ПОНЯТИЙНЫЙ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЭТНОПСИХОЛОГИИ это что такое ПОНЯТИЙНЫЙ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЭТНОПСИХОЛОГИИ: определение — Психология.НЭС
Понятийное мышление ПОНЯТИЯ

ПОНЯТИЙНЫЙ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Найдено 1 определение:

ПОНЯТИЙНЫЙ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

совокупность взглядов этой отрасли знаний на сущность и содержательные характеристики тех явлений и процессов, которые она изучает. Общепризнанной категорией этнопсихологии как науки в нашей стране является понятие психического склада нации (см.: Психический склад нации), берущее свое начало из марксистского социологического определения этой общности. Однако это понятие до сих пор недостаточно четко и всесторонне осмыслено, а наполнение его содержания разными учеными осуществляется неодинаково. В основном тут проявляется влияние двух подходов. Первый из них предполагает включение в систему элементов психического склада нации таких компонентов, представления о которых заимствованы из общей и социальной психологии, социологии или просто из обыденной лексики. Это национальный характер (см.), национальный темперамент (см.), национальные чувства (см.), национальные традиции (см.), национальные привычки (см.). Второй подход ориентирует этнопсихологов на преимущественное изучение национального своеобразия проявления психических процессов, состояний и свойств, коммуникативных характеристик, общих для представителей конкретных наций, этнических групп, Оба подхода заслуживают серьезного внимания. Вместе с тем они еще не осмыслены в единстве и как бы существуют независимо друг от друга. На самом же деле их можно заставить "работать" в интересах общего дела. Сделать это можно, если, правильно продумав методологические основания, объединить в единое целое уже имеющиеся представления. Действительно, в рамках первого подхода главным образом констатируется наличие и проявление системообразующих компонентов психологии нации, таких, как национальный характер, национальный темперамент, национальные чувства и другие. Функционирование последних само по себе предполагает присутствие в их содержании конкретных составляющих - подсистем черт характера, свойств темперамента, конкретных национальных чувств и т. д. Общие же черты национальной психологии, на которые делается упор во втором подходе, теперь уже укладывается в рамки под-системных элементов первого подхода. Другое дело, что их очень сложно классифицировать по одному основанию, т. к. в обоих случаях названия заимствованы из арсенала обобщающих понятий о психологических явлениях в общей психологии, ориентирующих на проявление многообразных компонентов их составляющих- эмоциональных, познавательных, волевых и т. п. Все подобные противоречия снимаются, если ввести в научный оборот базовую категорию для этнопсихологии - национально-психологические особенности, что позволяет, с одной стороны, сами эти особенности в последующем идентифицировать в зависимости от того класса психологических феноменов, который их порождает. Можно говорить, например, о мотивационно-фоно-вых, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативных национально-психологических особенностях. С другой стороны, совершенно очевидно: национально-психологические особенности - это реально присутствующие в общественном сознании социально-психологические явления, наличие которых признают практически все ученые. Национально-психологические особенности представляют собой сложные структурные образования, отражающие специфически национальные формы проявления общечеловеческих свойств психики. Кроме того, термин "национально-психологические особенности" (в отличие от термина "этнопсихологические особенности") более точен. Это не означает, что при этом в фокусе внимания из всех этнических групп оказываются только нации, которые как вид этнической общности сложились на относительно позднем этапе исторического развития. Наоборот, речь должна идти о том, что понятие национально-психологических особенностей отражает в своем названии высшую степень развития психологии всех этнических групп, а не только наций. Исследовать эти особенности - значит выявить сущностные характеристики психики любого этноса, видеть прежде всего его национальную, т. е. окончательно оформленную, а не этническую специфику, т. к. последняя предполагает отнюдь не самый высокий уровень обобщения присущего той или иной общности своеобразия. Необходимо помнить и еще о двух характеристиках национально-психологических особенностей, важных для их практического осмысления. Во-первых, предпочтительное внимание национально-психологическим особенностям не означает, что в психологии народов этноспе-цифические черты являются преобладающими. Напротив, они базируются на одной общечеловеческой психологической основе. Во-вторых, специфика национальной психологии того или иного народа заключается не в каких-то неповторимых психологических чертах, а скорее в своеобразном их сочетании, являющемся следствием исторического развития национальных традиций, предписывающих определенные формы реакций и поведения, закрепившиеся в ходе социализации.
Оцените определение:

Источник: Этнопсихологический словарь

Найдено рефератов по теме ПОНЯТИЙНЫЙ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЭТНОПСИХОЛОГИИ — 0

Найдено книг по теме — 14

Найдено научных статей по теме — 12

Формирование понятийного аппарата учащихся при изучении естественно-научных дисциплин

Ахметова Людмила Владимировна
Понятийный аппарат учебных естественно-научных дисциплин является интегрированным по сути своего предмета изучения, обеспечивает возможность переработки информации одновременно в системе различных когнитивных уровней, позволяет осуществлять межпредметные взаимосвязи, формировать целостную систему естественно-научного мировоззрения. Основополагающими факторами, влияющими на формирование системы понятийного аппарата, являются учебники, по которым учащиеся изучают дисциплины, организационные условия учебной деятельности, окружающая естественная и социально-культурная среда, в которой развивается ученик.
Скачать PDF

К вопросу о понятийном аппарате психологии социальных коммуникаций

Бескова Татьяна Викторовна
В статье анализируются позиции отечественных и зарубежных представителей социально-гуманитарных наук в определении понятий «общение», «коммуникация», «социальная коммуникация», «межличностная коммуникация»; выявляются основные противоречия в их определении; предпринимается попытка систематизации данных терминов.
Скачать PDF

Методология исследования детства: понятийный аппарат

Попкова Т.Д.
На протяжении последнего десятилетия актуализировалась проблема осмысления детства как целостного и уникального периода жизни человека. Изучение детства как предмета социально-философской проблематики (проблема человека, его становления, бытия, сущности и места в мире) выявляет в своем содержании потребность в осознании этого социально-возрастного феномена путем интеграции знаний о культурологических, исторических, социальных, онтологических, психологических и когнитивных компонентах бытийствования ребенка.
Скачать PDF

Понятийный аппарат психологии адаптации личности

Григорьева Марина Владимировна
Раскрыто содержание основных понятий, используемых в со-временных исследованиях психологической адаптации личности. Психологическую адаптацию предложено определять как развивающий процесс и результат оптимального и динамичного соотношения требований (возможностей) окружающей среды и возможностей (требований) личности. Рассмотрено соотношение категорий адаптации и взаимодействия. Психологическая адаптация осуществляется в форме активного взаимодействия со средой. Взаимодействие личности и среды может предшествовать адаптации, когда в его процессе разворачиваются противоречия между возможностями личности и требованиями среды или требованиями личности и возможностями среды. Обоснована необходимость использования понятий «адаптационная активность»,«адаптационная готовность», «адаптационные способности»; раскрыто содержание этих понятий с позиций экопсихологического подхода.
Скачать PDF

Агрессия человека: понятийно-категориальные трудности теории

Агапов Платон Валериевич, Колодина Анна Александровна
Статья посвящена проблеме человеческой агрессии в современных гуманитарных науках. Авторы показывают эволюцию теорий агрессии, раскрывают методологические трудности изучения человеческой агрессивности.The article deals with the problem of human aggression in modern humanities. The author shows the evolution of the theories of aggression, Methodological difficulties in studying human aggression.
Скачать PDF

Системная антропологическая психология: понятийный аппарат

Клочко Виталий Евгеньевич, Галажинский Эдуард Владимирович, Краснорядцева Ольга Михайловна, Лукьянов Олег Валерьевич
На примере системной антропологической психологии как научного направления, которое осознанно осваивает методологические установки постнеклассического уровня, показано изменение содержательных характеристик основных категорий психологии (психика, сознание) при их рассмотрении в контексте человека, понимаемого в качестве саморазвивающейся системы. Изменение представлений о сущности и механизмах онтогенеза приводит к появлению понятий, фиксирующих этапы и уровни становления сознания (предметное сознание, смысловое сознание, ценностное сознание). Изменение представлений о механизмах (само)развития науки позволяет прослеживать тенденции развития психологии, появление в ней новых методологических принципов и положений (трансдисциплинарный подход, транстемпоральность, принцип системной детерминации и т.д.).
Скачать PDF

Усиление категориального эффекта восприятия с помощью понятийных комбинаций

Котов Алексей Александрович, Беляева Валерия Андреевна, Котова Татьяна Николаевна
Объекты, относящиеся к одной категории, кажутся более сходными, чем объекты, в той же степени различающиеся по физическим параметрам, но не относящиеся к одной категории. Недавние исследования показали, что данный категориальный эффект восприятия значительно усиливается при назывании объектов общим именем (Котов и др., 2012; Lupyan, 2008). В настоящем эксперименте мы усиливали категориальный эффект восприятия с помощью понятийных комбинаций — дополнительных определений к основному имени категории. Мы сравнивали проявления категориального эффекта восприятия в условиях типичных комбинаций («китайская ваза»), атипичных («вкусная ваза») и в условиях без понятийных комбинаций (только «ваза»). Испытуемые вначале называли демонстрируемые им объекты именем категории с разными типами понятийных комбинаций или без них и потом запоминали дополнительную визуальную информацию об объектах, включающую категориальные, т.е. часто встречаемые, и индивидуальные, редко встречаемые свойства. В результате исследования мы обнаружили, что во всех условиях как с понятийными комбинациями, так и без них испытуемые успешно формировали прототип категории и распознавали старые примеры категорий. Вместе с этим только в условиях с использованием понятийных комбинаций (и типичных, и атипичных) по отношению к объектам со сниженным количеством категориальной информации испытуемые демонстрировали категориальный эффект восприятия, т.е. считали эти объекты виденными ранее. При этом лишь при использовании типичных понятийных комбинаций, в отличие от использования атипичных, испытуемые успешно распознавали объекты с новыми признаками. Мы обсуждаем обнаруженные различия как проявление двух функций понятийных комбинаций в категориальном эффекте восприятия — привлечение внимания к ядру категории и подчеркивание отличий категории от других категорий. Данные результаты сравниваются с семантическими моделями понятийных комбинаций (Hampton, 1987; Springer, Murphy, 1992).
Скачать PDF

Институциональные аспекты развития теории инноваций: проблемы формирования понятийного аппарата

Голиченко Олег Георгиевич, Самоволева С.А.
Скачать PDF

Разработка аппаратуры для сопровождения групповых психотренингов

Хало П.В.
Скачать PDF

Опыт разработки и использование аппаратно-програмного комплекса для аудио-визуальной коррекции функц

Звоников В.М., П Потапов В., Трушников .В.А., Шаулов Г.А.
Скачать PDF

Адаптивный метод программно-аппаратной поддержки процессов тренировки эмоционального самоконтроля че

Унакафов А.М.
Предлагается адаптивный метод программно-аппаратной поддержки процессов тренировки эмоционального самоконтроля человека, который может быть использован как для поддержки тренировки стрессоустойчивости у здорового человека, так и для профилактики и лечения психосоматических заболеваний.
Скачать PDF

Опыт применения программно-аппаратной модели операторской деятельности в составе комплекса «Реакор»

Городецкий И.Г., Захаров Е.С., Пономарёва Е.С.
Скачать PDF