КАТЕГОРИЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КАТЕГОРИЯ
предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

категория

(от греч. kategoria – высказывание, суждение) – предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания. Категориями психологии, например, являются психика, сознание, деятельность, личность,коллектив; мышление, эмоции, чувства, воля и др.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

КАТЕГОРИЯ
1. Общее, фундаментальное понятие науки, объединяющее или включающее другие, более частные научные понятия. К. содержит общее и наиболее существенное, имеющееся в группе соответствующих частных понятий. К. определяют научное познание и мышление ученого, представляющего соответствующую область знаний. Они содержат основные принципы, используемые для описания и объяснения соответствующих групп явлений. 2. Класс или система понятий, касающихся общих принципов научного познания. К. психологическими, например, являются понятия сознания, общения, личности, деятельности, развития и ряд других. См. категории психологические, понятие.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Категория
от греч. kathgorew, обвиняю), логический и метафизический термин, введенный Аристотелем, ныне употребляемый в значении, данном Кантом: К. - априорное понятие рассудка, условие возможности мышления. Аристотель разумеет под К. наиболее общие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм и насчитывает их 10: субстанция (ousia), количество (poson), качество(poion), отношение (proV ti), где (pou), время (pote), положение(keisJai), обладание (ecein), действие (poiein) и страдание (paocein). Стоики вместо десяти Аристотелевых принимали лишь четыре: субстанция, качество, модальность и отношение; не хватает здесь только К. количества. Современное определение термина К. принадлежит Канту. Гегель под К. разумеет то же, что и Кант, только решительнее придает им метафизический характер. Средством выведения К. служит диалектический метод. Началом процесса образования К. является самое отвлеченное, бедное по содержанию понятие бытия, из которого получаются сначала К. качества, потом количества и т.п.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

Категория
греч. kategoriкos - утверждающий) - 1. абстрактное понятие с максимальным объемом охватываемых объектов (например, материя, время, пространство, движение и т.п.); 2. группа, разряд объектов, явлений с некими общими признаками; 3. набор правил, определяющих, какие объекты принадлежат к данной категории, а какие – нет; 4. основные признаки, свойственные объектам, принадлежащим к данной категории; 5. основная модель мышления или представления бытия. У Аристотеля, например, это 10 «классов бытия», которые, как он предполагал, могут дать исчерпывающее описание всех известных вещей и явлений (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, претерпевание); 6. согласно Э. Канту, категории представляют собой разделы понимания, начиная с количества, качества, соотношения и модальности, иными словами, они суть априорные способы понимания воспринимаемого; 7. в статистике – любое разделение или группировка неких данных по определенным количественным критериям; 7. в психопатологии – основные понятия, в которых фиксируются важнейшие сведения относительно причин развития психического расстройства, его патогенеза, феноменологии, динамики, прогноза (такие, к примеру, как «психическое расстройство», «психическое заболевание», «психическая диссоциация», «дизонтогенез»..

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

КАТЕГОРИЯ
1. Способы употребления этого термина в современной психологической терминологии, особенно в теориях познания, определяются большим интересом к его значениям в философии. Основное положение здесь – то, что категория является чем-то вроде понятия, классом или системой. То есть, например, если имеется категория "лев", то наряду с ней существует и понятие льва в сознании, теоретический класс объектов, которые принадлежат в нему, фактическая группа львов и система или набор правил, определяющих, какие объекты принадлежат к этой категории, а какие нет. Вполне очевидно, что термин со значениями, подобно этим, будет характеризоваться довольно широким и разнообразным употреблением. Одни авторы используют его, как будто он относится к определенным реальным классам, которые, по крайней мере в принципе могут быть идентифицированы и определяться, возможно, списком отличительных особенностей (львы – млекопитающие из семейства кошачьих, хищники, имеют четыре лапы, много спят и т.д.). Другие используют этот термин, как будто он относится к мысленным представлениям об этом классе в сознании человека (то есть образ или идея льва). Некоторые предпочитают обращаться с этим термином прагматично и позволяют образцам поведения или употребления диктовать границы классов ("лев" – определенный класс, различимый, например, с классом "кошка"), так как предложение "Мой лев проводит каждый вечер, мурлыкая на моих коленях" вряд ли соотносится с реальной ситуацией. Подробнее об этих вопросах и образцах употребления см. понятие, прототип и представление. 2. В более старых философских трудах – основная модель мышления или бытия. Аристотель использовал этот термин для обозначения своих десяти классов, которые, как он предполагал, могут дать исчерпывающее описание всех известных вещей. Для Канта категории представляли собой разделы понимания, начиная с количества, качества, соотношения и модальности. 3. В статистике – любое разделение или группировка данных по определенным количественным критериям.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Категория «Детерминация» в психологии личности

Казаневская В. В.
Читать PDF
0.00 байт

Социальный интеллект как категория социальной психологии

Лунева Ольга Викторовна
Представлено обоснование рассмотрения социального интеллекта в предметном поле социальной психологии. Раскрыты методологические основания отнесения социального интеллекта к категориям социальной психологии.
Читать PDF
0.00 байт

Философская категория веры и психология доверия

Скрипкина Т. П.
Читать PDF
0.00 байт

Понятие «Взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии

Хребина С. В.
Читать PDF
0.00 байт

Профессиональная компетентность преподавателя вуза как психолого-педагогическая категория

Овсянникова Анна Вячеславовна
Рассмотрены работы ученых, направленные на повышение профессиональной компетентности преподавателя высшей школы, дан их полный анализ, а также рассмотрена связь между уровнем развития конструктивного компонента с уровнем его гност
Читать PDF
0.00 байт

Духовность как важная категория нравственного воспитания вузовской молодежи: новый взгляд на старую

Зверев Вадим Олегович
Данная статья посвящена месту и роли духовно-нравственного воспитания среди студенческой (курсантской) молодежи.
Читать PDF
0.00 байт

Категория «Выбор» в психологии: теоретическое исследование

Озерина А. А.
Читать PDF
0.00 байт

Конкурентоспособность специалистов как акмеологическая категория

Хазова Снежана Александровна
В статье рассматривается сущность понятия «конкурентоспособность специалиста», приводятся общая структура и содержание компонентов конкурентоспособности, характеризуется акмеологическая категория «профессионализм», проводится сопо
Читать PDF
0.00 байт

Категория самореализации в отечественной психологии и философии образования

Базаева Фатима Умаровна
Анализируются философские и психологические исследования современных отечественных ученых по проблеме самореализации личности.
Читать PDF
0.00 байт

Самоопределение личности как научная категория

Лупанова Наталья Александровна
В статье представлен анализ основных научных психолого-педагогических концепций выявления структуры и содержания понятия «самоопределение личности».
Читать PDF
0.00 байт

Направленность на военно-профессиональную деятельность как категория психологии развития

Губин В. А., Загорюев Анатолий Леонидович
Предложена теоретическая модель направленности на военно-профессиональную деятельность как мотивационной категории, развивающейся в процессах профессиональной ориентации и профессионального самоопределения человека.
Читать PDF
0.00 байт

Категория воинской чести: анализ содержания, формирование в онтогенезе и практические следствия для

Краснова О. В., Краснов А. В.
В статье проанализировано содержание категории воинской чести в контексте её формирования в российской военно исторической и воспитательной практике.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • БАЗОВАЯ , КАТЕГОРИЯ

    См. естественная категория (2).
  • КАТЕГОРИЯ, ЕСТЕСТВЕННАЯ

    1. Класс, который существует в естественной, биологической и анатомической структуре познающего субъекта. Например, цвета – естественные категории в том смысле, что все люди с нормальной, не повре
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ

    совокупность обобщенных профессий с различным социальным статусом работников (руководитель, исполнитель, рабочий и т.п.) в рамках ограниченного количества сфер профессиональной деятельности, об
  • СНОВИДЕНИЕ: КАТЕГОРИЯ

    три категории сновидения) - согласно З. Фрейду, в отношении скрытого содержания сна к его явному содержанию различаются такие категории сновидений: 1) сновидения вполне осмысленные, понятные, - допу
  • СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ

    Собрание людей, объединенных вместе на основании социальных критериев, но не образующих группу или организацию, например, подростки, преподаватели средней школы, безработные. Ср. с социальным кла
  • СОН: КАТЕГОРИЯ

    три категории сна) - согласно З. Фрейду, в отношении к выполнению желаний различаются три категории сна: 1) сны, являющие в незамаскированном виде такие желания, кои спящий не старался подавить, - дет
  • ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

    широкий класс объектов психодиагностики (класс людей), которым выносится единый диагноз – диагностическое заключение (например, об уровне умственного развития, личностной зрелости, психологичес
  • ОСНОВНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

    понятие психики, объем и содержание которого совпадает с объемом и содержанием психологии как науки. О. п. к. является поэтому предметом психологии.
  • Врожденная категория мышления

    в представлении канта — генетически заданная способность мышления, которая оформляет наши когнитивные переживания, придавая им большие, чем было бы в противном случае, структурированность и смы
  • Ликвидация категорий, предлагавшихся в предыдущих проектах МКБ-10

    В ходе консультаций с экспертами и обзора литературы, которые предшествовали разработке проектов Класса V МКБ-10, были сделаны многочисленные предложения по изменению классификации. Целый ряд фак
  • Общение и деятельность: категориальный анализ

    В структуре целостного бытия изначально существуют, реализуются, постоянно воспроизводятся и взаимопереходят друг в друга отношения субъекта с предметным миром (предметная деятельность) и отнош
  • Методика анализа категорий взаимодействия. Н. Фландерс

    Модификация Л. М. Митиной. В системе Н. Фландерса разговор, происходящий в классе, можно разбить на 10 категорий: 7 из них относятся к речи учителя, 2 - к речи учеников, а десятая, обозначенная как «молча
  • АНАЛИЗ КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ

    модус изучения-исследования эволюции психологического познания, как специфического вида деятельности; эту проблему подробно иссл. выд. отеч. псих. М. Ярошевский; ингредиентами К.а. являются научны
  • ПОНЯТИЙНЫЙ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

    совокупность взглядов этой отрасли знаний на сущность и содержательные характеристики тех явлений и процессов, которые она изучает. Общепризнанной категорией этнопсихологии как науки в нашей ст
  • ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ КОНФЛИКТОЛОГИИ

    обобщенная, исторически обусловленная, развивающаяся, междисциплинарная система категорий и понятий, отражающих конфликты в их целостности и специфических, только им присущих характеристиках. П
  • Общение и деятельность: категориальный подход Б. Ф. Ломова

    Деятельность рассматривалась Б. Ф. Ломовым как обществ.-истор. категория, фиксирующая активный (преобразующий) характер человеческого бытия: «Именно в процессе деятельности осуществляется субъек
  • БАЛЛ КАТЕГОРИИ ОТВЕТА НА ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

    балл, соответствующий определенной категории ответа на политомическое задание в зависимости от уровня полноты того ответа (например, категория ответа на уровне узнавания - один балл, на уровне ре
  • БАЛЛ ПЕРВИЧНЫЙ КАТЕГОРИИ ЗАДАНИЯ

    количество участников тестирования, указавших данную категорию ответа для определенного задания в качестве правильного ответа; в случае дихотомического задания совпадает с первичным баллом это
  • Смешанные категории тревоги и депрессии

    Психиатры и другие медицинские работники, принимающие пациентов в системе первичного здравоохранения, будут особенно активно пользоваться рубриками F41.2 (смешанное тревожное и депрессивное расс
  • ФУНКЦИЯ УСПЕХА ДЛЯ КАТЕГОРИИ ОТВЕТА

    функциональная зависимость, указывающая вероятность выбора данной категории ответа в зависимости от близости этой категории к правильному ответу и уровня подготовленности испытуемого. Определ