиков вначале формируется комплекс Эдипа, а затем К.к., который порождает гордость за наличие пениса и фаллоцентрические (см. фаллос) ориентации. У девочек - наоборот, вначале формируется К.к., а затем комплекс Электры, и проявляется в виде ощущения несправедливой нехватки (которая зачастую отрицается) и стремления возместить недостачу пениса. В силу этих обстоятельств К.к. и его переживание оказывают влияние на формирование мужского и женского типов поведения. Представление о К.к. было введено З. Фрейдом в 1908 г. и по мере накопления клинических материалов дорабатывалось. З. Фрейда не смущал тот факт, что воспоминания об этом эпизоде детства сохранились лишь у немногих людей. Он утверждал, что все переживания осуществляются на уровне подсознания, и в возрасте пяти-шести лет у человека развивается детская амнезия, в результате которой многие воспоминания раннего детства забываются. В современном психоанализе признается, что К.к. действительно отражает переживания душевной жизни детей, хотя теоретическое объяснение К.к., предложенное З. Фрейдом, считается недостаточно обоснованным.
Комплекс кастрации
лат. complexus — связь, сочетание и castratio — оскопление) — в психоанализе З. Фрейда, специфическая, совокупная универсальная детская реакция на анатомическое различие полов, проявляющаяся преимущественно в форме страха (мальчики боятся лишиться пениса) и зависти (девочки завидуют мальчикам и ощущают себя "кастрированными"). Считается, что эта реакция основывается на реальном подавлении инфантильной сексуальной деятельности и (или) фантазме кастрации (т. е. приписываемого отцу желания лишить мальчика пениса). Согласно З. Фрейду, К. к. непосредственно связан с комплексом Эдипа, но хронологически эта связь проявляется по-разному. У мальчиков вначале формируется комплекс Эдипа, а затем К. к., у девочек — наоборот, вначале формируется К. к., а затем комплекс Эдипа. У мальчиков К. к. также порождает гордость за наличие пениса и фаллоцентрические ориентации, у девочек же — ощущение несправедливой нехватки (которая зачастую отрицается) и стремление возместить обнаруженную недостачу. В силу этих обстоятельств К. к. и переживание его оказывают влияние на формирование мужского и женского типов поведения. Представление о К. к. было введено З. Фрейдом в 1908 г. и в дальнейшем дорабатывалось по мере накопления клинических материалов и развития его учения. В современном психоанализе считается, что обнаруженный З. Фрейдом К. к. отражает широко распространенные реалии душевной жизни детей, хотя предложенное им теоретическое объяснение данного комплекса, в общем, признается недостаточно обоснованным. Определенный вклад в развитие концепции К. к. внесли психоаналитики А. Штерке, О. Ранк и мн. др.
Источник: Клиническая психология. Словарь
КОМПЛЕКС КАСТРАЦИИ
CASTRATION COMPLEX) СТРАХ КАСТРАЦИИ (CASTRATION ANXIETY)
Несмотря на то, что в большинстве словарей кастрация определяется как лишение индивида яичек (или яичников), Фрейд (1923) отмечал: "Удивительно... сколь мизерную часть детского внимания привлекает другая область мужских гениталий - маленькие мешочки с их содержимым. И всякий раз при анализе приходится слышать, что люди даже не догадываются, что мужские гениталии включают еще что-то, кроме пениса" (с. 142). Однако много позже Анита Белл (1961) описала комплекс, связанный с отсутствием, утратой или страхом повреждения яичек. В принятом в психоанализе употреблении кастрация означает реальную или воображаемую утрату или повреждение гениталий представителей обоего пола, а в более узком смысле - утрату тех частей гениталий, которые приносят максимальное сексуальное наслаждение - пениса и клитора. Символически кастрация может выражаться различными способами.
На ранней генитальной фазе развития, то есть примерно с шестнадцати до двадцати четырех месяцев (Roi phe, 1968) внимание фокусируется на гениталиях и межполовых различиях. С двух с половиной лет сексуальное возбуждение концентрируется в гениталиях, способствуя развитию эдипово комплекса, и особое значение обретает генитальная мастурбация. Одним из решающих в этой области открытий Фрейда было установление универсальности бессознательных фантазий о том, что женщины кастрированы и неполноценны, поскольку лишены фаллоса. Ассоциируясь с мыслями о запретных желаниях, кастрация приобретает значение наказания; страх потери пениса становится источником страха кастрации. Такой страх, будучи составной частью эдиповых фантазий, вместе с ассоциируемыми мыслями и эмоциями образует комплекс кастрации. Страх кастрации у мальчиков фокусируется на пенисе; девочки боятся проникновения в гениталии, их разрыва или иного повреждения. У девочки может развиться фантазия о том, что она уже кастрирована, поскольку лишена пениса; зависть к пенису характерно для женского комплекса кастрации. Зависть к пенису - не просто желание иметь пенис; в ней есть важные защитные и реактивные аспекты. В реститутивные фантазии может включаться то, что, по сути, является воображаемым пенисом.
Хотя комплекс кастрации имеет предшественников - оральную и анальную тревогу, - его следует отделить от них, соотнеся только со связанным с гениталиями возбуждением у представителей обоего пола. У взрослых страх повреждения гениталии переносится, кок правило, но другие части тела. Чрезмерный страх потери, повреждения или проникновения в какую-либо область тела отчасти связан со страхом кастрации. Острый страх кастрации может привести представителей обоего поло к нарциссической переоценке фаллоса и стать помехой на пути формирования независимости, автономии и здоровой гордости мужественностью и женственностью.
Несмотря на то, что в большинстве словарей кастрация определяется как лишение индивида яичек (или яичников), Фрейд (1923) отмечал: "Удивительно... сколь мизерную часть детского внимания привлекает другая область мужских гениталий - маленькие мешочки с их содержимым. И всякий раз при анализе приходится слышать, что люди даже не догадываются, что мужские гениталии включают еще что-то, кроме пениса" (с. 142). Однако много позже Анита Белл (1961) описала комплекс, связанный с отсутствием, утратой или страхом повреждения яичек. В принятом в психоанализе употреблении кастрация означает реальную или воображаемую утрату или повреждение гениталий представителей обоего пола, а в более узком смысле - утрату тех частей гениталий, которые приносят максимальное сексуальное наслаждение - пениса и клитора. Символически кастрация может выражаться различными способами.
На ранней генитальной фазе развития, то есть примерно с шестнадцати до двадцати четырех месяцев (Roi phe, 1968) внимание фокусируется на гениталиях и межполовых различиях. С двух с половиной лет сексуальное возбуждение концентрируется в гениталиях, способствуя развитию эдипово комплекса, и особое значение обретает генитальная мастурбация. Одним из решающих в этой области открытий Фрейда было установление универсальности бессознательных фантазий о том, что женщины кастрированы и неполноценны, поскольку лишены фаллоса. Ассоциируясь с мыслями о запретных желаниях, кастрация приобретает значение наказания; страх потери пениса становится источником страха кастрации. Такой страх, будучи составной частью эдиповых фантазий, вместе с ассоциируемыми мыслями и эмоциями образует комплекс кастрации. Страх кастрации у мальчиков фокусируется на пенисе; девочки боятся проникновения в гениталии, их разрыва или иного повреждения. У девочки может развиться фантазия о том, что она уже кастрирована, поскольку лишена пениса; зависть к пенису характерно для женского комплекса кастрации. Зависть к пенису - не просто желание иметь пенис; в ней есть важные защитные и реактивные аспекты. В реститутивные фантазии может включаться то, что, по сути, является воображаемым пенисом.
Хотя комплекс кастрации имеет предшественников - оральную и анальную тревогу, - его следует отделить от них, соотнеся только со связанным с гениталиями возбуждением у представителей обоего пола. У взрослых страх повреждения гениталии переносится, кок правило, но другие части тела. Чрезмерный страх потери, повреждения или проникновения в какую-либо область тела отчасти связан со страхом кастрации. Острый страх кастрации может привести представителей обоего поло к нарциссической переоценке фаллоса и стать помехой на пути формирования независимости, автономии и здоровой гордости мужественностью и женственностью.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000
КОМПЛЕКС КАСТРАЦИИ
одно из понятий классического психоанализа, означающее совокупность переживаний ребенка по поводу анатомического различия, обнаруживаемого им в процессе своей познавательной деятельности. Эти переживания связаны с попытками ребенка ответить на вопросы, возникающие у него после того, как он с недоумением открывает для себя нечто такое, что требует объяснения.
Представление о кастрации содержалось в работе З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900), где он сослался на Зевса, оскопившего и свергшего с престола своего отца Кроноса. Правда, в данном контексте он совершил так называемую ошибку-заблуждение, поскольку в греческой мифологии речь шла о Кроносе, оскопившем своего отца Урана. Тем не менее в описании истории оскопления была отражена идея кастрации, а допущенная З. Фрейдом ошибка была им объяснена и исправлена в работе «Психопатология обыденной жизни».
Что касается непосредственного обращения основателя психоанализа к комплексу кастрации, то это было сделано им впервые в статье «Об инфантильных сексуальных теориях» (1908). Затем, начиная с работы «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909) и кончая более поздними трудами, в частности, «Из истории одного детского невроза» (1918), «Некоторые психические последствия анатомического различия между полами» (1925) и др., размышления о комплексе кастрации стали составной частью психоаналитического подхода к исследованию инфантильной сексуальности, различного рода детских страхов, становления и разрушения эдипова комплекса.
З. Фрейд исходил из того, что психосексуальное развитие ребенка сопровождается познавательной деятельностью, направленной как на свое собственное тело, так и на тела окружающих его людей. Раннее детское сексуальное исследование мальчика приводит его к обнаружению пениса, с которым он может играть и совершать различные манипуляции. Мальчик полагает, что точно такой же пенис есть у всех людей, включая мать, сестру, других девочек. Позднее он обнаруживает, что девочки отличаются от мальчиков. У них нет того, что в глазах мальчиков является само собой разумеющимся и необходимым. Естественно, у мальчика возникают вопросы. Например, почему у девочки нет пениса, в то время как у мальчика он есть? Не является ли его отсутствие у девочки результатом наказания за дурные поступки? Не случится ли то же самое с мальчиком, если он будет плохо себя вести?
Пытаясь ответить на вопросы, возникающие с обнаружения анатомического различия, мальчик полагает, что с девочкой что-то случилось. Первоначально у нее был такой же пенис, как у мальчика, но она чем-то провинилась и ее лишили мужской принадлежности. Мальчик начинает испытывать страх. Он боится, что то же самое сделают и с ним. Его страх подкрепляется угрозами со стороны родителей и воспитателей, которые в той или иной форме готовы наказать мальчика за дурные поступки. Застав мальчика за игрой со своим маленьким пенисом и пытаясь отучить его от этой привычки, они грозятся, например, отрезать ему пальчик или сам пенис. Страх утраты пениса ведет к возникновению того, что З. Фрейд назвал комплексом кастрации.
С точки зрения основателя психоанализа, комплекс кастрации присущ обоим полам. Если мальчик испытывает страх перед угрозой лишиться важного органа, то девочка переживает по поводу отсутствия того, что она обнаруживает у мальчика. Девочка чувствует себя ущемленной, воспринимает дефект своего тела как несправедливость, завидует мальчику и испытывает желание быть мужчиной.
С точки зрения классического психоанализа комплекс кастрации имеет важное значение для психосексуального развития ребенка. Он оказывает воздействие на формирование характера человека и предопределяет более поздние его сексуальные предпочтения, связанные с различного рода перверсиями, то есть извращениями. Он является источником возникновения психических расстройств.
Представления З. Фрейда о комплексе кастрации тесно связаны с его идеями об эдиповом комплексе, когда мальчик испытывает сексуальное влечение к матери и враждебно относится к отцу, мешающему исполнению его желаний. Страх перед утратой пениса усиливается у мальчика по мере того, как он начинает видеть в отце своего соперника. Страх кастрации, связанный с реальной или воображаемой угрозой, порождает у него всевозможные переживания, способные привести к душевным надломам и психическим срывам.
У девочки комплекс кастрации порождает иные переживания. Они связаны не с угрозой утраты пениса, а с ощущением его нехватки. Девочка начинает испытывать негативные чувства к матери, которая родила ее с таким недостатком. Настороженность к матери, сопровождающаяся проявлением ревности и стремлением занять ее место в отношениях с отцом, может перерасти в чувство обожания отца и ненависти к матери. Впоследствии все это может сказаться как на сексуальных предпочтениях взрослой женщины, так и на ее психическом состоянии, обусловленном чувством вины перед матерью.
С помощью комплекса кастрации З. Фрейд попытался объяснить широкий круг вопросов: от психосексуального развития ребенка до возникновения неврозов; от различий в психологии мужчины и женщины до установления запрета на инцест; от истории зарождения религиозных верований до становления нравственных идеалов и ценностей культуры.
Представления З. Фрейда о комплексе кастрации нашли свое отражение в процессе дальнейшего развития теории и практики психоанализа. Одни психоаналитики попытались отыскать глубинные истоки возникновения этого комплекса и страха кастрации, сведя их к травме рождения человека (О. Ранк). Другие подвергли критике фрейдовское понимание ущербности женщин и их зависти к пенису, как несоответствующее действительному положению дел и отражающее мужскую точку зрения на роль женщины в современном обществе (К. Хорни). Третьи сделали акцент на рассмотрении не пениса, обозначающего мужской орган в его телесной реальности, а фаллоса, как символического значения его, оказывающего соответствующее воздействие на человека (Ж. Лакан).
Представление о кастрации содержалось в работе З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900), где он сослался на Зевса, оскопившего и свергшего с престола своего отца Кроноса. Правда, в данном контексте он совершил так называемую ошибку-заблуждение, поскольку в греческой мифологии речь шла о Кроносе, оскопившем своего отца Урана. Тем не менее в описании истории оскопления была отражена идея кастрации, а допущенная З. Фрейдом ошибка была им объяснена и исправлена в работе «Психопатология обыденной жизни».
Что касается непосредственного обращения основателя психоанализа к комплексу кастрации, то это было сделано им впервые в статье «Об инфантильных сексуальных теориях» (1908). Затем, начиная с работы «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909) и кончая более поздними трудами, в частности, «Из истории одного детского невроза» (1918), «Некоторые психические последствия анатомического различия между полами» (1925) и др., размышления о комплексе кастрации стали составной частью психоаналитического подхода к исследованию инфантильной сексуальности, различного рода детских страхов, становления и разрушения эдипова комплекса.
З. Фрейд исходил из того, что психосексуальное развитие ребенка сопровождается познавательной деятельностью, направленной как на свое собственное тело, так и на тела окружающих его людей. Раннее детское сексуальное исследование мальчика приводит его к обнаружению пениса, с которым он может играть и совершать различные манипуляции. Мальчик полагает, что точно такой же пенис есть у всех людей, включая мать, сестру, других девочек. Позднее он обнаруживает, что девочки отличаются от мальчиков. У них нет того, что в глазах мальчиков является само собой разумеющимся и необходимым. Естественно, у мальчика возникают вопросы. Например, почему у девочки нет пениса, в то время как у мальчика он есть? Не является ли его отсутствие у девочки результатом наказания за дурные поступки? Не случится ли то же самое с мальчиком, если он будет плохо себя вести?
Пытаясь ответить на вопросы, возникающие с обнаружения анатомического различия, мальчик полагает, что с девочкой что-то случилось. Первоначально у нее был такой же пенис, как у мальчика, но она чем-то провинилась и ее лишили мужской принадлежности. Мальчик начинает испытывать страх. Он боится, что то же самое сделают и с ним. Его страх подкрепляется угрозами со стороны родителей и воспитателей, которые в той или иной форме готовы наказать мальчика за дурные поступки. Застав мальчика за игрой со своим маленьким пенисом и пытаясь отучить его от этой привычки, они грозятся, например, отрезать ему пальчик или сам пенис. Страх утраты пениса ведет к возникновению того, что З. Фрейд назвал комплексом кастрации.
С точки зрения основателя психоанализа, комплекс кастрации присущ обоим полам. Если мальчик испытывает страх перед угрозой лишиться важного органа, то девочка переживает по поводу отсутствия того, что она обнаруживает у мальчика. Девочка чувствует себя ущемленной, воспринимает дефект своего тела как несправедливость, завидует мальчику и испытывает желание быть мужчиной.
С точки зрения классического психоанализа комплекс кастрации имеет важное значение для психосексуального развития ребенка. Он оказывает воздействие на формирование характера человека и предопределяет более поздние его сексуальные предпочтения, связанные с различного рода перверсиями, то есть извращениями. Он является источником возникновения психических расстройств.
Представления З. Фрейда о комплексе кастрации тесно связаны с его идеями об эдиповом комплексе, когда мальчик испытывает сексуальное влечение к матери и враждебно относится к отцу, мешающему исполнению его желаний. Страх перед утратой пениса усиливается у мальчика по мере того, как он начинает видеть в отце своего соперника. Страх кастрации, связанный с реальной или воображаемой угрозой, порождает у него всевозможные переживания, способные привести к душевным надломам и психическим срывам.
У девочки комплекс кастрации порождает иные переживания. Они связаны не с угрозой утраты пениса, а с ощущением его нехватки. Девочка начинает испытывать негативные чувства к матери, которая родила ее с таким недостатком. Настороженность к матери, сопровождающаяся проявлением ревности и стремлением занять ее место в отношениях с отцом, может перерасти в чувство обожания отца и ненависти к матери. Впоследствии все это может сказаться как на сексуальных предпочтениях взрослой женщины, так и на ее психическом состоянии, обусловленном чувством вины перед матерью.
С помощью комплекса кастрации З. Фрейд попытался объяснить широкий круг вопросов: от психосексуального развития ребенка до возникновения неврозов; от различий в психологии мужчины и женщины до установления запрета на инцест; от истории зарождения религиозных верований до становления нравственных идеалов и ценностей культуры.
Представления З. Фрейда о комплексе кастрации нашли свое отражение в процессе дальнейшего развития теории и практики психоанализа. Одни психоаналитики попытались отыскать глубинные истоки возникновения этого комплекса и страха кастрации, сведя их к травме рождения человека (О. Ранк). Другие подвергли критике фрейдовское понимание ущербности женщин и их зависти к пенису, как несоответствующее действительному положению дел и отражающее мужскую точку зрения на роль женщины в современном обществе (К. Хорни). Третьи сделали акцент на рассмотрении не пениса, обозначающего мужской орган в его телесной реальности, а фаллоса, как символического значения его, оказывающего соответствующее воздействие на человека (Ж. Лакан).
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001