АНАЛИЗ КАУЗАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ

Найдено 3 определения термина АНАЛИЗ КАУЗАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

АНАЛИЗ КАУЗАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ

методологическая стратегия, разработанная Л. С. Выготским. Предназначена для выделения единицы психического: отлично от обычного анализа, разлагающего целое на составные элементы, при чем теряется качество целостности, в анализе каузально-динамическом рассматривается такой минимальный элемент, в коем еще явлено целое. При таком подходе должны выполняться следующие условия:

1) должен анализироваться процесс, а не предмет;

2) должны раскрываться каузально-динамические связи, а не внешние признаки;

3) должен анализироваться процесс развития. На основе этого Выготскому удалось показать качественную специфику высшего поведения, принципиально отличного от элементарного созданием и употреблением знаков как средства овладения собственным поведением. При анализе мышления и речи он в качестве единиц мышления речевого использовал значения слов.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

КАУЗАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

от лат. causa - причина + греч. dynamis - сила) - важнейший компонент методологии школы Л. С. Выготского. К.-д. а. имеет своей целью выделение "единицы", трактуемой Выготским как продукт анализа, который обладает основными свойствами, присущими целому, и является далее неразложимой живой частью этого единства. К.-д. а. противопоставляется анализу, разлагающему целое на составные элементы и тем самым исключающему изучение сложного целого во всем его своеобразии, сводя его к процессам более элементарного порядка. Характеризуя К.-д. а., Выготский указывал на 3 главных момента, которые составляют его основу: анализ процесса, а не вещи; анализ, вскрывающий реальную каузально-динамическую связь, а не внешние (фенотипические) признаки процесса; анализ генетический, восстанавливающий особенности процессов развития.

К.-д. а. носит экспериментальный характер и направлен на выявление сущности изучаемых психологических образований. Так, анализ рудиментарных функций позволил Выготскому выделить проблему создания и употребления знаков как средств овладения собственным поведением в качестве того определяющего целого, которое отличает высшее поведение от элементарного, натурального. На основании К.-д. а. мышления и речи Выготский выделяет в качестве единицы речевого мышления значение слова и переходит к изучению становления и развития словесного значения, его высших форм.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Каузально-динамический анализ

Словообразование. Происходит от лат. causa - причина, dynamikоs - сильный и греч. analysis - разложение, расчленение.

Автор. Л.С.Выготский.

Категория. Методологическая стратегия.

Специфика. Предназначен для выделения "единицы" психического: в отличие от обычного анализа, разлагающего целое на составные элементы, в которых потеряно качество целостности, в каузально-динамическом анализе рассматривается такой минимальный элемент, в котором еще представлено целое. При таком подходе должны выполняться следующие условия: анализ процесса, а не предмета; раскрытие каузально-динамической связи, а не внешних признаков; анализ процесса развития. На основе этого Выготскому удалось показать качественную специфику высшего поведения, которое принципиально отличается от элементарного созданием и употреблением знаков как средств овладения собственным поведением. При анализе мышления и речи им в качестве единицы речевого мышления выделялось значение слов.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Методическое обеспечение формированияпредстартовых состояний на основе нелинейно-динамического анали

Хало Павел Владимирович, Марченко Борис Игоревич, Хвалебо Галина Васильевна
Статья посвящена возможности управления траекторией формирования предстартового состояния спортсменов, причем для оценки текущего функционального состояния центральной нервной системы предлагается при
Читать PDF

Динамический анализ процесса овладения чтением детьми с дислексией

Суханова Анна Геннадьевна
Количество школьников с дислексией в последние годы резко возрастает.
Читать PDF

Динамический анализ процесса овладения чтением детьми с дислексией

Суханова Анна Геннадьевна
Количество школьников с дислексией в последние годы резко возрастает.
Читать PDF

Роль мультимодальных вызванных потенциалов в диагностике и проведении динамического анализа при расс

Несруллаева Н.А., Ширалиева Р.К., Гусейнова С.К.
Проведено комплексное клиническое и нейрофизиологическое исследование 65 больных (43 женщина и 22 мужчин, средний возраст 26,6±3,7 лет).
Читать PDF

Динамический анализ процесса овладения чтением детей с дислексией

Иншакова А.Г.
Количество школьников с дислексией в последние годы резко возрастает.
Читать PDF

Динамический анализ процесса овладения чтением детей с дислексией

Иншакова А.Г.
Количество школьников с дислексией в последние годы резко возрастает.
Читать PDF

Основные социально-психологические проблемы современного общества: анализ, пути решения

Сигида Евгений Антонович, Мель Килиан, Лукьянова Инна Евгеньевна
Изменение нозологии болезней, обусловленное внешними условиями современного общества и обстоятельствами, а также образом жизни, актуализировало потребность рассмотрения индивидуальной ответственности
Читать PDF

Применение метода контент-анализа в исследовании «Публичная библиотека в обеспечении информационно-п

Чурашева Ольга Леонидовна
Изложен опыт использования метода контент-анализа в диссертационном исследовании, посвященном роли публичной библиотеки в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей.
Читать PDF

Сравнительный анализ особенности социальной адаптации современной молодежи в кризисные периоды перех

Мороденко Евгения Васильевна
В статье освещается исследование социальной адаптации в трех групп испытуемых, условно разделенных на три возрастных блока: 16-18 лет кризисный этап перехода из состояния школьника; 17-22 года этап пе
Читать PDF

К анализу этнических особенностей кабардинцев, балкарцев и русских

Галущак Д.В.
Читать PDF

Сравнительный анализ профессиональных деструкций педагогов

Лобанова А.В., Банщикова Т.Н.
Читать PDF

Анализ возрастных параметров физического развития и функционального состояния дошкольников с задержк

Максимова Светлана Юрьевна, Скрябина Ирина Дмитриевна
В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физического и функционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!