Атрибуция каузальная это что такое Атрибуция каузальная: определение — Психология.НЭС
АТРИБУЦИЯ ДИСПОЗИЦИОННАЯ АТРИБУЦИЯ СИТУАЦИОННАЯ

АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ

Найдено 11 определений термина АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ

англ. causal attribution, от англ. attribution - приписывание, наделение + лат. causa - причина) - атрибуция относительно причин своего или чужого поведения или возникновения конкретной ситуации. (И. А. Мещерякова.)

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

.Каузальная атрибуция

процесс приписывания причин событиям, действиям и поступкам своим собственным и других людей.

Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге

АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ

интерпретация человеком восприятия межличностного причин и мотивов поведения других людей. Изучение ее исходит из следующих положений:

1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин их поведения, и выводам о соответственных личностных качествах;

2) поскольку информация о человеке, получаемая наблюдением, обычно недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личностные и приписывает их наблюдаемому;

3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя. Исследованиями атрибуции каузальной первоначально занималась только психология социальная; ныне ими занимаются также психология общая, педагогическая, возрастная, психология спорта. Основы ее изучения заложил Ф. Хайдер, разработавший основные категории и принципы. Основные области изучения атрибуции каузальной - восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие широкого класса других социальных объектов. Самые важные результаты ее исследования экспериментального состоят в установлении:

1) систематических различий в объяснении человеком поведения своего и других людей;

2) отклонений процесса атрибуции каузальной от логических норм под действием субъективных - мотивационных и информационных - факторов;

3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных - внутренними. На базе выявленных закономерностей разрабатываются приемы практического использования атрибуции каузальной в целях воздействия на эмоции, установки, мотивацию и эффективность деятельности человека. В отечественной психологии социальной разработка данной проблематики ведется на базе методологического принципа опосредованности деятельностной процесса атрибуции каузальной. Атрибуция каузальная изучается и как явление возложения или принятия членами группы личной ответственности за успехи и неудачи в деятельности совместной; показано, что в группах высшего уровня развития - коллективах - это адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ

см. Атрибуция каузальная, Каузальный.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Каузальная атрибуция

Наше заключение о причинах конкретной ситуации. Если, к примеру, вы считаете, что причиной хорошей оценки на экзамене является качество вашего обучения, вы делаете каузальную атрибуцию, приписывая свой успех качественному преподаванию (ситуационная атрибуция).

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

Каузальная атрибуция

Словообразование. Происходит от лат. causa - причина и attribuo - наделяю.

Автор. Ф.Хайдер.

Категория. Феномен социального взаимодействия.

Специфика. Интерпретация индивидом причин поведения других людей. Под действием мотивационных факторов существенно отклоняется от логически обоснованных форм. В исследованиях выявлены отдельные закономерности каузальной атрибуции, в частности следующая: если неудачи приписываются внешним событиям, а удачи - внутренним, то это оказывает мотивирующее влияние на деятельность.

Источник: Психологический словарь

Атрибуция каузальная

интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Источник: Психология менеджмента. Словарь основных терминов

Атрибуция каузальная

лат. causa — причина] — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Изучение А. к. исходит из следующих положений: 1 ) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта; 2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личности и приписывает их наблюдаемому субъекту; 3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя. Исследования А. к., которые первоначально относились только к социальной психологии, в настоящее время охватывают и другие разделы психологической науки: общую, педагогическую, возрастную психологию, психологию спорта. Основы изучения А. к. заложил Ф. Хайдер, разработавший ее основные категории и принципы. Основными областями изучения А. к. являются межличностное восприятие, самовосприятие и восприятие широкого класса других социальных объектов. Наиболее существенные результаты экспериментального исследования А. к. заключаются в установлении: 1) систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей; 2) отклонений процесса А. к. от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов; 3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных — внутренними. На основе выявленных закономерностей разрабатываются приемы практического использования А. к. в целях воздействия на эмоции, установки, мотивацию и эффективность деятельности человека. Разработка данной проблематики в отечественной социальной психологии осуществляется на основе методологического принципа деятельностной опосредствованности процесса А. к. (Г.М. Андреева). А. к. изучается также как явление возложения или принятия членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Показано, что в группах высокого уровня социально-психологического развития это явление более адекватно реальному вкладу каждого в результат деятельности общности, чем в группах более низкого уровня развития. А.В. Юревич, А.В. Петровский

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ

от лат. causa – причина, attribuo – наделяю) – психологический механизм социального взаимодействия, обусловливающий интерпретацию индивидом причин поведения др. людей. Понятие ввел Ф. Хайдер. Изучение К. а. исходит из следующего: 1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, а стремятся к выяснению причин поведения и выводам относительно личностных качеств субъекта; 2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личности и приписывает их наблюдаемому субъекту; 3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя. Исследования К. а., которые первоначально относились к социальной психологии, в настоящее время охватывают и др. разделы психологии: общую, педагогическую, возрастную психологию, психологию спорта. Существенные результаты экспериментального исследования К. а.: а) выявлены различия в объяснении человеком своего поведения и поведения др. людей; б) установлены отклонения процесса К. а. от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов, особенно в ситуациях противоречия и конфликтов; в) определено стимулирующее воздействие, оказываемое на мотивацию и деятельность человека, объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных – внутренними. К. а. изучается также как явление возложения или принятия членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности.

Источник: Словарь конфликтолога

Атрибуция каузальная

атрибуция + лат. causa - причина) - приписывание другим людям определенных причин поведения, хотя на самом деле эти люди могут руководствоваться совсем другими побуждениями и мотивами. Так, поведение других людей объясняется тем, что они агрессивны, недоброжелательны, завистливы и делается вывод о том, что в отношениях с ними надо исходить из этих их качеств. Столь негативная каузальная атрибуция особенно свойственна психопатическим личностям паранойяльного, эпилептоидного, антисоциального типа. Часто наблюдается также у психиатрических пациентов, например, с бредом. Например, пациент с бредом преследования поведение многих людей воспринимает как продиктованное заведомо враждебным к себе отношением. Иногда каузальная атрибуция проецируется в будущее. В этом случае бред, при отсутствии каких - либо фактов в его пользу, по каким-то причинам бывает направленным в будущее. Так, больная с проспективными бредовыми идеями ревности проявляет абсолютную уверенность в том, что муж “все равно мне когда-нибудь изменит, так как он легко общается и нравится другим женщинам. Я убеждена в том, что, пусть не сейчас, но когда мне будет 40 лет, он мне безусловно изменит и уйдет, оставит меня ни с чем”. См. Бред проспективный.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Атрибуция каузальная

лат. causa - причина) - интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения др. людей. Изучение А. к. исходит из след. положений: 1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта; 2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личности и приписывает их наблюдаемому субъекту; 3) эта при чинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя. Исследования А. к., к-рые первоначально относились только к социальной психологии, в настоящее время охватывают и др. разделы психол. науки: общую, педагогическую, возрастную психологию, психологию спорта. Основы изучения А. к. заложил Ф. Хайдер, разработавший ее осн. категории и принципы. Осн. областями изучения А. к. являются межличностное восприятие, самовосприятие и восприятие широкого класса др. социальных объектов. Наиболее существенные результаты эксперим. исследования А. к. заключаются в установлении: 1) систематич. различий в объяснении человеком своего поведения и поведения др. людей; 2) отклонений процесса А. к. от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов; 3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности в неш. фак торами, а успеш ных - в нутренними. На основе в ыявленных закономерностей разрабатываются приемы практического использования А. к. в це лях воздействия на эмоции, установки, мотивацию и эффективность деятельности человека. Разработка данной проблематики в советской социальной психологии осуществляется на основе методологического принципа деятельностной опосредствованности процесса А. к. (Г. М. Андреева). А. к. изучается также как явление возложения или принятия членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Показано, что в группах высокого уровня социально-психол. развития это явление более адекватно реальному вкладу каждого в результат деятельности общности, чем в группах более низкого уровня развития. А. В. Юревич, А. В. Петровский

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности развития каузальных атрибуций достижений подростков-сирот

Багандова Гулаймат Хайруллаевна, Далгатов Магомед Магомедаминович
В статье представлены результаты эмпирического исследования каузальных атрибуций достижений подростков-сирот. Выявлены различия в проявлениях и развитии каузальных атрибуций подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи.
Скачать PDF

Каузальная атрибуция достижений и успешность учебной деятельности студентов

Кимпаева Эльмира Арсеновна, Далгатов Магомед Магомедаминович
Статья посвящена исследованию актуальных вопросов педагогической психологии, связанных с успешностью обучения студентов. В качестве одного из факторов успешности рассматривается тип каузальной атрибуции достижений и исследуется его влияние на учебную деятельность. Проведенное исследование показало наличие такого влияния. В статье приведены данные анализа результатов исследования и выводы.
Скачать PDF

Каузальные атрибуции достижений и успешность учебной деятельности старшеклассников

Муталимова А.М.
В статье излагаются результаты исследования влияния каузальных атрибуций достижений на успешность учебной деятельности старшеклассников. Показано отрицательное влияние неблагоприятного типа атрибуции, а также имплицитной теории заданности интеллекта на деятельность учения. Обоснована необходимость дальнейшего изучения данной темы.
Скачать PDF

Роль каузальных атрибуций в переживании и переработке повседневного стресса в семье

Михайлова Надежда Федоровна
Обнаружена специфика в когнитивном стиле оценки стрессовой ситуации как у слепых и глухих подростков, так и у их родителей: родители слепых и их дети больше считали виновниками стресса себя, способными его контролировать и решать проблему. В семьях глухих ответственность за стресс приписывалась случайным факторам или лицам, не имеющим отношения к семье. Обнаруживается четкая тенденция влияния локуса первичной когнитивной оценки стрессора (каузальной атрибуции причины) на последующие оценки (каузальные атрибуции контролируемости и ответственности за решение проблемы): если стрессор изначально атрибутировался интернально или экстернально, то высока вероятность сохранения этого же локуса и в дальнейшем. На стиль индивидуальной когнитивной оценки влияют и каузальные атрибуции других членов семьи, особенно при наличии сенсорного нарушения у ребенка. Каузальные атрибуции, наряду с сенсорным дефектом ребенка, являлись в качестве предикторов стрессовых эмоций и копинга у членов семьи: любые каузальные атрибуции жены, экстернальная несемейная каузальная атрибуция ребенка детерминировали тревогу отцов, особенно в семьях глухих. Матери выбирали адекватные копинг-стратегии в ситуациях, когда в стрессе винили посторонних или случайность, а их мужья себя. Слепота ребенка также была модератором, усиливающим предсказательную силу влияния материнской интернальной атрибуции контролируемости стрессора на отцовский интернальный локус оценки контролируемости стрессора.
Скачать PDF

Эмоциональные последствия личностной каузальной атрибуции

Далгато М.М.
Скачать PDF

Атрибуция успеха в системе ключевых категорий современной психологии

Балецкая Людмила Николаевна
В статье осуществлена систематизация современных подходов к проблеме определения психологических особенностей атрибуции успеха. Особенности изучения феномена успеха рассматриваются в существующих бинарных взаимосвязях между концептуальными составляющими в системе атрибутивных процессов. Атрибуция успеха рассматривается в ракурсе изучения следующих психологических явлений: локус контроля, ответственность, мотив, межличностные отношения, ценность. В процессе теоретического анализа выделен как внутренний механизм атрибуции и законы функционирования (моносистемность), так и системно-формирующее явление более сложной структуры успеха.
Скачать PDF

Оптимистический стиль атрибуции как фактор мотивации и успешности педагогической деятельности

Далгатов Магомед Магомедаминович
Статья посвящена исследованию влияния атрибутивного стиля на мотивацию и успешность педагогической деятельности. Результаты проведенного нами эмпирического исследования показали различия в уровне мотивации и успешности профессиональной деятельности у педагогов с оптимистическим и пессимистическим стилями каузальной атрибуции достижений
Скачать PDF

Атрибуция враждебности и сценарии поведения детей в ситуации провокации агрессии

Фурманов Игорь Александрович
Обсуждается взаимосвязь атрибуции враждебности и сценариев поведения детей в ситуации провокации агрессии. Установлено, что преобладающими когнитивными стилями, используемыми младшими школьниками для объяснения причин поведения сверстников в ситуации провокации агрессии, являются атрибуция невраждебности и случайности, а также склонность к прощению. Младшие школьники вне зависимости от пола имеют склонность выбирать стратегии пассивной агрессии и ассертивного реагирования. Вместе с тем было установлено, что мальчики чаще прибегают к выбору активной агрессии, а девочки к бегству/уходу. Активная агрессия в ситуации провокации выбирается при атрибутировании поступку враждебности и намеренности, а также при принятии решения о суровом наказании провокатора. Выбор сценариев пассивной агрессии и подавленной агрессии осуществляется при оценке действий сверстника как невраждебных, случайных и не требующих наказания. Выбор таких сценариев как ассертивное реагирование, бегство и устранение ущерба мотивирован особенностями процесса атрибутирования враждебности.
Скачать PDF

Атрибуция ответственности за психологическое Благополучие престарелых людей в представлениях студенч

Емельянова Татьяна Петровна, Зинина Анна Александровна
В статье представлены результаты исследования социальных представлений (СП) о психологическом благополучии престарелых людей в российском обществе и атрибуции ответственности за их психологическое благополучие. Выборку составили 112 чел., из которых 56 являются студентами (от 18 до 23 лет) и 56 работающие взрослые (от 24 до 40 лет). Использованы следующие методики: для определения содержания СП респондентов о психологическом благополучии престарелых применялись авторские опросники «Психологическое благополучие престарелых» и «Атрибуция ответственности»; качественные методики «Баблс» и «Психологический рисунок престарелого человека». Для диагностики социально-психологических особенностей испытуемых были применены следующие методики: «Шкалы психологического благополучия», опросник «Готовность к возрастным изменениям», методика на определение социальной идентичности личности, а также методика на определение ценностных ориентаций Е. Б. Фанталовой. Доказано, что эмпирически выделенные пять типов респондентов носителей СП о психологическом благополучии престарелых различаются между собой как содержанием СП, так и социально-психологическими особенностями респондентов каждого типа. Первый тип (СП выражаются тезисом «Благополучие это позитивные социальные контакты») приписывает ответственность за благополучие престарелого человека его семье, родным и близким. Респонденты этого типа характеризуются идентичностью с семьей. Второй тип («Благополучие стариков это социальные гарантии») отличается идентификацией с семьей, преобладающие ценности «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «познание». Третий тип («Благополучие в душевном покое») идентифицирует себя помимо друзей и единомышленников с людьми той же профессии. Респонденты четвертого типа («Благополучие в мудрости») идентифицируют себя с коллегами, людьми своей профессии, с единомышленниками в большей степени, чем с семьей. Пятый тип («Благополучие это уверенность в поддержке близких») идентифицирует себя прежде всего с людьми того же возраста и утверждает ценности: «активная, деятельная жизнь» и «здоровье». Полученные результаты интерпретируются через механизм проекции собственных желаний и надежд молодых респондентов, которые в силу своих качеств и особенностей мечтают о том или ином образе старости. При этом результаты наших предыдущих исследований показывают, что представления о жизни реальных стариков преимущественно негативно окрашено.
Скачать PDF

Влияния доверия на выбор типов атрибуции в ситуации успеха и неудачи у школьников

Макриди Э.Н
В статье представлены результаты эмпирических исследований влияния доверия на выбор типа атрибуции в ситуациях успеха и неудачи у старшеклассников. Показано, что только высокое доверие к одноклассникам проявляется в изменении соотношения выраженности личностной, объектной и обстоятельственной атрибуции в ситуациях успеха и неудачи.
Скачать PDF

Особенности самооценивания атрибуции достижений в студенческой среде

Далгатов Магомед Магомедаминович, Исаева Зульфия Курашевна, Давудова Айзанат Рамазановна
Статья посвящена изучению самооценки атрибуции достижений студентов и их атрибутивного стиля на репрезентативной выборке. В исследовании были выявлены существенные различия на уровне статистической значимости по параметрам самооценки типов атрибуции у студентов, отличающихся по атрибутивному стилю (оптимистическому или пессимистическому стилю атрибуции). Обнаружено, что студенты с оптимистическим стилем выгодно отличаются по типу атрибуции (атрибуция к усилию) по сравнению со студентами с пессимистическим, у которых доминирует неблагоприятный (внешний, неконтролируемый) тип атрибуции.
Скачать PDF

Влияние детского типа лица на социальную оценку и атрибуции

Зорина Светлана Валерьевна, Михайленко Юлия Владимировна
Эффект Babyface заключается в атрибутировании человеку со специфическими особенностями внешнего облика качеств, ассоциированных с детскими чертами личности и поведения. Испытуемым предъявлялись фотографии, измененные в соответствии с конфигуративными особенностями детского типа внешности. Влияние Babyface распространилось на приписывание характеристик, определяющих компетентность, стиль межличностных отношений, каузальных атрибуций. Не задействованы в содержательном наполнении отклика на изменение лица по детскому типу оказались «родительские» реакции субъекта перцепции. В исследовании зафиксирована гендерная специфичность оценок детского типа лица моделей в зависимости от их пола. Мужчины с детским типом лица оцениваются как обладатели более выраженных по сравнению с обладателями зрелого лица социально желательных в межличностных отношениях качеств при снижении оценки их компетентности. На оценку мужчин и женщин с различными типами лица не влияет пол испытуемых.
Скачать PDF