ЗИМОЛИЗ ЗИНЧЕНКО ПЕТР ИВАНОВИЧ

ЗИНЧЕНКО Владимир Петрович

Найдено 1 определение:

ЗИНЧЕНКО Владимир Петрович

(р. 1931) — российский психолог, специалист в области общей, когнитивной, инженерной и экспериментальной психологии, эргономике, теории и методологии психологии, психологии развития. Один из создателей отечественной инженерной психологии. Автор концепции перцептивных действий (совм. с А. В. Запорожцем), концепции микроструктурного анализа когнитивных процессов. Д-р психологических наук (1967), профессор (1968). Чл.-кор. АПН СССР (1974). Вице-президент Общества психологов СССР (1968—1983). Зам. председателя Центра наук о человеке при Президиуме АН СССР (1989). Поч. чл. Американской академии искусств и наук (1989). Д. чл. РАО (с 1992). Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1992-1997). Чл. Президиума и председатель Экспертного Совета по психологии и педагогике ВАК (1995— 2000). С 2001 — д. чл. Отделения образования и культуры РАО. В разные гг. был чл. редкол. многих журналов (Вопросы психологии, Вопросы философии, Техническая эстетика, Человек, Journal of Russian and East European Psychology (ранее — Soviet Psychology и др.). Лауреат премии им. К.Д. Ушинского (совм. с А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др., за монографию Восприятие и действие, 1967). Награжден медалью им. Г.И. Чел-панова (2002). Окончил отделение психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1948—1953) и аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР, защитив в 1957 канд. дис, посвященную исследованию ориентировочных движений руки и глаза и их роли в формировании произвольных движений. Работал в этом же институте в лаборатории детской психологии, возглавляемой А.В. Запорожцем, над проблемой развития восприятия и мышления дошкольников. В 1961 организовал в НИИ автоматической аппаратуры первую в стране лабораторию инженерной психологии, которой руководил до 1970 г. С 1969 по 1984 г. руководил отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР. Одновременно с 1951 занимался преподавательской деятельностью, в том числе в МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1960). В 1970—1982 возглавлял созданную им кафедру психологии труда и инженерной психологии на психологическом фак-те МГУ. В 1984 г. организовал кафедру эргономики в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), которой продолжает заведовать. Кроме того, в конце 80-х гг. был зам директора Института философии РАН (1988-1991) и руководителем Центра наук о человеке (1988—1991), директором-организатором Института человека РАН (1988-1991). В 1998 организовал и возглавил кафедру психологии в Государственном университете природы, общества и человека Дубна. С 1998 г. 3. — гл.н.с. Института общего и среднего образования РАО, руководитель Центра наук о человеке при этом институте, профессор Самарского педагогического ун-та. Научные интересы 3. отличаются широтой и многосторонностью. Его первые исследования были направлены на понимание онтогенеза восприятия. Экспериментально изучались процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и др. Результаты были представлены в разработанной совместно с А.В. Запорожцем концепции перцептивных действий (Восприятие и действие, в соавт, М., 1967). Последующие работы были посвящены исследованию зрелых форм перцепции, движения и действия: формированию зрительного образа, роли моторных компонентов в восприятии, развертыванию восприятия как перцептивной деятельности, разработке функциональной модели предметного действия. Исследования в области когнитивной психологии включали работы по зрительной кратковременной памяти, визуальному и творческому мышлению, микроструктурному анализу когнитивных процессов (Формирование зрительного образа, М., 1969, в соавт.; Психология восприятия, М., 1973, в соавт.; Психометрика утомления , М., 1977, в соавт.; Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980, в соавт.; Функциональная структура действия, М.,1982, в соавт.и др.). Дальнейшая сфера научной работы 3. существенно расширилась и касалась трех направлений: (1) Психологических проблем установки, сознания, деятельности, личности. (2) Проблем теории,ме-тодологии и истории психологии (Методологические вопросы психологии, М., 1983, в соавт.; Человек развивающийся. Очерки российской психологии, М., 1994, в соавт.; Мысль и слово Густава Шпета, М., 2000). (3) Проблем человек— техника, которую 3. трансформировал в проблему Человек—культура-техника (Основы эргономики, М., 1979, соавт. В.М. Мунипов). Особо следует отметить научно-координационную деятельность 3., который совместно с коллегами возглавлял крупные научные проекты по инженерной психологии в оборонной промышленности. Привлекал к созданию инженерной психологии ведущие психологические учреждения, сотрудничал в этой сфере с ведущими психологами — А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, В.Д. Небылициным, Б.М. Тепловым, П.АШеваревым, П.И. Зинченко, Ю.Б. Гип-пенрейтер, М.И. Бобневой, O.K. Тихомировым, В.Н. Пушкиным, М.С. Шехтером и многими др.. Инженерная психология создавалась как наука, и ее концептуальный строй (принципы анализа деятельности оператора, понятия информационной и образно-концептуальной моделей и т.д.) также был делом научно-практических трудов 3. Он один из инициаторов формирования новой вузовской специальности: эргономика. Под его ред. были разработаны и приняты первые в стране инженерно-психологические требования, принципы и рекомендации по эргономике, опубликованы 30 выпусков трудов ВНИИТЭ. Работы 3. в 1990-е гг. выходят за пределы экспериментально-прикладной проблематики. Он обращается к иной, чрезвычайно широкой области творческого приложения своих сил — проблемам личностного и духовного развития, эстетического воспитания и развивающего образования, формулированию принципов психологической педагогики, поэтической антропологии и органической психологии. Рассматривает проблематику психологии развития через поэтическое наследие О.Э. Мандельштама и философские идеи М.К. Мамарда-швили ( Возможна ли поэтическая антропология? , М., 1994; Аффект и интеллект в образовании, М., 1995; Образ и деятельность, М., 1997; Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии, М., 1997; Живое знание. Психологическая педагогика, Самара, 1997; Психология доверия, М., 1999). 3. — автор первых отечественных учебников по эргономике для вузов: Эргономика. Чело-векоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды (М., 1979, 1998, соавт. В.М. Мунипов) и др. Автор и редактор 4-х выпусков Зрительные образы: феноменология и эксперимент (1972—1975). Автор и со-ред. Психологического словаря, (М., 1983; 1996) и книги Психологические основы педагогики, М., 2002. Свыше 100 его работ, в том числе 12 монографий, изданы за рубежом на англ., франц., Испан., японском, венгерском, чешском и ДР-языках. Л.Л. Карпенко

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено научных статей по теме — 12

Владимир Петрович Зинченко

Скачать PDF

Слово о Владимире Петровиче Зинченко

Ждан Антонина
Рассматриваются представления В. П. Зинченко об органической психологии, о деятельности и сознании, о развитии человека на пути к духовности. Обосновывается положение о правомерности характеризовать эти представления как контуры новой самостоятельной концепции развития человека и личности. Подчеркивается их связь с традициями психологической мысли и прозрениями замечательных поэтов. Проведены сопоставления воззрений В. П. Зинченко с теориями Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. Воссоздается портрет ученого, обращается внимание на особенности языка и стиля научных трудов В. П. Зинченко. Анализируются новые термины, введенные им в психологию.V. P. Zinchenkos notions about organic psychology, activity and consciousness and about mans development on the way to spirituality are considered in the article. Appropriateness of these notions characterizing as a contour for a new independent conception of development is based. Their interrelation with traditions of psychological thought and insights of remarkable poets are stressed. Comparison of V. P. Zinchenkos ideas with the theories L. S. Vygotsky and A. N. Leontiev are done. The portrait of the scientist is created, attention is paid to peculiarities of language and style of V. P. Zinchenkos scientific works. New notions, introduced by V. P. Zinchenko in psychology are analyzed.
Скачать PDF

О Владимире Петровиче Познякове

Лунева Ольга Викторовна
В июле 2012 г. отметил юбилей один из преподавателей Московского гуманитарного университета — доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и этнической психологии Владимир Петрович Позняков. Ему исполнилось 60 лет. Он уже многие годы сотрудничает с журналом «Знание. Понимание. Умение», его статьи регулярно публикуются в нашем журнале. Поздравляя коллегу с юбилеем, мы предлагаем биографический очерк о нем, который подготовила профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета Ольга Викторовна Лунева. В статье охарактеризована научная деятельность российского психолога Владимира Петровича Познякова.
Скачать PDF

О языковой личности Владимира Набокова

Фатеев А.Е.
Скачать PDF

«Страх есть сдерживающее начало…»: образ времени Владимира Шляпентоха

Лейбович О. Л.
Произведена реконструкция взглядов русско-американского социолога В. Шляпентоха на роль страха в истории общества. Поставлен вопрос: что движет человеческими поступками: ценностные ориентации, сформированные культурой, или эмоции, вызванные воздействием внешних сил? Установлено, что споры между социологами оказывают решающее воздействие на способы исторического описания.
Скачать PDF

Сафонов Владимир Константинович

Скачать PDF

Психология в пространстве-времени Зинченко (опыт персонологического прочтения)

Петровский В.А.
Психология, берущая начало в личности В.П. Зинченко, — психология «от Зинченко», — в своем исходном определении может быть понята как постигающе-полагающая наука, ведающая истоками жизни индивидуумов, жизни общества, бытия цивилизации и культуры, раскрывающая посвященным веер возможностей, искушений и перспектив. Анализируются условия синтеза исследовательской и полагающей функций психологии, что превращает ее в науку поступающего самосознания, неотделимую от личности ее творца. Такова наука об актах, инструментах и результатах индивидуального и всеобщего самосознания, показывающая, как живет сознание, преодолевая заданность и раскрывая перед собой и вовне новые степени своей свободы. История психологии для В.П. Зинченко есть путь объективации и субъективации сознания средствами самого сознания. Его психология — сверхлична и лична. Тексты книг и статей В.П. Зинченко — чувственная ткань переживающей себя психологии. Его мысль — живое движение сквозь знаки любой сложности; предложения, содержащиеся в текстах его работ, суть не только опыт фиксации сквозь-знаковых переходов в новых знаковых формах, — это еще и предложения, которые В.П. Зинченко делает самой психологии. Теория сознания и сознания Теоретика в его лице едины. Сам автор теории — человек поступающего самосознания.
Скачать PDF

Направленность личности как вектор психического развития российского ученого Владимира Николаевича а

Долгова Валентина Ивановна
Эмпирическое исследование проведено с использованием биографического и лонгитюдного методов, ориентационной анкеты Б. Басса и метода контент-анализа произведений известного российского учёного Владимира Николаевича Анисимова. Биографический, лонгитюдный методы и контент анализ событийного ряда проведён по десяти главам биографического труда В.Н. Анисимова «Годы привередливые» и поэтических работ «Весенним месяцем нисаном…». На всех этапах сквозной характеристикой паттернов поведения В.Н. Анисимова явно выделяется модальная величина направленность на дело заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Скачать PDF

Артур Владимирович Петровский: ипостаси авторства*

Петровский Вадим
Скачать PDF

Интервью с Артуром Владимировичем петровским

Мухина Валерия
Скачать PDF

Интервью с Владимиром Пономаренко

Мухина В.С.
Владимир Александрович Пономаренко, 1933 г. рождения, украинец. Начальник Государственного научно-исследовательско го испытательного института авиакосмической медицины (1987-1992). Ведущий психофизиолог по летным испытаниям. Доктор медицинских наук, профессор психологии труда. Отличник здравоохранения СССР. Заслуженный деятель науки РФ. За службу в авиации ге не рал-майор медицинской службы в отставке В.А. Пономаренко награжден тремя орденами и 18 медалями. За результаты достижений в науке удостоен звания Лауреат Премии Правительства СССР и Правительства РФ. За работы в области образования избран действительным членом Российской академии образования, награжден Золотой медалью Академии, удостоен Российской академией наук дипломом Рубинштейна. Член семи общественных Академий, почетный профессор трех университетов. Удостоен звания «Почетный гражданин города Мелитополя» (2010 г.) Почетный ветеран Вооруженных сил. Удостоен звания «Лучший врач России» (2008 г.). Опубликовал девять авторских монографий и девять в соавторстве. Подготовил более 30 кандидатов наук и 12 докторов наук.
Скачать PDF

Владимир Федорович Чиж и зигмунд Фрейд: схождение биографий и различие судеб

Слабинский В.Ю.
В статье рассматривается биография и научные достижения выдающегося российского психиатра Владимира Федоровича Чижа в соотнесении с биографией и научными достижениями основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Основные вехи биографий главных героев удивительно схожи: родились в небольших провинциальных городках старых империй, разница в дате рождения менее одного года, образование получили в столичных университетах, увлекались философией Ницше, в глазах современников были хорошими организаторами и крупными учеными. Владимир Федорович Чиж изучал психиатрию у И.П. Мержеевского и закончил Военно-медицинскую академию одновременно с Владимиром Михайловичем Бехтеревым. Во время заграничной стажировки Чиж изучал гипноз у ведущих специалистов своего времени: Ж. Шарко, И. Бернхейма и Ж. Дельбёфа. Неврологию и психиатрию у П. Флексинга, методологию психологического эксперимента у В. Вундта. В 30 лет стал первым Главным врачом Петербургской городской больницы для душевнобольных во имя великомученика и целителя Пантелеймона (600 коек), где организовал одну из первых в России психологических лабораторий. Он родоначальник экспериментальной психологии в России. С 1811 по 1915 год заведовал кафедрой психиатрии Юрьевского университета (сейчас Тарту, Эстония). Чиж одним из первых развивал на русской почве понимание личности и индивидуальности с самых фундаментальных, врачебных позиций. Он автор около 200 печатных работ, включая ряд монографий, по различным вопросам психиатрии, невропатологии, криминальной антропологии и психологии. В.Ф. Чиж первым в мире сформулировал «принцип удовольствия», сделав это минимум на 6 лет раньше Фрейда, и одним из первых в России постулировал важность деятельностного подхода в психологии.
Скачать PDF