ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Найдено 2 определения термина ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (ЭТНИЧНОСТЬ)

эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также его позитивное ценностное отношение к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории проживания этноса и его государственности. В годы советской власти в нашей стране искусственно развивалась и поддерживалась тенденция роста Э. и., которую представляли как интернационализацию культур и унификацию образа жизни разных народов. В 80-90-е-годы этнические процессы в России и за рубежом активизировались вследствие объективных и субъективных причин. Люди не желают "стричься под одну национальную гребенку", активно функционирует процесс "этнического ренессанса". В настоящее время во многих государствах, выделившихся из состава СССР, растут обиды, безнадежность, вызванные неудовлетворенностью политикой руководства по отношению к предста-вителям славянских народов. В этих условиях национальность воспринимается как последняя надежда, наиболее доступная форма идентификации для больших масс людей. Рост Э. и. может приводить и к усилению этноцентризма (см.), который в условиях падения нравственности в обществе чреват негативными последствиями: усиливается и абсолютизируется разница между "своими" и "чужими", что приводит к росту национальной неудовлетворенности, всплеску межнациональной конфликтности.
Оцените определение:

Источник: Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c

Идентичность этническая

переживание личностью своей принадлежности к опр. этносу, осознание наличия типичных для его представителей качеств, оценка этнически обусловленных предпочтений в сфере О. и деятельности. Первое использование термина ethnical identity приписывают амер. социологу Д. Рисману и относят к 1953 г. Однако косвенные описания И. э. обнаруживаются в антропологической и социол. литературе начала ХХ в. В определениях И. э. подчеркивается осознание или переживание принадлежности к этнич. общности, отождествление с ее представителями при обособлении от др. групп, представление об общем происхождении, эмоционально-ценностное отношение к этнич. территории (родине), истор. прошлому этноса и его месту в совр. мире, сопричастность этнокультурной традиции. Т. Г. Стефаненко определяет И. э. как результат когнитивно-эмоционального процесса самоопределения индивида в социальном пространстве относительно многих этносов, как осознание, восприятие, понимание, оценивание и переживание своей принадлежности к этносу. Согласно Дж. Финни, И. э. - это динамический многомерный конструкт, касающийся осознания себя как члена этнич. группы, текущее и переменчивое понимание себя, конструируемое и модифицируемое осознание своей этничности. Психол. смысл И. э. проявляется при ее сопоставлении с такими родственными категориями, как национ. идентичность (отождествление не с этносом, а нацией), этнич. самосознание (результат самоопределения личности в этнич. контексте жизнедеятельности), чувство этнич. принадлежности (эмоциональное восприятие своей причастности к этносу), этничность (общее социальное определение и самоопределение личности в этнически значимом мире), этнич. идентификация (процесс обретения И. э.), этнич. самоидентификация (осознанное причисление себя к этнич. общности). Наиболее значимыми признаками И. э. являются язык, происхождение, образ жизни, традиционная культура, ценности и нормы, истор. память и мифология, религия, чувство родины, гражданство, характер, внешность. Говоря о структуре И. э., исследователи обычно подчеркивают наличие сознательного и бессознательного уровней (Г. У. Солдатова), когнитивного и аффективного компонентов (М. Барретт). К когнитивному относят знания и представления об этнич. особенностях человека и группы, осознание принадлежности к этносу, содержание этнич. ауто- и гетеростереотипов. Аффективный компонент включает отношение к этнич. общностям, оценку принадлежности к этносу, направленность этнич. стереотипов, этнич. предпочтения. Изредка добавляют и поведенческий компонент, заключающийся в этнически окрашенной специфике действий и поступков. Дж. Финни выделяет в И. э. этнич. осознание, этнич. самоидентификацию, этнич. установки, этнич. поведение. И. э. бывает положительной и отрицательной. Г. У. Солдатова считает нормой положительную И. э., отклонения от к-рой могут происходить по типу этнич. индифферентности, гипои гиперидентичности. В объяснениях социально-психол. природы И. э. преобладают 3 подхода: примордиалистский, конструкционистский и инструменталистский (Э. Д. Смит, Т. Х. Эриксен). Сторонники примордиалистских взглядов рассматривают И. э. как врожденную, предзаданную сущность человеческого существования - инстинктивную и естественную, устойчивую либо неизменную. Для конструкционистов И. э. - социальный конструкт, продукт человеческих взаимодействий, устанавливаемый, обусловливаемый и изменяемый, существующий в зависящих от ситуации восприятиях, чувствах и отношениях. Ф. Барт отмечает ситуативность и относительность И. э., подчеркивает ее сравнительный и релятивный характер. Инструменталистские толкования отрицают онтологическую реальность И. э., являющейся всего лишь инструментом для отстаивания индивидуальных и коллективных интересов, механизмом достижения опр. целей и социальной стратификации. К осн. факторам формирования И. э. относятся: этнич. структура социума, количественные соотношения этносов, их социально-истор. статус, характер этнокультурных взаимодействий. Важным условием формирования И. э. является наличие конкурирующего взаимодействия 2 или неск. этносов. Моноэтничность или слишком пестрая полиэтничность замедляют процессы этнич. идентификации. У представителей этнич. большинства И. э. формируется на основе чувства полноценности и превосходства, а меньшинства - ущемленности и ущербности. Принятию своей И. э. содействует принадлежность к доминирующей по разл. признакам группе. По Ф. Барту, И. э. является результатом согласования внеш. предписаний и внутр. самоидентификаций. Личность как бы выбирает свою И. э., хотя определяющим оказывается влияние среды, образа жизни и культуры этнич. группы. Обобщая взгляды Ж. Пиаже, Дж. Финни, В. Ю. Хотинец, можно выделить 3 осн. этапа формирования И. э. 1-й этап - диффузная идентичность - начинается в старшем дошкольном и охватывает младший школьный возраст. Формируются фрагментарные представления об этнич. принадлежности, идентификация с окружающими постепенно приобретает этнич. окраску. 2-й этап приходится на подростковый возраст и связан с общим поиском идентичности. Пробуждается интерес к этнич. ценностям, усиливается идентификация с референтными группами и деление на «своих» и «чужих». На 3-м этапе (ранняя юность) происходит полное осознание своей этнич. принадлежности, развивается этнич. мировоззрение. Существенным качеством И. э. является ее защитная и психотерапевтическая направленность. Наличие И. э. помогает человеку в обретении смысла жизни, обеспечивает чувство сопричастности, предоставляет психол. поддержку и ощущение безопасности, содействует повышению самооценки. Лит.: Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998; Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. СПБ., 2000; Barth F. Introduction In Ethnic Groups and Boundaries: The Social Organization of Cultural Difference. Oslo, 1969; Ericksen Th. H. Ethnicity and Nationalism: Anthropological Perspectives. London, 1993; Phinney J. Ethnic identity and acculturation // Acculturation: Advances in theory, measurement, and applied research / K. Chun, P. B. Organista, & G. Marin (Eds). Washington, DC, 2003. В. А. Васютинский

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Этническая идентичность представителей Северо-Кавказского региона, обучающихся в образовательном учр

Белянкина Валентина Александровна, Ермолаева Мария Викторовна
В данной статье описывается проблема необходимости более глубоко исследовать проблемы адаптации представителей Северо-Кавказского региона, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России, к новым
Читать PDF

Этническая идентичность студенческой молодежи

Тулынина А.Ю.
Читать PDF

Этническая идентичность и индивидуально-психологические характеристики представителей общинных орган

In the article one can find the results of the analysis of the phenomenon of the ethnic identity of a personality.
Читать PDF

Этническая идентичность и социально-психологическая адаптация

Гриценко Валентина Васильевна
Представлены основные результаты исследования этнической идентичности как важнейшего показателя социально-психологической адаптации на примере выходцев из кавказского региона: азербайджанцев, армян, ч
Читать PDF

Этническая идентичность, отраженная в имени человека

Векилова Севиль Афрасябовна
В статье рассмотрены доказательства того, что предпочтения в выборе имени для ребенка могут быть референтом направления идентификационного процесса в обществе, испытывающем в период социального кризис
Читать PDF

Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии

Стефаненко Татьяна Гавриловна
Сопоставлены понятия этнической идентичности и этничности и проанализированы основные подходы к изучению этничности. Представлены ограничения примордиалистского подхода.
Читать PDF

Этническая идентичность молодежи в полиэтнической среде

Чеботарёва Елена Юрьевна
В статье представлен анализ типов этнической идентичности молодежи в полиэтнической среде.
Читать PDF

Этническая идентичность младших школьников в изменяющихся социокультурных условиях

Дагбаева Соелма Батомункуевна
Статья направлена на изучение особенностей этнической идентичности младших школьников Забайкальского края. Рассматриваются основные этапы формирования этнической идентичности.
Читать PDF

Этническая идентичность как фактор формирования самоотношения личности

Миронов Андрей Валерьевич
Обсуждается проблема этнической идентичности в структуре самосознания.
Читать PDF

Этническая идентичность и индивидуально-психологические характеристики представителей общинных орган

Вершинина М. В.
В статье представлены результаты анализа феномена этнической идентичности личности.
Читать PDF

Этническая идентичность поляков, проживающих в Республике Бурятия

Симончик Елена Ивановна
В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению этнической идентичности поляков, проживающих в Республике Бурятия.
Читать PDF

Личностная и этническая идентичность как предмет исследования в современной психологии

Асланова Диана Теувежевна
В статье приводятся данные современных исследователей направленных на изучение таких аспектов проблемы идентичности человека, как определение понятия личностной и социальной идентичности и их соотноше

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!