Экзистенциальная психотерапия

Найдено 3 определения термина Экзистенциальная психотерапия

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Экзистенциальная психотерапия

existential psychotherapy) Ролло Мэй, один из главных ее представителей, утверждал, что Э. п. не представляет собой "школу". Она скорее характеризуется "определенной позицией по отношению к людям вообще и системой исходных допущений о роде человеческом". Вкратце, эта позиция заключается в принятии в качестве реального, значимого и легитимного бытия-в-мире-клиента - того уникального способа, каким клиент воспринимает себя и мир и задает направление своей жизни. Э. п., т. о., классифицируется как "третья сила" или гуманистически ориентированная психотерапия, хотя ранее она обозначалось как "экзистенциальный психоанализ", да и сейчас ее нередко называют "экзистенциальным анализом". Осн. на трудах таких философов как Кьеркегор, Гуссерль, Хайдеггер и Сартр, теорет. концепции и описания отдельных случаев зачастую сформулированы у экзистенциальных психотерапевтов на понятном только им самим языке. Так, они могут говорить, что бытие-в-мире имеет три различные формы: Umwelt, Mitwelt и Eigenwelt. Umwelt относится к осн. на биологии чел. формам поведения (сон, еда, экскреция, копуляция), имеющим целью выживание и удовлетворение инстинктивных потребностей. Mitwelt - к межличностным отношениям, в к-рых происходит "со-бытие" (sharing) или "встреча" (encounter) и, как результат этого, предотвращаются или смягчаются чувства одиночества или обособленности и обогащается жизнь. Eigenwelt относится к формам поведения, как самоанализ, самооценивание и самоопределение, предпринимаемым ради того, чтобы наполнить жизнь чел. смыслом. Анализ любого поведения выявляет поистине уникальные отношения чел. к биолог. природе, соц. окружению и самосознанию. С т. зр. экзистенциалистов, в биолог., культурных и ист. рамках мы вольны сделать из себя что захотим, решать кто мы и кем нам стать. Свобода, т. о., предполагает тяжелую - и потенциально пугающую - ответственность: формирование своей собственной судьбы. Но это становится проблемой лишь в том случае, если чел. осознает эту свободу. В примитивных и первобытных об-вах устойчивость культурных традиций обеспечивала преформированный "смысл жизни", скрывавший степень потенциальной индивидуальной свободы. Но в эпоху совр. индустриализации, урбанизма, секуляризации и научного прогресса старые взгляды на сущностную природу чел. стали подвергаться сомнению и часто не выдерживали испытания критическим разумом. Поэтому, в силу разных исторически обусловленных причин, совр. чел. (в особенности это проявилось в XX веке) может остро чувствовать бессмысленность жизни и недостаток межличностных уз, связывавших людей в недалеком прошлом. (Используя ранее приведенную терминологию, можно сказать, что утраченными оказываются Eigenwelt и Mitwelt, а жить лишь в одном Umwelt - явно недостаточно.) Э. п. яв-ся ответом тем людям, к-рые испытывают одиночество, тревогу, деперсонализацию и отчуждение. Для актуальной практики Э. п. специальный жаргон не характерен, хотя он и используется иногда в описаниях процедуры. Исходной и постоянной задачей психотерапевта яв-ся феноменологическая: как можно более полно понять реальность клиента - как он воспринимает себя, др. людей и мир природы, и, следовательно, какой смысл имеет для него эта жизнь (даже если этот смысл им не сознается). Это понимание предполагает высокий уровень эмпатии. Психотерапевт должен "заключить в скобки" или забыть на время о своих ценностях, перцептивных паттернах и т. п., чтобы как можно свободнее и глубже войти в мир другого. Этому процессу способствуют некоторые сознательные (хотя, в действительности, автоматизированные) исходные предпосылки. Клиенты достойны уважения. У каждого есть "прожитая реальность", отличная от таковой у любого др. человека. Поведение клиента, включая так называемые невротические или психотические паттерны, представляет собой попытки успешно совладать с окружающим миром, как он воспринимается субъектом (иногда, это просто попытки снизить уровень тревоги). Клиент несет ответственность за свое поведение. Взаимодействие психотерапевта и клиента обеспечивает почву для понимания терапевтом клиента, для самопонимания и самопринятия клиента и для появления у исто новых вариантов выбора. Пространственно-временной фокус в терапии устанавливается на переживании "здесь и сейчас", а не на прошлом. Благодаря ощущаемому пониманию и доверию, обеспечиваемым в терапевтических отношениях, и благодаря интенсивному исслед. текущих чувств, мыслей и влечений, клиент приходит к пониманию смысла, к-рый он вкладывал в свою жизнь до настоящего момента. Ему также становится легче распознать и обдумать без страха свои потенциальные возможности обогащения существования в том, что касается биолог. процессов, межличностных отношений и отношений с самим собой. В идеальном случае, клиент обнаруживает готовность подвергнуть себя необходимому риску, чтобы реализовать этот потенциал, и тем самым открывает или создает для себя более осмысленную жизнь. Э. п. имеет много общего с др. гуманистическими и ориентированными на настоящий момент видами терапии, к-рые, вероятно, в долгу перед ней. Многие принципы Э. п. стали сейчас составной частью др. вариантов гуманистической терапии, причем вклад этот пока не получил должного признания. Э. п. подвергалась и критике - утверждалось, что она слишком неоднородна, чтобы представлять собой целостную теорию; что ее терминология трудна для понимания или эзотерична, а ее эффективность не подтверждена эмпирическими методами. Кроме того, отмечалось, что для психотерапии имеют значение не только феноменологические данные. Приверженность феноменологическому материалу может обусловливать большее ограничение в понимании "прожитого существования" др. чел., чем это признают теоретики экзистенциального направления в психотер. См. также Философская психотерапия, Экзистенциализм Ф. Хансен
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на "свободную волю", свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути (Cohen A. M., Smith R. D., 1976).

Термин происходит от позднелатинского existentia - существование. В известной мере все психотерапевтические подходы Э. п. имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в философии - философией существования, возникшей в XX в. как следствие потрясений и разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.

Идейным истоком экзистенциализма явилось учение Кьеркегора (Kierkegaard S.) феноменология - философия жизни. Различают религиозных экзистенциалистов: Ясперс (Jaspers K.), Марсель (Marsel G. О.), Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов, и атеистических экзистенциалистов: Хайдеггер (Heidegger M.), Сартр (Sartre J.-Р.), Камю (Camus А.). Центральное понятие учения - экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой экзистенции - забота, страх, решимость, совесть, любовь. Все проявления определяются через смерть - человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.

Границы Э. п. точно не определены, и в литературе существует несколько вариантов ее понимания. В узком смысле термин Э. п. обычно упоминается, когда речь идет об экзистенциальном анализе Франкла (Frankl V. E., 1961). Иногда выделяют экзистенциально-гуманистическое направление, крупнейшим представителем которого называют Мея (May R.).

В более широком смысле под Э. п. понимается гуманистическое направление в психотерапии в целом.

Часто в Э. п. включают дазайнанализ (анализ бытия, анализ существования) Бинсвангера (Binswanger L). Несмотря на использование синонимических слов в названиях обоих указанных направлений, образ мышления и состав понятий различны. В последнее время разрабатываются и современные подходы в рамках Э. п., которые включают индивидуальные и групповые лечебные и коррекционные технологии.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Экзистенциальная психотерапия

варианты психотерапии, основанные на философской доктрине экзистенциализма. Отличается от большинства других психотерапевтических подходов тем, что ней предпочитается строгое избегание интеллектуального объяснения и интерпретации. В центре внимания находится непосредственная и представленная в сознании пациента субъективная действительность, как нерасчлененная целостность субъекта и объекта, общедоступная как для клиента, так и в известной степен и для терапевта. Рассматривается критиками как крайне субъективная и сосредоточенная преимущественно на сиюминутной ситуации, точнее на ее отражении в сознании индивида. Всесторонее изучение психических расстройств, включая нозологические формы, подменяется в экзистенциалистском подходе исследованием биографии пациента, а всестороннее исследование пациента – сферой его межличностных взаимоотношений, прояснением его ценностных. Ориентаций. Методы экзистенциальной психотерапии не поддаются кодификации, эффективность терапевтической практики расценивается по-разному: от пессимизма европейцев (последователей Л.Бинсвангера) до «улыбающегося оптимизма американцев», представленного в движении человеческого потенциала (см.). Ср. Экзистенциальный психоанализ.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

О духовной и экзистенциальной психотерапии с точки зрения дилетанта

Корчинов Александр Дмитриевич
Скачать PDF

Экзистенциальные установки ландшафтно-ориентированной психотерапии

Тесля Светлана Николаевна
Предлагается проект ландшафтно-ориентированной терапии в контексте задач психолога-практика. Актуальные вопросы, стоящие перед психологом-практиком (как соотносятся «среда» и «ландшафт»?; какое значение придается понятию «ландшафт»?; как ландшафт связан с конкретным субъектом терапии?; как выстраивать логистику взаимодействия консультанта с клиентом и планировать репертуар встреч?), решаются в контексте экзистенциальных установок гуманистической психотерапии. Дается интерпретация среды как поля отношений субъекта, опредмеченного в субъективности; субъективности как способности человека производить «место жизни». «Место жизни» вводится в качестве смысловой единицы ландшафта и конкретизируется в положениях: ландшафт это взгляд, организующий образ; есть тело-образ человека; поведение, мысли и чувства -это пространство проживания субъекта, а субъективность (время, логос-ритм, энергетика переживания проживания, на «выходе») оборачивающееся идеальной формой ландшафтом. Субъективность имеет значение идентификационного критерия среды и может переводить среду в ландшафт благодаря смыслополаганию, сворачивающемуся в символ. В итоге ландшафт задается как пространство-время субъекта жизни, его бытие мир, скрепляемый и очерчиваемый субъективностью и одновременно совпадающий с субъективностью, проявляющий субъекта жизни в поведении, мысли, чувстве как в собственной фактичности. Рассматриваются взаимосвязанные факторы ландшафтно-ориентированной психотерапии, опирающейся на проблематизацию телесности в экзистенциальном ключе: Фактор ландшафта; Фактор Пути; Фактор неожиданности; Фактор невербального плана Клиента; Фактор Метафоры; Фактор разговора «двух незнакомцев»; Фактор переживания Клиентом своей жизненной ситуации; Фактор архетипики.
Скачать PDF

Экзистенциальные проблемы в работе психотерапевта

Майленова Ф.Г.
Скачать PDF

ПСИХОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО КРИЗИСА

Иванова Алевтина Вадимовна
В статье с философских позиций рассмотрены источники психотерапии как культурного феномена, раскрыты проблемы становления целостности психотерапевтической теории и практики в современном мире, показаны возможности психотерапии как средства обретения человеком самости и преодоления противоречий с окружающей действительностью.
Скачать PDF

Психотерапия алкогольной зависимости русскоязычных переселенцев в Германии

Юнг В.К.
Скачать PDF

Соотношение психологической поддержки и психотерапии

Лилиенталь И.Е.
Скачать PDF

От гуманистической к гуманитарной психологии и психотерапии

Карпова Н.Л.
Скачать PDF

Психотерапия и аттрактив-анализ

Сосланд А.И.
Скачать PDF

Провокативная психотерапия в психологии управления: мотивирование персонала

Хуртова Елена Алексеевна
Мотивация является одним из наиболее популярных и спорных предметов исследования психологической науки. Тем самым создалась благоприятная ситуация для разработки все новых подходов в теории мотивации и способов мотивирования сотрудников, что повлекло за собой идею применения метода провокативной терапии в практике работы с группами, нацеленными на повышение вышеуказанного свойства
Скачать PDF

Психологическая коррекция, реабилитация и психотерапия сотрудников ОВД, вв и военнослужащих участник

Юдин В.В., Князева Н.И.
Скачать PDF

Психотерапевтические аспекты воспитания в народной педагогике адыгов

Кубашичева Люба Нануовна
Скачать PDF

Интегрированная системная психотерапия: вклад в межкультурное взаимопонимание

Гессманн Ханс-Вернер
Целью статьи является анализ наиболее важных теоретических положений современной системной семейной психотерапии. Дается ответ на вопрос о том, как возникла системная терапия, каковы ее самые актуальные идеи сегодня, и как они воплощаются в практике психологической помощи людям в разных странах.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: