Гендерная идентичность

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ИДЕНТИЧНОСТЬ ГЕНДЕРНАЯ
осознание человеком себя как существа определенного пола. См. идентичность половая, роль гендерная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Гендерная идентичность
осознавание собственной половой принадлежности. Может быть нарушена в связи с патологией самовосприятия.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Гендерная идентичность
степень осознания или признания индивидом того факта, что он или она принимает те или иные гендерные роли.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

Гендерная идентичность
отождествление себя с определенным полом, освоение правил и норм, характерных для этого пола, и демонстрация их в своем поведении.

Источник: Бендас Т. Гендерная психология. 2009

Гендерная идентичность
англ. gender — род, пол; лат. identicus — тождественный, одинаковый) — внутреннее ощущение человеком своей принадлежности к мужскому либо женскому полу.

Источник: Клиническая психология. Словарь

ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Идентичность (1), переживаемая относительно собственной принадлежности к мужскому или женскому полу. Это значение самосознания обычно рассматривается как внутреннее, личное переживание внешних проявлений тендерной роли. См. половая идентичность.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Гендерная идентичность
базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует.
Понятие идентичность впервые детально было представлено Э. Эриксоном (E. Erikson). С точки зрения Э. Эриксона, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости. В настоящий момент рассматривают социальную и личностную (персональную) идентичность (Tajfel Y.; Turner J.; Агеев В. С.; Ядов В. А. и др.). Начиная с 80-х годов нашего столетия, в русле теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера гендерная идентичность трактуется как одна из подструктур социальной идентичности личности (выделяют также этническую, профессиональную, гражданскую и т. д. структуры социальной идентичности).
Общепринятый подход к анализу процесса формирования идентичности мальчиков и девочек - теория полоролевой социализации, которая в последние годы подлежит резкой критике (Conell R. W., Stacey J and B. Thorne, Cahill S. E.) анализирует опыт дошкольников, используя социальную модель рекрутирования в нормальные гендерные идентичности. Первоначально категоризация осуществляется, выделяя, с одной стороны, ребенка (ему нужен контроль взрослых), с другой стороны - более компетентных мальчиков и девочек. В результате выбор гендерной идентичности осуществляется в пользу предопределенной анатомически половой идентичности.
До последнего времени в работах отечественных исследователей, посвященных изучению гендерной идентичности, использовались термины психологический пол, полоролевая идентичность, полоролевые стереотипы, полоролевые отношения (Агеев В. С.; Кон И. С.; Репина Т. А.; Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х. и др.). Однако даже близкие, на первый взгляд, понятия (как, например, гендерная идентичность и полоролевая идентичность) не являются синонимами.
Гендерная идентичность является более широким понятием, чем полоролевая идентичность, поскольку гендер включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ человека в целом (от прически до особенностей туалета). Также понятие гендерная идентичность несинонимично понятию сексуальная идентичность (гендер - понятие не столько биологическое, сколько культурное, социальное). Сексуальная идентичность может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия и самопредставления человека в контексте его сексуального поведения в структуре гендерной идентичности.

Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Возрастные модели гендерной идентичности

Перегудина В. А.
Посвящена описанию результатов исследования особенностей становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста.
Читать PDF

Формирование гендерной идентичности студентов

Беляева Оксана Александровна
В данной статье рассматривается влияние на определение пола с биологической и социальной точек зрения. Также обращено внимание на степень осознания собственной половой принадлежности у студентов-первокурсников.
Читать PDF

К проблеме исследования гендерной идентичности

Олейникова Екатерина Юрьевна
В статье рассматривается понятие «гендерная идентичность» и его основные характеристики. Кратко изложены основные идеи современных авторов по исследованию гендерной идентичности.
Читать PDF

Гендерная идентичность: графическая диагностика

Севостьянов Д. А.
Представлены результаты исследования гендерной идентичности, проведенного на значительных контингентах (1677 человек) с использованием методов графической диагностики.
Читать PDF

Гендерная идентичностьслэшера: убийца и капитал

Громов Б. Ю.
Гендерная идентичность, характерная для современной капиталистической идеологии как доминирующей социальной реальности анализируется на примере классических фильмов жанра слэшер.
Читать PDF

Конструирование идентичности в гендерном дискурсе

Борисова Оксана Александровна
Рассматриваются возможность применения структурно-конструктивистского подхода в качестве методологического основания для изучения процесса формирования гендерной идентичности.
Читать PDF

Системный подход к проблеме гендерной идентичности

Исаев Дмитрий Дмитриевич
Гендерная идентичность включает в себя три компонента: 1) ядерная идентичность, или анатомическая половая идентичность, 2) исполнение гендерных ролей (маскулинность/феминность) на основе индивидных особенностей; 3) особенности сек
Читать PDF

ТЕЛЕСНЫЙ ОБРАЗ Я И ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ

Пышкина Екатерина Сергеевна, Зиновьева Елена Викторовна
В статье анализируется взаимосвязь гендерной идентичности молодых людей и особенностей отношения к собственному телу. Дается сравнительный анализ эмоционально-оценочного отношения к телесному образу Я у молодых мужчин и женщин.
Читать PDF

Гендерный потенциал женской и мужской идентичности

Грошовкина Н. А.
В статье анализируются социально-философские подходы к решению актуальных проблем развития и применения специфических способностей женщин и мужчин в социокультурном процессе.
Читать PDF

МОДА В ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ

Яковлева Мария Викторовна
Процессы, проходящие в современной культуре, направлены на преодоление кризиса общественных отношений, обусловленных глобализацией и унификацией.
Читать PDF

Гендерные особенности кризисной идентичности личности

Гулина Наталия Рудольфовна, Дмитриева Наталья Витальевна, Савельев Дмитрий Иванович
В данной статье уточнено психологическое содержание феномена «кризисной идентичности личности», под которым мы понимаем психическую организацию, имеющую полоролевую специфику, обусловленную проблемными ситуациями (или событиями),
Читать PDF

К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ ИЗМЕНЕНИЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Родштейн Мария Николаевна
В статье предложено теоретическое и эмпирическое обоснование латентного процесса изменений гендерной идентичности.
Читать PDF

Гендерные аспекты предъявляемой идентичности студентов

Писаренко Н. В.
. Обосновывается актуальность проблематики идентичности как феномена, имеющего интерсубъективную природу. С помощью статистических методов исследованы гендерные аспекты предъявляемой идентичности студентов
Читать PDF

Формирование гендерной идентичности у подростков-сирот

Бубнова Ирина Сергеевна, Рерке Виктория Игоревна
Представлены результаты эмпирического исследования особенностей гендерной идентичности у подростков-сирот, раскрыты особенности ее формирования в условиях интернатного учреждения.
Читать PDF

Об особенностях гендерной идентичности женщин-учителей

Чекалина А.А.
Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей гендерной идентичности учителей-женщин. Особенности гендерной идентичности изучались нами в процессе анализа тендерных представления и самоотношения женщин-учителей.

Похожие термины:

  • Гендерная идентичность инвалидов

    Инвалидность возникает, когда нарушения физического, сенсорного, умственного типа сталкиваются с реакцией общества, а также отсутствием необходимых технологий или услуг. В России проблема генде