ПОДРАЖАНИЕ

Найдено 23 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПОДРАЖАНИЕ
воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

ПОДРАЖАНИЕ
сознательное или бессознательное следование человека какому-либо примеру, образцу.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Подражание
форма научения на основе наблюдения. П. - воспроизведение в действии поведения модели.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Подражание
воспроизведение слов, поступков, манер другого человека; заимствование стиля поведения, деятельности, стиля общения, предпочтений.

Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г

Подражание
психологический механизм воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит неосознанное воспроизводство личностных черт и поведенческих паттернов.

Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007

ПОДРАЖАНИЕ
сознательное или бессознательное воспроизведение, повторение человеком того, что делают другие люди. П. – один из основных способов приобретения жизненного опыта, научения, особенно в детстве.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Подражание
от драгa «дорога», буквально – «следование той же дорогой») – воспроизведение одним субъектом действий другого субъекта, следование примеру, как желание или бессознательное действие. Ср. значимый другой, диффузия.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ПОДРАЖАНИЕ
социально-психологический процесс группового поведения, проявляющийся в копировании поведения объекта П. Оно может быть как непроизвольным (свойственно иногда и животным), так и произвольным, высшая форма которого — идеал.
Явления П. впервые наиболее полно были изучены Г. Тардом (1843—1904).

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

подражание

социально-психическое явление, заключающееся в непроизвольном (а иногда и произвольном) копировании чужих действий, форм поведения, паринятии чужих социальных ценностей и т.д. П. может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на результаты воинской деятельности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Подражание
Категория. Форма научения.
Специфика. Самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. Играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. Посредством подражания в раннем и дошкольном возрасте усваиваются предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения и речи.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Подражание
Склонность к повторению услышанных слов и звуков, увиденных движений, жестов, поступков и пр. П. наблюдается часто у психически больных с повышенной внушаемостью различного происхождения (олигофрения, психопатия, истерия и др.). В качестве психотического появления подражание встречается при кататонической форме шизофрении (эхопраксия, эхокинезия, эхолалия).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Подражание
Все то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве с помощью наводящих вопросов или помощи, оказанной в трудном пункте, будет относиться нами к области подражания. (7.1, 204) Подражание – это главная форма, в которой осуществляется влияние обучения на развитие. (1.2.1, 250) См. Обучение, Развитие

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

ПОДРАЖАНИЕ
следование какому-л. примеру, образцу; произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих-л. движений, действий, манер, поступков и т.д. П. играет большую роль в процессе развития как нормального, так и аномального ребенка; путем П. взрослым ребенок овладевает общественно выработанными формами поведения, речевыми и др. навыками; по мере развития ребенка П. по степенно становится осознанным и переходит из непроизвольного в произвольное

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ПОДРАЖАНИЕ
социально-психологический механизм воздействия, имитативная деятельность, состоит в воспроизведении, копировании двигательных и иных культурных стереотипов. Громадно его значение в процессе овладения культурой в детстве. Считается, что благодаря этому качеству ребенок овладевает языком, подражая взрослым, овладевает культурными навыками. П. – основа обучения и передачи культурной традиции из поколения в поколение. С помощью П. человек с детского возраста приобретает навыки агрессивного способа разрешения проблемных ситуаций социального взаимодействия.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Подражание
старославянск. «драга» - буквально означает «идти той же дорогой, что и кто-либо другой») – неосознаваемая тенденция непроизвольно повторять слова, действия, поведение кого-то из окружающих людей. Наиболее свойственна детям дошкольного возраста, в значительной степени также подросткам. Выбор образца для подражания основан, вероятно, на идентификации с кем-либо (отцом, матерью), внешних чертах сходства с каким-то человеком, влиянием окружающих, воздействием СМИ, которые нередко «подсовывают» не самых достойных людей для того, чтобы заимствовать у них некие качества. По К.Ясперсу, подражательность есть проявление высокой степени внушаемости. Синоним: Гипокризия

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПОДРАЖАНИЕ
следование какому-либо примеру, образцу. В раннем и дошкольном возрасте П. помогает ребенку в усвоении языка и разного рода навыков. В дошкольном возрасте П. – путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности: первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам поведения, к–рые действительно отражают смысл ситуации. В подростковом и юношеском возрасте П., как правило, имеет сложное психологическое содержание, включает в себя интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты. П. направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) идентификацию подростком или юношей себя с нек–рой конкретной личностью, значимой для него, либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Подражание
следование какому-либо примеру, образцу. П. встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития у человека и у животных. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями П. у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы. В младенческом возрасте П. движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый содержательный контакт. П. в дошкольном возрасте — путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней: первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. П. в подростковом возрасте направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) идентификацию подростком себя с некоторой конкретной, значимой для него личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик. П. у взрослых выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности (спорт, искусство и др.). А. И. Подольский

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ПОДРАЖАНИЕ
англ. imitation) - воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения др. субъекта. Син. имитация, мимезис. П. - один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах онтогенеза. (Имеются экспериментальные данные о существовании безусловнорефлекторной мимической и вокальной имитации у новорожденных. - Ред.). Ребенок раннего и дошкольного возраста усваивает по П. предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью. Усвоение по П. предметных действий, навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики. В противном случае П. превращается во внешнее, "тупиковое" повторение движений. Такой характер П. встречается у детей с отклонениями в психическом развитии.
Нарушения в развитии П. ведут к возникновению трудностей в усвоении общественного опыта, к нарушениям психического развития в целом.
П. может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное П. используется как один из ведущих методов в обучении детей раннего и дошкольного возраста. Оно совершенствуется с возрастом в процессе обучения детей. П. играет существенную роль в жизни и деятельности человека, в частности, в овладении им нормами поведения, трудовыми навыками и др. См. Викарное научение, Моделирование, Модификация поведения.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ПОДРАЖАНИЕ
сознательное или бессознательное повторение, воспроизведение человеком форм поведения, а через них-психологических особенностей других людей. Выделяются два основных типа П.: 1. Простое П., при котором отсутствует конфликт, связанный с исполнением акта П. как такового. 2. П., при котором человек изначально переживает конфликт или чувство дискомфорта по поводу того, стоит или не стоит ему подражать другому человеку. Однако если данный человек видит, что и другие люди ведут себя подобным образом, то сила его внутреннего сопротивления П. уменьшается. П. рассматривается как один из основных механизмов социализации человека, приобретения им полезного для жизни опыта и тех психологических свойств, которые характеризуют его как развитую личность. Наиболее развито П. в детском возрасте. А. Бандура обнаружил, что большинство людей выбирают в качестве объектов для подражания других людей своего пола и примерно такого же возраста, как и они сами. Однако главное, по его мнению, заключается в том, что объектами подражания становятся для многих людей такие другие люди, которые успешнее, чем они, решают характерные для них проблемы. Кроме того, чаще подражают тем, кто занимает более высокое положение, и тем, с кем данный человек контактирует непосредственно. Дети, как правило, сначала подражают взрослым, а затем, взрослея, своим сверстникам, чье поведение приводит к достижению желанных для этих детей целей. См. внушение, заражение.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПОДРАЖАНИЕ
осознанное или неосознанное следование примеру, образцу действий, манере поведения, общения и т. д. П. может выполнять функции механизма повышения ответственности, личной организованности, самодисциплины. Под влиянием П. формируются как простейшие навыки, так и нравственные и другие качества, духовные ценности, что зависит от склонности к П., от содержания и качества объекта подражания. Важно знать, в каких условиях осуществляется П., какие идеалы – образцы для него формирует общество, ближайшее окружение. В каждой социальной группе создаются свои образцы для подражания. Несмотря на внешнее сходство, в явлении П. у разных возрастных групп проявляются специфические психологические механизмы. Они проходят ряд ступеней и изменяются вместе с изменением ведущей деятельности соответствующего возраста. Общая тенденция такова, что конкретный образец для П. с возрастом становится все более обобщенным. П. можно подразделять на манерное и рассудочное. Первое состоит в имитации внешних признаков поведения или определенных действий, совершаемых кем-то (в одежде, прическе, поведении). Рассудочное П. – это воспроизведение оценок и суждений других. Оно имеет место среди людей, копирующих рассуждения товарищей, руководителей и т. д. Свойственное человеку П. играет весьма существенную роль в поведении военнослужащих, накладывает отпечаток на их психику, общение и взаимоотношения. П. может проявляться в следовании нравственным идеалам, способствовать формированию самостоятельности, человечности, мужества и других качеств.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПОДРАЖАНИЕ
следование некоему примеру, образцу; самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. У человека играет решающую роль в присвоении общественного опыта. Встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития. Посредством подражания в возрасте раннем и дошкольном усваиваются действия предметные, навыки самообслуживания, нормы поведения и речи.
Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы. В возрасте младенческом подражание движениям и звукам голоса взрослого являет собой попытку установить первый "содержательный" контакт.
Подражание в дошкольном возрасте - путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности; оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением деятельности ведущей этого возраста - игры сюжетно-ролевой: первоначально ребенок подражает самым открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, и лишь постепенно начинает подражать сторонам поведения, действительно отражающим смысл ситуации. Подражание в возрасте подростковом направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) идентификацию подростком себя с конкретной значимой для него личностью (-> другой значимый; референтность), либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик (-> стереотип социальный). У взрослых подражание выступает элементом научения в некоих видах деятельности профессиональной (спорт, искусство и пр.).
По Фрейду, подражание подпадает под понятие внушения и рассматривается как его следствие.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Подражание
в социальной психологии) - способ воздействия, при к-ром объект влияния по собственной инициативе начинает следовать образу мыслей или поступкам воздействующего на него субъекта, зачастую даже не знающего об этом. Подобные случаи являются примерами ненаправленного влияния. Однако можно представить себе ситуации, когда субъект влияния, желая послужить «личным примером», требует от др. индивида П. своим действиям или отношению к жизни. Вызванное т. о. П. является результатом направленного влияния. П. проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании опр. черт характера др. человека, становящегося для него примером или образцом. П. также может быть произвольным и непроизвольным. В первом случае индивид сознательно ставит перед собой задачу подражания выбранному образцу, во втором случае делает это, не задумываясь. Результатом непроизвольного П. значимому другому является усвоение объектом влияния неосвоенных им ранее образцов активности, транслируемых ему субъектом влияния. Если указанные образцы активности, генерализуясь, изменяют личностные характеристики объекта влияния, то возникает феномен идеальной (как правило, неосознаваемой) представленности личности субъекта влияния в его объекте. В разные возрастные периоды П. не играет в жизни человека одинаковую роль. Так, если ребенок в раннем детстве, как правило, просто воспроизводит внеш. действия и словесные реакции взрослых, то уже в дошкольном возрасте П. поступкам взрослого включает сложную внут реннюю переработку полученных образцов. Младший школьник начинает копировать и перенимать личностные качества взрослого, а в среднем школьном возрасте, когда в центре внимания подростков оказываются их сверстники, П. взрослым постепенно вытесняется взаимоподражанием (появляется такой феномен как «групповое подражание»). С вступлением в эпоху юношества основную роль в выборе объекта для П. начинают играть ценностные ориентации человека. В дошкольном детстве ребенок, глядя на взрослых, учится правильно действовать в вещном мире, а в школе учитель и родители уже выступают для него как носители социальных образцов поведения. Здесь перенимаются уже не только и не столько внеш. характеристики и привычки любимого и уважаемого человека, а присущее ему отношение к др. людям. Лит.: Дубов И. Г. Такое многоликое влияние. М.,1989 ; Кондратьев М. Ю. Слагаемые авторитета. М., 1989; Петровский В. А. Психология неадаптивной активности М., 1992; Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892; Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999. И. Г. Дубов

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

ПОДРАЖАНИЕ
ПЕРАЙМАННЕ / IMITATION– воспроизведение индивидами и соцгруппами воспринимаемого ими поведения других индивидов и групп. П. осуществляется непроизвольно и произвольно. Произвольное П. используется как один из ведущих методов в обучении детей и играет существенную роль в жизнедеятельности человека, в овладении им нормами поведения, трудовыми навыками и др. Особенно большое значение этому феномену уделял в своих трудах Г. Тард. В П. он видел основу развития общества и выделял такие его разновидности: 1) П. логичное и нелогичное; 2) П. внутреннее и внешнее (по последовательности и механизму движения); 3) П.– мода и П.– обычай (по степени устойчивости); 4) П. внутри класса и П. одного класса другому (по социальной природе). Теорией П. Тард объяснял все виды межличностных и коллективных взаимодействий. Наиболее характерным типом социального П. он считал повторение низшими слоями действий высших слоев. Принцип П., по мнению ученого, объяснял принцип жизни во всех ее проявлениях– индивидуальной и коллективной. Тард характеризовал этот принцип как некое имеющее постоянный характер всемирное общественное явление: результатом П. являются рост и экономическое развитие государств, появление языка, религии и прочие явления и процессы в социальном мире. В истории психологии известны примеры различного толкования П. как социальнопсихологического механизма. Фундаментальную основу изучения П. составило исследование И. П. Павловым условных и безусловных рефлексов, первой и второй сигнальных систем. В работах Л. С. Выготского П. рассматривается как один из важнейших факторов развития высших форм поведения человека, подчеркивается связь способности к П. с возможностями субъекта и пониманием им ситуации. Различные аспекты П. в советской науке изучались с позиций общей (А. Н. Леонтьев и др.), сравнительной (Н. П. Ладыгина-Котс), педагогической (В. А. Просецкий и др.), возрастной психологии и т. д. П. изучается, с одной стороны, как результат социального воздействия (например, влияние референтных групп, конформизм), с другой– как разновидность и средство социального воздействия, как один из путей приобщения индивида к социальному и культурному опыту. В биологизаторско-инстинктивистских концепциях (У. Мак-Дугалл и др.) подчеркивается врожденный характер П. В бихевиоризме П. объясняется с позиций теории научения как результат подкрепления соответствующего поведения посредством прямых и косвенных видов поощрения и наказания. П. как социально-психологический механизм играет значительную роль в поведении людей. Под его влиянием формируются духовные ценности (идеи, вкусы, склонности, манеры поведения), накапливаются и сливаются в законченное целое завоевания предков, прапредков и их современных потомков. Ю. М. Караяни

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
308.67 кб

Подражание как механизм развития творческих способностей личности

Карпова Л. Г.
Обосновывается актуальность развития творческих способностей личности с учётом современных реалий. Излагаются представления о данном феномене, сложившиеся в психологии творчества.
Читать PDF
514.43 кб

Подражание как фактор развития высших способностей у детей: ресурсный подход

Ожиганова Галина Валентиновна
Анализируется феномен подражания в детском возрасте. Изучается возможность использования подражания для развития высших способностей детей, главным образом творческих.
Читать PDF
126.99 кб

Викарное научение и подражание как факторы развития креативной личности

Савенков Александр
Читать PDF
130.67 кб

Рецензия в русской религиозно-философской публицистике как подражание проповеди

Шахбазян Марина Анатольевна
Рассматриваются особенности рецензии в русской религиозно-философской публицистике на материале рецензий Д. С. Мережковского. Вычленяется общее с рецензиями других представителей направления.
Читать PDF
2.14 мб

Подражание у Платона, или чем философ лучше художника

Читать PDF
722.29 кб

Подражание и игры как факторы естественного самовоспитания ребенка

Румянцев Н.Е.
В начале ХХ века шло становление педагогической психологии. Многие идеи, зародившиеся в те годы, продолжают быть актуальными спустя столетие.
Читать PDF
129.83 кб

Подражание и стереотипное поведение аутистов

Сериков Андрей Евгеньевич
Как возможно точное подражание? Может ли подражание быть абсолютно бессмысленным? В поисках ответов на эти вопросы полезно обратить внимание на поведение аутистов.
Читать PDF
61.78 кб

Формы социальной адаптации: имитация-подражание и имитация-симулякр

Красавина Екатерина Валерьевна
В силу распространенности в повседневных социальных практиках современных россиян того, что можно было бы назвать имитационной моделью поведения, перед отечественной социологией стоит задача концептуализации этого понятия с перспе
Читать PDF
272.95 кб

Предвестник исследований диффузии инноваций Габриэль Тард: «Общество - это подражание»

Фирсова Наталья Юрьевна
Рецензия на книги: тард г. Законы подражания/Пер. с фр. Ф.Павленков.Академический проект,2011.тард г.социальные законы/Пер.с фр.И.Д.Маркусона // социология.сост.В.Зомбарт. Едиториал УРсс, 2003
Читать PDF
135.91 кб

2006. 02. 016. Борх К. Подражание в городской среде: возвращаясь к социологии Тарда. Borch Ch. Urban

Якимова Е. В.
Читать PDF
129.69 кб

Общество как подражание: об актуальности тезиса Габриэля Тарда

Сериков Андрей Евгеньевич
Статья обращается к понятиям изобретения и подражания в творчестве Тарды. Тард рассматривает подражание с внешней социальной стороны, что ставит перед нами актуальную сегодня проблему наблюдателя.
Читать PDF
129.66 кб

Творчество как демиургическое подражание (на материале «Бхагавата-пураны»)

Останин Вадим Владимирович
Рассматривается религиозное понимание творчества, характерное для системы теологии Чайтаньи.
Читать PDF
136.90 кб

Подражание речи, или зачем пишут книги?

Маковецкий Евгений Анатольевич
Эволюция культуры рассматривается в статье через взаимодействия устного и письменного слова в пайдейе.
Читать PDF
131.05 кб

Терапевтическое подражание

Маковецкий Евгений Анатольевич
Теория и практики подражания рассматриваются в статье в качестве одного из оснований единства культуры.
Читать PDF
432.30 кб

Подражание против гармонии: «Музыкальный словарь» Руссо в контексте поэтики

Махов Александр Евгеньевич
Оппозиция мелодии и гармонии, центральная в музыкальной теории Руссо, рассмотрена в широком, эстетическом и поэтологическом, контексте.

Похожие термины:

  • Научение через подражание

    imitative learning) Подражание обычно признается врожденной склонностью копировать или перенимать что-то от других. Однако наличие названия для всего лишь предполагаемого феномена еще не является доказа
  • Подражание в дошкольном возрасте

    путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности.
  • ПОДРАЖАНИЕ У ЖИВОТНЫХ

    особая форма научения в условиях общения, когда одно животное следует примеру другого. Различают инстинктивное подражание - взаимную стимуляцию (присоединение животных к кормящимся особям, совме
  • ЖИВОТНОЕ: ПОДРАЖАНИЕ

    подражание у животных) - особая форма научения (-> животное: научение) в условиях общения, когда одно животное следует примеру другого. Различаются: 1) инстинктивное подражание у животных - взаимная
  • генерализованное подражание

    выученная тенденция имитировать чужое поведение, чтобы получить подкрепление.
  • Феномен Хоффа–Шиллера попытки подражания

    Невозможность для больного с закрытыми глазами придать своей ноге такое же положение, которое обследующим придается другой его ноге. Признак поражения мозжечка.
  • Симптом Вейсмана–Хоффа–Шильдера подражания

    Больной с закрытыми глазами не может придать своей ноге такое же положение, какое другой его ноге в это время придает обследующий. Наблюдается при поражении мозжечка. Описал врач Weisman.