ЦВЕТ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Цвет
субъективное ощущение, связанное с воздействием света на рецепторы сетчатки (колбочки). Восприятие света, как установлено, зависит от трех компонентов физической энергии: длины волны, чистоты и интенсивности электромагнитного воздействия. Длина волны соответствует психологическому качеству тона (того, что неспециалисты называют цветом), светлость – насыщенности, интенсивность – яркости. Термин «хроматический» используется для обозначения стимулов, поддающимся анализу по всем трем упомянутым характеристикам, а «ахроматический» - стимулов, которые имеют только характеристику яркости (по терминологии неспециалистов, «черно-белых», не имеющих «цвета»).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЦВЕТ
Субъективное ощущение, связанное со светом. Восприятие цвета зависит от трех компонентов физической энергии: длины волн, чистоты и интенсивности. Длина волны соответствует психологическому качеству тона (или, что неспециалисты называют "цветом"), светлость – насыщенности и интенсивность – яркости. См. эти термины, где дано более подробное описание значений и употреблений. Обратите внимание, что прилагательное хроматический используется для обозначения стимулов, поддающихся анализу по всем трем этим характеристикам, и ахроматический используется для обозначения стимулов, которые имеют только характеристику яркости. По терминологии неспециалиста, у последних нет "цвета", они "черно-белые".

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЦВЕТ
субъективное ощущение качественно своеобразного оттенка, возникающее при восприятии человеком электромагнитных волн определенной длины. Между цветом как субъективным ощущением и длиной волны как объективным, физическим явлением имеются следующие соответствия: длина волны около 460 нм порождает ощущение фиолетового цвета; длина волны около 470 нм-ощущение синего цвета; длина волны около 480 нм-ощущение голубого цвета; длина волны около 520 нм-ощущение зеленого цвета; длина волны около 580 нм-ощущение желтого цвета; длина волны около 600 нм-ощущение оранжевого цвета; длина волны около 640 нм-ощущение красного цвета. Ц. зависит от сочетания трех физических компонентов электромагнитной энергии, которые вызывают световые ощущения: длины волны, чистоты электромагнитных колебаний и их интенсивности. Длина волны соответствует физическому атрибуту цветового оттенка, т. е. цвету как таковому; чистота-насыщенности цвета; интенсивность-его яркости. Цвета могут быть хроматическими и ахроматическими. Ахроматические цвета-это все цвета только с черно-белыми оттенками, а хроматические-все остальные цвета. Ахроматический Ц. характеризуется только яркостью, а хроматические цвета имеют все указанные выше свойства. См. цвета ахроматические, цвета дополнительные, цвета хроматические.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЦВЕТ
англ. color). Термин "Ц." используется во многих областях знаний и в каждой из них определяется по-разному. Напр., физики используют слово "Ц." для обозначения монохроматического (или узкополосного) излучения. (Ср.: "Призма разлагает белый свет на цветные лучи", - писал С. И. Вавилов в книге "Глаз и солнце". - М., 1976.) В лакокрасочной промышленности "Ц." называется образец (обычно, бумажный) красителя из цветового атласа, для которого задана определенная процедура изготовления.
В психологии термин "Ц." имеет 2 значения. В 1-м, психофизическом, значении имеется в виду зрительный образ, возникающий при воздействии на сетчатку световым излучением в диапазоне 400-700 нм (однородным во времени и пространстве) и характеризующийся только 3 субъективными качествами: цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. Такой образ называется "аппертурным" Ц., он возникает только в специфических условиях наблюдения. В реальной жизни наиболее близок к аппертурному Ц. образ, возникающий при взгляде на Луну в темную ночь в открытом поле.
Во 2-м - общепсихологическом значении - имеется в виду Ц., который человек видит обычным зрением, не ограниченным специальными условиями наблюдения. Такой образ называется "предметным" Ц., он характеризуется значительно большим числом качеств, среди которых перцептивные (блескость, теплота, матовость и т. д.), эмоциональные (приятный, возбуждающий, спокойный и т. д.) и др. психологические качества. (Ч. А. Измайлов.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЦВЕТ
характеристика зрительного ощущения, позволяющая наблюдателю распознавать качественные различия излучений, обусловленные различным спектральным составом цвета. Основными характеристиками Ц. являются: 1) цветовой тон — положение данного Ц. в спектре, определяемое доминирующей длиной волны в нанометрах; это свойство, которым один Ц. отличается от другого, напр, красный от желтого; 2) насыщенность Ц.— степень чистоты цветового тона, т. е. степень отличия хроматического Ц. от ахроматического при той же светлоте; измеряется в процентах; 3) светлота — степень удаления Ц. от абсолютно черного, определяется коэффициентом отражения в процентах. Ц. разделяются по нескольким признакам: хроматические (все спектральные Ц. плюс отсутствующий в спектре пурпурный Ц.; эти Ц. характеризуются цветовым тоном, насыщенностью и светлотой) и ахроматические (белый, черный и все оттенки серого Ц.; эти Ц. не имеют характеристик цветового тона и насыщенности и обладают только светлотой); выступающие (теплые), создающие зрительное впечатление приближения, и отступающие (холодные), создающие впечатление удаления окрашенного объекта; легкие (насыщенные) — светлые по тону и относящиеся к желто-зеленой части спектра, и тяжелые (ненасыщенные) — темные по тону, относящиеся к красно-фиолетовой части спектра. Отдельно следует выделить дополнительные Ц.— ими являются любые два хроматических Ц., которые при аддитивном смешении в соответствующих пропорциях дает ахроматический Ц. (напр., голубовато-зеленый и красный, голубой и оранжевый, синий и желтый и т. д.). Учет фактора Ц. при решении инженерно-психологических и художественно-конструкторских задач осуществляется по трем направлениям. Во-первых, Ц. используется как средство информации; он используется для ориентации в рабочем оборудовании (создание оптимального тона для предметов труда, выделение предметов в соответствии с их функцией, цветовое кодирование информации) и для ориентации в рабочей среде (применение Ц. и знаков безопасности, обозначение и маркировка коммуникаций). Во-вторых, Ц. является фактором психофизиологического комфорта; при этом учитывается психологическое (компенсация неблагоприятных воздействий трудового процесса и внешней среды) и физиологическое (создание физиологически оптимальных яркостных и цветовых соотношений) воздействие Ц. (подробнее см. Психологическое значение цвета, Физиологическое значение цвета). В-третвих, Ц. используется как средство композиции; в этом случае учитывается эстетическое воздействие Ц. (использование эффекта красоты отдельных Ц., достижение гармоничности цветовых сочетаний) и решаются задачи выявления объемно-пространственной композиции (выделение композиционных особенностей оборудования и производственного помещения). Для подбора нужных Ц. и их оттенков используются специальные атласы образцов. При их построении учтены способности зрительного анализатора к цветовому восприятию объектов.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ЦВЕТ
световые лучи, энергетические волны, воспринимаемые и различаемые глазом и играющие важную роль в культурном и психическом мировосприятии людей.
Свет возникает в связи с взаимодействием связанных общим ядром атома и свободных электронов. Это электромагнитное, тепловое излучение той же природы, что электрический ток или радиоволны. Световые волны характеризуются длиной от 380 до 780 нм (нанометров; 1 нм - 1 миллионная часть миллиметра). Наше тело не может напрямую улавливать такие энергетические лучи, как волны радиовещания и ТВ. Нужны специальные приборы, приемники, трансформирующие эти волны в видимое изображение. Кинетически мы улавливаем тепло, напр., идущее от батарей отопления, но эти волны мы не видим. Световой спектр мы видим. Белый Ц. - это весь спектр, цветной свет. Черный Ц. физически не существует: этот Ц. глаз воспринимает тогда, когда световые лучи, попав на предмет или вещество, полностью поглощаются (абсорбируются). На самом деле видимый нами черный Ц. - это очень темный фиолетовый. Самые короткие волны видимого света существуют в диапазоне 444-380 нм (от синевато-фиолетового до сине-фиолетового). Самый "длинный" Ц. - красный, от 627 до 780 нм.
Обычно абсорбция происходит только частично. Частичны отражение световых лучей или проникновение их через предмет или вещество. Причем у каждого вещества - своя отражающая способность. Ц. находится не там, где мы его видим, т. е. нет зеленого на траве, желтого на лимоне и т. д. Свет падает на предмет, часть световых лучей поглощается, а другая часть (Ц. тела) отражается или проходит сквозь предмет и воспринимается нашим глазом. Вот этот "остаточный свет" и вызывает раздражение в рецепторах сетчатки глаза, и мы видим световые волны определенной длины, Ц. и цветовые гаммы.
Глаз является приемником световых энергетических лучей (указанного выше диапазона: от 780 до 380 нм). В каждом из обоих глаз находится 118 миллионов светочувствительных "палочек", передающих черно-белые цветовпечатления. Но еще в каждом глазу находится около 7 000 000 "колбочек" для цветового зрения, которые функционируют только при высокой силе освещенности. Ночью мы видим только в черно-белом свете.
Основные Ц. - красный, желтый, синий и зеленый. Ц. воздействуют не только на зрительные центры (глаза), но и на др. части мозга. Красный и желтый (и их дополнительные Ц., оттенки) оказывают возбуждающее действие на человеческую психику, а синий и зеленый (и их оттенки) - успокаивающее.
Каждый Ц. привязан к определенным частям мозга. Напр., зеленовато-желтый влияет на теменную долю и повышает способность к восприятию внешнего мира. Желтый Ц. связан с лобной долей мозга и обеспечивает гибкость мышления, усиливает связь с окружающим миром. Желто-оранжевый Ц. возбуждает честолюбие и стремление к общению. Он также связан с лобной долей. Успокаивающий фиолетовый Ц., влияя на теменную долю, понижает способность восприятия внешнего, окружающих людей и предметов, способствует сосредоточенности. Синевато-фиолетовый делает мышление более эмоциональным, усиливает контакты между сознанием и подсознанием. Ультрамарин (фиолетово-синеватый), влияя на лобную долю, делает мышление более рациональным, разводит чувства и суждения. Пурпурно-красный Ц. возбуждает нервные клетки спинного и среднего мозга. Это Ц. мудрости и власти, Ц. цезарей Древнего Рима и царей Древней Иудеи, византийских императоров. Он пробуждает силу и энергию. Зеленый Ц. успокаивает средний мозг, координирующий двигательные функции тела. Зеленый Ц. содействует гармонии тела и души человека. Зеленовато-голубой Ц. снижает агрессивность. Синий Ц. проясняет мысли, придает им философское направление, содействует развитию интеллекта. Эти и др. особенности воздействия Ц. на человека учитывают психология и психиатрия. Напр., известный тест швейцарского психиатра М. Люшера построен на связях между Ц. и эмоциями людей. Он позволяет выявлять настроение человека и состояние его психики. Интересно, что этот тест был заказан М. Люшеру рекламной фирмой. Сегодня он применяется во многих других областях, напр., в работе кадровых служб по подбору персонала.
Ц. органично входят в ментальность людей, т. е. по-разному оцениваются и воспринимаются разными народами, в разных культурах. Английский Комитет по изучению воздействия Ц. дает такие рекомендации: США - красный и желтый (красный ассоциируется с любовью, а желтый - с процветанием), Австрия - зеленый, Египет - голубой и зеленый, Болгария - темно-зеленый и коричневый, Пакистан - изумрудно-зеленый, Ирак - светло-красный, серый и синий, Голландия - оранжевый и голубой, Китай - красный, Мексика - красный, белый, зеленый. Индия - родина сочетания белого, красного и синего Ц., которое используется сегодня во многих национальных флагах. Это Ц. главных индуистских богов: белый - Шива, красный - Брахма, синий - Вишну. В Китае красный Ц. традиционно означает добро и отвагу, черный - честность, а белый - лживость и подлость. В Китае не следует использовать сочетание белого, голубого и черного - это знаки траура. В Бразилии плохо воспринимается сочетание фиолетового с желтым (знак болезни).
Зарубежные компании, проводя маркетинговые исследования цветовых предпочтений российских потребителей, пришли к выводу, что лучшей запоминаемостью в России обладает сочетание желтого и черного Ц. в рекламе. Однако, с культурно-исторической т. зр. это сочетание скорее характерно для Испании (еще красный и черный).
На Руси традиционно праздничным цветом считали красный (само слово означает "красивый"). Это выражено в названиях "Красная площадь", "Красный товар" и т. п. На традиционной русской свадьбе, как отмечают этнографы, невеста одевалась не в белое, а в красное (как и в Китае). Красными были боевые знамена в Древней Руси и знаменитые "червленые щиты" древнерусских воинов (червленый - это оттенок темно-красного Ц.). Праздничным у русских был и остается белый Ц., символ чистоты. Черный Ц. ассоциируется с трауром и отказом от мирских соблазнов (черное духовенство, монашество). Голубой цвет, как и во многих др. культурах, символизирует небо. Он украшает православные храмы с их излюбленным сочетанием белого и голубого (еще красный и золотые купола). Любили русские всегда и зеленый Ц., символ жизни и природы у многих народов.
Специалисты по психологии личности выделяют "двигательные" или "теплые" Ц. Они активно воздействуют на вегетативную (симпатическую) нервную систему людей, ответственную за автоматические функции тела (дыхание, удары сердца и др.).
Красный Ц. стимулирует чувство собственного достоинства, самоутверждения, стремление к власти. Красно-оранжевый содействует появлению страстных чувств, раздражимости и агрессивности. Оранжевый пробуждает половые инстинкты. Желто-оранжевый пробуждает честолюбие и потребность в сочувствии со стороны окружающих. С вегетативной нервной системой связаны и Ц., повышающие напряжение. Золотистый пробуждает стремления к возвышению, блеску, славе. Желтый влияет на рост способностей к общению, усиливает возможности воздействовать на окружающих. Зеленовато-желтый развивает внимание.
Снижение напряжения обеспечивает группа Ц., связанных с вагусом, блуждающим черенко-мозговым нервом. Это "холодные" (полярные) Ц. Ультрамарин (фиолетово-синий) усиливает рациональное начало, управляемость психических процессов, эмоций. Зеленовато-голубой содействует избавлению, освобождению сознания от тревожных мыслей, проблем, нервозности.
Биполярные Ц. накапливают раздражение. Это зеленый и желтовато-зеленый, которые содействуют сохранению энергии и сосредоточению, ограниченности "в своем мире".
"Ц. объединения" помогают сосредоточить внимание на внутренних духовных поисках и переживаниях. Пурпурный Ц. содействует созерцательности, объединению создания со Вселенной, всем миром. Розовый является знаком одиночества, изолированного "я". Сиреневый связан с поисками человеком защищенности от давления окружающего мира в самостоятельных действиях. Фиолетовый - Ц. мистических озарений и страдания, "своего" пути в духовных поисках.
Охро-желтый Ц. содействует обретению социальной стабилизации. Коричневый и темно-коричневый означают верность своим позициям, укорененность, некоторую педантичность и ограниченность, усталость. Оливково-зеленый влияет на снижение личных притязаний и пробуждает потребность в поддержке. Эти Ц. называют стабилизирующими и эзотерическими, т. е. направленными вглубь души, внутрь человека (направленность во внешний мир называют экзотерической). К ним примыкают т. н. пастельные Ц., содействующие одухотворенности личности (яркие и контрастные Ц. этому не способствуют).
Черный Ц. современная психология и психиатрия рассматривают как Ц. отрицания и формального принуждения, схематизации, упрощения явлений жизни и их связей. Белый Ц. обозначает опустошение, забвение, прекращение. Серый Ц. определяют как замещающий. Он содействует покою, вытеснению эмоций, уходу от проблем. В городских ландшафтах - это унылый Ц. Большего комфорта достигли бы жители современных городов, если бы асфальт был бы не серым, а многокрасочным, "играл" бы разными Ц. Это относится и к зданиям жилой и промышленной архитектуры.
Психологические представления о свойствах воздействующих на человека Ц. нельзя, конечно, абсолютизировать. Но возможные реакции аудитории на цветовые решения в рекламе и, шире, маркетинговых коммуникациях (Ц. костюма менеджера, офиса, аксессуаров деловой жизни и т. д.) учитывать нужно обязательно. Мотивационные маркетинговые исследования показывают, что красный Ц. не подходит для рекламирования товаров и услуг для пожилых людей, не вызывает у них положительных ощущений. Не нравится пожилым потребителям и черно-белая гамма в товарном дизайне. Она ассоциируется с бесцветностью, безжизненностью. Для рекламы продуктов питания оптимальны "природные" Ц. - зеленый, голубой, желтый, синий, белый. Для дорогих товаров признанные Ц. респектабельности и солидности - сочетания бордового с золотом, серого и бордового, темно-синего и золотого или серебристого. Красный Ц. и все его оттенки находит применение в дизайне женской косметики и парфюмерии. Он обеспечивает женщин ощущениями сексуальности, пробуждает у них чувственную активность.
При размещении рекламы в многокрасочных журналах и газетах, в изданиях фирменной полиграфии полезно обращать внимание на те цветовые решения, которые для них характерны, типичны, наиболее часто применяются др. рекламодателями. Следует обращать внимание и на те нюансы цветовпечатлений, которые старается вызвать у целевой аудитории реклама конкурентов, и на принятые в том или ином сегменте рынка характерные для него сочетания, ведущие Ц. и цветовые гаммы. Это не означает, что их нужно рабски копировать. Просто потребители соотносят определенные группы товаров и услуг с некоторыми стереотипными цветовыми решениями, специфической для конкретного сегмента красочностью.
Особые цветовпечатления получает в России телеаудитория, которая привыкла (привыкла с нач. 1990-х гг.) к очень ярким, кричащим, резко контрастным Ц. и цветосочетаниям телевизионной рекламы. Это вызвано тем, что подавляющее большинство пришедших из-за рубежа телероликов рекламы западных кампаний производились для стран Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии, а российские клипмейкеры "работали по образцам". Ярким "плакатным" цветоизображением отличается и продукция Голливуда, латиноамериканское "мыло" и примыкающая к ним мультипликация. Определенное влияние на процесс получения телевпечатлений оказывает и конфигурация продаж и эксплуатации телеприемников в России: у большинства зрителей в пользовании старые модели телевизоров с ограниченными возможностями для передачи цветовых нюансов и смягчения цветовой резкости изображения.

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Мастер-класс «Арт-терапия: цвет, символ, сказка»

Слобожанин Алексей Вячеславович
В статье представлен сценарий мастер-класса, проведенного 21 декабря 2012 года в профориентационных целях.
Читать PDF

Цвет как символ визуально-материального идеала общества

Османкина Г. Ю.
В статье через символ важнейшую интеллектуальную канву рассматривается цвет, различные аспекты его использования и восприятия, в частности, в религиозной символике византийской церкви.
Читать PDF

Цвет как эстетический феномен в эпоху средневековья

Суздальцева Светлана Николаевна
В результате проведённого теоретического исследования систематизирован обширный материал по цветовой средневековой эстетике.
Читать PDF

Визуализация в постмодернистской рекламе: изображение, цвет, шрифт как ее составляющие

Бакеева Диана Анваровна
В статье рассматривается рекламная коммуникация как норма художественно-коммерческой деятельности в эпоху постмодернизма.
Читать PDF

Проблема попадания в цвет?. . Нет проблем!

Luke S. Kahng
Читать PDF

Свет и цвет в эстетической стоматологии

Луцкая И.К.
Читать PDF

Свет и цвет при композитных реставрациях фронтальных зубов

Девото В.
Читать PDF

Цвет в истории: культурно-символический аспект

Бакеева Диана Анваровна
В статье рассматривается смысл и значение цвета в истории мировой культуры. С давних времен в культуре всех народов и различных обществ начала складываться определенная гамма любимых цветов.
Читать PDF

Цвет и пространство в фильме «Трудно быть богом» (2013; реж. А. Герман-ст. )

Темлякова Алина Сергеевна
В статье проводится анализ специфики конструирования пространства в фильме «Трудно быть богом» (2013) режиссера А. Германа с применением концепция «какого-угодно-пространства» Ж. Делеза.
Читать PDF

Цвет как предмет охраны при реставрации памятников архитектуры

Лапшина Евгения Александровна, Толкачёва Альбина Александровна
Раскрываются актуальные аспекты охраны исторических архитектурных объектов на примере памятника федерального значения торгового дома «Кунст и Альберс» (ныне торговый дом «Владивостокский ГУМ»).
Читать PDF

Цвет на телевидении как фактор медиавосприятия

Шестерина Алла Михайловна, Гладких Анна Сергеевна
Рассмотрены особенности цветового восприятия на телевидении в нескольких аспектах.
Читать PDF

ЦВЕТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОФОРМЛЕНИЯ РЕКЛАМЫ В ГАЗЕТАХ И ЖУРНАЛАХ

Носаев Денис Александрович, Носаева Ксения Денисовна
Проводится анализ использования цветной печати для воплощения рекламного контента газет и журналов, в том числе с учетом возможных корректировок функций цвета в периодической печати.

Похожие термины:

  • ЦВЕТ АХРОМАТИЧЕСКИЙ

    Любой цвет, лишенный цветового насыщения, описываемый в терминах яркости, то есть белый и черный.
  • АНТАГОНИСТИЧЕСКИЙ ЦВЕТ

    См. дополнительный цвет. См. более подробно теории цветного зрения.
  • ЦВЕТ ЭКРАНА

    цвет изображения на экране. Ц. э. зависит от физических свойств люминофора и должен по возможности соответствовать цели применения и возможностям оператора. При визуальных наблюдениях предпочтит
  • ЦВЕТ ХРОМАТИЧЕСКИЙ

    цвета, восприятие коих возможно лишь при наличии зрения цветового (все цвета, кроме белого, черного и оттенков серого). Противоположное понятие - цвет ахроматический.
  • ЦВЕТ ИНДУЦИРОВАННЫЙ

    Воспринимаемый цвет или изменение цвета, тот? Определяется (то есть индуцируется) стимуляцией других частей зрительной области; см. цветовой контраст.
  • НЕЙТРАЛЬНЫЙ ЦВЕТ

    ахроматический цвет, располагающийся в пределах черно-белого континуума.
  • ОСНОВНОЙ ЦВЕТ

    См. цвета, основные.
  • ОТРАЖЕННЫЙ ЦВЕТ

    Цвет, отраженный от объекта, его цвет поверхности.
  • ПЛЕНКИ, ЦВЕТ

    См. цвет-пленка.
  • ОБЪЕКТНЫЙ ЦВЕТ

    Цвет объекта, что не является полной тавтологией, как это может показаться сначала, поскольку цвет объекта должен быть или цветом-поверхностыо или объемным цветом и, следовательно, отличаться от ц
  • СПЕКТРАЛЬНЫЙ ЦВЕТ

    Цвет или (более точно) тон любого зрительного стимула, доминирующая длина волны которого находится в пределах видимого спектра.
  • ТОНА, ЦВЕТ

    См. тембр.
  • ЦВЕТ БЕЛЫЙ

    ощущение, возникающее, когда глаз стимулируется смешением электромагнитных волн зрительного диапазона, причем волны всех воспринимаемых длин этого диапазона представлены в их смешении примерно
  • ЦВЕТ ПОВЕРХНОСТИ

    цвет, который воспринимается как принадлежащий какому-либо объекту или «лежащий» на некотором, расположенном в пространстве объекте. Ц.п. воспринимается как субстанциональный, т. е. как часть реал
  • ПАМЯТИ ОТТЕНОК (ПАМЯТИ ЦВЕТ)

    цвет объекта, который припоминается человеком по памяти, причем этот цвет (оттенок) иногда отличается от окраски реального объекта, к которому он в реальной действительности относится.