ИДЕНТИЧНОСТЬ Я
ИДЕНТИЧНОСТЬ Я (EGO IDENTITY)
Термин, принадлежащий Эриксону (1956) и обозначающий психосоциальное 'измерение' психоаналитического понятия идентичности. Он обозначает 'некоторые общие приобретения, которые в конце подросткового возраста должен извлечь индивид из всего своего довзрослого опыта, чтобы быть готовым к задачам взрослости' (с. 56). Термин был создан для отображения роли Я в сохранении генетической непрерывности репрезентации Самости посредством 'избирательной акцентуации важных идентификаций в детстве и постепенной интеграции образов Самости при антиципации идентичности'. Такая идентичность 'подразумевает как непрерывность чувства принадлежности самому себе... так и постоянный 'обмен', так сказать, сутью своего характера с другими'. Сюда же относятся чувство индивидуальной идентичности, бессознательное стремление к непрерывности своего характера, синтез Я и поддержание внутреннего единства с групповыми идеалами и групповой идентичностью.
Идентичность Я проявляется в воззрениях индивида, идеалах, нормах, в поведении и роли в обществе. Она характеризуется 'актуально по-разному выроженным, но всегда присутствующим чувством реальности Самости в социальной реальности, [тогда как]... Я-идеал представляет собой набор идеальных целей Самости, к которым индивид стремится, но никогда не достигает до конца'.
Эриксон считал идентичность единственной теоретической конструкцией, применимой к постепенному становлению личности посредством специфических для разных фаз психосоциальных кризисов. К концу подросткового возраста идентичность должна быть интегрирована в качестве относительно бесконфликтного психосоциального обустройства. Если такой интегра78ции не происходит, возникает синдром диффузной идентичности, проявляющийся обычно в ситуациях, требующих одновременно физической близости, выбора рода занятий, энергетического соперничества и психосоциального самоопределения.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000