ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ КОНФЛИКТОЛОГИИ это что такое ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ КОНФЛИКТОЛОГИИ: определение — Психология.НЭС
ПОНЯТИЙНАЯ СХЕМА ОПИСАНИЯ КОНФЛИКТА Понятийное мышление

ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Найдено 1 определение:

ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ КОНФЛИКТОЛОГИИ

обобщенная, исторически обусловленная, развивающаяся, междисциплинарная система категорий и понятий, отражающих конфликты в их целостности и специфических, только им присущих характеристиках. П. к. а. к. позволяет получать и объяснять эмпирические знания о конфликтах, формулировать гипотезы и описывать закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также разрабатывать частные и общую теории конфликтов. П. к. а. к. складывается по мере развития конфликтологии. Одновременно он может и должен сознательно фиксироваться и развиваться учеными-конфликтологами. Фундамент для развития этого П. к. а. к. создается только эмпирическими исследованиями реальных конфликтов. Степень разработанности П. к. а. к. целиком и полностью оценивается по тому, насколько глубоко, разносторонне и точно он отражает характеристики конфликтов всех видов, насколько эффективно на его основе можно предупреждать и конструктивно разрешать реальные конфликты. К числу основных категорий конфликтологии относятся: конфликт, социальное противоречие, оппонент, противодействие, эволюция конфликтов, конфликтная ситуация, динамика конфликтов, социальный конфликт, внутриличностный конфликт, зооконфликт, война и др. Различные стороны категории раскрываются в системе понятий, уточняющих категорию и имеющих подчиненный характер. Напр., категория «динамика конфликта» раскрывается понятиями: период в динамике, этап в динамике, эскалация, тенденция в динамике и др. Так же, как и отечественная конфликтология в целом, П. к. а. к. находится на этапе формирования. Последние 10 лет он бурно развивается.

Оцените определение:

Источник: Словарь конфликтолога

Найдено рефератов по теме ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ КОНФЛИКТОЛОГИИ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Формирование понятийного аппарата учащихся при изучении естественно-научных дисциплин

Ахметова Людмила Владимировна
Понятийный аппарат учебных естественно-научных дисциплин является интегрированным по сути своего предмета изучения, обеспечивает возможность переработки информации одновременно в системе различных когнитивных уровней, позволяет осуществлять межпредметные взаимосвязи, формировать целостную систему естественно-научного мировоззрения. Основополагающими факторами, влияющими на формирование системы понятийного аппарата, являются учебники, по которым учащиеся изучают дисциплины, организационные условия учебной деятельности, окружающая естественная и социально-культурная среда, в которой развивается ученик.
Скачать PDF

К вопросу о понятийном аппарате психологии социальных коммуникаций

Бескова Татьяна Викторовна
В статье анализируются позиции отечественных и зарубежных представителей социально-гуманитарных наук в определении понятий «общение», «коммуникация», «социальная коммуникация», «межличностная коммуникация»; выявляются основные противоречия в их определении; предпринимается попытка систематизации данных терминов.
Скачать PDF

Методология исследования детства: понятийный аппарат

Попкова Т.Д.
На протяжении последнего десятилетия актуализировалась проблема осмысления детства как целостного и уникального периода жизни человека. Изучение детства как предмета социально-философской проблематики (проблема человека, его становления, бытия, сущности и места в мире) выявляет в своем содержании потребность в осознании этого социально-возрастного феномена путем интеграции знаний о культурологических, исторических, социальных, онтологических, психологических и когнитивных компонентах бытийствования ребенка.
Скачать PDF

Понятийный аппарат психологии адаптации личности

Григорьева Марина Владимировна
Раскрыто содержание основных понятий, используемых в со-временных исследованиях психологической адаптации личности. Психологическую адаптацию предложено определять как развивающий процесс и результат оптимального и динамичного соотношения требований (возможностей) окружающей среды и возможностей (требований) личности. Рассмотрено соотношение категорий адаптации и взаимодействия. Психологическая адаптация осуществляется в форме активного взаимодействия со средой. Взаимодействие личности и среды может предшествовать адаптации, когда в его процессе разворачиваются противоречия между возможностями личности и требованиями среды или требованиями личности и возможностями среды. Обоснована необходимость использования понятий «адаптационная активность»,«адаптационная готовность», «адаптационные способности»; раскрыто содержание этих понятий с позиций экопсихологического подхода.
Скачать PDF

Агрессия человека: понятийно-категориальные трудности теории

Агапов Платон Валериевич, Колодина Анна Александровна
Статья посвящена проблеме человеческой агрессии в современных гуманитарных науках. Авторы показывают эволюцию теорий агрессии, раскрывают методологические трудности изучения человеческой агрессивности.The article deals with the problem of human aggression in modern humanities. The author shows the evolution of the theories of aggression, Methodological difficulties in studying human aggression.
Скачать PDF

Системная антропологическая психология: понятийный аппарат

Клочко Виталий Евгеньевич, Галажинский Эдуард Владимирович, Краснорядцева Ольга Михайловна, Лукьянов Олег Валерьевич
На примере системной антропологической психологии как научного направления, которое осознанно осваивает методологические установки постнеклассического уровня, показано изменение содержательных характеристик основных категорий психологии (психика, сознание) при их рассмотрении в контексте человека, понимаемого в качестве саморазвивающейся системы. Изменение представлений о сущности и механизмах онтогенеза приводит к появлению понятий, фиксирующих этапы и уровни становления сознания (предметное сознание, смысловое сознание, ценностное сознание). Изменение представлений о механизмах (само)развития науки позволяет прослеживать тенденции развития психологии, появление в ней новых методологических принципов и положений (трансдисциплинарный подход, транстемпоральность, принцип системной детерминации и т.д.).
Скачать PDF

Усиление категориального эффекта восприятия с помощью понятийных комбинаций

Котов Алексей Александрович, Беляева Валерия Андреевна, Котова Татьяна Николаевна
Объекты, относящиеся к одной категории, кажутся более сходными, чем объекты, в той же степени различающиеся по физическим параметрам, но не относящиеся к одной категории. Недавние исследования показали, что данный категориальный эффект восприятия значительно усиливается при назывании объектов общим именем (Котов и др., 2012; Lupyan, 2008). В настоящем эксперименте мы усиливали категориальный эффект восприятия с помощью понятийных комбинаций — дополнительных определений к основному имени категории. Мы сравнивали проявления категориального эффекта восприятия в условиях типичных комбинаций («китайская ваза»), атипичных («вкусная ваза») и в условиях без понятийных комбинаций (только «ваза»). Испытуемые вначале называли демонстрируемые им объекты именем категории с разными типами понятийных комбинаций или без них и потом запоминали дополнительную визуальную информацию об объектах, включающую категориальные, т.е. часто встречаемые, и индивидуальные, редко встречаемые свойства. В результате исследования мы обнаружили, что во всех условиях как с понятийными комбинациями, так и без них испытуемые успешно формировали прототип категории и распознавали старые примеры категорий. Вместе с этим только в условиях с использованием понятийных комбинаций (и типичных, и атипичных) по отношению к объектам со сниженным количеством категориальной информации испытуемые демонстрировали категориальный эффект восприятия, т.е. считали эти объекты виденными ранее. При этом лишь при использовании типичных понятийных комбинаций, в отличие от использования атипичных, испытуемые успешно распознавали объекты с новыми признаками. Мы обсуждаем обнаруженные различия как проявление двух функций понятийных комбинаций в категориальном эффекте восприятия — привлечение внимания к ядру категории и подчеркивание отличий категории от других категорий. Данные результаты сравниваются с семантическими моделями понятийных комбинаций (Hampton, 1987; Springer, Murphy, 1992).
Скачать PDF

Институциональные аспекты развития теории инноваций: проблемы формирования понятийного аппарата

Голиченко Олег Георгиевич, Самоволева С.А.
Скачать PDF

Разработка аппаратуры для сопровождения групповых психотренингов

Хало П.В.
Скачать PDF

Опыт разработки и использование аппаратно-програмного комплекса для аудио-визуальной коррекции функц

Звоников В.М., П Потапов В., Трушников .В.А., Шаулов Г.А.
Скачать PDF

Адаптивный метод программно-аппаратной поддержки процессов тренировки эмоционального самоконтроля че

Унакафов А.М.
Предлагается адаптивный метод программно-аппаратной поддержки процессов тренировки эмоционального самоконтроля человека, который может быть использован как для поддержки тренировки стрессоустойчивости у здорового человека, так и для профилактики и лечения психосоматических заболеваний.
Скачать PDF

Опыт применения программно-аппаратной модели операторской деятельности в составе комплекса «Реакор»

Городецкий И.Г., Захаров Е.С., Пономарёва Е.С.
Скачать PDF