Нарушение гендерной идентичности

Найдено 1 определение:

Нарушение гендерной идентичности

англ. hender – пол, лат. identificare – отождествлять) – класс расстройств, характеризующийся сильным и постоянным ощущением несоответствия адекватности, возникающий в связи с осознанием собственной половой принадлежности. В детском возрасте данное нарушение проявляется в разной степени устойчивыми представлениями ребенка о том, что у него неправильный пол (точнее, его неправильно определят взрослые), стойким предпочтением одежды, игр, манеры поведения, прически, способов отправления физиологических потребностей и моделей времяпрепровождения, свойственных другому полу, а также тенденцией играть роли противоположного пола в играх-фантазиях. У некоторых детей клинические признаки психологической напряженности и депрессии не обнаруживаются до юности или времени наступления взрослости. В отрочестве и у взрослых лиц расстройство, если оно до этого не исчезает, проявляется прочно установившимся желанием принадлежать к другому полу, психологическими и частыми поведенческими проявлениями, свойственными противоположному полу, и желанием индивида, чтобы окружающие относились к нему как к представителю иного пола. По мере взросления, обычно в подростково-юношеском периоде онтогенеза, типично появление стремления к тому, чтобы видоизменить свой пол, к однополому браку с распределением в нем ролей на мужскую и женскую (как их себе представляют пациенты), а нередко и желания иметь и воспитывать детей. В законодательстве расширяющегося ряда европейских стран однополые браки не запрещаются и потому расстройство половой идентичности в западной культуре уже не кажется чем-то экзотическим или свойственным лишь маргиналам и изгоям общества. Так, в 2010 году зарегистрирован брак премьер-министра Исландии, пожилой женщины, со своей давней любовницей. В этом же году вступил в однополый брак министр иностранных дел Германии. И о таких случаях становится известно все чаще. Обычно подобные явления рассматривают в контексте гомосексуализма, но такая точка зрения является гипотетической, не более чем предварительной и не проясняющей существо дела (см. Гомосексуализм). Большей частью пациенты с нарушением гендерной идентичности особенно сильно ощущают дискомфорт в связи с собственными половыми органами и вторичными половыми признаками, такими, как волосы и мышцы у мужчин, а у женщин – груди, бедра и менструации. Природа расстройства не установлена, специфического лечения и эффективной его профилактики ныне не существует. См. Транссексуализм, Трансвестический фетишизм. Расстройство половой идентификации, Термин не должен использоваться для обозначения гендерной некомфортности (см.), трансвестицизма (см.) и нарушения трансролевой идентичности.

Оцените определение:

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Влияние гендерного развития на формирование социальной активности детей с нарушениями зрения

Маллаев Джафар Михайлович, Омарова Патимат Омаровна, Изиева Джамиля Пайзутдиновна
В статье описываются результаты экспериментального исследования влияния гендера на формирование социальной активности детей с нарушениями зрения. Использование модифицированной методики Д. М. Маллаева по выявлению типов социального поведения на выборках слепых и слабовидящих дошкольников и младших школьников позволило авторам выявить гендернообусловленные социально-психологические особенности детей, детерминированные патологией зрения.
Скачать PDF

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и гендерной идентичности личности

Степанов Игорь Сергеевич
В статье рассматривается эмоциональный интеллект как сложный личностный конструкт, изучены взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и лидерством. Рассмотрены различные подходы к исследованию эмоционального интеллекта. Приведены эмпирические исследования взаимосвязи гендерной идентичности и эмоционального интеллекта на примере руководителей. Emotional intelligence is reviewed in the article as a complex personal construction. Correlations between emotional intelligence and leadership are examined. Different approaches to research of emotional intelligence are reviewed. Empirical researches of correlation between emotional intelligence and gender identity are illustrated by the example of executives.
Скачать PDF

Динамика формирования полоролевой идентичности и гендерной социализации у школьников, проживающих в

Кравченко Е.Г.
По выражению А.Н. Леонтьева (1972), «личность рождается дважды»: первый раз внутри социального индивида (восприятие «Я» как части коллективного «мы»), второй как самостоятельный субъект. Обычно это «рождение» проходит в конце подросткового возраста. На сегодняшний день остро стоит вопрос о влиянии химического загрязнения окружающей среды на формирование полоролевой идентичности и гендерной социализации, поскольку в Российской Федерации 73 % всего населения проживает в условиях экологического неблагополучия (В.В. Утенина и с соавт., 2002). Не менее важен тот факт, что именно подростки являются наиболее экосенситивной группой (Л.И. Губарева, 2001). Целью настоящих исследований было изучение влияния химического загрязнения окружающей среды на формирование полоролевой идентичности и гендерной социализации. Обследовано 580 подростков 11-17 лет промышленной зоны г. Невинномысска (концентрация вредных химических веществ оксида азота (IV), кадмия, свинца, ксилола, фенола, формальдегида превышала ПДК в 3-8 раз) опытная группа и экологически благополучного района г. Ставрополя (концентрация вредных химических веществ не превышала ПДК) контрольная группа. Проведено психологическое тестирование подростков с использованием шкалы «маскулинность-феминность» Фрайбургского личностного опросника (FPI) и методики «маскулинность-феминность» С. Бема (Е.И. Рогов, 1998). Анализ результатов психологического тестирования по тесту FPI показал, что в условиях экологического благополучия формирование маскулинности у мальчиков имеет двухфазную кривую: пики проявления маскулинности выявлены в 12 и 17 лет. Аналогичная возрастная динамика выявлена и по результатам теста «маскулинность-феминность» С. Бема. У мальчиков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды, уровень маскулинности был ниже, чем у мальчиков контрольной группы. Достоверно значимые различия обнаружены в критический период пубертата 11-12 лет (р
Скачать PDF

Трансформация гендерной идентичности: социально-психологический аспект

Шишлова Екатерина Эдуардовна
В статье анализируется проблема гендерной идентичности, раскрываются ее содержание и актуальность с позиций традиционализма и постмодернизма. Трансформация гендерной идентичности рассматривается как фактор и механизм адаптации личности. Приводятся результаты проектного исследования «Успех в гендерном измерении», выполненного с участием студентов и магистрантов МГИМО(У) МИД России.
Скачать PDF

Особенности возрастного становления гендерной идентичности

Перегудина В.А.
Рассмотрены особенности становления целостной структуры мужской и женской гендерной идентичности, а также ее компонентов в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста
Скачать PDF

Внутриличностные конфликты у студентов с различными типами гендерной идентичности

Никуленкова Ольга Евгеньевна
Освещаются результаты исследования внутриличностных конфликтов у студентов 1-го, 3-го и 5-го курсов с различными типами гендерной идентичности. Установлены доминирующие типы внутриличностных конфликтов у студентов мужского и женского пола с маскулинной, феминной и андрогинной полоролевой идентичностью.
Скачать PDF

Глубинные установки в определении гендерной идентичности современных женщин

Боллигер Лариса Васильевна
Кризисы фемининности и маскулинности как традиционных форм самосознания и поведения связывают с глобальными изменениями, происходящими в современном обществе: разрушение традиционных систем гендерного разделения труда, инициации, воспитания и обучения. Это ведет к трансформации производственных, брачно-семейных отношений, содержания и форм социализации детей, уменьшает половую сегрегацию и затрудняет процессы интеграции гендерной идентичности и социально-психологической адаптации личности. В данном исследовании предпринята попытка проанализировать влияние глубинных установок на формирование гендерной идентичности женщин в контексте интегративной психологии.
Скачать PDF

Взаимосвязь компонентов этнической и гендерной идентичности с проявлениями психической адаптивности

Лопухова Ольга Геннадьевна
В статье приведены результаты исследования взаимосвязей поведенческой, когнитивной и эмо-циональной составляющих этнической и гендерной идентичностей личности с проявлениями пси-хической адаптивности. Выявлены межполовые различия во взаимосвязях компонентов этниче-ской и гендерной идентичностей с проявлениями психической адаптивности/дезадаптивности.
Скачать PDF

Теоретический анализ становления понятий гендера и гендерной идентичности в психологии

Пашукова Т. И., Тер-Акопова А. С.
В статье рассматриваются основные положения психологии половых различий и полоролевого подхода. Дается определение понятия «гендер». Выделяются психоаналитические теории, теории социального научения и теории когнитивного развития как теории, объясняющие полоролевые различия поведения. Описываются концептуальные положения теории социального конструирования гендера. Рассматривается понятие «гендерная идентичность» и ее отличие от половой и полоролевой идентичности. Сопоставляются биполярный, андрогинный и мультиполярный подходы к изучению гендерной идентичности. Приводится типология гендерной идентичности на основании мультиполярного подхода.
Скачать PDF

Возрастные модели гендерной идентичности

Перегудина В. А.
Посвящена описанию результатов исследования особенностей становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста. В частности, рассмотрен процесс возрастного становления и наполнения содержанием выделенной автором модели гендерной идентичности.
Скачать PDF

Связь гендерной идентичности и жизнестойкости у студенток, обучающихся в вузе

Кузьмин Михаил Юрьевич, Гусев Алексей Николаевич, Конопак Игорь Александрович
Статья посвящена проблеме связи гендерной идентичности и жизнестойкости у студенток различного возраста. Рассматриваются возможные причины, ведущие к кризисным изменениям гендерной идентичности. На выборке студенток вуза (168 чел.) при помощи Теста жизнестойкости (Д. А. Леонтьев и Е. И. Рассказова), методики М. Куна «Кто я» и шкалы тревожности Дж. Тейлора рассматривается связь жизнестойкости и гендерной идентичности в зависимости от отношения к ней. Показано, что связь между жизнестойкостью и гендерной идентичностью не является однозначной и зависит в значительной мере от семейного статуса студенток. Материнство является фактором, детерминирующим существенные изменения в гендерной идентичности. В результате позитивное восприятие себя как женщины у студенток, имеющих детей, оказывается связанным с аттитюдом Контроля, а у остальных с аттитюдами Включенности и Принятия риска
Скачать PDF

Особенности гендерной идентичности несовершеннолетних, обвиняемых в совершении сексуальных деликтов

Дзюман Елена Михайловна
В статье представлены результаты эмпирического исследования специфики представлений юношей, обвиняемых в сексуальных преступлениях, о том, какие формы поведения являются адекватными для мужчин и женщин в рамках интимных отношений.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: