ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕЛАЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте

Формирование идентичности

Найдено 4 определения термина Формирование идентичности

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Формирование идентичности

identity formation) Под личной идентичностью понимается чувство тождественности или преемственности Я, сохраняющееся несмотря на средовые изменения и индивидуальное развитие. Личные воспоминания о прошлом, равно как и связанные с будущим надежды и устремления, свидетельствуют о существовании такого чувства идентичности в настоящем. "Идентичность против диффузии идентичности" - это именно тот интерактивный конфликт, к-рый Эриксон постулирует в качестве главной дилеммы отрочества-юности. Скачок роста, развитие гениталий и внезапное пробуждение сексуальных импульсов - все вместе создает разрыв с предыдущим опытом индивидуума. Вопрос "кто я?" приобретает новую остроту, когда юноши и девушки на пороге половой зрелости стараются изо всех сил сохранить самоуважение и личную целостность. Молодые люди не всегда разрешают дилемму идентичности путем позитивного выбора. Некоторые выбирают негативную идентичность - отказ от прежней идентификации, независимо от того, касается ли она расы, половой роли, религии или соц.-экономического положения. Для разрешения дилеммы "идентичность/диффузия идентичности" требуется два условия: наличие кризиса и связывание себя обязательством. Под "кризисом" имеется в виду столкновение молодых людей с ситуацией множественного выбора и напряженные поиски единственно приемлемого для себя решения (напр., выбор будущей профессии или вероисповедания). Обязательство подразумевает твердую приверженность личному выбору после напряженного исслед. альтернатив. Можно сказать, что связавший себя обязательством индивидуум достиг определенного уровня идентичности. Помимо статуса достижения идентичности молодые люди могут находиться и в ином положении. Статус диффузии идентичности предполагает отсутствие взятых на себя обязательств (в отношении профессии, религиозных убеждений и т. д.) безотносительно к тому, имел ли место кризис в жизни данного чел. или нет. Предрешенность идентичности - это статус тех, кто связан твердым обязательством в отношении собственной жизни без к.-л. рассмотрения и анализа альтернатив; др. словами, они не испытывали никакого кризиса, и выбор идентичности мог быть в равной мере выбором их родителей, как и их собственным выбором. Наконец, статус моратория - удел тех, кто находится в продолжающемся кризисе, к-рый еще не предоставил им возможности принять твердое решение. См. также Эриксонианские стадии развития, Кризис идентичности Дж. П. Мак-Кинни
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

ИДЕНТИЧНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЕ

Совершенно буквально, формирование чьей-то собственной идентичности (1). Большинство теоретиков придерживается точки зрения, что формирование зрелой идентичности происходит тогда, когда различные ранние, более примитивные идентификации и влияния отклонены.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Идентичности формирование

identity formation). Постижение смысла того, кто вы и как вы встраиваетесь в систему социума.

Источник: Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Идентичности формирование

1. процесс формирования собственной идентичности; 2. отклонение различных более примитивных и ранних идентификаций и принятие зрелой идентичности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Формирование идентичности личности: параметры конфессиональной ориентации

Дорошин Иван Александрович
Человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Но религиозность не существует в независимой форме, а предполагает этноконфессиональность. Конфессия может восприниматься как условие развития человека. Этнический конфликт может перейти во внутриличностный конфликт у учащегося. Главным условием диалога культур в образовательном процессе является адекватное восприятие собственной идентичности каждого субъекта этого общения, что невозможно вне патриотической установки.
Скачать PDF

Формирование идентичности у детей младшего школьного возраста в дисфункциональных семьях

Булыгина Вера Геннадьевна, Парахони А.А.
Младший школьный возраст является этапом значительных личностных изменений ребенка, включающих формирование идентичности в результате кардинальной перестройки системы отношений ребенка внутри семьи. Цель исследования: изучить влияние дисфункциональной семейной системы на формирование идентичности детей младшего школьного возраста. Методы: обследовали детей в возрасте 7 лет, учащихся средней общеобразовательной школы, из семей с признаками дисфункциональности (n = 42). Для оценки внутрисемейных отношений использовали авторские методики и стандартизированные тесты, диагностирующие ролевую структуру семьи, эмоциональную сферу детей, особенности идентификации ребенка с членами семьи, признаки дисфункциональности семьи. Результаты: обнаружено, что для процесса формирования идентичности у детей младшего школьного возраста в дисфункциональных семьях специфичны выраженные трудности идентификации себя с членами семьи. В 33% наблюдений низкая иерархическая позиция и присущие женской роли характеристики приписываются отцу. Напротив, ролевая мужская социальная нагрузка в 47% случаев приписывается матери. Выявлена амбивалентность самоотношения ребенка и его отношения к членам семьи. При этом 38% профилей девочек совпадают либо с набором характеристик отцов либо, в равной степени, с наборами характеристик обоих родителей. Негативное эмоциональное состояние диагностировано у 62% детей. Заключение: установлено, что в дисфункциональных семьях внутрисемейные отношения и ролевая структура имеют специфические особенности, оказывающие негативное влияние на развитие ребенка и формирование его личности.
Скачать PDF

Динамика формирования полоролевой идентичности и гендерной социализации у школьников, проживающих в

Кравченко Е.Г.
По выражению А.Н. Леонтьева (1972), «личность рождается дважды»: первый раз внутри социального индивида (восприятие «Я» как части коллективного «мы»), второй как самостоятельный субъект. Обычно это «рождение» проходит в конце подросткового возраста. На сегодняшний день остро стоит вопрос о влиянии химического загрязнения окружающей среды на формирование полоролевой идентичности и гендерной социализации, поскольку в Российской Федерации 73 % всего населения проживает в условиях экологического неблагополучия (В.В. Утенина и с соавт., 2002). Не менее важен тот факт, что именно подростки являются наиболее экосенситивной группой (Л.И. Губарева, 2001). Целью настоящих исследований было изучение влияния химического загрязнения окружающей среды на формирование полоролевой идентичности и гендерной социализации. Обследовано 580 подростков 11-17 лет промышленной зоны г. Невинномысска (концентрация вредных химических веществ оксида азота (IV), кадмия, свинца, ксилола, фенола, формальдегида превышала ПДК в 3-8 раз) опытная группа и экологически благополучного района г. Ставрополя (концентрация вредных химических веществ не превышала ПДК) контрольная группа. Проведено психологическое тестирование подростков с использованием шкалы «маскулинность-феминность» Фрайбургского личностного опросника (FPI) и методики «маскулинность-феминность» С. Бема (Е.И. Рогов, 1998). Анализ результатов психологического тестирования по тесту FPI показал, что в условиях экологического благополучия формирование маскулинности у мальчиков имеет двухфазную кривую: пики проявления маскулинности выявлены в 12 и 17 лет. Аналогичная возрастная динамика выявлена и по результатам теста «маскулинность-феминность» С. Бема. У мальчиков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды, уровень маскулинности был ниже, чем у мальчиков контрольной группы. Достоверно значимые различия обнаружены в критический период пубертата 11-12 лет (р
Скачать PDF

Развитие социальной компетентности как фактор формирования социальной идентичности студентов

Карась И. С.
Рассматриваются понятия социальной компетентности и социальной идентичности, освещается проблема их взаимовлияния. Обсуждаются возможности формирования согласованной социальной идентичности у студентов посредством внедрения в образовательный процесс специально разработанной и апробированной программы, в которой значимой составляющей является тренинг социальной компетентности.
Скачать PDF

Формирование профессиональной идентичности психолога: телеснодвигательный аспект

Буренкова Е. В.
В статье автор рассматривает один из способов формирования профессиональной идентичности психолога в рамках феноменологического практикоориентированного подхода. Основа обучающей модели состоит из компонентов триады К. Роджерса и рефлексии, позволяющей осознавать процессы трансформации в формировании профессиональной идентичности. Возвращение к субъективной телесности, по мнению автора, позволяет оживить мир переживаний будущего специалиста как материал для исследования Себя и Другого. В соответствии с этим предлагается одна из основных форм обучения лаборатория самоисследования с использованием методов интермодальной терапии творческого выражения и танцевальнодвигательной психотерапии.
Скачать PDF

Условия и механизмы формирования и развития социальной идентичности личности

Шамовская Т. В.
В статье в качестве условий формирования и развития социальной идентичности личности рассматриваются особенности процесса социализации в современном обществе. Производится анализ становления социальной идентичности личности с точки зрения разных авторов. Описываются механизмы развития и компоненты социальной идентичности личности.
Скачать PDF

Особенности формирования профессиональной идентичности у студентов технического вуза

Руднева Е.Н.
Рассмотрены составляющие образа Я. Даны: характеристика профессиональной идентичности и ее компоненты формирования. Представлены исследования сформированности образа Я и уровня профессиональной идентичности у студентов различных специальностей. Предложен поиск новых ориентиров образования и воспитания, раскрывающих возможности изучения профессиональной идентичности как комплексной психолого-педагогической проблемы.
Скачать PDF

Удовлетворенность как критерий формирования профессиональной идентичности у педагогов высшей школы

Никишина Вера Борисовна, Запесоцкая Ирина Владимировна, Nikishinaф Vera Borisovna
В статье исследуется процесс формирования профессиональной идентичности педагогов высшей школы. Определена интегрирующая функция удовлетворенности в процессе формирования профессиональной идентичности. Выявлено, что удовлетворенность как эмоциональное отношение субъекта к осуществляемой деятельности, в отличие от фактора успешности профессиональной деятельности, выступает критерием формирования профессиональной идентичности педагогов высшей школы.
Скачать PDF

Значение исследования этнической идентичности и возможности ее формирования у подростков в рамках об

Вершинина Марина Владимировна, Константинов Всеволод Валентинович
В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты формирования этнической идентичности у подростков, являющихся членами общинных организаций. Авторами актуализируется роль психологических исследований, проводимых на базе общинных организаций в целях дальнейшего осуществления успешного формирующего воздействия в рамках психологической службы данных организаций.
Скачать PDF

Эго-идентичность как системообразующий фактор формирования личностной зрелости

Солдатова Елена Леонидовна, Шляпникова Ирина Андреевна
Обсуждается проблема взаимосвязи феноменов эго-идентичности и личностной зрелости, обосновывается понимание эго-идентичности как системообразующего фактора личностной зрелости. Личностная зрелость рассматривается как системное качество личности, новообразование нормативных кризисов развития личности взрослого человека и критерий психологической готовности к переходу на следующий этап развития
Скачать PDF

Влияние стиля семейного воспитания на формирование половой идентичности у мальчиков младшего школьно

Ковалёва Нина Петровна
Статья посвящена анализу влияния семьи на становление половой идентичности мальчиков младшего школьного возраста. В качестве значимого фактора, оказывающего влияние на формирование определенного типа половой идентичности, рассматривается стиль семейного воспитания.
Скачать PDF

О проблеме формирования половой идентичности в современном обществе

Летягина Светлана Константинована
Статья посвящена проблеме формирования гендерной идентичности в современном обществе. Рассматривается роль социально-экономических, демографических, социально-психологических, культурных и других факторов в формировании психологического пола ребенка. Особое внимание автор уделил особенностям семейных взаимоотношений в аспекте заявленной проблемы.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: