Методика анализа категорий взаимодействия. Н. Фландерс

Найдено 1 определение:

Методика анализа категорий взаимодействия. Н. Фландерс

Модификация Л. М. Митиной. В системе Н. Фландерса разговор, происходящий в классе, можно разбить на 10 категорий: 7 из них относятся к речи учителя, 2 - к речи учеников, а десятая, обозначенная как «молчание», или «замешательство», указывает на все остальные ситуации урока. Речевое О. учителя подразделено на 2 осн. категории прямого и непрямого влияния на учащихся. В речевом О. ученика выделяется речь, представляющая собой ответ учителю, - первая категория и речь, ведущаяся по собственной инициативе - вторая категория. Наша модификация системы Н. Фландерса состоит в детализации 7-й категории - задавание вопросов. Тот факт, что в этой категории не различается характер вопросов, говорит, на наш взгляд, о недостаточности этой системы. Если неизвестен тип вопросов, то наши возможности прокомментировать эффективность вопросов, задаваемых учителем, оказываются ограниченными. Поэтому мы выделяем неск. типов вопросов: 1-й тип - «закрытые» вопросы, т. е. вопросы, почти всегда требующие краткого односложного ответа, закрывающего путь к О. между учителем и учеником; 2-й тип - «открытые» вопросы, т. е. вопросы, требующие полного, развернутого ответа, дающего возможность ученику вступить в диалог с учителем; 3-й тип - «проблемные вопросы», т. е. вопросы, заставляющие детей думать, анализировать, сопоставлять, упорядочивать понятия, расширять представления и искать ответ в дискуссиях и спорах; 4-й тип - «вопросы-подсказки», т. е. вопросы, с помощью к-рых учитель пытается помочь ученику правильно ответить. Мы отдаем себе отчет в том, что это не исчерпывающая типология вопросов, но она в значительной степени облегчает исследователю анализ речевого (вербального) О. учителя на уроке. Краткий анализ категорий взаимодействий: 1) Речь учителя: Категория № 1 - Изложение; Категория № 2 - Распоряжения; Категория № 3 - Критика; Категория № 4 - Поощрение; Категория № 5 - Принятие; Категория № 6 - Создание или выяснение настроя учеников; Категория № 7 - Задавание вопросов;. 2) Речь ученика: Категория № 8 - Речь ученика как ответ учителю; Категория № 9 - Речь ученика по собственной инициативе, спонтанная речь ученика; 3) Паузы: Категория № 10 - Молчание или замешательство. Человек, анализирующий происходящее в классе речевое О. на основе системы Н. Фландерса, создает картину урока, распределяя все происходящее на нем по 10 категориям. Он делает это, согласно Н. Фландерсу, отмечая каждые 3 с конкретный тип вербальной активности. И хотя при подобной методике фиксируется только часть урока, эта часть, в достаточной степени, репрезентативна уроку как целому. Упорядочивая имеющиеся данные, исследователь может проанализировать запись урока неск. способами. Самый простой из них проанализировать, как категории сменяются во временной последовательности. Этот путь позволяет выявить типы деятельности, к-рые во время урока или преобладали, или не пользовались успехом. Др. методы позволяют выявить типы повторяющихся, или цикличных, вербальных действий. Очевидно, что подобные записи позволяют установить удельный вес разговора учителя относительно разговора ученика. Наша модификация анализа категорий взаимодействия, предложенного Н. Фландерсом, состоит также в изменении системы отсчета. Вероятно, наиболее важным моментом системы Н. Фландерса было введение при кодировании разговора произвольного временного интервала (3 с). Такое введение, на наш взгляд, неизбежно приводит к поверхностному определению составляющих разговор единиц. Действительно, метод трехсекундного интервала может не выявить важные в содержательном отношении элементы. Поэтому нам представляется целесообразным создать более гибкую систему отсчета в зависимости от задач, поставленных на уроке, и средств, и способов их решения. Увеличение временного интервала (напр., до 5 мин) позволит не только фиксировать категории взаимодействия, но и учитывать информацию речевого и неречевого О., не предусмотренную системой Н. Фландерса. Лит.: Митина Л. М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, 1996. Л. М. Митина
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

МЕТОДИКА ПРЕДЕЛЬНЫХ СМЫСЛОВ: СТРАТЕГИИ АНАЛИЗА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ КАТЕГОРИЙ

Познина Наталия Анатольевна, Хайбулина Эльвира Ильясовна
В данной статье изложены результаты исследования, направленного на поиск алгоритма обработки данных, получаемых с помощью методики предельных смыслов (МПС).
Читать PDF

Психолого-педагогический анализ категории «Психологическая готовность»

Жукова Валентина Федоровна
Актуализируется проблема формирования понятия «психологическая готовность», приводится подробный аналитический обзор интерпретации понятия различными учеными.
Читать PDF

Категория воинской чести: анализ содержания, формирование в онтогенезе и практические следствия для

Краснова О. В., Краснов А. В.
В статье проанализировано содержание категории воинской чести в контексте её формирования в российской военно исторической и воспитательной практике.
Читать PDF

Категории «Общение» и «Деятельность» в анализе семейных отношений

Елизаров А.Н.
В статье представлены результаты анализа семейных отношений с помощью категорий «общение» и «деятельность», разрабатываемых в отечественной психологии.
Читать PDF

Психометрический анализ двух вариантов Российской адаптации методики «Опросник личностных ориентаций

Калугин Алексей Юрьевич
Представлена психометрическая проверка двух российских адаптаций «Опросника личностных ориентаций» Э. Шострома. Проверка надежности и валидности данных адаптаций дала неудовлетворительные результаты.
Читать PDF

Психосемиотический анализ текста: диагностическое значение категории «Время»

Кыштымова Ирина Михайловна
Аннотация. Рассматривается метод психосемиотического анализа авторского текста. Обосновывается диагностическая значимость категории «время».
Читать PDF

Адаптация и психометрический анализклинико-психологических методиксамоотчета (опросников) на примере

Лебедев С.В.
Читать PDF

Анализ теоретических подходов к категории «Стратегия жизненного успеха»

Щербакова Людмила Николаевна
В статье на основе теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований выявлены основные подходы к характеристике и построению стратегии жизненного успеха.
Читать PDF

К анализу категории «Отношение»

Клепцова Елена Юрьевна
В статье представлены современные изыскания в области психологии отношений, а также подходы, определяющие возможность консолидации традиционных и новейших знаний при определении отношения.
Читать PDF

К вопросу применения категорий возрастно-психологического анализа в геронтопсихологии

Гурова Елена Васильевна
В статье рассматриваются проблемы психологического старения в русле геронтологии, социальной геронтологии и геронтопсихологии. Ставится вопрос о возможности применения идей Л.С.
Читать PDF

«Отношение» как фундаментальная категория социальной психологии в анализе мотивации совместной деяте

Кокурина Ирина Георгиевна
Статья посвящена фундаментальной роли категории «отношение» в анализе мотивации совместной деятельности.
Читать PDF

Компендиум психодиагностических методик России и СССР: дополнительный анализ

Пичугова Анна Витальевна
В статье дается краткое описание Компендиума психодиагностических методик России и СССР. Проведен анализ содержания Компендиума по 6 дополнительным направлениям.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: