Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте это что такое Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте: определение — Психология.НЭС
Формирование идентичности ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА

Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте

Найдено 1 определение:

Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте

adolescent identity formation) Совр. психология в большом долгу перед Уильямом Джемсом за проведенный им в "Принципах психологии" (Principles of psychology) проницательный теорет. анализ Я как интегратора опыта и локуса личной идентичности. Взгляды Эрика Эриксона на эго-идентичность послужили стимулом большинства совр. исслед. Ф. и. Согласно его довольно общей формулировке, подростки сознательно пытаются синтезировать предыдущий опыт и связывают себя личными обязательствами для того, чтобы найти решение коренных вопросов о смысле собственной жизни. Эриксон не дал явного определения идентичности, опасаясь, что операциональная специфичность может помешать выражению полного значения этого понятия. Ряд исследователей использовали в качестве рабочих средств измерения эриксонианской идентичности опросники типа самоотчетов и сортировку прилагательных для самоописания. Однако такие инструменты, как правило, не позволяют получить информ. о процессе, благодаря к-рому люди развили к моменту проведения исслед. свою идентичность. Поэтому большинство совр. исслед. опирается на парадигму статуса идентичности, разработанную Джеймсом Марсия в 1964 г. Марсия полагал, что в развитой Эриксоном теории идентичности центральное место занимают два измерения: наличие или отсутствие взятых на себя твердых обязательств и наличие или отсутствие личного кризиса. Для определения статуса идентичности используются специальные интервью, в процессе к-рых фиксируются сообщаемые респондентом сведения о прежних (или текущих) кризисах, профессиональном самоопределении и идеологической ориентации. Из четырех возможных вариантов статуса идентичности по Марсия два свидетельствуют о наличии устойчивой личной идентичности: "самоопределившиеся" (Achievers) и "предопределенные" (Foreclosures). Эти статусы различаются процессом, благодаря к-рому сложились идентичности их обладателей. "Самоопределившиеся" сформировали свои обязательства перед собой и др. после периода активного принятия решений. В отличие от них "предопределенные" более пассивно (без переживания кризиса) приняли цели и ценности, предписанные им другими, особенно теми, кто их воспитывал. Оставшиеся два варианта статуса идентичности охватывают тех, кто пока не связал себя обязательствами. "Неопределенным" (Diffusions) недостает твердого чувства идентичности, и в данное время они не переживают кризиса, связанного с принятием решений. "Взявшие отсрочку" (Moratoriums) активно занимаются вопросами профессионального и идеологического определения; они пытаются найти свои собственные ответы на эти вопросы, чтобы затем самостоятельно сделать выбор. Исслед., выполненные в рамках парадигмы статуса идентичности, выявили некоторые половые различия. Когда речь идет о статусах идентичности юношей, рез-ты "самоопределившихся" оказываются лучшими по большинству сравниваемых переменных. Эдмунд Бурн делает вывод, что "самоопределившиеся" имеют относительно высокие показатели по таким характеристикам, как моральное рассуждение, способность самостоятельно распоряжаться своей жизнью, приспособляемость, близость и способность к когнитивному самоанализу. "Взявшие отсрочку", по-видимому, ближе всего к "самоопределившимся". Однако относительно высокая изменчивость их функционирования и высокий уровень тревоги (по данным самоотчетов) согласуются с предположением о том, они включены в активный процесс самоопределения. "Предопределенные" юноши во многих отношениях проигрывают при сравнении с обладателями др. статусов идентичности, являясь относительно ригидными, неуступчивыми, контролируемыми извне и демонстрирующими конвенциальный уровень в своих моральных рассуждениях. Хотя "неопределенные" юноши в большинстве исслед. устойчиво демонстрировали худшие рез-ты по сравнению с "самоопределившимися", они все же не соответствуют картине глубокой спутанности идентичности, нарисованной в теории Эриксона. В большинстве сравнений "неопределенные" юноши не отличаются статистически значимо от "предопределенных". Марсия отмечает, что "самоопределившиеся" и "предопределенные" девушки наиболее устойчивы к групповому давлению, обнаруживают самый высокий уровень поленезависимости и самый низкий уровень тревожности. Однако по показателям авторитаризма "предопределенные" девушки оказываются столь же ригидными и неуступчивыми, как и "предопределенные" юноши. Галлатин высказывает сомнение по поводу того, что модель кризиса идентичности яв-ся адекватной т. зр. на оптимальное развитие женской личности. Напротив, при наличии стереотипных ожиданий отзывчивого, заботливого и опекающего поведения приобретение девушками устойчивой идентичности может быть делом первостепенной важности, и неважно, сформирована ли она в активном процессе самоопределения или пассивно, под влиянием др. людей. В силу того, что об-во ожидает от юношей превращения в независимых и умелых мужчин, близость к лично достигаемой идентичности может быть наиболее важным аспектом развития мужской личности в юности. См. также Отрочество-юность, Центральные черты М. Д. Берзонски
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психологический анализ трансформации идентичности личности в подростковом и юношеском возрасте

Савина Ольга Олеговна
Работа посвящена проблеме идентичности личности современных подростков и юношей, чье взросление происходит в ситуации социально-экономической нестабильности, кризисности. Идентичность личности рассматривается как трансформирующийся в своем становлении феномен. В качестве критериев для определения идентичности у испытуемых выбраны два признака: представления об устойчивости своего Я во времени и готовность к принятию решения. На основе сочетания данных признаков получена эмпирическая типология идентичности у подростков
Скачать PDF

Сравнение идентичности младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста

Кузьмин Михаил Юрьевич
Анализируются особенности развития идентичности у младших школьников, подростков, юношества. При помощи методик «Семантический дифференциал» и «Двадцать утверждений» М. Куна и Т. МакПартленда на выборке 902 человек показано, что существуют как гендерные, так и возрастные особенности развития идентичности. Оказалось, что, по сравнению с мальчиками, девочки склонны к более высокой оценке своих личностных качеств. Наоборот, мальчики при оценке своей личности основной акцент делают на качествах, связанных с их мужественностью и физической силой. Кроме того, обнаружилось, что с возрастом оценка своей личности испытуемыми снижается. Одновременно возрастает тенденция оценивать свою личность как «сложную». При этом существенной динамики в выраженности данных факторов на промежутке времени до года не обнаружено. Наибольший вес среди компонентов социальной идентичности у младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста занимают гендерная, семейная и профессиональная идентичности. При этом можно говорить о гендерной и возрастной специфике распределения компонентов социальной идентичности. Если у мужчин преобладает этническая идентичность, то у женщин полоролевая, семейная и профессиональная. Если полоролевая идентичность с возрастом оказывается все менее выраженной, то выраженность семейной идентичности возрастает по мере взросления испытуемых.
Скачать PDF

Особенности динамики идентичности младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста

Кузьмин Михаил Юрьевич
Анализируются особенности динамики идентичности у испытуемых трех возрастных групп (младшие школьники, подростки, юношество). Используя методики «Семантический дифференциал» и «Двадцать утверждений» М. Куна и Т. МакПартленда в ходе двухлетнего исследования автор показывает, что существуют возрастные особенности динамики идентичности. Наибольшая динамика идентичности свойственна испытуемым младшего школьного возраста, что может быть обусловлено ее относительной нестабильностью и значительной скоростью изменения социального статуса. При этом следует отметить постепенный рост социального компонента идентичности при неизменном или снижающемся уровне личностного. Данная тенденция характерна для испытуемых младшего школьного и подросткового возраста. Наконец, существуют особенности динамики идентичности в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте, связанные с таким компонентом, как интегральная идентичность с малыми группами.
Скачать PDF

Сравнение идентичности и ее динамики у младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста

Кузьмин М.Ю.
Введение. В статье рассматриваются особенности идентичности и ее динамики на выборках младшего школьного, подросткового, юношеского возраста. Автор рассматривает различные подходы к проблеме, принятые в отечественной и зарубежной психологии. Новизна исследования заключается в изучении места интегральной идентичности с малыми группами в системе идентичности у испытуемых различного возраста и связи данного компонента с кризисом идентичности. Методы. Автор использует методики «Двадцать утверждений» М. Куна и Т. МакПартленда, и «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда как наиболее востребованные при изучении данной проблемы. Результаты. На выборке из 902-х испытуемых в ходе двухлетнего исследования автор показывает, что существует ряд возрастных и гендерных особенностей динамики идентичности. Показано, что в период с младшего школьного до юношеского возраста оценка себя испытуемыми вне зависимости от их пола постепенно снижается. Одновременно испытуемые все чаще описывают свою личность как «сложную». Обнаружено, что наиболее выраженными компонентами социальной идентичности у младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста являются гендерная, семейная и профессиональная идентичности. При этом существует как гендерная, так и возрастная специфика динамики данных компонентов. Описан постепенный рост социального компонента идентичности при одновременном снижении ее личностного компонента у младших школьников и подростков. Наконец, проанализирована динамика такого компонента идентичности, как интегральная идентичность с малыми группами: у младших школьников и подростков выраженность данного компонента увеличивается, а в юношеском возрасте уменьшается. Обсуждение результатов. Автор сравнивает полученные им результаты с работами как отечественных (А. В. Микляева, Т. В. Румянцева, В. Л. Ситников), так и зарубежных (Z. Abdukeram, Ch. Tanti) авторов. Анализируются различия в полученных результатах, обусловленные как разницей в выборках, так и подходах к изучаемой проблеме (использование трехкомпонентной модели зарубежными авторами). Делается вывод об особой роли такого компонента идентичности, как интегральная идентичность с малыми группам в динамике идентичности подростков.
Скачать PDF

Социальные факторы формирования зависимого поведения в подростковом и юношеском возрасте

Калиниченко О.Ю.
Скачать PDF

Гендерная идентичность личности и динамика ее формирования в юношеском возрасте

Хасанова Светлана Альбертовна
Цель настоящей статьи изучение особенностей формирования гендерной идентичности в юношеском возрасте. Гендерная идентичность, являясь частью социальной идентичности личности, предполагает самоидентификацию с определенным полом; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу. Юношеский возраст, а именно завершающий этап юности, является решающим периодом развития гендерной идентичности личности.
Скачать PDF

Значимость юношеского возраста для оформления полоролевой идентичности молодого человека

Посошенко Л.В.
Скачать PDF

Особенности социальной идентичности в раннем юношеском возрасте: представление результатов эмпиричес

Лебедева Наталья Николаевна
Рассматривается феномен социальной идентичности в раннем юношеском возрасте. Описывается методика и процедура эмпирического исследования. Анализируются полученные в ходе работы данные. Сравниваются особенности идентификационных характеристик юношей и девушек, жителей городской и сельской местности
Скачать PDF

Особенности самоповреждающего поведения в подростковом и юношеском возрасте

Польская Наталья Анатольевна
Исследование направлено на изучение особенностей самоповреждающего поведения в подростковом и юношеском возрасте. С этой целью анализируются такие показатели, как самоотношение, копинг-поведение, факты самоповреждающего поведения, девиантных рисков и психологической травматизации. Определяются три типа самоповреждающего поведения: девиантный, просоциальный и личностно-дисфункциональный
Скачать PDF

Изучение персональной идентичности в старшем подростковом возрасте

Цатурян Марина Оганесовна
В статье рассматриваются различные психолого-педагогические подходы к определению понятия «персональная идентичность». Наиболее подробно анализируются результаты изучения персональной идентичности в старшем подростковом возрасте. Представлен анализ особенностей состояния проблемы формирования персональной идентичности и наиболее перспективных направлений ее дальнейшей разработки.
Скачать PDF

Сравнительное описание копинг-стратегий у лиц подросткового и юношеского возраста, проживающих в Цен

Камынина Ирина Владимировна
На основе результатов эмпирического исследования копинг-стратегий (механизмов совладания со стрессом), двух классификаций (методик E. Heim и J.H. Amirkhan) дан краткий сравнительный анализ их структуры у 12-14 и 15-17-летних подростков г. Петропавловска-Камчатского и Волгограда.
Скачать PDF

Представление о здоровом образе жизни в подростковом и юношеском возрасте

Васильева Н.Ю.
Рассмотрены психологические аспекты представлений подростков и студентов медицинского и педагогического колледжей о здоровом образе жизни. Представление о здоровом образе жизни у студентов и подростков отличается по уровню интернальности в отношении здоровья и болезни, по ценностным ориентациям, по самооценке здоровья и по совокупности эмоциональных, познавательных, поведенческих и поступочных составляющих.
Скачать PDF

Похожие термины: