Экзистенциальная психология

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Экзистенциальная психология
ранее этот термин обозначал структуралистское направление в психологии (Э. Титченера), ныне обозначает обычно психологию, базирующуюся на экзистенциализме.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПСИХОЛОГИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ
психологическое учение, в основе которого лежит философия экзистенциализма. К П.э. относят, например, учение А. Маслоу и всю гуманистическую психологию. См. Маслоу Абрахам, психология гуманистическая, экзистенциализм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
одно из направлений гуманистической психологии; изучает: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества; 4) проблемы поиска смысла существования.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Экзистенциальная психология
направление в западноевропейской и американской психологии, основные идеи которого — отсутствие предзаданности, детерминированности человеческой жизни извне, самотворчество, обретение человеком сущностных характеристик во взаимодействии с внешним миром.

Источник: Психологические жизненные ориентации человека 2006 г.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Это название ранее использовалось для обозначения точки зрения, выражавшейся Э. Титчнером (см. структурализм). Однако, когда оно встречается в настоящее время, оно почти неизменно относится к одной из двух версий психологических положений, возникших на базе экзистенциализма.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Экзистенциальная психология
(от лат. existentia — «существование») — одно из направлений «гуманистической психологии», отстаивающее представление о том, что подлинным бытие личности становится при ее самоуглублении, направленном на освобождение от причинных связей с материальным миром и социальной средой. Это также означает способность к самодетерминации и выбору независимого от внешних факторов «жизненного плана». Когда человек погружен в мир повседневных забот и тревог, его подлинное Я остается невыясненным, утрачивает свою индивидуальность и самостоятельность, думает и поступает, как другие. Путем углубления в себя, считают экзистенциалисты, человек может познать свою индивидуальную природу и устроить свое бытие согласно с ней.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
раздел психологической науки, изучающий проблемы смысла жизни, отношение к смерти, Богу, высшим ценностям, проблемы свободы, любви, одиночества и т. п. Изучение этих проблем широко распространено в университетах Запада. Э. п. – одна из ветвей гуманистической психологии (см. Гуманистическая психология), она исходит из первичности бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого человека базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревогу. Зрелой личности удается успешно справиться с ними, а неспособность сделать это приводит к психическим нарушениям. Э. п. подчеркивает уникальность личного опыта конкретного человека, несводимость его к общим схемам. Экзистенциальная психотерапия ставит своей целью восстановление аутентичности личности (соответствия ее бытия в мире собственной внутренней природе), опираясь при этом на глубинную личностную рефлексию клиента. В практике современной Э. п. используются также многие достижения психоанализа. Наиболее видные представители Э. п. – Л. Бинсвангер, Р. Мей, В. Франкл и др.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПСИХОЛОГИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ
психологическое направление, основанное на принципах психологии гуманистической и исходящее из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога.
Рассматривается следующий ряд проблем:
1) проблемы времени, жизни и смерти;
2) проблемы свободы, ответственности и выбора;
3) проблемы общения, любви и одиночества;
4) проблемы смысла и бессмысленности существования, поиска смысла существования.
Психология экзистенциальная подчеркивает уникальность не сводимого к общим схемам и универсальным правилам личного опыта конкретного человека. На базе этих теоретических посылок развивается психотерапия экзистенциальная, направленная на восстановление аутентичности личности - соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе, что достигается за счет глубинной личностной рефлексии. В практике психологии экзистенциальной применяются многие достижения психоанализа. Самые видные представители - Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. existential psychology) - направление в современной западной психологии, одна из ветвей гуманистической психологии. Э. п. исходит из первичности бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого человека базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревогу. Зрелой личности удается успешно совладать с ними; неспособность сделать это приводит к психическим нарушениям. Можно выделить 4 основных узла экзистенциальных проблем, пути решения которых изучает Э. п.: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества и 4) проблемы смысла и бессмысленности существования. Э. п. подчеркивает уникальность личного опыта конкретного человека, несводимость его к общим схемам.
Экзистенциальная психотерапия ставит своей целью восстановление аутентичности личности (соответствия ее бытия в мире собственной внутренней природе), опираясь при этом на глубинную личностную рефлексию клиента. В практике современной Э. п. используются также многие достижения психоанализа. Наиболее видными представителями Э. п. являются Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мэй, В. Франкл, Дж. Бугенталь. См. также Логотерапия. (Д. А. Леонтьев.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Экзистенциальная психология
Словообразование. Происходит от лат. existentia - существование и греч. psyche - душа, logos - учение.
Категория. Психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии.
Специфика. Исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога. Ее представителями являются Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй, В.Франкл, Дж.Бугенталь. Основной рассматривается проблема человека, который рефлектирует и подтверждает себя в процессе обретения смыслов. В центр внимания ставятся не внешние силы, обусловливающие поведение человека, но его собственная индивидуальность, которая себя узнает (Хайдеггер), проверяет (Сартр) или осуществляет (Франкл). Эта индивидуальность проявляется в различных формах любви, при переживании стыда, при смене настроений. Традиционный предмет экзистенциальной психологии - человек в экстремальных ситуациях (экономическая депрессия, война, разрушения). Выделяется ряд проблем: жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества: смысла и бессмысленности существования. Вместе с тем, считается, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, которые не может быть сведен к универсальным правилам. На основе данных теоретических посылок развивается экзистенциальная психотерапия, направленная на восстановление аутентичности личности, которая достигается за счет глубинной личностной рефлексии.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль в гуманистической психологии, кот. изучает-исследует-интерпретирует такие феномены, как проблемы экзистенции, времени, смерти, автономии, выбора, независимости, свободы, коммуникации, любви, смысла, концептуальности, одиночества, а также бессмысленности человеческого существования, с ориентацией на имманентно-экзистенциальный мир субъекта, его рефлексивно-мотивационную сферу, конгруэнтности его Эго с социально-онтологическими факторами и их трансформациями-метаболизациями; экзистенциальный анализ (Э.а.) — это метод анализа-интерпретации субъекта с учетом плюраспектрально-индивидуально-онтологических особенностей индивида, сынтенционированных на матрицы-кондиции-факторы экзистенции-существования; как считал Бинсвангер и стор. его концепции, истинно-достоверная экзистенция субъекта детектероизируется лишь благодаря внедрению глубин экзистенции в свое Эго, с ориентацией субъекта на автономный выбор жизненных проекций, жизненных программ; а в тех случаях-кондициях, когда сам субъект не открыт своему будущему, он и начинает, т.о., дискурсосмысливать-осознавать себя одиноким, его имманентная проекциональность мира свертывается, а потенциальные ресурсы психоэволюции и феномены ментально-рефлексивного порядка, обструктируются-блокируются и возни-кают поэтому, дифференциальные психоаномалии-психоаберрации; только когда человек осознает себя самореализованным-автономным-свободным, а следовательно и аутоассертичным, как полагал Бинсвангер, он и может аутоиммунноизироваться-самозащищаться от дифференциальных неврозов, психодефектов, поскольку горизонты его перцепции-обозримости, — термин явно навеянный феномено-логией Гуссерля и онтологическими экспликациями Хайдеггера, —довольно широки-рациональны-релевантны.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Экзистенциальная психология
(лат. existential — существование и греч. psyche — душа, logos — учение) — психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии. Цель Э.п. — восстановление аутентичности личности (соответствия её бытия в мире собственной внутренней природе), опираясь на глубинную личностную рефлексию. Э.п. изучает проблемы времени, жизни, свободы, ответственности, выбора, общения, любви, одиночества, смысла и бессмысленности существования. Представители — Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мэй, В. Франкл, Дж. Бугенталь. В центр внимания ставятся не внешние силы, обусловливающие поведение человека, но его собственная индивидуальность, которая «себя узнает» (М. Хайдеггер), «проверяет» (Ж. П. Сартр) или «осуществляет» (В. Франкл) В центре Э.п. — человек, со своими представлениями о присущих ему возможностях и границах осознания себя как «Самости» [193, 240]. Э.п. подчеркивает уникальность личного опыта конкретного человека, несводимость его к общим схемам. Таким образом, категории экзистенциализма в позитивном полюсе значений соответствуют категориям психологии творчества. В структуре креативности экзистенциальные креативные свойства составляют особую группу качеств. У каждого человека свой внутренний мир, свое мировоззрение, основанное на той картине (карте) мира, которая сложилась в процессе жизни. Именно эта карта в большей мере, чем сама реальность определяет то, как человек интерпретирует мир, реагирует на него и наделяет смыслом собственное поведение и переживания. Таким образом, в большинстве случаев не внешняя реальность ограничивает или активизирует творческие возможности, а внутренняя карта этой реальности. Чем шире и богаче экзистенциальный мир человека, тем больше возможностей для творческой самореализации.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЭКЗІСТЭНЦЫЯЛЬНАЯ ПСІХАЛОГІЯ / EXISTENTIAL PSYCHOLOGY– направление в психологии, прикладной раздел экзистенциальной философии. Изучает проблемы смысла жизни, бытия, отношение к смерти, Богу, высшим ценностям, проблемы свободы, любви, одиночества, выбора и т. п. Философской основой Э. п. выступают работы философов экзистенциального направления Э. Кьеркегора и др. Э. Гуссерль сформулировал принципы феноменологии, понимаемой в качестве науки о предметах, как они даны в опыте. К. Ясперс использовал феноменологию как метод описания внутреннего мира, метод анализа психологических феноменов. А. ван Каам определил феноменологию как метод психологии, который стремится раскрыть и пролить свет на феномены поведения, как они явлены в своей воспринимаемой непосредственности. Э. п. использовала феноменологию для освещения феноменов, принадлежащих среде личности. В силу этого первоначально собственно экзистенциальное направление в психологии именовалось экзистенциально-феноменологическим, или экзистенциально-аналитическим, и представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США, где развивался параллельно с гуманистической психологией, в результате ряд представителей Э. п. в разных источниках относят к Э. п., в то время как в других– к гуманистической психологии. Среди направлений и школ Э. п. можно выделить экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера, дазайн-анализ (Daseinана лиз) М. Босса и А. Хольцхей-Кунц, экзистенциальный анализ (логотерапия) В. Франкла, экзистенциальный анализ А. Лэнгле и др. В рамках Э. п. также широко распространена практика экзистенциального консультирования (Д. Бьюдженталь, И. Ялом, Р. Мэй). Э. п. имеет существенные пересечения с гуманистической психологией, ряд общих моментов и ряд принципиальных различий. Дж. Бюдженталь вообще говорил об экзистенциально-гуманистическом подходе. Принципиальная общность, состоит в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому. Гуманизму свойственны известный оптимизм, развитие потенциала, самореализация. Европейская Э. п. всегда подчеркивала человеческие ограничения и трагическую сторону человеческого существования. Мир в Э. п. понимается как мир человека и характеризуется открытостью. В Э. п., согласно Р. Мэй, человек рассматривается в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, тревоги, отчаяния, отчуждения от самого себя и конфликтов. Фундаментальным вкладом Э. п. в психологию является понимание человека как бытия, понимание «человека-в-его-мире». Человек является способным мыслить и осознавать свое бытие, а следовательно, рассматривается в Э. п. как ответственный за свое существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой. Экзистенциальные аналитики выделяют три модуса (одновременно сосуществующих аспекта) мира. Окружающий мир (Umwelt)– материальный, мир биологических и физических объектов, в который человек оказывается «заброшен» фактом рождения и к которому адаптируется в течение жизни. Мир людей (Mitwelt)– существ одного вида, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются. Мир себя (Eigenwelt)– мир самости, самосознания и самоосмысления. Реальность бытия в мире оказывается утраченной (редуцируется), если акцент делается на каком-то из миров, а другие исключаются, что часто происходит в научных подходах к пониманию человека. Э. п. большое внимание уделяет времени; временная перспектива ретроспектива– отличительная особенность переживаний человека. Человек, в отличие от других живых существ, имеет способность к трансцендированию (выходу) из текущей, сиюминутной ситуации, способность подняться над течением времени. Э. п. подчеркивает уникальность личного опыта конкретного человека, несводимость его к общим схемам. Экзистенциальная психотерапия ставит своей целью восстановление аутентичности личности (соответствия ее бытия в мире собственной внутренней природе), опираясь при этом на глубинную личностную рефлексию клиента. В практике современной Э. п. используются также многие достижения психоанализа. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Экзистенциальная психология
existential psychology) Несмотря на то, что Э. п. обычно относят к гуманистической традиции, она обладает выраженными отличительными чертами, позволяющими ей объявить о своей независимости. Гуманистические подходы отбирают качества функционирования, к-рые выглядят положительными, так сказать, по их нарицательной стоимости, и используют их для понимания достижения совершенства в жизни через постоянное углубление сознания и развитие. Э. п. также содержит уникальные элементы, к-рые можно уяснить при более тонкой классиф. моделей актуализации и достижения совершенства (actualization and perfection fulfillment models). Теории актуализации исходят из того, что если в процессе взаимодействия со значимыми др. чел. систематически получает безусловное положительное вознаграждение, то заложенные в нем от рождения потенциалы будут выражаться в его поведении, под действием врожденных тенденций к актуализации. Актуализация врожденных потенциалов ведет к развитию на протяжении всей жизни, формированию индивидуальности и достижению совершенства и - при наличии поддержки и одобрения со стороны окружающих - представляет собой автоматический, телеологический и относительно легкий процесс. Развитие чел. прекращается или направляется по ложному пути только тогда, когда поддержка людей, с к-рыми он считается, может быть скорее признана обусловленной их собственными (эгоистичными) интересами, нежели безусловной и бескорыстной. В противоположность этому, теории достижения совершенства (парадигматическим образцом к-рых и яв-ся Э. п.) делают допущения, отдаляющие их от теорий актуализации. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что, согласно теориям достижения совершенства, чел. развивается в течение всей своей жизни независимо от того, получает ли он от окружающих безусловную поддержку или нет. Для экзистенциалистов развитие определяется скорее личным решением чел., нежели дарованными ему природой потенциалами. Хотя экзистенциалисты и соглашаются с тем, что важны и глубокий ум, и сформированная индивидуальность, их понимание процессов, благодаря к-рым достигается и то, и другое, отличается от понимания этих процессов сторонниками теорий актуализации. Э. п. исходит из того, что склонность чел. символически осмыслять, воображать и оценивать непрерывный поток своего соц., биолог. и физ. опыта яв-ся врожденной, чисто челов. способностью. Использование этой когнитивной способности придает опыту индивидуализированный (субъективный) смысл и углубляет осознание того, что характер и направление жизни складываются из многочисленных решений, принимаемых индивидуумом. Каждое решение приводит в будущем либо к новому опыту, либо к повторению того же опыта, к-рый уже был у чел. в прошлом. Э. п. не акцентирует ничего настолько телеологически специфического и директивного, как врожденные потенциалы. Для экзистенциалистов, каким бы ни было последовательное движение и развитие, которое имеет место у конкретных людей, оно строится на текущей основе, пополняемой их отдельными решениями. С т. зр. Э. п., в процессе развития предпочтительнее выбирать будущее, а не прошлое, поскольку приобретение нового опыта может привести - через стимуляцию символизации, воображения и оценки - к более глубокому пониманию смысла, чем простое повторение того, что уже знакомо. Однако обдумывание или реальный выбор будущего в точке принятия решения обычно несет с собой онтологическую тревогу (страх неопределенности) по поводу того, что именно принесет это будущее. Альтернативный выбор, т. е. выбор в пользу прошлого, тоже эмоционально болезнен, поскольку приносит с собой онтологическое чувство вины по поводу упущенной возможности приобрести новый опыт. Людям, привыкающим делать выбор в пользу прошлого, приходится бороться с накоплением онтологической вины, приобретающим форму отчаяния, вызванного бессмысленностью происходящего. Сказанное выше подтверждает, что взгляд экзистенциальных психологов на развитие отличается от взгляда сторонников теории актуализации: по мнению экзистенциальных психологов, развитие - в силу его природы - весьма трудный и болезненный процесс. Что же касается вопроса о конкретных стадиях развития, ведущего к усваиваемым стилям жизни, то Э. п. отвечает на него несколько туманно. Однако она проводит четкую границу между ранним и дальнейшим (более поздним) развитием. Осн. задача раннего развития ребенка - научиться воспринимать самого себя как выносливого и смелого чел. Чтобы облегчить ребенку подобное научение, родители и значимые другие - в идеале - должны принять его самовыражение и создать обстановку, к-рая предлагала бы ребенку разнообразие, поддержку и возможности прикладывать усилия для достижения успеха, а также определенные ограничения. В подобной обстановке ребенок научится воспринимать себя как личность, способную держать слово, контролировать себя, и готовую принять вызов, что приведет к развитию смелости. Дальнейшее развитие - более самостоятельное, поскольку подростки, постепенно отдаляясь от родителей, начинает больше полагаться на собственные решения и интерпретацию их последствий. Они проходят стадии эстетизма и идеализма, когда освобождаются от родительской опеки и отстаивают ценности, к-рые должны определить их собственную жизнь. Наученные не бояться трудностей, они, скорее всего, способны извлекать уроки из своих неудач, а это составляет основу идеала дальнейшего развития. Познав пределы эстетизма и идеализма, такие люди входят в пору зрелости, или время аутентичного стиля жизни. Индивидуумы, живущие аутентичной (подлинной) жизнью, проявляют свои сугубо личные, неповторимые качества в своих определениях а) себя как людей, к-рые способны - через принятие решений и интерпретацию их последствий - влиять на собственный соц. и биолог. опыт, и б) об-ва как создаваемого поступками отдельных людей и, следовательно, поддающегося изменению усилиями этих людей. Аутентичный стиль жизнь характеризуется гармонией (unity) и новаторством. Биолог. и соц. опыт людей, чья жизнь аутентична, отмечены утонченностью, вкусом, интимностью и любовью. Мужество помогает им воспринимать сомнения как неизбежных "спутников" выработки собственного мнения, и они не позволяют сомнениям влиять на принятие ими тех или иных решений. Хотя аутентичные люди могут заблуждаться на свой счет, им - благодаря пристальному вниманию к себе и общей рефлексивности - свойственна тенденция к быстрому исправлению положения. Поэтому-то у них и не накапливается онтологическая вина за упущенные возможности или по поводу кажущейся собственной поверхностности. Напротив, молодые люди, раннее развитие к-рых прошло в условиях, далеких от идеальных, никогда не обретают смелости и, в буквальном смысле, остаются зависимыми и аморфными до конца своих дней. Принимая решения, они не способны полагаться на собственные силы и не могут использовать свои когнитивные способности для формирования аутентичности на основании собственного жизненного опыта. Сказанное прежде всего относится к их неумению учиться на ошибках; такие люди спешат откреститься от них, вместо того чтобы понять, что же они сделали не так. Вместо того чтобы вступить в подлинный период позднего развития, они копируют поведение окружающих их людей, проявляя конформистский, незрелый стиль жизни. Люди с конформистским стилем жизни определяют себя исключительно как исполнителей соц. ролей. Выражение символизации, воображения и оценки у них заторможено, что приводит к стереотипному, фрагментарному функционированию. Их биолог. и соц. опыт далек от утонченности и скорее похож на договорные отношения, чем на отношения, основанные на чувствах. Накопление онтологической вины, являющееся результатом того, что конформисты отдают предпочтение прошлому, а не будущему, приводит к возникновению у них чувства неуверенности и собственной никчемности. В их мировоззрении преобладают материализм и прагматизм. В Э. п. немного систематических исслед. Большинство экзистенциальных психологов - психотерапевты, к-рые пропагандируют свои идеи, опираясь на конкретные эпизоды из собственной практики. История болезни Эллен Вест, описанная Бинсвангером, и мн. случаи из практики Босса (1963) иллюстрируют экзистенциальный подход к пониманию челов. поведения. Известны и др. исслед., к-рые хоть и предпринимались без оглядки на экзистенциальные теории, тем не менее могут рассматриваться как принципиальное эксперим. подтверждение их состоятельности. Напр., Тайлер обобщила результаты, полученные многими авторами, изучавшими личность. Она выявила немало доказательств существования когнитивной структуры обработки вероятностной информ. (possibility-processing cognitive structure) у тех людей, для к-рых выбор - признак творческой жизни и возможность проявить собственную индивидуальность. Тж релевантны и многочисленные исслед. внутреннего и внешнего локуса контроля, начало к-рым было положено работами Роттера, Симена и Ливеранта. Функционирование на основе внутренней ориентации приводит к индивидуалистическому поведению, а внешняя ориентация ведет к конформности. Накопление данных, полученных с помощью шкалы соц. желательности, тж можно рассматривать как принципиальное эмпирическое подтверждение справедливости экзистенциального подхода. Картина, к-рая при этом вырисовывается, позволяет предположить, что чем выше оценка по этой шкале, тем красноречивее поведение и самовосприятие чел. свидетельствуют о его заинтересованности в том, чтобы быть внимательным, последовательным и компетентным; те же, чей интерес поверхностен, демонстрируют отсутствие заботы об окружающих и принципиальное нежелание знать правду о себе. Мн. результаты этих исслед. подтверждают справедливость экзистенциальной трактовки конформистского стиля жизни. Э. п. возникла как последовательный, целостный подход к пониманию челов. поведения и к влиянию на него. Мн. ее идеи, касающиеся образования, методов лечения и проведения исслед., оказывают разностороннее влияние на психологов. См. также Аналитическая психология, Бихевиоризм, Гормическая психология, Конформная личность, Полемика о роли природы и воспитания в развитии, Свобода воли, Теоретическая психология, Экзистенциализм С. Мадди

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
307.26 кб

Экзистенциальный подход в психологии

Подлиняев Олег Леонидович
Рассматривается сущность экзистенциального подхода, его роль и место в пространстве современной психологической науки.
Читать PDF
120.01 кб

Экзистенциальная психология: поиск пути

Гришина Наталия Владимировна
Статья посвящена относительно новой области психологии, интенсивно развивающейся в последние десятилетия, экзистенциальной психологии, истории ее становления и особенностям.
Читать PDF
111.40 кб

Экзистенциальный вакуум как психологический феномен

Лысенкова Екатерина Андреевна
В статье рассматривается переживание экзистенциального вакуума как психологический феномен. Анализируются когнитивный, эмоциональный и мотивационно-деятельностный компоненты этого переживания.
Читать PDF
168.25 кб

Экзистенциальная точка роста отечественной психологии

Морозов С. М.
Читать PDF
229.25 кб

Экзистенциальное направление в психолого-педагогической науке

Подлиняев Олег Леонидович
В статье рассматривается сущность экзистенциального подхода, его роль и место в пространстве современной психолого-педагогической науки.
Читать PDF
121.87 кб

Рецепция хайдеггерианских модусов в экзистенциальной психологии

Клименко Татьяна Евгеньевна
В данной статье проводится анализ экзистенциальных модусов, выдвигаемых М. Хайдеггером в философии и Л. Бинсвангером в психотерапии.
Читать PDF
129.84 кб

Работа с экзистенциальными данностями в психологическом консультировании

Юдина Елена Витальевна
В статье представлены основные положения, которые являются опорными в работе с экзистенциальными данностями: бессмысленностью, одиночеством, ответственностью и конечностью.
Читать PDF
160.22 кб

Экзистенциально-психологические интенции художественного мира А. П. Чехова

Гинецинский Владислав Ильич
В статье в качестве иллюстрации характеристических черт экзистенциалистского мироощущения рассматривается интерпретация образа одного из персонажей А.П.Чехова.
Читать PDF
152.54 кб

Экзистенциальный анализ в практике телефонного психологического консультирования

Лэнгле, Зайцев, Шумский
В статье кратко описаны теоретическая и методическая база современного экзистенциального анализа концепция четырех фундаментальных мотиваций, методы и техники консультативной и психотерапевтической работы.
Читать PDF
160.85 кб

К проблеме синдрома выгорания у психологов-консультантов: экзистенциальный подход

Юдина Е. В.
В статье дано понимание синдрома выгорания практического психолога с точки зрения экзистенциального подхода.
Читать PDF
369.64 кб

Психологические аспекты женского бесплодия в ракурсе экзистенциальной проблематики

Фоменко Г. Ю.
Сhair of psychology of an individual and general psychology Female infertility problem is studies as a complicated medical and social problem demanding comprehensive approach for its solving.
Читать PDF
5.45 мб

Понимание внутренних конфликтов личности в экзистенциально-аналитической психологии

Красильников Игорь Александрович
В статье рассматриваются фундаментальные жизненные проблемы человека: жизнь и смерть, одиночество с позиции внутренних конфликтов личности.
Читать PDF
249.80 кб

Экзистенциальный опыт и постижение как методологические проблемы психологии понимания

Знаков В.В.
В статье дан методологический анализ трех тенденций развития психологического познания в последние три десятилетия.
Читать PDF
732.23 кб

Экзистенциально-психологические основания арттренингов креативности для лидеров и команд

Грязева-добшинская Вера Геннадьевна
В статье анализируется экзистенциально-психологические основания арт-тренингов креативности для стимулирования индивидуальной и групповой творческой деятельности.
Читать PDF
559.21 кб

По направлению к подлинности человеческого бытия (об экзистенциальной динамике в психологии)

Касавина Н.А.
Статья посвящена методологическим трансформациям в психологии и психоте рапии в их отношении к экзистенциальной философии. Охарактеризованы не которые черты феноменологического метода в экзистенциальной психологии.

Похожие термины:

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

    Это совр. направление в психологии личн. уходит корнями в экзистенциализм как популярную филос. школу второй половины XX в., возникшую на основе философии жизни, феноменологии, персонализма, идей С.