КАТЕГОРИЯ это что такое КАТЕГОРИЯ: определение — Психология.НЭС
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ КАТЕГОРИЯ, ЕСТЕСТВЕННАЯ

КАТЕГОРИЯ

Найдено 4 определения термина КАТЕГОРИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КАТЕГОРИЯ

1. Способы употребления этого термина в современной психологической терминологии, особенно в теориях познания, определяются большим интересом к его значениям в философии. Основное положение здесь – то, что категория является чем-то вроде понятия, классом или системой. То есть, например, если имеется категория "лев", то наряду с ней существует и понятие льва в сознании, теоретический класс объектов, которые принадлежат в нему, фактическая группа львов и система или набор правил, определяющих, какие объекты принадлежат к этой категории, а какие нет. Вполне очевидно, что термин со значениями, подобно этим, будет характеризоваться довольно широким и разнообразным употреблением. Одни авторы используют его, как будто он относится к определенным реальным классам, которые, по крайней мере в принципе могут быть идентифицированы и определяться, возможно, списком отличительных особенностей (львы – млекопитающие из семейства кошачьих, хищники, имеют четыре лапы, много спят и т.д.). Другие используют этот термин, как будто он относится к мысленным представлениям об этом классе в сознании человека (то есть образ или идея льва). Некоторые предпочитают обращаться с этим термином прагматично и позволяют образцам поведения или употребления диктовать границы классов ("лев" – определенный класс, различимый, например, с классом "кошка"), так как предложение "Мой лев проводит каждый вечер, мурлыкая на моих коленях" вряд ли соотносится с реальной ситуацией. Подробнее об этих вопросах и образцах употребления см. понятие, прототип и представление. 2. В более старых философских трудах – основная модель мышления или бытия. Аристотель использовал этот термин для обозначения своих десяти классов, которые, как он предполагал, могут дать исчерпывающее описание всех известных вещей. Для Канта категории представляли собой разделы понимания, начиная с количества, качества, соотношения и модальности. 3. В статистике – любое разделение или группировка данных по определенным количественным критериям.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Категория

от греч. kathgorew, обвиняю), логический и метафизический термин, введенный Аристотелем, ныне употребляемый в значении, данном Кантом: К. - априорное понятие рассудка, условие возможности мышления. Аристотель разумеет под К. наиболее общие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм и насчитывает их 10: субстанция (ousia), количество (poson), качество(poion), отношение (proV ti), где (pou), время (pote), положение(keisJai), обладание (ecein), действие (poiein) и страдание (paocein). Стоики вместо десяти Аристотелевых принимали лишь четыре: субстанция, качество, модальность и отношение; не хватает здесь только К. количества. Современное определение термина К. принадлежит Канту. Гегель под К. разумеет то же, что и Кант, только решительнее придает им метафизический характер. Средством выведения К. служит диалектический метод. Началом процесса образования К. является самое отвлеченное, бедное по содержанию понятие бытия, из которого получаются сначала К. качества, потом количества и т.п.

Источник: Словарь по истории психологии

Категория

греч. kategoriкos - утверждающий) - 1. абстрактное понятие с максимальным объемом охватываемых объектов (например, материя, время, пространство, движение и т.п.); 2. группа, разряд объектов, явлений с некими общими признаками; 3. набор правил, определяющих, какие объекты принадлежат к данной категории, а какие – нет; 4. основные признаки, свойственные объектам, принадлежащим к данной категории; 5. основная модель мышления или представления бытия. У Аристотеля, например, это 10 «классов бытия», которые, как он предполагал, могут дать исчерпывающее описание всех известных вещей и явлений (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, претерпевание); 6. согласно Э. Канту, категории представляют собой разделы понимания, начиная с количества, качества, соотношения и модальности, иными словами, они суть априорные способы понимания воспринимаемого; 7. в статистике – любое разделение или группировка неких данных по определенным количественным критериям; 7. в психопатологии – основные понятия, в которых фиксируются важнейшие сведения относительно причин развития психического расстройства, его патогенеза, феноменологии, динамики, прогноза (такие, к примеру, как «психическое расстройство», «психическое заболевание», «психическая диссоциация», «дизонтогенез»..

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

категория

(от греч. kategoria – высказывание, суждение) – предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания. Категориями психологии, например, являются психика, сознание, деятельность, личность,коллектив; мышление, эмоции, чувства, воля и др.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме КАТЕГОРИЯ — 0

Найдено книг по теме — 13

Найдено научных статей по теме — 12

Категория «Детерминация» в психологии личности

Казаневская В. В.
Скачать PDF

Социальный интеллект как категория социальной психологии

Лунева Ольга Викторовна
Представлено обоснование рассмотрения социального интеллекта в предметном поле социальной психологии. Раскрыты методологические основания отнесения социального интеллекта к категориям социальной психологии.
Скачать PDF

Философская категория веры и психология доверия

Скрипкина Т.П.
Скачать PDF

Понятие «Взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии

Хребина С.В.
Скачать PDF

Профессиональная компетентность преподавателя вуза как психолого-педагогическая категория

Овсянникова Анна Вячеславовна
Рассмотрены работы ученых, направленные на повышение профессиональной компетентности преподавателя высшей школы, дан их полный анализ, а также рассмотрена связь между уровнем развития конструктивного компонента с уровнем его гностических умений.
Скачать PDF

Духовность как важная категория нравственного воспитания вузовской молодежи: новый взгляд на старую

Зверев Вадим Олегович
Данная статья посвящена месту и роли духовно-нравственного воспитания среди студенческой (курсантской) молодежи. Акцентируя свой интерес на духовном кризисе, переживаемом современным обществом, автор подчеркивает практическое значение знаний религиозных постулатов традиционных вероучений на пути духовного оздоровления нации.
Скачать PDF

Категория «Выбор» в психологии: теоретическое исследование

Озерина А.А.
Скачать PDF

Конкурентоспособность специалистов как акмеологическая категория

Хазова Снежана Александровна
В статье рассматривается сущность понятия «конкурентоспособность специалиста», приводятся общая структура и содержание компонентов конкурентоспособности, характеризуется акмеологическая категория «профессионализм», проводится сопоставление категорий «конкурентоспособность» и «профессионализм».
Скачать PDF

Категория самореализации в отечественной психологии и философии образования

Базаева Фатима Умаровна
Анализируются философские и психологические исследования современных отечественных ученых по проблеме самореализации личности. Раскрываются основные характеристики самореализации, которая определяется как процесс раскрытия и определения сущностных сил личности в ходе ее взаимодействия с окружающей действительностью.
Скачать PDF

Самоопределение личности как научная категория

Лупанова Наталья Александровна
В статье представлен анализ основных научных психолого-педагогических концепций выявления структуры и содержания понятия «самоопределение личности».
Скачать PDF

Направленность на военно-профессиональную деятельность как категория психологии развития

Губин В. А., Загорюев Анатолий Леонидович
Предложена теоретическая модель направленности на военно-профессиональную деятельность как мотивационной категории, развивающейся в процессах профессиональной ориентации и профессионального самоопределения человека.
Скачать PDF

Категория воинской чести: анализ содержания, формирование в онтогенезе и практические следствия для

Краснова О. В., Краснов А. В.
В статье проанализировано содержание категории воинской чести в контексте её формирования в российской военно исторической и воспитательной практике. Формирование понятия воинской чести как интрапсихологического рассмотрено в рамках возрастной периодизации, в соответствии с закономерной структурной динамикой развития личности. Осуществлённый подход к анализу содержания понятия оригинален, вместе с анализом динамики и факторов его формирования в онтогенезе даёт материал, который может быть применён для оптимизации педагогической поддержки процесса.
Скачать PDF