Альтруизм это что такое Альтруизм: определение — Психология.НЭС
АЛЬТЕРНИРУЮЩИЙ АЛЬТРУИЗМ СЕКСУАЛЬНЫЙ

АЛЬТРУИЗМ

Найдено 19 определений термина АЛЬТРУИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Альтруизм

Altruism) — мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с эгоистическими интересами.

Оцените определение:

Источник: Социальная психология. Интенсивный курс. Глоссарий по книге

Альтруизм

Бескорыстная забота о благе других, готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

АЛЬТРУИЗМ

лат. alter - другой) - черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным.

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

АЛЬТРУИЗМ

система ориентации ценностных личности, при коей центральный мотив и критерий нравственной оценки - это интересы другого человека или социальной общности. Термин введен французским философом О. Контом как противоположный понятию эгоизма. Центральная идея альтруизма - идея бескорыстия как непрагматически ориентированной деятельности, выполняемой в интересах других людей и не предполагающей реального вознаграждения. Альтруизм может стать осознанной ориентацией ценностной, определяющей поведение личности в целом; тогда он превращается в смысл жизни личности. Абсолютизация альтруизма столь же ошибочна, как и его недооценка. Реальная значимость альтруистического поведения личности определяется характером ценностей, лежащих в основе взаимоотношений с другими людьми. Альтруизм может выступать как социально-психологическое проявление гуманности, а также в повседневном общении и деятельности людей (-> идентификация коллективная). Механизмом проявления альтруизма может оказаться ситуативная альтруистическая установка, актуализуемая в конкретных опасных ситуациях (например, спасение ребенка ценой собственной жизни). В концепции З. Фрейда проявления альтруизма рассматриваются как невротическая потребность субъекта в ослаблении чувства вины, или же как компенсация им первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

АЛЬТРУИЗМ

от лат. alter - другой).

1. Правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставить интересы др. людей и общее благо выше личных интересов; установка, выражающаяся в готовности приносить жертвы в пользу ближних и общего блага. Термин "А." ввел фр. философ Огюст Конт. Против, термин - "эгоизм". А. называют также поведение человека (группы), основанное на указанном правиле. Альтруистическое поведение проявляется в добровольной помощи др. человеку, несмотря на риск или жертвы, с которыми эта помощь сопряжена.

В психологических исследованиях путем опроса установлено, что "ощущение" счастья (удовлетворенность собой и своей жизнью) положительно коррелирует со склонностью к альтруистическим поступкам. Б. Римланд назвал эту зависимость "парадоксом А.".

1. В последние десятилетия термин "А." стал использоваться в зтологш и социобиологии в отношении животных, однако в само понятие А. внесены существенные коррективы. Ричард Докинз в книге "Эгоистический ген" основным признаком альтруистичного поведения считает то, что оно повышает благополучие др. существа в ущерб собственному благополучию, тогда как эгоистичное поведение приводит к прямо против, результату. Докинз настаивает на объективистском понимании А.: "Важно понять, что приведенные выше определения А. и эгоизма не субъективны, а касаются поведения. Меня здесь не интересует психология побуждений. Я не собираюсь вступать в споры о том, "действительно" ли люди, совершающие альтруистичные поступки, делают это во имя тайных или подсознательных эгоистичных целей. (...) Мое определение касается лишь того, повышает или понижает результат данного действия шансы на выживание предполагаемого альтруиста и шансы на выживание предполагаемого объекта благотворительности" (Докинз, 1993). В строгом соответствии с таким пониманием настоящими альтруистами м. б. признаны машины и домашние животные, которые служат благополучию человека. В естественных условиях альтруистическое поведение обнаруживают многие виды животных. В частности, его наблюдали у воронов, дельфинов и обезьян. (Б. М.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Альтруизм

Altruism) . Мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами.

Источник: Психологические теории и концепции личности краткий справочник Под ред. Горностай П., Титаренко Т., 2001 г.49

Альтруизм

altruism) На специальном языке эволюционных биологов альтруистическое поведение - это такое поведение одного организма, к-рое уменьшает шансы на выживание его самого или его потомства в пользу др. особей того же вида. Нормативная интерпретация такого поведения состоит в том, что оно полезно для генофонда популяции, защищаемого адаптивным поведением, но не для отдельной особи. Поэтому альтруистическое поведение встречается тем чаще, чем выше общая наследственность; близкие родственники демонстрируют больший альтруизм, чем дальние, а семьи более альтруистичны, чем группы несемейного типа, и т. д. Рассматриваемый т. о. А. согласуется с теорией группового отбора, утверждающей, что эволюция происходит на групповом, а не на индивидном уровне; группы, к-рым присуще альтруистическое поведение, по сути, должны иметь больше шансов на выживание. Сам термин - А. - был изобретен Огюстом Контом для объяснения интеграции соц. элементов; А. в его понимании означает самоотверженную заботу о благе др. и не обязательно сопровождается ущербом для самого альтруиста. А., подобно подражанию, внушению (суггестии) и симпатии, использовался на начальном этапе становления социол. в качестве осн. объяснения соц. поведения. Как и все эти термины, термин А. вышел из употребления после отказа от единого объяснения об-ва; однако, вытесненное из социол., это слово со временем вошло в наш обыденный язык. А. стал отдельной темой эксперим. соц. психологии и изучается под общей рубрикой просоциального поведения. Интерес исследователей к этой теме заметно возрос после появления многочисленных публикаций, посвященных антисоциальному поведению, в частности агрессии. Снижение агрессии виделось важной задачей наряду с расширением просоциального поведения. Особенно много усилий было потрачено на изучение двух типов действия чел.: помогающего поведения и вмешательства случайных свидетелей. В каждой из этих областей исслед. должны точно определяться условия проявления такого поведения: мы знаем, что люди помогают др. и вмешиваются в чрезвычайные события в одних ситуациях и не делают этого в др., так что вопроса об поиске универсалии здесь не возникает. В этом свете альтруистическое поведение может рассматриваться как поведение обмена, как функция взаимоотношений - т. е. как зависящее от степени родства, знакомства с ситуацией и наличия др. лиц, способных на соотв. поведение. См. также Потребность в аффилиации, Отчуждение, Любовь К. У. Бек

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Альтруизм (биологический)

В буквальном смысле, любое действие одного организма, увеличивающее шансы на выживание другого организма при одновременном уменьшении собственных шансов. Самки, заслоняющие свое потомство от хищников, и летучие мыши-вампиры, которые делятся пищей с голодными представителями своего вида, могут служить примерами альтруистического поведения у животных. Тот факт, что некоторые животные могут идти на самопожертвование или иным способом подвергать себя опасности, представляет очевидную угрозу дарвиновской теории эволюции путем естественного отбора. Согласно этой теории, в процессе естественного отбора предпочтение отдается лишь тем способам поведения, которые позволяют животным иметь более обильное потомство и таким образом способствуют выживанию вида. Альтруистическое поведение не укладывается в эти рамки и, следовательно, противоречит естественному отбору. Вот два основных объяснения альтруистического поведения, которые позволяют вписать его в широкую структуру теории естественного отбора: 1. Родственный отбор: животные могут оставлять больше копий своих генов, помогая близким генетическим родственникам. Согласно этому объяснению, самопожертвование способствует естественному отбору, так как потенциально сохраняет большее количество генов для следующего поколения. 2. Взаимный альтруизм: животное может проявлять альтруистическое поведение, ожидая, что эта «услуга» будет возвращена впоследствии. Поскольку альтруизм вознаграждается в долгосрочной перспективе, такое поведение является потенциально выгодным.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

Альтруизм (человеческий)

Разновидность общественного поведения (см. Общественные нормы), когда один человек добровольно помогает другому с теми или иными издержками для себя. Основной движущей силой альтруистического поведения считается желание улучшить благополучие другой личности, а не ожидание некой награды (ср. с предыдущим разделом о животном альтруизме) или любая иная причина, в которой можно усмотреть корыстный интерес. Предлагаются следующие объяснения человеческого альтруизма: 1. Причина нашего желания помогать другим людям заключается в эмпатии (сопереживании). Мы помогаем другим, поскольку разделяем их душевные страдания (гипотеза эмпатического альтруизма). 2. Мы помогаем другим, поскольку стремимся преодолеть негативное состояние, в котором сами находимся. Вид человеческого горя или страданий расстраивает нас, и мы хотим избавиться от этого. Бескорыстно помогая другому человеку, мы устраняем источник собственных неприятных чувств (модель облегчения негативного состояния). 3. В социобиологических теориях внимание акцентируется на том, что хотя нам кажется, будто в действиях альтруиста отсутствует личный интерес, на самом деле он часто присутствует в скрытом виде. Альтруистическое поведение рассматривается как стратегия, развившаяся в процессе естественного отбора. Проявляя альтруизм к близким генетическим родственникам (например, к детям), мы помогаем сохранению человеческого генофонда (родственный отбор). Помогая кому-то сегодня (например, пропуская другой автомобиль в очередь перед собой), мы полагаем, что эта услуга будет возвращена нам позднее. Культурные теории акцентируют внимание на развитии норм альтруизма. Имеется в виду норма социальной ответственности (помощь тем, кто в ней нуждается) и норма взаимной ответственности (помощь тем, кто помог вам). Приверженцы этих теорий утверждают, что социальная эволюция оказывает гораздо более значительное влияние на человеческий альтруизм, чем биологическая эволюция, подразумеваемая социобиологическими теориями.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

АЛЬТРУИЗМ

1. Большая значимость благополучия, счастья, интересов или даже выживания других по сравнению с собственными. 2. Поведение, направленное на обеспечение безопасности, удовлетворение интересов или улучшение жизни других при одновременном подвергании опасности себя. Первое значение более общее и чаще используемое; оно обозначает и прин

цип, и действия. Это значение также является основным в современной этологии, хотя здесь употребление этого термина ограничено обстоятельствами, при которых поведение не приносит пользу ни индивиду, ни его прямому потомству. Это значение имеет интересные оттенки. Так у многих видов наблюдается поведение, которое представляется альтруистическим, хотя с точки зрения этологии таковым не является. Например, в случае альтруизма по отношению к семье некоторые особи своими действиями нарушают собственную безопасность, но обеспечивают безопасность собственной семьи, следовательно, такое поведение можно рассматривать и как действие в собственных интересах, в результате которого увеличивается вероятность выживания собственных генов. Аналогично, в случае взаимного альтруизма действия часто основываются на том, что тот, кто сегодня оказывает поддержку, завтра может ее получить. Следует отличать от поведения помощи, при котором не предполагается никакого риска.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Альтруизм (altruism)

самоотверженное поведение, положительно влияющее на выживание, благополучие и настроение других. Может варьировать от простого избегания встреч до жертвования своей жизнью ради жизни другого.

Источник: Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens. Глоссарий к книге

Альтруизм

altruism). Система ценностных ориентации личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности.

Источник: Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

АЛЬТРУИЗМ

от лат. alter – другой) – система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы др. человека или социальной общности. А. позволяет человеку быть более склонным к компромиссу при разрешении трудных ситуаций взаимодействия. Термин введен французским философом О. Контом как противоположный понятию «эгоизм».

– имеющий силу) – реакция личности, характеризующаяся двойственностью в отношении к человеку или явлению при одновременном его принятии и отвержении. Напр., в ревности взрослого человека происходит объединение чувств любви и ненависти. В соответствии с теорией З. Фрейда, амбивалентность эмоций может господствовать на прегенитальной фазе психического развития ребенка. При этом наиболее характерным является то, что одновременно возникают агрессивные и сексуальные желания.

Источник: Словарь конфликтолога

Альтруизм

черта характера человека, Проявляющаяся в потребности делать добро для людей, оказывать им помощь, поддержку, причем бескорыстно, иногда в ущерб себе и собственным интересам. Вопрос о происхождении альтруизма остается открытым. Некоторые ученые считают, что данная черта свойственна только человеку, другие усматривают ее и в поведении животных. Наиболее известной формой общего у человека и животных Альтруистического поведения является родительское, Проявляющееся в заботе о своем потомстве, защите членов сообщества.

Источник: Словарь по конфликтологии

Альтруизм

от лат. alter «другой») – поведение человека, которое ориентировано на удовлетворение чужих интересов без учета выгоды для себя.

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное (Платон).

Тот, кто охотно дает, если даже дает он и много, – Чувствует радость, давая, и сердцем своим веселится (Гесиод).

Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость (Маргарита Наваррская).

…Я открыл простую, старую истину, которую я знаю так, как никто ее не знает: я открыл, что есть бессмертие, что есть любовь, и что для того, чтобы быть вечно счастливым, надо жить для других (Л. Толстой, Письма).

Я предпочитаю облегчать жизнь другим и самому быть счастливым (Б. Прус, Кукла).

Акт добродетели, жертвование своими интересами и самим собой есть потребность благородной души, самолюбие великодушного сердца и, в каком-то смысле, эгоизм большого характера (С. Шамфор).

Богат не тот, кто приобрел много, но тот, кто много роздал (Иоанн Златоуст).

Ср. викарное удовольствие.

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Альтруизм

лат. alter - другой) – качество личности, проявляющееся бескорыстной заботой о благополучии других людей (О.Конт). Термин не содержит коннотации, согласно которой индивид не заботится о своих собственных нуждах или что он проявляет такую заботу вопреки своим убеждения. Некоторые исследователи предполагают, что альтуизм обусловлен преимущественно генетическими факторами, другие - определенными особенностями когнитивного, но в первую очередь нравственного созревания или благоприятствующим отказу от эгоизма социальным опытом (Раштон, Соррентино, 1981), третьи – принятием соответствующих религиозных предписаний. Не следует альтруизм смешивать с жертвенностью, расчетливым благоразумием и поведением помощи без всякого риска потерь для себя или поведением не вполне здоровых лиц, которые просто не дорожат тем, что они отдают другим, нередко совершенно случайным людям, часто в ущерб интересов собственной семьи и потребностей своих близких. Существуют психиатрические пациенты, большей частью, повидимому, это индивиды, страдающие шизофренией, которые проявляют выраженные альтруистические тенденции вне всякой патологической мотивации своего поведения. Так, пациент, однажды увидевший, как в канализиционный люк упал мальчик, затем несколько лет, начиная с раннего утра, обходил весь город и закрывал такие люки крышками или чем-то другим, если последние были украдены.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Альтруизм

лат. alter - другой) - система ценностных ориентаций личности, проявляющихся в актах заботы, милосердия, самоотречения, мотивом к-рых являются интересы др. человека или социальной группы. А. находит свое выражение в бескорыстном поведении, осуществляемом ради др. людей и не способствующим повышению приспособляемости самой совершающей это поведение личности. Термин «А.» введен фр. философом О. Контом как противоположный понятию «эгоизм». Конт связывал понятие А. с формированием посредством воспитания у человека способности противостоять собственному эгоизму во имя интересов людей. В кач. морального принципа А. провозглашается нек-рыми филос.-религ. учениями (буддизм, христианство), содержится в воззрениях многих мыслителей (Ж.-Ж. Руссо, И. В. Гете, Л. Н. Толстой, Э. Фромм и др.). В психоанализе З. Фрейда А. рассматривается как невротическая компенсация т. наз. первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению. В совр. психологии и социобиологии ставится вопрос о филогенетических корнях самоотверженного поведения в животном мире, о «родословной А.» (В. И. Эфроимсон), об альтруистической стратегии поведения особи как необходимой в целях выживания всего вида (Дж. Уилсон, П. В. Симонов). Механизм проявлений А. может быть различен. Как правило, акты А. определяются ситуативными альтруистическими установками, к-рые актуализируются в разл. действиях субъекта в конкретных опасных ситуациях (напр., спасение ребенка ценой собственной жизни). В том случае, когда А. определяется смысловой установкой, он становится осознанной ценностной ориентацией, определяющей поведение личности в целом. Тогда А. превращается в смысл жизни личности (напр., мировоззрение и деятельность А. Швейцера). Проявления А. могут быть сопряжены с прямой угрозой для интересов личности и даже для ее жизни. Эти обстоятельства существенно затрудняют эксперим. исследование феномена А. и вынуждают психологов обращаться к анализу внеш. форм поведения - помощи, щедрости, заботы и т. д. - без глубокого проникновения в мотивационную сферу личности. Реальная значимость альтруистического поведения личности определяется характером тех ценностей, к-рые лежат в основе ее взаимоотношений с людьми. А. может выступать как важный момент социально-психол. проявления гуманных отношений. Лит.: Антилогова Л. Н. Альтруизм и его роль в профессиональной деятельности социального работника // Социальная работа в Сибири / Отв. ред. Н. И. Морозова. Кемерово, 2004; Эфроимсон В. П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) // Новый мир. 1971. Вып. 10; Altruism and helping behavior: Social psychological studies of some antecedents and consequences. N. Y.-London: Academic press, 1970. В. В. Абраменкова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Альтруизм

(от лат. alter — другой) — самоотверженное, бескорыстное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания.

Нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо других людей; самоотверженность (противоположность – эгоизм).

Как жизненный принцип альтруизм выражается в максиме:

«Поступай так, чтобы твой личный интерес служил чужому интересу», но при этом учитывается, что правило «Не навреди» превалирует над правилом «Помогай ближним».

Источник: Словарь по биомедицинской этике для студентов всех факультетов высших медицинских учебных заведений

альтруизм

(от лат. alter – другой) – система ценностных ориентаций личности выражающаяся в готовности жертвовать собственными интересами в пользу другого человека или социальной общности; этический принцип, выдвигающего в качестве главного критерия нравственной оценки соблюдение интересов другого человека или социальной обьщности. Данный термин используется как противоположный понятию эгоизм.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме АЛЬТРУИЗМ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Самоактуализация как Фактор формирования установки на альтруизм

Коломиец Евгений Анатольевич
В статье приводится анализ современных методологических и практических проблем развития просоциальной мотивации. Исследуется взаимосвязь уровня самоактуализации и установки на альтруизм. Выделены личностные факторы, препятствующие формированию просоциальной мотивации.
Скачать PDF

Специфика социально-психологической адаптации от выраженности установки на альтруизм/эгоизм

Гайворонская Александра Александровна
Рассматривается результативная сторона социально-психологической адаптации студентов в зависимости от степени выраженности установки на альтруизм/эгоизм. У лиц с преобладанием установок на альтруизм получены высокие значения по таким шкалам социально-психологической адаптации, как принятие других, внешний контроль и ведомость. У лиц с преобладанием установок на эгоизм проявились следующие особенности социально-психологической адаптации: положительное отношение к себе в сочетании с критичным отношением к другим, склонность к доминированию.
Скачать PDF

Альтруизм и ЭГ Оизм как основа нравств енной определенности

Лаверычева Ирина Германовна
Статья посвящена анализу эгоизма и альтруизма с точки зрения их внутренней (биологической) и внешней (социально-культурной) детерминации, а также конкретному исследованию проявлений эгоистических и альтруистических качеств у школьников подросткового возраста. Точно определено соотношение альтруистов и эгоистов, а также крайних эгоистов. Их полное частотное распределение автор объясняет определенным механизмом комбинации генов, полагая, что эгоизм доминантная, а альтруизм рецессивная наследственная форма поведения. Показано, что альтруистов, умеренных и мягких эгоистов могут существенно менять условия социальной среды, тогда как крайние эгоисты наиболее устойчивы.
Скачать PDF

Эгоизм и альтруизм: «Антагонисты» или «Братья»?

Шевалдышева Елена Зигфридовна
Проводится теоретический анализ и практическое изучение соотношения понятий «эгоизм» и «альтруизм ». Демонстрируется недостаточность односторонних, морально окрашенных трактовок одного и другого термина. Впервые для изучения эгоизма и альтруизма используются методы выборки переживаний (experience sampling methods ESM). Результаты исследований показывают положительную взаимосвязь, существующую между шкалами «эгоизма» и «альтруизма» у всех испытуемых, а также количественное преобладание первого конструкта над вторым в подавляющем большинстве ситуаций, связанных с повседневной активностью участников исследования. Полученные данные опровергают устоявшиеся представления об эгоизме и альтруизме, как о противоположностях, обладающих к тому же неодинаковой моральной ценностью. В связи с этим авторы статьи, основываясь на результатах исследования, предлагают другую метафору «старшего и младшего брата», что устраняет тему антагонизма, якобы преобладающего во взаимодействии альтруизма с эгоизмом и дезавуирует представление о «моральной неполноценности» последнего. Выявленная «норма» взаимодействия эгоистических и альтруистических компонентов позволяет сосредоточить дальнейшие усилия на изучении более редких и атипичных случаев, связанных с противоречиями между ними.
Скачать PDF

Альтер-альтруизм

Поддьяков Александр Николаевич
В статье доказывается, что в традиционном понятии альтруизма не дифференцированы представления о двух сущностно различающихся типах неэгоистических установок и поведения. Один тип предполагает общую гуманистическую установку помогать другим без специальной дифференциации этих других. Второй тип предполагает, что субъект, игнорируя собственные интересы, помогает другому, но особым образом нанося ущерб его соперникам. Для обозначения такой установки и поведения предлагается понятие «альтернативный альтруизм», или «альтер альтруизм». Представлена классификация различных человеческих деятельностей в трехмерном пространстве «содействие противодействие исполнение/рефлексия». Описаны проявления альтер альтруизма по отношению к «чужим» и «своим». Обсуждаются нравственные дилеммы альтер альтруистической деятельности и ставятся задачи будущих исследований.
Скачать PDF

Альтруизм и эгоизм с естественнонаучной точки зрения

Лаверычева И.Г.
Статья представляет собой обзор современной литературы в области философской антропологии, социобиологии и психогенетики, раскрывающей общий социально-биологический смысл альтруизма и эгоизма, биологическое происхождение этих свойств и их адаптивное эволюционное значение у животных и человека. Эгоизм необходим в борьбе за существование как стратегия, обеспечивающая в процессе естественного отбора собственное выживание особи, в связи с чем он проявляется в преобладающих тенденциях поведения. Альтруизм способность заботиться о других и даже жертвовать собой ради других, способствует продолжению рода, а также благополучию и выживанию сообщества в целом. Альтруизм коренится в заботе о потомстве и возникает в эволюции как самый продвинутый вариант стратегии репродуктивного поведения. Эгоизм и альтруизм противоположно направленные эволюционно стабильные поведенческие стратегии, создающие баланс поведенческих реакций, влияющих на выживание отдельных особей и их сообществ соответственно, играют ключевую роль в эволюции социальных отношений. Оба этих свойства связаны с вазопрессин-окситоциновой регуляцией работы мозга, подконтрольной единому механизму психогенетической наследственности. Проявления эгоизма большей частью происходят без участия сознания, автоматически; проявления альтруизма связаны с более развитыми формами высшей нервной деятельности. В поведении животных и человека в отношениях между эгоизмом и альтруизмом проявляется естественный дуализм, поскольку каждая особь должна выживать и как отдельный организм (для этого необходим эгоизм), и как член сообщества (для этого необходим альтруизм). Но в реальности любое сообщество генетически неоднородно, и у подавляющего большинства особей преобладают эгоистические реакции, в то время как альтруизм устойчиво преобладает у меньшинства.
Скачать PDF

Проявление социальных установок: «Альтруизм-эгоизм», «Процесс-результат», «Свобода-власть», «Труд-де

Прыгин Геннадий Самуилович, Каюмов Айдар Талгатович
В статье рассматриваются аттитюды и социальные установки как регуляторы социального поведения личности. Анализируется структура и регуляторная функция социальной установки. Утверждается, что, в отличие от субъектной регуляции, разным социально-психологическим феноменам часто приписывают регулирующую функцию, которая, однако, не имеет четко разработанной функциональной схемы, объясняющей процесс регуляции. Показано, что социальные установки как «регуляторы поведения» существенно отличаются от субъектной регуляции по ряду признаков. Концепция субъектной регуляции является системно-организованным процессом с четко разработанной и описанной внутренней структурой. Кроме того, в субъектной регуляции выделяют две основные составляющие регуляторного процесса: «содержательно-психологическую» и «структурно-функциональную»; субъектная регуляция более универсальна (кросситуативна), в отличие от социальной установки. Формулируется гипотеза о влиянии типологии субъектной регуляции на проявления социальных установок. Эмпирически установлено, что вне зависимости от пола, лица с автономным типом субъектной регуляции больше ориентируются на конечный результат, чем на процесс деятельности; характер проявления «содержательных» социально-психологических установок связан с типологическими особенностями субъектной регуляции в большей степени, чем с гендерными различиями.
Скачать PDF

Развитие представлений об альтруизме и взаимопомощи в зарубежной и отечественной психологии

Андреев Павел Владимирович
Скачать PDF

Развитие представлений об альтруизме и взаимопомощи в зарубежной и отечественной психологии

Андреев Павел Владимирович
Скачать PDF

Влияние эмпатии на проявления альтруизма и эгоизма

Лаверычева Ирина Германовна
Статья касается связи понятий эмпатии (в психологии) или симпатии (в философии) с современным естественнонаучным пониманием природы эгоизма и альтруизма. В ней предлагается модель механизма проявления эгоизма и альтруизма, построенная на основе расширенной психологической концепции эгоистического или альтруистического переноса. Предполагаемое отсутствие прямой зависимости между уровнем эмпатии и проявлением альтруизма или эгоизма подкрепляется результатами эмпирического исследования этих свойств у школьников и студентов.
Скачать PDF

Естественные и социальные составляющие эмпатии и альтруизма

Субботина Надежда Дмитриевна
В статье рассматриваются социальные и естественные составляющие эмпатии и альтруизма. Анализируются основные теории, объясняющие эмпатию и альтруизм: социального обмена, эгоистической и альтруистической мотивации, социальных норм, эволюционной психологии, социобиологии, родственного (родового) отбора и взаимного альтруизма. Выделяются факторы эмпатии и альтруизма: способствующие, препятствующие и ограничивающиеся избранной группой. Утверждается, что эмпатия и альтруизм выполняют в обществе и на генетическом и на социальном уровнех функцию сохранения.
Скачать PDF

Проблема оснований и проявлений альтруизма

Гидлевский А.В., Здриковская Т.А., Зотов Р.А.
Рассматриваются истоки основных ошибок ученых в объяснении альтруизма. Выявляется система заблуждений, препятствующих развитию научной теории морали инравственности.
Скачать PDF