КАТЕГОРИЯ
КАТЕГОРИЯ
предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания.
категория
(от греч. kategoria – высказывание, суждение) – предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания. Категориями психологии, например, являются психика, сознание, деятельность, личность,коллектив; мышление, эмоции, чувства, воля и др.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
КАТЕГОРИЯ
1. Общее, фундаментальное понятие науки, объединяющее или включающее другие, более частные научные понятия. К. содержит общее и наиболее существенное, имеющееся в группе соответствующих частных понятий. К. определяют научное познание и мышление ученого, представляющего соответствующую область знаний. Они содержат основные принципы, используемые для описания и объяснения соответствующих групп явлений. 2. Класс или система понятий, касающихся общих принципов научного познания. К. психологическими, например, являются понятия сознания, общения, личности, деятельности, развития и ряд других. См. категории психологические, понятие.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Категория
от греч. kathgorew, обвиняю), логический и метафизический термин, введенный Аристотелем, ныне употребляемый в значении, данном Кантом: К. - априорное понятие рассудка, условие возможности мышления. Аристотель разумеет под К. наиболее общие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм и насчитывает их 10: субстанция (ousia), количество (poson), качество(poion), отношение (proV ti), где (pou), время (pote), положение(keisJai), обладание (ecein), действие (poiein) и страдание (paocein). Стоики вместо десяти Аристотелевых принимали лишь четыре: субстанция, качество, модальность и отношение; не хватает здесь только К. количества. Современное определение термина К. принадлежит Канту. Гегель под К. разумеет то же, что и Кант, только решительнее придает им метафизический характер. Средством выведения К. служит диалектический метод. Началом процесса образования К. является самое отвлеченное, бедное по содержанию понятие бытия, из которого получаются сначала К. качества, потом количества и т.п.
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
Категория
греч. kategoriкos - утверждающий) - 1. абстрактное понятие с максимальным объемом охватываемых объектов (например, материя, время, пространство, движение и т.п.); 2. группа, разряд объектов, явлений с некими общими признаками; 3. набор правил, определяющих, какие объекты принадлежат к данной категории, а какие – нет; 4. основные признаки, свойственные объектам, принадлежащим к данной категории; 5. основная модель мышления или представления бытия. У Аристотеля, например, это 10 «классов бытия», которые, как он предполагал, могут дать исчерпывающее описание всех известных вещей и явлений (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, претерпевание); 6. согласно Э. Канту, категории представляют собой разделы понимания, начиная с количества, качества, соотношения и модальности, иными словами, они суть априорные способы понимания воспринимаемого; 7. в статистике – любое разделение или группировка неких данных по определенным количественным критериям; 7. в психопатологии – основные понятия, в которых фиксируются важнейшие сведения относительно причин развития психического расстройства, его патогенеза, феноменологии, динамики, прогноза (такие, к примеру, как «психическое расстройство», «психическое заболевание», «психическая диссоциация», «дизонтогенез»..
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
КАТЕГОРИЯ
1. Способы употребления этого термина в современной психологической терминологии, особенно в теориях познания, определяются большим интересом к его значениям в философии. Основное положение здесь – то, что категория является чем-то вроде понятия, классом или системой. То есть, например, если имеется категория "лев", то наряду с ней существует и понятие льва в сознании, теоретический класс объектов, которые принадлежат в нему, фактическая группа львов и система или набор правил, определяющих, какие объекты принадлежат к этой категории, а какие нет. Вполне очевидно, что термин со значениями, подобно этим, будет характеризоваться довольно широким и разнообразным употреблением. Одни авторы используют его, как будто он относится к определенным реальным классам, которые, по крайней мере в принципе могут быть идентифицированы и определяться, возможно, списком отличительных особенностей (львы – млекопитающие из семейства кошачьих, хищники, имеют четыре лапы, много спят и т.д.). Другие используют этот термин, как будто он относится к мысленным представлениям об этом классе в сознании человека (то есть образ или идея льва). Некоторые предпочитают обращаться с этим термином прагматично и позволяют образцам поведения или употребления диктовать границы классов ("лев" – определенный класс, различимый, например, с классом "кошка"), так как предложение "Мой лев проводит каждый вечер, мурлыкая на моих коленях" вряд ли соотносится с реальной ситуацией. Подробнее об этих вопросах и образцах употребления см. понятие, прототип и представление. 2. В более старых философских трудах – основная модель мышления или бытия. Аристотель использовал этот термин для обозначения своих десяти классов, которые, как он предполагал, могут дать исчерпывающее описание всех известных вещей. Для Канта категории представляли собой разделы понимания, начиная с количества, качества, соотношения и модальности. 3. В статистике – любое разделение или группировка данных по определенным количественным критериям.