Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте это что такое Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте: определение — Психология.НЭС

Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте

Найдено 1 определение:

Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте

adolescent identity formation) Совр. психология в большом долгу перед Уильямом Джемсом за проведенный им в "Принципах психологии" (Principles of psychology) проницательный теорет. анализ Я как интегратора опыта и локуса личной идентичности. Взгляды Эрика Эриксона на эго-идентичность послужили стимулом большинства совр. исслед. Ф. и. Согласно его довольно общей формулировке, подростки сознательно пытаются синтезировать предыдущий опыт и связывают себя личными обязательствами для того, чтобы найти решение коренных вопросов о смысле собственной жизни. Эриксон не дал явного определения идентичности, опасаясь, что операциональная специфичность может помешать выражению полного значения этого понятия. Ряд исследователей использовали в качестве рабочих средств измерения эриксонианской идентичности опросники типа самоотчетов и сортировку прилагательных для самоописания. Однако такие инструменты, как правило, не позволяют получить информ. о процессе, благодаря к-рому люди развили к моменту проведения исслед. свою идентичность. Поэтому большинство совр. исслед. опирается на парадигму статуса идентичности, разработанную Джеймсом Марсия в 1964 г. Марсия полагал, что в развитой Эриксоном теории идентичности центральное место занимают два измерения: наличие или отсутствие взятых на себя твердых обязательств и наличие или отсутствие личного кризиса. Для определения статуса идентичности используются специальные интервью, в процессе к-рых фиксируются сообщаемые респондентом сведения о прежних (или текущих) кризисах, профессиональном самоопределении и идеологической ориентации. Из четырех возможных вариантов статуса идентичности по Марсия два свидетельствуют о наличии устойчивой личной идентичности: "самоопределившиеся" (Achievers) и "предопределенные" (Foreclosures). Эти статусы различаются процессом, благодаря к-рому сложились идентичности их обладателей. "Самоопределившиеся" сформировали свои обязательства перед собой и др. после периода активного принятия решений. В отличие от них "предопределенные" более пассивно (без переживания кризиса) приняли цели и ценности, предписанные им другими, особенно теми, кто их воспитывал. Оставшиеся два варианта статуса идентичности охватывают тех, кто пока не связал себя обязательствами. "Неопределенным" (Diffusions) недостает твердого чувства идентичности, и в данное время они не переживают кризиса, связанного с принятием решений. "Взявшие отсрочку" (Moratoriums) активно занимаются вопросами профессионального и идеологического определения; они пытаются найти свои собственные ответы на эти вопросы, чтобы затем самостоятельно сделать выбор. Исслед., выполненные в рамках парадигмы статуса идентичности, выявили некоторые половые различия. Когда речь идет о статусах идентичности юношей, рез-ты "самоопределившихся" оказываются лучшими по большинству сравниваемых переменных. Эдмунд Бурн делает вывод, что "самоопределившиеся" имеют относительно высокие показатели по таким характеристикам, как моральное рассуждение, способность самостоятельно распоряжаться своей жизнью, приспособляемость, близость и способность к когнитивному самоанализу. "Взявшие отсрочку", по-видимому, ближе всего к "самоопределившимся". Однако относительно высокая изменчивость их функционирования и высокий уровень тревоги (по данным самоотчетов) согласуются с предположением о том, они включены в активный процесс самоопределения. "Предопределенные" юноши во многих отношениях проигрывают при сравнении с обладателями др. статусов идентичности, являясь относительно ригидными, неуступчивыми, контролируемыми извне и демонстрирующими конвенциальный уровень в своих моральных рассуждениях. Хотя "неопределенные" юноши в большинстве исслед. устойчиво демонстрировали худшие рез-ты по сравнению с "самоопределившимися", они все же не соответствуют картине глубокой спутанности идентичности, нарисованной в теории Эриксона. В большинстве сравнений "неопределенные" юноши не отличаются статистически значимо от "предопределенных". Марсия отмечает, что "самоопределившиеся" и "предопределенные" девушки наиболее устойчивы к групповому давлению, обнаруживают самый высокий уровень поленезависимости и самый низкий уровень тревожности. Однако по показателям авторитаризма "предопределенные" девушки оказываются столь же ригидными и неуступчивыми, как и "предопределенные" юноши. Галлатин высказывает сомнение по поводу того, что модель кризиса идентичности яв-ся адекватной т. зр. на оптимальное развитие женской личности. Напротив, при наличии стереотипных ожиданий отзывчивого, заботливого и опекающего поведения приобретение девушками устойчивой идентичности может быть делом первостепенной важности, и неважно, сформирована ли она в активном процессе самоопределения или пассивно, под влиянием др. людей. В силу того, что об-во ожидает от юношей превращения в независимых и умелых мужчин, близость к лично достигаемой идентичности может быть наиболее важным аспектом развития мужской личности в юности. См. также Отрочество-юность, Центральные черты М. Д. Берзонски
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Психологический анализ трансформации идентичности личности в подростковом и юношеском возрасте

Савина Ольга Олеговна
Работа посвящена проблеме идентичности личности современных подростков и юношей, чье взросление происходит в ситуации социально-экономической нестабильности, кризисности.
Читать PDF

Сравнение идентичности младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста

Кузьмин Михаил Юрьевич
Анализируются особенности развития идентичности у младших школьников, подростков, юношества. При помощи методик «Семантический дифференциал» и «Двадцать утверждений» М. Куна и Т.
Читать PDF

Особенности динамики идентичности младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста

Кузьмин Михаил Юрьевич
Анализируются особенности динамики идентичности у испытуемых трех возрастных групп (младшие школьники, подростки, юношество).
Читать PDF

Сравнение идентичности и ее динамики у младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста

Кузьмин М.Ю.
Введение. В статье рассматриваются особенности идентичности и ее динамики на выборках младшего школьного, подросткового, юношеского возраста.
Читать PDF

Социальные факторы формирования зависимого поведения в подростковом и юношеском возрасте

Калиниченко О.Ю.
Читать PDF

Гендерная идентичность личности и динамика ее формирования в юношеском возрасте

Хасанова Светлана Альбертовна
Цель настоящей статьи изучение особенностей формирования гендерной идентичности в юношеском возрасте.
Читать PDF

Значимость юношеского возраста для оформления полоролевой идентичности молодого человека

Посошенко Л.В.
Читать PDF

Особенности социальной идентичности в раннем юношеском возрасте: представление результатов эмпиричес

Лебедева Наталья Николаевна
Рассматривается феномен социальной идентичности в раннем юношеском возрасте. Описывается методика и процедура эмпирического исследования. Анализируются полученные в ходе работы данные.
Читать PDF

Особенности самоповреждающего поведения в подростковом и юношеском возрасте

Польская Наталья Анатольевна
Исследование направлено на изучение особенностей самоповреждающего поведения в подростковом и юношеском возрасте.
Читать PDF

Изучение персональной идентичности в старшем подростковом возрасте

Цатурян Марина Оганесовна
В статье рассматриваются различные психолого-педагогические подходы к определению понятия «персональная идентичность».
Читать PDF

Сравнительное описание копинг-стратегий у лиц подросткового и юношеского возраста, проживающих в Цен

Камынина Ирина Владимировна
На основе результатов эмпирического исследования копинг-стратегий (механизмов совладания со стрессом), двух классификаций (методик E. Heim и J.H.
Читать PDF

Представление о здоровом образе жизни в подростковом и юношеском возрасте

Васильева Н.Ю.
Рассмотрены психологические аспекты представлений подростков и студентов медицинского и педагогического колледжей о здоровом образе жизни.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: