Каузальный это что такое Каузальный: определение — Психология.НЭС
КАУЗАЛЬНОСТЬ каузальный рефлекс

КАУЗАЛЬНЫЙ

Найдено 3 определения термина КАУЗАЛЬНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

КАУЗАЛЬНЫЙ

Causal; kausal) - способ интерпретации психических явлений, основанный на причине и следствии (см. также финальный и

Оцените определение:

Источник: Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Словарь по психоанализу, 1996 г.51

КАУЗАЛЬНЫЙ

от лат. causa - причина) - причинный; напр., К. объяснение, противоположно акаузальному (ср. Акцидентализм). Не путать с казуальным. См. Атрибуция каузальная.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Каузальный

(от лат. causalis - причинный) то же, что причинность, - генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи; эти основания называют причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями. Сущность причинности - порождение причиной следствия; следствие, определяясь причиной, оказывает обратное воздействие на нее. На основе причинности организуется деятельность человека, вырабатываются научные прогнозы.

Источник: Материалы к курсу психология личности. В 2 ч.

Найдено рефератов по теме КАУЗАЛЬНЫЙ — 0

Найдено научных статей по теме — 10

Каузальный плюрализм и холизм в концепции метаиндивидуального мира

Дорфман Леонид Яковлевич
Представлена обновленная версия концепции метаиндивидуального мира. Она рассматривается как разновидность интегративных теорий, основана на идеях каузального плюрализма и холизма, нацелена на реконструкцию жизненного мира людей и предназначена для поиска (теоретического и эмпирического) общего и целого в нем. Целое как бы шнурует свои части в единый непротиворечивый комплекс, а полисистемный подход создает необходимые методологические ориентиры для многоаспектного вbдения жизненного мира, показывает разнокачественность его целостности. Жизненный мир рассматривается как разнородная целость, поэтому интегративный взгляд на жизненный мир дополняется его дифференциацией. Это дифференциация обобщенных явлений как целого в контрасте к отдельным явлениям, которые нередко исследуются по отдельности и вне контекста целого. Метаиндивидуальный мир подвергается макроанализу с позиций полисистемного подхода. Выделяются две системы, система 1 и система 2, имеющие разные источники происхождения. Психологический квазикаузальный процесс развертывается в каждой из них, но в противоположных направлениях при сопоставлении систем друг с другом. Выделяются два класса психических явлений − внутри систем (гомогенные) и на их пересечении (гетерогенные, с двойными качествами). В каузальном плане, встает вопрос о том, до какой степени метаиндивидуальный мир может быть интегрированным. Так, возникает вопрос об интеграции двойных качеств психических явлений в нечто «третье» − в область, общую для обоих качеств психических явлений, или более широко – в область, общую для систем 1 и 2. В структурном плане, метаиндивидуальный мир распадается на относительно независимые домены. Выделяются четыре домена: авторство, обладание, принятие, связанность. Метаиндивидуальный мир раскрывается как многовершинная полисистема с признаками целого на ее разных уровнях.
Скачать PDF

Особенности развития каузальных атрибуций достижений подростков-сирот

Багандова Гулаймат Хайруллаевна, Далгатов Магомед Магомедаминович
В статье представлены результаты эмпирического исследования каузальных атрибуций достижений подростков-сирот. Выявлены различия в проявлениях и развитии каузальных атрибуций подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи.
Скачать PDF

Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций

Дергачева Ольга Евгеньевна, Дорфман Леонид Яковлевич, Леонтьев Дмитрий Алексеевич
В статье представлены методика диагностики автономии и самодетерминации личности на основе конструкта каузальных ориентаций (Э. Деси, Р. Райан) и опыт разработки ее русскоязычной версии. Обоснована невозможность исследования прямого перевода исходного англоязычного теста. Приведены психометрические характеристики и другие результаты апробации предлагаемого оригинального русскоязычного опросника.
Скачать PDF

Структурное моделирование каузальных гипотез: исследование педагогических стереотипов оценивания мла

Наследов Андрей Дмитриевич
В статье аргументируется возможность проверки гипотез о направлении причинно-следственных связей на основе корреляционных по дизайну исследований. На примере конкретного исследования показано, что метод моделирования структурными уравнениями позволяет проверять альтернативные направления связей и выбирать наиболее правдоподобные.
Скачать PDF

Каузальная атрибуция достижений и успешность учебной деятельности студентов

Кимпаева Эльмира Арсеновна, Далгатов Магомед Магомедаминович
Статья посвящена исследованию актуальных вопросов педагогической психологии, связанных с успешностью обучения студентов. В качестве одного из факторов успешности рассматривается тип каузальной атрибуции достижений и исследуется его влияние на учебную деятельность. Проведенное исследование показало наличие такого влияния. В статье приведены данные анализа результатов исследования и выводы.
Скачать PDF

Каузальные атрибуции достижений и успешность учебной деятельности старшеклассников

Муталимова А.М.
В статье излагаются результаты исследования влияния каузальных атрибуций достижений на успешность учебной деятельности старшеклассников. Показано отрицательное влияние неблагоприятного типа атрибуции, а также имплицитной теории заданности интеллекта на деятельность учения. Обоснована необходимость дальнейшего изучения данной темы.
Скачать PDF

Влияние каузальной переориентировки старшеклассников на школьную тревожность, мотивацию и успешность

Муталимова Аида Магомедбеговна
В статье представлены результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие благоприятной каузальной атрибуции достижений учащихся. Показано, что каузальная переориентировка может выступать одним из факторов снижения школьной тревожности, повышения мотивации и успешности учебной деятельности старшеклассников.
Скачать PDF

Каузальная психодиагностика как вид социально-гуманитарного познания

Ануфриев Александр Федорович, Чмель Виктор Иванович
Излагаются результаты анализа каузальной психодиагностики как одного из видов социально-гуманитарного познания и как «третьей силы психодиагностики», наряду с психометрическим и клиническим подходом. Отмечается, что в каузальной психодиагностике взгляд на индивида представлен принципом психологической причинности. определяются составные элементы каузальной психодиагностики, указывающие на ее социально-гуманитарную природу, выделяется ее специфика как вида социально-гуманитарного познания. Показывается, что каузальная психодиагностика обогащает социально-гуманитарное познание в целом.
Скачать PDF

Роль каузальных атрибуций в переживании и переработке повседневного стресса в семье

Михайлова Надежда Федоровна
Обнаружена специфика в когнитивном стиле оценки стрессовой ситуации как у слепых и глухих подростков, так и у их родителей: родители слепых и их дети больше считали виновниками стресса себя, способными его контролировать и решать проблему. В семьях глухих ответственность за стресс приписывалась случайным факторам или лицам, не имеющим отношения к семье. Обнаруживается четкая тенденция влияния локуса первичной когнитивной оценки стрессора (каузальной атрибуции причины) на последующие оценки (каузальные атрибуции контролируемости и ответственности за решение проблемы): если стрессор изначально атрибутировался интернально или экстернально, то высока вероятность сохранения этого же локуса и в дальнейшем. На стиль индивидуальной когнитивной оценки влияют и каузальные атрибуции других членов семьи, особенно при наличии сенсорного нарушения у ребенка. Каузальные атрибуции, наряду с сенсорным дефектом ребенка, являлись в качестве предикторов стрессовых эмоций и копинга у членов семьи: любые каузальные атрибуции жены, экстернальная несемейная каузальная атрибуция ребенка детерминировали тревогу отцов, особенно в семьях глухих. Матери выбирали адекватные копинг-стратегии в ситуациях, когда в стрессе винили посторонних или случайность, а их мужья себя. Слепота ребенка также была модератором, усиливающим предсказательную силу влияния материнской интернальной атрибуции контролируемости стрессора на отцовский интернальный локус оценки контролируемости стрессора.
Скачать PDF

Эмоциональные последствия личностной каузальной атрибуции

Далгато М.М.
Скачать PDF