Идентичность этническая это что такое Идентичность этническая: определение — Психология.НЭС
ЭТНИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Найдено 2 определения термина ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (ЭТНИЧНОСТЬ)

эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также его позитивное ценностное отношение к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории проживания этноса и его государственности. В годы советской власти в нашей стране искусственно развивалась и поддерживалась тенденция роста Э. и., которую представляли как интернационализацию культур и унификацию образа жизни разных народов. В 80-90-е-годы этнические процессы в России и за рубежом активизировались вследствие объективных и субъективных причин. Люди не желают "стричься под одну национальную гребенку", активно функционирует процесс "этнического ренессанса". В настоящее время во многих государствах, выделившихся из состава СССР, растут обиды, безнадежность, вызванные неудовлетворенностью политикой руководства по отношению к предста-вителям славянских народов. В этих условиях национальность воспринимается как последняя надежда, наиболее доступная форма идентификации для больших масс людей. Рост Э. и. может приводить и к усилению этноцентризма (см.), который в условиях падения нравственности в обществе чреват негативными последствиями: усиливается и абсолютизируется разница между "своими" и "чужими", что приводит к росту национальной неудовлетворенности, всплеску межнациональной конфликтности.
Оцените определение:

Источник: Этнопсихологический словарь

Идентичность этническая

переживание личностью своей принадлежности к опр. этносу, осознание наличия типичных для его представителей качеств, оценка этнически обусловленных предпочтений в сфере О. и деятельности. Первое использование термина ethnical identity приписывают амер. социологу Д. Рисману и относят к 1953 г. Однако косвенные описания И. э. обнаруживаются в антропологической и социол. литературе начала ХХ в. В определениях И. э. подчеркивается осознание или переживание принадлежности к этнич. общности, отождествление с ее представителями при обособлении от др. групп, представление об общем происхождении, эмоционально-ценностное отношение к этнич. территории (родине), истор. прошлому этноса и его месту в совр. мире, сопричастность этнокультурной традиции. Т. Г. Стефаненко определяет И. э. как результат когнитивно-эмоционального процесса самоопределения индивида в социальном пространстве относительно многих этносов, как осознание, восприятие, понимание, оценивание и переживание своей принадлежности к этносу. Согласно Дж. Финни, И. э. - это динамический многомерный конструкт, касающийся осознания себя как члена этнич. группы, текущее и переменчивое понимание себя, конструируемое и модифицируемое осознание своей этничности. Психол. смысл И. э. проявляется при ее сопоставлении с такими родственными категориями, как национ. идентичность (отождествление не с этносом, а нацией), этнич. самосознание (результат самоопределения личности в этнич. контексте жизнедеятельности), чувство этнич. принадлежности (эмоциональное восприятие своей причастности к этносу), этничность (общее социальное определение и самоопределение личности в этнически значимом мире), этнич. идентификация (процесс обретения И. э.), этнич. самоидентификация (осознанное причисление себя к этнич. общности). Наиболее значимыми признаками И. э. являются язык, происхождение, образ жизни, традиционная культура, ценности и нормы, истор. память и мифология, религия, чувство родины, гражданство, характер, внешность. Говоря о структуре И. э., исследователи обычно подчеркивают наличие сознательного и бессознательного уровней (Г. У. Солдатова), когнитивного и аффективного компонентов (М. Барретт). К когнитивному относят знания и представления об этнич. особенностях человека и группы, осознание принадлежности к этносу, содержание этнич. ауто- и гетеростереотипов. Аффективный компонент включает отношение к этнич. общностям, оценку принадлежности к этносу, направленность этнич. стереотипов, этнич. предпочтения. Изредка добавляют и поведенческий компонент, заключающийся в этнически окрашенной специфике действий и поступков. Дж. Финни выделяет в И. э. этнич. осознание, этнич. самоидентификацию, этнич. установки, этнич. поведение. И. э. бывает положительной и отрицательной. Г. У. Солдатова считает нормой положительную И. э., отклонения от к-рой могут происходить по типу этнич. индифферентности, гипои гиперидентичности. В объяснениях социально-психол. природы И. э. преобладают 3 подхода: примордиалистский, конструкционистский и инструменталистский (Э. Д. Смит, Т. Х. Эриксен). Сторонники примордиалистских взглядов рассматривают И. э. как врожденную, предзаданную сущность человеческого существования - инстинктивную и естественную, устойчивую либо неизменную. Для конструкционистов И. э. - социальный конструкт, продукт человеческих взаимодействий, устанавливаемый, обусловливаемый и изменяемый, существующий в зависящих от ситуации восприятиях, чувствах и отношениях. Ф. Барт отмечает ситуативность и относительность И. э., подчеркивает ее сравнительный и релятивный характер. Инструменталистские толкования отрицают онтологическую реальность И. э., являющейся всего лишь инструментом для отстаивания индивидуальных и коллективных интересов, механизмом достижения опр. целей и социальной стратификации. К осн. факторам формирования И. э. относятся: этнич. структура социума, количественные соотношения этносов, их социально-истор. статус, характер этнокультурных взаимодействий. Важным условием формирования И. э. является наличие конкурирующего взаимодействия 2 или неск. этносов. Моноэтничность или слишком пестрая полиэтничность замедляют процессы этнич. идентификации. У представителей этнич. большинства И. э. формируется на основе чувства полноценности и превосходства, а меньшинства - ущемленности и ущербности. Принятию своей И. э. содействует принадлежность к доминирующей по разл. признакам группе. По Ф. Барту, И. э. является результатом согласования внеш. предписаний и внутр. самоидентификаций. Личность как бы выбирает свою И. э., хотя определяющим оказывается влияние среды, образа жизни и культуры этнич. группы. Обобщая взгляды Ж. Пиаже, Дж. Финни, В. Ю. Хотинец, можно выделить 3 осн. этапа формирования И. э. 1-й этап - диффузная идентичность - начинается в старшем дошкольном и охватывает младший школьный возраст. Формируются фрагментарные представления об этнич. принадлежности, идентификация с окружающими постепенно приобретает этнич. окраску. 2-й этап приходится на подростковый возраст и связан с общим поиском идентичности. Пробуждается интерес к этнич. ценностям, усиливается идентификация с референтными группами и деление на «своих» и «чужих». На 3-м этапе (ранняя юность) происходит полное осознание своей этнич. принадлежности, развивается этнич. мировоззрение. Существенным качеством И. э. является ее защитная и психотерапевтическая направленность. Наличие И. э. помогает человеку в обретении смысла жизни, обеспечивает чувство сопричастности, предоставляет психол. поддержку и ощущение безопасности, содействует повышению самооценки. Лит.: Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998; Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. СПБ., 2000; Barth F. Introduction In Ethnic Groups and Boundaries: The Social Organization of Cultural Difference. Oslo, 1969; Ericksen Th. H. Ethnicity and Nationalism: Anthropological Perspectives. London, 1993; Phinney J. Ethnic identity and acculturation // Acculturation: Advances in theory, measurement, and applied research / K. Chun, P. B. Organista, & G. Marin (Eds). Washington, DC, 2003. В. А. Васютинский

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Этническая идентичность представителей Северо-Кавказского региона, обучающихся в образовательном учр

Белянкина Валентина Александровна, Ермолаева Мария Викторовна
В данной статье описывается проблема необходимости более глубоко исследовать проблемы адаптации представителей Северо-Кавказского региона, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России, к новым этнокультурным условиям. Авторами раскрывается понятие этнической идентичности, фазы этнической идентификации. Также изложены основные результаты, полученные в ходе эмпирического исследования типов этнической идентичности курсантов. Актуализируется целесообразность методических разработок, направленных на изучение этнической идентичности и ее особенностей.
Скачать PDF

Этническая идентичность студенческой молодежи

Тулынина А.Ю.
Скачать PDF

Этническая идентичность и индивидуально-психологические характеристики представителей общинных орган

In the article one can find the results of the analysis of the phenomenon of the ethnic identity of a personality. The results of the research of the relation between the indications of the ethnic identity and individual-psychological characteristics of the representatives of the comminity organizations from Penza are given in the article.
Скачать PDF

Этническая идентичность и социально-психологическая адаптация

Гриценко Валентина Васильевна
Представлены основные результаты исследования этнической идентичности как важнейшего показателя социально-психологической адаптации на примере выходцев из кавказского региона: азербайджанцев, армян, чеченцев, проживающих и имеющих крупные диаспоры на территории Саратовской области, а также коренного русского населения Саратовской области. Дан сравнительный анализ таких индикаторов этнической идентичности, как позитивность/ негативность автои гетеростереотипов, чувств, испытываемых по отношению к собственной этнической группе, а также установки на межэтническое взаимодействие.
Скачать PDF

Этническая идентичность, отраженная в имени человека

Векилова Севиль Афрасябовна
В статье рассмотрены доказательства того, что предпочтения в выборе имени для ребенка могут быть референтом направления идентификационного процесса в обществе, испытывающем в период социального кризиса разрыв в этнических традициях именования. На фоне популярности выбора имен некоторых политических лидеров и других героев сохраняется избирательность идентификации ребенка в других именах. В настоящее временя наблюдается восстановление именной преемственности в поколенных «словарях» женских имен, в то время как поколенные «словари» мужских имен сохраняют разрыв преемственности, возникший в послевоенное время.
Скачать PDF

Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии

Стефаненко Татьяна Гавриловна
Сопоставлены понятия этнической идентичности и этничности и проанализированы основные подходы к изучению этничности. Представлены ограничения примордиалистского подхода. Дан психологический анализ конструкционистской модели этничности и ее критериев. На основе анализа этнологических концепций делается вывод о неправомерности одностороннего взгляда на природу этнической идентичности и о необходимости ее рассмотрения как результата когнитивно-эмоционального процесса самоопределения индивида в социальном пространстве относительно многих этносов - процесса переживания своей принадлежности к этнической общности.
Скачать PDF

Этническая идентичность молодежи в полиэтнической среде

Чеботарёва Елена Юрьевна
В статье представлен анализ типов этнической идентичности молодежи в полиэтнической среде. Выявлены соотношения этнической идентичности с уровнем межкультурной компетентности, стратегиями межэтнического взаимодействия, трудностями в межкультурном взаимодействии и другими личностными особенностями.
Скачать PDF

Этническая идентичность младших школьников в изменяющихся социокультурных условиях

Дагбаева Соелма Батомункуевна
Статья направлена на изучение особенностей этнической идентичности младших школьников Забайкальского края. Рассматриваются основные этапы формирования этнической идентичности. Обсуждаются результаты кросс-культурного исследования этнической идентичности учащихся начальной школы.
Скачать PDF

Этническая идентичность как фактор формирования самоотношения личности

Миронов Андрей Валерьевич
Обсуждается проблема этнической идентичности в структуре самосознания. Рассматривается связь этнической идентичности с эмоционально-ценностным компонентом самосознания на примере исследования различных этнических групп (обских угров и русских). Проведенное исследование подчеркивает значимость этнической идентичности в формировании позитивного самоотношения личности.
Скачать PDF

Этническая идентичность и индивидуально-психологические характеристики представителей общинных орган

Вершинина М. В.
В статье представлены результаты анализа феномена этнической идентичности личности. Приводятся результаты исследования связи между показателями этнической идентичности и индивидуально-психологическими характеристиками представителей общинных организаций г. Пензы, выявление у них различий показателей этнической идентичности, эмпатии, агрессивности и тревожности.
Скачать PDF

Этническая идентичность поляков, проживающих в Республике Бурятия

Симончик Елена Ивановна
В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению этнической идентичности поляков, проживающих в Республике Бурятия.
Скачать PDF

Личностная и этническая идентичность как предмет исследования в современной психологии

Асланова Диана Теувежевна
В статье приводятся данные современных исследователей направленных на изучение таких аспектов проблемы идентичности человека, как определение понятия личностной и социальной идентичности и их соотношение в зависимости от теоретической концепции автора; структурно-функциональный и процессуальный подходы к пониманию личностной и этнической идентичности; характеристика видов идентичности (позитивная и негативная).
Скачать PDF