СХЕМА КАУЗАЛЬНАЯ

Предыдущий термин:
Схема депрессогенная

Следующий термин:
СХЕМА МЫШЛЕНИЯ

Содержание:

Найдено 4 определения термина СХЕМА КАУЗАЛЬНАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СХЕМА КАУЗАЛЬНАЯ

понятие психологии социальной. Широко распространилось с связи с развитием исследований атрибуции каузальной. Означает:

1) принципы анализа причинности в сфере социального восприятия (-> перцепция социальная);

2) устойчивые представления о конкретных причинных связях.

Основные составляющие схемы каузальной, согласно особенно распространенной в западной психологии социальной теории Дж. Кеяли, - это три принципа:

1) принцип обесценивания - преуменьшение восприятия роли данной причины в наступлении события из-за наличия других причин, способствующих ему;

2) принцип усиление-преувеличение восприятие роли данной причины в наступлении, события из-за наличия препятствующих ему факторов;

3) принцип систематического искажения причинных суждений о людях - систематическое отклонение причинных объяснений поведения людей от правил формальной логики; основное направление этих искажений - переоценка субъективной обусловленности поведения и недооценка его объективной обусловленности.

Общие принципы схемы каузальной рассматриваются как самые общие и устойчивые закономерности функционирования более конкретных схем каузальности. Более частные схемы каузальные, как устойчивые представления о конкретной обусловленности явлений, различаются по уровню сложности, обобщенности и последовательности включения в анализ. Основные факторы, определяющие уровень схем каузальных, используемых в анализе причинности на уровне житейской психологии, - это степень сложности воспринимаемых объектов и их соответствие ожиданиям индивида.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Каузальная (причинная) схема

Аспект теории атрибуции, обозначающий ситуацию, когда человек обладает рядом усвоенных представлений о причинах, которые могут привести к конкретным следствиям, или о возможных отношениях между ними. К примеру, неудача на экзаменах может ассоциироваться с недостаточной подготовкой, со слабыми способностями, плохим качеством обучения и так далее. Любая из этих причин может привести к провалу на экзаменах. Зная о наличии одной из возможных причин, человек может сбросить со счетов другие причины (см. Дисконтный принцип).

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Каузальная схема

лат. causa — причина] — понятие, используемое в социальной психологии для обозначения: а) принципов анализа причинности в сфере социального восприятия; б) устойчивых представлений о конкретных причинных связях. Это понятие приобрело широкое распространение в связи с развитием исследований каузальной атрибуции. Основными составляющими К. с., согласно наиболее распространенной в западной социальной психологии теории Г. Келли (1972), являются три принципа: 1) принцип обесценивания — восприятие роли данной причины в обусловливании события как меньшей вследствие наличия других причин, потенциально способствующих его наступлению; 2) принцип усиления — восприятие роли данной причины в обусловливании события как большей в результате наличия препятствующих его наступлению факторов; 3) принцип систематического искажения причинных суждений о людях — систематическое отклонение причинных объяснений поведения людей от правил формальной логики. Основным направлением этих искажений является переоценка субъективной обусловленности поведения и недооценка его объективной обусловленности. Общие принципы К. с. рассматриваются как наиболее общие и устойчивые закономерности функционирования более конкретных схем каузальности. Более частные К. с., представляющие собой устойчивые представления о конкретной обусловленности явлений, различаются по уровню сложности, обобщенности и последовательности включения в анализ. Основными факторами, определяющими уровень К. с., используемыми в анализе причинности на уровне "житейской психологии", являются степень сложности воспринимаемых объектов и их соответствие ожиданиям индивида. А.В. Юревич

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

каузальная схема

(в социальной психологии) – концепция анализа причинности в сфере социального восприятия. К.с. строится на трех основных принципах: 1. принцип обесценивания – роль конкретной, главной причины в обусловливании события недооценивается, воспринимается меньшей, чем она есть на самом деле, вследствие переоценки других причин; 2. принцип усиления – преувеличивается, абсолютизируется роль в обусловливании события конкретной причины; 3. принцип систематического искажения – постоянные отклонения от правил формальной логики при объяснении причин поведения людей.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 11

Схема анализа взаимодействия членов малых групп в условиях решения общей задачи (на примере супружес

Быкова Наталья Львовна, Васильева Елена Васильевна
В статье сделана попытка разработать схему анализа взаимодействия супругов, предусматривающую регистрацию наиболее полного набора признаков, в которой акцент делается на цели общения. Рассмотрен процесс срабатываемости супругов, его особенности и условия, а также представлены основные категории, описывающие коммуникативный процесс.
Скачать PDF

Особенности развития каузальных атрибуций достижений подростков-сирот

Багандова Гулаймат Хайруллаевна, Далгатов Магомед Магомедаминович
В статье представлены результаты эмпирического исследования каузальных атрибуций достижений подростков-сирот. Выявлены различия в проявлениях и развитии каузальных атрибуций подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи.
Скачать PDF

Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций

Дергачева Ольга Евгеньевна, Дорфман Леонид Яковлевич, Леонтьев Дмитрий Алексеевич
В статье представлены методика диагностики автономии и самодетерминации личности на основе конструкта каузальных ориентаций (Э. Деси, Р. Райан) и опыт разработки ее русскоязычной версии. Обоснована невозможность исследования прямого перевода исходного англоязычного теста. Приведены психометрические характеристики и другие результаты апробации предлагаемого оригинального русскоязычного опросника.
Скачать PDF

Структурное моделирование каузальных гипотез: исследование педагогических стереотипов оценивания мла

Наследов Андрей Дмитриевич
В статье аргументируется возможность проверки гипотез о направлении причинно-следственных связей на основе корреляционных по дизайну исследований. На примере конкретного исследования показано, что метод моделирования структурными уравнениями позволяет проверять альтернативные направления связей и выбирать наиболее правдоподобные.
Скачать PDF

Каузальная атрибуция достижений и успешность учебной деятельности студентов

Кимпаева Эльмира Арсеновна, Далгатов Магомед Магомедаминович
Статья посвящена исследованию актуальных вопросов педагогической психологии, связанных с успешностью обучения студентов. В качестве одного из факторов успешности рассматривается тип каузальной атрибуции достижений и исследуется его влияние на учебную деятельность. Проведенное исследование показало наличие такого влияния. В статье приведены данные анализа результатов исследования и выводы.
Скачать PDF

Каузальные атрибуции достижений и успешность учебной деятельности старшеклассников

Муталимова А.М.
В статье излагаются результаты исследования влияния каузальных атрибуций достижений на успешность учебной деятельности старшеклассников. Показано отрицательное влияние неблагоприятного типа атрибуции, а также имплицитной теории заданности интеллекта на деятельность учения. Обоснована необходимость дальнейшего изучения данной темы.
Скачать PDF

Влияние каузальной переориентировки старшеклассников на школьную тревожность, мотивацию и успешность

Муталимова Аида Магомедбеговна
В статье представлены результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие благоприятной каузальной атрибуции достижений учащихся. Показано, что каузальная переориентировка может выступать одним из факторов снижения школьной тревожности, повышения мотивации и успешности учебной деятельности старшеклассников.
Скачать PDF

Каузальная психодиагностика как вид социально-гуманитарного познания

Ануфриев Александр Федорович, Чмель Виктор Иванович
Излагаются результаты анализа каузальной психодиагностики как одного из видов социально-гуманитарного познания и как «третьей силы психодиагностики», наряду с психометрическим и клиническим подходом. Отмечается, что в каузальной психодиагностике взгляд на индивида представлен принципом психологической причинности. определяются составные элементы каузальной психодиагностики, указывающие на ее социально-гуманитарную природу, выделяется ее специфика как вида социально-гуманитарного познания. Показывается, что каузальная психодиагностика обогащает социально-гуманитарное познание в целом.
Скачать PDF

Роль каузальных атрибуций в переживании и переработке повседневного стресса в семье

Михайлова Надежда Федоровна
Обнаружена специфика в когнитивном стиле оценки стрессовой ситуации как у слепых и глухих подростков, так и у их родителей: родители слепых и их дети больше считали виновниками стресса себя, способными его контролировать и решать проблему. В семьях глухих ответственность за стресс приписывалась случайным факторам или лицам, не имеющим отношения к семье. Обнаруживается четкая тенденция влияния локуса первичной когнитивной оценки стрессора (каузальной атрибуции причины) на последующие оценки (каузальные атрибуции контролируемости и ответственности за решение проблемы): если стрессор изначально атрибутировался интернально или экстернально, то высока вероятность сохранения этого же локуса и в дальнейшем. На стиль индивидуальной когнитивной оценки влияют и каузальные атрибуции других членов семьи, особенно при наличии сенсорного нарушения у ребенка. Каузальные атрибуции, наряду с сенсорным дефектом ребенка, являлись в качестве предикторов стрессовых эмоций и копинга у членов семьи: любые каузальные атрибуции жены, экстернальная несемейная каузальная атрибуция ребенка детерминировали тревогу отцов, особенно в семьях глухих. Матери выбирали адекватные копинг-стратегии в ситуациях, когда в стрессе винили посторонних или случайность, а их мужья себя. Слепота ребенка также была модератором, усиливающим предсказательную силу влияния материнской интернальной атрибуции контролируемости стрессора на отцовский интернальный локус оценки контролируемости стрессора.
Скачать PDF

Эмоциональные последствия личностной каузальной атрибуции

Далгато М.М.
Скачать PDF

Каузальный плюрализм и холизм в концепции метаиндивидуального мира

Дорфман Леонид Яковлевич
Представлена обновленная версия концепции метаиндивидуального мира. Она рассматривается как разновидность интегративных теорий, основана на идеях каузального плюрализма и холизма, нацелена на реконструкцию жизненного мира людей и предназначена для поиска (теоретического и эмпирического) общего и целого в нем. Целое как бы шнурует свои части в единый непротиворечивый комплекс, а полисистемный подход создает необходимые методологические ориентиры для многоаспектного вbдения жизненного мира, показывает разнокачественность его целостности. Жизненный мир рассматривается как разнородная целость, поэтому интегративный взгляд на жизненный мир дополняется его дифференциацией. Это дифференциация обобщенных явлений как целого в контрасте к отдельным явлениям, которые нередко исследуются по отдельности и вне контекста целого. Метаиндивидуальный мир подвергается макроанализу с позиций полисистемного подхода. Выделяются две системы, система 1 и система 2, имеющие разные источники происхождения. Психологический квазикаузальный процесс развертывается в каждой из них, но в противоположных направлениях при сопоставлении систем друг с другом. Выделяются два класса психических явлений − внутри систем (гомогенные) и на их пересечении (гетерогенные, с двойными качествами). В каузальном плане, встает вопрос о том, до какой степени метаиндивидуальный мир может быть интегрированным. Так, возникает вопрос об интеграции двойных качеств психических явлений в нечто «третье» − в область, общую для обоих качеств психических явлений, или более широко – в область, общую для систем 1 и 2. В структурном плане, метаиндивидуальный мир распадается на относительно независимые домены. Выделяются четыре домена: авторство, обладание, принятие, связанность. Метаиндивидуальный мир раскрывается как многовершинная полисистема с признаками целого на ее разных уровнях.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!