ИМИТАЦИЯ
от лат. imitatio] - действие по знач. глаг. имитировать; подражание кому-л., чему-л.; воспроизведение с возможной точностью какие-л. процессы, образцы и т.п.
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
ИМИТАЦИЯ
IMITATION)
С точки зрения развития, копирование объекта обожания или ненависти, как при идентификации, но имитация – это обычно временное и чаще всего сознательное явление.
Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006
Имитация
(Imitatio). Действие, уподобляющее (временно или постоянно) действия других лиц. И. является одним из механизмов идентификации. Может применяться и в терапии (психотерапии). См. Моделирование.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ИМИТАЦИЯ
imitation) - постоянное или временное подражание действиям другого человека. Имитация может являться одним из механизмов идентификации. Часто имитация применяется в процессе лечения (см. Моделирование).
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Имитация
процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. Это незрелая форма идентификации. Незрелость обнаруживается в выраженном стремлении подражать определенному лицу, любимому герою во всем.
Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.
Имитация
подделка своего голоса, мимики, жестов под коммуникативное поведение другого, изображение его речевой манеры. Черта шутовства, смягченный вид передразнивания. Обижает или оскорбляет имитируемого присутствующего. В отношении отсутствующего лица также культурными людьми оценивается отрицательно.
Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010
Имитация
Подражание поведению другого человека. Существуют доказательства того, что имитация проявляется у детей уже через несколько дней после рождения. Она служит мощным средством обучения, а положительные стимулы, получаемые от родителей, когда ребенок имитирует их действия, помогают ему знакомиться со многими аспектами человеческого поведения.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
ИМИТАЦИЯ
(от лат. – подражание) – способ маскировки, осуществляемый с помощью имитационных средств в сочетании с другими способами маскировки, а также воспроизведение на тактических занятиях, учениях, маневрах внешней картины современного боя. И. может рассматриваться также как средство моделирования реальной боевой обстановки при решении различных задач моральнопсихологической подготовки личного состава к боевым действиям.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
ИМИТАЦИЯ
(ПОДРАЖАНИЕ) / ІМІТАЦЫЯ / IMITATION– механизм социализации, следование образцу, подражательное (имитационное) научение, копирование поведения. За счет И. усваиваются новые формы поведения, в первую очередь двигательные навыки. Это происходит как на уровне механических, неосознаваемо воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий. У человека цели И. меняются в зависимости от возраста, от этапа развития. В младенчестве подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт, в детстве– проникновение в смысл человеческой деятельности и простейших отношений через моделирование в игре, в юности– идентификация с кумиром, принадлежность к группе, в зрелом возрасте– научение в профессиональной деятельности. С. Л. Кандыбович
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
Имитация
лат. imitatio - подражание) - 1. преднамеренное подражание поведению кого-либо, связанное с потребностью в отождествлении себя с ним. В бихевиоризме более предпочтительным считается термин моделирование - см.); 2. преднамеренное подражание поведению больного человека большей частью в корыстных целях; в судебно-психиатрической практике чаще используется термин симуляция (см.); 3. подражание поведению здорового человека пациентом либо лицом, не отвечающим требуемым стандартам профессиональной пригодности; в клинической и судебно-психиатрической практике обычно используют термин диссимуляция (см.); 4. электронное копирование уникальных объектов. Бодрияр (1983) указывает, что современное общество столь насыщено электронными версиями объектов, что различие между реальностью и виртуальным миром более не имеет прежней силы. Некоторые люди готовы больше верить тому, что им преподносят интернет, телевидение, чем диктует им их здравый смысл. Термин имитация иногда используется как синоним мимикрии (см.).
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ИМИТАЦИЯ
Процесс копирования поведения других. Имеется тенденция употреблять этот термин, подразумевая преднамеренность. Тот, кто имитирует, хочет и пытается моделировать свои действия по образцу других. Следует различать это значение со значением связанного с згим термина мимикрия. Этот термин также имеет тенденцию употребляться таким образом, что подразумевается, что имитативные действия выполняются механически! Такая характеристика может вводить в заблуждение. Ребенок, имитирующий походку своей матери или принимающий способы взаимодействия группы своих сверстников при игре – не "просто имитирует". Такие приобретенные модели поведения более сложны, и ясно, что понятие механических процессов не подходит в качестве объяснения или даже описания. Имитация такого вида включает представление о том, что ребенок должен знать, в некотором имплицитном виде, основные правила, которые регулируют социальные модели в его группе. Из-за упрощенных представлений, связанных ее значением слова имитация, многие предпочитают употреблять термин моделирование.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Имитация
(от лат. imitatio — «подражание») — природно обусловленные формы обучения, широко распространенные как в животном мире, так и в человеческом обществе.
Новорожденные животные и птицы готовы повторять действия своих родителей или тех, кто их заменяет. Для выработки жизненно необходимых навыков молодым животным достаточно один-два раза показать движение, чтобы оно было усвоено и затем использовалось. Такая форма срочного обучения на ранних стадиях онтогенеза называется импритинг. С возрастом, на более поздних стадиях развития, способность к подражанию у детенышей животных и ребенка снижается.
И. у младенцев отличается рядом особенностей. Во-первых, ребенок подражает не всем взрослым, которые с ним взаимодействуют, а, как правило, матери, если с ней у него установлена тесная психоэмоциональная связь. Во-вторых, И. младенца имеет избирательный характер: он
подражает только некоторым формам и реакциям взрослого, иногда — мимическим реакциям, иногда — интонациям голоса и т. д. И. играет существенную роль в эмоциональном развитии человека и обучении моторным навыкам маленьких детей.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
ИМИТАЦИЯ
от лат. imitatio — подражание, подделка) — воспроизведение характеристик некоторой системы, ситуации, события или явления в обстановке, отличной от той, в которой протекает реальное явление (напр., деятельность оператора). Средства, с помощью которых может быть достигнуто это воспроизведение могут быть физическими или символическими (в частности, цифровыми). Физическая И. может быть такой точной, что ее бывает трудно отличить от оригинала, который она имитирует. Однако полнота такой И. не всегда бывает достаточно высокой. Примером могут служить различного рода военные учения, деловые игры. Символическая И. может быть достаточно полной копией протекающих в оригинале процессов, но наглядного сходства с ним в этом случае обычно не бывает. Примером этого является моделирование реальных процессов методом статистических испытаний, иначе — методом Монте-Карло (см. Имитационное моделирование). И. деятельности оператора (группы операторов) может быть частичной или полной, физическая И., как правило, имеет частичный характер, поскольку, хотя физические характеристики процесса или системы можно воспроизвести достаточно точно, оперативные условия деятельности не поддаются полному воспроизведению. При полной И. характеристики системы, окружающей среды вместе с их входными сигналами и ответными реакциями оператора представляются символически, посредством математических выражений. Все операции этой математической системы выполняются вычислительной машиной с помощью метода статистических испытаний. Помимо рассмотренного, А. И. Нафтульев предлагает различать динамическую и цифровую И. Первая протекает в реальном масштабе времени, вторая — в ускоренном масштабе. Основное отличие динамической И. от цифровой заключается в основном в том, что в первом случае человек как бы непосредственно выполняет (имитирует) свои функции, а во-втором основные его функции имитируются с помощью ЭВМ. Подытоживая сказанное следует отметить, что физическая И. обычно носит динамический и лишь частичный характер и осуществляется в реальном масштабе времени; символическая И., напротив, может носить более полный характер и протекает в ускоренном масштабе времени.
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г
ИМИТАЦИЯ
подражание объекту обожания или ненависти, копирование его речи, голоса, манеры поведения.
Объектом психоанализа является не сознательная, а бессознательная имитация, тесно связанная с процессом идентификации. Она соотносится прежде всего с ранними стадиями развития ребенка, когда после шестого месяца жизни он оказывается способным имитировать действия взрослых и прибегать к жестовой идентификации с ними.
Проявляющиеся в форме жестов имитация и идентификация являются важными вкладами ребенка в формирование объектных отношений. Как правило, они обнаруживаются на ранней стадии развития ребенка в процессе игр между взрослыми и младенцем. Ребенок пытается имитировать какой-нибудь жест, инициированный взрослым человеком. Позднее, в процессе своего дальнейшего развития он берет инициативу в свои руки и осуществляет имитацию поведения взрослых даже в их отсутствие.
Некоторые психоаналитики считают, что далеко не всегда осознается реальный факт, свидетельствующий не только о способности ребенка имитировать взрослых, но и проявлении такой идентификации, когда взрослые подражают ребенку. По мнению Р. Шпитца (1887–1974), этот феномен «играет важную роль в становлении и развитии объектных отношений, как с точки зрения родителя, так и с точки зрения ребенка».
Имитируя жесты и слова маленького ребенка, родители осуществляют идентификацию с ним на примитивном уровне. Вторжение на «детскую территорию» становится возможным лишь тогда, когда родители совершают временную регрессию к интересам ребенка. Эти идентификационные процессы у родителей представляют собой существенную часть объектных отношений. Сами по себе такие процессы способствуют развитию ребенка и развивают его потребность в идентификации с родителями. Как считал Р. Шпитц, имитация со стороны родителей, несомненно, интенсифицирует процесс идентификации ребенка с ними и ускоряет процесс научения. Вместе с тем взаимодействие родительской и детской агрессии, например, может привести к такой трансформации отношений между ними, при которой возможна фрустрация ребенка и порождение у него различного рода страхов. Причем роль взаимной имитации может оказаться деструктивной и негативным образом сказаться на индивидуальной истории жизни ребенка. Тем не менее в целом способность к имитации играет положительную роль в развитии ребенка. По выражению Р. Шпитца, «независимо от того, усиливает или нет родительская имитация жестовую и вербальную имитацию самого ребенка, подобное взаимодействие, включающее в себя взаимную жестовую и вербальную имитацию, оказывает огромное влияние на прогрессирующее развитие личности ребенка».
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001