СХЕМА КАУЗАЛЬНАЯ

Предыдущий термин:
Схема депрессогенная

Следующий термин:
СХЕМА МЫШЛЕНИЯ

Содержание:

Найдено 4 определения термина СХЕМА КАУЗАЛЬНАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СХЕМА КАУЗАЛЬНАЯ

понятие психологии социальной. Широко распространилось с связи с развитием исследований атрибуции каузальной. Означает:

1) принципы анализа причинности в сфере социального восприятия (-> перцепция социальная);

2) устойчивые представления о конкретных причинных связях.

Основные составляющие схемы каузальной, согласно особенно распространенной в западной психологии социальной теории Дж. Кеяли, - это три принципа:

1) принцип обесценивания - преуменьшение восприятия роли данной причины в наступлении события из-за наличия других причин, способствующих ему;

2) принцип усиление-преувеличение восприятие роли данной причины в наступлении, события из-за наличия препятствующих ему факторов;

3) принцип систематического искажения причинных суждений о людях - систематическое отклонение причинных объяснений поведения людей от правил формальной логики; основное направление этих искажений - переоценка субъективной обусловленности поведения и недооценка его объективной обусловленности.

Общие принципы схемы каузальной рассматриваются как самые общие и устойчивые закономерности функционирования более конкретных схем каузальности. Более частные схемы каузальные, как устойчивые представления о конкретной обусловленности явлений, различаются по уровню сложности, обобщенности и последовательности включения в анализ. Основные факторы, определяющие уровень схем каузальных, используемых в анализе причинности на уровне житейской психологии, - это степень сложности воспринимаемых объектов и их соответствие ожиданиям индивида.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Каузальная (причинная) схема

Аспект теории атрибуции, обозначающий ситуацию, когда человек обладает рядом усвоенных представлений о причинах, которые могут привести к конкретным следствиям, или о возможных отношениях между ними. К примеру, неудача на экзаменах может ассоциироваться с недостаточной подготовкой, со слабыми способностями, плохим качеством обучения и так далее. Любая из этих причин может привести к провалу на экзаменах. Зная о наличии одной из возможных причин, человек может сбросить со счетов другие причины (см. Дисконтный принцип).

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Каузальная схема

лат. causa — причина] — понятие, используемое в социальной психологии для обозначения: а) принципов анализа причинности в сфере социального восприятия; б) устойчивых представлений о конкретных причинных связях. Это понятие приобрело широкое распространение в связи с развитием исследований каузальной атрибуции. Основными составляющими К. с., согласно наиболее распространенной в западной социальной психологии теории Г. Келли (1972), являются три принципа: 1) принцип обесценивания — восприятие роли данной причины в обусловливании события как меньшей вследствие наличия других причин, потенциально способствующих его наступлению; 2) принцип усиления — восприятие роли данной причины в обусловливании события как большей в результате наличия препятствующих его наступлению факторов; 3) принцип систематического искажения причинных суждений о людях — систематическое отклонение причинных объяснений поведения людей от правил формальной логики. Основным направлением этих искажений является переоценка субъективной обусловленности поведения и недооценка его объективной обусловленности. Общие принципы К. с. рассматриваются как наиболее общие и устойчивые закономерности функционирования более конкретных схем каузальности. Более частные К. с., представляющие собой устойчивые представления о конкретной обусловленности явлений, различаются по уровню сложности, обобщенности и последовательности включения в анализ. Основными факторами, определяющими уровень К. с., используемыми в анализе причинности на уровне "житейской психологии", являются степень сложности воспринимаемых объектов и их соответствие ожиданиям индивида. А.В. Юревич

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

каузальная схема

(в социальной психологии) – концепция анализа причинности в сфере социального восприятия. К.с. строится на трех основных принципах: 1. принцип обесценивания – роль конкретной, главной причины в обусловливании события недооценивается, воспринимается меньшей, чем она есть на самом деле, вследствие переоценки других причин; 2. принцип усиления – преувеличивается, абсолютизируется роль в обусловливании события конкретной причины; 3. принцип систематического искажения – постоянные отклонения от правил формальной логики при объяснении причин поведения людей.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Схема анализа взаимодействия членов малых групп в условиях решения общей задачи (на примере супружес

Быкова Наталья Львовна, Васильева Елена Васильевна
В статье сделана попытка разработать схему анализа взаимодействия супругов, предусматривающую регистрацию наиболее полного набора признаков, в которой акцент делается на цели общения.
Читать PDF

Схема поаспектной характеристики диссертации: правила, рекомендации, примеры

Аникин Валерий Михайлович, Пойзнер Борис Николаевич, Усанов Дмитрий Александрович
Излагаются рекомендации по структуре и изложению основных аспектных характеристик диссертации и автореферата.
Читать PDF

Схема поаспектной характеристики диссертации: правила, рекомендации, примеры

Аникин Валерий Михайлович, Пойзнер Борис Николаевич, Усанов Дмитрий Александрович
Излагаются рекомендации по структуре и изложению основных аспектных характеристик диссертации и автореферата.
Читать PDF

Ультразвуковой мониторинг в оценке функционального состояния трансплантата почки при различных схема

Беляева Лариса Евгеньевна, Сандриков В.А., Каабак М.М., Садовников В.И., Платова Е.Н., Бабенко Н.Н.
В данной статье авторы освещают одно из важнейших направлений в медицине трансплантацию почки от живого родственного донора.
Читать PDF

Ультразвуковой мониторинг в оценке функционального состояния трансплантата почки при различных схема

Беляева Лариса Евгеньевна, Сандриков В.А., Каабак М.М., Садовников В.И., Платова Е.Н., Бабенко Н.Н.
В данной статье авторы освещают одно из важнейших направлений в медицине трансплантацию почки от живого родственного донора.
Читать PDF

Особенности развития каузальных атрибуций достижений подростков-сирот

Багандова Гулаймат Хайруллаевна, Далгатов Магомед Магомедаминович
В статье представлены результаты эмпирического исследования каузальных атрибуций достижений подростков-сирот.
Читать PDF

Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций

Дергачева Ольга Евгеньевна, Дорфман Леонид Яковлевич, Леонтьев Дмитрий Алексеевич
В статье представлены методика диагностики автономии и самодетерминации личности на основе конструкта каузальных ориентаций (Э. Деси, Р. Райан) и опыт разработки ее русскоязычной версии.
Читать PDF

Структурное моделирование каузальных гипотез: исследование педагогических стереотипов оценивания мла

Наследов Андрей Дмитриевич
В статье аргументируется возможность проверки гипотез о направлении причинно-следственных связей на основе корреляционных по дизайну исследований.
Читать PDF

Каузальная атрибуция достижений и успешность учебной деятельности студентов

Кимпаева Эльмира Арсеновна, Далгатов Магомед Магомедаминович
Статья посвящена исследованию актуальных вопросов педагогической психологии, связанных с успешностью обучения студентов.
Читать PDF

Каузальные атрибуции достижений и успешность учебной деятельности старшеклассников

Муталимова А.М.
В статье излагаются результаты исследования влияния каузальных атрибуций достижений на успешность учебной деятельности старшеклассников.
Читать PDF

Влияние каузальной переориентировки старшеклассников на школьную тревожность, мотивацию и успешность

Муталимова Аида Магомедбеговна
В статье представлены результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие благоприятной каузальной атрибуции достижений учащихся.
Читать PDF

Каузальная психодиагностика как вид социально-гуманитарного познания

Ануфриев Александр Федорович, Чмель Виктор Иванович
Излагаются результаты анализа каузальной психодиагностики как одного из видов социально-гуманитарного познания и как «третьей силы психодиагностики», наряду с психометрическим и клиническим подходом.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!