Подражание это что такое Подражание: определение — Психология.НЭС
подпрограмма Подражание в дошкольном возрасте

ПОДРАЖАНИЕ

Найдено 19 определений термина ПОДРАЖАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПОДРАЖАНИЕ

воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина.

ПОДРАЖАНИЕ

самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. Играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. Посредством подражания в раннем и дошкольном возрасте усваиваются предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения и речи.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г.493

ПОДРАЖАНИЕ

сознательное или бессознательное следование человека какому-либо примеру, образцу.

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

ПОДРАЖАНИЕ

следование некоему примеру, образцу; самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. У человека играет решающую роль в присвоении общественного опыта. Встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития. Посредством подражания в возрасте раннем и дошкольном усваиваются действия предметные, навыки самообслуживания, нормы поведения и речи.

Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы. В возрасте младенческом подражание движениям и звукам голоса взрослого являет собой попытку установить первый "содержательный" контакт.

Подражание в дошкольном возрасте - путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности; оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением деятельности ведущей этого возраста - игры сюжетно-ролевой: первоначально ребенок подражает самым открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, и лишь постепенно начинает подражать сторонам поведения, действительно отражающим смысл ситуации. Подражание в возрасте подростковом направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) идентификацию подростком себя с конкретной значимой для него личностью (-> другой значимый; референтность), либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик (-> стереотип социальный). У взрослых подражание выступает элементом научения в некоих видах деятельности профессиональной (спорт, искусство и пр.).

По Фрейду, подражание подпадает под понятие внушения и рассматривается как его следствие.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ПОДРАЖАНИЕ

англ. imitation) - воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения др. субъекта. Син. имитация, мимезис. П. - один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах онтогенеза. (Имеются экспериментальные данные о существовании безусловнорефлекторной мимической и вокальной имитации у новорожденных. - Ред.). Ребенок раннего и дошкольного возраста усваивает по П. предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью. Усвоение по П. предметных действий, навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики. В противном случае П. превращается во внешнее, "тупиковое" повторение движений. Такой характер П. встречается у детей с отклонениями в психическом развитии.

Нарушения в развитии П. ведут к возникновению трудностей в усвоении общественного опыта, к нарушениям психического развития в целом.

П. может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное П. используется как один из ведущих методов в обучении детей раннего и дошкольного возраста. Оно совершенствуется с возрастом в процессе обучения детей. П. играет существенную роль в жизни и деятельности человека, в частности, в овладении им нормами поведения, трудовыми навыками и др. См. Викарное научение, Моделирование, Модификация поведения.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Подражание

форма научения на основе наблюдения. П. - воспроизведение в действии поведения модели.

Источник: К.Юнг. Словарь терминов.

Подражание

Категория. Форма научения.

Специфика. Самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. Играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. Посредством подражания в раннем и дошкольном возрасте усваиваются предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения и речи.

Источник: Психологический словарь

Подражание

воспроизведение слов, поступков, манер другого человека; заимствование стиля поведения, деятельности, стиля общения, предпочтений.

Источник: Современная психология труда: глоссарий

Подражание

в социальной психологии) — способ воздействия, при котором объект влияния по собственной инициативе начинает следовать образу мыслей или поступкам воздействующего на него субъекта, зачастую даже не знающего об этом. Подобные случаи являются примерами ненаправленного влияния. Однако можно представить себе ситуации, когда субъект влияния, желая послужить "личным примером", требует от другого индивида П. своим действиям или отношению к жизни. Вызванное таким образом П. является результатом направленного влияния. П. проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека, становящегося для него примером или образцом. П. также может быть произвольным и непроизвольным. В первом случае индивид сознательно ставит перед собой задачу подражания выбранному образцу, во втором случае делает это, не задумываясь. Результатом непроизвольного подражания значимому другому является усвоение объектом влияния неосвоенных им ранее образцов активности, транслируемых ему субъектом влияния. Если указанные образцы активности, генерализуясь, изменяют личностные характеристики объекта влияния, то возникает феномен идеальной (как правило, неосознаваемой) представленности личности субъекта влияния в его объекте. В разные возрастные периоды П. не играет в жизни человека одинаковую роль. Так, если ребенок в раннем детстве, как правило, просто воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых, то уже в дошкольном возрасте П. поступкам взрослого включает сложную внутреннюю переработку полученных образцов. Младший школьник начинает копировать и перенимать личностные качества взрослого, а в среднем школьном возрасте, когда в центре внимания подростков оказываются их сверстники, П. взрослым постепенно вытесняется взаимоподражанием (появляется такой феномен как "групповое подражание"). С вступлением в эпоху юношества основную роль в выборе объекта для П. начинают играть ценностные ориентации человека. Таким образом, с возрастом роль П. меняется содержание П., в дошкольном детстве ребенок, глядя на взрослых, учится правильно действовать в вещном мире, а в школе учитель и родители уже выступают для него как носители социальных образцов поведения. Здесь перенимаются уже не только и не столько внешние характеристики и привычки любимого и уважаемого человека, а присущее ему отношение к другим людям. И.Г. Дубов

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

ПОДРАЖАНИЕ

социально-психологический механизм воздействия, имитативная деятельность, состоит в воспроизведении, копировании двигательных и иных культурных стереотипов. Громадно его значение в процессе овладения культурой в детстве. Считается, что благодаря этому качеству ребенок овладевает языком, подражая взрослым, овладевает культурными навыками. П. – основа обучения и передачи культурной традиции из поколения в поколение. С помощью П. человек с детского возраста приобретает навыки агрессивного способа разрешения проблемных ситуаций социального взаимодействия.

Источник: Словарь конфликтолога

Подражание

следование какому-либо примеру, образцу. П. встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития у человека и у животных. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями П. у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы. В младенческом возрасте П. движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый содержательный контакт. П. в дошкольном возрасте — путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней: первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. П. в подростковом возрасте направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) идентификацию подростком себя с некоторой конкретной, значимой для него личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик. П. у взрослых выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности (спорт, искусство и др.). А. И. Подольский

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

ПОДРАЖАНИЕ

следование какому-л. примеру, образцу; произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих-л. движений, действий, манер, поступков и т.д. П. играет большую роль в процессе развития как нормального, так и аномального ребенка; путем П. взрослым ребенок овладевает общественно выработанными формами поведения, речевыми и др. навыками; по мере развития ребенка П. по степенно становится осознанным и переходит из непроизвольного в произвольное

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Подражание

психологический механизм воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит неосознанное воспроизводство личностных черт и поведенческих паттернов.

Источник: Глоссарий. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников

Подражание

сознательное или бессознательное Воспроизведение, повторение человеком того, что делают другие люди. Подражание - один из основных способов приобретения жизненного опыта, особенно в детстве.

Источник: Словарь по конфликтологии

Подражание

от драгa «дорога», буквально – «следование той же дорогой») – воспроизведение одним субъектом действий другого субъекта, следование примеру, как желание или бессознательное действие. Ср. значимый другой, диффузия.

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Подражание

старославянск. «драга» - буквально означает «идти той же дорогой, что и кто-либо другой») – неосознаваемая тенденция непроизвольно повторять слова, действия, поведение кого-то из окружающих людей. Наиболее свойственна детям дошкольного возраста, в значительной степени также подросткам. Выбор образца для подражания основан, вероятно, на идентификации с кем-либо (отцом, матерью), внешних чертах сходства с каким-то человеком, влиянием окружающих, воздействием СМИ, которые нередко «подсовывают» не самых достойных людей для того, чтобы заимствовать у них некие качества. По К.Ясперсу, подражательность есть проявление высокой степени внушаемости. Синоним: Гипокризия

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Подражание

в социальной психологии) - способ воздействия, при к-ром объект влияния по собственной инициативе начинает следовать образу мыслей или поступкам воздействующего на него субъекта, зачастую даже не знающего об этом. Подобные случаи являются примерами ненаправленного влияния. Однако можно представить себе ситуации, когда субъект влияния, желая послужить «личным примером», требует от др. индивида П. своим действиям или отношению к жизни. Вызванное т. о. П. является результатом направленного влияния. П. проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании опр. черт характера др. человека, становящегося для него примером или образцом. П. также может быть произвольным и непроизвольным. В первом случае индивид сознательно ставит перед собой задачу подражания выбранному образцу, во втором случае делает это, не задумываясь. Результатом непроизвольного П. значимому другому является усвоение объектом влияния неосвоенных им ранее образцов активности, транслируемых ему субъектом влияния. Если указанные образцы активности, генерализуясь, изменяют личностные характеристики объекта влияния, то возникает феномен идеальной (как правило, неосознаваемой) представленности личности субъекта влияния в его объекте. В разные возрастные периоды П. не играет в жизни человека одинаковую роль. Так, если ребенок в раннем детстве, как правило, просто воспроизводит внеш. действия и словесные реакции взрослых, то уже в дошкольном возрасте П. поступкам взрослого включает сложную внут реннюю переработку полученных образцов. Младший школьник начинает копировать и перенимать личностные качества взрослого, а в среднем школьном возрасте, когда в центре внимания подростков оказываются их сверстники, П. взрослым постепенно вытесняется взаимоподражанием (появляется такой феномен как «групповое подражание»). С вступлением в эпоху юношества основную роль в выборе объекта для П. начинают играть ценностные ориентации человека. В дошкольном детстве ребенок, глядя на взрослых, учится правильно действовать в вещном мире, а в школе учитель и родители уже выступают для него как носители социальных образцов поведения. Здесь перенимаются уже не только и не столько внеш. характеристики и привычки любимого и уважаемого человека, а присущее ему отношение к др. людям. Лит.: Дубов И. Г. Такое многоликое влияние. М.,1989 ; Кондратьев М. Ю. Слагаемые авторитета. М., 1989; Петровский В. А. Психология неадаптивной активности М., 1992; Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892; Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999. И. Г. Дубов

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Подражание

Все то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве с помощью наводящих вопросов или помощи, оказанной в трудном пункте, будет относиться нами к области подражания. (7.1, 204) Подражание – это главная форма, в которой осуществляется влияние обучения на развитие. (1.2.1, 250) См. Обучение, Развитие

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

подражание

социально-психическое явление, заключающееся в непроизвольном (а иногда и произвольном) копировании чужих действий, форм поведения, паринятии чужих социальных ценностей и т.д. П. может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на результаты воинской деятельности.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме ПОДРАЖАНИЕ — 0

Найдено книг по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 5

Подражание как механизм развития творческих способностей личности

Карпова Л. Г.
Обосновывается актуальность развития творческих способностей личности с учётом современных реалий. Излагаются представления о данном феномене, сложившиеся в психологии творчества. Затрагивается вопрос о влиянии психологических механизмов на развитие творческих способностей личности. Рассматривается механизм подражания в различных возрастных категориях, отмечается недостаточность исследований по данной теме во взрослом возрасте. Показано, что наиболее действенным в развитии творческих способностей механизм подражания является в дошкольном и младшем школьном возрастах.
Скачать PDF

Подражание как фактор развития высших способностей у детей: ресурсный подход

Ожиганова Галина Валентиновна
Анализируется феномен подражания в детском возрасте. Изучается возможность использования подражания для развития высших способностей детей, главным образом творческих. Исходя из ресурсного подхода, автор предлагает рассматривать подражание в качестве фактора, активизирующего скрытые ресурсы творческие, духовные (морально-ценностный аспект), саморегулятивные в младшем школьном возрасте.
Скачать PDF

Викарное научение и подражание как факторы развития креативной личности

Савенков Александр
Скачать PDF

Роль намерения взрослого в эффекте чрезмерного подражания

Котова Татьяна Николаевна, Преображенская Анна Дмитриевна
В статье проверяется предположение относительно механизма эффекта чрезмерного подражания. Эффект состоит в том, что при столкновении с новым объектом, который демонстрирует взрослый, дети склонны воспроизводить неэффективный способ действия взрослого; при том что контрольная группа детей того же возраста, которая сталкивается с объектом без посредничества взрослого, практически безошибочно находит эффективный способ действия. Традиционные позиции при исследовании механизма этого эффекта занимают сторонники социального (авторитет взрослого, стереотипы ситуации) и каузального объяснения (искажение репрезентации каузальной структуры объекта). Проведенный нами эксперимент показывает, что эффект чрезмерного подражания зависит в значительной степени от намерения взрослого, за действиями которого наблюдает ребенок. Это означает, что искажение каузальной структуры имеет свою причину, и эта причина, по-видимому, социальна по своей природе, хотя и не поверхностно-, вербально-социальна.
Скачать PDF

Анимационные средства массовой культуры - эталоны для подражания или средство формирования нравствен

Степаненко А.К.
Статья посвящена проблеме влияния современной анимационной продукции на развитие подрастающего поколения. Представлены результаты анализа мультсериала «Барбоскины». Показано неблагоприятное воздействие его содержания на психологическое здоровье и развитие личности ребенка.
Скачать PDF