РЕФЛЕКСИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ это что такое РЕФЛЕКСИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ: определение — Психология.НЭС
РЕФЛЕКСИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСОГЕННЫЕ ЗОНЫ

РЕФЛЕКСИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ

Найдено 1 определение:

РЕФЛЕКСИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ

сложный многофункциональный механизм, осуществляющийся при разрешении проблемно-конфликтной ситуации и включающий: оценку сложности ситуации для личности, оценку протекания и окончания процесса решения, расширение ситуации, построение смысловой картины личности и выявление опорных смыслов и смысловых связей, необходимых для принятия решения, создание и преодоление внутренних рефлексивных конфликтов, расширение и углубление смыслового поля сознания личности (В. Г. Аникина, 2000). Многофункциональный механизм Р. э. организует процесс принятия решения субъектом в проблемно-конфликтных ситуациях, осуществляя как динамический, так и смыслоорганизующий аспект данного процесса: одни функциональные аспекты экзистенциальной рефлексии позволяют осуществить движение «в поиске разрешения» проблемно-конфликтной ситуации, а др. позволяют наращивать личностно-смысловой материал, на основе которого и происходит коррекция и развитие личности. Выделяются различные уровни экзистенциально-рефлексивного решения проблемно-конфликтных ситуаций (первичных реакций, стереотипного разрешения, стандартного разрешения, нового разрешения, творческого разрешения), основным критерием дифференциации которых является характер взаимосвязи и динамика проявления отдельных функций Р. э. Методы психолого-педагогического воздействия (рефлексивно-инновационные тренинги, игрорефлексия) показывают свою эффективность, т. к. позволяют изменить характер подхода к разрешению проблемно-конфликтных ситуаций, придав ему творческую окраску на основе коррекции ценностно-смысловой организации личности.

Оцените определение:

Источник: Словарь конфликтолога

Найдено рефератов по теме РЕФЛЕКСИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Проблемно-конфликтные ситуации и экзистенциальная рефлексия личности

Геворкян С.Р.
В статье дан анализ роли экзистенциальной рефлексии в разрешении субъектом проблемно-конфликтных ситуаций. Авторский подход позволяет по-новому взглянуть на сам процесс разрешения проблемно-конфликтных ситуаций, динамику и закономерности их происхождения. На данном этапе теоретических и практических исследований в современной психологии область изучения процесса разрешения личностью проблемно-конфликтных ситуаций экзистенциального характера через призму ее рефлексивности еще не получила должной разработки.
Скачать PDF

Экзистенциально-рефлексивная персонология жизнетворчества и профессиональной деятельности В. П. Зинч

Семенов И.Н.
В статье предлагается культурно-историческая периодизация жизнедеятельности В.П. Зинченко, дается целостный абрис панорамы его познавательных интересов и показывается разнообразный вклад в современную науку и культуру. При этом выделяются и систематизируются основные аспекты научного творчества В.П. Зинченко, суть которого определяется как энциклопедизм ренессансного типа. На фоне анализа человекознания рубежа ХХ-ХХI вв. характеризуется созданная им оригинальная философско-психологическая система и ее конкретизация в виде развития общепсихологической теории деятельности и построения системно-психологических концепций взаимодействия образа и действия, интеллекта и аффекта, сознания и рефлексии, интуиции и творчества. Показано присущее научной деятельности В.П. Зинченко единство фундаментальных исследований и их практической реализации в сфере психологического обеспечения развития системотехники и управления, эргономики и дизайна, педагогики и образования, литературы и культуры.
Скачать PDF

Лидерство и экзистенциальная рефлексия в системе социально-психологической адаптации личности

Моров А.В.
В статье рассматривается лидерство как интегральное свойство личности, характеризующееся ее способностью осмысленно и целенаправленно влиять на людей и социальнопсихологические процессы через создание ценностей и сообразную им деятельность. При этом автор подчеркивает важность ответа на вопрос, для чего индивид становится лидером, и анализирует роль лидерства в системе социально-психологической адаптации личности. Автор вводит понятие «экзистенциальной рефлексии», на основании которой личность совершенствует свои адаптивные механизмы и достигает ступени лидерства, на которой становится возможным активное ценностное воздействие на окружающую среду.
Скачать PDF

Рефлексивные основания экзистенциальной ответственности личности: от осмысления к измерению

Фризен Марина Александровна
В статье рефлексивная активность рассматривается как ресурс экзистенциальной ответственности личности, выступающей одним из факторов ее саморазвития. Целью теоретического анализа, представленного в статье, является описание личностной рефлексивности в соотношении с проблемами адаптивности/неадаптивности личности, ее выхода за пределы актуального развития, поиск критериев и методов эмпирического исследования рефлексивного ресурса. Теоретический анализ основывается на идеях о факультативности личностного развития в период взрослости, о наличии продуктивных и непродуктивных вариантов рефлексии. В результате делаются выводы о связанности рефлексивной активности личности с креативным взглядом на жизнь, принятием ситуаций неопределенности, автономностью, самодистанцированием, самодетерминацией, описывается подход к исследованию рефлексивности как ресурса бытийной ответственности и саморазвития, предполагающий системное сочетание опросниковых и качественных методов.
Скачать PDF

Рефлексивная самодиагностика учебно-познавательного опыта студентов в «обогащающей модели» учебного

Кибальченко И.А.
Скачать PDF

Внутриличностная конфликтность как проблема научной рефлексии

Исаева Э.Г.
Скачать PDF

Психологическое содержание и смысловые аспекты рефлексии подростков

Титкова М.С.
В статье проанализированы научные взгляды на рефлексию и раскрывается ее психологическое содержание. Описанное в статье исследование позволило условно выделить смысловые аспекты рефлексивной активности подростков: эгоцентрический, эмотивный и когнитивный. В работе подробно раскрывается содержание смысловых аспектов рефлексии подростков и приводится их эмпирическое выражение.
Скачать PDF

Развитие рефлексивной позиции учащегося как стратегия предупреждения когнитивной депривации

Грязнова В.Ю.
Предметом статьи является развитие рефлексивной позиции учащегося как стратегия предупреждения когнитивной депривации.
Скачать PDF

Опыт философской рефлексии в психологической практике исследования представлений о поступке

Ильина О.И.
В статье рассматривается поступок человека как возможность становления его бытия и анализ философско-психологической программы актуализации представлений о поступке и способностей к поступку.
Скачать PDF

Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии

Дрепа Мария Ивановна
В статье дано понятие интернет-зависимости, раскрываются ее объекты, основные механизмы развития и признаки, описывается психологический портрет интернет-зависимой личности.
Скачать PDF

Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога

Пискунова Е. В.
В статье рассматривается сущность профессиональной педагогической рефлексии как необходимого компонента профессионально-педагогической деятельности и представляются основные подходы к исследованию профессиональной рефлексии педагога в отечественной и зарубежной педагогике. Предлагаются практические рекомендации к организации рефлексивной деятельности учителя и рефлексивного обучения в подготовке студентов педагогических вузов.In the article the phenomenon of the professional pedagogical reflection is considered as a necessary component of the pedagogical activity and approaches to the research of this phenomenon are presented. The recommendations to organization of pedagogical reflection of teachers and reflective learning of student teachers are offered.
Скачать PDF

Способы формирования рефлексии

Вартазарян К.А.
В статье представлены различные подходы к определению понятий «рефлексия» и «механизм рефлексии» зарубежных и отечественных философов и психологов, а также рассмотрены механизмы, запускающие рефлексию учащихся во время образовательного процесса.
Скачать PDF