ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ это что такое ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ: определение — Психология.НЭС
ИМИТАТОР ИМИТАЦИОННАЯ ХИРУРГИЯ

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Найдено 1 определение:

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

модель, используемая в процессе имитационного моделирования (см. выше). По своему характеру И. м. является знаково-вещественной и несет в себе черты как физической (вещественной), так и математической (знаковой) модели. Это заключается в том, что И. м. включает в себя моделирующие алгоритмы и программы, а также те или иные структуры ЭВМ, участвующие в моделировании. Построение И. м. базируется на применении научных данных из общей и групповой психологии, технических наук, математики, теории планирования эксперимента, математической статистики, теории и практики применения ЭВМ. Структура И. м. определяется составом входящих в нее блоков и связями между ними. Такими блоками обычно являются: блок имитации условий и средств деятельности, блок имитации деятельности, блок имитации деятельности и общения, блок генерации проблем (задач), блок определения и задания начальных условий, блок регистрации и обработки результатов моделирования, блок управления моделью. Конкретная структура И. м. определяется видом моделируемой задачи. И. м. деятельности оператора в СЧМ можно разбить на два основных вида: модели решения оператором отдельной конкретной задачи и модели его функционирования в условиях потока таких задач (модель обслуживания). Модели первого вида применяются, как правило, для определения времени решения задачи оператором. Для этого его деятельность представляется в виде суммы п отдельных последовательно выполняемых независимых действий. Для каждого из них должны быть известны законы распределения времени их выполнения. В соответствии с заложенной в память ЭВМ программой она формирует время выполнения, первого действия tj, затем время т2 и т. д., пока не будет сформировано время выполнения последнего, n-го действия. Общее время находится как сумма от хх до тп. Процесс повторяется N раз, в результате чего получается N значений времени решения задачи оператором. По этим значениям строится закон распределения; вычисляются его числовые характеристики (математическое ожидание и среднеквадратическое отклонение) и вероятность своевременного решения задачи; определяются те части задачи, при выполнении которых оператор был недогружен или, наоборот, у него возникал дефицит времени и т. п. При необходимости модель может учитывать возможность возникновения ошибок, индивидуальные характеристики операторов, временные ограничения, налагаемые на процесс решения задачи; вводить различную срочность выполнения отдельных действий и т. д. В моделях второго вида (моделях обслуживания) характеристики решения оператором отдельных задач считаются известными. Здесь они выступают не как результат моделирования (как в первом случае), а в качестве исходных данных. Кроме этого, исходными данными являются: поток задач, поток ошибок оператора, его индивидуальные психофизиологические характеристики, особенности протекания процесса управления. На первом этапе построения модели проводится формализованное описание деятельности оператора. При этом особенно важно учесть некоторые психофизиологические особенности деятельности: возникновение напряженности в работе, совершение ошибочных действий и их исправление, взаимодействие операторов во время работы, динамику работоспособности, влияние очереди и т. д. После этого строится математическая модель, т. е. деятельность оператора описывается с помощью математических объектов (формул, уравнений, неравенств). Для моделирования на ЭВМ модель преобразуется в моделирующий алгоритм, на основании которого составляется программа моделирования. В результате моделирования вычисляются многие характеристики деятельности оператора: степень загрузки, периоды занятости, своевременность решения задач и др. Зная их, можно определить допустимую плотность (темп поступления) задач, произвести оценку загрузки оператора, выявить характер и частоту появления различных ситуаций в СЧМ. Следует также отметить, что И. м. не обязательно являются только знаковыми, цифровыми (статистическими). К их числу относят и модели той же физической природы, что и оригинал, в которых в искусственных условиях имитируется реальная ситуация. Примером таких моделей являются военные учения, деловые игры, противоаварийные тренировки и т. п. (подробнее см. Имитация, Физическое моделирование деятельности оператора).

Оцените определение:

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Найдено рефератов по теме ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Имитационное моделирование организационных конфликтов личность группа

Трусевич Надежда Эдуардовна
Статья посвящена методологии имитационного моделирования организационных конфликтов личность группа. Предложен ряд математических моделей для описания данных конфликтов, которые учитывают вопросы социологии и психологии межличностных отношений. Приведены результаты расчета изменения времени решения управленческой задачи при вовлечении сотрудников в конфликты данного типа
Скачать PDF

От модели сознания к имитационной игре: графическое представление

Крюков Михаил Михайлович
В работе представлена попытка изложить модель сознания как основу модели экономического поведения. Практическая значимость модели иллюстрируется на примере экономического образования. Между тем, что мы хотим преподать, и тем, что реально усваивается, лежит барьер или фильтр. Это субъективный процесс усвоения, в основе которого акт понимания. Можно сказать, что сознание разделяет два мира внешний и внутренний мир человека. Но оно же их соединяет. Если мы хотим что-то транслировать из одного мира в другой, мы должны опираться на модель сознания студента. Поскольку результат обучения состоит в определенных изменениях сознания, представление о таком результате обучения должно определяться моделью сознания. Мы опираемся на модель сознания, разработанную отечественной психологической школой. Обнаруживается соответствие структуры сознания структуре реальности, служащей предметом изучения. Необходимость соответствия структуры сознания и структуры реальности структуре метода преподавания показана на примере имитационных игр.
Скачать PDF

Методологические подходы к имитационному моделированию организационных конфликтов личность - группа

Трусевич Надежда Эдуардовна, Кулак Михаил Иосифович
Статья посвящена методологии и проблемам имитационного моделирования организационных конфликтов личность группа. Рассмотрены вопросы социологии и психологии отношений в малых группах. Предложен ряд математических моделей для описания наиболее распространенных типов организационных конфликтов личность группа. продемонстрирована возможность учета влияния на время решения управленческой задачи степени вовлеченности в конфликты данного типа звеньев системы управления предприятий.Article is devoted methodology and problems of imitating modeling of organizational conflicts the person group. Questions of sociology and psychology of relations in small groups are considered. A number of mathematical models for the description of the most widespread types of organizational conflicts the person group is offered. Possibility of the account of influence on time of the decision of an administrative problem of degree of an involvement into conflicts of the given type of links of a control system of the enterprises is shown.
Скачать PDF

Рефлексивная самодиагностика учебно-познавательного опыта студентов в «обогащающей модели» учебного

Кибальченко И.А.
Скачать PDF

Гомеостатические модели влияния психоэмоциональной напряженности на риск психосоматических заболеван

Красковский Антон Борисович, Носов Алексей Викторович, Шаталова Ольга Владимировна
Рассмотрена взаимосвязь психоэмоциональной напряженности с риском развития психосоматических заболеваний, предложены методы построения моделей оценки риска, базирующихся на нейронных сетях.
Скачать PDF

Модель социально-психологической безопасности субъекта отношений

Эксакусто Татьяна Валентиновна
Социально-психологическая безопасность рассматривается как состояние динамического баланса, обусловленное наличием гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищенностью, что позволяет реализовать духовно-психический потенциал субъекта в процессе жизнедеятельности, сохранить его целостность.
Скачать PDF

Модель психологического сопровождения профилактической работы с семьей ребенка-инвалида с ДЦП в сист

Иванова В. С., Грицкевич Н. К.
Рассматриваются основополагающие научные основы и психологическая практика помощи детям с особенностями психического развития в системе специального образования.
Скачать PDF

Оценки и модели реальности в когнитивных науках

Сутужко Валерий Валериевич
In given clause is shown, that the reality in cognitivistics, studying cognitive opportunities of the person recently is most productively modeled and estimated. Modern cognitive sciences unite set non-comparable before models and the estimations of a reality presented in cognitive psychology, gnoseology, linguistics, neuropsychology, psychosemantics, cybernetics, and the mathematician, concepts of an artificial intellect, informatics and a computer science. The understanding of a reality ambiguously also depends on a method of its knowledge. Модели реальности / models of reality, Когнитивные науки /cognitive sciences
Скачать PDF

Модели взаимовлияния педагогической и детской культуры

Врублевская Елена Геннадьевна
Рассматриваются противоречивые тенденции современного образования, выражающиеся в отчуждении образования от детства как основного субъекта построения и развития образования на началах гуманитаризации. Пути решения проблемы видятся в практике реализации моделей взаимовлияния педагогической и детской культуры, стимулирующих и поддерживающих самореализацию, самоопределение субъектов детской культуры как ценностностное и регулирующее основание педагогического взаимодействия. Автором даются как наиболее общие, сущностные характеристики всех моделей, так и конкретная характеристика каждой модели.
Скачать PDF

Реконструкция моделей психологической организации человека по текстам ветхого и нового завета

Дворецкая Марианна Ярославовна
Статья посвящена сравнительному анализу психологических концепций человека, представленных в Ветхом и Новом Заветах, оказавших серьезное влияние на ста-новление и развитие восточно-христианского психологического учения о человеке. С помощью кластерного и факторного анализа показано достоверное различие библейских моделей психологической организации человека, интегрированных в целостное святоотеческое учение о человеке.
Скачать PDF

Вероятностная модель эффекта повторений в обучении

Буймов Аркадий Георгиевич, Буймов Борис Аркадьевич
Разрабатывается вероятностная модель принципа повторений и выводится формула обобщенной функции забывания, сформированной в результате произвольного числа циклов обучения.
Скачать PDF

Моделирование процесса формирования социально-психологической компетентности специалистов социальной

Минкина О.В., Шаповалов В.К.
Скачать PDF