Экзистенциальная психология это что такое Экзистенциальная психология: определение — Психология.НЭС
Экзистенциальная модель ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Экзистенциальная психология

Найдено 7 определений термина Экзистенциальная психология

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Экзистенциальная психология

existential psychology) Несмотря на то, что Э. п. обычно относят к гуманистической традиции, она обладает выраженными отличительными чертами, позволяющими ей объявить о своей независимости. Гуманистические подходы отбирают качества функционирования, к-рые выглядят положительными, так сказать, по их нарицательной стоимости, и используют их для понимания достижения совершенства в жизни через постоянное углубление сознания и развитие. Э. п. также содержит уникальные элементы, к-рые можно уяснить при более тонкой классиф. моделей актуализации и достижения совершенства (actualization and perfection fulfillment models). Теории актуализации исходят из того, что если в процессе взаимодействия со значимыми др. чел. систематически получает безусловное положительное вознаграждение, то заложенные в нем от рождения потенциалы будут выражаться в его поведении, под действием врожденных тенденций к актуализации. Актуализация врожденных потенциалов ведет к развитию на протяжении всей жизни, формированию индивидуальности и достижению совершенства и - при наличии поддержки и одобрения со стороны окружающих - представляет собой автоматический, телеологический и относительно легкий процесс. Развитие чел. прекращается или направляется по ложному пути только тогда, когда поддержка людей, с к-рыми он считается, может быть скорее признана обусловленной их собственными (эгоистичными) интересами, нежели безусловной и бескорыстной. В противоположность этому, теории достижения совершенства (парадигматическим образцом к-рых и яв-ся Э. п.) делают допущения, отдаляющие их от теорий актуализации. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что, согласно теориям достижения совершенства, чел. развивается в течение всей своей жизни независимо от того, получает ли он от окружающих безусловную поддержку или нет. Для экзистенциалистов развитие определяется скорее личным решением чел., нежели дарованными ему природой потенциалами. Хотя экзистенциалисты и соглашаются с тем, что важны и глубокий ум, и сформированная индивидуальность, их понимание процессов, благодаря к-рым достигается и то, и другое, отличается от понимания этих процессов сторонниками теорий актуализации. Э. п. исходит из того, что склонность чел. символически осмыслять, воображать и оценивать непрерывный поток своего соц., биолог. и физ. опыта яв-ся врожденной, чисто челов. способностью. Использование этой когнитивной способности придает опыту индивидуализированный (субъективный) смысл и углубляет осознание того, что характер и направление жизни складываются из многочисленных решений, принимаемых индивидуумом. Каждое решение приводит в будущем либо к новому опыту, либо к повторению того же опыта, к-рый уже был у чел. в прошлом. Э. п. не акцентирует ничего настолько телеологически специфического и директивного, как врожденные потенциалы. Для экзистенциалистов, каким бы ни было последовательное движение и развитие, которое имеет место у конкретных людей, оно строится на текущей основе, пополняемой их отдельными решениями. С т. зр. Э. п., в процессе развития предпочтительнее выбирать будущее, а не прошлое, поскольку приобретение нового опыта может привести - через стимуляцию символизации, воображения и оценки - к более глубокому пониманию смысла, чем простое повторение того, что уже знакомо. Однако обдумывание или реальный выбор будущего в точке принятия решения обычно несет с собой онтологическую тревогу (страх неопределенности) по поводу того, что именно принесет это будущее. Альтернативный выбор, т. е. выбор в пользу прошлого, тоже эмоционально болезнен, поскольку приносит с собой онтологическое чувство вины по поводу упущенной возможности приобрести новый опыт. Людям, привыкающим делать выбор в пользу прошлого, приходится бороться с накоплением онтологической вины, приобретающим форму отчаяния, вызванного бессмысленностью происходящего. Сказанное выше подтверждает, что взгляд экзистенциальных психологов на развитие отличается от взгляда сторонников теории актуализации: по мнению экзистенциальных психологов, развитие - в силу его природы - весьма трудный и болезненный процесс. Что же касается вопроса о конкретных стадиях развития, ведущего к усваиваемым стилям жизни, то Э. п. отвечает на него несколько туманно. Однако она проводит четкую границу между ранним и дальнейшим (более поздним) развитием. Осн. задача раннего развития ребенка - научиться воспринимать самого себя как выносливого и смелого чел. Чтобы облегчить ребенку подобное научение, родители и значимые другие - в идеале - должны принять его самовыражение и создать обстановку, к-рая предлагала бы ребенку разнообразие, поддержку и возможности прикладывать усилия для достижения успеха, а также определенные ограничения. В подобной обстановке ребенок научится воспринимать себя как личность, способную держать слово, контролировать себя, и готовую принять вызов, что приведет к развитию смелости. Дальнейшее развитие - более самостоятельное, поскольку подростки, постепенно отдаляясь от родителей, начинает больше полагаться на собственные решения и интерпретацию их последствий. Они проходят стадии эстетизма и идеализма, когда освобождаются от родительской опеки и отстаивают ценности, к-рые должны определить их собственную жизнь. Наученные не бояться трудностей, они, скорее всего, способны извлекать уроки из своих неудач, а это составляет основу идеала дальнейшего развития. Познав пределы эстетизма и идеализма, такие люди входят в пору зрелости, или время аутентичного стиля жизни. Индивидуумы, живущие аутентичной (подлинной) жизнью, проявляют свои сугубо личные, неповторимые качества в своих определениях а) себя как людей, к-рые способны - через принятие решений и интерпретацию их последствий - влиять на собственный соц. и биолог. опыт, и б) об-ва как создаваемого поступками отдельных людей и, следовательно, поддающегося изменению усилиями этих людей. Аутентичный стиль жизнь характеризуется гармонией (unity) и новаторством. Биолог. и соц. опыт людей, чья жизнь аутентична, отмечены утонченностью, вкусом, интимностью и любовью. Мужество помогает им воспринимать сомнения как неизбежных "спутников" выработки собственного мнения, и они не позволяют сомнениям влиять на принятие ими тех или иных решений. Хотя аутентичные люди могут заблуждаться на свой счет, им - благодаря пристальному вниманию к себе и общей рефлексивности - свойственна тенденция к быстрому исправлению положения. Поэтому-то у них и не накапливается онтологическая вина за упущенные возможности или по поводу кажущейся собственной поверхностности. Напротив, молодые люди, раннее развитие к-рых прошло в условиях, далеких от идеальных, никогда не обретают смелости и, в буквальном смысле, остаются зависимыми и аморфными до конца своих дней. Принимая решения, они не способны полагаться на собственные силы и не могут использовать свои когнитивные способности для формирования аутентичности на основании собственного жизненного опыта. Сказанное прежде всего относится к их неумению учиться на ошибках; такие люди спешат откреститься от них, вместо того чтобы понять, что же они сделали не так. Вместо того чтобы вступить в подлинный период позднего развития, они копируют поведение окружающих их людей, проявляя конформистский, незрелый стиль жизни. Люди с конформистским стилем жизни определяют себя исключительно как исполнителей соц. ролей. Выражение символизации, воображения и оценки у них заторможено, что приводит к стереотипному, фрагментарному функционированию. Их биолог. и соц. опыт далек от утонченности и скорее похож на договорные отношения, чем на отношения, основанные на чувствах. Накопление онтологической вины, являющееся результатом того, что конформисты отдают предпочтение прошлому, а не будущему, приводит к возникновению у них чувства неуверенности и собственной никчемности. В их мировоззрении преобладают материализм и прагматизм. В Э. п. немного систематических исслед. Большинство экзистенциальных психологов - психотерапевты, к-рые пропагандируют свои идеи, опираясь на конкретные эпизоды из собственной практики. История болезни Эллен Вест, описанная Бинсвангером, и мн. случаи из практики Босса (1963) иллюстрируют экзистенциальный подход к пониманию челов. поведения. Известны и др. исслед., к-рые хоть и предпринимались без оглядки на экзистенциальные теории, тем не менее могут рассматриваться как принципиальное эксперим. подтверждение их состоятельности. Напр., Тайлер обобщила результаты, полученные многими авторами, изучавшими личность. Она выявила немало доказательств существования когнитивной структуры обработки вероятностной информ. (possibility-processing cognitive structure) у тех людей, для к-рых выбор - признак творческой жизни и возможность проявить собственную индивидуальность. Тж релевантны и многочисленные исслед. внутреннего и внешнего локуса контроля, начало к-рым было положено работами Роттера, Симена и Ливеранта. Функционирование на основе внутренней ориентации приводит к индивидуалистическому поведению, а внешняя ориентация ведет к конформности. Накопление данных, полученных с помощью шкалы соц. желательности, тж можно рассматривать как принципиальное эмпирическое подтверждение справедливости экзистенциального подхода. Картина, к-рая при этом вырисовывается, позволяет предположить, что чем выше оценка по этой шкале, тем красноречивее поведение и самовосприятие чел. свидетельствуют о его заинтересованности в том, чтобы быть внимательным, последовательным и компетентным; те же, чей интерес поверхностен, демонстрируют отсутствие заботы об окружающих и принципиальное нежелание знать правду о себе. Мн. результаты этих исслед. подтверждают справедливость экзистенциальной трактовки конформистского стиля жизни. Э. п. возникла как последовательный, целостный подход к пониманию челов. поведения и к влиянию на него. Мн. ее идеи, касающиеся образования, методов лечения и проведения исслед., оказывают разностороннее влияние на психологов. См. также Аналитическая психология, Бихевиоризм, Гормическая психология, Конформная личность, Полемика о роли природы и воспитания в развитии, Свобода воли, Теоретическая психология, Экзистенциализм С. Мадди
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ПСИХОЛОГИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ

психологическое направление, основанное на принципах психологии гуманистической и исходящее из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога.

Рассматривается следующий ряд проблем:

1) проблемы времени, жизни и смерти;

2) проблемы свободы, ответственности и выбора;

3) проблемы общения, любви и одиночества;

4) проблемы смысла и бессмысленности существования, поиска смысла существования.

Психология экзистенциальная подчеркивает уникальность не сводимого к общим схемам и универсальным правилам личного опыта конкретного человека. На базе этих теоретических посылок развивается психотерапия экзистенциальная, направленная на восстановление аутентичности личности - соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе, что достигается за счет глубинной личностной рефлексии. В практике психологии экзистенциальной применяются многие достижения психоанализа. Самые видные представители - Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

одно из направлений гуманистической психологии; изучает: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества; 4) проблемы поиска смысла существования.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. existential psychology) - направление в современной западной психологии, одна из ветвей гуманистической психологии. Э. п. исходит из первичности бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого человека базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревогу. Зрелой личности удается успешно совладать с ними; неспособность сделать это приводит к психическим нарушениям. Можно выделить 4 основных узла экзистенциальных проблем, пути решения которых изучает Э. п.: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества и 4) проблемы смысла и бессмысленности существования. Э. п. подчеркивает уникальность личного опыта конкретного человека, несводимость его к общим схемам.

Экзистенциальная психотерапия ставит своей целью восстановление аутентичности личности (соответствия ее бытия в мире собственной внутренней природе), опираясь при этом на глубинную личностную рефлексию клиента. В практике современной Э. п. используются также многие достижения психоанализа. Наиболее видными представителями Э. п. являются Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мэй, В. Франкл, Дж. Бугенталь. См. также Логотерапия. (Д. А. Леонтьев.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Экзистенциальная психология

Словообразование. Происходит от лат. existentia - существование и греч. psyche - душа, logos - учение.

Категория. Психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии.

Специфика. Исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога. Ее представителями являются Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй, В.Франкл, Дж.Бугенталь. Основной рассматривается проблема человека, который рефлектирует и подтверждает себя в процессе обретения смыслов. В центр внимания ставятся не внешние силы, обусловливающие поведение человека, но его собственная индивидуальность, которая себя узнает (Хайдеггер), проверяет (Сартр) или осуществляет (Франкл). Эта индивидуальность проявляется в различных формах любви, при переживании стыда, при смене настроений. Традиционный предмет экзистенциальной психологии - человек в экстремальных ситуациях (экономическая депрессия, война, разрушения). Выделяется ряд проблем: жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества: смысла и бессмысленности существования. Вместе с тем, считается, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, которые не может быть сведен к универсальным правилам. На основе данных теоретических посылок развивается экзистенциальная психотерапия, направленная на восстановление аутентичности личности, которая достигается за счет глубинной личностной рефлексии.

Источник: Психологический словарь

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Это название ранее использовалось для обозначения точки зрения, выражавшейся Э. Титчнером (см. структурализм). Однако, когда оно встречается в настоящее время, оно почти неизменно относится к одной из двух версий психологических положений, возникших на базе экзистенциализма.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Экзистенциальная психология

ранее этот термин обозначал структуралистское направление в психологии (Э. Титченера), ныне обозначает обычно психологию, базирующуюся на экзистенциализме.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Экзистенциальная психология — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Экзистенциальная психология: поиск пути

Гришина Наталия Владимировна
Статья посвящена относительно новой области психологии, интенсивно развивающейся в последние десятилетия, экзистенциальной психологии, истории ее становления и особенностям. Обозначается проблемное поле экзистенциальной психологии, рассматриваются особенности экзистенциальных проблем и методических подходов к их исследованию. Экзистенциальный подход направлен на изучение фундаментальных проблем существования человека в современном мире, на практическую помощь в решении человеком экзистенциальных задач и реализации им своих жизненных возможностей
Скачать PDF

Экзистенциальная психология в условиях антропологического кризиса (на примере психотеологии Р. Мэя)

Музалевская-Жаркова Галина Михайловна
Статья посвящена основным формам проявления антропологического кризиса и показывается необходимость пересмотра традиционной европейской антропологической модели, рассматривающей человека как сумму составных частей. Преодоление этой «расчлененности» человека представляется автору одной из наиболее значимых задач современной науки. В качестве перспективных способов ее решения предлагается подход экзистенциальной психологии, и в частности Р. Мэя, выдвинувшего на первый план ценностные ориентиры человеческого бытия.
Скачать PDF

Вступительное слово приглашенного редактора к специальной теме выпуска «Экзистенциальная психология

Орлов Александр Борисович
Скачать PDF

Экзистенциальная точка роста отечественной психологии

Морозов С.М.
Скачать PDF

Психологические условия развития личности в процессе преодоления экзистенциальных кризисов середины

Труженикова Н.С.
Скачать PDF

К проблеме синдрома выгорания у психологов-консультантов: экзистенциальный подход

Юдина Е.В.
В статье дано понимание синдрома выгорания практического психолога с точки зрения экзистенциального подхода. Автор рассматривает появление этого феномена как результат утраченных жизненных ценностей, дефицит удовлетворения экзистенциальных потребностей, бегство от тревоги, как следствие распространения утилитаристских прагматичных целей. The author pays attention to one of the popular themes professional burnout of a practical psychologist. This phenomenon is described from existential point of view. There are some features that explain why it occurs frustration of existential needs, avoidance of existential anxiety, loss of vital values, cause of pragmatic goals.
Скачать PDF

Работа с экзистенциальными данностями в психологическом консультировании

Юдина Елена Витальевна
В статье представлены основные положения, которые являются опорными в работе с экзистенциальными данностями: бессмысленностью, одиночеством, ответственностью и конечностью. Автор уделяет большое внимание глубинным причинам проблем клиента, осознание которых становится целью личностно-ориентированного консультирования. Это тревога и боль, связанная с переживанием экзистенциальных данностей. Особенностью консультирования при работе с данностями становится не снижение тревоги, а побуждение клиента проживать ее и быть к ней более толерантным. В статье описаны возможности работы с запросами клиента в экзистенциально-гуманистическом подходе. Выделены основные принципы работы, ожидаемый результат консультирования, специфика отношений консультант клиент.
Скачать PDF

Психологические аспекты женского бесплодия в ракурсе экзистенциальной проблематики

Фоменко Г. Ю.
Сhair of psychology of an individual and general psychology Female infertility problem is studies as a complicated medical and social problem demanding comprehensive approach for its solving. Significance of psychological factors and possible mechanisms of their influence on this disease start have been studies from existential view point, in the aspect f way of existence preferable for an individual. It was supposed that two basic and diametrically opposite modi of existence «limiting» existence and «extreme» existence comprise the foundation of individually diverse type of vital activities of such ill persons. The identified existence modi are analyzed through the system of contradictions of values and meanings of an individual. Interdependence of patient's way of existence and quality of the life was studied. In the light of the author's approach, the criteria for successful psychological supervision of patients with female infertility are offered.
Скачать PDF

Экзистенциально-психологические основания арттренингов креативности для лидеров и команд

Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна
В статье анализируется экзистенциально-психологические основания арт-тренингов креативности для стимулирования индивидуальной и групповой творческой деятельности. Данная проблема рассматривается контексте эколого-психологического и символико-рефлексивного подходов. Обсуждаются направления теоретического анализа и психотехнического конструирования, по которым осуществляется разработка арт-тренингов. Обозначены технологические принципы построения арт-тренингов на основе символических игровых структур.
Скачать PDF

Понимание внутренних конфликтов личности в экзистенциально-аналитической психологии

Красильников Игорь Александрович
В статье рассматриваются фундаментальные жизненные проблемы человека: жизнь и смерть, одиночество с позиции внутренних конфликтов личности. Делается вывод, что расширение сферы жизни-бытия при внутренних конфликтах личности осуществляется на основе развития ответственности и стремления обрести чувство внутренней свободы
Скачать PDF

Экзистенциальное направление в психолого-педагогической науке

Подлиняев Олег Леонидович
В статье рассматривается сущность экзистенциального подхода, его роль и место в пространстве современной психолого-педагогической науки. Анализируются основные группы экзистенциальных проблем, а также принципы, лежащие в основе экзистенциальной психологии и педагогики.
Скачать PDF

Экзистенциальный вакуум как психологический феномен

Лысенкова Екатерина Андреевна
В статье рассматривается переживание экзистенциального вакуума как психологический феномен. Анализируются когнитивный, эмоциональный и мотивационно-деятельностный компоненты этого переживания. Рассматривается связь переживания бессмысленности и временной перспективы личности. Выдвигаются предположения о влиянии психотерапии на процесс переживания экзистенциального вакуума.
Скачать PDF

Похожие термины: