Экзистенциализм это что такое Экзистенциализм: определение — Психология.НЭС
ЭКЗЕНТЕРАЦИЯ Экзистенциальная модель

Экзистенциализм

Найдено 6 определений термина Экзистенциализм

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Экзистенциализм

existentialism) Родоначальником совр. философии считается Рене Декарт, к-рый, пытаясь найти абсолютную начальную точку всякого знания, описал сознание как зону очевидности (indubitability), совершенно отсутствующую у материи, и тем самым разделил человека на две обособленные части: разум (сознание) - предмет философии, и тело (материя) - предмет наук. Дальнейшее развитие эта идея нашла в трудах Иммануила Канта, к-рый провел непроходимую границу между познаваемыми и непознаваемыми ноуменами (объектами разума), отдавая приоритет первым, и объяснил, почему сознание (consciousness) и его априорные категории яв-ся необходимыми условиями возможности приобретения любого знания. Гегель пошел дальше своих предшественников и создал систему, осн. на универсальном разуме, в к-рой решающая роль принадлежит абсолютной идее, а конкретному чел. отводится незначительная роль. Схоластическая философия, в той степени, в какой она еще сохраняла жизнеспособность, была исключительно интеллектуалистичной и становилась все более рафинированной. Т. о., к тому времени, когда появился Э., философия была систематической, интеллектуалистичной, абсолютистской, безличной, формальной, абстрактной и объективной. Кьеркегор полагал, что такая философия упускает из виду самые важные вопросы. Вместо создания очередной системы, он заявил, что истина заключена в челов. существе. Он отстаивал приоритет индивидуумов перед системами и делал упор на процесс становления, а не на статичном проникновении в сущность бытия. Он считал свободу индивидуума более важной, нежели филос. необходимость, и у него хватило смелости для того, чтобы усомниться в верховенстве рациональности в челов. поступках. Кьеркегор был прежде всего религиозным мыслителем, а в философию те же самые темы ввел Хайдеггер, объединив прозрения Кьеркегора с некоторыми аспектами феноменологического метода Гуссерля; в результате возникла настоящая экзистенциальная философия, дающая реальный анализ важных филос. проблем. Хотя подлинный Э. - сохраняя верность истокам - исключительно антисистематичен и представляет конкретный анализ тем на основе дневников, записных книжек, драматургии и художественной литературы, др. направление Э. тяготеет к несколько большей систематичности благодаря влиянию феноменологии, к-рая снабдила его методом обобщения конкретного опыта без его формализации и создала возможность научного изучения конкретного опыта. Э. оказал влияние на психиатрию и психологию благодаря своей способности постигать конкретный опыт. Проникновение Э. в психиатрию связано с именами Бинсвангера и Босса: оба имели психоаналитическую подготовку и находились под влиянием идей Хайдеггера. Через психиатрию Э. проник и в психологию - преимущественно благодаря усилиям Ролло Мэя. В представлении экзистенциалистов, люди испытывают тревогу, страдают от сознания бессмысленности своего существования, от недостатка заботы о них, от одиночества и страха смерти. Что же касается академической психологии, то ее больше интересовали точные оценки и измерения, а также усовершенствование методов изучения проблем, лежащих преимущественно за пределами челов. опыта. Это и послужило основой для объединения психологов-экзистенциалистов как с психологами-гуманистами, так и с некоторыми психологами, ориентированными на феноменологию, для создания "третьей силы в психологии" - альтернативы для тех исследователей, к-рым было тесно как в рамках бихевиоризма, так и в рамках психоанализа. Т. о., главной программой экзистенциальной психологии стало придание жизненному опыту со всеми его сложностями и во всех его конкретных проявлениях статуса легитимного предмета изучения психологии. Для большинства экзистенциальных психологов соответствие требованиям, предъявляемым к ним реальными проблемами индивидуумов и об-ва, гораздо важнее формальных критериев науки. Для экзистенциальных психологов важны поиски индивидуумом моральных ценностей, вопросы самоактуализации и препятствия на ее пути, развитие личной свободы, уверенность чел. в добром отношении окружающих и его собственная забота о них, понимание индивидуумом высшего смысла жизни и сто способность справляться со стрессами и тяготами повседневной жизни в гармонизирующей манере. В конечном счете, экзистенциалисты полагают, что более адекватное понимание этих проблем возможно в контексте философии, считающей челов. существа незавершенными, при безусловном понимании того, что люди должны пользоваться теми преимуществами, к-рые дает им эта незавершенность, и свободно самоактуализироваться во благо себе и другим. См. также Гуманистическая психология, Свобода воли, Феноменологический метод А. Джорджи
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

existentialism) Философская теория, отдающая предпочтение ФЕНОМЕНОЛОГИИ и ОНТОЛОГИИ, а не КАУЗАЛЬНОСТИ. Теория, которая отказывается от объяснений с позиций сущностей, стимулирующих, как полагают, поведение изнутри, в пользу изучения самих явлений. По поводу развернутых дискуссией об отношениях между экзистенциальным и фрейдистским психоанализом см. Hartmann (1964), Lomas (1967), May (1967) и работы R.D.Laing. См. также ЭССЕНЦИАЛИЗМ.

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г.256

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Важное философское движение 20-го века, которое заняло место между рационалистическим идеализмом и полностью объективным материализмом. Основное значение придается решению личности, принимаемому в мире без причины и без цели. Экзистенциализм подчеркивает субъективизм, свободную волю и индивидуальность и выполняет роль философского противовеса теориям, которые подчеркивают роль общества и социальных групп. Это направление также породило форму психотерапии (см. экзистенциальная терапия), которая сосредоточивается на свободной воле и потребности в индивидуальном выборе, действии и решении.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Экзистенциализм

лат. existentia – существование) – 1. направление в философии 20 века (особенно в немецкой и французской), возникшее как реакция на бесчеловечность, жестокости и ужасы второй мировой войны. Подчеркивает роль целостности, свободной воли и индивидуальности человека, то есть его сущности (нем. Dasein), которая в той или иной форме конкретного существования или образе жизни отдельного человека обнаруживает себя в бесцельном и беспричинном мире («бытие в мире»). Человек, как при этом утверждается, чаще изменяет своей подлинной природе, в этом смысле он является «экзистенциальным предателем», и в этом состоит источник его несчастья, поскольку в этом случае его жизнь наполняется ощущением смыслоутраты, тревогой и страхами. Мир суть феноменологическое явление, некая реальность момента, которая слагается из: а) биологического и физического (Umwelt); б) человеческого и социального (Mitwelt) и в) личностного (Eigenwelt) компонентов; 2. в психологии – теория, которая отказывается от объяснений с позиций каузальности, сущностей, стимулирующих поведение изнутри, в пользу изучения самих явлений.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Экзистенциализм

термин, обозначающий одно из направлений философской мысли, которое, преодолевая идеализм и позитивизм, сосредоточивается на конкретном существовании человека.

Жан-Поль Сартр называет себя и Хайдеггера атеистическими экзистенциалистами, которые, исходя от примата существования. приходят к возможности его определения. Человек в рамках этого мышления становится результатом своего собственного решения и потому единственным законодателем для себя самого. Такую установку мысли легко представить себе в союзе с нигилизмом — теорией, которая отрицает существование какой бы то ни было абсолютной ценности и создает образ человека, не обладающего ни истинной и собственной целью, ни каким бы то ни было законом, обязательным для совести.

Источник: Словарь по биомедицинской этике для студентов всех факультетов высших медицинских учебных заведений

Экзистенциализм

1 . (философия существования) - иррационалистическое направление в буржуазной философии, возникшее в XX в. как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам буржуазной интеллигенции, и пользовавшееся большим влиянием в 40 - 60-е гг. 2. направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Источник: Материалы к курсу психология личности. В 2 ч.

Найдено рефератов по теме Экзистенциализм — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Экзистенциальный компонент представлений о детско-родительских отношениях в сознании подростков из с

Николаева Анна Васильевна
В статье анализируются данные исследования представлений детей об экзистенциальном компоненте детско-родительских отношений. В работе изучаются представления детей из полных, неполных семей и семей трудовых мигрантов, проживающих в городе и селе. Определена выраженность экзистенциальной данности для всех групп родителей в представлении их детей.
Скачать PDF

К проблеме диагностики саморегуляции психических состояний личности в экзистенциальном контексте

Мухрыгина Ольга Ивановна
Рассмотрена проблема измерения экзистенциальных психологических категорий. Представлена методика, с помощью которой предполагается осуществление диагностики смысловой саморегуляции состояний в определенном экзистенциальном контексте
Скачать PDF

Экзистенциальная точка роста отечественной психологии

Морозов С.М.
Скачать PDF

Психологические условия развития личности в процессе преодоления экзистенциальных кризисов середины

Труженикова Н.С.
Скачать PDF

Экзистенциальный подход в консультировании родителей ребенка с соматическим заболеванием

Ермакова Е.Н.
Скачать PDF

Личностные детерминанты переживания экзистенциального кризиса военноослепшими

Волкова Ирина Павловна
Рассматривается проблема личностной детерминации переживания экзистенциального кризиса людьми, утратившими зрение в процессе участия в боевых действиях в сопоставлении с людьми, ослепшими в результате других факторов заболевания, несчастного случая в период службы в армии. Проанализированы современные представления о глубинном личностном кризисе. Представлены результаты эмпирического исследования, раскрывающие специфику смысложизненных ориентаций, представлений о жизненном пути, личностных стратегий реагирования на кризисную ситуацию, вызванную потерей зрения, в зависимости от причин, вызвавших слепоту. Выявлены основные личностные характеристики, опосредую-щие переживание и преодоление экзистенциального кризиса военноослепших, что может служить основой для разработки технологий психологической помощи данной категории людей.
Скачать PDF

Основные признаки экзистенциального выбора

Мерсиянова Анжелика Павловна
Раскрываются основные признаки экзистенциального выбора через выделение структурного, функционального и динамического аспектов. Экзистенциальный выбор представлен как необходимый выбор в контексте напряженных экзистенциальных данностей между жизнеопределяющими возможностями, «помеченными» человеком как ценности и имеющими для него статус альтернатив.
Скачать PDF

Экзистенциальный выбор подростка как педагогическая проблема

Стефаненко Наталия Алексеевна
В статье обосновывается необходимость подготовки современных подростков к экзистенциальному выбору, значимость данной проблемы для педагогической науки, раскрывается суть процесса формирования готовности подростка к экзистенциальному выбору. Исследуется феномен выбора и даётся теоретический анализ различных подходов к толкованию понятия «экзистенциальный выбор» наряду с другими видами выбора. Уделяется особое внимание соотношению понятия «экзистенциальный выбор» и понятий «мораль», «нравственность», «педагогический процесс».
Скачать PDF

Воспитание XXI века: экзистенциальная вспышка приключения

Куприянов Борис Викторович
В статье обоснована актуальность изучения приключения в контексте развития субкультурных практик молодежи и подростков, предложено на основе психологического анализа литературы фэнтези толкование феномена «приключение», определен воспитательный потенциал приключения, сформулированы методические рекомендации организатору приключения для подростков и молодежи.
Скачать PDF

К проблеме синдрома выгорания у психологов-консультантов: экзистенциальный подход

Юдина Е.В.
В статье дано понимание синдрома выгорания практического психолога с точки зрения экзистенциального подхода. Автор рассматривает появление этого феномена как результат утраченных жизненных ценностей, дефицит удовлетворения экзистенциальных потребностей, бегство от тревоги, как следствие распространения утилитаристских прагматичных целей. The author pays attention to one of the popular themes professional burnout of a practical psychologist. This phenomenon is described from existential point of view. There are some features that explain why it occurs frustration of existential needs, avoidance of existential anxiety, loss of vital values, cause of pragmatic goals.
Скачать PDF

Работа с экзистенциальными данностями в психологическом консультировании

Юдина Елена Витальевна
В статье представлены основные положения, которые являются опорными в работе с экзистенциальными данностями: бессмысленностью, одиночеством, ответственностью и конечностью. Автор уделяет большое внимание глубинным причинам проблем клиента, осознание которых становится целью личностно-ориентированного консультирования. Это тревога и боль, связанная с переживанием экзистенциальных данностей. Особенностью консультирования при работе с данностями становится не снижение тревоги, а побуждение клиента проживать ее и быть к ней более толерантным. В статье описаны возможности работы с запросами клиента в экзистенциально-гуманистическом подходе. Выделены основные принципы работы, ожидаемый результат консультирования, специфика отношений консультант клиент.
Скачать PDF

Я-концепция как экзистенциальное ядро личности, обеспечивающее ее внутреннюю самоорганизацию и самор

Голубь О.В.
В статье анализируется Я-концепция как экзистенциальное ядро личности, которое обеспечивает ее внутреннюю самоорганизацию, саморегуляцию и удовлетворенность жизнью. Показано, что она определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида, являясь важным фактором организации его психики и поведения в контексте трех временных измерений: прошлого, настоящего, будущего.
Скачать PDF